Одним из альтернативных источников топлива для автомобилей является газ. Многие автомобилисты уже провели переоборудование своей машинки на потребление газа, как более дешевого и экологичного топлива, в сравнении с бензином. Однако немало и тех, кто продолжает пользоваться бензином и выступает категорически против газобаллонного оборудования на авто (далее ГБО). В чем же собака зарыта? В данной статье мы постараемся определить все достоинства и недостатки ГБО и выявить случаи, в которых установка ГБО имеет смысл, а в каких нецелесообразна.
Казалось бы, что тут думать, достаточно только посмотреть на стоимость бензина и стоимость «голубого топлива» и все сомнения сразу развеяться. Но не спешите делать вывод, ведь разница в цене топлива еще ни о чем не говорит. Посему, за внешней привлекательностью идеи установки ГБО, мы рассмотрим недостатки данной системы.
Недостатки газобаллонного оборудования
Прежде всего, следует обратить внимание на стоимость самой установки, которая является далеко не дешевым удовольствием. Даже устаревшие версии 3-го поколения ГБО влетят вам в копеечку. К этой цифре необходимо добавить стоимость работы по установке системы на автомобиль, а также затраты на обязательное оформление ГБО в техпаспорт автомобиля. Цифра получается не маленькая и все ради того, чтобы сэкономить 10 рублей на одном литре.
Установив ГБО, вам придется позабыть о полезном пространстве багажника. Как правило, баллон устанавливается в багажное отделение автомобиля и, таким образом, места в багажнике заметно поубавиться. Если в своем автомобиле вы часто перевозите груз, задумайтесь, не станет ли для вас этой проблемой?
Пожалуй, наиболее серьезным недостатком системы ГБО является большая нагрузка на поршневую группу и клапана, что приводит к более быстрому разрушению поршневых колец, прогоранию клапанов и неисправностям ГБЦ двигателя автомобиля, в сравнении с тем же бензином. Дабы не быть голословными, приведем в пример эксперимент, который проводился с двумя автомобилями. Один был оснащен системой ГБО, другой работал на обычном бензине. Так вот тот автомобиль, который заправлялся бензином, имел рабочий ресурс на 200 тыс. километров больше, в отличие от газового аналога.
Достоинства ГБО
Конечно же, главным достоинством ГБО на автомобиле является стоимость топлива. Если вам приходится часто пользоваться автомобилем, ездить на дальние расстояния – экономия на разнице цены газа и бензина будет весьма ощутимой. Особенно это актуально в связи с постоянным ростом цен на бензин.
Во-вторых, в отличие от бензина, который содержит огромное количество примесей, что не лучшим образом сказывается на ресурсе двигателя, газ не содержит веществ, которые при сгорании образуют нагар. Именно в результате этого газ, как автомобильное топливо, имеет более высокое октановое число.
Наконец, газовое топливо является гораздо экологичнее, чем бензин, и уровень токсичных веществ содержащихся в выхлопных газах гораздо ниже.
Есть ли смысл устанавливать ГБО?
Задуматься над установкой газобаллонного оборудования следует, в первую очередь, тем автовладельцам, которые регулярно пользуются своим автомобилем, гоняют его на большие расстояния. В таком режиме эксплуатации все затраты, связанные с установкой ГБО окупяться достаточно быстро. Если же автомобилем вы пользуетесь редко и ездите преимущественно на небольшие расстояния, с редким перемещением по трассе, лучше отложить идею установки газобаллонной системы, так как в подобных случаях окупаемость растянется на долгие годы.
Самое распространенное ГБО сейчас – это . Часто возникает вопрос: ГБО какого поколения подходит для установки на мой автомобиль? Все зависит от того, какой штатной системой подачи топлива оснащен двигатель вашей машины.
ГБО 4 поколения на автомобиле Газель
ГБО 1 поколения
Для установки на карбюраторный двигатель предназначены газовые системы 1-го поколения, другое их название – традиционное ГБО . По сути это обычный эжектор с механической (ручной) дозировкой потока газа во впускной коллектор или непосредственно в камеры карбюратора. Различают 2 вида традиционного ГБО: вакуумное и электронное.
