Одним из главных факторов, который негативно воздействует на дорожное покрытие и повышает вероятность возникновения аварии, является перегруз автомобиля. Причем эта вероятность существует как для грузового, так и для легкового автомобиля.
Какие конкретно риски существуют в случае перевоза на авто тяжелых грузов и какое наказание за это может последовать – об этом далее в статье.
Штраф за перегруз легкового авто
Легковой автомобиль выделен в отдельную категорию, поскольку требования к нагрузке осей и штрафы за это, установленные для грузовика, на него не распространяются. Но это не значит, что легковую машину можно безнаказанно нагружать по максимуму – это тоже является нарушением, ведь все риски и опасности в этом случае остаются теми же.
ВАЖНО! Применить штраф инспектор может только в том случае, если количество перевозимых в салоне пассажиров превышает допустимый предел.
Данный предел устанавливается заводом-изготовителем, но для его определения необязательно смотреть специальную документацию на авто. Определить максимально допустимое количество пассажиров можно и по наличию ремней безопасности – для каждого из них полагается один ремень.
Если данные требования не будут соблюдаться, к водителю будет применена следующая ответственность:
- штраф в размере 500 руб . – за несоблюдение правил перевозки;
- штраф величиной в 1000 руб . – за каждого пассажира в салоне, который не пристегнут.
То есть если посадить в четырехместную машину четырех пассажиров, то один из них окажется без ремня безопасности, поэтому водителю придется заплатить 1500 руб . Однако в некоторых случаях штраф может и не применяться – получится обойтись только предупреждением.
При перегрузе легкового авто так же, как и в случае с грузовым, оказывается негативное воздействие на различные детали и агрегаты, что приводит к их быстрому износу и повышает вероятность аварии. Для избежания всего этого нужно тщательно проверять вес перевозимого груза (особенно это касается водителей грузовиков) и убедиться, чтобы фактические данные совпадали с теми, что указаны в документации на товар. В противном случае избежать крупного штрафа не получится.
Штраф для грузового автомобиля
За нарушение установленных выше требований к водителю будет применяться штраф в соответствии со ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере:
- 1,5-2 тыс. руб. – в общих случаях;
- 10-15 тыс. руб. – для нарушителей, которые являются должностными лицами;
- 250-400 тыс. руб. – для предприятий.
ВАЖНО! В некоторых случаях штраф может применяться и при отсутствии у водителя специального разрешения на перевозку крупногабаритных грузов, если оно является обязательным.
Заплатить при этом придется от 2 до 500 тыс. руб. Кроме этого, штраф может быть наложен и в том случае, если водитель проигнорировал знак 3.11 или 3.12. Данные знаки ограничивают движение автомобилей с определенной полной массой или нагрузкой на каждую ось. Штраф за нарушение составляет 2-2,5 тыс. руб.
Еще одно нарушение касается предоставления недостоверной информации относительно габаритов груза, что стало причиной нарушения правил его перевозки. За это полагается штраф в сумме 5 тыс. руб. Для юрлиц и предпринимателей эта цифра возрастает до 250-400 тыс. руб.
ВАЖНО! Для получения информации о точной массе перевозимого груза проводится специальная процедура – контрольное взвешивание (замер). Определять эти данные «на глаз» инспектор ГИБДД не может.
Что представляет собой перегруз
Перегруз автомобиля (вне зависимости от того, легковой он или грузовой) – это такое явление, при котором нагрузка на переднюю и (или) заднюю ось транспортного средства превышает установленный предел. Осевая нагрузка, в свою очередь, это давление, которое оказывает та или иная ось на дорожное покрытие из-за высокой массы перевозимого груза.
Общая масса снаряженного автомобиля состоит из двух компонентов:
- вес самого ТС;
- масса транспортируемого груза.
ВАЖНО! При этом общая нагрузка авто высчитывается путем сложения давления передней и задней оси.
На практике соотношение между осями неодинаковое и большая нагрузка всегда приходится на заднюю, поскольку там расположен грузовой отсек. Максимально допустимая масса для каждого автомобиля определяется заводом изготовителем и указывается в соответствующих документах.
Возможные риски при перегрузе автомобиля
Ограничение по предельно допустимому весу груза, перевозимого в автомобиле, вводится не случайно. В случае нарушения установленных требований водителя ожидает серьезная опасность, которая может заключаться в следующем:
- Разбивание дорог. Это первая и главная причина, по которой запрещается перегружать автомобиль. Повреждение дорожного покрытия является не просто ущербом, но также повышает вероятность возникновения аварий, в том числе с участием других транспортных средств.
- Вероятность возникновения аварии при езде на старых мостах и конструкциях. Это также может привести к тому, что покрытие просто не выдержит давления и может быть разрушено, создавая опасность как водителю, так и другим автомобилям и людям.
- Удлинение торможения. Перегруженный автомобиль будет медленнее останавливаться, что может стать рискованным в случае угрозы ДТП. При резком торможении автомобиль может занести из-за повышенной неустойчивости авто. Особенно это опасно, если дорога мокрая и скользкая (при дождливой погоде или в гололед).
- Высокий износ частей самого автомобиля (сцепления, шин, тормозной системы). На плохой дороге или при неаккуратном управлении у автомобиля могут просто лопнуть рамы или амортизаторы.
ВАЖНО! Кроме всего этого, существует вероятность, что груз может выпасть из машины. Это также является аварийным риском, особенно если груз относится к категории опасных.
