Рулевое управление ВАЗ 2110 считается одним из важнейших комплексов функционирования автомобиля, так как он принадлежит к числу тех систем транспортного средства, корректная работа которых связана с жизнью и здоровьем водителя и перевозимых пассажиров. Если автолюбитель заметил, что рулевая рейка "десятки" нуждается в ремонте, то он должен понимать, что каждый выезд с рулевой системой, подлежащей регулировке, может стать последним в его жизни.
Признаки дефектов рулевой рейки "десятки" и предремонтная подготовка
Признаком, указывающим на проблемы в рулевом механизме, а скорее всего, в рейке, является стук в механизме рулевого управления. Он проявляется при движении по ухабистому дорожному полотну, там, где дорога изобилует выбоинами, ямами и бугорками от неровного грунта или расширяющегося асфальта. При этом создается такое чувство у пользователя автомобиля, что этот стук отдается прямо в рулевую колонку. При возникновении таких звуков в системе рулевого управления необходимо провести ее диагностику.
На этой стадии определения дефекта еще рано делать вывод, что рулевая рейка ВАЗа, цена которой достаточно высока для рядового автолюбителя, требует ремонта или замены. Для уточнения «диагноза» автомобиля необходимо провести личный осмотр участка соединения рулевого вала с рейкой визуальным путем. Для этого требуется рукой в точке крепежа компонентов рулевой системы вертикальными рывками попытаться сдвинуть вал рулевого механизма.
Если при движениях вверх-вниз появляются стуки, то требуется поставить автомобиль на обслуживание. Как правило, такой стук производит игольчатый подшипник, который вовремя не получил свою порцию смазки. Альтернативным вариантом стука может служить слабый крепеж втулки руля с шестерней. При этом необходимо подтянуть крепление деталей.
Когда причина неисправности установлена, то автолюбитель принимает решение о необходимости замены или ремонта этого важного элемента рулевого механизма. На нашем сайте есть видео ролик по обслуживанию рулевой рейки ВАЗ 2110, который демонстрирует порядок ремонта и замены детали специалистом по ходовой части автомобилей.
Проведение регулировочных работ рулевой рейки без демонтажа
Для регулировки этого элемента рулевого управления проводим такие мероприятия:
- Демонтируем защиту моторного отсека с помощью набора слесарных инструментов.
- С тыловой части авто под рамой в точке встречи рейки и рулевого вала отыскиваем регулировочную гайку.
- При проведении регулировки на креплении будет установлена заводская зеленая ПВХ - заглушка зеленого цвета, если до этого регулировка не проводилась. Ее функция - стопорение движения гайки по резьбе.
- Демонтируем заглушку с помощью отвертки.
- С помощью заранее подготовленного специального гаечного ключа заворачиваем гайку по стрелке часов на 10-15 градусов. Затем осуществляем проверку рулевой рейки на наличие стуков. Проводим аналогичные действия с регулировочной гайкой до устранения недостатков.
- Для контроля над степенью затяжки гайки рулевой рейки требуется сделать резкий поворот рейки. Если стуков не слышно, то рейка затянута с необходимым усилием.
Посмотрев ролик рулевая, где показана очередность этапов ремонта, начинаем снимать рулевую рейку ВАЗ 2110, для чего:
1. Снимаем теплоотражатель.
2. Выравниваем края металлической пластины, служащие шплинтом и тормозит движение крепежа по резьбовой части.
3. Демонтируем рейку руля, освобождая ее от креплений на кузовной части.
4. С помощью ключа-«восьмигранника» на 24 снимаем рулевой вал.
5. Освобождаем крепление рулевого вала к шестерне и демонтируем рейку.
6. Для разблокировки стопорного кольца необходимо снять пыльник привода вала шестерни.
7. Демонтируем вал рулевого механизма и откладываем его в сторону.
8. Шланг бачка рулевой системы снимаем, при этом сливаем жидкость в запасную тару.
9. Снимаем и рассоединяем все трубопроводы рулевой системы, мешающие добраться до рейки руля и выпрессовываем с помощью съемника реечный подшипник, предварительно сняв сальник.
10. После проведения ремонта монтаж проводится по обратной схеме, при этом важно не забыть нанести смазку на заменяемые детали.
- регулярно проводить визуальный осмотр пыльников на предмет их эксплуатационной устойчивости и надежности;
- определится с режимом и тактикой вождения транспортного средства, ведь экстремальные способы вождения автомобиля способствует ускоренному появлению неисправностей системы рулевого управления;
- заводская рулевая рейка ВАЗа, цена которой по карману большинству российских автолюбителей, негативно переносит низкие температуры, особенно в сильные морозы. В зимнее время рекомендуется заливать масло в систему повышенным коэффициентом вязкости и не загружать излишними нагрузками рулевую систему транспортного средства.
