В России - тридцать два миллиона автомобилей. На улицы и магистрали ежедневно выезжают около трех миллионов автомобилей. Водители автомобилей - это наиболее активная, работоспособная и репродуктивная часть населения. К сожалению, дефицит культуры поведения, взаимоуважения в обществе непосредственно сказывается на поведении водителей транспортных средств, которые нередко проявляют хамство и грубость по отношению к другим участникам дорожного движения.
Достижение порядка и взаимопонимания на дорогах немыслимо без взаимной деликатности сторон, без высокой водительской культуры в целом. Поэтому глубокое и тонкое знание норм и правил поведения и этикета за рулем жизненно необходимо современному водителю, считающего себя цивилизованным человеком.
Под культурой поведения понимается реальный уровень взаимоотношения и общения людей в обществе с отрицательными и положительными проявлениями и аспектами. Культура поведения напрямую зависит от уровня цивилизованности общества.
Этикет - это образец, идеал того, как принято вести в данном обществе в той или иной ситуации. Этикет включает формы обращений и приветствий, правила учтивости, манеры поведения и форму одежды. Этикет предполагает такие качества, как вежливость, корректность, учтивость, деликатность. Знание правил этикета освобождают человека от необходимости каждый раз размышлять над тем, как себя вести, позволяют сохранять свое достоинство, имидж и уверенное поведение в любой ситуации. Проще говоря, этикет - это "правила дорожного движения" для общественной жизни.
Автоэтикет - совокупность правил цивилизованного поведения водителей на дорогах. Автоэтикет воплощает в себе такие нормы и порядок взаимоотношений на дорогах, какие соответствуют уровню цивилизованного общества. Знание и соблюдение правил автоэтикета значительно упрощает взаимоотношения водителей на дорогах, позволяет избегать конфликтов, недоразумений и в целом облегчает вождение автомобиля.
Мораль и нравственность - совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры.
Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость. Вежливость включает: доброжелательность, ненавязчивую внимательность к другому, готовность оказать поддержку каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, скромность, тактичность.
Деликатность - вежливость, мягкость в обращении.
Скромность - сдержанность в оценке своих достоинств и заслуг, не хвастливость. Умеренность и простота в поведении.
Такт - чувство меры, позволяющее вести себя прилично.
Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть и скромность - родные сестры.
Благородство - способность человека сострадать, сочувствовать, сопереживать, содействовать. Основной признак духовной зрелости личности.
Галантность - способность вести себя предупредительно, угадывать желания и намерения окружающих и с пониманием их поддерживать.
Воспитанность - это уважение к человеческой личности, мягкость, вежливость, уступчивость.
Ответственность водителя за безопасность на дороге
Автомобиль - источник повышенной опасности. Соответственно, участвуя в дорожном движении за рулём автомобиля, водитель занимается деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих.
"Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников..." (Гражданский кодекс РФ, III часть, статья 1079.3).
Закон не оставляет места для двояких трактовок: за то, что случилось "по вине автомобиля", несёт ответственность водитель. Однако что скрывается под этой исчерпывающей формулировкой?
Чаще всего - здоровье и жизнь участников дорожного движения.
Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.
Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», нельзя отвечать ему тем же, создавая из одной опасной ситуации две. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.
Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однозначному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах.
На психологию и культуру водителя оказывает влияние множество всевозможных отрицательных и положительных факторов. На дорогах, в одно и то же время, проносится несколько сотен автомобилей, и в каждом из них за рулем находится человек, со своим мировоззрением, понятиями и смыслом жизни. У одного на работе проблемы, другой торопится домой, а третий немного навеселе. Все люди разные, но все мы ради всеобщего блага должны вести себя адекватно и быть вежливыми по отношению к окружающим и друг к другу. Ради этой темы, мы посвящаем сегодняшнюю статью, в которой мы так же опишем методы общения водителей на расстоянии.