Это лишь основные факторы, подтверждающие, насколько рискованным может оказаться перегруз ТС. С целью предотвращения всех этих ситуаций к нарушителям может применяться штраф. Поэтому для отдельных категорий авто установлены максимально допустимые габариты и массы перевозимого груза, нарушать которые запрещено.
Максимально допустимая нагрузка на ось у грузового авто
В ГОСТах, в соответствии с которыми строятся дороги в РФ, содержатся требования относительно максимально возможной на них нагрузки. Такие же требования имеются и в Правилах дорожного движения, в соответствии с которыми все авто делятся на две категории:
- группа А – они не могут двигаться по скоростным дорогам, для них допускается использование только автодороги 1, 2 и 3 категорий;
- группа Б – такие ТС могут двигаться по любым видам автомобильных дорог, вне зависимости от их типа.
Для перечисленной выше максимальной нагрузки в законе предусмотрена допустимая погрешность в размере 5% . Все, что выше этого предела, уже считается нарушением.
Проведение контрольного взвешивания
Данная процедура проводится на контрольных пунктах проверки веса, которые специально устанавливаются на дорогах. Взвешивание может проводиться одним из данных способов:
- В динамике – в этом случае автомобиль взвешивается без остановки. Скорость движения при этом не должна превышать 5км/ч. Для определения массы машины используются поосные автомобильные весы. Основной недостаток этого способа – наличие погрешности при получении данных. В зависимости от ситуации она составляет от 0,5 до 3%.
- В статике – при этом машина полностью прекращает движение. Такое взвешивание позволяет наиболее точно определить полную массу транспортного средства.
Если в результате проведения процедуры было выявлено превышение закрепленного законом предела, по данному факту составляется акт в установленной форме. На основании данного документа к водителю применяется административная ответственность в виде штрафа, указанного выше.
С помощью штрафов за перегруз грузовых автомобилей государство борется c нарушителями законодательства, устанавливающего максимально допустимую массу автотранспортных средств при передвижении их по дорогам общего пользования. Угроза наложения штрафных санкций призвана усилить дисциплину владельцев и эксплуатантов большегрузных автомашин для того, чтобы все участники рынка грузоперевозок соблюдали нормативы, установленные в отечественных ПДД и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации.
Соблюдение требований законодательства необходимо в свою очередь для уменьшения количества перегруженных фур, которые во время следования по федеральным и региональным автотрассам разрушают дорожное покрытие и создают аварийные ситуации, зачастую сопровождающиеся человеческими жертвами. СМИ время от времени сообщают о смертельных ДТП с участием перегруженных фур. Это сильно беспокоит власти, в следствие чего были введены новые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году.
ВАЖНАЯ РЕМАРКА
В самом начале следует оговорить один важный информационный момент. В течение последних нескольких месяцев российское транспортное сообщество взбудоражено введением в действие системы «Платон», разработанной для взимания покилометровой платы с владельцев автомобилей с массой более 12 тонн. Многие водители и эксплуатанты тут же придумали себе оправдание, дескать, если я плачу в «Платон», то могу чувствовать себя спокойно в отношении перегруза.ЗАПОМНИТЕ!
Система «Платон» и штрафные санкции друг с другом никак не соотносятся. Как однажды выразился президент Путин, повторив известную поговорку, «мухи отдельно, котлеты отдельно». То есть уплата этой новой пошлины не освобождает от ответственности за превышение разрешённой массы большегрузного автотранспортного средства и не уменьшает размера штрафных санкций. Пусть это уточнение станет маленьким кирпичиком в фундаменте вашей юридической грамотности.
Что считается перегрузом – критерии
Каждый человек оценивает возможности автотранспортных средств по-разному. Именно поэтому один владелец автомобиля нагружает его в пределах нормы, другой – превышает её, и порой в несколько раз. Для того чтобы понять, перегружен данный конкретный автотранспорт или нет, была разработана система критериев, анализ которых позволяет инспекторам ГИБДД устанавливать факт перегруза.
Постановление российского правительства №272 от 15 апреля 2011 года, утвердившее Правила автомобильных грузоперевозок, устанавливает следующие допустимые массы одиночных автотранспортных средств:
- двухосные – 18 тонн;
- трёхосные – 25 тонн;
- четырёхосные – 32 тонны;
- пятиосные – 35 тонн.
Для прицепных и седельных автопоездов определены такие нормативы:
- трёхосные – 28 тонн;
- четырёхосные – 36 тонн;
- пятиосные – 40 тонн;
- шестиосные и выше – 44 тонны.
Если выявляется превышение этих предельных величин, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении и начисляет штраф за перегруз грузового автомобиля или прицепа. Определение степени перегруженности по фактической массе является основным, но не единственным критерием.
Нагрузка на колёсные оси
Для оценки перегруженности автотранспорта используется не только валовая масса, но и другой показатель – нагрузка на колёсные оси. Расчёт этого параметра требуется для определения степени ущерба дорожному полотну и риска разрушения транспортировочной тележки, которое влечёт за собой аварийную ситуацию.
Осевая нагрузка подсчитывается для конкретного автомобиля в зависимости от его собственной массы, количества осей и типа колёс (одно- или двускатные). Также играет роль межосевое расстояние, зависящее от длины тягача и прицепа. Эти расчёты, как правило, автоматизированы, и в интернете можно найти онлайн-калькуляторы для расчёта осевых нагрузок для автомашин определённых моделей и всех типов прицепной техники.