В случае, если автолюбитель способен заменить или отремонтировать этот компонент рулевого управления самостоятельно, то ему для подобного ремонта требуется приобрести ремонтный комплект для рейки ВАЗ 2110 и специальный ключ-восьмигранник на 17 мм. для регулировки зазора рейки.
Попробуйте без справочника отремонтировать Ford Crown Victoria 1976 и 81 годов. Дудки. Это две непохожие друг на друга машины, несмотря на одну и ту же корону. Нам в этом смысле несказанно повезло. Самые последние новаторские серийные модели ВАЗ отличаются от машин переднеприводного барокко довольно условно. Да, 16-клапанные головки, которые, кстати, еще в начале 80-х с барского плеча перепали от Порше, все еще выглядят современно. Чего нельзя сказать о ходовой и подвеске. Вот и хорошо. Зато при ремонте рулевых реек 2108 и 2114 не нужно слюнявить справочники. Все и так понятно. А кому непонятно - разберемся заново.
На фото ВАЗ 2110 — бюджетное среднестатистическое авто для экономичного передвижения на средние расстояния
Ватный руль и как с ним бороться
Конструкция переднеприводных автомобилей ВАЗ соответствует как своей ценовой нише, так и отчасти предназначению. Средний автомобиль для экономичного перемещения на средние расстояния со средней скоростью. Ноу-хау 80-х советского автопрома, подвеска МакФерсон вкупе с реечным выглядела в начале 80-х как нечто совершенное. Хотя, на самом деле, длинноходная рулевая рейка 2108 и классический МакФерсон образца 48 года - не самое прогрессивное решение даже для дешевой машины.
По сравнению с классическими моделями ВАЗ, заднеприводными, с классическим рулевым механизмом и двухрычажной передней подвеской, 2110 имеет более вялую и неточную управляемость. Одним словом, ватный руль. Почему так получилось, долго разбираться не придется. Элементарная геометрия - МакФерсон плохо держит машину в повороте и при разгонах-торможениях, а рулевое имело длинный ход, неудачное верхнее расположение рейки. Отсюда и ватность руля. Технически заложенная и никакими настройками и регулировками это не лечится.
Видеоурок по ремонту рулевой рейки ВАЗ
Правда, с 2000-х годов стали применять немного усовершенствованную конструкцию рулевой рейки с гидроусилителем. На всех сразу не хватало, потому что в первую очередь машины с гидроусилителем шли на экспорт. Позже, когда Европа наелась Жигулями, машины с ГУР стали появляться чаще. Но гидроусилитель не спас ситуацию. И вот почему.
Рулевая рейка ВАЗ 2110
Конечно, рулевой редуктор с червячной передачей и трапецией был далеко не идеальной конструкцией, и тот, кто отъездил на классических копейках или семерках, могут многое рассказать о бесчисленном количестве люфтов и сложностей. Также, как и о неравномерности распределения поворотного момента и, самое главное, о тяжелом руле. Казалось бы, реечный рулевой механизм решит все эти вопросы. Количество шарниров сократилось вдвое, допотопный тяжелый и капризный червячный редуктор был заменен на пару шестерня/рейка - готово. Не тут-то было.
Оказалось, что и в десятках, как и в 2108, рейка получила вместе с преимуществами определенные каверзные черты. Во-первых, усилие на рулевом колесе уменьшилось не особенно, а во-вторых, на пути у тольяттинских инженеров неожиданно возникло «золотое правило механики», известное каждому прилежному пятикласснику. А именно - чем легче крутить руль, тем больше оборотов нужно сделать для полного поворота колес. Можно уменьшить передаточное число в зацеплении рейка/шестерня, но тогда придется прикладывать еще большие усилия. И тут вспомнили о замечательном изобретении - гидравлический усилитель руля, а по-нашенски, ГУР. Он позволяет снять часть нагрузки с руля. Это усложняло и удорожало конструкцию ВАЗ 2110, но игра стоила свеч.
Рулевые инновации
Вроде как, вопрос решен. Теперь можно было увеличивать усилие на руле, делать количество оборотов от упора до упора минимальным, все сглаживал усилитель, но возникала еще одна проблема. Автомобиль эксплуатируется в слишком разных режимах и точная дозировка угла поворота на скорости 140 и 55 км/ч имеют совсем разные значения. Не говоря уже о том, что усилия на руле практически не ощущалось, что сделало управление еще более невменяемым. Тогда пришлось поменять конструкцию рулевой рейки еще раз. На этот раз объектами внимания стали пара рейка/шестерня. Помогла установка пары нового образца. Новую рулевую рейку назвали «короткой», потому что количество оборотов руля сократилось с 3,8 до 2,9. Как следствие, ватность почти пропала и руль стал острее.
