Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим - микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.
Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?
Другая проблема - определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.
Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.
Амортизация и регистрация в ГИБДД
Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?
Требования закона…
Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.
Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).
Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.
Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).
Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатациюЗаметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).
Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.
…и здравый смысл
Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.
Регистрация в ГИБДД - это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременноОднако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».
Пример 1Определяем срок эксплуатацииООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС - 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.
ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.
Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.
В марте 2008 года:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
200 000 руб. (236 000 - 36 000) - отражены расходы на приобретение автомобиля;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
36 000 руб. - учтен НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
36 000 руб. - принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
200 000 руб. - автомобиль включен в состав основных средств.
В апреле 2008 года:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51
500 руб. - перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»
500 руб. - учтены пошлины.
Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) - начислена амортизация.
В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).
Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. - 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.
Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.
В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.
Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37-60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.
Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.
Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средстваЕсли прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.
Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».
Пример 2Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ - 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования - от трех до пяти лет).
Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя - физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.
Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.
Дорогое авто
Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.
Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.
Применение коэффициента 0,5 - не право, а обязанность фирмы - владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.
В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».
Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитовДействительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?
В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.
Упомянутое письмо Минфина России - ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.
Пример 3В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1: 40 Х 100%).
Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:
(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.
В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:
750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.
В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб. < 800 000 руб.). Начиная с января, сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогового учета равна:
(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% = 16 875 руб.
В бухгалтерском учете фирма по-прежнему будет начислять амортизацию в размере 18 750 рублей в месяц.
В статье будет идти речь об амортизации транспортного средства. Что это за процедура, для чего необходима, и как проводится – далее. Полная стоимость приобретенного транспортного средства сразу не списывается.
Она вычитается постепенно, в продолжение срока полезного использования. Амортизация рассчитывается как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Важно иметь представление о том, как правильно осуществлять амортизацию.
Общие сведения
Амортизация автомобиля проводится с целью списать его стоимость по частям, когда они износили себя. Она считается, если – организация приобрела транспортное средство или был нанят сотрудник со своим транспортом.
Во время начисления амортизации нужно следовать правилам:
Организация самостоятельно выбирает метод | Его необходимо указать в учетной политике |
Способ, который был выбран | Используется в течение всего периода полезного использования объекта |
Отчисления производятся каждый месяц | В размере 1/12 от общей суммы за год |
Начисление начинать с месяца | Который следует после того, когда транспортное средство ввели в эксплуатацию |
Если объект полностью самортизирован | Не нужно начислять по нему амортизацию (если автомобиль используется и дальше, то он просто списывается с баланса организации) |
Начисление отображается | По кредиту 02 |
Необходимо определить срок службы автомобилей до полного начисления амортизации.
Способов начисления несколько:
- линейный;
- уменьшаемый остаток;
- списание пропорционально объему выполненной работы;
- ускоренный метод.
Наиболее простой – линейный. Высчитывается по легкой формуле. Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет.
500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000. то есть каждый год стоимость автомобиля снижается на 50 тысяч рублей. Данный способ имеет недостаток – он не учитывает все затраты на автомобиль, поэтому результаты могут быть неточными.
Амортизация вычисляется в таких случаях:
- если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу;
- при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства;
- при использовании личного автомобиля на работе;
- во время передачи в лизинг.
Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный. Первый заключается в изменении стоимости транспортного средства в течение его использования.
На него оказывают влияние механические воздействия, природные явления и другие факторы. Причиной морального износа является появление более новых технологий.
Для определения амортизации необходимо знать его километраж. Чтобы ее рассчитать, нужно знать несколько показателей:
- стоимость всех материалов, которые ушли на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Данные берутся за год;
- стоимость замененной жидкости;
- сведения о стоимости масла.
Для правильности расчетов можно записывать все расходы в тетрадь. В налоговом учете сумма начисленной амортизации по транспортному средству включается в косвенные расходы.
Что это такое
Амортизация автомобиля – это возмещение износа транспортного средства в денежном эквиваленте. Автомобиль имеет срок полезного использования.
Как только транспорт изнашивает себя, начисляется амортизация. В процессе ее проведения устанавливается, можно ли использовать автомобиль дальше или списать его.
Назначение процедуры
Сведения об амортизации дают возможность с максимальной точностью установить время и периодичность проведения осмотра автомобиля вне плана.
Также амортизация необходима для установления срока дальнейшего использования транспортного средства. При помощи этого процесса происходит возмещение финансов, которые были потрачены на покупку транспортного средства.
Правовая база
Начисление амортизации проводится на основании .
