Технологии диспетчеризации меняют подход к оценке расхода материальных ресурсов на транспорте. Вне зависимости от размеров транспортного парка, существуют бюджет, выделяемый на приобретение горюче-смазочных материалов. Задача состоит в том, чтобы расходовать его максимально эффективным способом.
По мере роста расходов на топливо, владельцы компаний и руководители транспортных подразделений начинают активнее искать эффективные способы справиться с этими неизбежными расходами. Диспетчеризация на основе ГЛОНАСС/GPS мониторинга может быть одним из наиболее экономически эффективных средств контроля расходов ГСМ. Снижение доходности и высокая конкуренция в сферах услуг транспортировки, распределения и логистики повышают актуальность реализации эффективной системы управления транспортом и персоналом, которая предоставит интерфейс контроля затрат и обеспечивают требуемый уровень возврата инвестиции.
Исследование, проведенное C. J. Driscoll & Associates в 2010 году показало, что произошло более чем двукратное увеличение количества автомобилей, оснащенных средствами GPS слежения в течение последних четырех лет с 920000 единиц в более чем 1173000. В докладе говорится, что наиболее весомой причиной роста этого рынка был значительный рост осведомленности и признание среди высшего руководства транспортных компаний факта высокой рентабельности инвестиций, в решения GPS-мониторинга.
Рассмотрим пять способов снижения расходов с использованием технологий глобального позиционирования которые могут помочь вам снизить расходы ГСМ:
- Мониторинг скоростных режимов
- Оптимизация маршрутизации
- Строгий контроль ресурсов (ГСМ)
Минимизация холостых моточасов
На вопрос - "сколько топлива я могу сэкономить за счет сокращения времени холостой работы двигателя?" Лучшим ответом является: "Все!". Сокращение интервалов работы двигателя на холостом ходу является весьма эффективным способом снижения расходов на топливо, продления межсервисного интервал и минимизации уровня выбросов вредных веществ в атмосферу. Очевидно, что водители и машинисты предпочитают поддерживать комфортные условия в кабине в течении дня. Они хотят, чтобы там было тепло зимой и прохладно в летние месяцы, поэтому они оставляют транспортное средство с запущенным двигателем во время простоев, когда им необходимо сделать остановку.
В течение дня, двигатель сжигает топливо на холостом ходу в течении нескольких часов. Один дополнительный час работы двигателя на холостом ходу в день - эквивалентно по износу в среднем 64 км пробега. Это преждевременно изнашивает механизмы и агрегаты транспортного средства, что еще больше влияет на экономичность и эффективность. С системой мониторинга транспортных средств, владельцы парков и диспетчеры могут контролировать ситуацию и получать сообщения и сформированные отчеты, когда водитель заводит двигатель или выключает при использовании транспортного средства, обеспечивая протоколирование интервалов непродуктивной работы агрегатов.
Обязательные меры по сокращению моточасов холостого хода необходимо для снижения уровня выбросов отработанных газов в атмосферу и снижения вредного эффекта на экологическую обстановку мегаполисов. Соблюдение этих мер, требует от транспортных предприятий применения надежных средств мониторинга, анализа и управления действиями водителей, во-избежание судебных исков от экологических организаций и штрафных санкций от соответствующих местных и федеральных служб. Технические средства ГЛОНАСС/GPS слежения за транспортными средствами позволяют измерять и параметры режимов работы двигателей, чтобы сократить операционные расходы и выбросы CO и CH.
Мониторинг скоростных режимов движения
Каждый день, транспортные предприятия всех размеров и форм собственности, эксплуатирующие микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили большой грузоподъемности начинают работу движимые главной задачей - доставить груз как можно быстрее! Как следствие, водители, часто превышают разрешенную скорость установленную для дорожно транспортной сети. Есть по крайней мере два отрицательных результата такого поведения. Превышение скорости опасно само по себе и сжигается больше топлива в пути - растут риски и расходы транспортного парка. Мы ведем речь не о системах ограничения скорости или способах ухода от ответственности. Речь идет о том, как уменьшить расход топлива за счет использования технологий глобального мониторинга на объектах мониторинга.
Системы ГЛОНАСС/GPS слежения установленные на транспортные средства способны предупреждать водителя и оповещать диспетчеров, когда они превышают заданные ограничения скорости, побуждая их снизить скорость.. Статистические данные о результативности мер предпринимаемых в направлении охраны окружающей среды, говорят о результативности контроля скоростного режима - это позволяет уменьшить расход топлива до 20%. Даже в небольшом парке всего из 25 автомобилей, экономия в 20% от стоимости топлива в год на одно транспортное средство быстро демонстрирует результативность мер.
Установка ГЛОНАСС/GPS контроллера на транспортное средство позволяет снять нагрузку с водителей по формированию оперативной отчетности и стимулирует практиковать более безопасный стиль вождения. Эти мероприятия позволят сэкономить топливо, уменьшить случаи агрессивного вождения и, следовательно, повысят репутацию компании.
Строгий контроль ресурсов
Расходы на топливо являются одной из основных статей операционных расходов транспортного предприятия. Аналитическое агентство FleetFinancials.com в одном из своих докладов опубликовало результаты, которые только подчеркивают, что проблема кражи топлива на автотранспорте имеет абсолютно интернациональных характер и даже в благополучных странах составляет не менее 3% от общего бюджета компании на топливо. Управление расходами на топливо обречено на провал до тех пор, пока не будут пресечены его кражи. Отслеживание моментов заправки топлива на объекте мониторинга - весьма успешная практика контроля расходов. Использование схем оплаты на основе топливных карт в содружестве с топливными компаниями позволяет не только сделать первый шаг в реализации программы топливной экономии, но и использовать системы скидок и договорных цен.
Как только эти меры приняты, работа в направлении реализации
эффективного управления расходами на топливо только начинается. Для
максимальной отдачи от программы управления топливом, компании могут
осуществлять ГЛОНАСС/GPS диспетчеризацию транспортных средств,
сопоставляя пробег, паспортных и фактический уровень расхода топлива..
