Ранее мы уже рассматривали часть вопросов, связанных с , некоторыми особенностями правил и штрафов. Теперь самое время вооружиться картой и проложить первый маршрут, но какие еще знания могут пригодиться нам в дороге?
Несмотря на все штрафные строгости, кто бывал в Греции – не даст соврать – в крупных городах движение очень интенсивно и опасно. Особенно это касается огромного количества двухколесного транспорта, который особо не заморачивается по поводу каких-то там Правил.
При маневрах на дороге также старайтесь почаще смотреть в заднее зеркало, и даже если там никого не увидели, то помните, что мотоцикл или мопед может в этот момент находиться в мертвой зоне.
Особенности городской планировки в Афинах, Салониках и Партах предусматривают большое количество резких поворотов, множество перекрестков и улиц с односторонним движением, что также весьма осложняет вождение.
В городах очень ощущается нехватка знаков «главная дорога» и «уступи дорогу», а потому на перекрестках лучше притормаживать в любом случае. Что до знаков, то они аналогичны нашим — по крайней мере, существенных отличий встречать не приходилось.
Еще немаловажный фактор – светофоры. В Афинах лучше не рвать с места на зеленый, поскольку среди греков встречается привычка стараться проскочить на только что зажегшийся красный. При остановках лучше включать аварийку.
Парковаться где попало тоже не стоит, поскольку во многих местах, особенно в центре, парковка запрещена.
Chair parking only!
Что до скоростных ограничений, то в городах – это 50 км/ч, на загородных дорогах – 80, на автобанах – 130. Хотя уж на автобанах греки отрываются по полной и часто 150 – это не предел. Качество дорог вопросов не вызывает и поддерживается на очень хорошем уровне даже в сельской местности. Что до магистралей, то покрытие на них просто превосходное.
Автобанов в Греции 2. Одна дорога связывает Афины и Салоники, вторая – Афины с Пелопонессом. Если ехать от Коринфа на Патры, то на карте трасса вдоль залива также обозначена как автобан, хотя почему это так – лучше спрашивать у самих греков.
Как по мне – это одна из наиболее экстремальных дорог, по которым доводилось ездить. В отличие от трассы Афины-Коринф, где множество полос во все стороны и нормальные ограждения, на дороге к Патрам полос меньше, скорость выше и масса дальнобойщиков, совершающих такие обгоны, что порой страшно смотреть в заднее зеркало.
Автобаны в Греции платные. Стоимость проезда составляет порядка 1,5-3 евро и оплачивается, как правило, наличными.
Обратите внимание, что большинство заправок работает до 19.00. Исключения бывают в крупных городах и на магистралях. Поэтому, если вечером выбираетесь поездить по окрестностям, следите за количеством бензина.
Полезные статьи
Не так все страшно, как рассказывают.
Я проехал с семьей материковую Грецию от Афин до границы с Албанией на Nissan Micra . Ездили и по магистралям, и по горным дорогам, и ничего страшного в вождении по Греции нет. Привыкнуть к поведению местных водителей можно за день.
Про то, что нужно знать для безопасной езды по Греции, я расскажу.
Когда стоишь на обочине в Афинах, кажется, что на дороге одни наркоманы, которые непонятно как движутся. Но когда садишься за руль и сам въезжаешь в этот поток, все становится понятным и логичным.
Я брал машину в центре Афин и сразу от офиса Европкар выехал в поток на Сингру авеню. Первые минуты волосы на голове шевелились бы, если бы они у меня там были. Но через пару светофоров я уже расслабился и думал, как лучше выехать из города, потому-что навигатор показывал что-то странное.
Наша арендованная Nissan Micra на горной дороге.
Про навигатор будет отдельный рассказ, а сейчас будем разбираться с правилами.
Ограничение скорости
Превышать скорость здесь нельзя - что на знаке, то и на спидометре. За превышение скорости менее, чем на 20 км/ч, штраф 40 евро.Другое дело, что все камеры у них отмечены большими, заметными знаками, а полицейские скорость не меряют или делают это очень редко. Местные ездят как хотят.
