Для многих новичков, первые севших за руль, язык автомобилистов кажется чем-то тайным и скрытым от окружающих. Однако это попросту специальный набор жестов и сигналов, позволяющих быстро обмениваться информацией во время езды. Такой вариант крайне практичен, ведь слова практически бесполезны при общении на больших скоростях. Поэтому каждому новичку стоит ознакомиться с этим «тайным» языком.
Сигналы посредством фар
Фары — частый способ быстро сообщить другому водителю какую-либо информацию. Так как их использование ограничено и неудобно, у них имеется относительно мало сигналов. Однако они помогают во многих ситуациях на дороге, предупреждая или уведомляя автомобили в различных ситуациях. Вот некоторые из них.
Наиболее частым инструментов в языке автомобилиста является двойное мигание. Используя двойное мигание дальним светом, водитель сообщает встречным машинам об опасности. Она может быть трех видов: пост ДПС, ДТП на дороге или опасность в виде помехи. Помехой может считаться открытый люк, поваленное дерево и другие проблемы, которые могут привести к аварии.
Совет! После проезда опасности повторите этот сигнал встречным водителям, чтобы они знали о ней.
Также часто используют дальний свет в лицо . Если такой знак подает автомобиль по встречной полосе, то это знак «опусти фары». Вероятнее всего, что вы попросту забыли переключиться с дальнего света и слепите водителей.
Дальний свет в спину тоже используется автомобилистами. Этим жестом едущую впереди машину просят уступить дорогу.
Дальний свет может использоваться при маневре . Если вы едете по встречной полосе и не успеваете совершить маневр, то включите дальний свет. Это своеобразный сигнал SOS, посредством которого вы просите встречного водителя освободить место на случай, если вы не сможете вернуться в ряд.
Короткий световой сигнал в пробке означает «проезжай». Он позволяет уступить дорогу другому водителю, чтобы в дальнейшем совершить свой маневр.
Фары — эффективный метод подать водителям сигнал. Они наиболее заметны, поэтому сообщение не уйдет «в никуда». Стоит обращать и на сигналы других водителей, расшифровывая их в соответствии с принятыми нормами.
Световые сигналы другими огнями
Габариты также помогают передать важную информацию другим водителям. Хотя днем они заметны хуже, чем фары, но на ближних расстояниях их отчетливо видно с соседних машин. Поэтому для передачи информации используют следующие габаритные сигналы:
Правый поворотник включается при просьбе уступить дорогу. Он означает «хорошо, минуту». Зачастую используется в тех случаях, когда водитель готовится совершить какой-либо маневр, освободив место машинам сзади.
Если фура подает сигнал левым поворотником , то это не сигнал к перестройке. Это означает «обгонять нельзя, впереди опасность».
Правый поворотник фуры включается зачастую после применения левого поворотника. Означает то, что дорога освободилась, поэтому можно проезжать.
Важно! Необходимо научиться различать язык автомобилиста и обычные дорожные сигналы.
Одно мигание «аварийки» — своеобразная благодарность среди водителей. Применяется тогда, когда водителю позволили обогнать или пропустили на тяжелом участке.
Многократные сигналы тормозными огнями означают просьбу соблюдать дистанцию. Полезно, когда водитель видит впереди препятствие и может резко снизить скорость из-за него.
Интересно! Использование габаритных сигналов также помогает при езде колонной. Благодаря таким знакам можно находить своих среди других машин, не размыкаясь на большое расстояние.
Это основные инструменты дорожного языка, которые стоит знать начинающему водителю для комфортной езды. Однако есть и другие знаки, которые стоит знать. Среди них особенно важны жесты руками, позволяющие передать массу полезной информации.
Общение посредством жестов
Жесты руками — наиболее простой и эффективный инструмент в языке автомобилиста. Он позволяет наиболее понятно передать необходимую информацию между водителями. Это весьма удобно в тех случаях, когда машины сровнялись на дороге и не могут подать сигналы огнями. Тогда для общения используются следующие жесты.
Наиболее распространенный жест, аналог миганию «аварийки» — поднятая ладонь . Символизирует благодарность или приветствие.
Если рука описывает круг и указывает на колесо , то водитель показывает, что одно из ваших колес спущено или повреждено.
«Фига» или «кукиш» — специфический жест для водителей грузовиков. Показывает, что между его спаренных колес застрял камень.
Если водитель указывает жестами на обочину , то ваш автомобиль вероятнее всего неисправен. Однако это общий жест, означающий просьбу остановиться.
Если водитель указывает жестами на дверь автомобиля, то с ней что-то не так. Она может быть неплотно закрыта или же в ней что-то застряло.
