«Да не нужно мне ничего объяснять, у меня на спидометре 100 тысяч км пробега», - зачастую можно услышать такую фразу среди спорящих об автомобилях. А ведь формулировка мысли совершенно неверная. Если проанализировать спидометр и одометр, разница приборов очевидна. Именно одометр показывает пробег машины, спидометр же определяет скорость движения.
Глубоко в историю
Самый древний одометр упоминается еще в первом веке. Греческий математик Герон стал родителем этого изобретения. Прибор был в виде обычной тележки, колеса в которой подобраны со специальным диаметром. Колеса поворачивались ровно 400 раз за 1598 метров (миллиатрий). приводила простейший механизм в движение. Индикатором пробега служили мелкие камни, которые выпадали в лоток. Для подсчета пройденного расстояния нужно было сосчитать количество выпавших камней. С той поры люди шагнули далеко вперед в своих изобретениях, но сама задумка являлась идеальной.
Спидометр и одометр, разница между которыми не только в показаниях, имеют и разные даты изобретения. Спидометр изобрели чуть более сотни лет назад. Впервые такой прибор был установлен на автомобиль Oldsmobile в 1901 году. В течение десяти лет спидометр устанавливали только как дополнительную опцию и считали его диковинкой. Уже позже на заводах стали устанавливать его как обязательный прибор. В 1916 году спидометр претерпел усовершенствования, которые внес Никола Тесла. До наших дней он дошел почти в таком же состоянии, не считая некоторых современных добавлений.
Что такое одометр? Устройство и назначение
Итак, каждый автомобилист должен знать, для чего нужны спидометр и одометр. Разница между этими приборами, конечно же, существует. Рассмотрим сначала одометр. Какую роль он играет на панели инструментов? Одометр - это механизм, который предназначен для того, чтобы замерять количество оборотов колеса во время движения транспортного средства. Другими словами, это узел, который дает нам возможность узнать путь, пройденный автомобилем в километрах. Показания одометра можно считать со специального устройства на панели машины. Одометр показывает как суточный, так и общий пробег. Две эти шкалы зачастую располагаются на самом спидометре.
Конструкция одометра несложная, включает в себя следующие компоненты:
- Сам счетчик, показывающий количество оборотов колеса вашего транспортного средства.
- Контроллер, который фиксирует обороты и непосредственно связан с самим счетчиком.
- Индикатор, выведенный на спидометр. Демонстрирует пройденный автомобилем путь в километрах.
Принцип действия одометра
Многие новички-автолюбители часто слышат термины «спидометр» и «одометр». Разница между этими приборами известна не всем. Что такое одометр, мы разобрались, а теперь о принципе действия прибора, как он функционирует. Одометр - это электронное или механическое устройство, которое позволяет в точности определить то количество оборотов, которое совершено колесом. Такие данные дают возможность водителю точно определить, сколько километров прошел его автомобиль за весь срок эксплуатации и не только. Можно также узнать, сколько машина проехала за тот или иной временной промежуток. Данные выводятся в числовом значении на индикаторе одометра в километрах.
В этом и есть суть работы одометра - колесо транспортного средства за каждый километр пройденного пути совершает строго определенное количество километров. Показатель этот всегда одинаков. Зная, сколько оборотов совершено колесом, счетчик высчитывает путь в километрах.
Если у водителя есть необходимость определить пройденное расстояние от пункта А в пункт В, то он всегда может обнулить счетчик. Благодаря такому действию также легко подметить расход топлива за определенный путь. Естественно, что при нерабочем одометре такую операцию проделать просто невозможно.
Типы одометров
Рассматривая одометр и спидометр (разница между ними есть и в строении), определимся с типами одометров. Существует три основных вида:
- Механический. Самый старый тип, прародитель его был изобретен еще древним Героном. Если нужно смотать такой одометр, сделать это можно любой крутилкой. С помощью цифрового счетчика происходит учет вращения колеса механической составляющей. Под воздействием механических сил счетчик считывает обороты и конвертирует их в километраж. Минус таких счетчиков заключается в том, что при достижении определенной цифры происходит автоматическое обнуление показаний.