Протоколирование частоты скачкообразного изменения уровня топлива на
транспортном средстве и сопоставляя их c данными по оплате топливными
картами, решение диспетчеризации на основе средств глобального
мониторинга может предоставить важную информацию для управления
транспортным парком: расположение наиболее предпочтительных пунктов
заправки топлива и бензоколонок, характеристики расхода топлива в
течении суток в зависимости от выбранного маршрута и фактического
пробега.
В результате использования системы глобального диспетчеризации
появляется возможность предотвращать не целевое использование
транспортных средств, пресекать сходы с маршрутов и кражи топлива в
автоматическом режиме.
Соблюдение регламентов технического обслуживания транспортных средств
Планирование и выполнения процедур сервисного и регламентного обслуживания узлов и агрегатов транспортного средства работают более эффективно, чем пренебрежение или попытка экономить на них, сохраняя деньги и снижая расход топлива для транспортных компаний. ГЛОНАСС/GPS системы диспетчеризации не только хранят, но и отслеживают межсервисные интервалы на основе информации о пробеге и нагрузке на транспортное средство. Сопоставляя журналы техническое обслуживание и отчеты о рабочих сменах, система диспетчеризации формирует расписание и уведомления для обслуживания каждого объекта мониторинга в парке, для выполнения производственных задач максимально эффективно. Транспортный парк получает ситему автоматических предупреждений и уведомлений о необходимости проведения планового ТО на основе данных, таких как пробег, время (период эксплуатации), длительность эксплуатации и текущая дата.
Контроль исполнения результатовтекущего ТО таких, как контроль давления в шинах, замена масла, фильтров и свечей зажигания обеспечивает экономию топлива парка от 4% до 10%. Эта экономия имеет, зачастую, решающее значение для принятия решения о необходимости внедрения систем сопровождения и управления парком для оптимизации расхода топлива. Система диспетчеризации в этом случае используются для сбора, анализа и хранения данных: что автомобиль готов к работе, и предоставляет удобный интерфейс для обращения к журналам о прошлых инцидентах и регламентах исполнения ТО.
Выводы и дальнейшие шаги
Цены на топливо продолжают расти и остаются основной статьей расходов для автотранспортных предприятий. ГЛОНАСС диспетчеризация транспорта может быть мощным и эффективным средством сокращения потребления дорогостоящих ресурсов.Внедрение всего интегрального комплекса мер на
базе глобального мониторинга в результате позволяет расширить зону
контроля расходов и сделать прозрачным для потребителей весь процесс
транспортировки и логистики, что значительно повысит эффективность
бизнеса.
Групповые нормы расхода масел. Групповые нормы расхода масел рассчитываются на основе индивидуальных норм расхода масла, с учетом состава, структуры парка подвижного состава и времени нахождения автомобилей в эксплуатации отдельно на каждый вид масла (моторные, трансмиссионные, специальные и т.п.) или смазки:
где
- групповая норма расхода масла для
автопарка, л/100 л расхода топлива,
- коэффициенты, учитывающие время нахождения в эксплуатации,
- индивидуальная для данной возрастной группы автомобилей норма расхода масла (смазки) по табл. 1. Принять для всех возрастных групп одинаковую норму.
- количество автомобилей данной возрастной группы (до 3 лет, от 3 до 8 лет, свыше 8 лет).
Таблица 1
Величина временных норм расхода масел
Виды и сорта масел (смазок) |
Временная норма расхода масел в л (смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива для: |
||
легковых, грузовых автомобилей и автобусов, работающих на бензине и сжиженном газе |
грузовых автомо- билей и автобусов, работающих на дизельном топливе |
внедорожных авто- мобилей-самосвалов, работающих на диз. топливе |
|
Моторные | |||
Трансмиссионые | |||
Специальные | |||
Пластические смазки |
Примечание . 1. Для автомобилей ВАЗ всех марок норма расхода моторных масел устанавливается в размере 0,8 л независимо от возраста.
2. Для автомобилей, оборудованных гидромеханическими коробками передач (ЛиАЗ-677 и др.), норма расхода специальных масел увеличивается до 0,3 л на 100 л общего расхода топлива.
Нормы расхода смазочных масел для двигателей установлены в процентах от расхода топлива, выраженного в килограммах: для автомобилей, работающих на бензине и газе, не прошедших капитального ремонта, в размере 2,4, для автомобилей с дизельными двигателями в размере 3,2.
Расход трансмиссионных масел установлен в процентах от расхода топлива в размере соответственно 0,3 и 0,4.
Расход консистентных смазок установлен в размере соответственно 0,2 и 0,3 % расхода топлива.
Нормы расхода масел (смазок) снижаются для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатации менее 3 лет, на 50 % и могут быть увеличены до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.
6. Учет расхода топлива и смазочных материалов
Транспортная система страны является одним из ведущих потребителей топливно-энергетических ресурсов. В целом на транспорте расходуется около 260 млн. т. условного топлива, при этом автомобильный транспорт является основным потребителем (свыше 65 %) наиболее дефицитных и ценных видов топлив - светлых нефтепродуктов.
На новых условиях хозяйствования самоокупаемости и самофинансирования безубыточная деятельность автотранспортных предприятии во многом зависит от правильного и рационального применения TCМ. Подсчитано, что затраты на добычу и производство топлива в 2-3 раза выше, чем на мероприятия по его экономии. Именно поэтому стоит задача, обеспечив к 2010 г не менее 65…70 % прироста потребности в ТЭМ за счет их экономии.
Успешное решение проблемы рационального использования ТСМ на автомобильном транспорте связано, прежде всего, с организацией эффективного управления их расходом, реализацией комплекса ресурсосберегающих мероприятии и обеспечением контроля качества.
Обеспечение рационального примененияТСМ начинается с организации эффективного управления их расходом. Напомним, что управлением называется деятельность, направленная на достижение поставленной цели Чем больше степень достижения поставленной цели и ниже сопутствующие этому затраты, тем выше качество и эффективность управления.
