У каждого человека есть паспорт – документ, который идентифицирует личность. Подобный «паспорт» есть и у каждого автомобиля. Роль однозначного идентификатора выполняет VIN код, который так и расшифровывается - Vehicle Identification Number или автомобильный идентификационный номер. С помощью этого кода можно определить кем, где и когда выла выпущена эта машина, а также определить законность эксплуатации транспортного средства, то есть не находится ли этот автомобиль в .
Описание: что это такое
Чтобы идентифицировать машину, достаточно просто проверить наличие на ней идентификационного или VIN кода. Эту штуку придумали для того, чтобы отследить весь жизненный путь автомобиля – от момента сборки на заводе до момента начала эксплуатации и далее.
Как уже было сказано, по [VIN коду можно однозначно идентифицировать машину, так как комбинация символов в нем – уникальна. Во время изготовления автомобиля, каждое транспортное средство получает свой собственный код, который составляется согласно определенным дорожно-транспортным стандартам (в частности, по стандартам ISO 3779-1983 и ISO 3780). Структура у этих кодов для всех машин одинакова. Код состоит из 17ти символов, а эти символы нужны для того, чтобы поставить автомобиль на учет в дорожно-транспортной инспекции.
По коду можно определить, когда была выпущена машина, то есть год выпуска, марку и модель автомобиля, объем двигателя, тип коробки передач, которая установлена в машине, даже цвет кузова. Благодаря тому, что по коду можно определить достаточно много полезных и информативных фактов про машину, изменить, то есть «перебить» номер трудно, так как в структуре присутствует так называемый контрольный символ. Если номер «перебит», то легко можно определить правильность кода.
Машинам начали присваивать VIN код в конце 80х годов 20 века, причем первыми это начали делать американцы и канадцы. В Советском Союзе стандарт, по которому составляется идентификационный номер, был одобрен в 1982 году, но вплоть до 1985 года машинам присваивались номера , которые завод-изготовитель придумывал сам. Также производитель сам решал, какова будет структура кода и где его располагать.
Позже государством были составлены собственные стандарты, в которых указывался конкретный список транспортных средств, которые нужно маркировать, а также общие правила составления и нанесения кода. Полноценные коды современного образца появились на машинах только в начале 90х.
Расшифровка
Первая часть VIN кода обозначает Всемирный Индекс Изготовителя или WMI (World Manufacturers Identification). По условиям стандарта ISO 3780, первый и второй символ обозначают цифры и буквы, которые отвечают конкретной стане. Контролируется использование этих символом Обществом автомобильных инженеров (SAE), которое, в свою очередь, является подобием подразделения Международной организации по стандартизации (ISO).
Географическую зону, а именно, ее код можно определить по первому символу. К примеру, цифры от 1 до 5 обозначают Северную Америку, буквы от S до Z обозначают Европу , Африку можно определить по буквам от A до H. Цифры 0, 8 и 9 обозначают Южную Америку, а номера 6 и 7 отвечают странам Океании, буквы от J до R отвечают Азии.
По второму символу первой части идентификационного кода можно определить страну из соответственной географической зоны. Часто, чтобы однозначно определить страну, могут использовать не один символ.
Третий символ отвечает конкретному производителю, которому дается этот номер или буква Национальной организацией. Если объем производства завода-изготовителя не превышает 500 единиц в год, то такому производителю будет дан общий номер 9. Такая общая идентификация мелких производителей делает более легкий процесс расшифровки номера кузова. Такая нумерация характерна для компаний, которые специализируются на выпуске единичных суперкаров, пожарных машин и крупной строительной техники.
Некоторые мелкие производители идентифицируются дополнительным колом на 12-14 позиции. К примеру, W09xxxxxxxxYYYxxx - VIN код мелкого немецкого производителя, годовой объем выпуска которого не превышает 500 единиц с кодовым номером YYY . Этот кодовый номер является индивидуальным, то есть обозначает конкретного производителя. Остальные символы заполняются производителем самостоятельно.
Итак, расшифровывать VIN код нужно, начиная с первых 3х символов, которые единственным образом определяют производителя. Иногда встречаются коды, у которых символы WMI разные, а выходит, что производитель один и тот же. Эта ситуация является нормальной. Обратной ситуации быть не может.
Вторая часть VIN кода – описательная часть - VDS (Vehicle Description Section). VDS – это 6 символов в позициях с 4й до 9ю . Изготовитель может использовать только 5 символов. Тогда же остальные позиции справа заполняются нулями. Эта часть VIN дает возможность идентифицировать модель машины и ее модификацию согласно конструкторским документам. Символ на 4й позиции определяет тип кузова, на 5й – тип двигателя, на 6й – модель.