Амортизация легкового автомобиля зависит от его класса. Легковые модели имеют их 5 – первые 4 зависят от объема двигателя.
Классификация:
Если автомобиль 1-3 класса, то период амортизации составляет от 3 до 5 лет. У транспортных средств 4 группы – до 7 лет.
Автомобиль большого и высшего классов включены в 5 разряд, они имеют срок до 10 лет.
Для таких авто объем двигателя не важен. К 5 группе может относиться любое легковое транспортное средство – в законодательных актах критерий отнесений нет.
Сотрудники налоговой инспекции относят к этому классу автомобили с популярной маркой, высокой ценой, размерами – седан, лимузин и прочие.
В транспортных средствах отечественного производителя высший класс обозначается цифрой 5 в номере модели (она будет стоять первой).
В иномарках нет распределения по классам, поэтому при определении срока амортизации стоит полагаться на заключение от производителя.
При вычислении коэффициента амортизации берутся в учет следующие показатели:
- возраст транспортного средства;
- пробег в настоящее время;
- производитель;
- эксплуатационные условия, частота использования, климат;
- экологическая ситуация в районе использования;
- применение автомобиля – город, село или поселок.
Если транспортному средству не больше 5 лет, то формула намного проще – затраты на амортизацию будут составлять 15%-20% за год.
Грузовая машина
Когда организация приобретает транспорт и определяет его в качестве грузового, то следующий шаг – установить срок его полезного использования. При отнесении грузовика к определенной группе амортизации учитывается ряд факторов.
Классификация амортизационной группы грузовых автомобилей следующая:
Грузовым автомобильным транспортом являются грузовики, фургоны, тягачи, прицепы.
При лизинге
– популярная и востребованная процедура. Это наиболее удобная форма приобретения транспортного средства.
Амортизационные отчисления применимы только к субъектам финансово-хозяйственной деятельности, физических лиц они не касаются. Ускоренная амортизация дает возможность быстрее списать средства, заменить их новыми.
Лизинг имеет преимущества и недостатки. Первыми являются:
- минимальный ;
- уменьшение базы обложения налогами;
- возможность купить объект лизинга по окончательной цене.
При определении налоговой базы основой служит остаточная стоимость. При ускоренной амортизации она будет снижаться быстрей.
При приеме автомобиля по лизингу получатель должен установить срок полезного использования. Срок может быть прописан в договоре.
В остальных случаях организация устанавливает его самостоятельно. Амортизация начинается с момента введения автомобиля в пользование.
Срок службы
Срок службы и гарантийный период – понятия разные, не нужно их путать. Согласно законодательству, срок службы – это период, в продолжение которого изготовитель транспортного средства обязан выполнять следующее:
- обеспечивать возможность использования авто по назначению;
- отвечать за недостатки, причиненные по его вине.
Покупатель в продолжение всего срока службы имеет право рассчитывать на следующее:
- осуществление техобслуживания транспортного средства и его ремонт;
- выдвижение требований, касающихся качества работы авто;
- компенсацию вреда.
Поскольку грузовик является рабочей категорией транспорта, то срок его службы измеряется не в годах, а в километраже.
Для увеличения срока службы необходимо:
- проходить своевременно технический осмотр;
- не перегружать транспорт;
- использовать качественные смазочные материалы;
- во время производить замену масла;
- заменять свечи, фильтры и прочие материалы;
- покупать детали высокого качества;
- проходить обслуживание в специальных центрах.
Срок службы легкового транспорта зависит от условий его использования. Эксплуатационный период может длиться до 15 лет. Иномарки могут прослужить дольше, машины отечественных производителей – не боле 8 лет.
Любое транспортное средство нуждается в расходном материале, который периодически необходимо менять. От его состояние зависит и комфорт езды, и жизнь владельца транспорта.
Чем больше проедет автомобиль, тем дольше срок его службы. Все компоненты автомобиля также имеют свой срок службы. Как только они изнашиваются, их необходимо заменять.
Генератора
Генератор оказывает влияние на работу аккумулятора. Срок его службы намного меньше, чем у двигателя – около 160 000 км пробега.
Амортизаторов
На амортизатор оказывает влияние плохая дорога и быстрая езда. Как результата – деталь разрушается. В машинах отечественных производителей исправность детали может длиться в продолжение 30000 км, в иномарках – до 70000 км.
Аккумулятора
Современное транспортное средство оснащено аккумулятором. Он заряжает электрической энергией все системы автомобиля.
Как и у другой детали у аккумулятора имеется срок службы. В среднем при нормальных условиях использования срок составляет до 5 лет.
