Оплата труда водителей производится по единой межотраслевой системе для всех автотранспортных предприятий, по сдельно-премиальной или повременно-премиальной системе, исходя из часовой тарифной ставки.
Тарифные ставки определяют в зависимости от типа автомобиля и его грузоподъемности. Их устанавливают для водителей 3 класса. Водителей, работающих на грузовых автомобилях грузоподъемностью от 3,5 до 10 тонн, при оплате труда по системе ЕТС относят к 4-му разряду с тарифным коэффициентом 1,36 за условия труда – 1,8. Месячная тарифная ставка 1-го разряда в планируемом году 800 руб.
Водителям грузовых автомобилей ежемесячно выплачивают надбавку за классность (в % к тарифному фонду) в размере: 1 класс – 25%, 2 класс – 10 %. При планировании фонда заработной платы по автопарку определяют средневзвешенный процент надбавки (количество шоферов 1 класса * на 25 % + шоферы 2 класса * на 10 % и делят на количество всех водителей 1, 2 и 3 классов). Кроме этого выплачиваются доплаты за сверхурочную работу, за совмещение обязанностей грузчика, премии за выполнение и перевыполнение сменных заданий грузоперевозок, экономию нефтепродуктов, увеличение пробега шин, экономию средств на ремонте и техобслуживании и т.д. В нашем примере на эти цели (кроме премий за экономию) предусмотрено 40 % от тарифного фонда заработной платы.
Расчет фонда заработной платы водителей выполняется в таблице 5.
Нормативные показатели для расчета фонда заработной платы водителей берутся в приложении 10.
Таблица 5
Расчет фонда заработной платы водителей при сдельно-премиальной системе
и 7 часовом рабочем дне
Показатели | Заработная плата |
1. Часовая ставка 4 разряда, руб., С час. | |
2. Автомобиле-дни в работе, АД р | |
3. Тарифный фонд основной оплаты, руб. (п. 1 * п. 2 * 7 час.), Ф топ. | |
4. Количество шаферов по классам, %: 1 класса, Q В1 2 класса, Q В2 3 класса, Q В3 | |
5. Средний процент надбавки за классность, руб. | |
6. Надбавка за классность, руб., d кл. | |
7. Норма времени под погрузкой и разгрузкой на 1 т, мин., t пр. | |
8. Время на весь груз, час., Σ t пр. | |
9. Норма времени на 1 ткм, мин., t дв. | |
10. На весь грузооборот, час., Σ t дв. | |
11. Норма времени на взвешиван. 1 т, мин., t вз. | |
12. Время на все взвешивание, час., ., Σ t вз. | |
13. Итого время, час. (п. 8 + п. 10 + п.12), Т ч.м. | |
14. Итого оплата труда (п. 1 * п. 13), ОЗП | |
15. Премии 40 % от ОЗП | |
16. Медосмотр, час (23 мин в смену * п. 2) : 60, t м.о. | |
17. Оплата труда за медосмотр, руб., ОТ м.о. | |
18. Всего заработной платы за год (п. 14 + п. 15 + п. 16), ЗП | |
19. Начисления за отпуск (8,3 %), руб., Н о | |
20. Итого (п. 17 + п. 18) | |
21. Количество шаферов по стажу, %: до 5 лет – 8 % до 8 лет – 10 % свыше 8 лет – 16 % | |
22. Средний процент за стаж работы, ОТ ст. | |
23. Оплата за стаж, руб. (п. 20), ОТ ст. | |
24. Всего фонд оплаты труда, руб., Ф о | |
25. Начисления на социал. нужды 35,5 %, руб., Н с.н. | |
26. Всего оплаты труда с отчислениями, руб., Σ ОТ с.н. |
Тарифный фонд рабочего времени рассчитываются по формуле:
АД р – автомобили-дни в работе, дни.
Месячный фонд рабочего времени рассчитывается по формуле:
Т ч.м. = Σ t пр. + Σ t дв. + Σ t вз. , (25)
где, Σ t пр. – время по погрузкой и разгрузкой на весь груз, час.;
Σ t дв. - время на весь грузооборот, час.;
Σ t вз. – время на все взвешивание, час.
