Диего Ривера
- художник-живописец и муралист, написавший немало прекрасных картин и фресок. Он занимался политикой и неоднократно бывал в СССР, дружил с Лениным и Троцким.Биография
Диего Ривера
родился 08 декабря1886 года в северо-западной части Мексики. Семья его была известна и обеспечена. В возрасте 10 лет мальчик начал получать навыки рисования в Академии художеств. Искусство сразу заинтересовало Диего, благодаря этому он делал успехи. За прекрасную учебу мальчик получил стипендию, которая позволила ему перебраться в Испанию. Долгое время Диего Ривера путешествовал по Европе, получая знания и набираясь опыта. Здесь молодой человек знакомится с именитыми художниками, такими как Пикассо и Рейес.Художник Диего Ривера
формировал свой стиль под влиянием различных течений: модернизма, классического европейского художественного искусства, кубизма, мексиканского художественного творчества.Политическая деятельность
В 1922 году Ривера начинает интересоваться политикой и вступает в коммунистическую партию в Мексике, позже он даже решает отправиться в СССР. Здесь он принимает активное участие в деятельности объединения «Октябрь» и поддерживает коммунистов.
Несколько лет спустя художник меняет свои взгляды в пользу троцкизма, однако убийство основоположника течения заставляет его примкнуть к основному курсу Сталина.
Фрида Кало
Фрида Кало - так звали невесту и будущую жену известного художника. Она родилась в простой мексиканской семье. Несмотря на тяжелую болезнь (полиомиелит), которую Фрида перенесла в детстве, весёлый нрав и задорный характер были ее отличительными чертами. В 18 лет девушка попадает в автомобильную аварию и повреждает ребра и ключицу. Огромное число операций и длительный период восстановления заняли много лет и оставили большой отпечаток на ее здоровье. Девушка постоянно была вынуждена носить корсет, а также врачи сказали, что она не сможет иметь детей. Печальное событие еще больше сблизило ее с главным увлечением ее жизни - живописью. Эта страсть и познакомила девушку с известным художником.
Личная жизнь известного художника
Первой супругой художника была Лупе Марин. Их брак не сложился, и вскоре они развелись. На момент знакомства с будущей второй женой
Диего Риверы уже был взрослым мужчиной и состоявшимся художником. Более того, он слыл большим ловеласом, несмотря на непривлекательную внешность. Он был достаточно грузен (более 100 кг) и некрасив. Его даже сравнивали со слоном и жабой. Внешние недостатки не мешали Ривере пользоваться большим успехом у женщин. Его общительность и обаяние подкупали любого.Знакомство пары произошло в школьном дворе, где художник помогал оформлять стены. Девочка решила показать ему свои работы, в результате их общение переросло сначала в дружбу, а вскоре Ривера попросил руки молодой девушки. Его не смущало ее заболевание и то, что она не могла ходить.
Семейная жизнь
Характер у молодоженов был горячим, и разногласия часто заканчивались ссорами. Молодая невеста никогда не боялась указать супругу на недочеты в его работах, что сильно обижало мужа. Он уходил, но всегда возвращался с подарками. Фрида очень любила украшения. Неважно, что это: камни, стекло
или настоящие брильянты.Несмотря на поставленный Фриде диагноз пара всегда мечтала о детях. Трижды Фрида Кало была беременна, и трижды у нее происходил выкидыш. Семья не отчаивалась, и вскоре
Диего Ривера решает увезти жену в США, чтобы пройти лечение там.Жизнь в Америке Фриде не понравилась. США удивляли своим великолепием и безразличием к окружающим. Фрида, которая видела изнанку жизни, не могла этого понять. Здесь женщина переносит тяжелое заболевание, которое только уменьшает шансы забеременеть.
В этот период времени Диего Ривера нарисовал известную фреску для рокфеллеровского центра, которая изображала среди других персонажей Ленина. Он соединял руки рабочим. Несмотря на требование заменить лицо российского политического деятеля на лицо незнакомца Ривера отказался что-то менять. За свою работу он не получил ни цента, а в 1934 году фреску уничтожили. Свой известный труд живописец позже воссоздает во дворце искусств в Мексике.