- Электронно-механический прибор . Более усовершенствованная модель одометра. Чтобы провести коррекцию такого счетчика, требуется уже применение CAN-крутилок. В данном случае обороты колеса считываются счетчиком при помощи механической связи, впоследствии информация конвертируется в сигналы. Данные в цифровом виде выводятся на приборную панель.
- Цифровые одометры . Действуют на основе микроконтроллера. Самый современный прибор. Все необходимые показатели в данном случае считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Цифровой одометр - часть бортового компьютера транспортного средства.
Погрешность одометра
Всем известно, что любые современные приборы в своей работе имеют какие-либо неточности. Существуют некоторые стандарты, допускающие погрешности. У механических девайсов, к примеру, допускается этот показатель в 5%. Если транспортное средство эксплуатируется в каких-либо жестких условиях, то цифра эта может увеличиваться до 15%. В таких случаях идет скидка на износ различных деталей, узлов транспортного средства (например, пробуксовку). Формально в этом случае происходит вращение колес (якобы происходит движение), но ведь путь в километрах не увеличивается.
Определенную погрешность в работе может показывать и одометр, и спидометр (разница между этими приборами теперь понятна). Также на показания прибора влияют различные зазоры, ослабление троса, плохое сцепление, слабые пружины. Электромеханические девайсы считывают сигналы, которые указывает контроллер скорости за определенный промежуток времени. В этих случаях погрешность более низкая, точность выше. Автомобили с электромеханическими приборами, даже очень старые, редко выдают погрешность более 5%. Цифровые приборы самые точные, здесь не задействованы механические связи. Если такие девайсы имеют погрешность, то это напрямую связано с износом колес.
Что такое спидометр
Спидометр - прибор, который измеряет движения транспортного средства. Показания счетчика выводятся в км/ч (километры в час) или - в Америке - милях в час. Спидометры бывают двух типов: механические (аналоговые), цифровые. Как действует и что показывает спидометр? У заднеприводного автомобиля спидометр ведет контроль вращения вторичного вала у коробки передач, в этом случае скорость рассчитывается по нему. Соответственно, показания скорости будут зависеть от размера шины, с заднего моста, а также от собственной погрешности прибора. У переднеприводных автомобилей скорость измеряется при помощи привода левого колеса. К погрешности спидометра добавляется закругление дороги. Мы рассмотрели выше одометр и спидометр (разница, для чего служат, принципы действия). Узнаем теперь причины погрешностей спидометра.
Почему врет спидометр
Если рассматривать спидометр автомобиля, догадаться нетрудно, почему же он врет. Почему показывает скорость превышенную? Во-первых, водитель имеет меньше шансов нарушить скоростной режим, получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр указывал меньшую скорость от реальной, то, скорее всего, водители бы не переставали судиться с автопроизводителями, доказывая свою невиновность в превышении скорости. Обязательно ли спидометр должен врать? Дело в том, что этому прибору сложнее всех указывать суперточные показания, ведь скорость зависит от вращения колеса, от его диаметра, а это весьма нестабильный параметр.
Погрешность спидометра при скорости в 60 км/ч очень минимальна, ее практически нет. При скорости в 110 км/ч погрешность может составлять 5-10 км/ч. Если автомобиль развивает скорость до 200 км/ч, то среднее значение погрешности может составлять до 10%. Мы ответили на ваш вопрос «что такое одометр и спидометр». Разница теперь понятна. Подведем итоги. Все вышеперечисленное дает возможность сделать следующие выводы.
Одометр и спидометр: разница приборов
Как уже говорилось, не все автолюбители понимают разницу между двумя разными приборами - одометром и спидометром. Некоторых вводит в заблуждение то, что счетчик показаний пробега непосредственно вмонтирован в сам спидометр. Именно поэтому многие относят эту конструкцию к одному прибору. Что это такое - одометр и спидометр? Разница между функционалом очевидна. Путать эти приборы просто недопустимо. Если быть кратким, то:
- Спидометр показывает скорость движения транспортного средства.
