) двойная, состоящая из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями (на некоторых автомобилях главная передача одинарная гипоидная с передаточным числом 6,33).
Число зубьев конических шестерен 13 и 25, цилиндрических шестерен 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32.
Ведущая коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух конических роликоподшипниках. На заводе подшипники 6 и 9 ведущей конической шестерни регулируют с предварительным натягом. Между внутренними кольцами имеется распорная втулка 33 и две регулировочные шайбы 8, толщину набора которых подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных подшипниках без учета трения сальника 2 момент, необходимый, для поворота ведущей шестерни, равен 0,1-0,35 кгс-м (1 -3,5 Н-м).
Ведомая коническая шестерня 12 напрессована на вал и прикреплена к его фланцу заклепками. Ведомую коническую шестерню, собранную с валом и внутренними кольцами роликоподшипников, устанавливают в картер главной передачи со стороны опор дифференциала. Наружные кольца роликоподшипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышками 15 и 32.
Под крышками помещены стальные прокладки 13 для регулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для проворачивания вала ведомой конической шестерни, равен 0,4-0,6 кгс-м (4-6 Н-м).
Установив в картер главной передачи ведущую 11 и ведомую 12 конические шестерни, проверяют их зацепление и, если нужно, регулируют.
Для регулировки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые между торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипника вала ведущей шестерни.
Если перемещением ведущей конической шестерни не удается отрегулировать зацепление, то перемещают ведомую коническую шестерню, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на другую. Общее количество прокладок под крышками должно оставаться постоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических подшипников вала ведомой конической шестерни. Зацепление конических шестерен со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску. Форма и расположение пятна контакта на зубьях ведомой шестерни при правильном зацеплении показаны в табл. 1.
При правильном зацеплении конических шестерен со спиральными зубьями боковой зазор у широкой части зуба равен 0,15- 0,4 мм.
Дифференциал с четырьмя сателлитами, симметричный. На заводе подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом.
Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки с обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору.
При регулировке всех конических подшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя.
Смазку главной передачи и ступиц задних колес следует производить согласно таблице смазки. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей конической шестерни.
Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 20-25 кгс-м (200-250 Н-м), момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала 8-11 кгс-м (80-110 Н-м).
При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес.
Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступиц колес нужно затянуть гайку крепления подшипников [момент затяжки 6-8 кгс-м (60-80 Н-м)], проворачивая ступицу в обоих направлениях с целью предотвращения перекоса роликов, а затем отвернуть гайку приблизительно на 120° (1/3 оборота). Проверить наличие осевого зазора в подшипниках ступицы. Установить замочную шайбу, совместив штифт гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе, и затянуть контргайку [момент затяжки 25- 30 кгс-м (250-300 Н-м)]. При этом ступица должна свободно вращаться и не иметь заметного осевого зазора (более 0,15 мм).
Необходимо периодически промывать воздушные каналы сапуна, при их засорении возможно повышение давления в картере заднего моста, а следовательно, появление течи масла.
Главная передача и дифференциал гипоидного моста () собраны в отдельном картере 14, который при установке на картер моста центрирован посадочным пояском. Крышки 7 подшипников дифференциала упираются в посадочный поясок задней стенки картера 1 моста, тем самым увеличивается жесткость опор. Расточку гнезд картера главной передачи и крышек подшипников дифференциала, а также нарезку резьбы производят в сборе, поэтому после разборки крышки необходимо устанавливать на прежние места с помощью штифтов.
Ведущая коническая шестерня 19 установлена на двух конических подшипниках 28 и одном цилиндрическом подшипнике 29, расположенном в картере главной передачи. Между распорным кольцом 26 и торцом внутреннего кольца переднего конического подшипника расположены две регулировочные шайбы 25, толщина которых подобрана так, что обеспечивается требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для провертывания вала, равен 0,25-0,4 кгс-м (2,5-4 Н-м). Между фланцем стакана 24 и картером 14 главной передачи поставлены регулировочные прокладки 27, от набора которых зависит расположение шестерни 19.