В зависимости от осевых нагрузок все автотранспортные средства подразделяются на две категории – А и Б. К первой группе относятся большегрузные автотранспортные средства, нагрузка которых на оси составляет от 6 до 10 тонн. Это тяжеловесные тягачи типа МАЗ, КрАЗ и подобные им, которые могут передвигаться лишь по трассам со скоростными ограничениями (I, II и III категорий). В группу Б включаются автомобили с осевой нагрузкой до 6 тонн. Это среднетоннажные грузовики, микроавтобусы и малолитражки.
Таким образом, наказанию за осевой перегруз могут подвергнуться не только владельцы больших грузовых машин. Данный момент касается всех эксплуатантов автотранспортных средств. В случае превышения осевой нагрузки можно получить штраф за перегруз газели и даже легкового автомобиля. Разумеется, здесь борьба идёт не с разрушением дорожного полотна – всё-таки легковушка, даже и перегруженная, не сможет причинить асфальтобетонному покрытию существенного ущерба. В этом случае контроль нагрузки на оси проводится для предупреждения аварийных ситуаций, особенно, в городских условиях.
Владельцам малолитражных машин и пассажирских микроавтобусов не следует обольщаться и чувствовать себя недосягаемыми для наказания за перегруженность. Да, строго формально специальной статьи в КоАП РФ на этот счёт не существует. Однако штрафные санкции могут быть применены, если не по общей массе, то по превышению нагрузки на оси. Кроме того, для машин категории Б, предназначенных для перевозки пассажиров, дополнительным критерием перегрузки является количество пассажиров в салоне – за этим инспекторы ГИБДД следят очень пристально.
Актуальные размеры штрафов за перегруз грузовых автомобилей в 2017 году
Перейдём к самому животрепещущему моменту, расскажем, какой штраф за перегруз грузового автомобиля установлен властями в этом году. Его размер определяется статьёй 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафных санкций зависит, прежде всего, от того, получено ли разрешение на передвижение данного грузового автомобиля по конкретной автотрассе.
При наличии такого документа на участников грузоперевозки, допустивших нарушение, накладываются следующие штрафные санкции (тыс. руб.):
Перегруз |
Водители |
Должностные лица |
Юридические лица |
Собственники автотранспорта |
2-10% |
1-1,5 |
10-15 |
100-150 |
|
10-20% |
3-3,5 |
20-25 |
200-250 |
|
20-50% |
4-5 или лишение прав на 2-3 мес. |
30-40 |
300-400 |
|
св. 50% |
45-50 |
400-500 |
В том случае, если разрешение на перевозку не оформлялось, то штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году будут следующими (тыс. руб.):
Перегруз |
Водители |
Должностные лица |
Юридические лица |
Собственники автотранспорта |
2-10% |
1-1,5 |
10-15 |
100-150 |
|
10-20% |
25-30 |
250-300 |
||
20-50% |
5-10 или лишение прав на 2-4 мес. |
35-40 |
350-400 |
|
св. 50% |
7-10 или лишение прав на 4-6 мес. |
45-50 |
400-500 |
Примечание. Под перегрузом понимается разница между фактической и разрешённой массой автомобиля (нагрузкой на оси).
Кроме назначения штрафных санкций, инспектор ГИБДД может применить более жёсткое наказание – запрет дальнейшего передвижения транспортного средства. В этом случае машина либо ставится на штрафную стоянку, либо блокируется с помощью специальных технических приспособлений.
Перегруженное автотранспортное средство задерживается до тех пор, пока не будет устранено нарушение. Если груз является делимым, то перегруз устраняется путём перемещения его части на другой автомобиль. При неделимости перемещаемых объектов изыскиваются другие способы.
Иные ответственные стороны
Согласно ст.12.21.1. КоАП РФ штрафу за перегруз грузового автомобиля подвергаются не только сотрудники транспортной компании, чья машина была «поймана» с избыточным грузом. В соответствии с п. 8, 9 и 10 указанной статьи наказанию подлежат и грузоотправитель, предоставивший неправильные сведения о массе груза, что привело к перегруженности, и фирма, которая осуществляла погрузку объектов перевозки на борт транспортного средства. Максимальный размер штрафа для них составляет 400 тыс. руб.
Нарушение ПДД
Ну и, конечно, штрафные санкции накладываются на водителя в классической ситуации – когда он проехал под знак, ограничивающий массу автомобилей на данном участке автомагистрали. При этом взимается штраф в фиксированном размере 5 тыс. руб.(п.11 ст.12.21.1 КоАП РФ).
Уточним, что все эти наказания накладываются только в том случае, если не было оформлено специальное разрешение на грузоперевозку, либо были нарушены условия, указанные в этом разрешении.
Специальное разрешение на грузоперевозку
Разрешение на грузоперевозку представляет собой специальный документ, выдаваемый перевозчикам владельцами автомагистралей. Обычно это федеральные, региональные и муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации. Разрешение выдаётся только на одну грузоперевозку. В нём указываются сведения о транспортном средстве, характеристики груза, маршрут и сроки транспортировки.
Документ является платным. Размер платы за разрешение устанавливается властями субъекта РФ, по территории которого пролегает путь грузоперевозки. Эти деньги идут на возмещение ущерба дорожному полотну. Наличие разрешения на грузоперевозку определяет, какой штраф за перегруз будет наложен на участников данной конкретной грузовой транспортировки. Из приведённых выше таблиц видно, что при оформлении документа транспортные компании сберегают существенные денежные средства на уплате штрафных сумм.
Наличие разрешения не связано с системой «Платон». Некоторые участники рынка грузоперевозок ошибочно считают, что получение документа освобождает их от уплаты этого дополнительного налога. Это не так. Взнос «Платону» придётся делать в любом случае.
