Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.
Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.
Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?
Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.
Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.
Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.
Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?
Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.
Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте
Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:
1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);
2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.
Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления
На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:
«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».
Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.
Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:
- во-первых, слева от нас;
- во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
- в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;
то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .
Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!
Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.
Не секрет, что ПДД предусматривают установку и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).
И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.
При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути .
Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».
Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.
При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.
Как выходит, все максимально просто и наглядно!
Вместо заключения
Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).
Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!
P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!
Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:
Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.
Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления.
Поворот налево считается одним из самых сложных маневров для водителей новичков. Очень многие перекрестки с плотным транспортным потоком устроены таким образом, что для поворота налево приходится действовать в несколько этапов. Этот только на словах страшно, на самом деле все сложности будут забыты, как только водитель наберется опыта.
Почему поворот налево так всех пугает?
Начинающие водители боятся левого поворота по причине того, что вынуждены быть особо внимательными: ведь приходится уступать дорогу не только автомобилю, идущему встречным курсом и поворачивающему направо, но также пешеходам. При этом водителю приходится крутить баранку, следить за скоростью автомобиля, дистанцией до других автомобилей и пешеходов.
В некоторых машинах водителям приходится дополнительно совершать некие акробатические этюды, связанные с тем, что левая передняя стойка автомобиля скрадывает часть обзора полос спереди и слева. Это особенно заметно в дождливую погоду. Повертывая налево, приходится отклонять тело чуть назад и влево, готовясь к повороту, и уже в ходе движения наклоняться чуть вперед и влево. Это позволяет «заглянуть» за левую стойку и увидеть перекресток с полосами движения нормально. Нужно одновременно делать очень много действий и это заставляет водителей нервничать.
Безопаснее всего поворачивать налево на перекрестках, где подобные маневры регулируются дополнительными секциями светофоров либо специальными знаками.
Поворот налево при движении по главной дороге
Согласно ПДД, двигаясь по главной дороге либо на зеленый свет водитель должен поворачивать налево следующим образом: перед началом маневра он должен убедиться в том, что на траектории его движения нет пешеходов и во время маневра он не создаст проблем встречному транспорту.
Следует помнить, что левый поворот даже на регулируемых перекрестках может быть опасен при условии предварительного выкручивания руля на своей полосе. Допустим, в приготовившийся к левому повороту на перекрестке автомобиль сзади врежется другая машина. Что произойдет? Пострадавший автомобиль ударом вытолкнет на встречную полосу, где его с большой долей вероятности ждет еще один удар – лобовой. Поэтому совершая левый поворот на перекрестке, рекомендуется не выворачивать заранее руль в сторону поворота в своей полосе и время от времени посматривать зеркало заднего вида. Это поможет избежать возможного столкновения на перекрестке.
Есть ситуация, когда не возбраняется поворачивать руль до начала маневра . Это когда водитель встречного автомобиля также намерен повернуть налево. Но и в такой ситуации есть свои сложности, особенно для новичков. В частности, есть опасность не успеть завершить маневр одновременно со встречным водителем и в итоге остаться на встречной полосе.
Совершая левый поворот по ПДД, нужно помнить, что при отсутствии встречного транспорта вовсе не нужно занимать предварительную позицию в центре перекрестка. Можно начинать маневр тогда, когда ваша машина пройдет линию пересечения проезжих частей. Это позволит увеличить радиус поворота и сделать маневр безопаснее при более высокой скорости движения.
У большой скорости движения в левом повороте есть свои плюсы и минусы:
- Плюс. Машина максимально быстро проходит встречную полосу. Значит, вероятность ДТП минимальна.
- Минус. При завершении поворота перед автомобилем может неожиданно оказаться пешеход. Из-за большой скорости движения есть вероятность не успеть вовремя затормозить. Кроме того, на водителя при большой скорости поворота действует боковая перегрузка, негативно сказывающаяся на здоровье.
- Лишняя трата времени.
- Водитель идущей позади машины может пойти на опережение непосредственно на перекрестке. Это может привести к аварии. Чтобы этого избежать нужно внимательно смотреть по зеркалам.
Левый поворот при движении по второстепенной дороге
Согласно ПДД поворот налево при наличии знака «Уступи дорогу» можно совершать лишь после того, как по главной дороге пройдут все автомобили и пешеходы . При этом наличие или отсутствие пешеходного перехода на полосе движения не играет никакой роли.
Двигаясь по своей полосе, и видя знак «Уступи дорогу», водитель должен заранее просчитать маневр. Если помех нет, то можно поворачивать без остановки с предварительным снижением скорости. Если помехи есть, то нужно дождаться освобождения полос движения и совершить маневр.
При наличии дополнительного знака «Движение без остановки запрещено», перед началом маневра в любом случае придется остановиться. Это требование ПДД. Если на полосе движения есть стоп-линия, то правильным будет остановиться перед ней. Когда ее нет, водитель должен остановить автомобиль перед пересечением полос движения.
Подъезжая к перекресту нужно всегда следить за тем, чтобы колеса машины находились прямо по отношению к своей полосе движения. Малейшее их отклонение в левую сторону может привести к тому, что ваш автомобиль станет помехой водителю, движущемуся по главной дороге с правой стороны и совершающему левый поворот. В случае ДТП по ПДД вы окажитесь виновником.