Добились этого при помощи неравномерного распределения шага зубьев. В центральном положении руля и при очень небольших углах поворота усилие на руле остается ощутимое. Это очень полезно на высоких скоростях. При активном маневрировании, на парковке, в плотном потоке и в стесненных условиях, чем больше угол поворота - тем усилие на руле меньше. Так десятка стала управляться внятнее, не потеряв при этом легкость. Как это коснулось обслуживания рейки и ее ресурса - отдельный разговор.
Ремонт и устройство рулевой рейки ВАЗ 2110
Прежде чем перейти непосредственно к реечным проблемам, нужно остановиться еще на одном моменте. Он тоже касается неинформативности руля, но речь здесь немного о другом. На высокой скорости в затяжном повороте или при относительно резком маневрировании многие автомобилисты, знакомые с тонкостями управления десятками и им подобными машинами, вначале выворачивают руль на нужный градус, после этого проходит какое-то время, пока машина отреагирует и начнет поворачивать, а только после этого продолжают маневр. К чему такие сложности?
«Десятка» на поворот руля реагирует не сразу
Дело в том, что даже если рейка хорошо прикручена к моторному щитку, жесткость кузова у десятки имеет характерные и не поддающиеся лечению деформации. Они невелики, но смещения моторного щитка на несколько миллиметров в сторону, противоположную повороту, приводят к временной дезориентации водителя. Что такое, руль повернул, машина не поворачивает. Те, кто привык, те знают, что нужно выждать эту долю секунды, пока моторный щиток вместе с рейкой сместится, только после этого начнется доворот автомобиля. Крайне неприятная особенность. Тем более на высоких скоростях и при отсутствии опыта.
Теперь можно говорить о рутинных неисправностях, которых тоже хватает в рейке 2110. И первое, что достает изнеженный слух водителя десятки - стук в рейке. Перепутать его нельзя ни с чем. Проявляется стук в рейке чаще всего на мелких неровностях, и это вполне естественно. Как ложка в стакане в плацкартном вагоне. Только стучит не ложка, а разболтанная рейка о корпус рулевого механизма. Причин может быть несколько, но самые вероятные - износ втулок рейки, раздолбанные подшипники, износ пары рейка/шестерня. В любом случае, светит демонтаж всего механизма, независимо от того, своими руками или руками мастеров на СТО устранять неисправность.
Еще одна распространенная неприятность - течи. Течи преследуют ВАЗ всю жизнь, как насморк колумбийца. В нашем случае смазка может вытекать из уплотнителей тяг. Скорее всего, тяги покрыты слоем коррозии или грязи, они попросту съели сальники-уплотнители, а смазка вытекает постепенно или по самим тягам, или оставляет следы на асфальте прямо под моторным щитком. Как бы там ни было, но ремкомплект покупать придется. И лучше купить полный ремкомплект, поскольку продаются они двух видов. Цена разная, но и комплектация другая. В полный набор входит практически весь ассортимент расходников: пыльник, гофры, сама рейка, игольчатый подшипник, демпфер, набор уплотнителей и стопорных колец, полимерная втулка, и иногда рулевой вал. Скупиться не нужно, поскольку даже если сама рейка в порядке сегодня, это не значит, что в таком же порядке она будет через год. Тогда - как найдете. Запас никуда не колет. Если сравнить, сколько стоит ремкомплект и замена рейки, то предпочтение, безусловно, останется за набором для ремонта. Это около 1500 рублей.
Регулировка рейки ВАЗ 2110
Стук и течи, большие значения люфтов могут быть вызваны не только бедственным состоянием рейки. Возможно, сбились регулировки вследствие притирки или незначительного износа. В этом случае достаточно точно отрегулировать рейку по номиналам завода. Сделать это не так просто, но возможно. Проще всего регулируется люфт рейки при помощи специального ключа с усиками.
Ключ желательно купить новый, он пригодится еще не раз. Люфт выбирается регулировочной гайкой. Подтяжка зависит от его величины. Завод рекомендует подтянуть ее на 15 градусов. Откуда они знают, какой люфт в каждой рейке конкретно, неизвестно, но в большинстве случаев помогает. Только не переусердствуйте, иначе рейка будет ходить довольно туго. После регулировки резьба на картере в нескольких точках кернится, чтобы предотвратить самопроизвольное откручивание регулировочной гайки.