Взвешивание для определения штрафа за перегруз грузового автомобиля
От правильности определения массы зависит правомерность назначения штрафных санкций. Именно поэтому введено в действие два механизма взвешивания автотранспортных средств – статический и динамический. При возникновении спорных ситуаций один способ дополняется другим, что позволяет достоверно установить факт перегруженности автомашины или, наоборот, подтвердить его отсутствие.
Для взвешивания транспорта оборудуются специальные пункты, на которых устанавливается весовое оборудование. Они могут быть не только стационарными, но и передвижными. Современная весовая платформа уже не является массивной конструкцией. Выпускаются облегчённые модификации, которые могут перевозиться едва ли не легковым транспортом и монтироваться практически в любом месте трассы.
Таким образом, сегодня совсем не обязательно для взвешивания автомобиля отклоняться от маршрута грузоперевозки. Выездной пост ГИБДД может установить факт перегруза прямо на дороге. Если водитель не согласен с результатами такой проверки, то во избежание штрафа за перегруз грузового автомобиля он вправе потребовать повторного взвешивания на стационарном пункте.
Очень важный аспект взвешивания заключается в погрешности определения массы автотранспортного средства. Законодательно установленное допустимое отклонение составляет 5% от измеренного веса машины. Кроме того, требованием к весовому оборудованию является наличие документа о его поверке в специализированной метрологической лаборатории.
Статическое и динамическое взвешивание
Статическое взвешивание предполагает определение массы неподвижно стоящего автомобиля. Это наиболее точный метод. При этом способе машина въезжает на весовую платформу и фиксируется на ней. Из полученной массы брутто вычитается собственный вес автотранспорта, определяемый по паспорту. Информация об измерениях записывается в память компьютера и используется в дальнейшем для определения размера штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2017 году. Данные могут передаваться через интернет в единую систему учёта штрафных платежей для более эффективного контроля.
Динамическое взвешивание выполняется при движении автотранспортного средства по платформе, оснащённой специальными датчиками. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Датчики последовательно фиксируют массу при прохождении каждой колёсной пары. Затем специализированное программное обеспечение по особой формуле вычисляет результирующую нагрузку на каждую ось. При расчётах учитывается тип транспорта, количество осей, вид колёс и прочие факторы.
Можно ли не платить штраф за перегруз?
Юридическая практика показывает, что оспорить в суде решение о взыскании практически невозможно. Однако такая вероятность остаётся всегда. Во всяком случае, законодательство не запрещает собственнику автотранспорта обжаловать штрафные санкции в судебном порядке. Поскольку штраф за перегруз грузового автомобиля в 2017 году представляет собой очень большую сумму, владельцу машины целесообразно хотя бы предпринять попытку отменить наказание.
Как и ранее, в 2017 году на предоставление соответствующим образом оформленных возражений отводится 10 дней. Основаниями для обжалования штрафа могут быть неправильности в оформлении протокола, а также неточности взвешивания. Юридически грамотное составление документа может помочь в разрешении этой ситуации.
Штрафы за перегруз грузовых автомобилей и оборудование системы Платон
В самом начале мы сказали, что штрафы за перегруз в 2017 году никоим образом не связаны с системой «Платон». Да, это так, но её оборудование вполне может использоваться для контрольных функций. На заседании Минтранса РФ, состоявшемся 27 февраля текущего года, было принято решение о создании к 2021 году на трассах федерального значения около 400 пунктов, где будет осуществляться автоматическое взвешивание большегрузов без их остановки. При этом с помощью камер «Платона» будет вестись фото- и видеосъёмка.
Такой механизм позволит организовать тотальный контроль фактов перегруженности автотранспортных средств. Власти рассчитывают таким образом обеспечить исполнение обязательств по уплате штрафов за перегруз грузового автомобиля. Остаётся надеяться, что намеченные меры окажутся результативными и повысят дисциплину игроков транспортного рынка, а если шире, то вообще всех участников дорожного движения. Как следствие, наши дороги станут более безопасными и комфортными для передвижения.
Одним из факторов, влияющих на разрушение асфальтного покрытия на дорогах, является перегруженный автомобиль. Увеличенный вес машины создает нагрузку на дорожное полотно, которое не рассчитано на такую массу. Соответственно, сроки эксплуатации дорог значительно сокращаются.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
По подсчетам, около 20% транспорта выезжает на трассу с перегрузом на оси, не имея при этом документов на дополнительный груз, которых хоть материально, но компенсировали урон асфальтному покрытию.
Бороться с перегрузом в законодательстве решили с помощью административного наказания в виде штрафов, которые имеет право выписать инспектор ГИБДД при проверке машины. Данные ограничения касаются как грузовых, так и легковых автомобилей.
Что означает
Нагрузка на ось – один из важных показателей ТС, это нагрузка от веса всего авто, которую передает на дорожное покрытие по оси его каждое колесо.
Масса транспортного средства, которая давит на полотно дороги, состоит из суммы нагрузок передней и задней его осей.
При чем масса нагрузки от задней оси чаще всего превышает нагрузку от передней, так как грузовой отсек у автомобиля находится в задней части. Передняя часть ТС состоит из кабины и силового агрегата.
Перегруз ТС влечет за собой такие последствия:
- разрушения дорожного полотна и мостов;
- провоцирование аварийный ситуаций;
- падение груза или опрокидывание авто;
- увеличение тормозного пути (возможны заносы и т.д.).