Для ограничения осевого перемещения ведомой шестерни 8 в картере главной передачи установлен опорный болт 16. Зазор между торцами ведомой шестерни и опорной накладки 18 должен быть равен 0,15-0,25 мм.
В главной передаче заднего моста к опорной накладке двумя заклепками прикреплен маслосъемник 15, который снимает масло с торца ведомой шестерни и подает его в карман картера, затем масло по каналу поступает к подшипникам ведущей шестерни 19.
Масло, попавшее в полость между наружным подшипником 6 и сальником 20, возвращается по каналу в картер.
Дифференциал состоит из двух чашек 9 и 13, скрепленных болтами, шестерен 10 полуосей и четырех сателлитов 12, в которые запрессованы бронзовые втулки. Сателлиты установлены на крестовинах 11, шипы которых закреплены в чашах 9 и 13, а дифференциал - на двух конических подшипниках 6 с регулирующими гайками 5, которыми тоже регулируют положение ведомой шестерни 8. Регулировка подшипников дифференциала гипоидного и двухступенчатого мостов одинаковая.
Необходимо регулярно добавлять смазку в картер моста и заменять ее в сроки, указанные в таблице смазки.
Масло заливают через заливное (смотровое) отверстие в верхней стенке картера главной передачи, закрываемое пробкой, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия в задней крышке картера моста.
Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через сливное отверстие. Заливное отверстие при этом должно быть открыто.
При техническом обслуживании автомобиля после 25 000 км пробега нужно проверить затяжку гаек крепления фланцев шестерен. Момент затяжки гаек должен быть равен 20-25 кгс-м (200-250 Н-м).
Главная передача задних мостов всех модификаций автомобилей ЗИЛ-130 двойная, состоящая из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Число зубьев конических шестерен 13 и 25, цилиндрических шестерен 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32.
Ведущая коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух конических роликоподшипниках. Между внутренними кольцами подшипников имеются распорная втулка 33 и две шайбы 8, которые подбирают так, чтобы при затягивании крепежной гайки до отказа подшипники приняли правильное рабочее положение. На заводе подшипники ведущей конической шестерни регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных подшипниках без учета трения сальника 2 момент, необходимый для проворота ведущей шестерни, равен 0,1-0,35 кгс*м.
Ведомая коническая шестерня 12 напрессована на вал и прикреплена к его фланцу заклепками. Ведомую коническую шестерню, собранную с валом и внутренними кольцами роликоподшипников, устанавливают в картер главной передачи со стороны опор дифференциала, наружные кольца роликоподшипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышками 15 и 32. Под крышками помещены стальные прокладки 13 для регулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом.
При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для проворачивания вала ведомой конической шестерни, равен 0,1-0,35 кгс*м.