В управлении выделяют управляемую и управляющую системы.
Управляемая система осуществляв производственный процесс и использует ресурсы для его обеспечения. Управляющая система вырабатывает управляющие (воздействующие) сигналы для управляемой системы (объекта). Управление осуществляется путем взаимного обмена информацией, осуществляемого по каналам связи.
Реализация поставленной цели достигается путем выполнения определенных функций управления.
Функцией управления называется определенный вид работы, характеризующий, что должна делать (или делает) управляющая система. Управление обычно осуществляется на конкретном отрезке времени, в зависимости от которого оно может носить долгосрочный характер (перспективное планирование) или решать текущие вопросы (оперативное управление).
Главной целью управления расходом ТСМ на автомобильном транспорте является обеспечение его бесперебойной работы в условиях ограничений на потребление топливно-энергетических ресурсов и роста их стоимости. Эта цель достигается выполнением следующих основных функций управления:
Планирование и нормирование расхода ТСМ;
Учет и контроль расхода ТСМ;
Контроль качества ТСМ;
Анализ эффективности использования ТСМ и выявление причин их перерасхода;
Разработка и осуществление мероприятий по экономии ТСМ и устранению причин их перерасхода при эксплуатации автомобилей.
Чтобы управлять, необходимо хорошо знать не только объект управления (управляемую систему), но и эффективные меры воздействия на него. С этой точки зрения возможности управления расходом ТСМ определяются внешними и внутренними факторами, которые делятся на неуправляемые, консервативные и управляемые.
К числу внешних факторов (рис. 2) относятся природно-климатические условия и продукция обеспечивающих отраслей, прежде всего топливно-смазочные материалы и системы снабжения ими, подвижной состав, дорожная система и система организации движения.
Рис. 2. Основные факторы эффективности использования
автомобильных ТСМ
Часть этой продукции поступает непосредственно на АТП (автомобили, топливо, масла), часть же оказывает косвенное влияние на расход ТСМ при эксплуатации автомобилей (дорожная сеть, организация движения, сеть АЭС).
Природно-климатические факторы являются неуправляемыми и учитываются посредством корректировки нормативов расхода топлива. Вместе с тем следует иметь в виду, что отрицательное влияние данных факторов на расход ТСМ (например, низких температур) может быть в определенной степени компенсировано с помощью приспособления автомобилей к окружающей среде (температурная и высотная регулировка топливной аппаратуры, применение специальных шин, топлив и масел).
На продукцию обеспечивающих отраслей автотранспортная отрасль может оказывать влияние косвенным путем, главным образом с помощью разработки и представления требований к техническому уровню этой продукции и установления входного контроля за ее качеством.
Поэтому данные факторы являются консервативными. Тем не менее определенными резервами экономии в этом направлении можно управлять с помощью про ведения таких мероприятий, как рационализация структуры эксплуатируемого автопарка и потребляемых ТСМ с позиций обеспечения минимального расхода топлива, строительства АЗС на крупных автопредприятиях и др.
Внутренние факторы , находящиеся непосредственно в сфере деятельности автомобильного транспорта, могут быть разделены на следующие основные группы: структура автомобильного парка, структура потребления ТСМ, структура выполнения перевозок и их технико-эксплуатационные показатели, производственно техническая база и состав (квалификация) персонала.
Первые две группы факторов являются консервативными, так как связаны с производством и поступлением продукции обеспечивающих отраслей. Вместе с тем следует отличать их высокую эффективность по различным оценкам в сфере производства автомобилей и топливо смазочных материалов находится не менее 50…60 % потенциальных резервов экономии топлива на автомобильном транспорте.
К наиболее управляемым внутренним факторам использования ТСМ относятся технике эксплуатационные показатели перевозок; уровень оснащенности производственно-технической базы, определяющий техническое состояние и топливную экономичность эксплуатируемых автомобилей, квалификация персонала различных категорий, в первую очередь водителей и ремонтных рабочих, система управления расходом ТСМ, определяемая ее организацией, нормативной базой и техническим обеспечением.
Учет расходования горючего и смазочных материалов. Только при правильном и точном учете топлива и смазочных материалов можно говорить о возможности их экономии.
Учет осуществляется на топливном складе, при заправке и в процессе эксплуатации.
Отпущенное количество горючего и смазочных материалов заносят в путевой лист, и это служит основанием для подсчета расхода горючего и смазочных материалов в соответствии с проделанной работой и пробегом автомобиля.
На автотранспортных предприятиях, в автомобильных (технических) школах, и других организациях при использовании транспортных средств и учебных автомобилей применяются путевые листы установленной формы.
Путевой лист является основным первичным документом учета работы автомобилей. При отсутствии или неправильно оформленном путевом листе выпуск из гаража или парка автомобиля категорически запрещается.
Бланки путевых листов подготавливаются службой эксплуатации на местах. Предприятия получают их по накладным, приходуют и хранят в бухгалтериях.
Путевые листы выписываются мастером или другим ответственным лицом накануне дня выхода автомобилей в соответствии с утвержденным нарядом на их использование, подписываются руководителем организации и заверяются печатью.
При оформлении путевого листа технический руководитель совместно с лицом, ответственным за организацию движения заполняет графы: дата выдачи, марка машины, государственный номер, фамилия мастера, планируемое время выезда и возвращение в парк, задание мастеру (основное и дополнительное).
Лицо, ответственное за выдачу топлива, записывает в путевом листе данные о наличии топлива в баке и его получении в талонах.
После первичного заполнения путевые листы передаются начальнику (механику) колонны или другому должностному лицу по указанию руководителя организации, который выдает их водителям. Убедившись в исправности автомобиля, мастер расписывается в графе «Автомобиль в технически исправном состоянии принял». Путевой лист вручается водителю при условии сдачи им правильно оформленного предыдущего листа.