Останавливаясь по ПДД под знаком, внимательно смотрите по зеркалам. Дело в том, что находятся лихачи, режущие угол при совершении маневра. Их цель – проскочить перед встречной машиной. Довольно часто они не успевают это сделать и попадают в ДТП. Особое внимание уделяйте длинномерному транспорту. У него при повороте также режется угол поворота.
Левый поворот при наличии дополнительной секции светофора
Это, пожалуй, самый простой тип маневра . Дополнительная секция светофора просто показывает водителю, когда можно безопасно совершать маневр на перекрестке. Здесь, главное, не забывать, что основной сигнал светофора находится в приоритете. То есть, если стрелка на дополнительной секции горит вместе с основным зеленым, то она играет роль знака главная дорога. Если же стрелка горит с одновременным красным основным сигналом светофора, то ее при левом повороте нужно расценивать как знак уступи дорогу. У встречных автомобилей, совершающих правый поворот, будет преимущество.
Правда, это лишь по правилам. На практике можно столкнуться с самыми разными трактовками стрелок на дополнительных секциях светофора. Виной тому низкая грамотность водителей , которые применяют правило правой руки при проезде любых перекрестков без учета знаков и сигналов светофора. Так что при левом повороте с дополнительной секцией светофора расслабляться нельзя.
Левый поворот на равнозначном перекрестке
Покидая свою полосу движения при левом повороте на равнозначном перекресте, водитель должен пропустить встречные машины, движущиеся справа. Когда водителю нужно поворачивать налево на перекрестке, а по параллельной полосе встречным курсом идет машина, то выезд на центр перекрестка не рекомендуется , поскольку во время ожидания проезда встречного автомобиля справа может появиться помеха, которой водитель обязан уступить дорогу. По этой причине опытные водители рекомендуют новичкам на таких перекрестах держаться на линии пересечения полос.
Случается, что на равнозначном перекрестке встречаются четыре автомобиля, движущиеся с разных направлений и всем нужно совершать левый поворот. Конечно, такая ситуация – очень большая редкость, но знать правильный проезд нужно. ПДД рекомендует водителям самим разобраться, кому проехать первым.
Похожая ситуация – на перекрестке встречаются три автомобиля, движущиеся с разных направлений и намеревающихся совершить левый поворот. Но здесь все гораздо проще. Первой проезжает машина, у которой нет помехи справа. За ней тот автомобиль, у которого помехи не стало.
Как избежать аварийных ситуаций при повороте налево?
Безопасность маневра зависит в большей степени от водителя, его совершающего. При левом повороте нужно быть очень внимательным и заранее просчитывать возможное развитие событий . Перед началом маневра нужно убедиться в его безопасности не только для вас, но и для других участников движения. Особенно это касается перекрестков с пешеходными переходами, ведь пешеходы могут помешать завершению маневра. Будьте особенно внимательными, когда движетесь за поворачивающим налево автомобилем. Он будет закрывать обзор. А если перед ним внезапно появится пешеход, то его резкая остановка может спровоцировать ДТП.
Помните, что мигающий поворот, по правилам, необязательно означает совершение маневра. Возможно, водитель встречного транспортного средства просто забыл выключить его, или нечаянно включил, а на самом деле не собирается никуда поворачивать . Значит, нужно убедиться в том, что встречный водитель на параллельной полосе действительно совершает маневр и лишь после этого поворачивать налево.
Чтобы сделать поворот безопасным пользуйтесь одни простым правилом: «Не видите – не начинайте движение!».
Очень часто в больших городах водители совершают левый поворот в несколько рядом. Правила запрещают такой маневр. Однако, если такое происходит, то следует помнить, что по внешнему радиусу поворота должны идти машины с большими габаритами, поскольку у них больший угол заноса. Обходя их слева можно попасть в ДТП. Кроме того, при одновременном перестроении помните о правиле правой руки.
ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
02.09.2012
АВТОШКОЛА ЧЕЛЯБИНСКА
ПРОСПЕКТПосле освоения поворотов направо можно переходить к более сложным поворотам – налево (рис. 69).
Рис. 69. Движение вокруг площадки налево
На первый взгляд левые повороты могут показаться вам не такими уж сложными.
"Подумаешь, раньше ехали направо, а теперь поедем налево. Да и на площадке такие повороты мы отрабатывали".
Это опасные мысли! Трудности нельзя недооценивать. И если вы хотя бы бегло просмотрите рисунки этой главы, то очень быстро со мной согласитесь.
Траектория поворота налево
Для начала предлагаю вам разобраться с безопасной траекторией поворота налево. Давайте сразу начнем раскладывать ее на 3 этапа (рис. 70).
Рис. 70. Три этапа поворота налево
Первый этап. Подготовка к повороту.
Как и при подготовке к повороту направо, прежде всего надо определиться с крайним положением. И уже здесь есть некоторые сложности.
Когда дорога имеет разметку на полосы движения и линию, разделяющую встречные потоки, остается только вплотную прижаться к "осевой" (рис. 71), и это будет крайним левым положением.
Рис. 71. Крайнее левое положение при наличии разметки
А если дорожной разметки нет?
Тогда надо мысленно разделить дорогу на две равные стороны и занять такое положение, которое явно покажет всем остальным водителям ваши намерения (рис. 72).
