Как выяснила «Газета.Ru», в Минпромторге назвали точную дату запуска новых госпрограмм по поддержке потребительского спроса на новые автомобили. Как рассказал «Газете.Ru» информированный источник, а позже подтвердил глава Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев, госпрограммы «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль» «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» заработают с 1 июля 2017 года.
Всего на них выделят 7,5 млрд руб. Разделить бюджетные средства планируется пополам — на кредитные (легковые автомобили) и на лизинговые (тяжелая техника).
Дилеры оценивают, что таким образом по наиболее актуальным для покупателей легковушек программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» получится продать около 40 тыс. транспортных средств до конца года.
При этом не исключается, что если программы будут востребованы, то на них выделят дополнительные средства. Отметим, что ограничение по цене автомобиля, который можно купить на льготных условиях, составит 1,45 млн руб., хотя ранее дилеры и просили увеличить пороговую цену до 1,6 млн руб.
Как рассказал информированный источник «Газеты.Ru», окончательное решение по запуску программ было принято вечером в среду, 7 июня, на встрече представителей Минпромторга с автодилерами и ведущими автобрендами.
Как, в свою очередь, пояснил глава РОАД Олег Мосеев, действие запущенных ранее кредитных программ по субсидированию процентных ставок сохраняется. При этом на них «накладывается» действие дополнительных льгот по «Первому» или «Семейному» автомобилю.
«По кредитным программам клиент получает дополнительную 10-процентную скидку на автомобиль, — сказал Мосеев.
— То есть помимо субсидирования процентной ставки полагается 10-процентный дисконт от стоимости автомобиля. Нам приводили примеры, что если автомобиль стоит 1,45 млн руб., то скидка на него составит 145 тыс. руб.
По лизинговым программам к этим 10 процентам скидки добавляется еще 2,5-процентный дисконт».
Стать участником программы «Первый автомобиль» может любой клиент без ограничений по возрасту, главное, чтобы машину он покупал впервые. А на скидку по программе «Семейный автомобиль» можно будет рассчитывать тем, у кого в семье двое малолетних детей.
«Вопрос в конечной сумме, которую направят на эти цели, — сказал Мосеев «Газете.Ru», то есть на кредитные и лизинговые программы придется по 3,75 млрд.
— Эта сумма немаленькая, но в предыдущие годы если подобные программы показывали свою эффективность, то финансирование увеличивали. И поэтому такой шанс есть и сейчас. Что касается пороговой суммы в 1,45 млн — это вполне нормально, хотя мы просили больше. В эту сумму могут уложиться не только «АвтоВАЗ», но и Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda и другие марки, которые имеют локализованное производство в России. Поэтому список участников очень большой. И очень хорошо, что деньги выделяются не производителю, а сразу клиенту через банк.
Сработает рыночный механизм выбора товара — хочешь Hyundai, хочешь Lada, все равно идешь в банк и выбираешь, что тебе нравится».
Напомним, что на возможность приобрести автомобиль в кредит по сниженным процентным ставкам в этом году выделили 10 млрд руб. Чиновники уверены, что такие меры убедят россиян приобрести как минимум 350 тыс. новых автомобилей в кредит. Для того чтобы получить обещанную скидку до 6,7 процентного пункта, нужно соблюсти ряд условий. Во-первых, изначально ставка банка не должна превышать 18% годовых. Во-вторых, транспортное средство может быть только 2016 или 2017 годов выпуска. Также при его покупке нужно обеспечить залог и внести предоплату не менее 20%.
При этом срок действия договора не может превышать 36 месяцев.
Как заявил в беседе с «Газетой.Ru» аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, основными бенефициарами решения Минпромторга являются производители с высоким уровнем локализации.
«Интересны данные инициативы министерства тем, что это, пожалуй, если не первый за последние годы, то очень редкий случай, когда министерство вспомнило про нужды и потребности производителей коммерческих автомобилей, грузовиков и тяжелой техники, дела у которых также на протяжении последних двух лет идут откровенно неважно, — сказал Яковенко.
— Коммерческие автомобили, не вполне заслуженно выпадавшие ранее из поля зрения Минпромторга, также требуют внимания. Я думаю, что малый бизнес на ура воспримет новую программу.
Однако структура финансирования программы выглядит несколько непонятно. К примеру, стоимость автокрана «Галичанин» на базе «КамАЗа» составляет почти 6,5-7 млн руб., это примерно восемь легковых автомобилей. На мой взгляд, структура финансирования по каким-то не совсем понятным причинам все же больше отвечает интересам производителей легковых автомобилей, в то время как производителям техники по большому счету достанутся лишь остатки с «барского стола».