Путевые листы выдаются водителю только на день поездки при выполнении транспортной работы. Начальник (механик) колонны (гаража) или другое должностное лицо, ответственное за выпуск транспорта, проверяет техническое состояние автомобиля. Убедившись в его исправности, проставляет в путевом листе фактическое время и показание спидометра в графе «Автомобиль технически исправен, «выезд разрешаю» и расписывается.
Медицинский работник после проведения предрейсового медосмотра мастеров и водителей на лицевой стороне путевого листа (в разделе «Задание мастеру») рядом с фамилией обследуемого ставит штамп «Допущен к рейсу» и свою подпись.
По окончании работы мастер на лицевой стороне путевого «листа с учетом наличия талонов проставляет остаток горючего в баке и заполняет графу «Отметка о простоях».
После выполнения транспортной работы и прибытия автомобиля в парк начальник (механик) колонны (гаража) или лицо его замещающее делает отметки в путевом листе о фактическом времени развращения и показании спидометра.
Оформленный путевой лист мастер сдает начальнику (механику) колонны (гаража) или другому лицу по указанию руководителя организации.
После проверки оформления путевые листы подписываются и сдаются на хранение в бухгалтерию. Неправильно оформленные путевые листы возвращаются водителю и мастеру для устранения недостатков.
Необходимые данные о путевых листах заносятся в карточку учета эксплуатации автомобилей, которые ведутся в бухгалтериях АТП.
После окончательной обработки путевые листы хранятся в бухгалтерии АТП как документы строгой отчетности в течение одного года. Испорченные и неиспользованные бланки путевых листов погашаются и хранятся наравне с использованными.
Путевые листы по истечении срока их хранения, но не ранее осуществления ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций АТП подлежат списанию и уничтожению.
Для проверки правильности хранения, оформления и обработки путевых листов за истекший год (период после предыдущей ревизии финансово-хозяйственной деятельности АТП), а также их уничтожения приказом руководителя АТП назначается комиссия, в состав которой входит бухгалтер. По результатам проверки составляется акт, в котором указываются:
Правильность определения расхода горючего и выполненной автомобилем работы;
За какой период путевые листы подлежат уничтожению, их количество и номера;
Результаты сверки записей о расходе моторесурсов в паспортах (формулярах) автомобилей с карточками учета их эксплуатации.
Путевые листы с отметками о происшествиях и злоупотреблениях автомобилем, а также имеющие подчистку и оформленные не полностью не уничтожаются, а прикладываются к акту ревизии и хранятся вместе с ним в соответствии с установленными сроками.
Спидометр, его техническое состояние и исправность работы. Спидометр показывает пройденный автомобилем путь. С этим показателем связан учет транспортной работы и расход горючего и смазочных материалов. Неисправный спидометр не позволяет проконтролировать использование автомобиля и правильно учесть его работу.
Новые автомобили в период действия заводской гарантии должны эксплуатироваться со спидометрами, имеющими пломбу завода-изготовителя.
Опломбирование спидометров должно соответствовать «Техническим требованиям к опломбированию спидометров и их приводов на грузовых автомобилях и автобусах в производстве», утвержденным Министерством автомобильной промышленности и согласованным с Главным управлением ГИБДД МВД РФ.
В случае нарушения заводской пломбировки в гарантийный период необходимо составить акт (вместе с представителем незаинтересованной организации), в котором должны быть указаны причины переопломбирования, дата и показания спидометра. В этом случае, а также в случае нарушения заводской пломбировки после истечения срока гарантии переопломбирования производятся по схемам, указанным в Инструкции.
Клеймо на пломбе должно иметь четкий оттиск . На одной ее стороне указано наименование организации, а на другой - номер клейма и квартал года. Пломба должна быть прочной и надежно обеспечивающей зажим проволоки.
Опломбирование спидометров, их приводов, электродатчиков, штекерных соединений выполняют с таким расчетом, чтобы исключить доступ к счетному механизму спидометров, приводу и электродатчику и сделать невозможным искажение показаний спидометра.
Если обнаружена техническая неисправность спидометра или необходимо нарушить пломбировку (ремонт автомобиля, спидометра, других приборов), в присутствии водителя составляется специальный акт. В нем указывают сведения об автомобиле, дату его возвращения в гараж с неисправным спидометром (число, год, часы, минуты), номера оттисков пломб, показание счетчика (в км), причины выхода из строя спидометра и другая информация. Срок хранения актов - 1 год.
Учет замены или ремонта спидометра ведут в отдельном журнале. В нем указывают дату подачи заявки на ремонт, модель снятого спидометра, его показания, перечень выявленных дефектов, объем выполняемых работ, начало и окончание работ, показания установленного спидометра и т. д. Учет использованных спидометров также ведут в отдельном журнале. Если необходимо списать спидометр, то это делает комиссия. Еще в одном журнале ведут учет осмотров спидометров, государственных проверок Госстандарта. В нем регистрируют также акты, составленные на неисправные спидометры.
Ежедневно в АТП должна проверяться исправность спидометра, гибкого вала или электродатчика, их опломбирование, а также соответствие записей в путевых листах показаниям счетчиков спидометров. За выпуск на линию автомобилей с нарушенной пломбировкой или неисправными спидометрами несут ответственность должностные лица, контролирующие техническое состояние и эксплуатацию автомобилей в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством.
Водители также обязаны следить за исправностью и состоянием пломб спидометра и его привода. За выезд и работу на линии на автомобиле с неисправным спидометром или с нарушенной пломбировкой водители несут ответственность в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. Исправные спидометры позволяют вести активный контроль за расходованием горючего. Надежность, долговечность и продление срока службы спидометров во многом зависят от бережного отношения к ним, своевременного и полного их технического обслуживания и ремонта.
КАК ВЗЫСКАТЬ С ВОДИТЕЛЯ ПЕРЕРАСХОД БЕНЗИНА?
Травина Татьяна Сергеевна
Чернышова Светлана Александровна
студент 4 курса, кафедра «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов», Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Хегай Юрий Александрович
научный руководитель, канд. тех. наук, профессор кафедры «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов», Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск
На сегодняшний день проблема перерасхода топлива является одной из главных для многих автотранспортных предприятий.