Основная заработная плата водителей рассчитывается по формуле:
ОЗП = С час * Т ч.м. , (26)
где, С час – часовая тарифная ставка водителей работающих по 4 разряду, руб.;
Т ч.м. – месячный фонд рабочего времени, час.
Премии водителям за качественное выполнение работ можно принять в пределах до 40 % от тарифного фонда заработной платы.
Начисления на отпуск производятся в размере 8,3 % от заработной платы.
Начисления за стаж работы водителей производится в размере: до 5 лет – 8 %;
до 8 лет – 10 %;
свыше 8 лет – 16 %.
Отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды водителям и другим категориям персонала устанавливаются в процентах от суммы основной и дополнительной оплаты труда. Для государственных и частных предприятий размер отчислений на социальные нужды составляют 35,5 %, в том числе: пенсионный фонд – 28 %; фонд социального страхования – 40 %; фонд медицинского страхования – 3,5 %.
Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах. Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.
Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.
Необходимое документальное оформление
В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:
– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.
– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.
– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).
Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.
Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.
Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.
Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.
Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.
В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.
Два способа оплаты в период ремонта
Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:
- Оплата по среднему заработку
Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.
Полезная информация:
Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:
Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.
Оплата по среднему заработку
При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.
Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.
Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.
В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).
Оплата по действующей системе оплаты труда
При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.
При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.
Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.
Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.
1. Для оплаты труда водителей применяется индивидуальная сдельно-премиальная оплата труда за величину общего пробега, выполненного водителем за рейс по ставкам 1 км пробега.
2. Ставки заработной платы водителей за 1 км пробега одинаковы для всех направлений международной и междугородней работы, не зависят от соотношений пробегов по российской и иностранной территории и установлены в размере [значение] коп. за 1 км пробега (как для водителей, так и для стажеров).
Для водителей, осуществляющих перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов с использованием низкорамных полуприцепов (Гольдхофер), ставка заработной платы увеличивается на 15%, при работе без полуприцепа ставка заработной платы снижается на 20%.
3. Установленные ставки заработной платы за 1 км общего пробега рассчитаны как средневзвешанные величины нормативных базисных ставок применяемой ранее системы, в основу которой заложены следующие исходные данные:
Среднетехническая скорость движения - 51 км/час
Время движения в сутки для водителя - 7 час
Время движения в сутки для 2-х водителей - 14 час
Надбавка за классность - 25%
Доплата за особые условия труда при международной работе - 20%
Доплата за экспедирование - 15%
4. Все целодневные простои оплачиваются из расчета: [значение] руб. [значение] коп. ([значение] руб. [значение] коп. *7час *0,667)
Выходные и праздничные дни на линии считаются целодневными простоями и подлежат оплате.
В особых случаях директору по перевозкам предоставлено право принятия решения об оплате простоев (сверх трех суток за рейс) в размере [значение] руб. за каждый день простоя.
5. Оплата операций по погрузке и разгрузке полуприцепов производится в размере [значение] руб. [значение] коп. за каждую операцию, а водителям грузовых автомобилей, работающим с низкорамными полуприцепами и полуприцепами "Юмбо", оплату операций по погрузке и разгрузке производить в размере [значение] руб. [значение] коп. за каждую операцию. Вторая, третья загрузка оплачиваются в половинном размере.
6. Оплата труда водителей, работающих по однодневному путевому листу (форма 4-П) определяется путем умножения часовой тарифной ставки на отработанное время, которое определяется как разность между часами заезда и выезда минус время обеденного перерыва плюс подготовительно-заключительное время медицинского осмотра.
Часовая тарифная ставка:
При работе по обслуживанию предприятия - [значение] руб. [значение] коп.
При работе у клиента - [значение] руб. [значение] коп.
7. Водителям, переведенным в АРМ для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (с согласия начальника АРМ), оплата труда производится по тарифной ставке 3 разряда с выплатой премии согласно положению о премировании ремонтных рабочих.
8. Водителям-стажерам, работающим по однодневному путевому формы 4-П, оплата производится в размере 0,75 заработной платы водителя-наставника, рассчитанной по этому путевому листу.
9. Учет рабочего времени:
Для водителей грузовых автомобилей, осуществляющих международные и междугородние перевозки грузов, вводится 6-дневная рабочая неделя с одним выходным днем, исходя из 7-часового дня при 40-часовой рабочей неделе.