В общих чертах, это все, что нужно знать о рулевых рейках ВАЗ 2110. Они не совершенны, но если к ним относиться по-человечески, то ремонт рулевого механизма будет проходить крайне редко.
- Новости
- Практикум
В России перестали продавать Nissan Juke
Информация о Nissan Juke исчезла с официального российского сайта компании, а дилеры распродают остатки складских запасов модели. Как рассказали корреспонденту «Авто Mail.Ru» в российском представительстве Nissan, поставки Nissan Juke с завода в британском Сандерленде прекратились еще в апреле 2016 года, но на завершение продаж модели широкая общественность обратила внимание...
Самый дешёвый автомобиль в мире: россияне оставили 350 заказов
Напомним, что индийский Bajaj Qute длиной всего 2752 мм и шириной 1312 мм носит статус самого дешёвого автомобиля на планете. В основе модели, которая являеется скорее квадроциклом, чем полноценным автомобилем, лежит стальной кузов (хотя крыша выполнена из пластика). В задней части кузова расположен одноцилиндровый бензиновый двигатель...
Нива празднует очередной день рождения
По легенде, своим появлением «Нива» обязана председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину. Последний, посетив тольяттинский автогигант, порекомендовал конструкторам заняться разработкой полноприводного автомобиля, который пригодится военным и сельчанам. Тут же на заводе закипела работа - и молодые, и опытные сотрудники бросились предлагать главному конструктору свои...
Синоптики дали важный совет автомобилистам
Неожиданно холодный сентябрь вынудил российских коммунальщиков в Центральной России пересмотреть планы и начать подачу тепла в детские сады, школы, поликлиники, больницы и жилые дома. По прогнозам Гидрометцентра, классического «бабьего лета» в Москве не будет, а погода будет отличаться переменчивым характером: к примеру, в ближайшую неделю по ночам возможны заморозки до минус двух...
Нажми, чтобы обогнать — новый план от PSA Peugeot Citroen
Два года назад новый президент PSA Peugeot Citroen Карлос Таварес объявил план развития Back in the Race («Возвращение в гонку»), рассчитанный на 2014-2018 годы. Однако программу удалось выполнить досрочно: положительный денежный поток не просто восстановлен, а удвоен (3,8 млрд евро), маржа операционной прибыли составляет...
Премьер-министра Казахстана оштрафовали за нарушение ПДД
Поводом для наказания стала фотография, которую глава правительства Казахстана опубликовал в своем Instagram. На нём видно, что глава правительства катался на велосипеде по трассе «Астана- Боровое». Пользователи интернета обратили внимание, что езда на этом виде транспорта по данной дороге запрещена, и потребовали привлечь премьер-министра к ответственности. К удивлению многих, Масимов оплатил штраф...
ФСБ отправит участников заезда на Гелендевагенах служить за Урал
Ранее пресс-служба ФСБ сообщила о завершении расследования инцидента и вынесении «принципиальных персональных решений по изменению условия прохождения службы» в отношении виновных лиц. Теперь же, как выяснил Forbes, стало ясно, что речь идет о распределении выпускников. По информации издания, ссылающегося на источник, близкий к спецслужбам, выпускников Академии ФСБ из Москвы...
Верховный суд: некоторые водители обязаны ездить с медсправкой
Коллегия по апелляционным делам отклонила жалобу заявителя, который оспаривал первый абзац 37-го пункта правил проведения экзаменов на право управления транспортным средством, сообщает «Коммерсант». Напомним, в соответствии с действующим законодательством, Водительская медсправка требуется при получении прав, замене удостоверения после истечения срока его действия (10 лет), при открытии...
Mercedes запатентовал водяную систему охлаждения шин
Суть устройства такова. В колёсной арке размещены форсунки, вода из которых (между прочим, жидкость будут накапливать специальных резервуары во время мойки машины, дождя или таяния снега) будет при необходимости подаваться на шину. Об этом сообщает Motor1. Зачём? Чтобы поддерживать оптимальную температуру резины. Летом вода будет...
Названы регионы России с самыми старыми автомобилями
При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...
Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...
Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault LoganВыбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan
Еще каких-то 2-3 год назад считалось априори, что у доступного автомобиля должна быть механическая коробка передач. Их уделом считалась пятиступенчатая механика. Однако в настоящее время все резко изменилось. Сначала установили автомат на «Логан», немного позднее – на украинский «Шанс», а...
Какой автомобиль способен вызвать у мужчины чувство превосходства и гордости. На этот вопрос попытался дать ответ один из самых титулованных печатных изданий финансово-экономический журнал Forbes. Данное печатное издание пыталось определить самый мужской автомобиль по рейтингу их продаж. По мнению редакции, ...
КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.