Рис. 72. Крайнее левое положение на дороге без разметки
Второй этап. Собственно поворот.
************************************ ОЧЕНЬ СПОРНЫЙ МОМЕНТ ***********************************
Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка не только обеспечивает безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД (рис. 73).
ОЧЕНЬ СПОРНО!
Рис. 73. Центр перекрестка при повороте налево
Если поворот осуществляется через "центр" перекрестка, то вы всегда будете находиться на своей правой стороне дороги (той, с которой начинается поворот, и на которой он заканчивается).
Приближаясь к центру перекрестка, вам надо будет окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А траектория в свою очередь зависит от... направления движения встречного транспорта!
Если встречные машины движутся прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения вашего автомобиля, вы должны будете лишь уступить им дорогу. Для этого можно снизить скорость или остановиться перед воображаемым центром перекрестка, но траекторию движения, изображенную на рисунке 70, надо сохранить неизменной.
********************
А если встречный автомобиль тоже хочет повернуть налево?
В этом случае ПДД не дают ответа на вопрос: "Кто имеет преимущество? " Поэтому водители сами нашли решение данной проблемы (рис. 74 и 75).
Рис. 74. Одновременный поворот налево (на больших перекрестках)
Рис. 75. Одновременный поворот налево (на маленьких перекрестках)
Думаю, что после рассмотрения рисунков все становится понятно – вы и встречная машина можете двигатьсяодновременно, так как друг другу не мешаете.
Запомните "неписаное" правило:
При одновременном повороте налево на больших перекрестках – разъезжаемся правыми бортами, а на маленьких – левыми.
Определить категорию перекрестка (большой он или маленький) и траекторию поворота (четь раньше центра или после него) обычно бывает нетрудно, да и водитель встречной машины вам в этом поможет, направив свой автомобиль по оптимальной траектории.
Остается только один вопрос. А как найти этот самый "центр" перекрестка? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакого кружочка, как на рисунках в книге.
Поверьте, если заинтересованно посмотреть на любой перекресток, то кое-что увидеть можно.
Поскольку шины автомобилей на поворотах активно "чертят" по дороге, то на сухом асфальте центр перекрестка будет явно просматриваться в виде белой "подушечки" (рис. 76 и 77). Причем контуры такого "центра" подскажут вам еще и принятую для этого перекрестка траекторию поворота налево. Зимой на центре перекрестка лежит нетронутый снег, а во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.
Рис. 76. Центр большого перекрестка
На рисунке 76 изображен центр большого перекрестка, на котором водители при одновременном повороте налево разъезжаются своими правыми бортами. На небольших перекрестках, когда водители объезжают центр, образуется другая "подушечка", по форме близкая к кругу (рис. 77).
Рис. 77. Центр маленького перекрестка
Центр перекрестка вы нашли, разобрались, с какой стороны будете его объезжать, при необходимости уступили встречному транспорту. Что дальше? А дальше можно выезжать с перекрестка.
Третий этап. Выход из поворота.
И опять выход из поворота будет сложнее, чем при повороте направо.
Приближаясь к любому перекрестку, желательно заранее спланировать все три этапа будущего поворота. Но, как только что выяснилось, в зависимости от ситуации возможна некоторая корректировка траектории движения. И к выходу из поворота это тоже относится.
Дорога, на которой заканчивается поворот, может иметь одну (рис. 70), две (рис. 78), три (рис. 79) и более полос движения в данном направлении. Предположить количество полос, конечно, можно, но убедиться в правильности своего предположения вы сможете, лишь въехав на перекресток.
Рис. 78. Поворот налево на дорогу с двумя полосами
Рис. 79. Поворот налево на дорогу с тремя полосами
А на какую полосу выезжать с перекрестка? Вопрос важный, поскольку ошибка с выбором полосы приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни "новичкам", ни "старичкам". Поэтому вам необходимо своевременно выбрать (еще не доезжая до центра перекрестка) вашу личную полосу и направить свой автомобиль по плавной всем понятной траектории именно на нее.
В отличие от поворота направо ПДД не определяют обязательную полосу при выходе из левого поворота, значит, поворачивать можно на любую полосу. При этом нельзя забывать о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (например, см. п. 9.4 ПДД).
Возможные ошибки . К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть известное неофициальное выражение: "при повороте налево водитель срезал угол" (рис. 80).
Рис. 80. Водитель "срезал угол"
Некоторые водители всегда на любых перекрестках не доезжают до "центра", "срезая" основную часть траектории практически по прямой линии. При этом вероятность благополучно закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%. Если сегодня другие водители успели увидеть такого "шустрика" и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он "воспитает" нарушителя.
Это был пример на 90% сознательного нарушения ПДД. Но есть и другие водители, которые на 90% не осознают, что делают.
То, что изображено на рисунке 81, можно увидеть на реальной дороге! И происходит это тогда, когда неопытный водитель пытается "выждать" встречный автомобиль в движении.
Рис. 81. Классическая ошибка "новичка" при повороте налево
Вместо того, чтобы остановиться у центра перекрестка и там ожидать проезда встречного транспорта, "новичок" продолжает "ползти" дальше мимо центра перекрестка, сам того не осознавая.
А если серьезно, то траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения.
Водитель, имеющий намерения ездить без аварий, должен учесть, что:
Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.
Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге, является одним из первых признаков предстоящей аварии.
Выезд с площадки налево
Прежде, чем реально выезжать с площадки, советую вам спланировать не только сам выезд (рис. 82), но и один-два следующих поворота (см. рис. 69). Но начнем мы все-таки с выезда.
Рис. 82. Выезд с площадки – налево
Выезд с площадки налево сложнее выезда направо как минимум по двум причинам.
Во-первых, вы должны контролировать движение транспорта по дороге как слева от себя, так и справа. А во-вторых, вам понадобится слаженная работа рук и ног для выполнения той сложной траектории движения, которую надо будет еще предварительно спланировать.
С учетом этих мыслей начинаем готовиться к выезду с площадки налево:
1. Перестроение в крайнее правое положение (поскольку сначала вы будете поворачивать направо):
1) Указатели поворота направо.
2) Взгляд в зеркало и контроль "мертвой зоны" поворотом головы назад направо.
3) Работа рулем и само перестроение.
2. Подготовка скорости и передачи (скорость пешехода и первая передача).
3. Поворот направо. При повороте надо "облизать" угол (см. рис. 49).
4. Подготовка к возможной остановке. Контроль дороги слева и справа, а также определение степени опасности (см. табл. 1).
5. Остановка (в случае необходимости). Или выезд на дорогу "сходу" при отсутствии транспорта в зоне видимости.
6. Поворот налево. Предварительно надо "вычислить" воображаемый центр этого места и выполнять поворот именно через него (см. рис. 70, 73, 78 и 79).
7. Полоса движения. При выходе из поворота будет лучше, если вы направите свой автомобиль в крайнее правое положение и будете удерживать это положение в дальнейшем, чтобы водители других машин имели возможность спокойно вас обгонять.
Повороты налево
Итак, вы благополучно выехали с площадки (рис. 82), прижались поправее, чтобы вас могли обгонять, и... просто движетесь по дороге.
Сейчас на самом деле нет никакой разницы, в какую сторону вокруг площадки мы едем – это просто дорога. Значит, разгоняемся и тормозим, переключаем передачи, объезжаем стоящий транспорт, выбираем самую безопасную для нас полосу. Проще говоря, ведем машину по дороге, и это ничем не отличается от того, что вы делали во время поездки вокруг площадки направо. Но это только между перекрестками, на них все будет совсем по-другому.
Рис. 83. Поворот налево с главной дороги
Кстати, первый из них ("В" – см. рис. 69) уже не за горами, и нам с вами пора готовиться к повороту.
Используем уже известную последовательность действий (рис. 83):
1. Указатели поворота (в данном случае – налево).
2. Взгляд в зеркало (в левое боковое).
3. Контроль "мертвой зоны" (поворот головы назад налево).
4. Перестроение в крайнее левое положение (см. рис. 71 и 72).
5. Подготовка скорости (выбрать разумную скорость).
6. Подготовка передачи (как правило, это вторая передача).
7. Планирование траектории поворота (всех трех этапов – см. рис. 70–81).
8. Подготовка к возможной остановке. При повороте налево вы обязаны уступить дорогу встречным машинам (см. п. 13.12 ПДД).
9. Остановка (в случае необходимости). В траектории движения стоит заранее наметить те точки, где в случае необходимости вы будете останавливаться.
10. Поворот налево (при отсутствии встречного транспорта).
11. Полоса движения. При выходе из поворота надо направить свою машину на заранее выбранную вами полосу.
Следующий перекресток будет со светофором ("Д" – см. рис. 69 и 84). Это означает, что вам надо вспомнить, как мы "побеждали" светофор при поворотах направо, и использовать те же мысли. Что касается подготовки к повороту (указатели, зеркало, и т.д.), то она ничем не отличается от подготовки к предыдущему повороту.
Рис. 84. Поворот налево на перекрестке со светофором
И не надо бояться машин справа и слева! Ведь они же стоят и ждут зеленого сигнала светофора. А вот встречному транспорту уступить дорогу не забудьте.
Дальше будет длинный участок дороги, на котором вам надо потренироваться в отработке динамики движения. Но сильно не увлекайтесь, так как впереди будет самый сложный на данном маршруте перекресток ("Ж" – см. рис. 69 и 85).
На значительном расстоянии до перекрестка следует начать перестроение на крайнюю левую полосу. Процесс перестроения может занять немало времени. Ведь наверняка рядом с вами будут двигаться и другие машины, которым при перестроении вы обязаны уступить дорогу. Не забывайте о том, что иногда лучше остановиться справа и переждать, чем лезть "напролом".
После успешного перестроения в крайнее левое положение необходимо заняться подготовкой скорости, передачи и разработкой плана действий в непосредственной близости от перекрестка и на нем (рис. 85).
Рис. 85. Поворот налево на главную дорогу
На предыдущих перекрестках у вас была всего лишь одна забота – встречная машина. Теперь ее нет, но зато есть более серьезная задача. Вам надо одновременно контролировать:
Машины, приближающиеся к перекрестку слева и справа,
Траекторию и скорость движения своего автомобиля,
А также машины, следующие за вами, так как необоснованная остановка может привести к аварии с ударом сзади.
Если вам покажется, что специально для вас к этому перекрестку подъехали машины со всего света с одной только целью – разбить ваш автомобиль, то и в этом случае выход из положения есть.