Принципиальное отличие одного от другого – лишь в конструкции запорного элемента разгрузочной камеры газового редуктора. В вакуумном редукторе эту функцию выполняет мембрана, положение которой регулируется разрежением во впускном коллекторе: двигатель работает/вакуум есть/редуктор открыт, двигатель заглушен/вакуума нет/редуктор закрыт. В электронном редукторе мембрану заменяет электромагнитный клапан, открывающийся при работающем двигателе и закрывающийся при его остановке.
ГБО 2 поколения
Разновидностью традиционных систем является так называемое ГБО 2го поколения – тот же эжектор с электронным редуктором, только оснащенный электромеханическим регулятором потока газа, подключенным к лямбда-зонду автомобиля.
Конструктивно электронное ГБО 1-го поколения может работать и на инжекторных двигателях без каталитического нейтрализатора отработавших газов, а ГБО 2-го поколения – на инжекторных двигателях, оснащенных каталитическим нейтрализатором отработавших газов.
Однако эти системы из-за своей технологической примитивности имеют ряд недостатков и не отвечают действующим в настоящее время стандартам ЕЭК ООН по токсичности отработавших газов автомобилей, в связи с чем производителям ГБО пришлось придумывать что-то более совершенное и эффективное.
Короткий век моновпрысковых систем (центральный или одноточечный впрыск – Central Fuel injection – CFI, Single Point injection – SPi) вроде Bosch Mono-Jetronic и Opel-Multec породил ГБО 3-го поколения – с управляемым электронным контроллером (ЭБУ) дозатором-распределителем и центральной механической газовой форсункой, подающей газ во впускной коллектор.
Но массовый переход на распределенный (многоточечный) впрыск бензина потребовал и соответствующих газовых технологий: так появились системы 4-го поколения, самые распространенные и востребованные на сегодняшний день.
Принцип их работы прост. Сколько цилиндров в двигателе, столько газовых форсунок. Сами форсунки – электромагнитные, управляются электронным контроллером. Хотя фактически управление ими осуществляется штатным ЭБУ автомобиля (контроллер газовой системы лишь считывает сигналы штатного ЭБУ и перенаправляет их с небольшой коррекцией с бензиновых форсунок на газовые).
Простота и эффективность подобных систем сделали их настоящим хитом, 90% современных автомобилей оснащаются именно таким ГБО. Системы 4го поколения способны работать на двигателях любой мощности с наддувом или без, с любым типом фазированного впрыска, в том числе асинхронным, попарно-параллельным, параллельным; главное – правильно подобрать производительность газового редуктора, а также производительность и скоростные характеристики газовых форсунок.
ГБО 6 поколения
Исключение составляет лишь непосредственный, или прямой впрыск, при котором бензин подается не во впускной коллектор, а непосредственно в камеры сгорания цилиндров двигателя. У разных автопроизводителей такие системы могут называться по-разному: Gasoline Direct Injection (GDI), Direct Injection (DI), Fuel Stratified Injection (FSI), Turbo Stratified Injection (TSI), Stratified-Charged Gasoline Injection (CGI), Direct Injection Spark Ignition (DISI) и т.д.
Объединяет их одно: без работы бензиновые форсунки высокого давления, использующиеся в таких системах, быстро перегреваются и выходят из строя. Потому обычные алгоритмы управления ГБО 4го поколения , в которых бензиновые форсунки не работают, а работают лишь газовые, здесь не годятся.
Такие двигатели требуют доработанного, индивидуального программного обеспечения, позволяющего одновременно, в оптимальных пропорциях, подавать и газ, и бензин. Системы ГБО для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском иногда называют 6м поколением газового оборудования.
ГБО 5 поколения
Что-то пропустили? Между 4м и 6м должно быть еще одно – 5е поколение? Оно есть: так принято обозначать системы подачи газа в жидком состоянии – Liquid Propane Injection, или LPI. При этом, разумеется, речь идет исключительно о пропан-бутане, т.к. компримированный (или сжатый) метан жидкой фазы лишен в принципе.
В отличие от остальных систем, в которых сжиженный пропан-бутан подвергается испарению в газовом редукторе и к форсункам подается уже в газообразном состоянии, здесь газ не испаряется и впрыскивается в двигатель в том же жидком состоянии, в котором находится в топливном баке – баллоне. Из плюсов такого ГБО можно выделить возможность пуска двигателя сразу на газе, минуя стадию прогрева на бензине, а также чуть меньший – в пределах 10% – расход топлива.