Правила этики за рулем
Итак, существует несколько негласных правил, за невыполнение которых вас никто не оштрафует и не отберет удостоверение. Однако, в первую очередь, их соблюдение скажется на безопасности дорожного движения, а во-вторых, на собственном психологическом состоянии. Самый верный способ понять, как не следует себя вести за рулем авто — это заметить, какие вещи в поведении водителей раздражают вас, будучи пешеходом, и наоборот. Выявите их, и никогда не повторяйте.
Безопасное дорожное движение основано на сотрудничестве водителей, а не на соперничестве между собой
- Водитель-мастер тратит меньше своей нервной энергии, он расслаблен и чувствует себя уверенно.
- Предупреждайте водителей об опасности, увиденной вами.
- Ваши действия должны быть всем понятны, как водителям, так и пешеходам.
- Пропускайте пешеходов в местах, где они имеют приоритет. Если человек не решается пройти, покажите ему жестом, что вы его пропускаете.
- В полном потоке, всегда уступайте полосу для въезжающих или перестраивающихся водителей. В ответ они вас отблагодарят улыбкой или кивком.
- Двигаясь по автомагистрали и догнав чей-либо автомобиль, вы ждете, что он перестроится на полосу правее, освободив вам путь дальше. Так вот, именно этого же ждут и другие водители, догоняя вас.
- На чужие ошибки не делайте акцента, мы все не без греха.
- К другим водителям относитесь так, как хотите, чтобы относились к вам.
- Всегда благодарите других, если вам уступили дорогу, о чем-то предупредили или просто помогли.
- Не реагируйте агрессивно: на красные сигналы светофора, медленных пешеходов или неровности дорожного полотна. Примите это как должное и неизбежное.
- От чужого хамства не заводитесь. Всегда помните про «эффект бумеранга — что отдаешь, то и получаешь».
- Свой пылкий темперамент следует заглушать при вождении автомобиля или общении с инспектором ДПС и другими водителями.
- Не усложняйте жизнь окружающим.
- Если у вас есть лишнее время, окажите помощь другим водителям в дороге. Помните, что в дальнем путешествии от поломки никто не застрахован.
- В темное время суток, стоя у светофора, не держите ногу на педали тормоза. Свечение ярких стоп-сигналов ослепляет водителей задних автомобилей.
- Не стоит настаивать на своем или оспаривать действия других, просто уступи дорогу глупцу. Перевоспитать упрямого и злого водителя у вас не получится, только зря потратите силы и время.
- Не садитесь за руль в состоянии опьянения.
- Проезжая мимо места аварии, не стоит сбавлять хода и разглядывать произошедшее. Ваше невнимательность способна привести к еще одному ДТП.
- Если обгоняющий вас автомобиль не сможет закончить свой маневр из-за препятствия по ходу движения, вы должны предпринять все меры по информированию его об этом. Делайте знаки рукой, сигналами поворота, а в некоторых ситуациях попытайтесь загородить ему путь своей машиной.
Массовое распространение автомобильной промышленности в мире, привело к появления еще одного языка, в виде специальных жестов и сигналов. Он был придуман водителями для общения друг с другом на расстоянии. Эти сигналы универсальны во всех странах, и мы опишем самые популярные из них.
Световые сигналы
Переключение ближнего света на дальний и наоборот, необходимо делать при выезде с второстепенных улиц на главную, при обгонах и при пересечении неохраняемых железнодорожных переездов. Сменой в своем автомобиле дальнего света на ближний, вы приглашаете к подобным действиям водителя встречной машины.
При ослеплении необходимо включить аварийное освещение и сбавить скорость до полной остановки, не прибегая к резкому торможению и сохраняя прежнюю траекторию движения.
Основные сигналы:
Одно короткое мигание дальним светом — «обрати внимание»
или «понял».
Два коротких дальним светом — «снижай скорость, впереди опасность или ДПС».
Несколько коротких дальним светом — «пропускаю».
Также встречаются:
- Спущенная шина — кистью руки описывается круг, указывая по направлению вниз.
- Не выключены подфарники при выезде из туннеля — показывают на свои глаза и несколько раз моргают фарами.
- Нарушение правил — многократное моргание фарами.
- Незакрыта дверь — обратить внимание на себя, если вы движетесь рядом, и указать на ручку двери.