- Одометр указывает пройденный путь в километрах.
Их функционал никак не взаимосвязан. Совмещение этих двух шкал на обуславливается всего лишь удобством для восприятия водителем. Впрочем, современные выводят эту информацию на дисплей среди основной информации.
Зачем скручивают пробег
«Скрутил спидометр, чтобы уменьшить пробег», - тоже неверное выражение среди автомобилистов. Мы рассказали, для чего служит и одометр, и спидометр. Разница и фото этих приборов указывают на то, что для уменьшения километража скручивают показания не спидометра, а именно одометра. Для чего это делают? Все оправдывают эти желания по-разному. Неисправность прибора, замена всей панели, езда на нестандартной резине. Если быть честным, то причина практически одна - все хотят «омолодить» свое транспортное средство. Часто это происходит при продаже автомобиля. Есть и те, кто хочет, наоборот, увеличить пробег. Зачастую это водители коммерческого транспорта, которые используют авто в служебных целях. Ведь очень часто расход топлива превышает допустимые бухгалтерией нормы, которые не учитывают амортизацию, износ транспортного средства. Для компенсации этих затрат водители и идут на такую хитрость, как увеличение пробега.
Добрый день, автолюбители. Сегодня мы поговорим о таком приборе, как одометр. Кто-то скажет, что без этого прибора можно обойтись, и тратить время и деньги на его корректировку совсем не обязательно.
1. Что такое одометр и для чего он нужен?
Для начала давайте разберемся, что же такое одометр. «Одо» с грецкого переводится, как дорога или путь, а «метр» - измерять. Одометр – это прибор, который измеряет общий путь, пройденный автомобилем. Римский инженер и архитектор Витрувий приписывает изобретение одометра Архимеду. Он описывает прибор как телегу с механизмом, который бросал шар в корзину после каждой пройденной мили. Другие источники свидетельствуют о том, что изобретателем был другой древнегреческий изобретатель Герон Александрийский. Кто бы не изобрел этот прибор, но он нашел применение и в наше время. И сегодня помогает водителям замерять точное количество километров, пройденное автомобилем. Давайте разберем случаи в которых просто необходим одометр.
Во-первых, это расход топлива. Допустим вы заправили 10 литров топлива и вам должно его хватить на 100 километров. Вы сбываете одометр и засекаете километраж, и это помогает точно установить расход вашего авто. Данные одометра подскажут вам, когда понадобиться провести капитальный ремонт или замену определенных деталей, строк службы которых зависит от количества пройденных километров. Это же касается замены масла. Для тех, кто планирует покупать поддержанный автомобиль, данные одометра помогут оценить состояние автомобиля. Также данные одометра часто используют компании, которые пользуются услугами нанятых водителей. Это помогает им избежать конфликтов с недобросовестными работниками. Одометр не очень сложный прибор и состоит он из таких деталей. Датчик, который имеет связь с колесом и считает его обороты и сам счетчик, который производит подсчет оборотов. А также индикатор, который переводит показания счетчика и показывает не количество оборотов колеса, а количество пройденных километров.На сегодняшнее время существует три вида одометра. Первый, это механический прибор . Он имеет связь с колесом и считает количество его оборотов. Потом это количество счетчик механически подсчитывает и переводит в километры. Механический редуктор имеет соотношение 1960:1. Это значит, что после 1960 оборотов колеса на табло одометра появляется один километр. Механизм вращает кабель сделанный из туго закрученной проволоки, который находиться в металлической трубке с резиновым корпусом. Прибор вращается с помощью вала коробки передач и соединяется с входным валом одометра на панели приборов. В одометре используется три червячных передачи. Первая от колеса к коробке передач, второй от коробки передач на входной клапан одометра и последний вращает счетчик.
Еще одним видом одометра есть электронно-механический. Здесь подсчет количества оборотов колеса производится так же, как и в механическом приборе. Только счетчик уже преобразовывает эти данные в электронные сигналы и вводит их на индикатор.