Из минусов… Во-первых, правильное функционирование системы возможно лишь в том случае, когда газ остается в жидком состоянии и подается под высоким давлением. Вместе с тем, пропан-бутан имеет очень низкую температуру испарения, и даже небольшой простой автомобиля с неработающим ТНВД может привести к тому, что остающийся в топливных магистралях газ переходит в паровую фазу, образуя газовые пробки.
Это чревато тем, что при пуске двигателя насосу необходимо сначала прокачать систему, выгнав эти пробки и полностью наполнив ее жидким газом, а для этого нужно время: т.е. переход двигателя на работу на газе также происходит не моментально. И второе – стоимость подобных систем в настоящее время в среднем втрое выше, чем обычного ГБО 4-го поколения. Элементарная математика показывает, что это вряд ли приемлемо…
А есть ли смысл?
Конечно, есть, но не для всех и не всегда. Существует ряд факторов, определяющих целесообразность установки ГБО в каждом конкретном случае. В первую очередь, конечно, всех интересует цена вопроса. Она сильно разнится в зависимости от марки и модели автомобиля, от оборудования и, конечно же, от самого установщика. Специализированные и сертифицированные станции берут больше, чем «гаражисты», но и за свою работу они несут полную ответственность. В среднем, если проанализировать киевские цены, установка ГБО на автомобили украинского и российского производства обойдется в 3000-3500 грн., а на иномарки с механической и электронной системой управления двигателем — 3500–15.000 грн.
За вышеозначенные суммы автовладелец получает реальную возможность экономить, вот только высчитать более или менее точное количество купюр, которые не упадут в кассу АЗС, а останутся в кармане (или в кошельке) водителя, крайне затруднительно. Все зависит от того, сколько километров автомобиль проезжает в месяц. Чтобы окупить затраты на установку ГБО примерно за год, нужно наматывать никак не меньше 1500 км в месяц, а то и 2000 км. Кроме того, перед установкой желательно выяснить, сколько газа будет потреблять автомобиль. В идеале расход газа не должен превышать потребление бензина больше, чем на 1-2 литра на «сотню» или не более, чем на 10%.
Абсолютно невыгодно устанавливать газобаллонное оборудование на автомобили А-класса и некоторые хэтчбеки В-класса. Они и сами по себе потребляют не очень много топлива, поэтому экономия от ГБО будет едва заметной, а место в багажнике, которого у таких авто и так в обрез, после установки баллона исчезнет почти полностью.
Важно знать и помнить, что после установки ГБО регистрационные документы на автомобиль нужно поменять, поскольку в его конструкцию были внесены серьезные изменения. Для этого у установщика нужно взять документы, подтверждающие, что переоборудование произведено в соответствии со всеми нормами (Свидетельство о соответствии требованиям безопасности, копии сертификатов), и обратиться в МРЭО ГАИ. Само собой, за переоформление документов нужно будет немного заплатить. Любопытно, кстати, что в странах ЕС при переходе на газ правительство не только не облагает водителей дополнительным сбором, но и дает скидки при регистрации, а также освобождает от уплаты транспортного сбора.
И еще один важный момент, о котором часто забывают и не учитывают его, принимая решение об установке ГБО. Речь о гарантии. После вмешательства в конструкцию автомобиля, коим установка ГБО, безусловно, является, она перестает действовать. Исключением могут стать лишь те случаи, когда установкой занимается та же компания, которая продала автомобиль. Не отражается на гарантии и ГБО, установленное заводом-производителем. Вот только таких предложений сегодня единицы (смотрите авто с заводским ГБО в каталоге InfoCar.ua), да и цена автомобиля с заводским ГБО изначально выше, чем аналогичного, работающего только на бензине/дизеле, хотя иногда эта переплата имеет смысл. Возьмем для примера Renault Duster. В комплектации Laureate с 1.6-литровым мотором, “механикой” и моноприводом автомобиль стоит 153.700 грн. В точно такой же конфигурации, но с заводским ГБО, ценник поднимается ровно на 10.000 грн. Возможно, это немного дороже, чем переоборудовать Duster на газ самостоятельно, но в качестве весомого преимущества у Вас останутся гарантийные обязательства производителя.