Остальные 3 символа могут указывать на серию машины, допустимый максимальный вес, тип шасси, кабины, разновидность и другую информацию. Последний символ VDS-секции, расположенный на 9й позиции, выполняет роль контрольной суммы, то есть дает возможность .
Третья часть VIN кода – отличительная часть - VIS (Vehicle Identifier Section). Эта секция занимает позиции с 10й по 17ю. последние 4 символа – обязательно цифры. В этой части содержится информация о времени выпуска машины по номеру кузова (год выпуска, 10я позиция) и о заводе-сборщике (11я позиция). Но иногда производитель может не выполнять предписанных стандартов и не включать некоторые параметры в идентификационный код. Оставшиеся символы указывают серийный номер машины.
Где находится VIN код
VIN код указывается не только в техническом паспорте машины, но и на самом транспортном средстве. Наносится код на кузов, а точнее, на его неразъмные детали, также на специальные таблички для номеров (шильдиках) или на шасси.
Современные производители изображают идентификационный код на верхней левой части инструментальной панели и на левую переднюю стойку кузова. На машинах, которые изготовляются в США, идентификатор наносится на торпеду с той стороны, где сидит водитель, на место, где сходятся лобовое стекло и капот. Код может быть продублированным на стикере в дверном проеме со стороны водителя. Это делается для того, чтобы .
Самым традиционным местом расположения VIN кода является блок цилиндров, стойки кузова, перегородка между движком и салоном, дверные пороги и головка блока. Если машина была изготовлена достаточно давно, то искать код лучше на . Часто можно увидеть код на моторе машины. Чтобы определить место нанесения кода, достаточно посмотреть в техническую документацию, которая прилагается к автомобилю.
Перед покупкой машины нужно обязательно сверять VIN код на машине и в тех. Паспорте. В том случае, если символы отличаются друг от друга, следует искать другую машину, а о самом случае находки такого автомобиля нужно сообщить в правоохранительные органы.
Подписывайтесь на наши ленты в
Основные данные о создании автомобиля хранятся зашифрованными в VIN-коде. Обычно данные символы прописаны в ПТС.
Что такое код ВИН? VIN- код – это идентификационный номер автомобиля.
Основные отличительные особенности идентификационного кода.
- Имеет 17 знаков.
- Символами, из которых состоит код, являются латинские буквы и арабские цифры (кроме I, Q, O).
- Находится на специальных табличках в несъемных частях кузова или же просто набитым поверх детали.
- Регламентируется стандартом ISO 3779-1983.
- Код, идентичный расположенному на автомобиле, должен быть указан и в ПТС.
- Обозначает основные технические характеристики автотранспорта и данные об изготовителе.
ВИН-код делится на три части:
- расположение завода изготовителя (три первых знака);
- описание основных технических данных (+6 знаков);
- отличительные черты (+8 знаков).
9-я цифра в коде является проверочной. Производитель вычисляет ее по особому алгоритму, исходя из существующих ранее цифр. Последние четыре символа – только цифры. В основном это порядковый номер автомобиля.
В отличительных знаках указывается модельный год изготовления. Не следует путать год изготовления автомобиля и модельный год – это разные вещи. Производитель может указывать год запуска определенной модели, который получится ранее того времени, определенного в ПТС.
Полную расшифровку кода можно узнать на специальных онлайн-сервисах. Данные порталы созданы не только для расшифровки кода, чтобы автовладелец не изучал огромную информацию по всем знакам. В автоматическом режиме можно узнать не только зашифрованные данные, но и основную информацию о нескольких важных факторах:
ВАЖНО. Желательно использовать данные сервисы при покупке автомобиля, чтобы в будущем не возникли проблемы при оформлении, в полиции, при ремонте.
Два идентификатора в техпаспорте
Все переживания по поводу наличия идентификационного кода порой бывают необоснованными. Если в ПТС VIN указан дважды, причем второй раз в графе «Особые отметки», то не стоит беспокоиться. Другой, дополнительный ВИН-кода появляется в документе по причине сборки автомобиля несколько раз:
- Автомобиль собирается на заводе изготовителя в Европе (указывается код в «Особых отметках»).
- Перед отправкой в Россию снимаются некоторые элементы, в том числе и двигатель.
- В нашей стране авто собирается окончательно (присваивается основной идентификационный код).