Полностью электронные, или как их еще называют – цифровые , одометры являются неотъемлемой частью бортового компьютера. В роботе прибор использует зубчатое колесо, которое размещено на коробке передач и магнитный датчик. Датчик каждый раз фиксирует сигнал мимо проходящего зубца. Компьютер точно знает, какое расстояние проходит колесо между импульсами и выводит данные на экран. Электронный одометр невозможно открутить назад, все данные о пройденном автомобилем расстоянии храниться в блоке управлении двигателем. Электронный одометр считается самым точным из всех.
Но все же относить одометр к точным измерительным приборам нельзя. А все потому, что точность для этого прибора не так уж важна, так как он оперирует большими измерениями. Погрешность прибора составляет до 5%. Это может быть вызвано и другими факторами. Например, гололед, когда колеса крутятся, а автомобиль не едет. Или большой диаметр шин, который не предусмотрен производителем. Также чем старше ваш автомобиль, тем больше будет погрешность и может достичь 15%.
С тем, что такое одометр и какие есть его виды, мы разобрались. Теперь перейдем к проверке «честности» прибора. В большинстве автомобилей стоит механический одометр, что дает водителю возможность «скрутить» его перед продажей авто, дабы скрыть реальный пробег автомобиля. Сам процесс «скрутки» одометра очень прост. Нужно всего лишь отсоединить от коробки передач тросик спидометра и с помощью дрели закрутить его в другую сторону. А когда пробег достиг нужной вам цифры установить все на место. Распознать обман практически невозможно. Единственный вариант проверить состояние крепежной гайки спидометра. Если ее недавно откручивали это будет заметно. А вот если механизм одометра временно отключали, тогда определить обман будет невозможно.
Что касается корректировки одометра, то этот процесс очень трудоемкий и водители часто обращаются за помощью к специалистам на СТО. Но для тех, кто трудностей не боится и привык сам чинить своего «железного коня» мы подготовили подборку промышленного оборудования, которое помогает корректировать спидометры и одометры. Первый прибор это Импульсный ОВDІІ - намотчик. Он подключается к генератору импульсов и создает импульсы, имитирующие сигналы датчика скорости и корректирует показания одометра. Второй прибор это Крутилка ABS , ее используют для корректировки данных бортового компьютера. Он имитирует скорость вращение колес и изменяет показатели одометра. Для электронных одометров отечественного производства и зарубежных на базе EEPROM используют программное устройство ПО 5 pro. Популярная программа STool проводит изменения данных одометра через диагностический порт типа M-BUS и ELM327. данную операцию можно осуществить на автомобилях марки ВАЗ, Тойота, Мазда, Киа, Хундай и Форд.
2. Процесс замены одометра своими руками
Чтобы заменить одометр своими руками, необходимо для начала демонтировать приборную панель. Чтобы снять панель отключите ее от питания аккумулятора, а затем пересядьте на водительское сидение. Отодвиньте кресло до упора назад и опустите руль максимально вниз. Начинайте осторожно демонтировать панель последовательно отключая ее от контактов. Дальше ищем микросхему и нужно ее осторожно выпаять. Дальше производим программирование, устанавливаем ее на программатор и при этом следим за дампом памяти. После удачного завершения программирования нужно вернуть плату на место собрать панель в обратном порядке.
Можно сделать вывод, что одометр очень важный прибор для водителя. Ведь это зеркало души вашего автомобиля. Каждый внимательный водитель обращает внимание на показатели прибора, дабы знать точно, когда нужна замена масла или какой-нибудь детали. Одометр покажет, когда необходимо делать ремонт двигателя, чтоб избежать еще больших проблем.
Подписывайтесь на наши ленты в
Многие слышали, но не знают, что означает такое понятие как одометр. В данной статье я расскажу об одометре, что это такое и какие виды бывают.
Одометр представляет собой прибор, с помощью которого измеряются количества оборотов колес автомобиля. То есть, благодаря одометру измеряется путь, который автомобиль проехал. Данные показания преобразуются в значения, которые изображаются на показаниях индикатора.