Какой автомобиль российского производства самый лучший В истории отечественной автомобильной промышленности было много хороших автомобилей. И лучший из них выбрать трудно. Тем более, что критерии, по которым оценивается та или иная модель, могут быть очень разными. Нестабильная работа двигателя: скачут...
Надёжность машин по рейтингуДля чего служат рейтинги надёжности? Будем честными друг с другом, почти каждый автолюбитель часто думает: самая надежная машина – моя, и мне она не доставляет много хлопот различными поломками. Однако, это просто субъективное мнение каждого автовладельца. Приобретая автомобиль, мы в...
КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.
Совет 1: Как обменять свои автомобиль на новый Мечта многих автолюбителей — приехать в салон на старом автомобиле, а уехать на новом! Мечты становятся явью. Все больше оборотов набирает услуга обмена старого автомобиля на новый — trade in. Вам не...
Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или SolarisВ своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...
Хиты 2017: рейтинг кроссоверов по стоимости и качествуОни появились в результате генетического моделирования, они синтетические, как одноразовый стаканчик, они практически бесполезные, как пекинесы, но их любят и ждут. Те, кто хочет боевую собаку, заводят себе бультерьера, кому нужна спортивная и стройная, отдают предпочтение афганским борзым, кому нужна...
- Обсуждение
- Вконтакте
Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Покупая продукт автоВАЗа, вы рассчитываете получить надежного помощника, готового пройти любые испытания и выдержать даже самые разбитые дороги отчизны.
При этом техническому состоянию авто уделяется слишком мало времени. Это весьма опасный подход. К примеру, в процессе эксплуатации вы можете не заметить странные звуки из-под машины, свидетельствующие о неисправности рулевой рейки.
Дальнейшее игнорирование проблемы может привести к серьезным последствиям, в том числе и полному отказу управления.
Следовательно, ваша задача – выяснить, почему стучит рулевая рейка ВАЗ 2110, и исключить любые неприятности в дороге со столь важным узлом. Но можно ли это сделать своими силами? – Как показывает практика, в этом нет ничего сложного.
Симптомы и выявление неисправностей рулевой рейки
Вы должны понимать, что вечных деталей не бывает, особенно у отечественных автомобилей. Движение по разбитым дорогам создает большую нагрузку на рулевую рейку, элементы которой могут в любой момент выйти из строя.
Основной симптом неисправности – появление явного стука при повороте автомобиля. Но это не единственный признак.
Желательно провести дополнительную диагностику:
Возьмитесь как можно крепче за рулевой вал в месте состыковки с рейкой и активно подвигайте им вверх и вниз. Если слышен явный стук, то требуется замена игольчатого подшипника в рулевой рейки. Иногда достаточно обычного смазывания.
Возьмитесь за стык рулевых тяг и проверьте рулевую шестерню и втулку. Если есть люфт, то это явный признак неисправности.
Внимательно проверьте крепления. Часто стук можно устранить путем обычной регулировкой рулевой рейки . Если стук после этого устранился, то снятие рулевой рейки ВАЗ 2110 не обязательно. Если же посторонние звуки все-таки остались в рейке, то можно пойти одним из трех путей:
- Купить и установить новую рейку.
- Отремонтировать поломку на СТО.
- Сделать ремонт своими руками.
В этой статье мы рассмотрим наиболее бюджетный и интересный вариант – самостоятельный ремонт.
Подготовительные мероприятия
Первое, что нужно сделать – купить ремкомлпект рулевой рейки. Без него начинать работу совершенно бесполезно. Набор может иметь различную комплектацию.
- Минимальную (шайбы, крепежи, втулочки, гайки, подшипники).
- Среднюю (кроме всего вышеперечисленного добавляются валы). Стоимость такого комплекта в два раза больше.
- Максимальную (здесь в комплекте есть все, в том числе и рейка).
При этом учтите, что рейки бывают разные – старые и новые. Первые предназначены в большей части для ВАЗ 2108, а вторые – для ВАЗ 2110. Лучше, конечно, отдавать предпочтение второму варианту, ведь в этом случае втулка меняется много проще (не нужно разбирать всю рейку).
Особенности рулевого механизма
Перед началом работ вы должны четко понимать, из каких элементов состоит рассматриваемый нами узел. Итак, основные детали- кольца опорной втулки и основная часть.
Кроме этого, в составе рейки имеются:
- Подшипники различных типов (шарикового и роликового).
- Кольца (опорной втулки, распорное, стопорное и уплотнительное).
- Шайбы (их две — защитная и штопорная).
- Гайки (предназначенные для упора и гайки подшипника).