В свою очередь генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин заявил, что критически относится к такого вида программам. «По сути, это неуместное в капиталистической экономике субсидирование, — сказал Паршин. — Экономическая суть таких программ заключается в том, что
бюджетные деньги, то есть наши с вами налоговые отчисления, перераспределяются в пользу некоей группы людей, которые хотят купить, скажем, легковые автомобили стоимостью до 1,45 млн руб., а также в пользу производителей автомобилей, подпадающих под условия этой программы.
Тогда как свободный рынок продажи автомобилей прекрасно сам регулирует отношения покупателей и продавцов автомобилей между собой.
В 2016 году уже действовали такие программы, как «Утилизация» и «Льготное автокредитование при господдержке», в результате основные бонусы получил «АвтоВАЗ». Основными бенефициарами таких программ становятся, например, начинающие водители или многодетные семьи, но непонятно, чем эти группы граждан лучше всех остальных, например, водителей со стажем или бездетных».
Всего в 2017 году, по планам Минпромторга, суммарный объем господдержки автопрома на 2017 год составит 62,3 млрд руб. Их реализация должна простимулировать продажи более 750 тыс. машин и позволить выйти на рост производства к прошлому году на уровне 7%, что должно дать дополнительный импульс не только автопроизводителям и производителям автокомпонентов, но и предприятиям в другой сфере.
По состоянию на 1 августа 2017 года, благодаря государственным программам льготного кредитования было реализовано 360 тысяч автомобилей, произведённых в России. Несмотря на это, Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли, заявил о том, что до конца года эти показатели планируется увеличить до 670 тысяч. Он подчеркнул, что из 300 моделей, представленных на рынке, 77 можно приобрести на льготных условиях. В этот перечень входят: LADA (Kalina, Granta, Vesta, Largus, LADA 4×4, XRAY); модели, собираемые на конвейере АВТОВАЗА и LADA Ижевск (Datsun mi-do, Datsun on-do, Nissan Almera); все модели УАЗ («Хантер», «Патриот», «Пикап»).
Lada Granta лидирует в программе
Учитывая, что модель, приобретаемая по льготным условиям должна быть исключительно в базовой комплектации, наибольшей популярностью у отечественных водителей-новичков пользуется Lada Granta, на которой можно 38 тысяч 900 рублей (цена без скидки – 389 тысяч 900 рублей), а семьи чаще всего делают выбор в пользу вместительных моделей Vesta и Largus. На первой можно сэкономить почти 53 тысячи рублей, приобретая её за 479 тысяч 900 рублей, а на второй – 54 тысяч 590 рублей (цена составляет 491 тысячу 300 рублей).
Государственная программа автокредита “первый автомобиль” в 2019 году имеет огромный спрос. Несмотря на то, что существует большое разнообразие предложений по приобретению транспортных средств в кредит, выдвигаемых банковскими организациями, некоторым физическим лицам бюджет все равно не позволяет воспользоваться ими. Государство позаботилось о своих гражданах и разработало специальную автокредитную программу, благодаря которой стать владельцем машины достаточно просто. Однако для того чтобы воспользоваться данным предложением, необходимо соблюдение обязательного условия – заёмщик должен брать кредит на автомобиль впервые.
Те физические лица, которые поддерживают отечественные марки автомобилей и хотят стать их владельцами, но при этом не имеют для этого достаточного количества денежных средств, могут воспользоваться специальной кредитной программой государственного характера, подразумевающей максимально выгодные условия для заёмщика. Данное предложение было введено в действие с середины 2017 года. Сделано это было на основании специального постановления под номером 808. В 2019 году государственная кредитная программа все еще продолжает действовать, однако в несколько другом порядке, чем прежде.
Государственная программа распространяется исключительно на те автомобили, сборка которых была произведена на территории Российской Федерации, а цена не превышает полтора миллиона рублей. Если заёмщик хочет взять в кредит иномарку, но собранную внутри родного государства, то он может воспользоваться скидкой подобного характера. Сделать этого нельзя только в том случае, если транспортное средство не новое и уже находилось в чьем-либо пользовании.
Нюансы программы
Как и в случае оформления любого другого кредита, государственная программа подразумевает соблюдение ряда требований со стороны заёмщика. В первую очередь, это условие, связанное со сборкой транспортного средства, которая должна быть исключительно российской. Кроме того, выдвинуты требования, касающиеся самого автомобиля, а именно его веса и стоимости. В 2019 году физические лица, желающие взять в кредит машину, которая весит больше 3.5 тонны и стоит свыше полутора миллиона рублей, не могут стать участниками программы автокредит на “первый автомобиль”. Также огромную роль играет и то, выступало ли уже когда-то физическое лицо, претендующее на пользование программой, в роли заёмщика денежных средств на покупку автомобиля. Если кредит подобного характера потенциальный заёмщик уже брал, то на десятипроцентную скидку, предоставляемую со стороны государства, он может не рассчитывать.