Ограничения скорости в Греции следующие (если нет знаков):
- населенный пункт - 50 км/ч
- вне населенных пунктов - 90 км/ч
- автомагистрали - 120 км/ч
Говорят, что тут все превышают скорость. Многие, но не все.
Тут все как у нас, кто-то тащится, а кто-то несётся. Есть и безбашенные водилы на ауди и молодежь на старых Пежо, есть старички на Мерседесах, и девушки на маленьких трёхдверных машинках. Все едут по-разному. Но, в основном, все очень культурно.
Особенности расстановки знаков
Основная особенность в том, что знаков приоритета очень мало. Сами знаки как в России - ничего необычного, только тут они иногда маленькие и незаметные.
В Википедии есть таблица с греческими знаками , но она не полная. Есть полная таблица , но она на греческом.
В городах и на загородных дорогах
Знаков приоритета почти нет. Особенно знаков «Главная дорога». Нужно догадываться, что ты на главной. Обычно знаки расставлены так, что если знаков нет, то это главная дорога, если на перекрестке висит знак STOP — вы по второстепенной пересекаете главную. STOP у них висит вместо привычного в России «Уступи дорогу».
Нет знаков - ищи помеху справа, нет помехи справа - езжай. Видишь знак STOP - уступай.
STOP - работает как у нас, но тут все его воспринимают как «Уступи дорогу». Никто не останавливается, если по главной нет машины. Вообще-то это нарушение, но я тоже не останавливался. Иногда перекрестки идут друг за другом, и тормозить на каждом очень не удобно.
В городах улицы узкие, в том числе и в Афинах. Поэтому в Греции очень много одностороннего движения и знаков, запрещающих стоянку. Большинство знаков заляпаны рекламой или раскрашены вандалами. Многие вообще не читаются.
Время действия знаков пишут прямо на знаке, а не на табличке. Но там по-гречески, ориентируйтесь на местных.
На магистралях
Магистрали платные и очень хорошие.
Оплата проезда по магистрали. Пока не оплатили, шлагбаум закрыт и горит красный сигнал. Сколько платить показано на мониторе.
Поборные станции каждые 50 - 70 км. За проезд берут от 1,5 до 4 евро . Больше мы не встречали. За это вы получаете автомагистраль с разрешённой скоростью 120 км/ч, с идеальным покрытием и безопасными съездами. Никаких одноуровневых перекрестков.
На магистралях установлены огромные знаки с ограничением скорости. Обычно там нарисована цифра 120. Огромные зеленые указатели с направлением съездов и другой информацией. Всё продублировано на английском. Тут сложно что-то перепутать.
Места отдыха обозначены буквой Р, у нас это «елка и табуретка ». Только на их магистралях в местах отдыха есть туалеты. В смысле не в лесу.
Оплатить проезд по магистрали просто.
Станция оплаты. Дорога расширяется. Человечек с протянутой рукой на синем фоне это окно с оператором.
Мы платили с карты или мелочью. Если с карты, то едем к окошку с оператором. У нас была Сбербанковская VISA - работала хорошо.
Окно с оператором обозначено табло с человечком, обычно оно синего цвета, иногда зеленое. Говорить ничего не надо: улыбнулись, протянули ему карту, забрали ее обратно, шлагбаум открылся - поехали дальше.
Чтобы заплатить монетами, заезжаем в проезд с воронкой. На табло тоже все нарисовано. Мы пытались сунуть туда карту, почему-то не принял. Мелочь в воронку ссыпали и поехали дальше.
Пункты оплаты обозначены заранее знаком Toll .
Сигналы светофоров
Все как в России: красный, желтый и зеленый.
Стрелка у них обычно не в дополнительной секции, а на отдельном светофоре со всеми тремя цветами.
Две мигающие желтые стрелки. Дополнительная табличка приляпана прямо к знаку, нижний знак грязный и разукрашенный, и какая-то реклама приклеена. Это Афины.
В дополнительной секции есть две мигающие оранжевые стрелки . Это разрешающий сигнал: можно поворачивать, но нужно уступать, если кто-то едет по основному - зеленому сигналу.
Есть одна удобная штука: два мигающих жёлтых огня . Это значит, что на следующем светофоре сейчас загорится или уже горит красный. Это очень помогает от резких торможений и сомнений, какую педаль давить на жёлтый сигнал - газ или тормоз.