«Захлопывающий» жест выглядит как удар ладонью вниз и символизирует открытый багажник. Проверьте его состояние и плотность закрытия.
Удар пальцами по плечу символизирует погоны и предупреждает о посте ДПС по дороге. Является аналогом к миганию фарами.
Большой палец вниз оповещает об открытой крышке бензобака.
Указание пальцем на глаза объясняет водителю, что тот забыл включить поворотники.
Жест мигания лампочки — напоминание о необходимости включить фары.
Некоторые из этих жестов отмечены на изображении.
Эти жесты позволяют сообщить необходимую информацию другому водителю лишь посредством движения руки. Большинство жестов выдумывается на ходу, ведь это лишь общение посредством знаков. Поэтому на дороге может быть масса других знаков и жестов, с которыми начинающий водитель будет незнаком.
Другие сигналы
На дороге используется еще один вид сигналов — звуковой. Некоторые люди им пренебрегают, а некоторые регулярно используют в поездках. Поэтому стоит запомнить несколько основных посланий посредством гудка.
Первый — это короткий гудок . Это своеобразное приветствие между знакомыми. Также он используется как «пожалуйста» на благодарность посредством «аварийки».
Второй — это двойной короткий гудок . Используется преимущественно на поворотах и светофорах к водителям, которые «проспали» зеленый свет. Это безобидный жест без какой-либо агрессии.
Совет! Многие водители абсолютно нетерпеливы и дают два сигнала еще при желтом цвете светофора. Игнорируйте их, ведь их действия — правила плохого тона.
Третий — длинный гудок . Это способ выражения недовольства и раздражения. Хотя его и называют сигналом, этот метод самовыражения не несет смысловой нагрузки, а лишь заставляет привлечь к себе внимание и сделать соответствующие выводы.
Но стоит помнить, что звуковые сигналы, применяемые в языке автомобилистов, (как и некоторые световые) не соответствуют ПДД, поэтому использовать их в присутствии инспектора ДПС или инструктора по вождению нельзя. Хотя все автомобилисты понимают их назначение и смысл, неумелое использование такого языка может привести к ДТП.
Знаки вежливости взаимовыручки между автомобилистами
Нужно не только знать язык автомобилиста, но и правильно применять его. Он используется по ситуации, но иногда работает своеобразная «вежливость» между водителями.
Первый знак вежливости — благодарность через «аварийку». Если машину пропустили в трудном перекрестке или дали перестроиться в ряд, то стоит поблагодарить водителей таким образом. Вообще существует масса ситуаций, где можно применять такой знак, нужно лишь понимать его назначение. Это простой жест вежливости, но он приятен и полезен в некоторых ситуациях.
Гудок в ответ на «аварийку» — второй знак. Это как «пожалуйста» или «не за что». Хотя можно не всегда отвечать на благодарность таким образом, иногда такой жест уместен.
Сигнал фарами — еще один нюанс вежливости. Если автомобиль по встречной полосе сообщил об опасности посредством фар, то стоит поблагодарить его, а после ее пересечения самому подавать сигналы другим машинам. Хотя не всегда такой жест приемлем (что особенно касается дорожных лихачей), иногда помочь другим водителям можно.
Если вы за рулем большегрузного автомобиля, то стоит использовать поворотники как помощь водителям в обгоне. Правый поворотник — помеха, левый — все чисто. Это простой метод, который не позволит водителям попасть в опасную ситуацию при обгоне большого автомобиля.
Так что язык автомобилиста — это удобный инструмент, который должны знать все владельцы авто за рулем. Он позволяет наладить общение между водителями, сообщать о неприятностях и помогать друг другу. Используя световые сигналы, гудки и жесты, можно передать различную информацию другим водителям, помогая им на дороге. Ведь в итоге это может помочь и вам.
А для лучшего усвоения языка автомобилистов рекомендуется посмотреть это видео. Здесь подробно описаны основные знаки и жесты, используемые за рулем автомобиля, а также их уместное применение на дороге:
Условные сигналы водителей на дороге
Этим сигналам не обучат в автошколе, такие знаки передаются, так сказать, от одного поколения водителей к другому. Новичок на дороге не сможет понять, почему ему сигналит неизвестный автомобиль или почему днём водитель может включить дальний свет. Опытные водители понимают, что такие знаки помогают в общении, предупреждают об опасности.
Историческое отступление
Кричать из окна - бесполезное занятие на дороге во время езды, а махать рукой или головой из окна в темноте - тем более. Вас не услышат и не увидят. Так постепенно и сложилась азбука водителей для дороги. Изначально ею 30 лет назад пользовались в Западной Европе и Америке: водители коротко мигали друг другу фарами, давая понять, что впереди посты ГАИ и милицейские патрули. Вскоре эту манеру переняли автомобилисты СССР.