В большинстве случаев виновниками перерасхода топлива являются именно водители.
С одной стороны, они используют технику и транспорт в личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, не соблюдают условия экономичной езды.
С другой, осуществляют слив и воровство топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных). Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины. Часто практикуется слив топлива из бака, при этом подкручивают показания спидометра или моточаса. В данных случаях дополнительный «доход» водителей составляет не менее половины их официальной заработной платы.
В итоге предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.
Зачастую, о том что топливо разворовывают, знают все - и директор, и зам. директора, и начальник гаража, и главбух, и это считается нормой. Проблема в том, что доказать вину водителя без использования специального оборудования или особых методов практически невозможно.
Единственный способ взыскать с водителя перерасход ГСМ - это возложить на сотрудника полную материальную ответственность.
Случаи полной материальной ответственности изложены в статье 243 .
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
· когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
· недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
· умышленного причинения ущерба;
· причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
· причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
· причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
· разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
· причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Полная материальная ответственность за причиненный работодателю ущерб может быть установлена трудовым договором, либо специальным договором.
Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), , то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
В этом случае, при выявлении перерасхода бензина водителем, руководство организации может взыскать денежную сумму в полном размере понесенных убытков.
Статья 242. Полная материальная ответственность работника
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами, но на сегодняшний день применение данного способа в большинстве случаев возможно только в теории. На практике же все наоборот. Для того, чтобы в итоге привлечь водителя к ответственности нужно вначале доказать, что перерасход бензина - это следствие его противоправных действий, а не каких-либо других лиц или факторов.
Дело в том, что существуем множество причин перерасхода топлива, начиная от класса дороги, по которой приходится ехать и заканчивая техническим состоянием машины.
Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива
Автомобили с впрыском топлива |
Дизельные автомобили |
|
Снижена по какой-то причине мощность двигателя; Неисправен датчик кислорода или его цепи; Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи; Неисправна система опережения зажигания; Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи; Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь; Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть); Засорен воздушный фильтр; Слабая искра зажигания; Неисправна система наддува; |
Снижена мощность двигателя; Неисправны форсунки; Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха; Неправильное опережение впрыска; Двигатель не прогревается до рабочей температуры; Неправильная работа систем снижения токсичности. |
|
Неправильно установлены метки привода газораспределения; Неисправна система контроля давления во впускном коллекторе; Неправильное давление бензина; Не отрегулированы клапанные зазоры; Плохой накат (например, из-за спущенных колес); Неисправна гидромуфта (у машин с «автоматом»); Неправильная работа автоматической коробки передач; Неисправен ведущий мост. |
Наиболее распространенными считаются случаи, когда не отремонтирован карбюратор или инжектор. Конечно. Крупные АТП обычно имеют в своем составе мастерские по ремонту подвижного состава, но регулировка карбюратора может быть правильно произведена только на специальном стенде, на котором точно определяется расход воздуха и расход топлива, пропущенных через карбюратор. Если такого стенда нет, то можно считать, что карбюратор, в принципе, не может быть отрегулирован точно.
Важным моментом считается качество топлива. Например, если залить в бак «прямогонку» или какой-нибудь суррогат, он приведет к снижению крутящего момента и мощности, а водитель подсознательно будет «давить на газ» (т. е. увеличивать подачу топлива в цилиндры двигателя), чтобы ехать в привычном режиме.
Также на расход топлива влияет стиль езды. У одних водителей он более экономичный, у других более агрессивный. Реально экономичный стиль езды можно выработать только при езде на автомобиле, оснащенном электронным впрыском топлива и борткомпьютером, который показывает мгновенный расход топлива в л/100 км. Визуальные ощущения и субъективные привычки водителей существенной экономии не дадут.
Кроме того сегодня распространены так называемые «недоливы» на АЗС. В среднем они составляют 50-100 мл на 1 литр бензина.
Большинство организаций зачастую не хотят искать реальных причин перерасхода бензина. А просто собственными методами взыскивают с водителей денежную компенсацию.
Некоторые организации лишают сотрудников премий. Но, во-первых, премия - это стимулирующая выплата, которая выплачивается при условии достижения определенных показателей, в данном случае - соблюдение норм расхода топлива. Поэтому применять лишение не совсем корректно. Во-вторых, премируются действия работника, т. е. если перерасход бензина вызван не действиям водителя, а премии он лишен, рано или поздно он тоже начнет «воровать».
Другие - удерживают перерасход ГСМ у сотрудников из заработной платы. При этом, не имея доказательств его вины. Но в данном случае не стоит забывать о том. Что водитель вполне может обратиться с заявлением в суд о признании незаконным приказа об удержании заработной платы. В итоге, проблем с судебными разбирательствами будем масса.
Ряд организаций - подают на сотрудников в суд. И в большинстве случаев, даже имея основательные доказательства вины водителей. Проигрывают. Потому что, во-первых. Приходится проводить автотехническую экспертизу, выяснять, действительно ли техническое состояние машины позволяет выполнять нормативы по расходу. Но даже новые машины, только что выпущенные с конвейера, не всегда соответствуют нормам, что уж говорить о машинах, которые имеют приличный пробег. Кроме того, экспертиза - это дополнительные затраты. Но даже если удастся доказать, что бензина машиной расходуется по норме, доказать вину водителя можно только в одном случае - «поймав эго за руку».
Уличить конкретного водителя в перерасходе топлива конечно можно. И способов существует достаточно много. Например, проведение выборочных «слежек», прикрепление контролеров, проведение тестовых ездок для измерения нормальной нормы потребления машиной топлива и т. д. Но все это затрачивает, как правило, массу времени и денег, а главное - результат носит только временный характер.
Наилучший выход из данной ситуации - применение специальных систем и оборудования. Сегодня на рынке автотранспорта и спецтехники представлено немало систем. Основная задача которых - контроль и экономия топлива.