- Чтобы вас пропустили — включить полный свет во всех фарах и дать длинный звуковой сигнал. Это действие нежелательно, так как оно неблагоприятно сказывается на окружающих.
- Включенная на несколько секунд аварийка — международный знак «Спасибо». Он подается, когда вам уступили дорогу или сообщили об опасности.
Выпишем также сигналы водителя, которые можно увидеть около припаркованной на обочине машины:
- Открыт капот и водитель голосует — необходима техническая помощь.
- Водитель с канистрой или ведром в руках — кончилось топливо, нужен бензин.
- В руке водителя трос — просьба взять на буксир.
- У стоящей машины открыта дверь — означает, что с водителем плохо и требуется медицинская помощь.
Звуковые сигналы
Звуковые сообщения нежелательны и применяются в исключительных ситуациях, для предупреждения об опасности. Однако, бывают случаи, когда приходится «гудеть» всю дорогу. Такое можно увидеть, когда вы окажетесь на узком горном серпантине при видимости не более 60 метров.
Звуковой сигнал воспринимается человеком почти мгновенно, реакция на него в 5 — 7 раз быстрее, чем на световой.
«Расследование, суд и наказание»
В последнее время получила распространение компания, организованная активистами движения «НАШИ». Эти люди хотят обратить внимание общественности на полное неуважение и отсутствие культуры у некоторых водителей, которых на сегодняшний день достаточно много. Пока борьба ведется только с неправильно припаркованными машинами. Их выделяют наклейкой в половину лобового стекла, с надписью «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу».
«Начать эту кампанию нас заставило нежелание большинства автолюбителей не только соблюдать на дорогах элементарную вежливость, но и правила дорожного движения» — так разъясняют свою идеология единомышленники компании.
Лично я надеюсь, что подобные акции получат всероссийское распространение и более широких охват нарушений. Если вам вдруг стало интересно, то наклейки можно получит абсолютно бесплатно по адресу: Москва, 1-ая ул. Ямского поля, дом 24а. Прочитать более полную информацию вы сможете .
Удачи вам на дороге, будьте вежливы и аккуратны. В следующей статье, мы расскажем о том, как не угодить в
К ниги по автомобильному этикету еще не написаны , поэтому предлагаем версию, составленную на основе мнений специалистов из разных стран, в том числе и России.За рубежом социальный статус напрямую связывают с автомобилем, которым пользуется человек. Если вы получаете повышение по службе, по этикету, вы просто обязаны сменить и автомобиль - разумеется, на более дорогой или более престижный. Причем иногда работодатель выдает приглашенному работнику специальный кредит на покупку авто, чтобы не подмочить имидж компании.
При этом демонстрировать свою финансовую состоятельность по любому случаю - моветон. Эксперты в области этикета не рекомендуют, например, женам состоятельных мужчин приезжать на работу в дизайн-бюро на Ferrari. Никто, конечно, не требует от них пересаживаться на Lada Kalina, но для поездок на службу (даже если работа - просто хобби) лучше приобрести автомобиль гольф-класса, пусть и премиального сегмента.
Чтобы костюмчик сидел
В идеале одежду тоже следует «подбирать» к автомобилю. Скажем, для большого внедорожника классический костюм не подходит. Изначально такие машины создавались как транспортные средства для активного отдыха, и здесь более актуален стиль casual (повседневный).
Седан бизнес-класса, безусловно, подразумевает наличие строгого костюма. Знатоки этикета поставят вам «неуд», если вы отправитесь на таком автомобиле в фитнес-клуб в шортах и кедах. Для таких целей подойдет спортивный автомобиль.
Понятно, что у большинства людей нет возможности иметь несколько машин. В этом случае необходимо выбирать универсальный автомобиль гольф-класса, но опять же придется учитывать определенные условия. Если вы ходите на службу в костюме, то для этих целей лучше брать седан. Если жесткого дресс-кода нет, то можно приобрести хэтчбек или кроссовер.