ВНИМАНИЕ. Никаких ограничений при регистрации автомобиля два кода не имеют.
Возможно ли узнать серию документа автомобиля?
Полную информацию ПТС (серию и номер) только по VIN автомобиля узнать невозможно. Необходимо знать дополнительные данные:
- гос.номер;
- номер кузова.
На официальном сайте ГИБДД можно получить всю необходимую информацию о ПТС,а также проверить данный документ на подлинность. Для этого потребуется:
Все онлайн-сервисы ГИБДД работают бесплатно.
VIN-код – не просто случайный набор цифр. Это зашифрованная информация, которая содержит в себе основные данные об автомобиле. Без идентификационных знаков зарегистрировать транспортное средство не так-то просто. Поэтому при покупке авто следует внимательно отнестись к проверке кода, чтобы в будущем не возникло более сложных проблем.
Стандартизированный эталон ISO 3779 был принят в Соединенных штатах и Канаде в 1977 году. Данный стандарт затрагивает формат представления номеров .
В буквальном переводе, VIN (Vehicle Identification Number) обозначает идентификационный номер автомашины. Перед разработчиками стояла задача сделать несложный и верный прием систематизирования автомашин.
Любой знак обозначает уникальные характеристики автомобиля и располагает для этого жестко ограниченным набором кодов. При генерации VIN номера все производители автомобилей из США, а также авто фирмы, ввозящие свои автомобили в Соединенные Штаты, держатся ограничений вычисления контрольной суммы. Европейские производители зачастую могут не придерживаться стандартов ISO 3779.
Определяемый образцом ISO 3779, Vehicle Identification Number VIN , должен занимать начальные семнадцать позиций номера кузова.
VIN номер состоит из трех основных частей:
- World Manufacturers Identification (WMI) (общемировой индекс изготовителя)
- Vehicle Description Section (VDS), (описательная часть)
- Vehicle Identification Section (VIS), (отличительная часть)
WMI определяет шифр, который назначается производителю с целью его полной идентификации. Шифр представляет собой 3 знака: первый помечает географическую зону, второй - государство в данной зоне, третий - точного производителя.
VDS называют вторую область VIN номера, которая представляет из себя 6 символов, обрисовывающих особенности авто. Значение знаков, очередность размещения и их назначение задается производителем. Незадействованные позиции автопроизводитель правомочен заполнить избираемыми по индивидуальному желанию символами
VIS называют 3-ий раздел VIN, состоящий из 8 позиций, при всем этом завершающие 4 символа этого раздела непременно должны кодироваться цифрами. В случае если производителю потребуется закодировать в составе VIS обозначение модельного года либо завода сборки, то имеет место рекомендация вмещать шифр модельного года в 1 символ, а шифр, обозначающий завод сборки во второй.
Кроме завершающих 4 позиций VIN обладает алфавитно-цифровым строением. С целью его задания позволяется употреблять нижеследующие арабские цифры и латинские буквы:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование букв "I", "O" и "Q".
Подробнее о VIN номере.
Любая буква, либо цифра обладают специфичной ролью.
Первая цифра автомашины обозначает государство, в котором было произведено данное авто:
Следующий знак промышленного номера авто описывает производителя:
Третий символ заводского номера автомобиля указывает тип транспортного средства или производственный отдел.
Знаки на позициях с 4-ого по 8-ю означают специфические особенности автомобиля, например, такие как вид кузова, модель, вид двигателя, серия и подобное.
9-ый символ в идентификационном номере авто - контрольное число VIN, которое подтверждает правильность первых восьми символов номера VIN.
10-ый знак в идентификационном номере машины значит модельный год:
Год распознают модельный и календарный. Календарный год, это год изготовления данного экземпляра авто. Год модели задается собственно изготовителем и, как правило, не совпадает с календарным. Год модели обуславливается моментом начала производства модели авто, вот почему модельный год зачастую опережает год календарный. При всем выше сказанном в коде VIN выставляется знак, означающий не текущий, а последующий календарный год.
11-ый знак заводского кода автомашины обозначает завод сборки.
Знаки с 12-го по 17-ый промышленного номера значат последовательность прохода автомобиля по конвейеру сборки на производстве.