Все подобные сигналы можно разделить на:
- сигналы ближним и дальним светом;
- сигналы рукой;
- звуковые сигналы;
- сигналы аварийными лампами и поворотниками;
- сигналы тормозом.
Фарами.
Самый распространённый сигнал - двойное мигание. Если вам так мигает встречная машина, то это предупреждение о посте ГАИ впереди или ДТП на дороге, рекомендуется снизить скорость. Если вам таким образом мигает машина сбоку, значит вам уступили дорогу. В благодарность можно коротко мигнуть аварийкой. Если вам дважды мигают сзади - значит водитель просит освободить полосу движения. Если вы можете уступить, то включайте поворотник и аккуратно пристройтесь в соседний ряд. Если встречный водитель включает по очереди дальний и ближний свет, то включите ближний свет, а то вы слепите встречную машину.
Поворотниками. Чаще всего такими сигналами пользуются водители грузовиков. Если грузовик включил левый поворотник, значит его пока лучше не обгонять, так как полоса занята и неизбежно столкновение. Только когда он включит правый поворотник и немного прижмётся к обочине - можете начинать обгон. Если вас обгоняет грузовик - включите дальний свет, чтобы обезопасить себя от столкновения.
Аварийными лампами. Используются в экстренных и аварийных ситуациях. Говорят о технических проблемах транспортного средства. Также включаются в знак благодарности (одна вспышка).
Руками. Приемлемы в светлое время суток для общения с пешеходами или другими водителями в пробке. Разными жестами можно указать на: незакрытый , плохо закрыта дверь, застрял булыжник между колёсами и т. д. Если вы пропускаете пешехода - махните ему рукой, мимику он может не заметить, а звуковой сигнал может напугать.
Примечание: Звуковой сигнал. По правилам дорожного движения применяется исключительно для предотвращения аварийных ситуаций. Предупреждает об опасности.
Тормозом. Если на машине впереди часто мигают стоп-сигналы, то водитель просит держать дистанцию.
Не все сигналы можно трактовать однозначно, следите внимательно за дорогой и следуйте правилам дорожного движения.
Движение на светофорах — правила на перекрестках
Как улучшить свет фар в автомобиле — ближнего и дальнего света
Обозначения значков на панели приборов — что означают
Не горят фары — не работает ближний свет, диагностика и ремонт
Лампы в Пежо — Замена лампочек освещения в Peugeot
Аккумуляторная батарея и генератор на автомобиле
Аквапланирование автомобиля — эффект дождя и лужи
Водители контактируют друг с другом не только посредством вербального общения, но и с помощью специальных жестов. Этот язык за многолетнюю практику негласно сформировался среди водительской среды и сегодня широко используется для облегчения вождения во многих странах. Поэтому начинающим водителям изучение сигналов может быть крайне полезно: знание потайного языка шоферов поможет как при выражении своих эмоций, так и для создания единого, правильного взаимодействующего потока автомобилей на дороге.
Что означают жесты водителей на дороге?
Левая ладонь, поднятая кверху, означает благодарность шоферов и выражение того, что передаваемые знаки поняты правильно. Обычно шофер так реагирует, когда ему уступают дорогу, предупреждают о радаре, пропускают для перестроения, указывают на спущенное колесо или на что-нибудь еще.
Также благодарность выражают, подмигивая аварийкой. Поэтому, если вы заметили подобный знак, принимайте его за «спасибо», и можете заиметь полезную привычку таким же образом благодарить других водителей за уступки и помощь на дороге.
Даже новичок знает осторожный сигнал оповещения о радаре: двукратное включение дальнего света встречному потоку сигнализирует о том, что автомобиль проехал зону, на которой находятся сотрудники ГИБДД. А двукратное подмигивание задними фарами, передаваемое по цепочке друг другу, предупреждает водителей о том, что стражи дорожного порядка находятся впереди, и следует сбавить скорость, чтобы избежать радара.
Помимо благожелательных знаков, есть и более прозаичные выражения на секретном языке автомобилистов. Так, если вам однократно подмигнули дальним светом, значит, вас просят уступить дорогу, и предупреждают об обгоне. Таким же образом вас могут приветствовать знакомые водители.
Видео - О жестах и сигналах водителя в программе Главная дорога
При взаимодействии на дороге с фурами можно использовать язык знаков, который обычно используют эти шоферы для общения между собой. Все опытные дальнобойщики используют эти сигналы, и при знании их вы можете планировать свое поведение на дорогах.