Чтобы продлить срок, необходимо выполнять следующее:
- не использовать разряженный аккумулятор;
- облегчать пуск двигателя;
- не разряжать аккумулятор во время пуска;
- проходить регулярно техобслуживание;
- отключать электрические приборы, когда автомобиль не движется.
Для охлаждения двигателя необходим радиатор. Срок его службы незначительный – не более 2 лет. Раз в год необходимо осматривать радиатор, поскольку он может износиться раньше времени.
Автошин
Износ детали зависит от характера вождения. Производители утверждают, что шины могут прослужить до 10 лет. Однако меняют их раз в 5-6 лет, бывает чаще.
Когда устанавливается срок службы покрышек, берется во внимание величина пробега транспортного средства. У легковых автомобилей он составляет 45 000 км, у грузовых – 60 000 км.
Даже самая дорогая покрышка со временем изнашивается. Водитель должен следить за уровнем износа и вовремя менять шины. Это является залогом езды без происшествий.
Таким образом, любое транспортное средство подлежит амортизации. Срок ее устанавливается либо самостоятельно, либо берутся данные из договора. Каждая деталь автомобиля имеет свой срок службы.
Для увеличения срока существует немало способов. Главное – своевременно проходить технический осмотр транспортного средства и заменять устаревшие детали новыми.
Любая техника со временем изнашивается и требует ремонта. Благодаря точному расчету амортизации можно учитывать износ техники и переносить стоимость ремонта на конечную продукцию. Говоря простым языком, затраты которые идут на поддержание основных средств в рабочем состоянии, являются одним из факторов ценоформирования.
Если речь идет об автотранспорте, используемом для выполнения тех или иных задач, то собственники учитывают его износ. Например, если вы покупаете проездной билет на метро или заказываете доставку груза автотранспортом, то в стоимость данной услуги входят ремонт и обслуживание транспортных средств.
Предприниматели рассчитывают, во сколько им обходится содержание транспорта и от этого отталкиваются, устанавливая цену своих услуг.
Расчет амортизации автомобиля
Мы уже писали на нашем сайте сайт о том, как . Ничего особо сложного здесь нет, особенно если мы говорим о транспортном средстве, находящемся в частном владении. Вам достаточно учитывать все свои расходы на покупку расходников, замену масла, замену деталей и узлов в течение года, а затем просто делите полученную сумму на километраж. Таким образом вы получите окончательный результат - стоимость одного километра пробега.
Значительно сложнее рассчитывать амортизацию на больших автотранспортных предприятиях. Здесь, как правило, каждый водитель ведет особый журнал, куда записывает все непредвиденные расходы: замену лампочек, установку новых фильтров и так далее. Но есть еще и бухгалтерский отдел, сотрудники которого указывают все эти расходы, как издержки производства, соответственно они не облагаются налогами.
Есть также и усредненный подход. Можно найти специальные справочники, в которых содержится информация о разных моделях авто и их балансовой стоимости. Балансовая стоимость зависит от возраста транспортного средства и его естественного износа. Полученную сумму делят на количество месяцев, в течение которых машина использовалась и получают усредненный показатель амортизации в месяц.
Понятно, что такой подход не учитывает массу нюансов, главный из которых мастерство водителя. Уже давно замечено, что на тех автотранспортных предприятиях, где наблюдается большая текучесть кадров, транспортные средства чаще нуждаются в ремонте, поскольку водители не заинтересованы в том, чтобы уделять свое время надлежащему уходу.
Если же конкретный водитель прикреплен к конкретному автомобилю, то от этого будет во многом зависеть продуктивность его труда, соответственно он не поленится лишний раз проверить уровень масла или заряд аккумулятора.
Способы начисления амортизации
На сегодняшний день используется несколько основных способов начисления амортизации:
- линейный;
- способ уменьшаемого остатка;
- списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
- ускоренный метод.
Линейный метод считается самым простым. Высчитать сумму амортизации можно по простой формуле.
Приведем простой пример:
- вы купили автомобиль за 400 тысяч для нужд предприятия;
- срок его службы составляет 10 лет;
- 400 тысяч делим на 10 лет, получаем 40 тысяч.
То есть ежегодно стоимость вашего автомобиля будет снижаться на 40 тысяч рублей. Понятно, что через 10 лет по этой схеме стоимость автомобиля должна равняться нулю, однако если вы захотите его продать, то цену можно назначить в зависимости от технического состояния, просто за 10 лет ваша фирма полностью компенсирует свои затраты на приобретение автомобиля.