Каждому автотранспортному средству присваивается индивидуальный идентификационный номер (VIN). Он всегда семнадцатизначный и состоит из буквенных и цифровых знаков. По этому уникальному коду можно узнать много полезной информации об авто: дата выпуска, место сборки, марка, производитель. И это далеко не все сведения. Так, например, по VIN-коду, можно узнать, не участвовал ли автомобиль в ДТП, не подвергался ли он возгоранию или не был затоплен. Умение правильно расшифровать идентификационный номер даст вам большое преимущество при приобретении автомобиля с рук. Вы сможете предостеречь себя от покупки сомнительного автомобиля.
Не существует единого международного стандарта, который определял бы порядок построения идентификационного номера VIN. Каждый изготовить сам устанавливает правила его формирования. Система выстроена по такому принципу, чтобы ни в коем случае не допустить повторения номера – сочетание знаков должно быть уникальным за последние 30 лет. Каждому автомобилю присваивается только один VIN, причем он единственный и не может встретиться на другой машине. Обычно VIN-код транспортному средству присваивает конечный изготовитель, тот, который непосредственно вводит машину в эксплуатацию. Для каждого автомобиля обязательно должна осуществляться проверка VIN номера .
Весь номер VIN делится на разделы. Допустимые символы, которые можно использовать в номере – это сочетание арабских цифр от 0 до 9 и букв латинского алфавита. Исключение составляют буквы I, O, Q. Их не используют, чтобы исключить возможность подделки номера, потому что такие буквы легко перебить на другие. Возможно использовать символы-разделители, чтобы выделить отдельные подгруппы номера, обозначить начало кода или его концовку.
Раздел I – WMI
Он заключается в трех символах, по которым можно определить изготовителя автомобиля, а также страну, где он находится, и географическое положение. Если автозавод производит меньше 500 автомобилей за год, в третьем символе WMI устанавливается цифра 9.
Знак № 1 – это страна, где был произведен автомобиль (1 – США; J – Япония; X – СНГ).
Знак № 2 (вместе с первым) – страна, в которой произведен автомобиль.
Знак № 3 – завод изготовитель либо тип автомобиля (грузовик, легковой и т.д.). При производстве менее 500 автомобилей в год, третий знак обозначается цифрой «9», а производитель определяется 12-14 символами VIN.
Раздел II (описательный) – VDS
Состоит из 6 знаковых единиц. В них указываются общие особенности, характерные для данного автотранспортного средства (например, модель кузова или тип мотора). Изготовитель самостоятельно устанавливает порядок, каким образом сгруппировать все символы, чтобы закодировать информацию в соответствии с общими требованиями, установленными на момент формирования номера.
Раздел III (идентификационный) – VIS
Он расположен в группе символов с 10-го по 17-й и несет информацию о комплектации авто.
При производстве каждому транспортному средству присваивается индивидуальный номер кузова, известный как VIN-код автомобиля. Используя расшифровку данного значения, можно получить полную информацию об авто. Чаще всего VIN-код используется, когда приобретается подержанная машина. Чтобы получить данные, необходимо знать, где он находится.
В большинстве случаев ВИН-код размещается под кузовом авто. Но на более старых моделях числовое значение устанавливалось на других деталях. По этой причине расположение VIN-номера кузова зависит от даты выпуска автомобиля.
Вин-код изготовлен в виде таблички-шильдика. Она размещается:
- под капотом авто;
- рядом с водительским сиденьем на полу;
- на торпеде рядом с водителем;
- на пороге для двери;
- под половым ковриком или обшивкой;
- с внутренней части арки правого колеса.
Производители создают на лобовом стекле специальное окошко, в котором располагается ВИН-код. Традиционно он устанавливался на блоке цилиндров, головке блоков, перегородке между двигателем и салоном. Если транспортное средство изготовлено по рамной конструкции, ВИН находится на лонжеронах. Иногда VIN-номер можно найти на моторном отсеке. Для крепления таблички используются заклепки и винты.
Американские машины
На американских моделях номер кузова располагается на других местах, чем у отечественных и европейских моделях. У автомобиля производства США он находится на торпеде рядом с водителем.
Чтобы найти ВИН-код на американском автомобиле, нужно осмотреть место, соединяющее капот и лобовое стекло. Числовое значение также предусматривает отличия. Девятая позиция в коде – контрольная. Для определения цифры, соответствующей конкретной букве, применяется специальный алгоритм. На моделях, изготовленных в других странах, этот способ не работает.
Немецкие машины
Номер кузова на немецких транспортных средствах располагается там же, где и ВИН-коды на авто, произведенных в других странах. Но в самом числовом значении имеется отличие. Маркировка машин, изготовленных в Германии, начинается с буквы W.