Плавно тормозите, включайте аварийную световую сигнализацию и останавливайтесь, не выезжая на сам перекресток.
За водителей сзади идущих машин сильно не беспокойтесь – они вас объедут. У вас же появится некоторое время на то, чтобы собраться с мыслями. Только не советую злоупотреблять этим приемом. Он является "спасительной соломинкой" , которой можно воспользоваться только в критической ситуации.
Когда ваши руки и ноги перестанут трястись, глаза начнут видеть, а голова думать, надо будет выключить аварийную сигнализацию, включить первую передачу и продолжить движение. Но выезжать на перекресток вам, естественно, разрешается лишь в том случае, если слева и справа от вас машин нет или они есть, но на значительном от перекрестка расстоянии.
Затем вам надо будет вернуться на площадку ("Л" – см. рис. 69 и 86). Этот поворот из серии не очень сложных, хотя "сюрприз" все же возможен – в виде вашего коллеги-ученика, который сейчас "нарезает" круги по площадке. Поэтому у вас должна быть готовность к остановке в заранее намеченной точке своей траектории.
Рис. 86. Поворот налево на площадку
Ну вот вы и опять на своей "родной" площадке ("М" – см. рис. 69).
После первого "круга" налево вам надо обязательно и основательно отдохнуть. Стоит выйти из машины, постучать ногой по колесам, протереть стекла, поделать прочую ерунду. Иными словами, необходимо отвлечься от пережитого.
Чуть позже надо спокойно подумать, порисовать в блокноте и разобраться со всеми допущенными ошибками на этом сложном маршруте с левыми поворотами. А затем, не откладывая в долгий ящик, поездку надо будет повторить, но теперь уже более спокойно и размеренно.
Происходит из-за того, что водители не умеют грамотно маневрировать на своих автомобилях. Они не разбираются в правилах движения при повороте налево, развороте или выполнении других сложных действий. Поэтому предварительно каждый автовладелец должен тщательно изучить ПДД, чтобы не нарушить их пункты.
Маневр, предполагающий поворот налево, считается достаточно простым, поэтому для правильного его осуществления надо знать только легкие и доступные правила.
Важно! Грамотное управление автомобилем дает возможность избежать аварии, штрафов и проблем с сотрудниками ГИБДД.
Правила выполнения левого поворота, смотрите в этом видео:
К основным правилам относится:
- непременно перед поворотом или надо занять нужную полосу, а именно крайнюю левую;
- машина должна располагаться так, чтобы никаким образом не в ;
- если маневр совершается на крупногабаритном автомобиле, то допускается немного отступить от вышеуказанных правил, но только при условии, что не создается опасности для других участников движения.
Перед поворотом налево непременно надо тщательно изучить все знаки, имеющиеся на дороге, чтобы убедиться в отсутствии знаков, запрещающих данный процесс.
К этим знакам относится:
- 3.18.2. При его наличии категорически запрещается поворачивать налево, но допускается делать разворот или поворачивать направо.
Знак поворот налево запрещен. Фото: s020.radikal.ru
- 11-12,14. Данные знаки представлены белыми стрелками, располагающимися на фоне синего цвета. Они указывают на то, в каком именно . На них должны ориентироваться водители перед совершением какого-либо маневра, так как знаки могут запрещать повороты или разворот.
- 7. Данный знак устанавливается на дороге с односторонним движением. Он указывает, что допускается только двигаться направо, поэтому если водитель повернет в другом направлении, то он попадает на встречку.
- 5.11-5.14. Знаки, указывающие на наличие полосы, специально предназначенной а. При их наличии не допускается поворачивать налево или разворачиваться.
- 3.1-2. Данные знаки выделяют отдельные зоны, на которых допускается совершать те или иные маневры.
Таким образом, изучив правила и знаки, с помощью которых допускается и запрещается поворачивать налево, можно осуществлять данный процесс быстро и безопасно.
Важно! Сложности с поворотом налево могут возникать на перекрестке или вне его, поэтому каждый водитель должен разобраться в особенностях маневрирования.
К основным нюансам правильного маневрирования относится:
- первоначально важно перестроиться на левую полосу, чтобы осуществлять маневр с нужной стороны дороги;
- включается световой сигнал, говорящий о том, что водитель машины собирается выполнить поворот в конкретном направлении;
- пропускаются первоначально все автомобили, двигающиеся по встречке, а только потом безопасно, медленно и осторожно выполняется поворот.
Наличие светофора на перекресте значительно упрощает процедуру поворота, так как позволяет без сложностей и оперативно осуществить маневр.
Когда не допускается делать поворот или разворот
Не разрешается поворачивать в ситуациях:
- имеется знак 3.18.2;
- , являющихся регулируемыми, где нет специального знака, благодаря которому можно выполнить поворот, если на крайней левой полосе имеется знак, в соответствии с которым двигаться можно только прямо.
Если требуется выполнить разворот, то автовладелец должен разбираться в том, где нельзя его осуществлять.
Траектория выполнения поворота налево.
Не допускается выполнять этот маневр в ситуациях:
- нет знаков, которые разрешают разворот на перекрестке;
- имеется специальный знак, запрещающий поворот или разворот;
- рядом с местом, где планируется выполнить маневр, располагается остановка автобусов;
- двигается машина внутри тоннеля или на мосту;
- имеется плохая видимость, поэтому такое действие может привести к возникновению аварии;
- имеется между полосами движения.