В составе узла также имеются хомуты, картер механизма руля, пыльник, шестерня (приводная), защитный колпачок, рейка с упором, защитный чехол, пластины двух видов (соединительные и стопорные) и болты крепления.
Особенности демонтажа рейки
Итак, ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 невозможно провести без демонтажа узла. При этом учтите, что снимать рейку можно с тягами или без них.
В целом же процесс состоит из нескольких этапов:
- Открутите болт крепления эластичной муфты (он находится внутри автомобиля).
- Откройте капот и помощью ключа диаметром «13» открутите крепежные гайки, фиксирующие механизм рулевой рейки.
- Сдвигайте рейку немного вперед и доставайте шлицевой конец шестеренки.
- Зажмите картер рулевой тяги (можно использовать тисы), достаньте опору (расположена с правой стороны) и распорное кольцо.
Проследите, чтобы губки на тисах были мягкими. Если сильно сдавить, то можно повредить узел.
На защитном чехле будут хомуты (убирайте их ножом). Не бойтесь ничего повредить – они все равно подлежат замене.
- Демонтируйте защитный чехол.
- Снимайте опору и защитный колпак.
- Откручивайте гайку упора рейки (снова-таки пригодиться ключик на «17»).
Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 своими руками
После того как рулевая рейка у вас в руках, можно приниматься за разборку и ремонт устройства. Действуйте в следующей последовательности:
Осмотрите гайку, о которой мы говорили выше, и найдите под ней пружинку, стопорное кольцо и доставайте их. Аккуратно снимите упор рейки. Сделать это можно, взяв картер в руки и несильно ударив его о деревянный брусок.
Доставайте уплотнитель и пыльник под ним (просто подцепите их с помощью отвертки с тонким лезвием) демонтируйте стопорное кольцо, расположенное под пыльником.
Откручивайте крепежную гайку, фиксирующую подшипник шестеренки. Здесь приходится восьмигранник диаметром «24» и доставайте рейку. Поддевайте и снимайте втулку (сделать это можно с помощью отвертки).
Перед монтажом новой детали установите на втулку новые демпфирующие кольца, после установки втулки разрежьте резиновые кольца по кругу изделия и уберите лишние части.
Демонтируйте стопорное кольцо, расположенное на валу, делайте выпрессовку старого шарикового подшипника и ставьте новый, выпрессовывайте игольчатый подшипник.
Хорошенько вымойте картер, ставьте на место игольчатый подшипник (закрепите узел с помощью холодной сварки), собирайте все на место и поставьте защитный чехол, отрегулируйте зазоры.
Конечно, рулевая рейка состоит из множества различных элементов, что зачастую пугает начинающих автолюбителей.
На самом же деле достаточно один раз разобрать, отремонтировать и собрать рулевую рейку, чтобы впоследствии с легкостью ремонтировать этот узел. Чтобы стало более понятно посмотрите видео.
Используя инструкцию, вы сможете произвести ремонт рулевой рейки и сэкономить свои деньги. Удачи на дорогах и без поломок.
Для того чтобы отремонтировать рулевую рейку на Ваз 2110 ее необходимо снять с автомобиля. Демонтировать ее можно двумя способами – с рулевыми тягами и без них. В первом случае выпрессовываем пальцы наружных наконечников рулевых тяг из поворотных рычагов стоек. Во втором варианте отсоединяем от рейки Ваз 2110 внутренние наконечники рулевых тяг.
Снятие рулевой рейки Ваз 2110
В салоне отворачиваем болт нижнего фланца эластичной муфты рулевого управления, а в моторном отсеке ключом на 13 отворачиваем гайки крепления скоб рулевого механизма к передку кузова с правой и левой стороны
Сдвигаем вперед рулевой механизм Ваз 2110 до выхода шлицевого конца шестерни из отверстия передка кузова и вынимаем его через отверстие в брызговике.