Рис. Задний мост ЗИЛ-130: 1 — ведущей шестерни; 2 - сальник; 3 - крышка; 4 - шайба ведущей шестерни; 5 — прокладка; 6 - передний роликоподшипник вала ведущей конической шестерни; 7 - стакан подшипников вала ведущей конической шестерни; 8 — регулировочные шайбы подшипников вала ведущей конической шестерни; 9 — задний роликоподшипник вала ведущей конической шестерни; 10 — прокладка для регулировки зацепления конических шестерен; 11 — ведущая коническая шестерня; 12 - ведомая коническая шестерня; 13 — регулировочные прокладки; 14 - правый роликоподшипник промежуточного вала; 15 — крышка правого подшипника; 16 - ведущая цилиндрическая шестерня; 17 — картер главной передачи; 18 - крышка подшипника дифференциала; 19 - опорная шайба полуосевой шестерни; 20 - правая чашка коробки дифференциала; 21 - ведомая цилиндрическая шестерня; 22 - полуосевая шестерня; 23 - левая чашка коробки дифференциала; 24 - роликоподшипник коробки дифференциала; 25 - регулировочная гайка подшипника дифференциала; 26 - полуось; 27 - картер моста; 28 - сателлит с бронзовой втулкой; 29 - опорная шайба сателлита; 30 - крестовина сателлита; 31 - левый подшипник промежуточного вала; 32 - крышка левого подшипника; 33 — распорная втулка; 34 - тормозная камера; 35 - кронштейн крепления тормозной камеры и вала разжимного кулака; 36 - тормозной вал с разжимным кулаком; 37 — тормозной барабан; 38 - сальник ступицы; 39 - шпилька крепления колес; 40 - гайка крепления наружного колеса; 41 - колпачковая гайка крепления внутреннего колеса; 42 - сальник; 43 - замочная шайба; 44 - гайка подшипника ступицы колеса (внутренняя); 45 - штифт гайки; 46 - гайка подшипника ступицы колеса (внешняя); 47 — отверстие под болт-съемник полуоси; 48 - ступица; 49 - цапфа; 50 - роликоподшипник; 51 - маслоуловитель; 52 - опора разжимного кулака; 53 - масленка для смазки втулки разжимного кулака; 54 — разжимной кулак; 55 - щиток тормоза; 56 - суппорт; 57 - ось колодки; 58 тормозная колодка
Затем в картер главной передачи устанавливают ведущую коническую шестерню в сборе со стаканом, проверяют зацепление конических шестерен со спиральными зубьями, и, если нужно, регулируют его.
Для регулировки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые между торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипников вала ведущей шестерни перемещением ведущей конической шестерни не удается отрегулировать зацепление, то перемещают ведомую коническую шестерню, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на другую. Общее количество прокладок под крышками должно оставаться постоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических роликоподшипников вала ведомой конической шестерни. Зацепление конических шестерен со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску.
При правильном зацеплении конических шестерен со спиральными зубьями боковой зазор у широкой части зуба равен 0,15-0,4 мм.
Дифференциал
Дифференциал с четырьмя сателлитами, симметричный. На заводе подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом.
Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки с обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору.
При регулировке всех конических роликоподшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя.
Смазку главной передачи и ступиц задних колес, следует производить согласно карте смазки. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей конической шестерни и гаек крепления чашек дифференциала. Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 20-25 кгс*м, а момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала - 8-11 кгс*м.
При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес.
Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступицы колес нужно затягивать гайку крепления подшипников до начала торможения ступицы, проворачивая при этом ступицу в обоих направлениях для того, чтобы ролики правильно установились по коническим поверхностям колец. Затем надо отпустить гайку приблизительно на 1/6 оборота до совпадения штифта гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе.
По окончании регулировки нужно затянуть контргайку ключом до отказа.
Необходимо периодически промывать воздушные каналы сапуна; засорение их может вызвать повышение давления в картере заднего моста, что может привести к течи масла.
Задний мост ЗИЛ-130
К атегория:
Автомобили ЗИЛ
Задний мост ЗИЛ-130
Главная передача - двухступенчатая, состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями (на некоторых автомобилях главная передача - одинарная, гипоидная, с передаточным числом 6,33). Число зубьев конической пары зубчатых колес, цилиндрической пары. Общее передаточное число главной передачи 6,32.
Коническая шестерня установлена в стакане на двух конических роликоподшипниках. На заводе подшипники конической шестерни регулируют с предварительным натягом. Между внутренними кольцами установлены распорная втулка 36 и две регулировочные шайбы 8, толщину набора которых подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных без учета трения сальника подшипниках момент, необходимый для поворота шестерни, равен 1-3,5 Н м (0,1 - 0,35 кгс м).