Если имеется знак, на основании которого не допускается делать разворот, но разметка разрешает этот маневр, все равно выполнение его будет расценено как серьезное правонарушение, за которое назначается строгая мера ответственности.
Важно! Знаки, которые запрещают данные маневры, не учитываются маршрутными автомобилями.
На определенных знаках может иметься желтый фон, поэтому они являются временными.
Какие вопросы обычно возникают у автовладельцев
У многих водителей появляются серьезные и сложные вопросы относительно правильного поворота. К наиболее популярным относится:
- Если можно выполнять поворот налево, можно ли автоматически делать разворот?
Да, если нет никаких препятствий для поворота, то и разворот осуществляется без нарушений ПДД. - Можно ли делать разворот, если нельзя поворачивать налево?
Данный вопрос считается сложным и вызывает массу споров.
Например, нередко устанавливается на дороге знак 3.18.2, запрещающий поворот. Он обычно используется в тех участках, где часто возникают заторы и иные проблемы с простым и быстрым движением автомобилей.
Он запрещает исключительно левый поворот, а при этом не накладывает какие-либо ограничения на другие маневры. Поэтому допускается при такой ситуации сделать разворот.
Как правильно выполнить поворот налево в условиях города? Смотрите видеоурок в этом видео:
- Можно ли делать разворот, если по краям линий трамвая имеются сплошные линии?
Допускается по выполнять разворот, если эти пути имеют один и тот же уровень с дорогой, но при наличии разметки, которую нельзя пересекать, этот маневр является запрещенным.
В любом случае, выполняя какие-либо действия на трамвайных путях, важно учитывать возможность движения машин или трамваев. - Можно ли делать разворот при наличии знака, разрешающего движение только прямо?
Если имеется на дороге знак 4.1.1, то двигаться машины могут исключительно прямо.
Если он имеется на перекрестке, то не допускается разворачиваться или поворачивать в какую-либо сторону.
Важно! Нередко причиной аварии становится то, что водитель слишком давно сдавал теоретический экзамен ПДД, поэтому забыл некоторые важные нюансы или вовсе не в курсе недавно введенных изменений, поэтому задачей каждого автовладельца является постоянное изучение всех ПДД.
Какие назначаются наказания за нарушения
Если водитель нарушает правила поворота налево или разворота, а это фиксируется сотрудниками ГИБДД, то ему назначается определенное наказание, причем оно зависит от тяжести нарушения:
- если во время разворота или поворота неправильно выбирается траектория, а также если пересекается разметка, то назначается штраф до 1,5 тыс. руб.;
Штраф за нарушение ПДД.
- если во время движения авто выезжает на встречку, то штраф увеличивается до 5 тыс. руб., а если вовсе повторяется такое нарушение, то это приводит к лишению прав гражданина на срок от 6 месяцев.
Таким образом, каждый владелец машины должна знать, как правильно выполнять поворот налево.
Как оплатить штраф без комиссии? Читайте по
Данный маневр считается достаточно простым, но для его грамотного совершения все равно требуется тщательно изучать разметку, знаки и обстановку на дороге, чтобы действие не привело к возникновению ДТП.
При управлении автомототранспортным средством каждый водитель обязан четко соблюдать правила дорожного движения, установленные .
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
По мере необходимости в указанный документ вносятся поправки. Последние изменения вступили в силу с 1 июля 2019 года. Как согласно правилам выполняется поворот налево, читайте далее.
Где запрещен
Выполнить поворот налево можно в любом месте, если отсутствуют запрещающие знаки. Специальных зон, в которых выполнение данного маневра запрещено, в отличие от разворота, остановки и так далее, нет.
Знаки
Перед выполнением любого маневра, в том числе и поворота налево следует убедиться в отсутствии запрещающих знаков.
Так, левый поворот запрещается, если перед перекрестком установлен один из следующих знаков:
- поворот налево запрещен (3.18.2). Действие данного знака распространяется исключительно на тот перекресток, перед которым он установлен и не распространяется на транспортные средства, перевозящие пассажиров, которые осуществляют движение по заданному городскими властями маршруту;
- движение прямо (4.1.1). Если данный знак установлен перед перекрестком, то его действие распространяется исключительно на него. Если знак устанавливается на определенном участке дороги, то зона действия заканчивается перед ближайшим перекрестком. Знак 4.1.1, установленный на каком-либо участке проезжей части не запрещает выполнение маневра поворот направо для заезда во дворы и иные прилегающие территории;
- движение направо (4.1.2). Зона действия данного знака – первое пересечение дорог. Исключением являются автотранспортные средства, двигающиеся по определенному маршруту;
- движение прямо и направо (4.1.4). Как и в предыдущем случае, знак распространяется только на первое пересечение проезжих частей и может быть проигнорирован маршрутными транспортными средствами;
- выезд на дорогу, на которой организовано односторонне движение (5.7.1). Знак устанавливается непосредственно перед односторонней дорогой. Руководствоваться ограничениями необходимо всем видам автомототранспортных средств, в том числе и движущихся по маршруту;
- выезд на дорогу с отдельной полосой для маршрутного транспорта (5.13.1). Зона действия знака – пересечение дорог, перед которым он установлен.