Дружба с Троцким и разрушение семьи
В 1936 году политическая обстановка
в СССР вынуждает Троцкого бежать от преследования в Мексику. Здесь он находит убежище в доме старого знакомого художника. Ривера и Троцкий сильно сблизились и стали настоящими друзьями.Разлад в семье произошел, когда Диего Ривера узнал о романе жены и его близкого друга. Троцкий был очарован женой друга, а вот Фрида не испытывала столь сильных чувств. Больше ей хотелось отомстить неверному мужу. Политическому деятелю пришлось покинуть дружеский дом, а отношения пары стали только ухудшаться. Несмотря на свои постоянные измены муж не мог простить Фриде обмана.
Вскоре решают расстаться. За этот период времени здоровье Фриды только ухудшалось. Несколько тяжелых операций перенесла Фрида. Диего Ривера не мог забыть супругу. Время и другие отношения не смогли убить чувства, и в 1940 году они вновь женятся. Болезнь до последних дней мучила Фриду, и в 1954 году ее не стало.
За свою жизнь Фрида написала
множество известных картин, одна из которых даже была помещена в Лувр.Диего Ривера, картины
которого известны во всем мире, без любимой жены прожил только три года. Скончался он в Мексике, а похоронили его на территории Ротонды прославленных творцов. Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 01.10.2017 17:57 Просмотров: 1203Жизнь Диего Риверы – цепь противоречивых событий и фактов. Это один из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики.
Он будоражил общественное мнение своим творчеством, политическими взглядами и личной жизнью всю первую половину XX в.
Из биографии художника (1886-1957)
Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес
– таково его полное имя. Родился будущий художник 8 декабря 1886 г. в г. Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. C 1896 по 1902 г. Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 г. он жил в Европе: учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом (мексиканский писатель).
Испытал влияние классического европейского изобразительного искусства и модернизма (в основном кубизма), а также традиционных мексиканских художественных жанров и стилей.
Д. Ривера «Поклонение Богоматери» (1913)
В 1922 г. Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.
В 1927 г. художник посетил СССР и даже стал здесь членом-учредителем объединения «Октябрь», участвовал в праздновании 10-й годовщины Октябрьской социалистической революции в Москве, находясь на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Делал зарисовки участников празднования в Москве.
Позже Ривера принял троцкистские взгляды, вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. После конфликта между ними в 1939 г. Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.
Затем, став сторонником сталинизма, в 1954 г. снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1955-1956 гг. художник снова приезжал в СССР.
Д. Ривера «Майская демонстрация в Москве» (1956)
Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 г. в Мехико и похоронен на территории «Ротонды выдающихся деятелей».
Ротонда выдающихся деятелей
– участок на территории Гражданского Пантеона Долорес в Мехико. Здесь покоится прах знаменитых военных, учёных, видных деятелей культуры Мексики
Ривера был трижды женат. Последней его женой была художница Фрида Кало – главная женщина его жизни.
Фрида Кало и Диего Ривера. Фотография 1929 г.
Творчество Диего Риверы
В 1922 г. он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписал огромное число стен общественных зданий. Им расписаны здания Министерства просвещения (1923-1929), Министерства здравоохранения (1929-1930), Национального дворца (1929- 1950-е), отеля «Прадо» в Мехико (1947-1948), Национальной сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926-1927), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-1930), Института искусств в Детройте (1932-1933), театра «Инсурхентес» (1951-1953), Олимпийского стадиона в Мехико (1952-1953), Водораспределительной камеры реки Лермы (1951-1953).
Олимпийский стадион в Мехико
В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики.
Одна из главных тем в творчестве Риверы – фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, события революционного движения в стране.
В 1932-1933 гг. по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке Ривера создал фреску «Человек на распутье». На ней был изображён В. И. Ленин, соединяющий руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.
Д. Ривера «Человек на распутье»
Д. Ривера. Фрагмент фрески
Фреска состояла из трех частей. В центре изображен человек – повелитель стихий. Два мира противопоставлены друг другу: социализм со всеми его преимуществами – и ужасы капитализма.
По решению правления Рокфеллеровского центра фреска была уничтожена в 1934 г. после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина другим, неизвестным изображением.
Художник воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств (но на ней уже появилось изображение Троцкого). Фреска была названа «Человек, управляющий Вселенной».
Д. Ривера «Человек, управляющий Вселенной» (деталь с изображением Троцкого)
В течение нескольких лет после 1934 г. он занимался преимущественно станковой живописью. Работал в технике масла и акварели, отдавал предпочтение портрету и пейзажу.