Добро пожаловать
Хозяин автомобиля, если это мужчина, должен открывать дверь перед дамой или пожилым человеком. Даме при этом можно подать руку, чтобы ей было удобнее разместиться в машине.
Возвращаясь на свое место, водитель обходит машину спереди, чтобы пассажир его видел. Если же водитель женщина, то в соответствии с этикетом, она должна открывать дверь только перед пожилыми людьми.
Как правильно садиться в автомобиль, мужчина решает сам. Дама сначала усаживается, а затем поднимает ноги в салон. Высадка - в обратном порядке.
Пассажиры - это гости, поэтому каждый из них может выбрать себе место. Однако водитель как хозяин может предложить свою схему рассадки.
По этикету самое почетное место - на переднем пассажирском сиденье. Второе «престижное» место - по диагонали от водителя. Самое не почетное - позади него.
Причем рассадка должна производиться опять же с учетом пола и возраста. Если вы с супругой везете на дачу ее родителей, то рядом с вами должна сесть теща, по диагонали - тесть, ну а жене остается самое не престижное место - позади водителя.
Однако все перечисленное выше касается только личных автомобилей. Если это такси или служебная машина, правила рассадки меняются.
В данном случае самое престижное место по диагонали от водителя. Причин несколько. Во-первых, когда машина подъезжает, удобнее совершать посадку/высадку справа. Во-вторых, чтобы пассажиру было комфортно, переднее пассажирское сиденье можно отодвинуть до упора вперед. Водитель так вести машину не сможет.
Второе по значимости место - за водителем. В частности, чтобы пассажиры (партнеры по бизнесу, например) могли вести беседу. Ну а место впереди в лучшем случае достается охране, а так оно вообще должно быть свободно. Поэтому во многих странах таксисты привыкли к тому, что пассажиры рядом с ними не садятся.
В России, садясь на заднее место, вы даете понять водителю, что не планируете вступать в дискуссию относительно пробок, выслушивать случаи из его жизни, рассуждать о непрофессионализме сотрудников полиции и т.д.
Без шансона
Даже на личном автомобиле водитель перед тем, как открыть окно, включить радио, закурить, должен спросить разрешения у окружающих.
Пассажиры, в свою очередь, если хотят поговорить, должны поинтересоваться у водителя, не будет ли это отвлекать от дороги. Говорить в салоне автомобиля можно, конечно, о чем угодно. Но не принято выяснять отношения, вести беседу на повышенных тонах или касаться каких-то сложных вопросов, отвлекающих водителя.
Самое главное правило: водитель - главный в автомобиле. Независимо от того, такси это или личное транспортное средство. Поэтому пассажиры не должны указывать водителю, как ехать и куда ехать. Разумеется, если это не угрожает вашей жизни. Например, если вас не устраивает скорость, то можно вежливо и спокойно попросить снизить ее. В такси же пассажиры могут обратиться к водителю с просьбой сменить радиостанцию с шансона на более интеллектуальное, и водитель-таксист обязан выполнить ваше требование.
Правила хорошего тона для автолюбителей
А теперь познакомимся с неписанными, но установленными правилами поведения самих водителей между собой.Основным правилом всех водителей является правило «УДД», которое расшифровывается, как «Уступи дорого дураку». Правило это актуально всегда. Поэтому, увидев на дороге лихача, лучше пропустить его во избежание аварийной ситуации, если он пытается вас обогнать. Когда вы встретите на дороге водителя, который всячески пытается препятствовать его обгону, лучше не пытаться этого делать.
Вам приходилось оказываться в ситуации, когда никак не выехать на главную дорогу из двора собственного дома? Что вы чувствовали в этот момент? Вот такие же чувства испытывает и водитель, которого вы можете увидеть, двигаясь по основной дороге. Пропустите его, дайте возможность выехать на главную дорогу.
Широко распространена среди водителей, так называемая, «Азбука световой сигнализации».
Подобная азбука знаков безопасности и опознавательных сигналов чем-то сродни азбуке Морзе с той лишь разницей, что подаётся с помощью света фар и звукового сигнала. Автомобилисты, знающие язык и правила «хорошего тона на дороге», имеют меньше шансов попасть в неприятность.