Два мигающих желтых на отдельном светофоре. Видно, что на следующем уже загорелся желтый. Гора на заднем плене это район Мереора. Город под горой — Каламбака.
Я обычно, когда видел два мигающих желтых, переключал на нейтралку и катился, пока не увижу красный сигнал, потом начинал тормозить.
Особенности вождения в Греции
Улица в горном поселке Арахова рядом с Дельфами.
Водители, в основном, вежливые. Иногда слишком, и это мешает разобраться в местных правилах.
Местные водители почти не пользуются поворотниками. Перед маневром могут включить аварийку, чтобы привлечь внимание или не включить ничего.
Про парковку
Часто бывает так, что на обочине занято всё и везде. А остановиться надо. Встаем вторым рядом. На ночь машину так не оставишь, а выгрузить вещи, высадить семью и даже в кафе покушать можно. То есть нельзя, но если нет другого варианта, и вы не перекрыли всю улицу, то вполне допустимо. Полиция ко многому относится с пониманием.
В городах
Пешеходам никто не уступает. Пешеходы тоже ходят где попало, иногда даже не поворачивая головы.Парковка очень плотная. Машины распихивают по всем щелям: ставят на переходах, загораживают выезды, даже в недостроенном доме видел паркуются. Мотоциклисты разве что в дома не заезжают. От этого ходить по Афинам очень неудобно. Все обочины запаркованы машинами, а тротуары мотоциклами.
В Греции важно уметь выполнять параллельную парковку. Другим способом можно не поместиться. Необязательно делать это с первого раза идеально, хотя бы за несколько маневров.
У меня сделать это с первого раза получилось один или два раза. В основном, я включал аварийку и ездил туда-сюда, пытаясь заехать поглубже между соседними машинами.
На горных дорогах
В Греции очень много серпантинов.
В частности, в Метеора. С подъемом вверх ничего особенного, а вот на спуске нельзя пользоваться нейтралкой. То есть, катиться на нейтралке под горку и постоянно притормаживать. Тормоза могут закончиться. Нужно воткнуть третью или вторую передачу, отпустить все педали и притормаживать только перед поворотами.
Если спуск длинный и пологий, и дорога позволяет, то нормально и на нейтрали - экономим бензин.
По магистралям ездить проще всего. Только платить надо иногда.
Я ничего не сказал про разметку , потому что она ничем не отличается от нашей, и ничего особенного там нет. Часто в районе перекрестков потоки разделены бордюрами и островками. Если заехали не в тот ряд, лучше не пытаться всех объехать и встать впереди - можно наскочить на бордюр.
Штрафы за нарушение ПДД
С 2018 года оплатить половину штрафа в 10-дневный срок не получится. Эту возможность отменили. Теперь только полностью.- Непристегнутый ремень - 350 евро +лишение прав на 10 дней
- Превышение скорости на 20 км/ч - 40 евро
- Превышение скорости от 20 до 30 км/ч - 100 евро
- Превышение скорости более, чем 30 км/ч - 350 евро и лишение прав на 60 дней
- Стоянка или остановка в неположенном месте - 80 евро
- Парковка на тротуаре - 120 евро
- За радар-детектор или навигатор с отмеченными камерами штраф - 2000 евро +снятие номеров с машины +лишение прав
- Разговор по телефону за рулем — 800евро +лишение прав на 60дней
- Проезд на красный - 1000 евро
- Нарушение знака STOP - 900 евро +снятие номеров +лишение прав
Алкоголь за рулем
Полицейский транспорт в Афинах. Перекрывают дорогу для смены караула у парламента.
В Греции чуть-чуть можно:
- Содержание алкоголя от 0,50 до 0,80 грамм/литр крови - 200 евро
- Содержание алкоголя от 0,80 до 1,10 грамм/литр крови - 700 евро +лишение на 90 дней
- Содержание алкоголя более, чем 1,10 грамм/литр крови - 1200 евро +лишение прав +2 месяца ареста
Будут ли лишать прав водителя из другой страны на арендованном автомобиле, сказать сложно. Случаев таких очень мало. Забрать права полицейский может и, наверное, он так и сделает, но хранить их у себя в Греции они не будут. В лучшем случае, их передадут в ГИБДД по месту жительства или в посольство РФ, в худшем - потеряют.