Начиная с 1940 г. Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико.
Станковая живопись Д. Риверы
Хотя главным делом художника была настенная живопись, монументальная фреска, значительное место в его творчестве занимала станковая живопись. Кубистический период начался примерно с 1913 г. и продолжался недолго, 2-3 года. Ривера быстро осваивал авангардные стили, достигал совершенства в их интерпретации и переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, Пикассо стал для него настоящим открытием.
Д. Ривера. Портрет человека (художник Зиновьев) (1915)
Большая часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали на демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами.
Д. Ривера «Триумф революции» (1926)
Герои картины раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, изображённого слева. Это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.
Во всех своих работах художник делает акцент на движении и насыщенности пейзажа.
Д. Ривера «Сумерки в Акапулько» (1956)
Все критики отмечают особенности стиля художника, который никто не смог повторить. А вернее, его творчество – это смесь стилей: реализма , символизма , экспрессионизма , сюрреализма ...
Д. Ривера «Руки доктора Мура» (1940)
На холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Вместо дерева при внимательном взгляде на картину легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: «Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году». Благодаря этой подписи становится понятен символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни.
Д. Ривера «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». Центральный фрагмент (1948)
Эта картина – изображение традиционного мексиканского праздника – Дня мёртвых. Многофигурная композиция включает в себя все слои мексиканского общества: портреты современников, представителей мексиканской элиты, бедняков. Главным персонажем произведения является фигура в маске, напоминающей череп (маска Катрины).
Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez; 8 декабря 1886 - 24 ноября 1957) - мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка.
Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были обращены в католицизм..
C 1896 по 1902 год Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Он был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год он жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом.
В течение полугода возлюбленной Риверы была Маревна (настоящее имя Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (1892-1984)), русская художница и мемуаристка польского происхождения, которая родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисой.
Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV-XVI веков), так и модернизма , в частности кубизма . Очень близки ему традиционные мексиканские художественные жанры и стили.
В 1922 году Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, в этом же году он женился второй раз, на Гуадалупе Марин.
В 1927 художник приехал в СССР, где в 1928 году стал членом-учредителем объединения «Октябрь».
Ривера участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в Москве. Во время военного парада и демонстрации по этому случаю на Красной площади он находился на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Он сделал десятки зарисовок участников празднования в Москве. Эти рисунки были показаны на выставке работ Риверы в нью-йоркском Музее современного искусства.
Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, в 1929 он вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. Затем между ними возник конфликт. 7 августа 1939 года Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.
С течением времени он занял позицию, соответствовавшую курсу Сталина, а в 1954 году снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.
Ривера работал в США в 1930-1934 и 1940 годах. С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий и создав в этой связи малую форму фрески.
Одна из главных тем в творчестве Риверы - фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.
В 1932-1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.
Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра) после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката центра. При этом Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. Позднее художник поехал в Детройт, где хорошо заработал.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Когда в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, в Мексике уже семь лет шла революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы.Д. Ривера. «Сбор сахарного тростника». Фрагмент росписи
во дворце Эрнан Кортеса в Куэрнаваке. 19291930.
В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам. Впереди предстояли десятилетия сложной и трудной борьбы, но мексиканская революция 19101917 годов стала важной политической школой для трудящихся: вскоре в Мексике возникла коммунистическая партия, с которой связана деятельность крупнейших художников страны.
В 1920х годах события мексиканской революции отозвались необычайно мощным подъемом искусства. Очень скоро лидеры нового искусства Мексики получили мировую славу и выдвинулись в число представителей прогрессивной культуры XX века. Это были Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос и Диего Ривера. Первый из них, Ороско, выполнил акварели «Мексика в революции» (1913 1917), где запечатлел кровавые расправы реакционеров с революционными крестьянами. Сикейрос был офицером и активным участником революционного движения. В 1921 году он выступил с манифестом, провозглашавшим связь искусства и революции. Стать во главе нового движения было естественным для обоих художников.
Иначе складывалась поначалу судьба Диего Риверы. Он родился в живописном городе Гуанахуато, расположенном в горах. Мальчик из зажиточной семьи, Диего с детства наблюдал обычаи мексиканских горнопромышленных районов, знал замечательный фольклор страны, отлично разбирался в старинных ремеслах. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Париже. До 1921 года он жил в Европе большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию. Он блестяще пишет натюрморты, смелые и свежие по цвету, прекрасно рисует, и его работы имеют успех. Казалось бы, будущая карьера молодой звезды «парижской школы» полностью обеспечена. Однако в судьбе талантливого художника происходит поворот, на первый взгляд неожиданный, но естественный для отзывчивого, чуткого к современным революционным событиям мексиканца.