В зависимости от назначения участка дороги, на нем может стоять ограничение по провозимому весу грузовых авто. Понять, есть ли запрет, можно по знакам 3.11 и 3.12 (размер веса может меняться):
Если данный знак стоит на дороге, а масса авто явно больше, лучше объехать этот участок по другому пути, где разрешается провозить более тяжелые машины, иначе грозит штраф за перегруз. Ответственен за перевес машины всегда водитель.
В каком законе прописано
Государству важно иметь четкие законы и правила, регламентирующие порядок перевозки грузов по дорогам страны, во избежание лазеек и разногласий при нарушениях.
В законодательстве РФ такими документами являются:
- от 2007 года. Это основной документ, регламентирующий правила транспортировки грузов по территории России. В нем указаны понятия превышение веса у грузового транспорта, осевая нагрузка и ее допустимые пределы, пользователи автодорог и т.п.
- от 1998 года устанавливает порядок контроля международных перевозок и ответственность, которую понесет водитель при его нарушении.
- определяет перечень опасных грузов и устанавливает правила их перевозки.
- указывает на правила перевозки крупногабаритных и опасных грузов и прописывает наказание за их нарушение.
- от 2009 года определяет размер ущерба от перегруза и правила возмещения вреда.
- Раздел 23 обозначает общие требования к перевозке грузов:
- п. 23.1 указывает на то, что масса груза, который перевозиться автомобилем, и нагрузка на его оси, не превышает установленных изготовителем показателей. Количество перевозимого веса определяется из характеристик ТС и называется его грузоподъёмностью. Если речь идет о легковом авто, то учитывается еще количество пассажиров, а в автобусе — его предельная вместимость.
- п. 23.2 определяет ответственность водителя перед началом и в процессе движения вести контроль размещения, крепления и состояния перевозимого груза, чтобы избежать возможности его падения и создания аварийной ситуации.
- п. 23.3 перечисляет условия, при которых допускается перевозка груза. Он не должен мешать водителю вести машину, нарушать устойчивость или обзор, загрязнять окружающую среду и создавать шум.
- п. 23.4 прописывает размеры крупногабаритного груза: более 1 м сзади ТС или 40 см по бокам. В этом случае необходимо обозначит груз специальным знаком, а вечером повесить фонари или светоотражатели.
Сколько попыток взвешивания
Многие водители при перевозке больших грузов не оформляют на это разрешение, поэтому с целью предотвращения правонарушений, осуществляют контроль за перегрузом транспортного средства по всем его осям.
На территории России существуют как стационарные посты для взвешивания авто, так и передвижные (динамические).
Последние выглядят, как фургоны, и могут при необходимости передвигаться, давая возможность совершать контроль массы грузовика практически в любом месте.
Взвешивают ТС средство и во время передвижения, и в стационарном положении. При взвешивании неподвижного грузовика получают наиболее точный его вес и нагрузку на оси.
А во время движения может быть погрешность от 0,5 до 3%, при этом ТС необходимо ехать со скоростью 5 км/ч и подстроиться под специальные датчики.
Поэтому если при динамическом взвешивании масса авто оказалась перевешенной, грузовик останавливают и направляют в стационарный пост для повторного взвешивания.
Если перегруз подтвердится хотя бы на одну из осей, то водителю будет выписан штраф. В акте о правонарушении фиксируются обе цифры.
При контрольном взвешивании водитель должен убедиться, что все должностные лица имеют на это разрешение и сертификаты, а оборудование находиться в исправном положении.
В дальнейшем планируется установка автоматических систем на дорогах, которые будут фиксировать нагрузку на оси даже при скорости 140 км/ч, а уведомление о перегрузе будет высылаться по почте.
Размеры штрафов за перегруз на ось
При нарушении правил перевозки грузов и перегруза осей грузового автомобиля, штраф имеет право выписать сотрудник ГИБДД.
Размеры штрафов для физический, должностных и юридических лиц отличаются между собой, и прописаны в ст. 12.21 КоАП РФ.
Стоит отметить, что в некоторых регионах страны могут быть свои правила, касаемые перевозки тяжелых грузов в летнее время (май-август), поэтому при планировании маршрута стоит внимательно все изучить.
В зависимости от количества веса или размеров груза, на который идет превышение установленных параметров, величина штрафа будет возрастать. При особо сильных нарушениях грозит и лишение водительских прав.
Для юридических лиц
На юридические и должностные лица возлагается большая ответственность при нарушении правил перевозки грузов, так как водитель в основном наёмный человек и выступает в данном случае физическим лицом.
Величина штрафов в зависимости от размера перегруза:
Перегруз, % | Штраф для должностного лица, рубли | Штраф для юридического лица, рубли |
2-10 | 10-15 тыс. | 100-150 тыс. |
10-20 | 25-30 тыс. | 250-300 тыс. |
20-50 | 35-40 тыс. | 350-400 тыс. |
Более 50 | 45-50 тыс. | 400-500 тыс. |
Если в разрешении на перевозку груза специально был указан неверный вес (другими словами – недостоверные данные), должностное лицо обязано уплатить штраф 80-100 тыс. рублей , а юридическое – 250-400 тысяч .
При каких-либо других нарушениях, должностным лицам выписывают штраф 5-10 тысяч руб. , юридическим – 50-100 тыс .
Для физических лиц
Физическим лицом в случае грузовых перевозок выступает водитель транспортного средства, за исключением случаев, когда он оформлен как индивидуальный предприниматель.
В первую очередь он ответственен за груз, который везет, потому при перевозке должен проследить, нет ли перегруза и правильно ли оформлены документы (бывают начесные наниматели, которые скрывают фактический вес груза).