Все остальные способы являются нелинейными. При расчете амортизации основных средств учитываются различные факторы, типа коэффициент ускорения или нормы износа. Все эти формулы и коэффициенты постоянно претерпевают изменений, их можно найти в многочисленной бухгалтерской литературе и периодических изданиях.
Ускоренная амортизация автомобилей
Если говорить о приобретении автомобиля частным лицом в лизинг, то выгода минимальная, а вот для юридических лиц и предпринимателей он выгоден по ряду причин:
- ускоренная амортизация - обычно высчитывается по коэффициенту 3, то есть приходится отчислять меньшие суммы по налогу на имущество и прибыль;
- выкупить автомобиль можно по сниженной остаточной стоимости;
- риски с обесцениванием имущества сведены к минимуму.
Возьмите любой пример: небольшая фирмочка заключает договор лизинга подъемного крана или фургона для доставки хлеба в пределах города. Балансовая стоимость снижается в три раза быстрее, чем если бы вы брали технику в кредит или покупали за свои деньги. Через несколько лет вы можете заплатить за транспортное средство в несколько раз меньше, чтобы окончательно выкупить его.
Важный момент - пока вы пользуетесь транспортным средством на условиях договора, оно не находится на балансе вашей компании. Ну а когда вы его выкупите по остаточной стоимости, которая может составлять от 75 до 25 процентов от начальной, то именно эту сумму и будете указывать в декларации, соответственно и налог на имущество будет более низким.
Когда амортизацию не нужно начислять?
В законодательстве упоминается ряд случаев, когда амортизацию начислять не нужно. Прежде всего, это относится к ремонту или модификации - прекращение начисления амортизации сроком до года. Также, если вы передаете транспортное средство в безвозмездное пользование на условиях договора - начисление амортизации прекращается.
Допускается также, что транспортное средство отправляют на консервацию на срок до трех месяцев. Так, например, поступают во многих сельскохозяйственных предприятиях.
Линейный метод расчета амортизации основных средств и нематериальных активов - наиболее распространенный способ в бухгалтерском и налоговом учете. Использование этого метода целесообразно в случае, когда экономические выгоды от использования амортизируемого объекта поступают равномерно в течение срока полезного использования либо поступление таких выгод не может быть надежно оценено. Также использование линейного метода в налоговом учете, в отличие от нелинейного, в некоторых случаях . О том, как рассчитать амортизацию линейным способом на примере, покажем в нашей консультации.
Формула амортизации линейным способом
Приведем для линейного метода амортизации формулы, позволяющие определить ежемесячную сумму амортизации (А М) объектов основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) в соответствии с порядком, предусмотренным ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007 и гл. 25 НК РФ:
Формула расчета амортизации линейным способом | ||
---|---|---|
в бухгалтерском учете | в налоговом учете||
А М = С * К
Где С — первоначальная или восстановительная стоимость объекта ОС или НМА; |
А как рассчитать норму амортизации линейным способом в налоговом учете? Эта норма, как и в бухучете, зависит от срока полезного использования. Поэтому расчет нормы амортизации линейным способом по правилам гл. 25 НК РФ выглядит так: 1 / СПИ * 100%, где СПИ - срок полезного использования в месяцах.
Несмотря на то, что формулы для расчета амортизации при линейном способе в бухгалтерском и налоговом учете на первый взгляд разные, порядок исчисления амортизационных величин по сути один и тот же.
Поэтому для расчета линейной амортизации формула определения ежемесячной величины (А) для упрощения может быть выражена так:
А = С / СПИгде С - стоимость амортизируемого объекта, от которой рассчитывается амортизация;
СПИ - срок полезного использования амортизируемого объекта в месяцах.
Начисление амортизации линейным способом: пример
Покажем, как начислить амортизацию линейным способом на примере. Неважно, нужно ли предварительно определить годовую сумму амортизационных отчислений линейным способом (как для объектов ОС) или производится сразу расчет ежемесячной суммы, итоговые значения месячных сумм в бухгалтерском и налоговом учете все равно будут одинаковые.
Для подтверждения приведем расчет амортизации автомобиля линейным способом в бухгалтерском учете и налоговом учете, а также покажем, как считать амортизацию линейным способом в бухучете для НМА (к примеру, исключительного права автора на программу для ЭВМ).
Для расчета амортизационных отчислений линейным методом вводные данные используем одинаковые для объекта ОС (мусоровоз) и НМА (исключительное право на программу): первоначальная стоимость 1 750 000 рублей. СПИ - 10 лет (120 месяцев). Для того, чтобы определить сумму амортизационных отчислений линейным способом, воспользуемся приведенными выше формулами.
А сам расчет амортизационных отчислений линейным способом приведем в таблице.