Данный прибор состоит из таких частей, как счетчик, с помощью которого производится подсчет оборотов; датчик, связанный с оборотом колес и фиксирующий обороты и индикатор, показывающий проехавший путь автомобилем, а не количество оборотов.
Виды одометра.
Существуют следующие виды одометра:
- электронный либо цифровой одометр
На нем параметры снимаются и преобразовываются в видимые показания в электронном виде. Зачастую такой прибор является частью бортового компьютера.
- электро-механический
Такой прибор считывает при помощи механики обороты колес, а после счетчик преобразует обороты в электрические сигналы, они же впоследствии изображаются на индикаторе.
- механический одометр
Он считает обороты колес при помощи механики и таким же образом переводит их в метры и километры.
Погрешность одометра.
Данный прибор не относится к приборам с высоким классом точности, да в этом и нет необходимости. В результате эти приборы имеют некоторые погрешности, но эти погрешности часто возникают не из-за прибора, а от износа автомобиля. Следовательно, чем старше авто, тем больше может возникнуть погрешность.
Например, у нового транспортного средства с механическим одометром относительно нормальная погрешность составляет 5 %. А в результате эксплуатации, износа или замены некоторых деталей транспортного средства, такая погрешность может увеличить свое значение до 15%.
Самым распространенным примером возникновения такой погрешности является пробуксовка колеса машины. Если формально, то авто едет мало, однако колеса вращаются. Имейте в виду, что погрешность устанавливается для одометра и не пересчитывается в случае замены деталей в транспортном средстве, которые в свою очередь тоже могут давать погрешность, например деформация тросика, различные люфты, трение. В совокупности все это сказывается на показаниях одометра.
Принцип работы электромеханических одометров заключается в подсчете импульсов, которые исходят от датчика скорости. А подсчет идет за единицу времени. Поэтому такие приборы обладают большей точностью и меньшей погрешностью по сравнению с механическими приборами. В основном их погрешность составляет не более 5 %, в редких случаях — 7%.
А вот самую низкую погрешность имеют электронные либо цифровые одометры. Поскольку такие приборы не имеют механических деталей, которые подвергаются износу. Однако погрешность присутствует, так как этот прибор считывает информацию с механических деталей, для которых износ реален.
Таким образом, на вопрос «Одометр что это?» можно ответить и иными словами. Одометр – это прибор, с помощью которого можно произвести диагностику состояния авто. Ведь одним из первых вопросов, возникающий у покупателя ненового транспортного средства – какой пробег? А далее следуют и другие вопросы.
Который отображается на одометре? Знаете ли вы, что на самом деле у большинства автомобилей показания одометра не совсем точные, так же, как и показание текущей скорости на спидометре? Причем все эти неточности сознательно заложены автопроизводителями в процессе производства автомобилей. Зачем это нужно и насколько врет одометр во многих автомобилях мы и предлагаем узнать в нашей сегодняшней теме.
Сегодня многие автолюбители пользуются в машине навигационными системами, которые помогают нам ориентироваться на незнакомой местности, прокладывать оптимальные маршруты и объезжать пробки. . Все современные навигационные системы умеют определять скорость автомобиля. Вы замечали, что почти всегда скорость вашего автомобиля по данным GPS/ГЛОНАСС навигатора ниже чем на спидометре машины?
Наверняка многие из вас считают, что это погрешность навигационной системы. Но на самом деле спутниковые системы намного точнее , чем спидометр в автомобиле. Вот как раз из-за неточности спидометров во многих автомобилях мы и видим разницу в скорости. Но разница в скорости также неточна поскольку любые спутниковые навигационные системы также имеют допустимые погрешности. Но факт остается фактом. Почти все автомобили сегодня оснащены . Причем всегда эта скорость завышена, и никогда не занижается.
То есть каждый автопроизводитель устанавливает спидометр, который завышает показания скорости. И сделано это сознательно, в соответствии с различными мировыми стандартами. В нашей стране этот стандарт регулируется ГОСТом Р 41.39- 99 (Правила ЕЭК ООН № 39).