В итоге запоминаем
- Знаков нет - мы на главной, но все равно едем осторожно и пропускаем машину справа.
- Видим STOP - мы уступаем.
- Две мигающие желтые стрелки - можно поворачивать.
- Два мигающих желтых огня - на следующем светофоре красный.
- В городе - 50 , за городом - 90 , магистраль - 120 . Превышать нельзя. Ближний свет днем не включаем. Включаем только в тоннелях.
- Паркуемся задом.
- На магистралях готовим мелочь или банковскую карту.
Удачи на дорогах и в путешествиях. Спасибо, что читали.
Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #d9edf7; padding: 15px; width: 100%; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 470px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: rgba(255, 255, 255, 1); border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 19px; -moz-border-radius: 19px; -webkit-border-radius: 19px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #31708f; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 17px; -moz-border-radius: 17px; -webkit-border-radius: 17px; background-color: #31708f; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
Автомобильные дороги Греции состоят из двух видов: скоростные автомагистрали и дороги местного значения. К местным дорогам также можно отнести дороги, которые проходят параллельно автомагистралям. А наличие небольших нескоростных дорог возле платных трасс являются обязательным условием при их планировании.
Начиная с 2004 года (в основном за счёт средств Европейского Союза) в Греции интенсивными темпами строятся скоростные автомагистрали, пересекающие всю страну вдоль и поперёк. Также строятся многочисленные тоннели. Такое замечание: автомагистраль Аттика – Одосий считается одной из самых безопасных скоростных дорог в Европе (и к тому же самой экономной). И нельзя умолчать, что при строительстве этой магистрали было обнаружено бесчисленное количество предметов древности, переданных в греческие музеи.
В 2009 году полностью открыт для движения автобан Афины – Салоники. Интересно то, что мы именно в 2009 году первый раз приехали в Грецию на своей машине, ехали этим автобаном и даже не подозревали, что трассу месяц как открыли!
Сейчас в Греции есть несколько платных автострад , пересекающих страну по всем основным направлениям. Эти дороги имеют, как правило, три полосы движения в каждом направлении. Качество дорожного покрытия на очень высоком уровне. Встречные полосы движения разделены так, что между ними располагается чаще всего полоса зелёных насаждений, иногда шириной до 5 метров. В общем, развернуться на автобане просто так не получится. Для этого существуют специальные мосты, но расстояние между ними бывает очень большое – до 50 километров. Прозевали - до следующего разворота придётся ехать долго.
На платных автострадах, безусловно, есть заправочные станции . Это такие себе комфортные территории для автомашин и людей. Почти на каждой такой заправке есть большой буфет, где можно полноценно поесть. Обязательно есть туалет, магазин, бар, где продаются напитки и бутерброды. Часто присутствуют душевые кабинки (стоимость 2-3 евро), а также детские игровые площадки. Парковка достаточно большая. По ходу движения на трассе присутствуют знаки, на которых указано расстояние до заправок. Самым большим минусом таких станций является повышенная цена на топливо . Обычно она выше примерно на 40 центов за литр. Можно заправляться на более недорогих заправках, которые расположены чуть в стороне от автобана (на трассе также есть указатели с расстоянием до этих заправок). Находятся примерно в 2-3 километрах от съезда с основной автострады, но дорога к ним слегка путанная.
За пользование платными автострадами в Греции предусмотрена оплата в зависимости от пройденного расстояния . Поскольку за обслуживание разных участков автомагистралей отвечают разные компании, то и цены тоже могут разниться (причём не всегда адекватно их можно понять). Оплата производится сразу перед въездом на платные участки дорог. Дальше примерно каждые 30-50 километров установлены станции оплаты. Иногда станции оплаты есть при съезде с автомагистралей, иногда съезд происходит абсолютно свободно. Понять умом принципы расположения данных станций невозможно.