Эксплуатация автомобиля - это сплошные расходы. Частник ужаснулся бы, если бы подсчитал, сколько денег он тратит на запчасти, масло, фильтры, резину, ремни, цепи и на разные эксплуатационные жидкости. А правда, сколько мы тратим на машину в месяц, в год, за весь период эксплуатации? Просчитать это все может быть не только интересно с точки зрения оптимизации расходов. На это могут быть более серьёзные причины.
Амортизация легкового автомобиля, что это
Бездумно вкладывать деньги в автомобиль может позволить себе далеко не каждый. Тем более в тех случаях, когда машина выполняет определённую работу, помогая хозяину по службе или в тех случаях, когда необходимо вычислить амортизацию в лизинге. Есть ли какие-то нормы амортизации и как посчитать амортизацию автомобиля хотя бы для себя, разбираемся прямо сейчас.
Амортизация - это выражение затрат на эксплуатацию транспорта в дензнаках. Вычислять её необходимо в нескольких случаях:
Частным предпринимателям и юрлицам это нужно для подачи документации в налоговые органы.
Страховики обязаны просчитывать амортизацию для оценки реальной стоимости автомобиля. Это необходимо для учёта уровня износа при оформлении автомобиля, как залогового имущества, при покупке машины автоломбардом и при использовании подобных схем продажи машины с пробегом.
В случае использования своего личного автомобиля в служебных целях для компенсации износа машины. Причём в этом случае затраты на топливо не учитываются, а идут отдельной статьёй расходов.
Необходимо знать амортизацию транспорта при передаче в лизинг, долгосрочную аренду.
Да и частнику, эксплуатирующему машину только для себя любимого, будет полезно знать уровень текущих и будущих расходов на эксплуатацию.
Норма и срок амортизации
Проще всего посчитать амортизацию транспорта, используя коэффициент амортизации. Принято, что в зависимости от модели автомобиля стоимость одного километра пробега составляет от трёх до семи рублей. Идеальным и точным такой метод назвать нельзя. Эта цифра не взялась с потолка, а нарисовалась следующим образом.
Чтобы получить этих три рубля, необходимо учесть практически все расходы на машину - масло, фильтры, антифриз, тормозную жидкость, смазки, колодки и другие запчасти. Если суммировать эти расходы за год и разделить на количество пройденных километров, примерно такая цифра и должна получиться. Особо точным этот метод назвать нельзя, поскольку автомобили с пробегом сто и сто тысяч километров будут требовать совсем разных вложений и с возрастом машины эта цифра будет только увеличиваться.
Точное вычисление норм амортизации
Если за дело берётся бухгалтер с опытом работы в автомобильной сфере, то он в обязательном порядке будет вычислять коэффициент амортизации, учитывая такие моменты:
- Возраст машины.
- Пробег на сегодняшний день.
- Производителя. Это обязательно, поскольку расходы и частота ремонта у БМВ и у Волги, естественно, совершенно разные.
- Условия эксплуатации машины, регулярность использования.Тип климата - влажность, осадки, средняя температура и даже ветер.
- Экология района эксплуатации.
- Преимущественное использование автомобиля: в городе, деревне, посёлке.
Правда, для автомобилей не старше пяти лет, амортизацию могут вычислять по упрощённой методике - расходы будут составлять от 15 до 20% в год от стоимости новой машины.
Такой метод расчёта амортизации называют линейным. Он не может претендовать на особенную точность по одной причине - автомобиль со временем изнашивается и просит проводить ремонты чаще, просит больше масла, больше топлива. Если необходимо получить более точные данные об амортизации машины, тогда берутся за справочники и специальную бухгалтерскую литературу.
Использовние справочников для определения амортизации
В справочниках указаны нормы расходов на обслуживание конкретного автомобиля с учётом балансовой стоимости, в зависимости от года выпуска. Вычисленный показатель потом делится на количество месяцев эксплуатации транспорта, в результате получают месячную норму расходов на содержание автомобиля. Если эта норма превышает допустимый показатель, от автомобиля стараются избавляться, его либо продают по остаточной стоимости, либо списывают вовсе.
Но и такой метод далеко не идеален, поскольку он не может учитывать реальную стоимость, скажем, моторного масла или антифриза. Или стоимость обязательного техосмотра, страховок. А цена может как расти, так и падать, она нестабильна. Существует ещё добрый десяток методик вычисления амортизации транспорта, в зависимости от сферы применения машины, от модели, от частоты использования, от начальной стоимости и каждый из этих методов позволит в той или иной степени точности определить средний эксплуатационный расход.