Обладатели Lada Vesta сразу обращают внимание на необычный плафон освещения салона, расположенный над лобовым стеклом между солнцезащитными козырьками. Он привлекает внимание наличием кнопки «SOS». Эта кнопка которая является элементом модуля ЭРА-ГЛОНАСС (аварийной системы экстренного вызова службы спасения). Встроенный блок системы ЭРА — ГЛОНАСС с 1 января 2017 года становится обязательным атрибутом каждого нового автомобиля, эксплуатируемого в России. По сути, он представляет собой дешёвый смартфон, состоящий из обычных деталей: аккумулятора, сим-карты, микрофона, динамика, антенны, навигационного модуля GPS/ГЛОНАСС, модема 3G, инерционного датчика. Стоимость блока не превышает 100 американских долларов.
Как работает ЭРА-ГЛОНАСС
Принцип работы системы ЭРА — ГЛОНАСС заключается в следующем. При резком ударе спереди или сбоку и опрокидывании автомобиля срабатывает инерционный датчик, включающий передатчик смартфона, который передаёт через канал связи глобальной сети 3G специальный аварийный сигнал SOS, содержащий следующую информацию:
- скорость движения в момент аварии;
- значение перегрузки при столкновении;
- число пассажиров в салоне, пристёгнутых ремнями безопасности;
- навигационные координаты места передачи сигнала;
- сведения о транспортном средстве (VIN-код, тип топлива, цвет машины).
Весь объём передаваемой информации не превышает 140 байт, то есть он мизерный, поэтому информация может быть передана даже в условиях слабого уровня связи. При отсутствии доступа интернет связи сигнал автоматически передаётся в виде СМС по обычному каналу мобильной сети любого доступного сотового оператора: ЭРА-ГЛОНАСС, МТС, Билайн, Мегафон.
Видео: ЭРА ГЛОНАСС
Дежурный оператор ЭРА-ГЛОНАСС, принявший сигнал SOS, видит на дисплее координаты источника сигнала и совершает контрольный звонок по номеру машины для подтверждения происшествия и уточнения деталей. Если ответа на звонок нет, он направляет звонки на службы 02, 03, 112 для отправки бригад спасателей, медиков и полиции по полученным автоматически координатам. Вызов помощи при необходимости можно совершить и вручную, нажав на тревожную кнопку «SOS», та самая, которая находится над ветровым стеклом. При этом устанавливается громкая связь с оператором «колл» центра.
Зачем нужна ЭРА-ГЛОНАСС
Система экстренного реагирования на автомобильные аварии с использованием глобальных спутниковых навигационных станций применяется и разрабатывается не только в России, но и в других развитых странах мира. Известны аналогичные проекты в Евросоюзе (eCall), Японии (ECall), США (E911 и NG9-1-1), Бразилии (SIMRAV). Основная задача этих систем – снижение смертности на дорогах в результате автомобильных аварий.
В России эта проблема актуальна и правительство рассчитывает за счёт внедрения ЭРА-ГЛОНАСС добиться значительного сокращения числа жертв на дорогах. Статистика ДТП с летальным исходом показывает, что большая часть смертей связана с отсутствием своевременного оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим. Учитывая, что в РФ почти все федеральные трассы охвачены сетью мобильной связи, ожидания правительства в борьбе за выживаемость людей в результате внедрения быстрой системы реагирования на аварии вполне обоснованы и прогнозируемы. Система позволяет значительно сократить время на уточнение места происшествия и выезжающие бригады уже владеют информацией о количестве пострадавших и предполагаемой тяжести происшествия.
Кроме решения задачи быстрого реагирования на дорожные аварии установка на каждый автомобиль смартфона с индивидуальным телефонным номером может способствовать решению многих других задач по обеспечению и контролю безопасности движения. Например, содействовать наблюдению за перемещением и отлову похищенных машин, оперативно направлять команду технической помощи при неисправности автомобиля в дороге и т.д.
Основные минусы нововведения
Видео: Запрет на ввоз подержанных автомобилей в Россию 2017
1. Запрет на ввоз иномарок без системы ЭРА — ГЛОНАСС
Согласно требованиям Технического регламента с 1.01.2017 для получения ПТС (техпаспорта) на новый автомобиль требуется наличие на нём бортовой аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС. При этом на легковых авто должна быть функция ручного и автоматического вызова, а на внедорожниках и грузовых машинах достаточно иметь только ручной режим (только тревожная кнопка).
Но главная проблема заключается не в установке дополнительного оборудования на машину, а в том, что она должна пройти сертификацию в испытательной лаборатории, которых в России только две. ОТТС – одобрение типа ТС, выдаётся каждой новой модели авто, если она успешно проходит «краш» тесты (выдаёт сигналы SOS) при опрокидывании, боковом и фронтальном ударе (разбиваются две из трёх предоставленных для испытаний машин).