Д. Ривера. «Ночь бедняков». Фрагмент
росписи 3го этажа Министерства
посвещения в Мехико. 19261929.
Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий.
Монументальная живопись виделась своеобразным учебником жизни, агитатором и пропагандистом, она нуждалась в языке, доступном каждому неграмотному бедняку. Диего Ривера изучал в Италии живопись Возрождения, он знал великую силу воздействия этого искусства и был готов использовать ренессансные приемы для просветительских и воспитательных целей. Но художнику и его друзьям было ясно и другое мексиканские крестьяне, больше знакомые с ружьем и длинным ножом-мачете, чем с книгой и тетрадью, легче воспримут художественные образы в близкой их пониманию мексиканской традиции, чем в европейской. Поэтому национальные мастера стенных росписей изучают и перерабатывают приемы древнего мексиканского искусства. Часто можно прочесть, что Ривера и его друзья использовали мотивы и композицию древних фресок Мексики. Но такие росписи были открыты в джунглях на юге страны лишь двадцать лет спустя. Живописцы 1920х годов замечательно угадали их стиль, хотя знали в основном живопись на керамике, рисунки и рельефы, да еще работы современных» народных мастеров-индейцев, расписывавших стены домов и кабачков-«пулькерий».
Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи Риверы: от итальянских традиций шли обобщенность форм, типизированные символические образы, общий гуманистический строй фресок, тогда как мексиканские истоки подсказывали обстоятельность, подробность рассказа о событиях, выразительные детали и условные, но знакомые каждому мексиканцу с детства обозначения природных стихий, отсюда же происходили приемы орнаментальной, плоскостной проработки поверхности стены.
Д. Ривера. «Сельская школа». Роспись во Дворе Труда
Министерства прсвещения в Мехико. 19231929.
Но была еще одна традиция, наиболее близкая художнику, это политическая графика революции. Одним из учителей Риверы был замечательный мексиканский график Хосе Гуадалупе Посада. Он сотрудничал во многих газетах и сделал свыше 15 тысяч злободневных гравюр на дереве карикатур, шаржей, бытовых сценок, политических аллегорий. Художник учил Риверу создавать искусство, связанное с жизнью. Это были уроки не только мастерства, но и политической, социальной актуальности, острой, выразительной, понятной зрителям манеры повествования. Все это подготовило Риверу к роли одного из лидеров новой школы монументальной живописи.
В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико. Там, в так называемом амфитеатре Боливара, были выполнены в 19221923 годах первые росписи Риверы. И техника их исполнения (энкаустика живопись красками, приготовленными с горячим воском), и сложные аллегорические композиции оказались слишком громоздкими, недостаточно эффективными. В росписях сельскохозяйственной школы в Чапинго (19261927) Ривера выполнил замысловатые композиции с множеством обнаженных фигур. Но в главной работе двадцатых годов росписях министерства просвещения в Мехико художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.
Освобождаясь от надуманных аллегорий и второстепенных деталей, художник создал лаконичные и суровые по духу композиции во «Дворе Труда», как он стал называться по фрескам Риверы. Потрясает сцена «Спуск в шахту», где по двум спиральным лестницам, под тяжелыми сводами, спускаются с лопатами, кирками и досками согнутые фигуры шахтеров, исчезающие в черном проеме входа. Могучий ритм движущихся фигур производит впечатление огромной силы, напряжения, тяжести подневольного труда. Не менее впечатляет сцена «Сахарный завод», разделенная на три яруса: вверху плотная группа из трех рабочих разделывает связки сахарного тростника, четверо размешивают шестами густой сироп, внизу пять рабочих заполняют формы жидкой массой. Сцена отличается цельностью, единством ритма.
Д. Ривера. «Сахарный завод». Роспись во Дворе Труда
Министерства прсвещения в Мехико. 19231924.