Тариф за проезд по платным дорогам зависит от типа транспортного средства, его высоты и количества осей. Из своей практики могу сказать, что за легковой автомобиль на каждом пункте оплаты приходится оставлять от 1,5 до 2,8 евро. Для каждой такой дороги существует специальная фиксированная таблица тарифов, запомнить её невозможно.
Есть в Греции участки со специальной оплатой.
Во-первых, это тоннель Актио–Превеза . Это первый подводный греческий тоннель длиной 1,5 километра. Стоимость проезда легковым автомобилем – 3 евро. Другие тоннели на территории Греции пока не имеют отдельной оплаты.
Также платным является мост Рио–Антирион , который находится на участке трассы Афины – Каламата. Длина моста составляет почти 3 километра.
Основные правила дорожного движения Греции .
В Греции действуют такие ограничения скорости (для легковых автомобилей ):
В населенном пункте - 50 км/ч
Вне населенного пункта - 90 км/ч
На автомобильной дороге - 110 км/ч
На автобане - 130 км/ч
Дорожные знаки ничем не отличаются от привычных. Только преобладает написание на греческом языке (английский там не в фаворе). Иногда сложно понять, особенно если едешь без GPS-навигатора.
В случае недостаточной видимости, вызванной плохими погодными условиями (туман, дождь, снег) водителям рекомендуется использовать ближний свет фар. Просто так двигаться с включенным ближним светом в дневное время запрещается (в отличие от большинства стран Европы).
Обязательным условием является использование ремней безопасности , как для передних, так и задних пассажиров. Штраф составляет 80 евро.
Во время движения автомобиля запрещено пользоваться мобильным телефоном .
Пить за рулём можно, но совсем чуть-чуть. Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.5 промилле.
Если уровень алкоголя в крови превышает норму, то в зависимости от степени опьянения может быть наложен штраф от 200 до 2000 евро с лишением водительских прав, а также с возможным тюремным заключением до 6 месяцев.
Сотрудники полиции могут только налагать штрафы , то есть выписывать квитанции. Взимать же средства права не имеют. Штраф нужно оплатить в отделении банка в течение 10 дней. Что будет, если его не уплатить неизвестно. Например, нам был выписан штраф за неправильную парковку (82 евро), мы его не оплатили, и весьма спокойно выехали с территории Греции. После этого абсолютно без проблем получали визы и въезжали на территорию стран Европейского Союза.
А вообще, штрафы за нарушение правил дорожного движения в Греции очень высокие!
Бензин в Греции очень высокого качества, причём только неэтилированный. Что очень интересно, привычного нам характерного запаха на греческих заправках нет. Если у вас машина имеет газовое оборудование, учтите, что количество газовых заправок на греческих дорогах ограничено.
Парковка в Греции очень сложна в понимании.
Например, в Волосе есть большая бесплатная парковка на окраине города, но оттуда идти в центр очень далеко. В самом городе есть много мест для парковки вдоль бордюра, причём бесплатно. Но там как-то странно организовано: с одной стороны дороги только по чётным дням, с другой стороны – по нечётным дням. Обычно все эти места уже заняты местными, а учитывая сложность движения (почти все улицы имеют одностороннее движение), приходится долго искать парковочное место. За правильностью парковки следит большое количество полицейских. Мы, в частности, припарковались в правильном месте, но одним колесом стали на бордюр – под «дворниками» на лобовом стекле нашли «привет» на 82 евро…
Также мы узнали, что полиция имеет право изымать номерные знаки неверно припаркованных автомобилей по всей Греции. Хотя это и относится только к транспортным средствам с греческими номерами, но водителям иностранных автомобилей всё равно необходимо остерегаться неправильной стоянки во избежание недоразумений.
В центре Афин сейчас действует новая система контроля парковки. Для жителей города разметка парковки выполнена синими линиями. Для гостей Афин (в том числе и для греков) разметка обозначена белыми линиями. Для особых ситуаций и различных профессиональных потребностей - желтыми линиями.
Оплата производится в специальных паркоматах. Платить следует по будням с 09:00 до 21:00, по субботам 09:00 до 16:00. Максимальное время парковки 3 часа. Тариф составляет 0.5 евро/час за первые 2 часа, за 2.5 часа - 4 евро, а за 3 часа - 6 евро.