Согласно этому стандарту и техническим требованиям не могут занижать реальную скорость. Также согласно ГОСТу Р 41.39- 99 спидометр не может завышать скорость более чем на 6 км/час (или более чем на 10%).
На практике и по информации с многочисленных автофорумов в сети можно с уверенностью сказать, что большинство автопроизводителей оснащают автомобили спидометрами, которые завышают скорость на спидометре в среднем на 5- 10%.
Но вы скажете при чем здесь спидометр? Ведь речь сегодня идет об одометре. Да сегодня мы с вами рассматриваем тему о погрешности одометра в автомобиле. Но дело в том, что все одометры в современных автомобилях неразрывно конструктивно связаны с показаниями спидометров. Поэтому логично, что если есть погрешность спидометра в большую сторону, то, конечно, есть и неточность в отображении километража на одометре.
Что же получается пробег на одометре, например, 100 тыс. км. на самом деле неправдивый? Да, это действительно так. Это неточный километраж, поскольку он рассчитывался по определенному алгоритму в сторону завышения из-за того, что производители завышают, как правило, показания спидометра и одометра до 10 процентов.
В итоге , вполне возможно, если вы видите, что ваша машина проехала 100 000 км, то на самом деле пробег составляет в реальности 95 000 - 98 000 км. Все зависит от того насколько за этот пробег спидометр превышал реальную скорость автомобиля.
Зачем же установлены такие технические требования к спидометрам, которые, в свою очередь, влияют на показания одометра? На самом деле это сделано с целью безопасности дорожного движения. Например, если бы спидометр занижал показатели скорости, то водители считали бы тогда, что едут слишком медленно и естественно при определенных условиях увеличили бы скорость движения.
А также занижение показателей скорости повлияло бы на количество выписываемых , которые следят за соблюдением скоростного режима. Ведь согласитесь, что в случае если спидометр машины показывал ее скорость меньше чем реальности, то мы частополучали бы штрафы за превышение скорости. В этом случае массовые иски автопроизводителям от владельцев автомобилей были бы обеспечены.
Но это не единственная причина почему автопроизводители в среднем завышают показания спидометров в сторону увеличения скорости на 5- 10%. Так как показания спидометра напрямую связаны с километражем на одометре, получается, что из-за погрешности спидометра одометр неправильно отсчитывает километраж автомобиля. В итоге в зависимости от условий эксплуатации автомобиля (например, от средней скорости движения машины) при пробеге 100 000 км, погрешность километража на одометре может составить в среднем 2000-5000 км. Знаете, какой плюс дает производителю эта погрешность на одометре? Конечно, это фактически уменьшает .
Все мы знаем, что при покупке нового авто любой автопроизводитель дает , в пределах 100 000 - 150 000 км пробега автомобиля. В итоге в случае погрешности спидометра и одометра фактически получается, что заводская гарантия заканчивается раньше, чем 100 тыс. - 150 тыс . км пробега, так как в реальности машина проехала немного меньше.
В настоящий момент в большинстве автомобилей применяется электронный одометр, который пришел на смену классическому механическому одометру, долгое время используемый в мировой автопромышленности. Но несмотря на более точную электронику принцип съема показаний остался прежним.
Так что несмотря на электронный одометр, который отображает пройденный на ЖК-дисплеи, показания километража снимаются с датчика, который считает обороты колес .
Соответственно погрешность показания одометра может не только зависеть естественных погрешностей прибора, но и напрямую зависит от состояния резины и исправности ходовой части машины.
Например, если на машине будет установлена нештатные колесные диски и резина, то погрешность показания одометра может существенно как увеличиться, так и снизится. Например, на различных автофорумах есть немало примеров, когда владельцы автомобилей, поменяв штатные колеса на другой размер, не только уменьшили погрешность показания спидометра, но и снизили погрешность показаний одометра.