Коническое колесо напрессовано на вал и прикреплено к его фланцу заклепками. Коническое колесо в сборе с валом и внутренними кольцами роликоподшипников устанавливают в картер главной передачи со стороны опор дифференциала. Наружные кольца роликоподшипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышками. Под крышками помещены стальные прокладки 13 для регулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных подшипниках момент проворачивания вала конического колеса равен 4-6 Н м (0,4-0,6 кгс * м).
Затем в картер главной передачи устанавливают коническую шестерню в сборе со стаканом, проверяют зацепление конической пары со спиральными зубьями и, если нужно, регулируют его. Для регулировки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые между торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипника вала шестерни.
Если перемещением конической шестерни не удается отрегулировать зацепление, то перемещают коническое колесо, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на другую. Общее число прокладок под крышками должно оставаться постоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических роликоподшипников вала конического колеса. Зацепление конической пары со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску. При правильном зацеплении конической пары со спиральными зубьями бокозой зазор у широкой части зуба равен 0,15-0,4 мм.
Дифференциал с четырьмя сателлитами - симметричный. На заводе подшицники дифференциала регулируют о предварительным натягом. Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки о обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору. При регулировке всех конических роликоподшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя.
Смазывание главной передачи и ступиц задних колес следует проводить согласно карте смазывания. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца конической шестерни. Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 250-300 -Н м (25-30 кгс м), а момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала 120-140 Н « м (12-14 кгс м).
При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес. Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступиц колес нужно затянуть гайку крепления подшипников момент затяжки составляет 60-80 Н«м (6-8 кгс-м), проворачивая етупицу в обоих направлениях для предотвращения перекоса роликов, а затем отвернуть гайку приблизительно на 120ч (1/3 оборота). Проверить наличие осевого зазора в подшипниках ступицы. Установить вамочную шайбу, совмевтив штифт гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе и затянуть контргайку момент ватяжки равен 250-300 Н м (25-30 кге»м)1. При этом ступица должна свободно вращаться и не иметь заметного (более 0,15 мм) осевого зазора. Необходимо периодически промывать воздушные каналы сапуна, при их засорении возможно повышение давления в картере заднего моета, что может привести к течи масла.
Рис. 1. Задний мост: 1 - фланец шестерни; 2 - сальник; 3 - крышка; 4 - шайба шестерни; 5 - прокладка; 6 - передний конический подшипник вала конической шестерни; 7 - стакан подшипника вала конической шестерни; 8 - регулировочные шайбы подшипников вала конической шестерни; 9 - задний конический роликоподшипник вала конической шестерни; 10 - прокладка для регулировки зацепления конических зубчатых колес; 11 - коническая шестерня; 12 - коническое колесо; 13 - регулировочные прокладки; 14 - правый конический роликоподшипник промежуточного вала; 15 и 35 - крышки соответственно- правого и левого подшипников; 16 - цилиндрическая шестерня; 17 - картер главной передачи; 18 - крышка подшипника дифференциала; 19 -- опорная шайба полуосевого колеса; 20 - правая чашка дифференциала; 21 - цилиндрическое колесо; 22 - полуосевое зубчатое колесо; 23 - левая чашка дифференциала; 24 - роликоподшипник дифференциала» 25 - регулировочная гайка подшипника дифференциала; 26 - тормозная камера; 27 - тормозной вал с разжимным кулаком; 28 - кронштейн крепления тормозной камеры и вала разжимного кулака; 29 - полуось; 30 - картер моста; 31 - сателлит с бронзовой втулкой; 32 - опорная шайба сателлита; 33 - крестовина сателлитов; 34 - левый конический роликоподшипник промежуточного вала; 36 - распорная вд-улка; 37 - тормозной барабан; 38 - сальник ступицы; 39 - шпилька крепления колес; 40 - гайка крепления наружного колеса; 41 - колпачко-кая гайка крепления внутреннего колеса; 42 -- сальник; 43 - замочная шайба; 44 - гайка подшипника ступицы колеса; 45 - штифт гайки; 46 - гайка подшипника ступицы колеса; 47 - отверстие под болт-съемник полуоси; 48 - ступица; 49 - цапфа; 50 - роликоподшипник; 51 - маслоуловитель; 52 - опора разжимного кулака; 53 - масленка для смазывания втулки разжимного кулака; 54 - разжимной кулак; 55 - щиток тормоза; 56 - суппорт; 57 - ось колодки; 58 - тормозная колодка
Главная передача и дифференциал гипоидного моста собраны в отдельном картере (рис. 43), который при установке на картер моста центрируется посадочным пояском. Крышка подшипника дифференциала упирается в посадочный поясок задней стенки картера моста, тем самым увеличивая жесткость опор. После разборки крышки необходимо устанавливать на прежние места с помощью штифтов.