- убедиться в том, что выполняемый маневр не создаст помех иным видам автомототранспорта, а так же трамваям встречного или попутного направления;
- заблаговременно перестроиться в крайнее левое положение, если выполнение маневра недопустимо с иных полос движения;
- включить сигнал левого поворота для предупреждения иных участников движения о выполнении данного маневра.
- трамвайные пути и проезжая часть находятся в одном уровне;
- трамвайные пути и автодорога не разделяются сплошной линией разметки, так как проезд через сплошную линию запрещен при любых условиях;
- на проезжей части перед перекрестком не установлены знаки, определяющие движение по каждой полосе (5.15.1. и 5.15.2).
- траектория поворота должна быть построена таким образом, чтобы транспортное средство, совершающее маневр не выезжало на полосу, предназначенную для движения во встречном направлении (пункт 8.6 правил движения);
- если на проезжей части указаны линии разметки, разделяющие полосы движения, то рекомендуется двигаться именно в указанных границах. Это позволит избежать возникновения аварийной ситуации;
- если линии разметки не нанесены на дорогу, то они являются вымышленными и определяются в соответствии с габаритами грузового автотранспорта;
- если разметка на перекрестке нанесена в виде прерывистой линии, то водители имеют право производить перестроение из одной полосы в другую. При этом необходимо руководствоваться правилом «помеха справа»;
- если на перекрестке линии разметки являются сплошными, то любое перестроение и обгон запрещены.
- регулируемыми являются те перекрестки, приоритет движения на которых определяется светофором или регулировщиком;
- нерегулируемыми признаются перекрестки, приоритетность движения на которых определяется самостоятельно водителями в соответствии с установленными дорожными знаками.
- на неравнозначные перекрестки, в которых одна дорога является главной, а вторая – второстепенной;
- на равнозначные перекрестки (все дороги имеют одинаковое значение).
- автомототранспортным средствам, которые осуществляют движение по главной дороге, обозначенной знаком 2.1;
- трамваям, двигающимся в попутном направлении, так как они находятся на равнозначной проезжей части;
- всем видам транспорта, приближающимся к автомобилю справа;
- пешеходам и велосипедистам.
- стандартным светофором, состоящим из трех секций;
- светофором с дополнительными секциями, который подает сигналы при разрешении выполнения маневров поворота и разворота.
Следует помнить, что указанные знаки не запрещают выполнение маневра «разворот», а только ограничивают возможность поворота налево.
Правила поворота налево по ПДД
Перед выполнением левого поворота необходимо:
Итак, как же правильно выполнить маневр «поворот налево» в той или иной ситуации, если отсутствуют запрещающие знаки? Разберемся со всеми ситуациями более подробно.
С трамвайных путей
Водитель обязан производить разворот с трамвайных путей попутного направления, если соблюдаются следующие условия (пункт 8.5 ПДД):
На перекрестке с двух полос
Если знаками, указывающими движение по проезжей части по полосам разрешают одновременное выполнение левого поворота с двух полос, то маневр производится в соответствии со следующими правилами:
На нерегулируемом перекрестке
Все перекрестки, расположенные на проезжей части подразделяются на два основных вида:
В свою очередь нерегулируемые перекрестки подразделяются:
При совершении левого поворота на нерегулируемом перекрестке неравнозначных дорог при движении по второстепенной дороге необходимо уступить дорогу:
При повороте направо на перекрестке равнозначных дорог дорога уступается автомототранспорта и трамваям, двигающимся с правой стороны (правило «помеха справа»).
Со светофором
Регулируемые дорожные перекрестки могут быть оснащены светофорами двумя видов:
При наличии светофора, не оборудованного дополнительной секцией, левый поворот требуется производить в соответствии со следующими правилами:
- Приступать к выполнению маневра можно исключительно после включения разрешающего сигнала светофора.
- Уступить дорогу необходимо:
- автомототранспорту, двигающему во встречном направлении или осуществляющему маневр «поворот направо»;
- трамваю, если регулировка движения данного вида транспорта осуществляется одним светофором вместе с автомобилями;
- пешеходам, пересекающим проезжую часть, на которую авто выезжает после совершения маневра.
- Недопустимо приступать к выполнению поворота, если на перекрестке образовался затор.
Если светофор, установленный на перекрестке, оборудован дополнительной секцией, то приступать к маневрированию можно только после включения разрешающего сигнала налево по стрелке. При этом так же следует соблюдать все правила, указанные выше.
С односторонней дороги
Если левый поворот осуществляется для выезда с дороги, имеющей односторонне движение, то перед выполнением маневра необходимо определить:
- к какому виду относится перекресток, на котором осуществляется выезд (регулируемый или нерегулируемый);
- какие знаки установлены непосредственно перед перекрестком;
- какой сигнал показывает светофор.
Все перечисленные факторы и будут определять правила, которыми следует руководствоваться при выезде с односторонней дороги и одновременном повороте налево.
Из правого ряда
При наличии на проезжей части нескольких полос, предназначенных для движения автотранспортных средств выполнение маневра «левый поворот» из правого ряда не разрешается, так как это может привести к созданию аварийной ситуации.