В 1925 году Ривера расписал новый двор, названный «Двором празднеств», поскольку сюжетом для него стали шумные народные праздники, изобилующие яркими красками, увлекательными подробностями. Под влиянием древнего искусства Мексики изображение приобрело характер развернутого красочного ковра. Завершили работу Риверы в министерстве просвещения фрески третьего этажа (19261929) на темы двух революционных песен, так называемых «корридос». Сцены заключены в тесные арки и украшены развевающимися лентами, на которых начертаны песенные тексты. Сюжеты фресок разнообразны, здесь можно найти гротескные образы буржуа и буржуазной интеллигенции, карикатуры, политическую графику и лирические сцены народной жизни. Знаменитой стала фреска «Ночь бедняков», нижнюю часть которой заполняют плотные, объемные фигуры спящих после трудового дня крестьян, женщин, детей. С большой любовью рисует художник неловкие позы уставших людей, погруженных в недолгий, чуткий сон.
Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.
В 19271928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.
Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое. Европейские и мексиканские элементы искусства Риверы образуют здесь прочный сплав.
Д. Ривера. Фрагмент росписи в Институте изящных искусств
в Детройте (США). 19321933.
Одновременно в 19291930 годах он расписывает другое знаменитое здание колониального периода, построенное в XVI веке, дворец завоевателя Мексики Эрнана Кортеса в древнем индейском городе Куэрнаваке. Эти росписи просты, гармоничны и строги. Повествуя о драматичных эпизодах истории своей родины, кровавом порабощении мексиканских народов, художник избегает преувеличений. У мастеров итальянского и нидерландского Возрождения Ривера находит выразительные ритмы, гибкие, упругие линии, мощные объемы, и это помогает ему создать впечатляющие исторические сцены: клеймения рабов, сбора сахарного тростника, обращения индейцев в христианство.
Ривера получает международную известность, его приглашают в США, где в 19321933 годах он расписал стены Института изящных искусств в центре американской автомобильной промышленности Детройте. Здесь формируется новый стиль художника сложнейшее переплетение сцен, деталей, символов, превращающий фреску в загадочную картину. Другие выполненные в США работы приобрели характер политических памфлетов. Росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке были уничтожены заказчиками, поскольку Ривера избрал их темой единение рабочих в борьбе с империализмом, а в центре изобразил В. И. Ленина.
Когда художник возвратился в Мексику в 1934 году, наступил новый этап в развитии национальной монументальной живописи. Большая группа талантливых архитекторов начала воздвигать общественные здания, в интерьерах и на фасадах которых много места отводилось живописи и рельефам. Гигантские росписи теперь покрывают наружные стены, придавая новый облик кварталам и архитектурным комплексам, таким, как Университетский городок и Олимпийский стадион.
Ривера стал одним из активных участников нового строительства. Он создает фрески в отелях, больницах и все больше начинает использовать мозаику, рельеф, синтетические материалы. Художник выступает как крупный мастер оформления грандиозных плоскостей, величественных архитектурных ансамблей, своего рода дирижер коллективных работ.
Д. Ривера. «Спуск в шахту» Роспись во Дворе Труда
Министерства просвещения в Мехико. 19231924.
Знаменитая монументальная работа Риверы оформление построенного в 19511953 годах Олимпийского стадиона в(Мехико. Здесь мастер использовал рельеф из синтетических материалов на бетонной основе. Его поверхность была покрыта мозаикой из естественных камней. Тогда же художник создал другое крупнейшее произведение украшение водораспределительной камеры реки Лерма. Центральный мотив скульптурная голова древнемексиканского бога воды Тлалока, выложенная мозаикой. В этих работах Ривера постоянно обращается к декоративным мотивам и орнаментам, красочной гамме и пластическому языку древней Мексики, крупнейшим знатоком которой он был. Грандиозные размеры рельефных фигур, скульптурная обработка объемов связаны с древней национальной традицией. Не случайно Ривера выступает в этот период как архитектор. Совместно с известным мексиканским зодчим и художником Хуаном О’Горманом они строят в 19451964 годах музей пирамиду Анаукальи наподобие древних пирамид. В этом оригинальном здании размещает собранные им богатые коллекции искусства древней Мексики.