Финансовый директор [подпись] [инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Оплата труда водителей грузовых автомобилей в сельскохозяйственных формированиях осуществляется согласно сдельной системе объема выполненных перевозок, или по расценкам оплаты за предоставленные услуги в условиях орендно- договорных отношений.
Почасовую оплату труда применяют в случае невозможности учитывать вес перевозок: перевозки людей, посадочного материала, тары, подвоз еды к местам работы и тому подобное. Труд этой категории работников, включая и тех, которым установлен ненормированный рабочий день, оплачивают по месячным тарифным ставкам, которые определяются путем умножения часовой тарифной ставки на среднемесячную норму рабочего времени, а при не полный загруженности в течение месяца - по дневным тарифным ставкам, определяемым делением месячной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц. Водителям автомобилей устанавливается время на подготовительно-заключительные работы продолжительностью 18 минут в смену для выполнения работ, необходимых перед выездом и после возвращения их в гараж. Это время включается в рабочее и оплачивается из расчета установленной водителю тарифной ставки и учитывается при составлении графиков работы водителей.
По сдельной системы оплаты труда за объем перевозок водителям оплачивают в зависимости от группы автомобилей по грузоподъемности и категории грузов. Расценки устанавливаются за одну тонну перевозимого груза (с учетом затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы) и за один тонно-километр. Просмотр и введение норм выработки, применения условий оплаты труда проводится владельцем или уполномоченным им органом с обязательным официальному сообщению профсоюзного комитета предприятия не менее, чем за два месяца до их введения. Водителям, которые работают на автомобилях II-й и и II-й группы по специальным оборудованием и механизмами, тарифные ставки установлены с учетом совместительства работ по управлению этими механизмами и оборудованием. Оплата труда времени простоя не по вине работника, если он предупредил своего заказчика о начале простоя, осуществляется в размере тарифной ставки (должностного оклада), в том числе две трети за счет расходов себестоимости, одну треть за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Минимальные размеры часовых тарифных ставок устанавливаются Отраслевым соглашением между Министерством аграрной политики Украины, отраслевыми объединениями предприятий и Профсоюзом работников агропромышленного комплекса Украины приведены в таблице 27.1.
Таблица 27.1. Коэффициенты квалификационных соотношений водителей автотранспортных средств
грузовые автомобили
Грузоподъемность автомобилей (в тоннах) |
И группа бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения |
специализированные и специальные автомобили: самосвалы, цистерны, рефрижераторы, контейнеровозы, пожарные, техпомощи, снигочисни, поливомоечные, пидмитальнозбиральни, автокраны, автопогрузчики и другие седельные тягачи с прицепами |
III группа автомобили по перевозке цемента, ядохимикатов, трупов, безводного аммиака, аммиачной воды, загнивающего мусора, ассенизационных грузов |
коэффициенты |
коэффициенты |
коэффициенты |
|
Легковые автомобили
Автобусы (в том числе специальные)
Устранение эксплуатационных неисправностей, возникших во время рейса и не требуют разборки узлов и механизмов автомобиля, возлагают на водителя и не оплачивают. При выполнении водителем в рейсе работ по ремонту узлов и механизмов автомобиля с их разборкой и устранением неисправностей его труд оплачивается в установленном порядке за фактически отработанное время при наличии подтверждающего документа. По сдельной системы оплаты труда водителям время на подготовительно-заключительные работы учитывают при установлении норм времени и сдельных расценок и по отдельности не оплачивают.
Единые нормы времени в минутах и сдельные расценки устанавливаются для грузов 1-го класса. Они включают: нормы времени и сдельные расценки за время простоя транспорта под загрузкой и разгрузкой на одну тонну груза и нормы времени и сдельные расценки на один тонно-километр. Для грузов II-го, III-го и IV-го классов применяют поправочные коэффициенты соответственно 1.25, 1.66 и 2.0, которые рассчитывают, исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.
Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой устанавливаются в зависимости от способа осуществления погрузочно-разгрузочных работ, типа и грузоподъемности транспортного средства, класса грузов и видов погрузочно разгрузочных механизмов. В установленные нормы времени простоя транспортных средств включается время, необходимое на скачивания и разгрузки с подъемом и отнесением груза, открыванием и закрыванием бортов, очистки кузова, оформление документов и тому подобное. В таблицах норм времени и сдельных расценок за время под загрузкой и разгрузкой для различных групп автомобилей и условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ приводятся нормы времени в минутах и сдельные расценки в расчете на 1 т груза. Путем умножения указанных нормативов на грузоподъемность автомобиля определяются нормы времени и расценки на полную грузоподъемность автомобиля.