1. Для выражения благодарности
- включение аварийной световой сигнализации - «аварийки» (пару раз моргнуть).
Применяют в знак благодарности за действия соседнего авто, если кто-то пропустил вас на трассе или в городе, дал вам возможность выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда, дал обогнать. Можно щелкнуть сначала левым, а потом правым "поворотником", что аналогично сигналу "аварийкой".
- поднятая от руля рука ладонью к лобовому стеклу (для встречного авто, например, предупредившего об опасности на дороге).
2. Выражение возмущения
- короткие звуковые сигналы. Один - предостережение, два - недовольство, три - раздражение, четыре и более - брань.
- многократное мигание дальним светом.
Для обозначения своего возмущения многие водители просто обгоняют автомобиль и притормаживают перед ним или вообще полностью останавливаются. Но следует помнить, что на дороге очень много нервных водителей и данная ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.
3. Впереди опасность
- включение аварийной световой сигнализации.
Для движущихся сзади - информация о том, что впереди какая-либо опасность, не обозначенная соответствующими дорожными знаками (затор, ДТП, ремонт проезжей части т т.п.)
Кроме этого, информировать следующий за вами автомобиль об опасности впереди можно нажатием несколько раз на педаль тормоза. Водитель движущегося за вами автомобиля узнает об опасности по вашим сигналам тормоза. Этот сигнал означает «держи дистанцию».
Два кратковременных включения дальнего света.
Для встречных - впереди по ходу движения сотрудники ДПС или по стороне движения встречного транспорта какая-нибудь опасность. Получив такое предостережение от встречных водителей, вежливо поблагодарите их жестом руки, обращенной ладонью вперед (см. пункт 1).
4. Просьба переключиться с дальнего света фар на ближний
- кратковременное включение дальнего света фар.
- мигание (2-3 раза) ближнего света.
Применяется ночью, как просьба к встречному, который едет с дальним светом или слепящими противотуманками.
Если вы в ночное время решили обогнать автомобиль, то следует выключить дальний свет фар и включить ближний, и только после завершения обгона можно включить дальний свет.
5. Пропустите, дайте дорогу
- один длинный сигнал дальним светом.
Применяют с включенным левым поворотом и без левого поворотника. Возможно добавление длительного звукового сигнала - на трассе применяется в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на "встречную", водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы благополучно разъехаться.
6. Выхожу из машины
- приоткрыть левую дверь и слегка покачать ею;
- слегка приоткрыть дверь и повернуть голову назад;
- включить левый поворотник и приоткрыть дверь.
7. Обгоняйте
- включить правый поворотник (и, возможно, притормозить).
Для идущего сзади.
Помахать левой рукой.
Кроме того, левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, - сигнал для остальных, движущихся, например, за грузовиком машин, о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.
8. Не обгоняйте
- включить левый поворотник.
Для автомобиля, следующего сзади. Можно также кратковременно зажечь тормозные огни. Этот прием часто применяют дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка, для информирования идущих сзади легковых авто.
Открыть левую дверь или высунуть левую руку ладонью назад.
- попеременно включать правый/левый поворотники и стоп-сигналы.
9. Не пропущу
- уменьшить расстояние, необходимое другой машине для маневра, например, прижаться к осевой, не давая обогнать.
- уменьшить дистанцию до впереди идущей машины, не давая встроиться.
10. Просьба о помощи
- водитель стоит у дороги с канистрой (ведром) и шлангом.
- кулак с опущенным вниз большим пальцем.
Нужно горючее.
- водитель стоит у дороги с тросом.
Необходима буксировка.
Водитель стоит с колесом или с домкратом.
У него проблемы, связанные с заменой колеса.
- водитель стоит у открытого капота или багажника с поднятой рукой.
Нужна техническая помощь.
Человек показывает скрещенными руками знак "Х".
Ему нужна медицинская помощь.
Пользуясь этими знаками, соблюдайте правила дорожного движения, будте взаимно вежливы на дороге - и счастливого вам пути!