И напоследок отмечу, что водители в Греции в своём большинстве культурные, правил не нарушают (ещё бы с такими штрафами). На дорогах неагрессивные. Но стоит быть аккуратным: в случае ДТП полиция будет на стороне греческого водителя, а виновными будете вы. Из своей практики отмечу, что все автомашины, нарушающие правила движения и "подрезающие", имеют российские номера...
Садясь за руль автомобиля в Греции, обязательно познакомьтесь с ПДД и старайтесь их соблюдать, потому что штрафы за нарушения серьезны.
Особенности ПДД в Греции
В целом они схожи с общеевропейскими. Ограничение скорости как и во всех странах ЕС: город/поселок – максимальная скорость 50 км/ч, за пределами населенного пункта до 90 км/ч, на скоростной автодороге до 110 км/ч, на автобане до 130 км/ч. Пристегиваться ремнем безопасности должны как водитель, так и все пассажиры. Запрещено перевозить детей до 12 лет на переднем сидении без специального кресла. Но есть и отличия:
- ближний свет фар рекомендовано (просто рекомендовано) использовать в условиях плохой видимости: туман, сильный дождь, снегопад. А вот ехать с включенными фарами при хорошей видимости прямо запрещено;
- запрещено пользоваться мобильником;
- категорически запрещены антирадары – штраф €2000 и лишение прав. Причем, к иностранцам на арендованном авто нет никакого снисхождения. Случаи изъятия водительского удостоверения за это нарушение у граждан Украины, Беларуси и России были неоднократно;
- дорожные знаки такие же, как и во всей Европе, но надписи на них сделаны по-гречески. Так что ориентируйтесь на картинки, а если вам нужно разобраться с дорогой, полагайтесь не на указатели, а на навигатор.
Штрафы за нарушения ПДД
Если в последний раз вы были в Греции более 10 лет назад, то прочитайте этот блок внимательно. Штрафы за нарушение ПДД постоянно пересматриваются (в сторону увеличения) и сейчас выглядят так:
- нарушение скоростного режима: превышение до 20 км/ч – штраф €40, до 30 – штраф €100, более 30 км/ч – штраф €350 и лишение прав на 2 месяца;
- участники движения, позабывшие про ремни безопасности, рискуют штрафом до €350 (как правило, на первый раз выписывают €80);
- нарушение правил обгона (обгон после запрещающего знака, на мосту) – штраф до € 700;
- проезд на красный, игнорирование знака «STOP» – до €700;
- водитель, не пропустивший пешехода на «зебре» рискует €200.
Алкоголь и штрафы, применяемые к нетрезвым водителям
Здесь, как уже было сказано, все жестко. В стране допустимым считается уровень алкоголя в 0,2 промилле. Если тест на алкоголь показывает больше, вам грозит штраф от €200 до 2000 с лишением права вождения, а иногда (в случае повторного нарушения или тяжелых последствий проступка – тюремное заключение до полугода).
Как оплатить штраф
Полицейские принимать штрафы не имеют права. Они могут только выписать квитанцию, с которой нужно подойти в любой банк. Если вы это сделаете не позднее 10 дней после нарушения – можете рассчитывать на скидку 50% (без учета пошлины).
Дорожная полиция
Сотрудников дорожной полиции немного. На маршруте вдоль побережья, или же в греческой глубинке, можно «намотать» на счетчике не одну сотню километров, пока тебе попадется сотрудник дорожной полиции. В Афинах полицейских больше и они серьезно относятся к своим обязанностям.
Полицейские к иностранцам доброжелательны. Объяснение: «не увидел, не понял, не разобрался, пропустил знак от восхищения прекрасной Грецией» – до сих пор вполне работает. Особенно, если при этом вы пытаетесь немного говорить по-гречески. Хотя бы поздороваться. Но, конечно, это касается только мелких нарушений.Если вас задержали в нетрезвом состоянии за рулем, вы можете прочитать «Иллиаду» – это вас не спасет. К пьяным водителям в Греции отношение очень жесткое.
Платные дороги
В Греции есть платные дороги, они охватывают всю страну. Использовать их или нет – личное дело каждого, насколько вы торопитесь. Альтернатива есть всегда. Покрытие греческих платных дорог очень качественное.