В нормах времени на 1 тонно-километр для грузового автотранспорта учитываются время на пробег, отдых и личные надобности водителя, а также время на краткосрочные остановки и на уточнение адреса конечного пункта.
При перевозке грузов на большие расстояния, в дальние рейсы целесообразно отправлять двух водителей. При этом оплата труда второго водителя, когда он не управляет автомобилем и при отсутствии спального места, проводится почасово из расчета по утвержденным нормам времени на рейс. Когда автомобиль оборудован спальным местом, время втором водителю засчитывается в половинном размере и начисляется оплата почасово. Начисленная таким образом оплата труда обоим водителям делится между ними поровну с учетом классности водителей. Время на отдых водителей в дальних рейсах вне автомобиля в рабочее время не включается и не оплачивается. Возмещение расходов в связи с расходами проводится в соответствии с действующим законодательством о служебных командировках.
Оплата труда на ремонте и техническом обслуживании осуществляют по тарифным ставкам рабочих ремонтных мастерских. В случае перевода водителей, при производственной необходимости, на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца оплата труда осуществляется за выполненную работу.
При переводе водителей автомобилей из-за простоя на работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта за все время простоя оплату труда начисляют за выполненные работы. При этом им присваивают квалификационные разряды слесаря по ремонту автомобилей. Если заработная плата по выполняемой работе окажется ниже чем средняя на предыдущей работе, то производится доплата до средней заработной платы по прежней работе при условии выполнения норм выработки, а при не выполнение - до тарифной ставки на предыдущей работе. Надбавка за классность при оплате по тарифным ставкам ремонтников, водителям не выплачивается и доплата за ненормированный рабочий день не проводится.
Водителям автомобилей начисляется надбавка за классность - I-го класса - 25%, II-го класса - 10% от суммы заработка. Водителям насчитывают и другие надбавки и доплаты. Доплаты одному работнику максимальными размерами не ограничиваются: за совмещение профессий (должностей) и определяются наличием полученной экономии по тарифным ставкам и окладам совмещаемых работников; за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работы и определяется наличием полученной экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при нормативной численности работников. Рекомендовано за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника - до 100% тарифной ставки (оклада) совмещаемых работников, отсутствующего работника; за работу в ночное время, до 40% тарифной ставки; на период освоения новых норм трудовых затрат сдельные расценки повышаются на 20%, тарифные ставки - на 10%; за работу с ненормированным рабочим днем водителям легковых автомобилей, автомобилей экспедиций и изыскательских партий - 25% тарифной ставки (оклада); работа в сверхурочное время, в праздничные и выходные дни оплачивается в двойном размере. Выплаты сверх указанных размеры осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также все другие виды надбавок и доплат и их размеры устанавливаются предприятием самостоятельно на условиях, предусмотренных коллективными договорами, выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Премирования водителей осуществляется за счет средств увеличения тарифного фонда оплаты труда на средний коэффициент доходности по хозяйству за следующие показатели:
Выполнение и перевыполнение переменного дня, месячного задания при качественном и своевременном перевозке грузов;
Улучшение эксплуатационных показателей (коэффициентов использования автомобиля, пробега, грузоподъемности)
Экономию эксплуатационных ресурсов (топливо, резина, технические осмотры, обслуживание, ремонт).
Размеры премирования, определяются в пределах аккордного фонда оплаты труда и за счет дополнительной оплаты потребителей автоуслуг - за качественное и своевременное перевозки грузов, начисляются пропорционально основной заработной платы.
При арендно-договорных отношениях автопарка (отдельных водителей) с производственными подразделениями и правлением хозяйства оплата труда водителей осуществляется по остаточному принципу цены предоставленных автоуслуг после возмещения всех эксплуатационных расходов (топливо, масла, резина, техосмотры, ремонт), налогов и страховых платежей, уплаты хозяйству арендной платы за пользование автомобилями (автомобилем).