Что еще влияет на точность показаний одометра
На самом деле правдивость пробега на одометре зависит от многих факторов. Например, на точность пройденного пути может повлиять даже высота протектора резины. Все дело в том, что в современных автомобилях как мы уже сказали считается по количеству оборотов колеса .
Сами понимаете, что от высоты протекторы резины будет зависеть общий внешний диаметр колеса , который, естественно, повлияет на количество оборотов колеса во время движения на определенном отрезке пути. Например, чем меньше протектор резины, тем больше будет зафиксировано количество полных оборотов колеса . И наоборот, чем больше протектор покрышек, тем меньше датчик зафиксирует оборотов на определенном отрезке пути машины.
В том числе на показания одометра влияет давление в колесах , а также температура окружающего воздуха и даже длительность пути. Например, если вы привыкли редко проверять давление в колесах , и часто ездите на колесах , в которых не хватает давление, то это приводит к тому, что колеса сильно проминаются, что способствует уменьшению внешнего диаметра колес .
В результате датчик, определяющий количество полных оборотов колес при спущенных шинах, посчитает больше оборотов колес , чем при нормальном давлении, которое рекомендует автопроизводитель.
В том числе во время нашего движения давление в колесах постоянно меняется. Например, из-за изменения температуры на улице. Также при длительной поездке колеса нагреваются, что способствует изменению давления в колесах . В итоге все это сильно влияет на погрешность одометра.
Как проверить в своей машине погрешность спидометра и одометра
Есть множество способов вычислить в своем автомобиле погрешность спидометра и одометра. Правда, опять же так как эти приборы не являются точными в соответствии с различными техническими стандартами, точно вы не сможете вычислить погрешность. Но тем не менее средние результаты вы сможете узнать. И так как же нам вычислить насколько спидометр и одометр вашего автомобиля врет ?
Для начала сравните показания спидометра с показаниями навигационной системы. Запомните это значение. Затем сделайте следующее:
Разгонитесь, например, на трассе до 70 км/час и включите , обнулив на бортовом компьютере текущий расход топлива и данные о средней скорости. Далее, проехав немного с той же скоростью на круизе, посмотрите в компьютере показания средней скорости, по которой обычно во всех автомобилях вычисляется средний расход топлива за последнее время.
Там вы увидите далеко не 70 км/час, а более правдивый результат, хотя также неточный. Хотя в большинстве случае в результате такого эксперимента вы увидите примерно ту же скорость что видели при замере скорости с помощью .
Теперь пришло время проверить насколько врет одометр вашего автомобиля. Есть несколько способов точно проверить пройденный путь. Например, замерить километраж на определенном маршруте вам также может помочь навигационная система, которая более точно умеет мерить расстояния из пункта А в пункт В.
Поэтому перед тем как тронуться с места проложите маршрут на навигаторе. Далее, запомните пробег на одометре и отправляйтесь в путь. В конце пути вы увидите разницу. Обратите внимание чтобы более точно вычислить погрешность одометра вам необходимо проехать как можно больше , так как на коротких расстояниях погрешность будет едва заметна.
Также желательно чтобы ваш маршрут был проложен по свободному шоссе, где вы сможете разогнаться как минимум до 100 км/час. Дело в том, что на более низких скоростях погрешность как одометра, так и спидометра будет небольшая.
Второй способ замера пройденного пути для сравнения с показанием одометра это поездка по трассе с установленными на ней километровыми столбами, которые указывают на определенное расстояние от какого-либо населенного пункта откуда ведется отсчет .
Ваша задача выбрать длинный маршрут на такой трассе с километровыми столбами и проехать по определенному участку сверив пройденное расстояние со своим одометром.
Так вы получите примерную погрешность показания одометра в вашем автомобиле.
Одометр — особый прибор, который отвечает за работу практически всего автомобиля. Все одометры показывают точные показания оборотов колес дорожного транспорта. Прибор также измеряет путь, который проехала машина. Он отсчитывает количество оборотов колес, а после преобразует полученные данные и выводит их на индикатор, который установлен на приборной панели автомобиля.