Разборка и ремонт рулевой рейки Ваз 2110
Зажимаем картер рулевой рейки в тиски с мягкими губками
Снимаем опору и распорное кольцо с правой стороны картера рулевого механизма
Срезаем хомуты крепления защитного чехла и снимаем защитный чехол
Снимаем опору и защитный колпачок с левой стороны картера
Специальным ключом с восьмигранной головкой на 17 отворачиваем гайку упора рейки и вынимаем ее
Извлекаем пружину и стопорное кольцо
Ударом картера о деревянную подставку выбиваем упор рейки из гнезда. В кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо
Снимаем уплотнитель переднего щитка моторного отсека и поддев отверткой, снимаем пыльник шестерни
Снимаем стопорную шайбу. Для отворачивания гайки крепления подшипника шестерни применяем специальный ключ с восьмигранной головкой на 24 (диаметр отверстия под вал шестерни – не менее 18,5 мм)
Отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни и снимаем ее с вала
Захватив лыску шестерни ключом на 14 и опираясь им о монтажную лопатку, вынимаем из картера шестерню в сборе с подшипником, а затем рейку Ваз 2110
Поддев отверткой опорную втулку, выводим ее выступы из отверстий картера и вынимаем втулку
Перед установкой в картер новой опорной втулки надеваем на нее новые демпфирующие кольца так, чтобы тонкая их часть находилась против разреза втулки. Устанавливаем втулку, следя за тем, чтобы ее выступы вошли в отверстие картера
Разрезаем резиновые кольца по контуру втулки и удаляем отрезанные части
Снимаем стопорное кольцо с вала шестерни и двухлапым съемником выпрессовываем шариковый подшипник
Для выпрессовки игольчатого подшипника применяем специальный съемник. Если такового нет, сверлом диаметром 2 мм в торце картера делаем два отверстия так, чтобы они выходили на кольцо игольчатого подшипника. Через отверстия выбиваем подшипник из картера. Промываем полость картера рулевого механизма. Запрессовываем отрезком трубы игольчатый подшипник. Для заделки отверстий можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку». Обильно смазав зубья рейки, приводной шестерни и подшипников смазкой ФИОЛ-1, собираем узел в обратной последовательности
Устанавливаем на место защитный чехол рулевой рейки Ваз 2110 и закрепляем его хомутами
Отрегулировав зазор рейки, закерниваем гайку упора, обмяв резьбу картера. Затем устанавливаем рулевую рейку Ваз 2110 в последовательности обратной снятию.
Случается так, что рулевая рейка ВАЗ 2110 выходит из строя в самый неподходящий момент. Большинство автолюбителей предполагают, что устранение этой неисправности является трудоемким процессом, который не каждому по силам. Вопреки ошибочному мнению подтянуть рулевую рейку или полностью ее отремонтировать достаточно просто. Для этого не потребуются определенный опыт и знания, нужно всего лишь немного разобраться в особенностях конструкции рулевой рейки ВАЗ 2110.
При обнаружении нехарактерных звуков или постукиваний во время передвижения по бугристой местности или неравномерным участкам дороги потребуется самостоятельно подтянуть рулевую рейку. Ниже детально рассмотрено, как выполняются регулировка рулевой рейки и ее ремонт.
Демонтаж рулевой рейки
Чтобы отрегулировать эту деталь автомобиля, рекомендуется полностью демонтировать ее. Для этого потребуются следующие инструменты:
- отвертка;
- молоток;
- плоскогубцы;
- набор гаечных ключей.
В первую очередь нужно заглянуть в салон, найти место крепления карданного шарнира, который расположен в нижней передней части автомобиля, и раскрутить гайки, крепящие его к валовой шестерне в конструкции рулевой колонки. При проворачивании болта нужно поддерживать его другим ключом с обратной стороны.
После этого переключайтесь на подкапотное пространство, где нужно раскрутить метизы крепления пыльника реек. Эта деталь прикреплена одной гайкой сверху и двумя гайками снизу. Затем потребуется осторожно высвободить и вытащить пыльник.
При помощи надежного домкрата необходимо приподнять фронтальную часть кузова ВАЗ 2110 и снять оба колеса. Рейка рулевая не может быть демонтирована без предварительного удаления рулевых тяг. Для этого прежде всего нужно убрать стопорную пластинку, расположенную на крепеже рулевых тяг. Вы увидите 2 болта, которые фиксируют эти детали, их потребуется раскрутить.
Гаечным ключом на 13 нужно отвинтить гайки, закрепляющие рулевой механизм к переднему щитку при помощи скоб. После этого продвиньте рейку вперед, высвобождая валовую шестерню из проема переднего щитка. Теперь запчасть можно снять легким движением.
Регулировка, обратная сборка и замена на ВАЗ 2110
Чтобы отрегулировать рулевую рейку, необходимо предварительно надежно закрепить ее в тисках. Для исключения вероятности ее раскачки рекомендуется использовать древесные бруски в качестве прокладок между деталью и тисками. Приступая к регулировке, нужно взяться руками за реечные тяги и подвигать их из стороны в сторону. Это поможет вам выявить наличие и величину люфта. Для исправления зазора вам понадобится специальный граненый ключ. Вставив его в проем, нужно повернуть ключ на 10-20° против хода часовой стрелки.