В случае нарушений по осевой нагрузке, ему грозят такие штрафы или лишение прав:
Перевозка тяжелого и крупногабаритного груза должна сопровождаться соответствующими разрешениями. Если таковых у водителя не будет, ему выпишут штраф в размере от 2 до 500 тысяч рублей .
Предоставление водителем недостоверных данных о весе груза, наказывается штрафом в 5000 рублей . До уплаты штрафа грузовик или блокируют на обочине дороги, или отправляют на штрафстоянку, чтобы водитель не продолжил нарушать закон.
Если же вес груза в норме, но водитель проехал по дороге, где грузоперевозки запрещены и это указано на специальных знаках, полагается штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей .
Прочие нарушения правил грузоперевозки могут стать причиной штрафа в 1-1,5 тыс. рублей .
Что касается легкового авто, то по нему нет отдельно прописанных штрафов при перегрузе. Но машина попадает под п. 22.8 ПДД, где указано, что при перевозке пассажиров и багажа, должны учитываться характеристики авто, заявленные производителем, и их нарушение наказуемо.
За не пристёгнутого пассажира, а каждый лишний человек в машине будет таковым, полагается штраф в 1000 рублей. Нарушение общих правил перевозки – 500 рублей.
Несоблюдение правил перевозки пассажиров в авто имеет даже больше последствий – машину легко заносит, что может стать с человеческими жертвами.
Какая допустимая
Допустимой нагрузкой ТС является сумма всех нагрузок на его оси. Существует две классификации грузовых авто:
В зависимости от группы, устанавливается разный размер допустимой нагрузки:
Промежуток между осями, м | ||
Больше 2х | 10 | 6 |
1,65-1,2 | 9 | 5,7 |
1,65-1,35 | 8 | 5,5 |
1,35-1 | 7 | 5 |
Меньше 1го | 6 | 4,5 |
Законодательством установлены предельные значения перегруза для грузовых авто:
Если масса перевозимого груза увеличена, его владелец должен предпринять такие действия:
- получить разрешение на транспортировку груза;
- сообщить маршрут поездки;
- оплатить компенсацию за ущерб дорожному покрытию.
Служит причиной порчи дорожного полотна, а также может повлечь за собой , так как тяжелое ТС легко заноситься, дольше тормозит и может перевернуться.
Для компенсации вреда дорожному покрытию, если имеется перегруз, об этом надо сообщить и уплатить определенную сумму.
При игнорировании этого пункта, водителю ТС могут выписать штраф за перегруз, а в случаях с очень большим весом – лишить прав.
Поэтому важно перед поездкой проверять соответствие веса в документах, фактической массе, так как несоответствие так же наказуемо штрафом, а ответственность за перегруз лежит в первую очередь на водителе.
Видео: Анализ штрафа за перегруз осей (www.TLrun com)
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
Перегруз авто довольно нередкое явление. Он может быть вызван как коммерческим интересом, когда водитель за один рейс хочет привести все необходимое, так и простой, бытовой ленью – водитель не хочет кататься несколько раз. В любом случае это опасное явление, с которым нужно бороться. А, штраф за перегруз грузового автомобиля, как впрочем, и легкового автомобиля отнюдь не редкость.
Опасность перегруза грузового автомобиля, как и легкового, заключается в следующем:
- в износе транспортного средства;
- разрушение асфальта, покрывающего дороги;
- тормозной путь удлиняется, что увеличивает риск аварий, особенно в зимний период, при резком торможении увеличивается вероятность заноса;
- увеличивается расход бензина;
- снижение маневренности транспортного средства.
Это самые основные последствия, однако, далеко не единственные. Очень часто, перегруз автомобиля влечет за собой аварии, заканчивающиеся летальным исходом.
Внимание! Обычно превышение массы игнорируют владельцы грузовых автомобилей. Согласно данным статистики, больше чем двадцать процентов этих транспортных средств передвигается, нарушая заданные стандарты по максимально допустимому весу грузов.
Опасность заключается также в том, что при перегрузе высокая вероятность выпадения груза из автомобиля. Это создаст аварийную ситуацию на дороге. Более того, опасные грузы лишь увеличат количество жертв.
Важно! Поэтому законодательные ограничения в весе введены отнюдь не случайно. Если данные правила нарушаются, то согласно законодательству к нарушившему применяется штраф.
Допустимые нагрузки
Для каждого вида средства передвижения существует свой, максимально допустимый размер груза. Исчисляется он в зависимости от того, какая наибольшая нагрузка возможна на ось авто.
Она же зависит от того, что ГОСТы, на основании которых осуществляется строительство дорог, включают в себя требования, в которых указана максимально возможная нагрузка. Эти требования можно найти в ПДД.
Помимо этого, на вес груза оказывают свое влияние расстояние, на котором расположены оси.
В целом максимальный вес, можно определить исходя из того, какое расстояние меж осями, и из того, какая для них установлена максимальная нагрузка.
Для грузового автомобиля
Так, для грузового автомобиля, расстояние, меж осями которого до одного метра, максимально возможный груз равен шести тоннам.
Если это расстояние от метра до метра тридцати пяти сотых, то вес увеличивается до семи тонн.
Когда расстояние между осями от одного метра тридцати пяти сотых до одного метра шестидесяти пяти сотых, допустимая масса груза равна восьми тоннам.
Расстояние колеблется от одного метра шестидесяти пяти сотых до двух метров? Тогда грузовой автомобиль можно нагрузить на девять тонн.