Диаграмма снижения расходов на ГСМ при эксплуатации спецтехники представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Диаграмма снижения расходов на ГСМ при эксплуатации спецтехники
Системы аналитического типа создают на базе бортовых компьютеров. Их принцип работы основан на вычислении объема топлива, поданного в цилиндры двигателя. Главное достоинство системы - возможность контролировать мгновенный расход топлива. При таком контроле водитель вынужден постепенно приучаться к экономному стилю езды. Главный недостаток метода - вычисления расхода топлива производят по алгоритму, который настроен на стандартные дорожные условия и среднюю температуру. Как только параметры выходят за эти рамки, увеличивается вероятность ошибки. Такие системы не фиксируют слив топлива и его заправку. Более того. при нажатии определенных комбинаций клавиш, система сбрасывает все показания, а водитель может установить расход топлива по своему усмотрению. Контроль махинаций, связанных с «левыми» чеками, также невозможен.
Системы проточного типа получают информацию от расходомера-турбинки, установленного в топливопроводах автомобиля. Достоинство этого прибора в том, что он показывает фактическое количество топлива, прокачанного о магистрали, недостаток - большая погрешность и возможность вмешательства водителя в такую систему. К тому же в российской солярке может содержаться большое количество твердых частиц, что сокращает ресурс турбинки. В холодное время года могут возникнуть проблемы с отложениями парафина в магистралях и на турбинке. Водители продувают турбинку сжатым воздухом до тех пор, пока не «надуют» нужный объем топлива. Мошенничество с чеками также не блокируется.
Приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива, не способны контролировать ни передвижение автомобиля, ни работу двигателя, к тому же их легко вывести из строя. Есть возможность обмануть прибор, если слить топливо на стоянке с включенным зажиганием. Невозможно проследить и «левый» пробег машины, рассчитать расход на 100 км пути. При анализе данных от таких устройств резко повышается трудоемкость работы менеджера предприятия. Датчики обеспечивают достаточно хорошую точность, но, в большинстве случаев, боятся загрязненного топлива. На машину требуется устанавливать и периодически менять дополнительные топливные фильтры, иначе датчики «заклинивает».
Система FMS. Преимущества такой системы, обрабатывающей данные, полученные от высокоточного емкостного датчика уровня топлива, в том, что это устройство закрытого типа. Информация, считываемая с него, доступна только руководству предприятия. Программное обеспечение системы позволяет получать данные о работе, как отдельной машины, так и всего парка техники. Информация полностью недоступна водителю, а значит, исключены махинации.
Система FMS включает в себя три основных компонента - устройство FMS («черный ящик») и высокоточный емкостный датчик уровня топлива, которые в комплексе устанавливают на транспортное средство, и устройство считывания для компьютера в офисе. Устройство FMS - черная пластиковая коробка размером с сигаретную пачку, его монтируют в кабине и подключают к бортовой сети машины. В дальнейшем производится считывание информации с датчика скорости, датчика топлива в баке, генератора, двигателя и других объектов, дающих информацию о работе машины и расходе топлива. Устройство FMS хранит информацию о работе машины за два месяца. Его легко снять с машины и вставить в разъем персонального компьютера, оснащенного необходимой программой. Далее показания с датчика за несколько секунд переносятся в компьютер. Впрочем, возможно производить считывание автоматически, не снимая прибор с техники. Устройство возвращают водителю, а с полученными данными начинает работать персонал компании. Информацию о работе автомобиля можно архивировать на любых носителях, данные обрабатывать на компьютере. Экспортировать в Excel и другие программы.
Помимо контроля расхода топлива по показаниям прибора FMS ответственный сотрудник предприятия может анализировать эффективность работы техники, определять, простаивала она или работала, просто был включен двигатель или техника находилась в движении, а также как именно она передвигалась. Основными показателями, которыми оперирует программа, являются количество топлива в баке на начало и на конец периода, общее количество заправленного и истраченного топлива. Общее количество слитого топлива, пробег машины в километрах, средний расход топлива в литрах на 100 км, на 1 машино-час, на холостом ходу, время работы двигателя, время нахождения транспортного средства в движении. Все эти данные приводятся в виде таблиц и графиков.
Недостатком системы является низкая точность. Особенно при эксплуатации машины в «городском» режиме. Кроме того, FMS не определяет медленный слив и слив через «обратку» и не дает информации о текущем расходе в двигателе машины.
Есть также системы контроля расхода топлива (СКРТ). Это целая линия изделий, от недорогих до развернутых систем с проходным датчиком, комплексным контролем штатных датчиков машины (обороты, скорость, уровень топлива в баках и т. д.) и графическим терминалом. Особенностью систем является датчик расхода дизельного топлива, который не боится загрязнений. Информация о расходе топлива, пройденном пути, объеме заправок и слива топлива выводится на экран электронного блока и сохраняется в памяти для последующего анализа в офисе. Еще одним достоинством СКРТ является защищенность от махинаций. Система анализирует текущий расход топлива в зависимости от скорости движения, режимов двигателя и принимает решение, соответствует ли расход норме или есть нештатный перерасход/слив. В этом случае автоматически включается счетчик «перерасхода» или счетчик «сливов». Информация о текущих параметрах и счетчиках может быть закрыта паролем, то есть скрыта от водителя. Кроме расхода топлива, СКРТ контролирует также скорость, пройденный путь, отработанные двигателем моточасы, график движения и простоев машины. Фактически СКРТ выполняет роль счетчика расхода топлива, тахографа и маршрутного компьютера. Пример действия системы контроля расхода топлива представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Пример действия системы контроля расхода топлива
При этом у таких систем существует возможность добавления в систему датчиков нагрузки на ось, датчиков температуры груза и приемника GPS.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что простого решения проблемы привлечения водителей к ответственности за перерасход ими бензина вследствие их неправомерных действий нет. Если автомобили неисправны, руководство организации не может привлечь сотрудников к ответственности. Если же машины исправны, и топливо, крадут нужно организовывать наблюдение, проводить проверки, прикреплять к водителям контролеров, и привлекать водителей к ответственности по ст. 243 ТК РФ; либо использовать специальные системы и оборудование, которые, в принципе, позволяют избежать перерасход топлива.