Помимо того, участнику программы стоит учитывать то, что согласно ее правилам он должен погасить все кредитные обязательства на протяжении трех лет. В противном случае у него будут проблемы с законодательством. Тем физическим лицам, у которых нет водительских прав, также не представляется возможность по принятию участия в программе подобного характера. Еще одним критерием является гражданство. Скидка на покупку машины в размере десяти процентов предоставляется только гражданам России, причем тем, которые не принадлежат к числу собственников каких-либо средств передвижения. Таким образом, при наличии машины, оформленной на будущего заёмщика, подавать на участие в государственной программе бессмысленно.
Какие потребуются документы
Список документации, который понадобится предоставить физическому лицу, чтобы взять транспортное средство в кредит с помощью государственной программы, зависит от того, с каким банком оно будет сотрудничать. Существует базовый перечень документов, однако он не всегда может являться исчерпывающим. В связи с этим перед началом оформления кредита настоятельно рекомендуем связаться с сотрудниками банка и потребовать от них огласить все бумаги, которые понадобятся. Зачастую основной список документации выглядит следующим образом:
- Водительские права – это один из видов документов, без наличия которого не получится взять автомобиль в кредит. Физическое лицо, желающее стать владельцем машины, должно уметь управлять ей и иметь документальное подтверждение своих навыков. Даже если потенциальный заёмщик начал проходить курсы, но на момент оформления государственной программы еще их не окончил, то ему откажут в предоставлении кредита.
- Паспорт – так как программа предусмотрена для физических лиц, имеющих российское гражданство, то данный факт необходимо подтвердить с помощью паспорта. Допускается как предоставление оригинала данного документа, так и его копий. Однако в случае использования второго варианта заемщик должен учитывать, что копии страниц паспорта должны быть заверенными. Понадобятся копии первых двух страниц, а также листа с пропиской.
- Документы, связанные с доходами, – для того чтобы кредитор пребывал в полной уверенности в том, что заемщику под силу со временем выплатить задолженность, ему понадобится два документа. Первый – это справка по образцу 2-НДФЛ, содержащая данные о размере заработной платы физического лица, а также сумме доходов, поступающих из дополнительных источников (если они имеются), а второй – это документ с информацией о месте трудоустройства.
- Дополнительная документация – в некоторых случаях у заёмщика могут попросить предъявить его личный идентификационный номер налогоплательщика, а также документ, свидетельствующий о том, что он не относится к числу собственников автотранспортных средств. Кроме того, может понадобиться комбинация цифр, из которой состоит страховой лицевой счет, присвоенный физическому лицу в системе пенсионного страхования.
Изменения 2019 года в программе
На протяжении 2017 года программа “первый автомобиль” приобрела необычайный спрос. Бюджет, выделенный на нее из государственной казны, исчерпался практически за несколько месяцев. В связи с этим в 2019 году были предусмотрены некоторые нововведения. Если в 2017 году сумма автомобиля не должна была превышать 1 450 000 рублей, то с 2019 года было принято решение повысить данный максимальный лимит еще на 50 000 рублей. Теперь граждане Российской Федерации могут покупать в рассрочку даже автомобили среднего класса со стоимостью до полутора миллионов рублей.
Также одним из нововведений является то, что потребность в оплате налога на доходы физических лиц отпала. Скидка, предусмотренная государственной программой (десять процентов от стоимости транспортного средства), приравнивалась к субсидии. Иначе говоря, физическое лицо, воспользовавшееся автокредитом, получало из государственного бюджета помощь, предоставляемую в денежном эквиваленте. Однако в обязанности участника программы входило перечисление тринадцати процентов от данной помощи на налог на доходы физических лиц. В 2019 году НДФЛ оплачивать не нужно. Что касается размера скидки, то он остался прежним. Также не отменилось и требование, суть которого заключается в том, чтобы приобретаемая по программе машина обязательно была первой.
Следует отметить, что поскольку данная государственная программа является достаточно выгодной для заемщиков, то она имеет ограниченный бюджет. В связи с этим, чем быстрее физическое лицо подаст заявку на участие в ней, тем больше его шансы в получении десятипроцентной скидки. Кроме того, необходимо учитывать, что далеко не все банки являются участниками программы “первый автомобиль”.