Нормативный объем грузоперевозок (Q) для каждой марки автомобиля можно установить расчетным путем по формуле:
где, q - номинальная грузоподъемность, т; j - коэффициент использования грузоподъемности; - средняя техническая скорость движения автомобиля, км / ч.; е - коэффициент использования пробега; - время нахождения водителя на линии (из годового фонда рабочего времени, рассчитывается время его участия в ремонте автомобиля, отпуске, время на подготовительно-заключительные операции), ч.; l - расстояние перевезешь ", км.; - время простоя под погрузкой и разгрузкой в расчете на 1 рейс, принимается в соответствии с действующими нормативами, ч.; - скорость движения автомобиля, км / ч.
Стоимость услуг автопарка рассчитывается по такой же методике, что и услуг ремонтной мастерской. Цену услуг вычисляют по маркам автомобилей, она включает: оплату труда водителей, руководителя, специалистов, рабочих по ремонту и техосмотра машин (расходы на оплату персонала распределяют пропорционально удельному весу марок машин в расчете на 1 т грузоподъемности) с начислениями, амортизационные отчисления на полное восстановления; эксплуатационные расходы, другие прямые и накладные расходы. Все эти расходы увеличиваются на средний коэффициент прибыльности (учитывается хозрасчетный доход), сюда же добавляются расходы на страховые платежи и налоги на автотранспорт. Кроме этих расходов учитывают сумму определенной арендной платы хозяйству (если она выплачивается в размере амортизационных отчислений на полное восстановление увеличенной на нормативный коэффициент прибыльности, то сумму амортизационных отчислений исключают из расчета цены услуг).
Делением определенной общей суммы расходов по маркам машин на нормативное количество отработанных человеко-часов определяют цену услуг за один час, а делением этой суммы на нормативное количество тонно-километров по этим маркам определяют цену 1 ткм.
Заработную плату водителя за месяц рассчитывается по определенной цене выполненных тонно-километров, отработанных часов, где не учитывают тонно- километра как разницу между средствами, которые поступают за предоставленные услуги, и общими эксплуатационными затратами с учетом арендной платы и других платежей. Кроме этого, поскольку в этой разницы еще остается средний доход по хозяйству (при расчетах цены услуг расходы увеличивались на коэффициент прибыльности), рассчитывается установлена определенная доля прибыли на развитие производства и социально-бытовой инфраструктуры. Остаток от указанных отчислений и составит общую оплату труда водителя. Натуральную оплату труда начисляют на заработанную гривню в пределах средней по хозяйству.
При условии, когда автомобиль сдается в аренду, его водитель обязан уплатить арендную плату (0 ") в размере амортизационных отчислений на полное восстановление, которую определяют по формуле:
где, - сумма амортизационных отчислений на полное восстановление в расчете на 1000 км пробега автомобиля, грн; - нормативный пробег автомобиля, тыс. км.
В зависимости от модели арендно-договорных отношений в автотранспорте может приниматься разный порядок распределения доходов водителей от предоставления услуг пользователям автомобильного транспорта (другим подразделениям хозяйства). Если доходы водителей от услуг другим подразделениям хозяйства определяются по установленным внутрихозяйственных расчетных ценах, то они освобождаются от арендной платы за предоставление услуг на стороне. Если же принимается порядок формирования доходов водителей за выполненные на стороне услуги по действующим тарифам, то предполагается снятие арендной платы за эти услуги. Норматив арендной платы за эти услуги за каждый день работы арендатора на стороне определяется как разница между его переменным заработком, рассчитанных по единым тарифам и внутрихозяйственным расчетным ценам.
В процессе эксплуатации арендованного автомобиля водитель самостоятельно покупает топливо, запасные части и др. по планово учетных ценах или договорным ценам. Водитель также может с учетом интересов предприятия делать приобретения материальных ценностей на сторону за счет доходов, которые он получает от услуг, либо за счет собственных средств, будут возмещаться за счет доходов. Водители автомобилей, которые изъявили желание работать в составе производственных подразделений и дали на это согласие, могут оплачиваться по таким же принципам и системами, действующими в данном разделе для членов данного трудового коллектива. Автомобили закрепляются за подразделением на тех же основаниях, что и другие технические средства (тракторы, комбайны, сельскохозяйственные машины и т.д.).
Заработная плата водителя составляет: часовая тарифная ставка водителя * на количество отработанных часов за определённый период времени (месяц).