1 – наконечник рулевой тяги; 2 – шаровой шарнир наконечника; 3 – поворотный рычаг; 4 – регулировочная тяга; 5 и 7 – внутренние наконечники рулевых тяг; 6 – болты крепления рулевых тяг к рейке; 8 – скоба крепления рулевого механизма; 9 – опора рулевого механизма; 10 – защитный чехол; 11 – стопорная пластина; 12 – соединительная пластина; 13 – резинометаллический шарнир; 14 – демпфирующие кольца; 5 – опорная втулка рейки; 16 – рейка; 17 – картер рулевого механизма; 18 – стяжной болт; 19 – фланец эластичной муфты; 20 – роликовый подшипник; 21 – приводная шестерня; 22 – шариковый подшипник; 23 – стопорное кольцо; 24 – защитная шайба; 25 – уплотнительное кольцо; 26 – гайка подшипника; 27 – промежуточный вал рулевого управления; 28 – пыльник; 29 – защитный колпачок; 30 – уплотнительное кольцо упора; 31 – упор рейки; 32 – пружина; 33 – гайка упора; 34 – стопорное кольцо гайки упора; 35 – заглушка; 36 – пружина вкладыша; 37 – вкладыш шарового пальца; 38 – шаровой палец; 39 – защитный колпачок; А, В – метки на пыльнике и картере; C, D – поверхности на шаровом шарнире и поворотном рычаге
Соблюдая интервал, нужно каждый раз проверять величину люфта до тех пор, пока он полностью не исчезнет. Стоит учитывать, что излишняя перетяжка крайне нежелательна, поскольку есть вероятность усложнить вращение рулевой колонки. По завершении подстройки потребуется закернить гайку упора, обмяв резьбу картера.
Этот метод регулировки считается официальным, поскольку он описан в техническом руководстве для ВАЗ 2110. Если вы демонтировали деталь и обнаружили, что она пришла в непригодное состояние, целесообразно заменить ее полностью. Вне зависимости от того, устанавливаете вы стоковую деталь или новую, сборка механизма осуществляется одинаково.
Перед монтажом необходимо прокрутить валовую шестерню до упора в правую или левую сторону при помощи плоскогубцев. Затем нужно прокрутить ее до упора в обратную сторону. В результате лыска на валовой шестерне должна разместиться прямо по ходу машины в вертикальном положении. Теперь можно установить рулевую рейку в необходимой последовательности. Все делается так же, как и при разборке, с точным соблюдением обратного порядка.
Метод подтяжки рейки без демонтажа
Для того чтобы подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110 без ее демонтажа, необходимо подыскать или приобрести особый накидной ключ восьмигранной формы на 17. Как и в предыдущем случае, автомобиль нужно загнать на эстакаду или приподнять при помощи домкрата. Убедитесь, что машина держится надежно, поскольку вам придется работать под ней.
Прежде всего потребуется демонтировать защиту двигателя. Нужно взять отвертку и наладить хорошее освещение в пространстве под автомобилем. Залезьте под машину с тыльной стороны подрамника и доберитесь до рулевого механизма. Найдите место пересечения рейки и рулевого вала, там вы обнаружите небольшую гайку, при помощи которой можно отрегулировать механизм.
Стоит учитывать, что в этом месте также находится пробка, которая имеет схожую форму. Поэтому перед началом работы нужно хорошенько очистить эту плоскость от загрязнений. Гайка имеет восьмигранную форму, и к ней подходит особый ключ. Именно на этот фактор следует ориентироваться при поисках.
Если регулировка этой детали выполняется впервые, вы обнаружите на ней колпачок из пластика зеленого цвета, который устанавливается на заводе при производстве автомобиля. Его можно легко снять при помощи отвертки, главное — не переусердствовать, поскольку колпачок довольно хрупкий и легко ломается.
После демонтажа колпачка необходимо вставить гаечный ключ в восьмигранный проем и отрегулировать рейку. Схема подтяжки гайки остается неизменной. Регулировка выполняется по тем же правилам, что и при разборке. При этом тугость гайки нужно рассчитывать, исходя из силы стука, возникающего при наезде на препятствия. Нет необходимости проворачивать ее до упора, достаточно устранить возникающий шум.
Для проверки результата ваших усилий потребуется резким движением провернуть рейку в какую-либо сторону. Если стук или шум отсутствует, регулировка успешно завершена. Теперь можно надеть колпачок обратно. Процедура регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110 занимает не более 30 минут. Этот интервал актуален для ситуаций, когда рейка регулируется впервые. При необходимом опыте процесс подстройки занимает гораздо меньше времени.
Большинство автосервисов отказывает в этой услуге, поскольку подобная неисправность является незначительной, соответственно, она очень дешевая. По этой причине рекомендуется научиться подтягивать рулевую рейку самостоятельно. После первой попытки вы поймете, что процесс регулировки рейки элементарен и не требует профессиональных знаний.