Случается так, что вы оказываетесь в движении рядом с большой фурой, передвигаясь по узкой дороге: при этом видимость для вас закрыта, и вы не знаете, стоит ли обгонять машину. В этом случае важно предупреждать поведение водителя. Если вы замечаете, что фура моргает правым поворотником, значит, шофер сообщает о том, что вы беспрепятственно можете обогнать ее. Если моргает левый поворотник, шофер сообщает о том, что на обгон идти нельзя, так как впереди едет транспорт. Как видите, такие «переговоры» на дороге являются весьма конструктивными, и могут предотвратить много дорожных неприятностей.
Несмотря на то, что ПДД предписывают не общаться друг с другом посредством сигналов, многие водители все же используют звуковые эффекты для общения. Звуковые сигналы тоже могут означать определенные сообщения, но так, как большинство водителей не знакомы с этим языком, смысл их часто путается. Так, к примеру, непрерывный гудок может в одном случае означать приветствие, а в другом неудовольствие. Самыми распространенными звуковыми сигналами являются короткий гудок машины сзади, который означает требование двигаться поскорее, и один или два длинных громких гудка, которые означают полное неудовольствие вашим стилем вождения, своеобразная автомобильная «нецензурщина», причем, чем длиннее и громче гудок, тем агрессивнее реакция.
Короткими сигналами другой водитель также может привлечь ваше внимание к какой-нибудь детали: к потерявшейся крышке от бензобака, разболтанному колесу или еще какой-нибудь мелочи.
Впрочем, сигнализировать гудками о чем-либо не рекомендуется: приучившись к выражению своих водительских эмоций с помощью всяческих звуковых эффектов, вы рискуете попасть в категорию «невоспитанных водителей». Поэтому с самых первых дней вождения используйте язык сигналов фарами вместо звуковых и оставайтесь вежливыми на дороге.
Многие начинающие водители, выезжают на дорогу и не могут понять, зачем им сигналит другой водитель или моргает фарами встречное авто. Знать условные знаки, давно принятые среди водителей, не менее важно, чем знать правила дорожного движения. Такие знаки предназначены для того, чтобы водителям было проще понимать друг друга. В этой статье мы расскажем обо всех видах условных сигналов, принятых среди водителей.
Сигналы ближним и дальним светом
Если машина едет вам навстречу и дважды мигает дальним светом , то водитель пытается предупредить вас об опасности. Обычно такое предупреждение относится к близко расположенному посту ГИБДД, но может также предупреждать о крупной аварии, сильном гололеде и прочем. В знак благодарности поднимите ладонь.
Если же машина, которая едет за вами, сигналит одиночным и длинным дальним светом , то вас просят уступить дорогу. Включите правый поворот и перестраивайтесь. Это довольно грубый способ, поэтому часто с той же целью водители включают левый поворотник.
Если вам быстро моргнули дальним светом на перекрестке или узкой дороге, где сложно разъехаться, то другой водитель показывает, что уступает вам проезд. Не забудьте поднять ладонь в знак благодарности.
Если свет фар встречного авто ослепил вас, то включайте переменно дальний и ближний свет . Это даст водителю другой машины понять, что нужно выключить дальний свет.
Сигналы рукой
Если на улице начало темнеть, а водитель другой машины едет с выключенными фарами, покажите ему жесть подобный мигающей лампочке - резко распрямляющиеся пальцы . Он поймет, что нужно включить фары.
Если вы видите, что кто-то едет с открытым багажником, имитируйте удар рукой по воздуху .
Если вам сигнализируют рукой в направлении обочины , то перестраивайтесь и останавливайтесь на обочине, по-видимому, у вашего авто какая-то неисправность, не ощущаемая изнутри.
Если вы видите спускающееся колесо или незакрытую дверь, то сообщите об этом водителю, указывая на проблему пальцем . Вы также можете подать звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание.
Звуковые сигналы
Длинный гудок , как правило, способ привлечь внимание водителя другого авто. Иногда он также выражает недовольство поведением водителя.
Нарастающее недовольство выражается в серии коротких гудков . Одиночный короткий гудок - способ выражения благодарности.
Сигналы аварийной сигнализацией или поворотниками
Водитель автомобиля, мигающий аварийкой , в большинстве случаев выражает благодарность либо просит прощения.
Если на узкой дороге вы собираетесь идти на обгон по встречной, а впереди идущая фура показывает левый поворот , то не обгоняйте. Таким образом водитель фуры подсказывает, что дорога занята и обгон опасен. Если же у фуры горит правый поворотник , а машины прижимается к обочине, то путь свободен. Не забудьте поблагодарить водителя, включив аварийку.