Система одометра
Одометр имеет сложную систему, в которую входят:
На колесах, который занимается фиксированием информационных данных о количестве оборотов;
Счетчик, который в свою очередь выполняет подсчитывание оборотов колес;
Индикатор получает точные данные про путь автомобиля, а не количество оборотов колес
Виды одометров
Одометры, возможно, установить в автомобилях трех разных видов, все зависит от модели и комплекции самого транспортного средства.
Механический одометр — связан механической связью со счетчиком, который механическим способом высчитывает количество оборотов. После подсчета прибор переводит обороты в метры и километры.
Электромеханический одометр пи помощи механики считывает обороты колес с помощью механического приспособления. Датчик получает электронные импульсные сигналы, которые переводятся в нужную измерительную величину, а после переводит данные в нужную величину и выводит на индикатор.
Электронный одометр еще часто называют цифровым. Снятие параметров с датчиков на колесах и их преобразование в нужную величину проводятся в цифровом виде. В машинах с бортовым компьютером, устанавливается только одометр электронного типа, который является частью достаточно сложной системы.
Данную систему нельзя отнести к высокоточным приборам, так как они могут показывать не точную информацию. Дело в том, что в этом нет толком никакой необходимости. Этот прибор показывает только в километрах и метрах. Измерение в таких величинах может привести к небольшим погрешностям.
Погрешность чаще всего связана не с тем, что не работает одометр, а с тем, что автомобиль имеет характерный определенный износ. С увеличением срока эксплуатации машин, увеличивается погрешность прибора. В этом случае проводится корректировка.
Вот так по определенным данным погрешность у нового автомобиля может достигать максимум 5%. Со временем машина начинает изнашиваться. Износ некоторых запчастей, их дальнейшая замена, дорожные условия влияют на механический одометр. Погрешность тогда увеличивается уже до 15 %.
Как скрутить одометр
Скрутить одометр можно легко. Для этого достаточно пробуксовать автомобиль. На самом деле автомобиль движется немного, но при этом одометр записывает вращение колеса. Получается, что отклонение данных идет для прибора. Установка новых деталей также может приводить к небольшому проценту отклонений. Деформирование тросика, ослабление пружин, трение в автомобиле и различные люфты могут негативно влиять на показание.
Устройство электромеханического типа получает сведения данных об импульсах, которые исходят от датчика скорости. В это время идет подсчитывание импульсов за определенное время. Конечно же, эти приборы считаются самыми точным и имеют низкую степень отклонения, чем механические приборы. В редких случаях погрешность может быть 7%, так как средняя погрешность наблюдается 5%.
Электронные или цифровые одометры с самой низкой ошибкой. Такие точные показания связаны с отсутствием механических каких-либо деталей в их системе измерения. Ведь только механические детали поддаются износу. Тем не менее, электрические датчики берут нужную информацию с механических деталей, которые могут изнашиваться. И даже в таком приборе есть погрешность. Если в машине не работает одометр, то следует проверить электронные датчики, которые могут быть сломаны.
Коррекция автомобильного одометра
Автомобилисты часто пользуются услугой по изменению показаний одометра. Коррекция одометра проходит как вперед, так и назад. Причин для такой услуги очень много, как:
Замена двигателя сопровождается обнулением всех показаний электронных систем, в том числе и одометра. Это способствует правильному обслуживанию мотора;
В случае увеличения размера колес или их уменьшения проходит также корректировка, которая необходима для получения точных и правильных данных;
При продаже часто проводят скручивание, чтобы поднять цену на авто;
В личных целях самого автомобилиста.
Процедура коррекции показателей одометра является полностью легальной и поэтому провести ее может каждый желающий владелец автомобиля. Скрутить механический одометр намного легче, чем другой вид. Для этого не надо никаких специальных средств и опыта работы. Процесс скручивания электронного одометра является более сложной процедурой, так как для этого требуется специальное оборудование.
Одометр является важнейшим прибором, который диагностирует состояние автомобиля. Ведь при покупке подержанного транспортного средства в первую очередь узнает пробег, а после уже остальные вопросы.