И, если расстояние меж осями равно двум метрам, максимально возможный груз равен десяти тоннам.
Для легкового автомобиля
Принцип расчета остается таким же.
Если расстояние меж осями до одного метра максимально возможный груз должен быть не больше четырех с половиной тонн.
Когда расстояние колеблется от одного метра до одного метра тридцати пяти сотых, груз не должен, быть тяжелее пяти тонн.
Если расстояние от одного 1,35 до 1,65 метра, то груз не должен превышать пяти с половиной тонн.
Оси на расстоянии от одного метра шестидесяти пяти до двух метров, то вес не больше пяти целых семи десятых тонн.
И, если расстояние равно двум метрам груз должен быть не больше шести тонн.
Как проверяют наличие превышения массы?
Для того чтобы определить есть ли на вашем транспортном средстве перегруз потребуется специальное оборудование.
Проверка будет происходить в форме взвешивания автомобиля. Сделать это возможно двумя способами:
- В статике. Первый способ заключается в том, что автомобиль должен полностью остановиться, после чего происходит его взвешивание.
- В движении. Для второго способа необязательна полная остановка, однако, скорость должна быть не больше пяти километров в час. После чего фиксируется вес авто с помощью весов. Для этого используются специальные поосные весы для автомобилей как грузовых, так и легковых.
Разница между этими способами, как очевидно, заключается в том, что для первого необходима полная остановка авто.
Кроме этого, разница также заключается в погрешности измерений. Первый способ максимально точный, для второго же характерны погрешности от половины, до трех процентов.
Полученные результаты сверяются с источником, где указаны допустимые величины грузов для каждого конкретного вида транспортного средства.
Внимание! Между показателями могут быть различия, не превышающие пяти процентов. Это объясняется погрешностями в измерениях.
Если на вашем авто был обнаружен перегруз, придется оплатить штраф.
Санкции за нарушение
Важно! За перегруз грузового автомобиля, как и легкового, водитель должен выплатить штраф. Он изменяется из-за разных критериев.
Например, оттого, кто виноват, физическое, или юридическое лицо. Если нарушение было сделано физическим лицом, то водитель должен выплатить штраф в размере от пяти до десяти тысяч.
Превышение допустимой массы может изменяться на пять процентов, от цифры, указанной в источнике. В случае если масса окажется значительно больше, возможен запрет дальнейшего движения, и машина может отправиться на штраф стоянку.
В случае если нарушение было сделано юридическим лицом, или индивидуальным предпринимателем размер штрафа значительно возрастает. Причем, выплачивать его будет не сам водитель, а должностное лицо, отправившее водителя в дорогу.
Именно на должностное лицо будет наложена ответственность, и именно это должностное лицо, обязано понести наказание.
Для индивидуального предпринимателя отсутствие регистрации в качестве юридического лица не будет причиной для освобождения от ответственности.
Размеры штрафа колеблются от двухсот пятидесяти, до четырехсот тысяч. Окончательный размер будет зависеть от степени перегрузки транспортного средства.
Внимание! Штрафы за перегруз грузового автомобиля 2017, безусловно, значительны. Они были установлены для того чтобы перегрузка авто в деятельности организаций приводила к убыткам, превышающим прибыль.
Груз больших габаритов
Перевоз этих грузов разрешается лишь по разрешению. Этот вид можно разделить на два типа:
- с осевой нагрузкой;
- с габаритами, равными авто или же длиннее его.
Перевоз грузов больших габаритов регламентируется ПДД и другими, специальными актами. Основание для таких перевозок – разрешение. Оно может быть одноразовым или длительным по сроку действия.
После того как разрешение было получено, нужно осуществлять перевозки, соблюдая ряд правил:
- не отклоняться от заранее установленного маршрута;
- не превышать максимально разрешенную скорость;
- прекращать движение в гололед, дождь или если видимость становится менее ста метров;
- не осуществлять передвижение по обочине, исключение – когда это оговорено в разрешение;
- останавливаться только в специально обозначенных для этого местах;
- при возникновении неисправности, которая может повлечь за собой аварийную ситуацию, остановить движение.
Возможно, ли оспорить решение?
Оспорить выплату штрафа, безусловно, возможно.
Если вы уверены, что штраф был наложен на вас не справедливо, то необходимо бороться за его отмену.
В качестве аргументов, которые помогут вам отстоять свою позицию могут выступать:
- документы, в которых приводится взвешивание транспортного средства до его отправки в дорогу;
- доказательства, подтверждающие тот факт, что весы работают неисправно;
- нечеткость составленного протокола;
- действия не по регламенту инспектора ГИБДД.
Штраф за перегруз легкового автомобиля и перегруз грузового автомобиля довольно распространен. Их большие размеры кажутся автолюбителям грабительскими, однако, они защищают состояние дороги, и самих участников дорожного движения.
Не забывайте, что перегруз грузового автомобиля, как впрочем и легкового, крайне опасен.
На дорогах мы постоянно встречаем грузовые машины, которые еле-еле едут из-за того, что доверху наполнены какими-либо материалами. И тогда в голове невольно возникает вопрос, может быть все наши беды, связанные с плохими дорогами как раз случаются по вине не в меру тяжелых грузовых автомобилей? Да, перевозка грузов на дальние расстояния - это бизнес очень прибыльный и выгодный в настоящее время. И нередки случаи, когда доверху, свыше всех пределов нагружают одну фуру, вместо того, чтобы безопасно загрузить две.