ОТТС выдается сроком на три года. Поэтому, если ОТТС на марку авто выдан, к примеру, в декабре 2016 года, то эту марку автомобиля можно продавать в Таможенном Союзе без ЭРЫ-ГЛОНАСС до конца 2019 года.
При этом испытания должны проводиться обязательно на полигоне НАМИ (научного автомоторного института), испытания самих производителей в расчёт не берутся. Уже известны ответные планы официальных представителей основных импортёров иномарок в Россию по новым требованиям. Большинство марок намерены установить тревожные кнопки на свои модели.
Основные автогиганты, ориентированные на российский рынок, «Форд», «Рено», «Шкода», «Хундай», «Киа» планируют внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС на все свои модели. «Нисан» уже установил её на кроссовер Murano и планирует установку на другие модели. Кроме того, власти оставили в силе все ОТТС, выданные до 1.01.2017 года, срок действия которых составляет 3 года.
Однако от новых требований пострадают любители редких и эксклюзивных моделей, на которых внедрение новой системы экономически не выгодно. Так, представители «БМВ» заявили, что поставки 5GT, 3M, а также кабриолетов в Россию будут прекращены в связи с нерентабельностью. «Роллс-ройс» хотя и готов раскошелиться на дополнительные расходы, но ясно, что это впрямую отразится на стоимости и так недешёвых моделей.
2. Запрет на ввоз подержанных иномарок
Российское таможенное ведомство 21.12.2016 издало по данному вопросу официальное разъяснение, которым предупреждает, что с 1.01.2017 года все автомобили, приобретаемые за рубежом и ввозимые в Россию, должны быть оборудованы аппаратурой ЭРА-ГЛОНАСС и информация об этом должна указываться в СБКТС (Свидетельство безопасной конструкции ТС). Таким образом, без установленной системы ЭРА -ГЛОНАСС ПТС на машину будет невозможно получить.
ЦИТАТА: ФТС России предупреждает лиц, планирующих приобретение за рубежом автомобилей, что с 1 января 2017 года для выдачи паспорта транспортного средства необходимо оснащение автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб. Информация о таком оснащении должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства.
Правда, небольшая надежда еще остается. Связана она с тем,что на данный момент, то есть на момент публикации этой статьи (6.01.2017) Госстандарт Белоруссии, входящей в Таможенный Союз, разрешил ввоз новых и поддержанных иномарок без системы оповещения до конца 2018 года. Возможно, подобное решение примут и в России. Мы будем следить за развитием ситуации.
К 19 февраля ситуация начала немного проясняться. Как и ожидалось введение системы ЭРА-ГЛОНАС фактически перекрыло импорт подержанных машин, что вызвало большое недовольство, особенно на Дальнем Востоке. На Владивостокской таможне скопилось большое количество японских машин, ввезенных после 1 января, на которые нельзя было получить ПТС. К решению проблемы подключился губернатор Приморского края, на 19 февраля 2017 года планировался митинг, который был одобрен властями. В результате органы ГИБДД все-таки начали выдавать ПТС на завезенные до 15 февраля машины без кнопки ЭРА-ГЛОНАСС. Правда пока непонятно, что будет с автомобилями, которые завезли после 15 февраля и далее. Окончательно решить этот вопрос обещают к 13 марта, поэтому митинг решено было не проводить.
Если производителю или его дистрибьютору, торгующему серией машин, требуется иметь одно ОТТС на всю серию ввозимой модели, то частному лицу или предпринимателю, ввозящему транспортное средство в единичных количествах, нужно иметь СБТКС на конкретный автомобиль. Выдаётся такое свидетельство специальными сертифицированными лабораториями после проведения «краш» тестов. Следовательно, для ввоза иномарки из-за границы потребуется покупать 3 машины, 2 из которых будут разбиты на испытаниях.
В этом отношении повезло тем, кто успел оформить свидетельство до 1.01.2017 по старым требованиям без оснащения машины тревожной кнопкой. Они могут получить ПТС на основании действующего СБТКС.
ЦИТАТА: При наличии действующего свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, оформленного до 1 января 2017 года и не содержащего информации об оснащении транспортного средства устройством вызова экстренных служб, паспорт транспортного средства может быть оформлен.
Как обстоят дела у отечественных производителей
Видео: Лада Веста. ЭРА-ГЛОНАСС, SOS. Проверка на активацию.
Первыми отечественными автомобилями, оснащёнными оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС стали автовазовские модели «Лады» Vesta и XRAY. Продолжаются работы по установке системы на новые модели Granta и Kalina. УАЗ собирается начать установку тревожных кнопок на Patriot с 2019 года, когда закончится срок действия полученного ранее одобрения.
Хотя система быстрого реагирования на автомобильные аварии официально считается запущенной в эксплуатацию, работает она ещё со сбоями. Нажатия на кнопку SOS с целью проверки их исправности на двух новых автомобилях марки Lada Vesta привели к тому, что на одной машине кнопка не работала, а на второй на запросные гудки получили ответ: «Вызов отклонён».
Таким образом, в вопросе нововведения по обязательной установке системы ЭРА-ГЛОНАСС в обществе существует двоякое мнение:
- Правительственное мнение о необходимости снижения смертельных исходов в автомобильных авариях и усиления безопасности.
- Мнение импортёров авто иностранного производства, обоснованное требованием ВТО о значительном снижении к 2019 году российских таможенных тарифов на ввозимую автомобильную технику, которые считают это попыткой российского правительства защитить интересы отечественных производителей за счёт создания искусственных преград для импорта иномарок в Россию.
Отсрочка нашей «ЭРЫ»:
почему «буксует» внедрение системы ЭРА-ГЛОНАССАвтопроизводители могут не устанавливать терминал экстренного реагирования при авариях до истечения срока действия одобрения типа транспортного средства, сообщил «Росстандарт». Отсрочка не снимает ключевую проблему, считают независимые эксперты: сложная и дорогостоящая процедура установки оборудования ЭРА-ГЛОНАСС увеличивает стоимость транспортного средства, при этом нет гарантии срабатывания системы в странах Таможенного союза
текст: Михаил Ожерельев / 17.05.2017
«Росстандарт» официально подтвердил, что с 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС не станет обязательной для всех выпускаемых в обращение новых автомобилей на территории Таможенного союза. При этом обязательная комплектация терминалами ЭРА-ГЛОНАСС попрежнему предусмотрена техническом регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (ТРТС 018/2011). В этом документе написано, что с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб - обязательная опция для всех новых транспортных средств. Теперь оказалось, что это не совсем так.
С 2017 года новые бортовые терминалы должны срабатывать при опрокидывании машины
Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС, пояснили в пресс-службе «Росстандарта». При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Иными словами, при наличии действующего ОТТС (документ выдается на три года) допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб.
В грузовиках и автобусах сигнал о ДТП отправляется в ручном режиме
Российская система ЭРА-ГЛОНАСС формально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, а фактически - 1 января 2016-го. Если машина попадает в аварию, сигнал о ДТП с указанием точных координат и минимального набора данных (время ДТП, тип транспортного средства, скорость, количество пристегнутых пассажиров, величина ударных перегрузок) автоматически передается службам спасения - за это отвечает бортовой терминал. На автомобили устанавливают два вида терминалов в зависимости от типа транспортного средства. Система для легковых авто должна посылать сигнал о ДТП в автоматическом режиме. Система для коммерческого транспорта предусматривает упрощенное устройство, которое включает «тревожную кнопку», а в автоматическом режиме реагирует только на опрокидывание машины. С января по ноябрь 2016 года государственная автоматизированная система ЭРА-ГЛОНАСС приняла свыше 5,6 тыс. сигналов, информация о 250 вызовах, требовавших вмешательства оперативных служб, была передана для реагирования, из них 74 вызова являлись автоматическими - такую статистику приводил министр транспорта Максим Соколов в конце минувшего года.
ЭРА-ГЛОНАСС в России, ее аналог под названием ЭВАК в Казахстане и такая же система под названием ЭРА РБ в Белоруссии должны были начать работать одновременно, так как наличие соответствующего терминала в новых моделях машин еще в 2011 году было предусмотрено в вышеупомянутом техническом регламенте. Тем не менее ни в Белоруссии, ни в Казахстане аналоги ЭРА-ГЛОНАСС пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза - Армении и Киргизии. Не успев подготовить инфраструктуру, представители правительств Казахстана и Белоруссии ранее официально обращались к российским властям с предложением отложить внедрение ЭРА-ГЛОНАСС. Официально им согласием не ответили, но фактически навстречу пошли, не став заделывать лазейки в законодательстве, связанные с ОТТС.
Между тем ход реализации проекта выявил еще один существенный недочет. Участники рынка говорят о плохо отработанной процедуре сертификации. На сегодняшний день аккредитация по системе ЭРА-ГЛОНАСС выдана только двум компаниям - «Связь-Сертификат» в Москве и «Омега» в Севастополе. Последний вариант не очень устраивает импортеров, в частности, из-за своей удаленности от центра страны. Так что многие вынуждены пользоваться услугами «Связь-сертификат», и уже выстроилась очередь на несколько месяцев. По этой причине, а еще выражая недовольство стоимостью сертификации, представители Ассоциации европейского бизнеса в России давно подумывают об обращении в Федеральную антимонопольную службу. Не все просто и с новым порядком оценки соответствия транспортных средств для получения ОТТС. Введенные в январе 2017 года дополнительные требования в отношении установки бортовых терминалов ЭРА-ГЛОНАСС предусматривают для всех категорий транспортных средства проверку срабатывания на опрокидывание. Сейчас такие испытания можно провести только на Дмитровском автополигоне и на полигоне в Бронницах.
Фактический перенос обязательного оснащения автомобилей устройствами ЭРА-ГЛОНАСС на рубеж 2020 года больнее всего бьет по интересам АО «ГЛОНАСС» - госкомпании, в распоряжение которой передана система ЭРА-ГЛОНАСС. Потому что в сентябре 2015 года совет директоров АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета. Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными уже в 2017 году. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не может сказать, сколько авто с ЭРА-ГЛОНАСС на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых «АвтоВАЗ», «Форд-Соллерс» и «Группа ГАЗ» уже оснастили некоторые модели устройствами ЭРА-ГЛОНАСС. Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей - это две разные ситуации.
«В случае переноса срока обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС в конструкцию автомобиля добросовестные автопроизводители, которые уже профинансировали оснащение своих автомобилей, окажутся в условиях неравной конкуренции», - отметили в АО «ГЛОНАСС». К слову, компания уже не раз высказывались против переноса сроков обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС, потому что обеспечение безопасности жизни граждан - приоритет для государства.
Среди автопроизводителей (за редким исключением) особого интереса к внедрению ЭРА-ГЛОНАСС пока не наблюдается. Директор по продажам Mercedes-Benz компании «Даймлер КАМАЗ РУС» Герман Гильфанов на пресс-конференции, посвященной итогам 2016 года, не смог назвать точную дату начала выпуска грузовиков c терминалами ЭРА-ГЛОНАСС: «Скорее всего, это будет второе полугодие 2017 года». При этом топ-менеджер подчеркнул, что законодательство позволяет выпускать автомобили в обращение по действующим ОТТС. «По мере окончания срока действия ОТТС мы начнем менять их на новые с сертификацией ЭРА-ГЛОНАСС. Бортовые устройства будут монтироваться на заводе в Набережных Челнах. Для импортируемых автомобилей эту работу готов делать наш головной завод в Верте», - сказал Герман Гильфанов.
В компании «Скания-Русь» планируют начать массовую установку терминалов экстренного реагирования на грузовики в 2018 году. «Со следующего года там, где это необходимо, у нас будут поставляться автомобили с «волшебной кнопкой». Но уже сегодня часть машин мы выпускаем с терминалами ЭРА-ГЛОНАСС. Речь идет, прежде всего, о топливо-заправщиках, где ОТТС необходимо получать заново», - сказал Лонид Ткачик, начальник отдела продаж грузовых автомобилей ООО «Скания-Русь».
Похожая ситуация с оснащением тяжелых грузовиков «тревожной кнопкой» и в компании «MAH Трак энд Бас РУС». А вот в сегменте автобусов этот вопрос у MAN решается активнее. Еще в начале 2016 года компания сертифицировала новый автобус Lion‘s Intercity c системой ЭРА-ГЛОНАСС, став первой, кто проходил сертификацию автобуса большого класса в рамках новой процедуры.
Почему же такие примеры можно сегодня буквально пересчитать по пальцам? Эксперты говорят, что главная причина кроется в экономике. «Процедура установки системы ЭРА-ГЛОНАСС сложная и дорогостоящая, стоимость каждого теста составляет 10 тыс. евро, а общие расходы на сертификацию могут достигнуть 200–250 тыс. евро. Обязательная сертификация автомобилей и установка на них бортовых терминалов системы ЭРА-ГЛОНАСС могут заметно повлиять на общее состояние российского авторынка - увеличить стоимость машин и сократить модельные ряды некоторых брендов», - говорит Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр».
И все же, хочется надеяться, что со временем все противоречия разрешатся. Лишь в этом случае спустя годы ЭРА-ГЛОНАСС будет восприниматься как действительно необходимый, а не навязанный сверху атрибут современной транспортной инфраструктуры.
ЕВГЕНИЙ ГРИШКЕВИЧ/ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО ПОСЛЕПРОДАЖНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГК «АВТОСПЕЦЦЕНТР»
С 1 января 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС должна быть установлена на всех автомобилях, вышедших с конвейера и импортируемых в Россию. Без установленного терминала автовладельцы не смогут получить ПТС на новый автомобиль. Ожидается, что к 2020 году требование обязательной установки ЭРА-ГЛОНАСС коснется всех автомобилей в стране. У системы экстренного реагирования, безусловно, есть преимущества, направленные в первую очередь на снижение уровня смертности людей в результате ДТП. Однако нововведение вызвало неоднозначную реакцию со стороны производителей машин и автодилеров. Замешательство вызвано возможным снижением спроса на автомобили, которые еще не оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС, и дополнительными расходами на установку системы на новые авто. Стоимость сертификата составляет около 13 млн руб., цена за каждый бортовой терминал - порядка 4 тыс. руб. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных средств» и ГОСТ Р 54620–2011, для получения разрешения на установку системы ЭРА-ГЛОНАСС в машины одной модели необходимо провести фронтальный и боковой крэш-тесты автомобиля. Если при этом сам автомобиль не выдерживает испытание, а терминал остается целым, производитель обязан провести тест повторно на еще одном таком же автомобиле. В итоге эти расходы будут заложены в розничную стоимость автомобилей.
АЛЕКСЕЙ ТУЗОВ/ЭКСПЕРТ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ
Согласно техрегламенту по обязательной установке ЭРА-ГЛОНАСС, на крупные внедорожники и коммерческую техникупроизводитель может ставить не автоматическую систему, а устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). Такие терминалы имеют упрощенный функционал - у них есть только ручной вызов, а автоматическое срабатывание отсутствует. В декабре 2016 года коммерческие автомобили модели Hyundai HD были сертифицированы системой ЭРА-ГЛОНАСС, на них были установлены терминалы с кнопкой экстренного вызова, динамиком и микрофоном для связи с оператором. Монтаж устройства может быть произведен и в региональных сертифицированных центрах ЭРА-ГЛОНАСС, если коммерческие автомобили уже эксплуатируются или были куплены организацией до января 2017 года. Например, в Приморском крае уже имеется такая станция, стоимость услуги вместе с ценой самого устройства варьируется от 10 до 30 тыс. руб. При этом, согласно федеральному закону от №395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС», владелец коммерческого транспортного средства имеет право по собственному желанию установить УВЭОС.
НАТАЛЬЯ СОЛОВЬЕВА/ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ АВТОБУСОВ И ДВИГАТЕЛЕЙ ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС РУС»
Оснащение техники системой ЭРА-ГЛОНАСС - одна из самых актуальных тем этого года. И MAN имеет положительный опыт в этом вопросе. Во-первых, в начале 2016 года нами был сертифицирован новый автобус MAN Lion‘s Intercity c ЭРА-ГЛОНАСС. Так, мы не просто прошли все необходимые процедуры при сертификации совершенно нового продукта, но и смогли сертифицировать его с установкой ЭРА-ГЛОНАСС. Для нас это была настоящая победа, потому что мы были первыми, кто проходил сертификацию автобуса большого класса в рамках новой процедуры.
Процедура сертификации занимает много времени. По сути, есть не так много возможностей, где такие тесты можно проводить. Большая очередь, ожидание может сильно затянуться. Хочу сказать, что нам было очень комфортно работать с Дмитровским автополигоном. Со стороны организации, отстаивающей интересы государства, не было никаких бюрократических проволочек. Это пример, когда интересы государства не мешают бизнесу, а наоборот, помогают ему. Эксперты указывают на технические моменты, которые нужно пересмотреть и доработать.
Теперь у нас колоссальный опыт по сертификации, и все последующие модели, включая новый туристический автобус MAN Lion‘s Coach, продажи которого начнутся в сентябре, будут выпускаться с системой ЭРА-ГЛОНАСС. Попутно мы сертифицируем наш модельный ряд VIP-автобусов Neoplan Cityliner. Поэтому до конца текущего года вся автобусная техника, ввозимая в Россию, будет оборудована и сертифицирована с ЭРА-ГЛОНАСС.
“ЭРА-ГЛОНАСС” представляет собой систему экстренного реагирования при ДТП. Эта система для нашей страны относительно новая и не так давно стала использоваться, но данной системе хватило и небольшого времени использования, чтобы доказать свою эффективность и оправдать основную цель своего создания – немедленное реагирование спецслужб при аварии на всей территории страны.
Как работает система “ГЛОНАСС”
При тестировании этой системы разработчики пытались учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время ДТП и, нужно отметить, это у них очень хорошо получилось. Для большего понимая того, как работает “ГЛОНАСС” на автомобиле нужно рассказать о специальных средствах, которые помогают данной системе выполнять свою работу наиболее эффективным образом.
Нельзя сказать, что система “ГЛОНАСС” стала каким-то технологическим прорывом, однако она включает в себя очень интересные вещи, которых крайне мало в повседневной жизни человека и поэтому они кажутся очень крутыми:
- автоматический вызов экстренных служб. Авария – вещь непредсказуемая и попав в неё водитель вместе с пассажирами могут быть не в состоянии вызвать экстренную помощь. Это может быть потеря сознания или даже состояния шока, когда человек не в состоянии здраво осмыслить произошедшее. Из-за этого уходит драгоценное время, которое может стоить жизни и именно поэтому разработчики “ГЛОНАСС” позаботились о том, чтобы при ДТП система сама посылала сигнал бедствия экстренным службам;
- специальные датчики в автомобиле. Если у вас возник вопрос, как система узнаёт об аварии, то это и есть ответ на него. Эти датчики, как правило, нацелены на реагирование на сильный удар или переворот машины, что уже говорит о случившейся аварии;
- для точного местоположения используются новейшие навигационные модули, позволяющие определить местоположение с точностью до нескольких метров;
- также автомобиль оснащён специальной тревожной кнопкой, нажав которую, водитель может подать сигнал бедствия. Эта кнопка предусмотрена, в первую очередь, на тот случай, если выше упомянутые датчики выйдут из строя и не смогут автоматически подать сигнала, что бывает очень и очень редко;
- сигнал передаётся посредством сотовой связи. Многие думают, что сотовая связь для таких случаев очень ненадёжна, но так было раньше. На сегодняшний день покрытие сотовой связи очень велико;
- машина также оснащена специальным средством связи, с помощью которого оператор службы может держать связь с водителем.
После того, как мы ознакомились с основными принципами работы, заложенными в систему, пришло время рассмотреть работу “ГЛОНАСС” на примере ДТП:
- Автомобиль попадает в ДТП.
- Во время ДТП система с помощью своих специальных датчиков фиксирует сильный удар или переворот машины и посылает сигнал. Также водитель или один из пассажиров может самостоятельно отправить сигнал, нажав кнопку SOS.
- Сигнал поступает оператору, который предпринимает попытку связаться с водителем.
- Если удаётся установить связь, оператор просит подтвердить факт аварии, после чего передаёт всю имеющуюся информацию экстренным службам. То же самое происходит, если не удаётся установить связь. Также водитель может отказаться от вызова служб, если нажал кнопку случайно или в работе системы произошёл какой-то сбой.
- Вся информация поступает экстренным службам, которые немедленно выезжают на место происшествия для оказания помощи.
Какие сведения о ДТП получает система?
Как же говорилось выше, система собирает и передаёт определённую информацию. Но какая информация? Не будет ли там личной информации как маршруты передвижения и тому подобное? Конечно нет. Система создана исключительно для максимальной безопасности и работает только на отправления сигнала с необходимой для помощи информацией. К такой информации относится:
- точное местоположение. Без этого пункта экстренные службы не смогут быстро найти пострадавших в аварии, а значит, не смогут своевременно оказать необходимую помощь;
- информация о ДТП. Это наличие и сила удара, наличие переворота машины. Проще говоря, эта те сведения, которые позволяют говорить, что ДТП действительно имеет место быть. Также эта информация помогает предположить наличие возможных травм, которые могли бы получить люди, находящиеся в автомобиле;
- сведения об автомобиле. Это цвет, модель, госномер. Эти данные помогают скорейшему обнаружению авто, если местоположение было определено с каким-то радиусом, не позволяющим точно указать, где находится авто;
- количество пассажиров в автомобиле. Тут тоже всё просто. Информация такого рода позволяет спецслужбам подготовиться к оказанию помощи нескольким пострадавшим сразу.
Касательно последнего пункта, а именно определения количества пассажиров, стоит сказать, что количество пассажиров определяется по застёгнутым ремням безопасности. Поэтому применение ремней безопасности не только защищает вас от возможных травм, но также помогает экстренным службам.
Нужна ли установка кнопки в 2019 году?
В этом вопросе есть свои нюансы. В целом, нет никакой необходимости устанавливать систему в 2019 году. Установка сейчас проходит на добровольной основе, вместе с тем наличие системы “ГЛОНАСС” является обязательным для некоторых видов транспорта:
- новые автомобили, купленные за границей и перевезённые в Россию;
- старые автомобили, купленные за границей и перевезённые в Россию, не старше 30 лет;
- грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт.
Поэтому и установка кнопки не для всех обязательна.
Правила установки кнопки СОС
На сегодняшний день как отечественные, так и зарубежные, при импорте авто, автопроизводители оснащают авто такой системой прямо на заводе поэтому, покупая новое авто, водителю не придётся самостоятельно устанавливать “ГЛОНАСС”.
Если у владельца машины возникает желание обзавестись такой системой, то ему могут помочь только в центрах, имеющих соответствующий сертификат на установку “ГЛОНАСС”. Но на этом установка системы не заканчивается. После того как система установлена в центре, её необходимо проверить в специализированной лаборатории на качество работы и получить документ о безопасности системы.
Как видно из вышесказанного, установка системы “ГЛОНАСС” возможна на все автомобили, однако, если система была установлена на подержанное авто, то она не будет работать автоматически. Водителю в случае аварии придётся нажать на тревожную кнопку.
Стоимость установки тревожной кнопки
Самый интересный вопрос – это, конечно же, вопрос о стоимости установки системы. Нужно понимать, что система не из дешёвых, так как её основные принципы работы основаны на сложных технических инструментах. Но, несмотря на дороговизну, система имеет достаточно твёрдую цену. За саму систему придётся заплатить около 23 000 рублей, также придётся заплатить за установку и настройку, что обойдётся в районе 3 000 рублей. И в общей сложности приобретение “ГЛОНАСС” обойдётся в 26 000 рублей.
Установка отдельного модуля тревожной кнопки, стоит по-разному. Также на цену влияет модель самого автомобиля и функции модуля. Естественно, чем шире функционал, тем выше цена. Но в среднем цена на модель составляет от 4 000 до 8 000 рублей, не считая установки. Саже установка может обойтись от 2 000 до 7 000 рублей.
Заключение
Система “ГЛОНАСС” — новшество для нашего транспорта и не все доверяют ему. Не стоит опасаться принципов её работы, так как именно они обеспечивают максимально возможную безопасность водителя и пассажиров. Система не всем по карману, но, приобретая её, водитель приобретает безопасность, поэтому стоит задуматься об этом. Установка системы для личного транспорта пока носит добровольный характер, но в скором времени станет обязательной для наличия в каждом транспорте.
Речь идёт о «бэушных» праворульных иномарках, которые «частники» из Дальнего Востока ввозят в Россию в личных целях. Установлены ограничения.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил временный порядок ввоза в страну подержанных иномарок с правым рулём. Он действует для жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) и для тех, кто планирует сюда переехать. Важно то, что устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС не придётся тем, кто ввозит не более одной машины в год, причём, для собственных нужд: сам купил, сам зарегистрировал, сам ездишь.
Такое ограничение не даёт возможности сэкономить на установке устройств ЭРА-ГЛОНАСС тем, кто закупает машины с пробегом за рубежом, чтобы продавать их в России. Кстати, на оснащение каждого автомобиля жители Дальнего Востока тратили примерно 35 тыс. рублей. Также это занимало и время – около двух недель.
Новые правила распространяются на праворульные ТС категорий M1 и N1, то есть на легковые автомобили, в которых не более восьми пассажирских мест, а также на лёгкие грузовики с допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн. В ПТС этих машин поставят отметки об отсутствии устройств для вызова экстренных служб.
Временный порядок рассчитан на один год. Он вступит в силу через пять дней с момента подписания, то есть ввозить и регистрировать «прули» с пробегом без ЭРА-ГЛОНАСС жители ДФО смогут уже в начале следующей недели.
Решение о введении нового порядка Дмитрий Медведев принял после встречи с врио губернатора Приморского края Олегом Кожемяко и вице-премьером - полпредом президента РФ в округе Юрием Трутневым. Любопытно, что отменить обязательную установку терминалов ЭРА-ГЛОНАСС на ввезённые иномарки было решено не только для того, чтобы снизить расходы населения. Была и другая, более объективная причина.
Так, по словам Юрия Трутнева, из-за того, что установка оборудования осуществляется не на заводе, система не интегрируется в систему безопасности автомобиля. В итоге она не срабатывает на удар или опрокидывание машины, то есть, по сути, не работает, как должна бы. Напомним, каждый установивший прибор ранее, заплатил за это из собственного кармана.
Не совсем ясно, что теперь будет с теми, кто ежегодно ввозит в страну больше, чем один автомобиль. Судя по всему им придётся платить за установку, по факту, не работающего как надо прибора. Вероятно, это поможет продолжать «держаться на плаву» тем компаниям, которые получили лицензии на то, чтобы устанавливать терминалы ЭРА-ГЛОНАСС на ввезённые в страну «прули».
Кстати, даже дополнительные деньги, которые пришлось потратить жителям ДФО при ввозе «праворулек», . Как ранее сообщал сайт, в ДФО с января по сентябрь 2018 года из-за рубежа приехало около 65,4 тыс. машин, что в полтора раза больше чем в прошлом году.
Росстандарт официально подтвердил, что с 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС не станет обязательной для всех выпускаемых в оборот новых автомобилей на территории Таможенного союза (ТС). При этом обязательная комплектация терминалами ЭРА-ГЛОНАСС по-прежнему предусмотрена техническом регламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств». В этом документе написано, что с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб - обязательная опция для всех новых транспортных средств. Теперь оказалось, что это не совсем так.
Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС, - пояснили в пресс-службе Росстандарта. - При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Учитывая изложенное, при наличии действующего ОТТС допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб.
ОТТС дается на тип конструкции, то есть на некую совокупность автомобилей, и действует три года. И если производитель авто получит ОТТС в Росстандарте 31 декабря 2016 года (или продлит его), то он получит ОТТС, который будет действовать еще три года, то есть до 31 декабря 2019-го. Можно также продлить документ в режиме «распространения с продлением». Например, есть модель ВАЗ-2107 в десяти модификациях. Придумали еще одну модификацию - например, с модернизированной коробкой передач - и за счет этого продлили ОТТС на все модификации еще на три года.
Российская система ЭРА-ГЛОНАСС формально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, а фактически - с 1 января 2016-го. Если машина попадает в аварию, сигнал о ДТП с указанием точных координат автоматически передается службам спасения. ЭРА-ГЛОНАСС в России, ее аналог под названием ЭВАК в Казахстане и такая же система под названием «ЭРА РБ» в Белоруссии должны были начать работать одновременно, так как наличие соответствующего терминала в новых моделях машин еще в 2011 году было предусмотрено в техническом регламенте ТС. Тем не менее ни в Белоруссии, ни в Казахстане аналоги ЭРА-ГЛОНАСС пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза - Армении и Киргизии.
Не успев подготовить инфраструктуру, представители правительств Казахстана и Белоруссии ранее официально обращались к российским властям с предложением отложить внедрение ЭРА-ГЛОНАСС на два года. Официально им согласием не ответили, но фактически навстречу пошли, не став заделывать лазейки в законодательстве, связанные ОТТС. Хотя глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков ранее заявлял , что в законодательство планируется внести коррективы, которые лазейки устранят. С этой идеей Недосеков обращался в Минпромторг, но безрезультатно - на запрос «Известий» в Минпромторге ответили примерно то же, что и в Росстандарте.
Продление действия одобрения типа транспортного средства на новый срок, не превышающий трех лет, согласно пунктам 62–65 технического регламента, производится на основании заявки в случае соответствия типа транспортного средства перечню требований, действующих на момент оформления нового одобрения типа транспортного средства, - заявили в пресс-службе Минпромторга.
Фактический перенос обязательного оснащения автомобилей устройствами ЭРА-ГЛОНАСС на рубеж 2020 года больнее всего бьет по интересам АО «ГЛОНАСС» - госкомпании, в распоряжение которой передана система ЭРА-ГЛОНАСС. Потому что в сентябре 2015 года совет директоров государственного АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета (сейчас содержание ЭРА-ГЛОНАСС финансирует государство). Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными (читай, массовыми) уже в 2017 году. С этими вводными в Высшей школе экономики был заказан бизнес-план развития компании. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не сможет сказать, сколько авто с ЭРА-ГЛОНАСС на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых Mercedes и Bentley, уже оснастили некоторые модели устройствами ЭРА-ГЛОНАСС. Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей - это две совершенно разные ситуации.
В случае переноса срока обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС в конструкцию автомобиля добросовестные автопроизводители, которые уже профинансировали оснащение своих автомобилей, окажутся в условиях неравной конкуренции, - отметили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС». - Мы уже не раз высказывались против переноса сроков обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС, потому что обеспечение безопасности жизни граждан - приоритет для государства. Хотим напомнить о поручениях президента РФ Владимира Путина по итогам заседания президиума госсовета по вопросам безопасности дорожного движения: в срок до 01.06.2016 обеспечить информационно-технологическое сопряжение ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС с экстренными оперативными службами в автоматизированном режиме и в срок до 01.09.2016 принять меры по активизации работы производителей автотранспортных средств по установке на новые автомобили устройств вызова экстренных оперативных служб при ДТП.
Среди автопроизводителей особого интереса к внедрению ЭРА-ГЛОНАСС пока не наблюдается.
В крупнейшей дилерской сети BMW «Известиям» пояснили, что в ближайшее время ни одна модель не будет оборудоваться терминалом ЭРА-ГЛОНАСС.
В наших машинах есть кнопка SOS, но это связь с диспетчером BMW - он тоже сможет вызвать вам помощь, - пояснили в компании.
Столичный дилер Toyota заверил, что никакого оборудования с ГЛОНАСС не планируется к установке на автомобили Toyota в ближайшее время.
Официальный дилер Peugeot ответил столь же категорично:
Никакие модели в ближайшее время терминалами ЭРА-ГЛОНАСС комплектоваться не будут, мы впервые слышим, что со следующего года это оборудование станет обязательным. Производитель не давал нам никакой информации по данной системе.