Если автомобиль едет по встречной полосе, обгоняя автобус или фуру, с включенным левым поворотником , то он сообщает всем машинам сзади, что дорога свободна и можно обгонять.
В некоторых ситуациях у водителей не получается нажать на аварийку. В этом случае при необходимости поблагодарить кого-то или извиниться за опасный маневр, поочередно включите сначала левый, а затем правый поворотник.
Сигналы тормозом
Если на автомобиле перед вами прерывисто загораются стоп-сигналы , то возможно водитель предупреждает о соблюдении дистанции.
Будьте внимательны, трактуя условные сигналы водителей. Например, фура, показывающая правый поворотник на трассе, возможно, собирается просто остановиться. Убедитесь в безопасности маневра, а не просто ориентируйтесь на сигналы.
Максимально распространенный сигнал. Если вы видите, что встречные машины вам «подмигивают», то значит, что впереди стоят сотрудники ДПС. Иногда подобным образом предупреждают о других неприятностях на дороге – ДТП, например. В благодарность такому сигналу встречные автомобилисты обычно поднимают левую руку – «спасибо». Проехав «неприятное» место, многие подают такой же сигнал тем, кто едет по встречной.
Длительный дальний свет
Если встречные машины не «подмигивают» фарами, а включают дальний свет на продолжительное время, это означает, что вы слепите их своими фарами. Вероятно, вы забыли переключить дальний свет на ближний. Если вам в спину направляют поток дальнего света, значит, вас просят уступить дорогу. Необходимо включить правый поворотник и сместиться с полосы, пропуская спешащего водителя. Если же вы включите левый поворотник, значит пропустить не можете, потому что спереди едет другая машина, встречная занята или имеется другая преграда.
А вот в Европе, обычно, просят уступить дорогу не дальним светом в спину, а включением левого поворотника.
Еще один возможный вариант использования дальнего света - при условии, что по вашей полосе вам навстречу, обгоняя кого-то, движется машина с дальним светом. В данном случае это уже сигнал SOS . Водитель встречной машины просит вас либо снизить скорость, либо чуть прижаться к обочине, так как опасается, что не успевает завершить свой маневр.
Короткий сигнал дальним светом в пробке
Один короткий сигнал дальним светом в лицевую или боковую часть автомобиля в пробке означает, что водитель вас пропускает и дает возможность проехать. Этот сигнал полезен, например, когда вам нужно повернуть, а затор мешает вам совершить этот маневр.
Левый и правый поворотники у фур/газелей/грузовиков
Данная ситуация обычно встречается на однополосной двухсторонней дороге. Если вы видите, что крупногабаритный автомобиль подает сигнал левым поворотником, но по всей видимости не собирается перестраиваться, этот сигнал означает предупреждение: «Не стоит обгонять, впереди препятствие». Если у впереди идущего крупного авто зажегся правый поворотник, но автомобиль не собирается перестраиваться или сворачивать, это означает: «Можно идти на обгон, дорога свободна».
Мигание "аварийкой"
Мигающим знаком аварийной остановки можно поблагодарить водителя за то, что вам дали возможность перестроиться в плотном потоке, совершить обгон или пропустили на сложном участке дороги.
Частые короткие сигналы тормозными огнями
Многократные короткие сигналы тормозными огнями в пробке – знак того, что водитель впереди идущего автомобиля просит вас соблюдать дистанцию.
То, что знают не все
- Если водитель поднимает ладонь – он благодарит вас или приветствует, если скрещивает руки – то впереди вас пробка или авария с большим затором.
- Если у кого-нибудь неплотно закрыта дверь или между ней и корпусом что-то застряло, вы можете обратить внимание водителя, указывая рукой на его дверь. Хлопок рукой по воздуху означает, что у машины открыт багажник.
- Если водитель с помощью рук изображает мигание лампочки, это значит, что он напоминает о необходимости включить фары. Жест рукой в сторону обочины говорит о том, что машина неисправна: необходимо остановиться и проверить, в чем дело.
- Фига на водительском сленге – вовсе не проявление неуважения. Этот знак обычно показывают водителям крупногабаритных автомобилей (грузовиков, фур, «Газелей»), если в заднем двойном колесе застрял камень.
- Чтобы показать водителю, что у него спустило колесо, опишите кистью круг и укажите вниз. Чтобы предупредить о посте ГИБДД, помимо светового сигнала используют знак рукой: пальцами ударяют по плечу.
- Если у кого-нибудь открыт люк бензобака, можно предупредить об этом, указывая большим пальцем вниз. Указание пальцем на глаз говорит о том, что водитель забыл включить поворотник.