Перегруз грузового автомобиля
Что может грозить таким злостным нарушителям правил дорожного движения? Сколько можно перевозить единиц груза? Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году? На эти вопросы мы ответим в нашей статье.
Вообще, давайте для начала посмотрим, какие последствия могут быть у перегруза грузового автомобиля:
- Топливо и другие машинные вещества расходуется более интенсивно и быстро
- Коробка передач, тормозная система, сцепление, подвеска, осевая, замок седла - все это из-за чрезмерной нагрузки изнашивается в разы быстрее
- Стирается рисунок на резине, что приводит к уменьшению маневренности грузового автомобиля
- Трескается, деформируется и проламывается покрытие автодороги. А мы знаем, что это одна из главнейших головных болей государства, на излечение которой тратятся очень большие ресурсы бюджета РФ
По вышеуказанным причинам в правилах дорожного движения присутствуют разные виды наказаний и штрафов за перегруз грузового автомобиля. Чтобы ознакомиться с официальным государственным источником, откройте КОАП на статье под номером 12.21. Давайте детально изучим каждый пункт.
Штрафы ГИБДД за перегруз грузового автомобиля в 2017 году
Штрафы ГИББД за перегруз грузового автомобиля опираются в своих требованиях на такое понятие как «допустимая нагрузка на ось». Все дело в том, что грузовик давит на дорожное покрытие, как мы знаем, колесами. Именно поэтому необходимо знать силу этого давления, чтобы оценить ущерб дорожному полотну от перегруженного грузовика. Для этого придумали некую классификацию и систему, которая делит грузовые транспортные средства на две части: группа А и группа В. Но прежде, чем подробно рассмотреть эти группы, надо также озвучить и классификацию трасс. Автодороги 1ой - 3ей категории - это всем нам привычные не скоростные участки, которые имеют до четырех разделенных полос в одном направлении.
Другие виды дорог мы привыкли называть скоростными трассами и магистралями. Автомобили группы А могут ездить только по автодорогам первой, второй и третьей категории. Транспортные средства, которые относятся к группе В, могут беспрепятственно ездить по всем видам дорог. Для машин группы А «законная» цифра нагрузки на ось может быть от шести тонн и до десяти тонн (тут все зависит от расстояния, на котором друг от друга находятся оси). Автомобили группы В могут по закону нагружать свою ось от четырех с половиной тонн и до шести тон. Если же вышеприведенные цифры превышаются более чем на 5%, то не миновать штрафов и взысканий. Смотрим КОАП на статье под номером 12.21 и видим следующие штрафы за перегруз грузового автомобиля:
- Водитель получает от 1500 рублей до 2000 рублей;
- Сотрудник компании, который разрешил выезд грузовому автомобилю с перегрузом получает штраф от 10 000 рублй до 15 000 рублей;
- Юридическое лицо, то есть компания, которой принадлежит транспортное средство, получает гигантский штраф в размере от 250 000 до 400 000 рублей;
- Почему такие суровые штрафы за перегруз автомобиля, спросите вы? Дело в том, что перегруженный тяжелый транспорт - это угроза не только автодорожному полотну, но и другим автомобилям, так как из-за перегруза грузовик теряет маневренность, теряет возможность резкого тормоза, что в разы увеличивает его тормозной путь.
Как определяют штраф за перегруз грузового автомобиля?
Естественно, мы не можем себе представить такую ситуацию, когда инспектор ДПС на глаз определяет процент перегруза грузового авто. Такое попросту невозможно. Исключением является, когда инспектор ДПС просматривает рессоры, чтобы увидеть насколько они изогнулись под тяжестью перевозимых материалов. Вы, наверное, не раз встречали на дорогах, так называемые, пункты взвешивания ГИБДД. Инспектор ДПС может настойчиво попросить вас въехать на эти весы и в случае нарушения процента разрешенного перегруза, вы отгоняете свой грузовик и идете оформлять протокол нарушения правил дорожного движения. Взвесив ваш автомобиль и проверив ваши документы, инспектор сможет сделать вывод о том, совпадают ли цифры на бумаге с реальными цифрами веса. Если присутствуют расхождения в сторону перегруза, то здесь уже предусмотрены следующие штрафы за неверную информацию в бумагах:
- Водитель получает штраф в пять тысяч рублей
- Тот, кто отправил водителя с «липовыми» документами получает от десяти до пятнадцати тысяч штрафа
- Компания, которая организовывает эту перевозку, получает штраф от 250 000 рублей до 400 000 рублей
Если вам все-таки необходимо перевезти какой-то опасный или тяжеловесный груз на большое расстояние, то шагайте в Автодор и пытайтесь получить нужное разрешение. Именно там вы сможете сделать «легальным» ваш маршрут, вашу массу, вес, ваше содержимое и так далее. Но помните, что в случае успешного согласования, любое ваш «шаг вправо, шаг влево» будет караться новыми санкциями и штрафами.
Штраф за перегрузку грузового автомобиля при нарушении дорожного знака
Знак под номером 3.12 означает ограниченную нагрузку на ось. Если вы знаете, что ваша нагрузка переваливает за норму, то двигаться дальше по трассе с таким знаком мы вам не рекомендуем. Штраф за перегруз в таком случае достигнет 2000 рублей или 2500 рублей. Конечно, заплатить придется только в том случае, если у вас нет соответствующего документа от Автодора. Помимо этого, ваш перегруженный грузовой автомобиль могут, причем вполне законно, отправить на штрафстоянку до момента устранения перегруза. То есть вам, в таком случае, придется ждать помощи другого транспортного средства, которое заберет у вас часть груза.