Крупные концерны резервируют несколько идентификаторов. При производстве автомобилей Volkswagen используется идентификатор WUW. На внедорожниках и кроссоверах в VIN-коде применяется буквенное значение WVG. Легковое авто обозначается комбинацией WVW. Для микроавтобусов и малотоннажных грузовиков используется идентификатор WV2.
Большинство немецких моделей выпускается для европейского рынка. Поэтому практически в каждом ВИН-коде, независимо от типа и модели транспортного средства, указывается значение ZZZ. Также девятый символ одинаковый для всех моделей, изготовленных в Германии, – Z. Остальные символы не связаны с местом выпуска и расшифровываются по международному образцу.
Азиатские машины
Vin-код на азиатских авто устанавливается в стандартных местах. За Азией закреплены буквы от J до R. J используется японскими производителями, а K – южно-корейскими.
Но не на всех авто, изготовленных в Японии, имеется ВИН-код. Данное значение имеется у моделей, произведенных японскими компаниями на территории других стран или в Японии, но изначально запланированных для экспорта. Автомобили японцев, предназначенные для внутреннего рынка, не имеют VIN-кода. Вместо этого, ими используется номер кузова, выступающий в качестве идентифицирующего значения. Но он предоставляет ограниченную информацию.
На праворульных японских автомобилях, перевезенных в Россию, VIN-код также отсутствует.
Другие места нанесения
Для повышения безопасности номера кузова иногда дублируются. Этот способ снижает вероятность угона. Дублирующие коды изготовляются в виде стикера, приклеиваемого в любом месте на корпусе автомобиля. Чаще всего для этой цели используются труднодоступные места.
ВИН-код может быть размещен на любой детали авто, при условии, что она является неразъемной. Он периодически ставится на шасси. На современных транспортных средствах номер можно обнаружить на левой верхней части панели инструментов.
Иногда на видном месте мотора устанавливается маркировочная табличка с номером кузова. При наличии в конструкции автомобилей китайских боковых рам идентификационный код можно поискать там.
Расшифровка
Номер кузова и ВИН-код имеют схожую цель. Оба буквенно-числовых значения предоставляют информацию об авто, но имеют отличия. Номер кузова включает до 12 символов и сохраняет ограниченную информацию, а VIN-код – 17, предоставляя больше полезных данных. Расшифровка позиций номер кузова и VIN-кода осуществляется по схожей схеме.
Номера кузова
Расшифровать номер кузова можно, зная определение значений. Он включает данные о транспортном средстве, зашифрованные производителем. В номере содержатся цифры и буквы, на которые влияют: тип, марка, модель авто.
Номер кузова наносится:
Первые 4-6 символов сообщают техническую информацию об авто, следующие 5-6 цифр включают заводской номер и предоставляют данные о производителе.
Модельного номера
ВИН-код, присваиваемый каждой модели, расшифровывается по следующему принципу:
- первая позиция указывает на географическое положение завода, на котором было изготовлено авто;
- вторая позиция уточняет страну, на территории которой находится предприятие, производящее автомобили;
- третья позиция сообщает, каким производителем был изготовлен автомобиль;
- четвертая позиция, включающая значения с четвертого по восьмое, сообщает о технических характеристиках авто;
- пятая позиция состоит только из одного символа, девятого по счету, но он используется только американскими и китайскими производителями;
- шестая позиция сообщает, в каком году изготовлено транспортное средство;
- седьмая позиция (обычно одиннадцатая по счету цифра) сообщает данные о производителе;
- остальные символы описывают процесс сборки модели.
Код заполняется в одну строку без пробелов. Он должен соответствовать информации в техпаспорте на автомобиль.
Как подделывают номер, и что за это грозит
Подделка номеров проводится двумя способами:
- цифры в коде изменяются на похожие (пример: из 3 делают 8);
- табличка с номером демонтируется с кузова, а на ее место устанавливается новая.
При изучении автомобиля сотрудники ГАИ проверяют сварочные швы, определяя, проводилась ли замена кода. Для выявления подделки проводится экспертиза, включающая три этапа. На первом проверяется, насколько профессионально выглядит шов на кузове, только опытные мошенники могут приварить новую табличку без видимых следов. На втором этапе проверяется соответствие техническим характеристикам. На третьем – на места сварки наносится специальный состав, выявляющий швы, выполненные не на заводе производителя.
За подделку номера предусматривается наказание. Человека могут оштрафовать на 80 тысяч рублей, лишить свободы сроком на полгода или заставить выполнять общественные работы.