Главное правило их использования – не прозевать свой разворот. Расстояния между разворотами большие, до 50 км, а нарушить правила и развернуться прямо на скоростной трассе не получится – между полосами дороги высажены деревья.Вдоль автострад имеются заправки с кафе, туалетом и даже душем (€2-3). Цена на бензин гораздо выше, чем на заправках в городе и вдоль обычных, не скоростных трасс, примерно на 40 евро центов. Плата за пользование дорогой начисляется «за километры». Цены разные не потому, что покрытие лучше или хуже. Просто обслуживают участки разные компании, и как они назначают цены – иногда непонятно. Но, в любом случае, сюрпризом это не будет – цена обязательно указана на въезде. Если примерно, за легковое авто на каждом пункте нужно будет заплатить от €1,5 до €2,8. Станции оплаты установлены через 30-50 км и на съездах с автострады. Отдельно оплачивается проезд через тоннель Актио-Превеза (€3) и мост Рио-Антирион (€13,80).
Движение в Греции опаснее, чем в России. Там много туристов из разных стран, отсюда возникает проблема менталитета и поведения на дороге. Среди туристов и местных жителей много водителей мопедов, мотоциклов и велосипедистов, которые достаточно резво ездят по дорогам и даже умудряются подрезать автомобилистов. Местные часто могут начать переходить дорогу «на красный». В отличие от Российских ПДД, в Греции необходимо притормаживать не только при подъезде к пешеходному переходу, но и при подъезде к перекрестку, даже если там нет ни зебры, ни каких-либо дорожных знаков.
Среди туристов на Косе сейчас популярен каршеринг - снятие автомобилей в аренду. Перед этим обязательно нужно ознакомиться с местными правилами и, самое главное – штрафами. Размер штрафов впечатляет и мотивирует ездить внимательно гораздо лучше любых установок. Самое важное, что стоит узнать туристам - это платные дороги и автобаны.
Обратите внимание! Дороги в Греции как в черте города, так и за ней, имеют очень хорошее покрытие. Но, во избежание пробок и за использование дороги на некоторых магистралях за проезд по дороге нужно платить. В среднем, это от 2,5 до 6 евро. Все зависит от длины проката и от габаритов транспортного средства.
Карта платных и бесплатных дорог Греции
К платным дорогам в Греции относятся, в основном, крупные магистрали. Пробок на них почти нет, и большинство из них являются частями крупнейших европейских магистралей. На них установлены камеры.
Список:
- Egnatia;
- Aegean;
- Moreas;
- Olympia;
- Pathe;
- Ionia;
- Attiki.
Греческий флаг
Помимо магистралей, заплатить за дорогу придется еще в тоннеле Aktio - Preveza и мосту Rio - Antirio. Всё вышеперечисленное - это греческие названия трасс и автобанов. Они являются частью европейских дорог и для Европы в целом они называются по-другому. В путеводителе и на картах в интернете хорошей понятной карты платных дорог нет. Самое главное их отличие от бесплатных - это платный въезд. Чтобы для некоторых не было «сюрпризов» в виде оплаты в конце поездки, оплата производится при въезде.
Как оплачивать проезд по платным дорогам в Греции
Перед въездом на каждой платной дороге стоит специальный оператор, взимающий плату с автомобиля за конкретный участок дороги. Оператор находится возле шлагбаума.
Обратите внимание! Плата за участок дороги производится в зависимости от веса транспортного средства и наличия прицепов. Кстати, среди платных дорог практически нет таких, где оплата производится 1 раз. Как правило, платить нужно на каждом отдельном участке. В среднем, плата за проезд по полной дороге - 30 евро с одного легкового автомобиля. Это не зависит от количества людей в машине. С магистралей есть специальные съезды, чтобы водители могли отдохнуть, поспать или перекусить. От количества проведенного на дороге времени ничего не зависит.
Некоторые дорожные знаки в Греции
ПДД Греции: свои особенности
В Греции максимальная разрешенная скорость для мелких автомобилей значительно выше, чем в России. Поэтому, русские туристы могут теряться из-за непривычного темпа движения. Правда, на особенно хороших дорогах скорость не сильно чувствуется.