Определение часовой тарифной ставки:
Оклад водителя, согласно установленному разряду по ЕТКС делится на среднее количество рабочих часов за год. Например, среднее количество рабочих часов за 2005 год составляет 162,2 (сумму рабочих часов за каждый месяц разделить на 12). Количество рабочих часов за месяц можно узнать путём умножения количества рабочих дней (без выходных) на 8 часов. Например, если в месяце рабочих дней было 21, то рабочих часов: 21*8 = 168. Следовательно, часовая тарифная ставка водителя 4 разряда составляет:
Оклад по ЕТКС 1683-87 руб. / Среднее количество рабочих часов за год 162,2 = 10-38 руб.
10-38 руб.* 8 ремонтных часов * 2/3 = 83-04 руб. * 2/3 = 55-36 руб.
Эта сумма также прибавляется к общей сумме заработной платы.
Оплата работы водителя на машине с прицепом:
Работа на машине с прицепом оплачивается выше, т.к. считается более сложной, и в табеле также должны указываться отдельно часы, когда и сколько водитель работал на машине с прицепом. Доплата водителю за прицеп по действующему на предприятии Положению об оплате составляет 20%.
Например, время работы на машине с прицепом составляет 50 часов за месяц, т.е. доплата за прицеп рассчитывается так:
50 часов * тарифная ставка водителя 10-38 руб. * 20% = 519 * 0,2 = 103-80 руб.
Оплата командировочных дней:
По принятому на предприятии Положению об оплате оплата 1 командировочного дня составляет 100 руб. и ночное время – 12 руб.
Например, время командировки составило 7 дней, следовательно, оплата будет составлять: 7*100 = 700 руб. + 12*7 = 84 руб. = 700 + 84 = 784 руб. Ночное время принято считать с 22 часов до 6 часов. Водителям выплачивается также надбавка за классность, если таковая имеется и подтверждается соответствующим документом. Водитель 1 класса получает надбавку 25% от суммы заработной платы; 2 класса – 10%. Заработная плата водителя за месяц умножается на % классности:
1868-40 * 10% = 186-84 руб.
Расчёт премии водителей:
По принятому на предприятии Положению о премировании разработаны следующие показатели премирования:
1) выполнение плана выхода на линию в часах – 10%;
2) соблюдение маршрута движения – 10%;
3) выполнение плана грузоперевозок в тн/км – 15%.
При невыполнении условий премирования работники лишаются премии.
Составление плана грузооборота:
Количество рабочих дней за определённый период времени (месяц) умножается на среднее количество километров, которое должен проделать автомобиль за 1 день и на грузоподъёмность автомобиля. Например, у грузовой автомашины с грузоподъёмностью 7т при рабочем времени 21 день, средний пробег за 1 день должен составлять ≈ 75 км.
Следовательно, план грузооборота для данной машины на 1 месяц составляет: 75 км * 21 день * 7т = 11025 тн/км. Средний пробег за 1 день у каждой машины может быть различным, учитывая нагрузку машины и её использование в работе. План грузооборота составляется на каждый месяц и доводится без учёта времени технического обслуживания машин (ремонта). Корректировка плана производится на основании актов проведения ремонта автомашин. При расчёте премии обязательно учитывается план грузооборота и его корректировка в связи с ремонтом (Приложение А).
План выхода на линию:
Составляется путём умножения количества рабочих дней в месяц на 8 часов. Например, 20 рабочих дней * 8 часов = 160 часов. Он также корректируется в связи с ремонтом машин при наличии акта ремонта. Такие планы составляются ежеквартально с разбивкой по месяцам отдельно на каждую автомашину (Приложение Б).
Расчёт премии водителей производится при помощи таблицы 8, в которой отражены все необходимые данные:
Таблица 8 - Данные для расчёта премии водителей
водителя | Отработано чел./часов | Грузооборот | |||||||
Суркин В.И. | |||||||||
Галиев В.А. |
На основании этих показателей производится расчёт суммы премии, который также удобно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 9 - Расчёт суммы премии
водителя | Заработная плата, руб. | % премирования за выполнение показателей | Всего премия |
|||
План выхо- да на линию | План грузо- перевозок | |||||
Суркин В.И. | ||||||
Галиев В.А. |