Большие монументальные работы Риверы последних лет жизни носят по преимуществу декоративный характер, но это не значит, что политическое звучание его творчества идет на убыль. В картинах, рисунках, литографиях, стиль которых несет печать монументального строя главных работ Риверы, а также в интерьерных росписях художник откликается на актуальные политические события. Он не перестает ощущать себя пропагандистом и агитатором в искусстве. Деятельность художника все теснее связывается с коммунистической партией, членом Центрального Комитета которой он был. Диего Ривера известен как активный борец за мир, недаром ему была присуждена Международная премия мира. Он являлся также председателем Общества мексикано-советской дружбы. В 19551956 годах Ривера во второй раз посетил Советский Союз. Он выполнил цикл рисунков и картин, посвященных нашей стране, но эта работа осталась незавершенной. В 1957 году Диего Ривера умер в Мехико.
Искусство великого мастера, как и его политическая деятельность, не лишены противоречий и ошибок, но в своем творчестве он поднимался до величественного и правдивого отражения жизни в острых конфликтах и классовых столкновениях. Художник выразил драматические события мексиканской истории в столь ярких и монументальных образах, что его имя стоит в ряду крупнейших деятелей культуры нашего столетия.
Это история о грандиозном скандале из-за сходства одного из персонажей великой фрески с лицом Ленина. Даже портретного сходства хватило для того, чтобы фреску так и не увидели люди. Страх перед этим лицом и именем заставляет капиталистов просыпаться в холодном поту… А вы про заложенную бомбу под здание, называемое Россией…
Восьмого декабря 1886 года родился знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера. В возрасте 3-х лет Диего начал рисовать, но недовольный работой в альбомах, он переехал на стены. Вместо того, чтобы наказать его, родители сделали доску и дали мел. C десяти лет он начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Европе. До 1921 года он жил большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию.
Портрет Диего Риверы - Фрида Кало
В Мексике в 1910 году началась революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы. В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам.
Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий. Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи.
Триумф Революции. 1926
В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико.
В главной работе двадцатых годов – росписях министерства просвещения в Мехико – художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.
Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.
Смерть капиталиста 1928. Фрагмент росписи Министерства просвещения в Мехико.
В 1927–1928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.
Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу – росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950–х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое.
Диего Ривера. Эксплуатация Мексики испанскими конкистадорами. Фрагмент фрески Национального дворца в Мехико. 1929–1935
В 1930-х мексиканцы начинают выезжать в США, организуются выставки, такие мастера, как Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, получают заказы на создание монументальных росписей в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Детройте, Нью-Йорке и других городах. Представительство мексиканских художников в Америке в те годы стало настолько широким, что получило неофициальное название «мексиканское вторжение».
По личному приглашению Эдселя Форда, сына Генри Форда Диего Ривера отправляется в Детройт. В индустриальном центре Америки художник получает заказ на фреску в центральном дворе Института искусств на тему «Промышленность Детройта», за работу над которой Ривера берется с удовольствием и чрезвычайным интересом: он изучает технологию на местных заводах, устройство современных конвейеров, станков и гигантского машиностроительного оборудования. Любопытно, что Генри Форд к началу 1930-х годов обладал репутацией бескомпромиссного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 год с завода Форда были уволены тысячи рабочих. Ривера прибыл в Детройт спустя неделю после очередного крупного скандала с забастовщиками. И, несмотря на это, художник, который ярко заявляет о своей позиции борца за права пролетариата, принимает заказ и деньги от промышленного магната. Проект в Детройте оказался непростым: фрагмент фрески с сюжетом «Вакцинации» вызвал аллюзии на традиционную иконографию Рождества Христова, что спровоцировало настоящую бурю протеста - в прессе и в церквях - против мурали. Несмотря на все нападки, в первый день готовую фреску пришло посмотреть около 10 тысяч человек. Широкий общественный резонанс стал частью самого произведения и принес городу славу. События в Детройте можно считать репетицией генерального сражения. Настоящую схватку за сохранение своей работы и право на свободу высказывания Ривере еще предстояло пережить. Следующим крупным проектом художника в США стало оформление главного вестибюля центрального здания Рокфеллеровского комплекса в Нью-Йорке.