За городом
За пределами населенного пункта все повороты налево, направо и развороты, выполняются по аналогичным правилам, действующим и в пределах города.
Возле пешеходного перехода
При выполнении левого поворота вблизи пешеходного перехода требуется руководствоваться сигналами светофора, а при отсутствии автоматического регулировщика движения приоритет отдается пешеходам, то есть водитель обязан уступить дорогу людям, находящимся на «зебре».
На велосипеде
Велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения, что приводит к необходимости соблюдения всех правил ГИБДД. Поэтому левый поворот велосипедистами осуществляется по правилам, указанным ранее.
Следует отметить, что велосипедисты, так же как и водители автомототранспорта должны предупредить о совершении маневра. Поскольку указателей поворота у них нет, то предупреждающие сигналы подаются руками.
Жесты так же показываются водителями при неисправности световой сигнализации до проведения техосмотра и устранения причины повреждений.
Сигналы руками подаются по следующим правилам:
- вытянутая в сторону левая рука или правая рука, поднятая вверх и согнутая в локте, указывают на совершение левого поворота;
- вытянутая в сторону правая рука или левая рука, направленная вверх и согнутая в локте, указывают на выполнение правого поворота;
В какую полосу можно повернуть
Поворот налево может быть осуществлен с выездом на любою полосу движения попутного направления, то есть водитель транспортного средства по своему усмотрению может занять крайнее правое, крайнее левое или среднее положение на проезжей части.
При выборе полос следует руководствоваться следующими аспектами:
- при любом перестроении и маневрировании водитель не должен создавать помех другим участникам движения;
- при наличии свободных полос нужное положение определяется исходя из дальнейшего маршрута следования. Например, если после поворота водитель намерен остановиться, то рекомендуется занимать сразу крайнее правое положение, из которого дальнейшее маневрирование будет легче.
Выполнение левого поворота вызывает множество затруднений, особенно у водителей, не имеющих большого стажа эксплуатации автомобильного транспорта.
Именно по этой причине в автошколах и на различных интернет сайтах есть множество рекомендаций, которые следует соблюдать при данном виде маневрирования.
- снижение скоростного режима по мере приближения к перекрестку. Это позволяет получить дополнительное время на правильную оценку дорожной ситуации, ознакомление с разметкой и установленными около перекрестка дорожными знаками;
- заблаговременное перестроение в крайнее левое положение, даже если выполнить поворот можно и из других полос проезжей части. Это так же позволяет получить дополнительное время на ориентирование и исключить возможность нарушения правил движения, если знаки, указывающие на движение по полосам, по каким-либо причинам отсутствуют;
- заблаговременное включение сигнала поворота позволяет своевременно предупредить водителей о предполагаемом маневре;
- после выезда на перекресток рекомендуется остановиться приблизительно в 1 м от пересекаемой проезжей части. Этот маневр позволит вовремя узнать о приближении других видов автотранспорта и предоставлении приоритета в соответствии с установленными дорожными знаками;
- не следует срезать угол выполнения поворота для ускорения маневрирования.
Во-первых, это действие противоречит ПДД, так как водитель непреднамеренно выезжает на полосу встречного движения. Во-вторых, это может привести к созданию помех и как следствие аварийной ситуации.
Для определения начинающих водителей в потоке движения и проявления дополнительной осторожности при маневрировании правилами движения предусмотрена необходимость установки на заднее стекло автомашины специального знака.
Отсутствие данного знака может привести к административному наказанию.
Штрафы за нарушение
Несоблюдение правил движения. В том числе и некорректное выполнение левого поворота, является административным правонарушением и наказывается в соответствии с действующим в РФ Административным Кодексом (КоАП). Правонарушениям, связанным с движением автомобильного транспорта, отводится данного документа.
За неправильное выполнение маневра «левый поворот» водитель может быть наказан:
Штрафом в размере 1 000 рублей (статья 12.12) | за выполнение маневра на запрещающий сигнал светофора (жест регулировщика). Если указанное правонарушение выявляется повторно, то в качестве наказания могут применяться штраф в 5 000 рублей или на управление автомототранспортными средствами сроком на 4 – 6 месяцев. |
Штрафом в 1 000 рублей (статья 12.13 часть 1) | за выезд на перекресток для совершения левого поворота, на котором образовался затор |
Штрафом в 1 000 рублей (статья 12.13 часть 2) | за не предоставление преимущества в движении автотранспорту, имеющему такие преимущества |
Штрафом в 500 рублей (статья 12.14 часть 1) | за выполнение левого поворота без предварительного включения соответствующего указателя или подачи сигнала руками |
Штрафом 500 рублей (статья 12.14 часть 1.1) | за занятие неправильного положения на проезжей части перед совершением маневра |
Штрафом в 1 500 рублей или лишением водительских прав на 4 – 6 месяцев (статья 12.15 часть 4) | за выезд на полосу встречного движения при выполнении левого поворота. При выявлении повторного аналогичного правонарушения наказание может быть увеличено до штрафа в 5 000 рублей (если нарушение зафиксировано камерами слежения) и лишением прав до 1 года (статья 12.15 часть 5) |
Штрафом в 1 000 – 1 500 рублей (статья 12.16 часть 2) | при выполнении поворота налево в нарушении правил, установленных дорожными знаками или нанесенной разметкой |