Из особенностей - минимальное количество дорожных знаков «уступи дорогу» и «главная дорога». Это мешает ориентироваться на дороге, из-за этого часто возникают проблемы на перекрестках. На магистралях большинство предпочитают нарушать правила и двигаться со скоростью не менее 150 км/час, да еще и не любят уступать другим водителям.
Важно! В Греции принимается только наличный расчет, лучше запастись монетами с мелким номиналом.
Какое все-таки движение в Греции - правостороннее или левостороннее? В Греции правостороннее движение, а традиционно руль должен быть слева. Преобладает правило правой руки: водители обязаны уступать дорогу автомобилю справа. Особенно, когда автомобиль справа въезжает на трассу. В стране действуют международные правила.
Дорожные знаки Греции
Из незнакомых знаков, которые могут вводить в заблуждение - Перечеркнутая одна вертикальная полоска и две. Этот знак означает - запретить стоянку. Если полоска одна, то по нечетным месяцам, если две - то по четным.
Обратите внимание! В Греции очень мало круглосуточных заправок. 80 % работают лишь до 7 вечера, на магистралях далеко от населенных пунктов - чуть дольше. Круглосуточные есть только в населенных пунктах и то, в основном, по 1.
В Греции есть знаки, предупреждающие о боковом ветре слева и справа. Также есть знаки при приближающихся камнепадах и знаки, запрещающие издавать звуковые сигналы, иначе - сигналить. В Греции это вообще неприемлемо и допустимо только в крайних ситуациях.
На заметку. Есть группа знаков, указывающих на конец какой-либо зоны. Например, знак с прекращением зоны ограничения скорости или запрета на обгон.
Хотя штрафы за нарушение и высокие, сотрудники дорожной полиции в Греции относятся лояльно и строгое наказание в виде штрафа или лишения прав выносят достаточно редко. В основном, это за очень грубые нарушения.
Штрафы в Греции за нарушение ПДД
Как и в России, оплачивая штраф быстро, в течение 10 дней с его выписки, можно получить скидку в 50 % и оплатить только половину штрафа. Самые частные штрафы - за алкоголь в крови и отсутствие детского кресла. Штрафы оплачиваются в том районе, где они были выписаны. То есть, если штраф выписан по пути из одного пункта в другой район, где остановка не планируется, - придется сразу ехать платить его туда либо возвращаться потом.
Штрафы в Греции
Возможностей легкой оплаты через интернет, как в России, там не предусмотрено. В Греции с этим тяжело, особенно, для иностранных туристов. Штраф за проезд на красный - целых 700 евро*. Самый высокий штраф выписывают за использование устройства «антирадар» - 2000 евро*. А самый дешевый штраф - за превышение скорость на 20 км - 40 евро*. Возможно, поэтому греки и пренебрегают правилами ограничения скорости. Для наглядности, ниже таблица штрафов, актуальных на 2018 год. ПДД на Крите и Родосе обусловлено узкими дорогами, которые еще и быстро изнашиваются. Также на островах вдоль дорог на Крите часто пасутся животные.
Обратите внимание! Штрафы могут меняться в размере в зависимости от сезона и конкретного района. На некоторых знаках английский и греческий язык.
Совет автомобилистам - пристально следить за велосипедистами и водителями мопедов на дорогах. Они часто скрываются в слепой зоне. Аварии на этой почве - самая частая причина смертей людей в возрасте от 21 до 39 лет в Греции. От других водителей стоит ждать всяких неожиданностей и заранее включать сигнальные знаки поворота, аварийной остановки и так далее.
Дополнительная информация. Если двигаться по магистрали медленно - очень многие будут реагировать агрессивно. Частые обгоны и подрезания на дорогах будут пугать еще сильнее. Так что, если двигаться на скорости выше средней совсем не удается - можно ехать по обочине. Но она может совсем неожиданно закончиться или быть прегражденной автомобилями с аварийной остановкой.
Греция - страна с оживленным передвижением движением. Если ответить на вопрос, какое движение в Греции - то оно агрессивное, быстрое и, при этом, спокойное. Количество аварий там гораздо больше, чем в России.
*Представленная информация о штрафах актуальная на 2018 год.