Шестерня стакана установлена в двух конических роликоподшипниках бив одном цилиндрическом подшипнике, расположенном в картере глзеной передачи. Между распорным кольцом и торцом внутреннего кольца переднего конического роликоподшипника расположены две регулировочные шайбы, толщина которых одобрана так, что обеспечивается требуемый предварительный натяг подшипника. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для прокручивания вала, равен 2,5-4 Н-м (0,25-0,4 кгс- м). Между фланцем стакана подшипников и картером главной передачи поставлены регулировочные прокладки, от набора которых зависит осевое расположение шестерни.
Для ограничения осевого перемещения колеса в картере главной передачи установлен опорный болт зазор между торцами колеса и опорной накладки должен быть равен 0,15-0,20 мм.
В главной передаче заднего моста к опорной накладке двумя заклепками прикреплен маслосъемник, который снимает масло е торца колеса и подает его в карман картера, затем масло по каналу поступает к подшипникам шестерни 19. Масло, попавшее в полость между наружным подшипником и сальником 20, возвращается по каналу в картер.
Дифференциал состоит из двух чашек, скрепленных болтами, зубчатых колес и четырех сателлитов, в которые запрессованы бронзовые втулки. Сателлиты установлены на шипах крестовин, закрепленных между чашками, а дифференциал - на двух конических роликоподшипниках 6 с регулировочными гайками, которыми устанавливают также положение колеса. Регулировка подшипников дифференциала гипоидного и двухступенчатого мостов одинаковая.
Необходимо регулярно добавлять смазочный материал в картер моста и заменять его в сроки, указанные в карте смазывания. Масло наливают через заливное (смотровое) отверстие в верхней стенке картера главной передачи, закрываемое пробкой, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия в задней крышке картера моста. Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через сливное отверстие. Заливное отверстие при этом должно быть открыто.
При техническом обслуживании автомобиля после 25 000 км пробега нужно проверить затяжку гаек крепления фланцев зубчатых колес. Момент затяжки гаек должен быть равен 250-300 Н м (25 - 30 кгс м).
Рис. 2. Гипоидный задний мост: 1 - картер моста; 2 - полуось; 3 - стопорная пластина; 4 - стопор гайки подшипника дифференциала; 5 - регулировочная гайка подшипника дифференциала; 6 - конический роликоподшипник; 7 -крышка подшипника дифференциала; 8 - коническое колесо; 9 и 13 – соответственно правая н левая чашки дифференциала: 10 - зубчатое колесо полуоси; 11 - фестовина сателлитов; 12 - сателлит; 14 - картер главной передачи; 15 - маслосъемник; 16 – болт; 17 - гайка опорного болта: 18 - опорная накладка; 19 - коническая шестерня) сальник; 21 - фланец шестерни; 22 - гайка крепления фланца; 23 - крышка стакана Ва~иИПНИК0в; 24 - Стака.1 подшипников; 25 - регулировочные шайбы подшипников; 26 - спорное кольцо; 27 - регулировочные прокладки шестерни; 28 - цилиндрический ролико-подшипник; 29 - пробка заливного отверстия
Рис. 3. Тягово-сцепное устройство: 1 - масленка для смазывания стебля крюка; 2 - буксирный крюк; 3 - резиновый буфер; 4 - гайка буксирного крюка; 5 -колпак; 6 - масленка для смазывания гайки крюка; 7 и 9 - фланцы резинового буфера; 8 - корпус; 10 - болт; 11 - крышка корпуса
К атегория: - Автомобили ЗИЛ
ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130
ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130
ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130
ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130
ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130
ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130
ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130
ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130
Главная передача (рис. 42) -двухступенчатая, состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями (на некоторых автомобилях главная передача - одинарная, гипоидная, с передаточным числом 6,33). Число зубьев конической пары зубчатых колес 13 и 25, цилиндрической пары 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32.
Коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух конических роликоподшипниках. На заводе подшипники конической шестерни регулируют с предварительным натягом. Между внутренними кольцами установлены распорная втулка 36 и две регулировочные шайбы 8, толщину набора которых подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных без учета трения сальника 2 подшипниках момент, необходимый для поворота шестерни, равен 1-3,5 Н « м (0,1- 0,35 кгс
■ м).Коническое колесо 12 напрессовано на вал и прикреплено к его фланцу заклепками. Коническое колесо в сборе с валом и внутренними кольцами роликоподшипников устанавливают в картер главной передачи со стороны опор дифференциала. Наружные кольца роликоподшипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышками 15 и 35. Под крышками помещены стальные прокладки 13 для регулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных подшипниках момент проворачивания вала конического колеса равен 4-6 Н м (0,4-0,6 кгс м).
Затем в картер главной передачи устанавливают коническую шестерню в сборе со стаканом, проверяют зацепление конической пары со спиральными зубьями и, если нужно, регулируют его. Для регулировки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые между торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипника вала шестерни.
Если перемещением конической шестерни не удается отрегулировать зацепление, то перемещают коническое колесо, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на другую. Общее число прокладок под крышками должно оставаться постоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических роликоподшипников вала конического колеса, Зацепление конической пары со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску. Форма и расположение пятна контакта на зубьях колеса при правильном зацеплении показаны в табл. 1. При правильном зацеплении конической пары со спиральными зубьями боковой зазор у широкой части зуба равен 0,15-0,4 мм.
Дифференциал с четырьмя сателлитами - симметричный. На заводе подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом. Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки с обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору. При регулировке всех конических роликоподшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя.
Смазывание главной передачи и ступиц задних колес следует проводить согласно карте смазывания. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца конической шестерни. Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 250-300 Н м (25-30 кгс м), а момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала 120-140 Н м (12-14 кгс м).
При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес. Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступиц колес нужно затянуть гайку крепления подшипников {момент затяжки составляет 60-80 Н*м (6-8 кгс-м)3, проворачивая ступицу в обоих направлениях для предотвращения перекоса роликов, а затем отвернуть гайку приблизительно на 120" (1/3 оборота). Проверить наличие осевого зазора в подшипниках ступицы. Установить замочную шайбу, совместив штифт гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе и вытянуть контргайку [момент вытяжки равен 250-300 Н-м(25-30 кг/м)1. При этом ступица должна свободно вращаться и не иметь заметного (более 0,15 мм) осевого зазора. Необходимо периодически промывать во8- душные каналы сапуна, при их засорении возможно повышение давления в картере заднего моста, что может привести к течи масла.
Рис. 42. Задний мост.
Главная передача и дифференциал гипоидного моста собраны В отдельном картере 14 (рис. 43), который при установке на картер моста центрируется посадочным пояском. Крышка 7 подшипника дифференциала упирается в посадочный поясок задней стенки картера 1
Моста, тем самым увеличивая жесткость опор. После разборки крышки необходимо устанавливать на прежние места с помощью штифтов.