Диего Ривера. «Вакцинация». Фрагмент фрески «Индустрия Детройта»
Создание монументальной живописной композиции в вестибюле главного здания комплекса - Radio Corporation of America (RCA, или 30 Rock) было решено доверить Диего Ривере, хотя рассматривались и другие кандидатуры - Анри Матисс и Пабло Пикассо. В ответ на заданную тему «Новые границы» мексиканский муралист предложил сложную многофигурную композицию под названием «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Фреска должна была состоять из трех частей: центральная мураль 5,85х12,5 м и две боковые - 5,10х3,25 м. Смысловым и композиционным центром являлась, по задумке художника, фигура рабочего, контролирующего стихии. В итоге мураль превратилась в насыщенную образами систему миропорядка, где два полюса - мир капиталистический и социалистический - разделены эллипсами, наполненными изображениями, представляющими макро- и микромиры. В правой части центральной мурали особое место занимает революционная триада: фигуры солдата, крестьянина и рабочего. Рядом изображение праздничной демонстрации на Красной площади, фигуры спортсменок, обилие красных флагов. В противовес бодрящим сценам, демонстрирующим процветающую социалистическую действительность, в левой части центральной композиции - иная картина. Мир капитализма у Риверы полон бедствий: войны, химическое оружие, разврат, болезни, голод и безработица. Боковые части своеобразного триптиха посвящены темам «Ликвидация суеверий в области науки» и «Смерть тирании».
Диего Ривера. Эскиз для росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Около 1932. Бумага, темпера, уголь.
Торжественное открытие здания и фрески планировалось на 1 мая 1933 года. Незадолго до завершения мурали площадку, где работал художник со своими ассистентами, посещает репортерNew York World-Telegram Джозеф Лилли. 24 апреля 1933 года появляется его статья с вызывающим заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет». По свидетельствам ассистентов Риверы, в ответ на публикацию художник ради укрепления полемики преобразует одного из центральных персонажей - рабочий из революционной триады наделяется чертами В.И. Ленина. Изображение вождя русской революции в центре капиталистического мира и символа его нерушимости, в здании RCA, формально стало причиной затяжного конфликта между Рокфеллерами и Риверой. Спустя несколько дней после газетной шумихи Нельсон Рокфеллер обратился в письме к создателю противоречивой мурали с просьбой заменить изображение Ленина на обобщенный образ рабочего лидера. На что Ривера выдвинул встречное предложение - оставить Ленина и добавить в композицию фигуру Линкольна. Этот вариант Рокфеллеров не устроил. Побоявшись обвинений в пропаганде коммунизма и общественных волнений, управляющие Рокфеллеровским центром не нашли ничего лучше, чем отстранить Риверу от работ, а незавершенную фреску закрыть от посторонних глаз защитным экраном. 9 мая 1933 года стало пиком конфликта, в здание RCA не было доступа, художник с ассистентами были выведены с площадки. Люсьен Блош, одной из помощниц Риверы, удалось сделать фотографию мурали в том состоянии, в каком ее оставили в мае 1933 года: это единственная репродукция произведения, по которой сегодня мы можем оценить композицию, сюжет и содержание.
Диего Ривера. Роспись в холле Рокфеллеровского центра
Рокфеллер распорядился заплатить Диего Ривере часть гонорара в размере 14 тысяч долларов (позже эти деньги муралист потратит на создание фрески «Портрет Америки» в New Worker"s School). Уже через час после происшествия собралась стихийная демонстрация в поддержку мексиканского художника. Среди лозунгов звучали: «Мы хотим Риверу!», «Спасите искусство Риверы!» Сам виновник спора принимал активное участие в митингах, регулярно появлялся в радиоэфире, имя художника на некоторое время заполнило все новостные передовицы. New YorkTimes назвала муралиста «огненным крестоносцем кисти». Наравне со сторонниками художника свою позицию высказывают и идеологические антагонисты.
На фоне общественной дискуссии, развернувшейся в прессе и на улицах города, Эбби и Нельсон Рокфеллер рассматривали вариант сохранения фрески Риверы вне стен RCA Building. Перенос стены с красочным слоем по фрагментам для постоянного хранения в фондах МоМА технически был неосуществим. В феврале 1934 года фреска была уничтожена. Известия вскоре дошли до Мехико, где находился в тот момент автор работы. «Культурный вандализм» - так охарактеризовал действия управляющих Ривера, сравнив происходящее с сожжением книг нацистами.
Диего Ривера. Фреска «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико
В том же 1934 году Диего Ривера подписал контракт с правительством Мексики на создание фрески во Дворце изящных искусств в Мехико. В новых обстоятельствах художник повторил с некоторыми изменения нью-йоркскую работу (добавил в композицию изображения Маркса, Энгельса, Троцкого, Лавстона, Вольфе и других).
Части фресок Диего Ривера. «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико