Новая книга от автора бестселлеров «Автомобили Красной Армии» и «Военные автомобили Вермахта». Уникальная энциклопедия автотехники, стоявшей на вооружении Советской Армии в 1945–1991 гг. Полная информация о всех типах серийных армейских автомобилей, специальных кузовов, надстроек и вооружения, а также бронетранспортеров первого поколения, выпускавшихся на шасси армейских грузовиков.
Если в годы Второй Мировой войны СССР катастрофически отставал от Запада в качестве и количестве автотранспорта, что стало одной из главных причин поражений 1941–1942 гг., то после Победы наш военный автопром совершил колоссальный рывок, не только догнав, но кое в чем (например, в производстве подвижных колесных систем ракетного вооружения и переправочных средств) даже обогнав «вероятного противника». Лучшие советские армейские автомобили – легендарные ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и «Урал-375» – по праву занимали в мировых рейтингах высокие позиции, отличаясь простотой, надежностью и великолепной проходимостью. Эпоха 1950–1960-х гг. стала поистине «звездным часом» для всего отечественного ВПК, в том числе и для автомобильной отрасли, способной самостоятельно разрабатывать уникальную военную технику, не имевшую аналогов за рубежом, и выпускать лучшие за всю отечественную историю полноприводные армейские автомобили со специальным оборудованием и вооружением. Об этой ожесточенной «войне моторов», в которой был достигнут паритет с НАТО и обеспечена реальная безопасность страны, рассказывает новая книга ведущего специалиста по истории автомобилестроения, иллюстрированная сотнями редких фотографий.
С началом производства грузовика ГАЗ-66 на его шасси устанавливалось несущественно модернизированное химическое оборудование, разработанное еще для ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИЛ-164. К нему относилась доработанная компактная пароэлеваторная дезинфекционно-душевая установка ДДА-53Б , а многоцелевая дезинфекционная установка Комарова ДУК-1 , базировавшаяся к тому времени на шасси ГАЗ-52, параллельно монтировалась и на ГАЗ-66. В апреле 1962 года на вооружение была принята дезинфекционно-душевая установка ДДА-2 на шасси ГАЗ-66 для войсковых санитарно-эпидемиологических подразделений и частей гражданской обороны, разработанная ранее для грузовика ЗИЛ-164. Ее модернизированный более компактный вариант ДДА-3 для ГАЗ-66 отличался уменьшенным до 2,4 м 3 объемом дезинфекционных камер. На 66-м шасси базировалась модернизированная дымовая машина ТДА-М , изначально созданная для ГАЗ-63, а также радиационно-химическая мастерская ПРХМ-1М. Во второй половине 1960-х годов путем доработки модели ДДА-53Б была создана наиболее совершенная и распространенная станция ДДА-66, ставшая «классикой» среди машин такого назначения.
Машина ТДА-М для постановки дымовых завес путем испарения специальной смеси.
ДДА-66/66П – эффективные дезинфекционно-душевые установки на шасси ГАЗ-66. Первый вариант ДДА-66 на автомобиле ГАЗ-66-01 был принят на вооружение в августе 1968 года, второй модернизированный ДДА-66П монтировался на шасси 66-11. Их изготовлением занимался пермский завод «Автомедтехника». Установки широко использовалась в войсковых санитарно-эпидемиологических подразделениях и в частях Гражданской обороны. Они служили для дезинфекции и дезинсекции одежды, обуви, белья и постельных принадлежностей пароформалиновым и паровоздушным методами, а также для помывки людей в полевых условиях в любое время года. Их оборудование размещалось в специальном прямоугольном сварном цельнометаллическом кузове с задними откидывавшимися панелями и тремя отделениями – котельная с паровым котлом и бойлером, отсек с дезинфекционной камерой и грузопассажирское помещение для персонала. Помывка людей осуществлялась подогретой водой через душевые сетки в палаточных помещениях или под открытым небом. Пропускная способность при благоприятных погодных условиях достигала 48 человек в час. Полная масса установок – 6080 кг. Время подготовки к работе летом – 30 минут, зимой – 1 час. Установка ДДА-66П параллельно базировалась на шасси ЗИЛ-130.
Установка дезинфекционно-душевая ДДА-К на шасси автомобиля КАМАЗ предназначена для дезинфекции по паровоздушному и пароформалиновому методам (дезинсекции по паровоздушному методу) одежды, обуви, белья и постельных принадлежностей, а также для проведения санитарной обработки и гигиенической помывки в полевых условиях в любое время года, при температуре окружающего воздуха от плюс 40° до минус 40°С. Установка ДДА-К принимает и обрабатывает информацию со спутников GPS, передает по каналам GPRS на телематический сервер и диспетчерские центры пользователей информацию о своем местоположении.
Состав
Установка ДДА-К представляет собой изотермический кузов, смонтированный на шасси автомобиля КАМАЗ, состоящий условно из трех отделений – энергосилового, камерного и грузового.
Энергосиловое отделение расположено в передней части кузова и содержит электростанцию, паровой котел, водогрейный котел, два напорных насосных агрегата, шкаф управления электрооборудованием, 2 бака из нержавеющих материалов объемом по 1м3, один бак из нержавеющих материалов объемом 0.5 м3, дизельную отопительную установку и вспомогательное оборудование.
Камерное отделение расположено в средней части кузова, отделено от энергосилового отделения и грузового отделения перегородками и содержит дезинфекционую камеру.
Грузовое отделение находится в задней части кузова и предназначено для укладки и транспортировки съемного и разворачиваемого оборудования установки ДДА-К.
Тактико-технические характеристики
Продолжительность непрерывной работы, с последующим перерывом на 2 часа на осмотр оборудования и текущего ремонта составляет 22 ч;
Расчет установки ДДА-К 3 человека;
Время подготовки к работе установки (получение воды на выходе с температурой плюс 40°) составляет 25 минут (зимой 40 мин).
№№ пп |
Наименование |
Показатели |
Масса перевозимой воды | ||
Заправочные емкости: | ||
цистерна для горячей воды | ||
цистерна для холодной воды | ||
цистерна быстрого нагрева | ||
Паропроизводительность парового котла | ||
Рабочее давление пара, МПа(кгс/см 2) | ||
Пропускная способность установки | ||
а. гигиеническая помывка людей |
60 чел/час |
|
б. количество мест при помывке |
12 человек |
|
в. помывка людей с одновременной дезинфекцией их одежды |
60 чел/час |
|
г. помывка людей с одновременной дезинфекцией суконно-бумажного обмундирования, зараженного вегетативными формами микробов |
48 (зимой 30) чел/час |
|
д. дезинсекция суконно-бумажного обмундирования без помывки людей |
120 (зимой 48) комплектов/час |
|
е. дезинфекция суконно-бумажного обмундирования (без помывки людей) зараженного вегетативными формами микробов |
96 (зимой 38) комплектов/час |
|
ж. дезинфекция суконно-бумажного обмундирования (без помывки людей) зараженного спорообразущими формами микробов |
40 (зимой 16) комплектов/час |
|
Расход воды при комбинированной работе | ||
Максимальная рабочая температура в дезкамере | ||
Мощность потребляемая установкой | ||
Выход воды через одну душевую сетку | ||
Заправка цистерн | ||
мотопомпой | ||
погружным насосом | ||
Продолжительность непрерывной работы, с последующим перерывом на 2 часа на осмотр оборудования и текущего ремонта | ||
Расчет установки ДДА-К |
Комплект поставки:
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
|
Базовое шасси КАМАЗ-5387 | Шт. | 1 | |
Герметичный изотермический фургон с обогревом и открывающимися отсеками для доступа к оборудованию | Шт. | ||
Средство обогрева воздуха внутреннего помещения кузова-фургона — автономный воздушный отопитель | |||
Электрогенератор 6 кВт | |||
Цистерна 2 куб. м | |||
Насос для горячей воды центробежный многоступенчатый «205» | |||
Насос для холодной воды центробежный многоступенчатый «206» | |||
Сборная коммуникация холодной и горячей воды с душевыми насадками индивидуального регулирования температуры воды | |||
Рукав напорно-всасывающий с арматурой | |||
Рукав напорный, с арматурой | |||
Резервное нагревательное устройство РНУ-Ж | |||
Парогенераторная установка — паровой котел 0,07 | |||
Паровые коммуникации | |||
Дегазационно-дезинфекционная камера 2.9 м.куб. | |||
Носилки для обработки бальных продольно и поперечно складные НППС | |||
Вешалки металлические | |||
Устройство контроля температуры | |||
Устройство контроля уровня | |||
Датчик температуры | |||
Кондуктометрический датчик | |||
Переходник головки Богданова | |||
Рукава пожарные | |||
Комплекс осветительный типа | |||
Переходник напорно-всасывающих рукавов | |||
Насос погружной (дренажный) «10-10» | |||
Ящики металлические, герметичные под фургоном | |||
Гель специальный для тела «Дезбоди» | |||
Шампунь специальный для волос «Дезалия» | |||
Носимые радиостанции с зарядным устройством и запасным аккумулятором, диапазон 136-174 МГц | |||
Автомобильная радиостанция | |||
Фара сверхдальнего света — фара прожектор | |||
Фара противотуманная | |||
Сигнальная громкоговорящая установка | |||
Объединенная система управления (щит управления) | |||
Маяк проблесковый | |||
Фонарь электрический светодиодный | |||
Резервуар для воды на 5000л | |||
Манометр | |||
Сетевые кабели 220 В | |||
Огнетушитель | |||
Мотопомпа | |||
42 | Комплект бортового навигационно-связного оборудования |
Основные отличия от предыдущих образцов
Увеличенная емкость цистерн: до 4000 литров.
Получение на душевые насадки отдельно горячей и холодной воды и возможность регулирования температуры.
Отсутствие необходимости получения разрешения РОСТЕХНАДЗОРА на эксплуатацию в связи с пониженным давлением котла.
Адаптация машины для использования при пожаротушении.
Возможность хранения и транспортирования питьевой воды – все коммуникации и цистерны выполнены из нержавеющей стали.
Наличие резервного нагревательного устройства в случае поломки котла.
Уникальные характеристики базового шасси: грузоподъемность– 8,5 тонн.
В принципе можно самим смастерить автоматическую систему управления стеклоочистителями. Это позволит вести контроль работы дворников при разной погоде. Современные авто уже оснащены такой функцией.
Владельцы старых моделей ВАЗ все чаще задаются вопросом о возможности установки датчика дождя на свой автомобиль?
Многие иномарки на лобовом стекле имеют датчик дождя («ДД» – далее по тексту), который вмонтирован в переднее стекло, что не позволяет его снимать.
Водителям авто, в котором отсутствует такой датчик, можно установить его своими силами с использованием универсального датчика. Такое устройство подойдет для любого автомобиля, в том числе и “десятки”.
Основные принципы работы универсального ДД.
Расположение оптического датчика должно быть вертикальным. Помещают его внутрь салона на лобовое стекло в зону, которую охватывают щетки. Место для установки датчика выбирают без дефектов, таких как сколы или трещины.
Благодаря инфракрасному излучению происходит сканирование состояния стекла с внешней стороны. Влага или загрязнение на стекле изменяет показатель уровня отражения сигнала. Блок электронного управления принимает команду о необходимости включения стеклоочистителя. Системой предусмотрено автоматическое изменение паузы для движения щётки, что зависит от количества осадков.
ДД подойдут на различные ветровые стекла, верхняя тонированная полоса на стекле не будет мешать его установке. Вот только инфракрасный фильтр на стекле будет помехой работы такого датчика, например, у Шевроле – Нивы Люкс.
Особенности включения ДД.
Работа датчика происходит только при включении дворников в первом положение, а потом с помощью датчика происходит увеличение или уменьшение скорости движения дворников. Во 2-ом и 3-ем положениях работа дворников не изменяется.
Нужно в обязательном порядке иметь возможность вручную управлять стеклоочистителями, так как случаи бывают разные, и датчик не всегда может с ними справиться. Примерами могут служить случаи, когда на стороне водителя много брызг, но их нет в зоне датчика, или когда на стекле появилось загрязнение в виде птичьего помета, а водитель, садясь в салон, сразу его не заметил.
При сухой погоде желательно держать ДД отключенным, во избежание ложного включения из-за летящего насекомого в детектируемой области, пуха, листьев и даже тени, которые являются причиной для работы дворника, протирая сухое ветровое стекло.
Во всех автомобилях омыватель стекла включается только вручную, автоматическое включение струи жидкости может стать неожиданностью и ограничителем обзора для водителя.
Для наглядности приведено рассмотрение двух моделей ДД. В первой используется в качестве основы зарубежный микропроцессор, а вторую создали отечественные специалисты:
Основные характеристики датчика дождя модели RS-22 RAIN sensor
В датчике используется микропроцессор производства американской компании”Microchip”. Установка такого датчика возможна для любого автомобиля, имеющего 12 вольтовое оборудование.
Поэтапное подключение ДД модели RS-22:
1. На лобовом стекле с помощью клея крепят держатель от датчика;
2. Чтобы выровнять коэффициент преломления, наносят немного специального геля на поверхность двух рабочих зон в корпуса датчика;
3. Закрепляют саморезом основание корпуса датчика к держателю;
4. Следует проверить рабочую зону от датчика до стекла автомобиля на отсутствие воздушных пузырьков.
Подключение на ВАЗ ДД:
Переключатель режима работы стеклоочистителей служит местом подключения датчика, по прилагаемой схеме.
1. С помощью синего провода датчик соединяют с корпусом автомобиля.
2. Красным проводом датчик подключают переключателю в контакт “I”, а штатный желтый шнурс полоской зеленого цвета отключают.
3. Датчик подключают желтым проводом к автомобильному желтому шнуру с полоской зеленого цвета.
4. Черным проводом датчик подсоединяют к колодке переключателя на “53”контакт, используя синий провод.
Чтобы устройство правильно работало, нужна его первоначальная калибровка чувствительности по параметрам пропускной способности переднего стекла. При дальнейшем использовании для датчика устанавливают необходимый порог чувствительности, чтобы срабатывал стеклоочиститель. Инструкция к модели RS-22 содержит информация о подключении и работе системы.
Основные качества датчиков ДДА (DDA)
Нашими отечественными инженерами придуман особый датчик дождя, при создании которого не копировались идеи с чужими решениями. Проектировщики системы учитывали такие условия:
1. Простота работы и управления системы;
2. Самостоятельный монтаж ДД в домашних условиях;
3. Возможность подключения, не вмешиваясь в электрическую проводку автомашины, особенно авто, находящихся на гарантии;
4. Наличие возможности отключения датчика дождя и управление стеклоочистителями вручную;
5. Дешевая покупка.
Помимо этих условий, в готовом устройстве есть функция возможности регулировки паузы движущихся щёток, которая контролируется скоростью автомобильного движения. При низкой скорости увеличивается время для паузы. Большой объем воды при езде по глубоким лужам система «распознает» раньше, чем вода подлетит к поверхности стекла, еще на дистанции от 50 до 100 мм, поэтому заранее приводит в действие очистители стекла.
Модель датчиков ДДА-25 ставят на Ладу Приору и Калину, ее отличие от модели ДДА-15 заключается в разном расположениина реле контактов.
Наличие режимов: для дождя \ снега \ стандартный режим. Лицевая сторона датчика оснащена двумя индикаторами и кнопкой для оперативного изменения режимов.
В соответствии с пожеланиями клиентов, создателями постоянно проводится усовершенствование системы и ее доработка. Так, в первой модели не было возможности регулировать чувствительность датчика. Проблему решали за счет пленки тонировочной, которую несколькими слоями подкладывали под элементами датчика, а затем эту полезную функцию добавили в новые модели ДДА (что указано в инструкции).
Этапы установки датчиков (ДДА):
1. Приклеивают держатель оптического датчика к переднему стеклу салона.
2. Разбирают монтажный блок в автомашине, вынимают реле управления стеклоочистителем, на его место вставляют блок ДД, придерживаясь маркировки и положения ключа.
3. Прокладывают провода по стойке лобового стекла с левой стороны.
4. Выставить уровень чувствительности устройства.
Для лучшей наглядности, установку датчика можно посмотреть на видео:
Покупка для ВАЗ датчика дождя
Интернет-магазины предлагают широкий выбор ДД для любых автомашин, достаточно зайти в раздел “Аксессуары” и заказать нужную модель.
Стоимость датчиков дождя зависит от изготовителя и накрутки магазина, начальный предел около 1 тысячи рублей.
В заключение
Устанавливать данную систему или нет решать автолюбителю, для многих она кажется ненужной. Фактом остается то, что во время езды водителю не нужно переводить взор от дороги для регулировки движения стеклоочистителей, а это снижает риск ДТП и делает езду более комфортной при неблагоприятных метеоусловиях.
В отрицательных отзывах часто можно услышать нарекания на некачественную работу датчика дождя. Это может быть срабатывание дворников, когда включается левый поворотник, когда отсутствует возможность регулировки чувствительности на датчике.
При подведении итогов, можно сказать, что положительные моменты у данного устройства преобладают над отрицательными отзывами.
Назначение : см. ДДП-2М
Шасси : автомобиль ГАЗ-3308.
Устройство : 1) хозяйственное отделение, 2) котельное отделение, 3) камерное отделение.
Принцип действия : см. ДДП-2М
Основное оборудование:
- котел паровой РИ-5М
Инжектор ИП-4
- камера дезинфекционная
Пароструйный элеватор
- прибор душевой на 6 сеток
- 2 сетки со шланговым подключением для обработки лежачих раненых и больных
Система трубопроводов с питательными приборами
Электростанция переносная бензиновая на 0,5 кВт
Установка ДДА-66П | Резинотканевой резервуар РДВ-5000 |
4. Дезинфекционно-душевая установка ДДА-3 .
Назначение : см. ДДП-2М.
Шасси : автомобиль ЗИЛ-131, двухосный прицеп 2-ПН-2М
Устройство : 1) хозяйственное отделение в кузове двухосного прицепа, 2) котельное отделение в кузове автомобиля, 3) камерное отделение в кузове автомобиля.
Основное оборудование :
- 2 паровых котла РИ-5М ;
Питательные приборы (ручной насос и пароструйный инжектор);
Бак для жидкого топлива, форсунка;
- 2 дезинфекционные камеры ;
- душевое устройство на 18 сеток (3 прибора по 6 сеток);
Бойлер-аккумулятор;
Система трубопроводов;
Комплект принадлежностей и запасных частей;
- 3 палатки УЗ-68 ;
Бензоэлектрический агрегат (электростанция);
3 отопительно-вентиляционных установки ОВ-95
Медико-техническая характеристика :
*2 человека летом моются под одной душевой сеткой 12 минут
5. Комплекс дезинфекционно-душевой подвижной ДДК-01 .
Назначение : см. ДДП-2М.
Шасси : автомобиль КАМАЗ-43101, двухосный прицеп 2-ПН-2М
Устройство : 1) дезинфекционно-душевая установка ДДУ-1 (на шасси автомобиля), 2) дезинфекционно-душевая установка ДДУ-2 (на шасси прицепа), 3) пневмокаркасное сооружение медицинское ПСМ-4, 4) резервуар резинотканевой РДВ-5000.
ПСМ-4 представляет собой пневмокаркасную палатку, с каркасно-тканевым тамбуром, утепленными съемными полами, сменными внутренними наметами, отопительно-вентиляционными устройствами, комплексом осветительным. В ПСМ-4 развертывается :
Пост предварительной обработки людей дезинфицирующим раствором перед входом в раздевальное отделение;
Раздевальное отделение;
Пост обработки людей дезинфицирующим раствором перед входом в моечное отделение;
- моечное отделение с душевым прибором . Для помывки носилочных раненых и больных предусмотрены лежаки-носилки и приспособление для помывки носилочных раненных и больных ППР-1 . Питание ППР-1 осуществляется от душевого прибора;
Одевальное отделение;
2 дезинфекционные камеры;
3 вентиляционно-отопительных установки.
Комплекс оборудован 4 дезинфекционными камерами (объём одной камеры – 3 м 3). В походном положении и при хранении камеры находятся в сложенном состоянии в кузове-фургоне установки.
Резервуар резинотканевой РДВ-5000 предназначен для хранения воды (5 м 3). При развертывании ДДК он устанавливается вблизи от установки ДДУ-1 и ДДУ-2 и наполняется водой из водоема насосом или привозной из цистерны. При отрицательных температурах, во избежание замерзания воды в резервуаре, ее прогревают паром через рукав обогрева.
Датчик дождя автомобильный
ДДА-25 / ДДА-25.02
ДДА-25 / ДДА-25.02 устанавливается вместо штатного реле стеклоочистителя.
Применяется для автомобилей ВАЗ и иномарок.
Датчик подходит, если контакты штатного реле и контакты датчика совпадают по количеству и расположению.
|
Отличие ДДА-25.02 от ДДА-25
ДДА-25.02 является усовершенствованной модификацией датчика дождя ДДА-25.
В датчике ДДА-25.02 применено два контроллера.
Двуядерные ресурсы позволили реализовать дополнительные возможности.
Функции, которых нет у ДДА-25 и которые есть у ДДА-25.02
1. Регулировка паузы штатным подрулевым переключателем в пределах 1-60секунд.
2. Защита от холостых взмахов при запуске двигателя с включенным датчиком. Особенно актуально при использовании автозапуска на автомобиле.
3. Одиночный взмах щёток при кратковременном нажатии рычага омывателя.
4. При нажатии омывателя взмах задерживается на 0,4сек. Щётки пойдут по смоченному стеклу.
5. Однократный ход щёток через 3-30 сек. после нажатия омывателя для стирания оставшихся брызг. Пауза включается, отключается, устанавливается пользователем.