Шестерня 19 стакана 24 установлена в двух конических роликоподшипниках 6 ив одном цилиндрическом подшипнике 2S, расположенном в картере главной передачи. Между распорным кольцом 26 и торцом внутреннего кольца переднего конического роликоподшипника расположены две регулировочные шайбы 25, толщина которых подобрана так, что обеспечивается требуемый предварительный
Таблица 1
Направление перемещения зубчатых колес
Задний ход
Положение пятна контакта на колесе
Движение вперед
Способы доставления правильности зацепления зубчатых колес
Правильный контакт
Придвинуть колесо к шестерне. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, надо отодвинуть шестерню
Отодвинуть колесо от шестерни. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, нужно придвинуть шестерню
Придвинуть шестерню к колесу. Если боковой зазор будет слишком мал, следует отодвинуть колесо
Отодвинуть шестерню от колеса. Если боковой зазор будет слишком велик, надо придвинуть колесо
Примечание. Пятно контакта получают путем вращения шестерни в обе стороны при подтормаживании рукой колеса.
натяг подшипника. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для прокручивания вала, равен 2,5-4 Н-м (0,25-0,4 кгс-м). Между фланцем стакана 24 подшипников и картером 14 главной передачи поставлены регулировочные прокладки 27, от набора которых зависит осевое расположение шестерни.
Для ограничения осевого перемещения колеса 8 в картере главной передачи установлен опорный болт 1б зазор между торцами колеса и опорной накладки 18 должен быть равен 0,15-0,20 мм.
В главной передаче заднего моста к опорной накладке двумя заклепками прикреплен маслосъемник 15, который снимает масло с торца колеса и подает его в карман картера, затем масло по каналу поступает к подшипникам шестерни 19. Масло, попавшее в полость между наружным подшипником и сальником 20, возвращается по каналу в картер.
Дифференциал состоит из двух чашек 9 и 13, скрепленных болтами, зубчатых колес 10 и четырех сателлитов 12, в которые запрессованы бронзовые втулки. Сателлиты установлены на шипах крестовин И, закрепленных между чашками, а дифференциал - на двух конических роликоподшипниках б с регулировочными гайками 5, которыми устанавливают также положение колеса 8. Регулировка подшипников дифференциала гипоидного и двухступенчатого мостов одинаковая.
Необходимо регулярно добавлять смазочный материал в картер моста и заменять его в сроки, указанные в карте смазывания. Масло наливают через заливное (смотровое) отверстие в верхней стенке картера главной передачи, закрываемое пробкой, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия в задней крышке картера моста. Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через сливное отверстие. Заливное отверстие при этом должно быть открыто.
При техническом обслуживании автомобиля после 25 ООО км пробега нужно проверить затяжку гаек крепления фланцев зубчатых колес. Момент затяжки гаек должен быть равен 250-300 И м (25 - 30 кгс м).
Рис. 43. Гипоидный задний мост:
" - картер моста; 2- полуось; 3 - стопорная пластина- стопор гайки подшипника дифференциала; 5 - регулировочная гайка подшипника дифференциала; 6 - конический роликоподшипник; 7 -крышка подшипника дифференциала; 8 - коническое колесо; 9 и 13 - соответственно правая и левая чашки дифференциала; 10 - зубчатое колесо полуоси; Н - крестовина сателлитов: 12 - сателлит; 14 - картер главной передачи; 15 - маслосъемник; 16 - болт; 17 - гайка опорного болта; 18 - опорная накладка: 19-коническая шестерня) 20 - сальник; 21 - фланец шестерни: 22 - гайка крепления фланца; 23 - крышка стакана подшипников; 24 - стака.1 подшипников; 25 - регулировочные шайбы подшипников; 26 - распорное кольцо; 27 - регулировочные прокладки шестерни; 28 - цилиндрический роликоподшипник; 29 - пробка заливного отверстия
Рис. 44. Тягово-сцепное устройство: КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА ЗИЛ-130