Список литературы:
1.Грибков А.Ю. Учет ГСМ в организациях различных форм собственности. М.: Омега-Л, 2010. - 72 с.
2.Ногин Б.А., Бутков П.П. Экономия горюче-смазочных материалов. М.: Вузовская книга, 2004 - 220 с.
3.Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2007. - 224 с.
По нормам расхода авто, в зависимости от пробега, с учетом повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от городской или по трассе йезды и т.п. делается расчет на основе водительских отчетов. У кого перерасход большой - с теми детальный разбор полета.
Если лень в сети полазить, то книжечки такие продаются, типа "учет гсм на предприятии"
cooland, вот как раз камень преткновения в основном и лежит в области повышающих коэфиициентов.
Допустим, говорит мне водитель что простоял два часа в пробке. Как это проверить? Вот и получается что много горючего уходит вот на такие "коэффициенты"..
Не слышали о топливных картах? Пару месяцев назад мы стали сотрудничать с компанией Петрол Плюс Регион: перевели топливные расходы нашего предприятия на систему топливных карт. Очень удобно оказалось в плане отчетности: приходит в электронном виде. Плюс экономия на НДС. Воровство практически исключено – в отчетности отражено, сколько топлива заправил тот или иной водитель. А там элементарно высчитывается: сколько заправил водитель и сколько километров проехал. Если данные сильно отличаются, значит что-то нечисто.
В общем, рекомендую как действенный инструмент контроля.
Плюс еще порадовала одна фишка: возможность отсрочки платежей по карте Магистраль. Причем не требуют залога, как это иногда встречается.
Да, мы тоже ими пользовались. Там в отчетах сразу на "подозрительные" операции обращают внимание. Типа две заправки в течение часа.
Плюсы - не соберешь "лишних" чеков, все только по карте.
Минусы - не на всех трассах есть заправки, их принимающие, но их реально много.
Попробуйте. Следующий шаг (если не помогает) - есть спецдатчики, записывающие все пополнения и расход (и слив, если был) бензина. Данные хранятся в отдельной памяти, могут быть считаны диспетчером. В принципе, для 99% случаев мошенничества хватает. Но недешево стоят.
spiridonov, спасибо! Сначала попробую с топливными картами вариант - переговорю сегодня с хозяином предприятия. Запустим систему, а потом в течение месяца посмотрю за расходами.
Отпишу в сообщество о конечном результате.
Об устройствах разного плана тоже думал - но чтобы оборудовать парк такими штуками понадобится под 10.000. американских рублей. Дороговато, врядли босс пойдет на такой вариант без веских оснований.
П роблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предприятий, эксплуатирующих транспортные средства. Если у компании имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк предприятия крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ. Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам «разбора полетов» компания, скорее всего, захочет взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника. В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия организации могут быть успешно оспорены в суде.
Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.
Базовый документ для установления его смысла - Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее - Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.
Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.
Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра - почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.
- зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
- повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.
Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.
Три причины
На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.
Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.
Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы. На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает. Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.
Наконец, наиболее волнующая компанию причина - это неправомерные действия самого водителя. К сожалению, не всегда сотрудники организации являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.
Контрмеры
Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный - это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить). В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке. В этом случае отследить слив будет еще проще - резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.
Если предприятие занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, оно может составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности. В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги. Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.
К сведению
Свернуть Показать
Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200).
К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.
Если же в компании возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены. Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль «трудится» посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел «пережог». В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.
Кто виноват?
Независимо от субъективной убежденности компании в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости «пережога» должна быть соблюдена от «А» до «Я». Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.
К сведению
Свернуть Показать
Если проверку обстоятельств причинения ущерба компания не проведет, то ее действия по удержанию стоимости ГСМ с водителя могут быть признаны незаконными (см., например, решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 26.04.2012 № 2-453/2012).
Поскольку стоимость перерасходованного топлива представляет для компании материальный ущерб, взыскание будет проводиться по правилам ТК РФ (гл. 39).
Одно из основных условий привлечения работника к материальной ответственности - наличие его вины. В ситуации с перерасходом ГСМ даже наличие данных систем учета и контроля безусловным доказательством вины не будет. Он, как уже было сказано, может быть вызван разными причинами. Поэтому основания считать работника виновным могут быть установлены только после того, как будут исключены все другие факторы, которые повлияют на перерасход.
И что делать?
Сначала организация должна документально подтвердить, что никаких технических причин для перерасхода нет. Для этого необходимо проверить узлы и агрегаты, работа которых влияет на расход ГСМ. Если на предприятии существует своя ремонтная база или в штате имеются соответствующие специалисты, то провести обследование и оформить заключение смогут они. В противном случае целесообразно обратиться в автосервис, который также может документально подтвердить отсутствие на автомобиле неисправностей и конструктивных особенностей, влияющих на расход топлива. Если будет установлено, что «пережог» мог быть вызван техническими причинами, привлекать к ответственности водителя, разумеется, нельзя.
Далее. Если автомобиль исправен, необходимо проверить, не является ли перерасход результатом конкретных дорожных условий его эксплуатации. Особенно это актуально для автомобилей, находящихся в интенсивной эксплуатации, и «возрастного» транспорта (например, автомобили специальных служб, общественный транспорт, транспорт экспедиционных компаний и т.д.). Как правило, их расход ввиду изношенности всех систем редко соответствует нормативному. Поэтому здесь никак не обойтись без так называемого «контрольного заезда (замера)». Для его проведения за управление автомобилем либо рядом с водителем садится незаинтересованное лицо, замеряются данные спидометра и уровень топлива в баке. Затем автомобиль выезжает и в течение 3-4 часов эксплуатируется в дорожных условиях (они должны быть аналогичны тем, в которых он используется обычно). После этого данные спидометра и топливного бака измеряются вновь и фактический расход сравнивается с нормативным.
В результате может оказаться, что конкретный автомобиль действительно расходует топлива больше, чем это предусмотрено нормативом. В таком случае предприятию придется либо увеличить нормативы, либо принять факт перерасхода как данность, на которую повлиять невозможно. Из необходимости проведения проверки обоснованности норм расхода исходит и существующая судебная практика (решение Советского районного суда г. Омска от 02.06.2009 по иску С. к муниципальному унитарному предприятию города Омска (номер неизвестен); решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу № 2-503/11).
Перерасход - в расход
Вопрос о том, может ли предприятие в целях налогообложения установить норму расхода ГСМ по конкретному автомобилю выше максимально предусмотренной (на основании данных контрольных заездов), фактически открыт.
С одной стороны, Методические рекомендации являются обязательными для всех компаний. Более того, в п. 3 документа сказано, что он применяется в том числе и при налогообложении. С другой стороны, ни в подп. 5 п. 1 ст. 254, ни в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые закрепляют возможность учесть в расходах затраты на приобретение ГСМ, ничего не сказано о каких-либо предельных нормах. При этом Минтранс России, специалисты которого написали Методические рекомендации, не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов.
В итоге компаниям при нормировании расходов на ГСМ не остается ничего другого, как исходить из общей нормы ст. 252 НК об экономической оправданности и документальном подтверждении затрат. Если организация представит документы, подтверждающие, что на конкретном технически исправном автомобиле расход ГСМ выше норм, утвержденных Минтрансом России, и такое положение вещей является экономически оправданным, она будет вправе принять в расход их полную стоимость. Однако риск доказывания правомерности таких действий будет лежать на налогоплательщике (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011).
Объяснительная
По факту обнаружения перерасхода с работника необходимо истребовать письменное объяснение (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). И это не должно быть пустой формальностью. Все изложенные доводы должны быть проверены и оценены. Например, в объяснительной работник может указать, что в какое-то время покидал автомобиль. И, возможно, именно в этот промежуток кто-то слил бензин из бака, а сам он ни при чем. В подобной ситуации возможность взыскать ущерб именно с водителя будет зависеть от двух факторов.
Во-первых, нужно выяснить, позволяет ли инструкция водителя и иные внутренние документы компании покидать автомобиль после прекращения движения. Конечно, очевидно, что невозможно не выходить из автомобиля в течение всей рабочей смены. Но если документами предусмотрено, что покидать автомобиль водитель может, например, только после постановки его в охраняемый гараж либо передав транспорт под контроль иных работников, то все основания для привлечения нарушителя к материальной ответственности будут налицо.
Во-вторых, остается открытым вопрос о том, соблюдала ли сама компания обязанность по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). И если будет установлено, что водитель оставил автомобиль без присмотра, например, потому, что ему не был обеспечен доступ на охраняемую предприятием территорию либо отсутствовали работники, которым он должен передавать транспортное средство, то о наличии в его действиях вины не может быть и речи.
Размер имеет значение
После того, как будут оценены все обстоятельства, повлекшие «пережог», и компания будет располагать достаточными данными о вине работника, необходимо определиться с размером взыскиваемого ущерба.
Применительно к перерасходу ГСМ это будет цена его приобретения (с НДС) на день причинения ущерба (ч. 1 ст. 246 ТК РФ).
К сведению
Свернуть Показать
Водителя нельзя признать полностью материально ответственным лицом в отношении используемого топлива. Дело в том, что ГСМ в понимании ст. 243 и 244 ТК РФ не является вверяемым работнику имуществом, а сам водитель не является лицом, с которым может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Используемые ГСМ служат для них лишь средством, необходимым для исполнения трудовых обязанностей, которым водителя должен обеспечить работодатель (ст. 22 ТК РФ).
При взыскании с работника стоимости перерасходованного ГСМ следует соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 138 ТК РФ. По общему правилу размер разового удержания не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику. Получается, что если стоимость перерасхода превысит 20% начисленной зарплаты, то взыскивать придется ежемесячно не более чем по 20% до возмещения всей суммы ущерба.
Взыскание с работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в срок не позднее 1 месяца с момента окончательного установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ).
Альтернативные варианты
Конечно, описанный порядок взыскания с работников стоимости ГСМ является весьма кропотливым, требующим учета многих факторов и правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому в некоторых случаях предприятия обеспечивают возмещение затрат по «пережогу» иными способами.
Наличие перерасхода уменьшает премию
Чтобы применить этот способ, внутренними документами компании выплата премии должна быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия перерасхода.
Но здесь также следует учитывать, что перерасход может быть вызван иными причинами, а не только действиями работника. Поэтому, чтобы сотрудник не смог оспорить депремирование, целесообразно ставить премирование в зависимость от доведения работником факта перерасхода до работодателя.
Например, в инструкции водителя можно прописать обязанность незамедлительно по окончании смены доводить до руководства информацию о наличии перерасхода. С технической точки зрения, возможно отследить исполнение этой обязанности, если на автомобиле установлены приборы учета пробега (километража), данные которых водитель не может изменить. По окончании смены, получив данные о пробеге, измерив остаток топлива в баке и сравнив эти данные со сведениями о количестве топлива на начало смены, водитель самостоятельно может рассчитать, вышел ли он за пределы норматива. Далее, узнав об обнаруженном перерасходе, представители администрации могут принять оперативные меры для установления его причин. Работник, в свою очередь, оградит себя от материальной ответственности в спорной ситуации. Если же водитель обязанности по своевременному информированию о перерасходе ГСМ не выполнил, допустив его нарастание, лишение такого работника премии будет обоснованным.
Водитель оплачивает перерасход путем покупки топлива
Конечно, такой способ возможен только при согласии водителя. Но в качестве мотивации работнику можно объяснить, что в противном случае будет проведено служебное расследование, и факт привлечения к материальной ответственности может негативно отразиться на характеристике такого водителя, например, при применении поощрений либо при поиске им новой работы.