ГБО вредит двигателю?
Этот вопрос про ГБО приходится слышать значительно чаще других, поскольку двигатель - это сердце автомобиля, рисковать которым, само собой, никто не желает. Но как же не опасаться, когда то и дело можно услышать о том, что ГБО снижает мощность мотора на 5-7%, уменьшает его ресурс и так далее? За примерами подобных огорчений далеко ходить не нужно. Наверняка у каждого автомобилиста есть знакомый, который из богатого жизненного опыта расскажет не одну такую страшилку. Только воспринимать всерьез эти истории стоит далеко не всегда. Очень часто причиной проблем с двигателем после установки ГБО становится желание сэкономить на качественном оборудовании и профессиональном установщике, который не только «прикрутит и подключит», но и настроит систему с помощью специализированной компьютерной программы, что очень и очень важно.
Правильная настройка ГБО с помощью компьютера — залог экономичности и сохранения характеристик автомобиля
Если все сделать правильно, соблюдая технологию и рекомендации производителя по установке и настройке, ГБО может быть даже полезно двигателю, чему есть вполне логичное техническое объяснение. Во-первых, высокое октановое число пропан-бутановой смеси исключает детонацию, в результате чего мотор работает мягче и тише. Во-вторых, газовое топливо, в отличие от бензина, не смывает со стенок цилиндра масляную пленку, защищающую поршень от трения. И в-третьих, при сгорании газо-воздушной смеси, в камере сгорания и на днище поршня не образовывается нагар, а масло дольше хранит свои свойства.
Не экономьте на оборудовании и избегайте кустарной установки, и тогда ГБО отлично уживется с двигателем Вашего автомобиля.
На дизель и турбо нельзя?
Это неправда! Газобаллонное оборудование можно научить работать с дизельными двигателями. Другое дело, что технически сделать это сложнее, да и оправдано это может быть только в случаях с автомобилями, которые регулярно и долго ездят с крейсерской скоростью. Дальнобойщики, например. Для передвижения по городу скрещивать газ с дизельным топливом бессмысленно.
Что касается турбированных силовых агрегатов, то на них тоже можно установить ГБО, но только инжекторное, которому не важно, как сильно идет воздух в мотор, Система сама, собственным давлением впрыснет столько газа, сколько необходимо.
В чем разница между поколениями ГБО?
Последним на сегодняшний день поколением ГБО является пятое, однако и четвертое поколение по-прежнему пользуется большим спросом. Разница между ними лишь в элементах подачи газа и в системе управления. Если коротко, то ГБО-4 - это система с распределенным синхронизированным впрыском газа, а в ГБО-5 газ поступает непосредственно в цилиндры в сжиженном состоянии. К преимуществам систем пятого поколения можно отнести отсутствие потери мощности и возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах, поскольку исчезла необходимость испарять его перед подачей в двигатель. К недостаткам системы можно отнести ее высокую чувствительность к грязному газу, низкую ремонтопригодность и техническую сложность.
Особенности установки ГБО
Поскольку мы не пропагандируем самостоятельную установку ГБО, а наоборот, настоятельно рекомендуем обращаться к сертифицированным специалистам, описывать весь процесс монтажа газобаллонного оборудования мы не будем. Однако для того, чтобы Вы понимали, что делает с Вашим автомобилем установщик, и могли убедиться в том, что он не допустил грубых ошибок, мы обозначим несколько моментов, на которые нужно обращать внимание, принимая работу.
Вообще, само газобаллонное оборудование не такое уж сложное. По большому счету его можно разделить на четыре основных элемента - баллон, газовый редуктор, электронный блок управления (ЭБУ) и блок форсунок. Все остальное - коммутация. Баллон размещается в багажнике вместо запасного колеса, все остальное - под капотом. Бывает, правда, исключение для ЭБУ, который может быть предназначен для монтажа только в салоне.
От правильности установки форсунок и электронного блока управления зависит эффективность и точность работы всей системы. Форсунки должны располагаться максимально близко к месту врезки во впускной коллектор (на расстоянии 3-10 см). В противном случае автомобиль потеряет в динамике, особенно при необходимости резких ускорений, да и расход газа будет большим, чем мог бы быть.
Иногда не слишком умные установщики ГБО предлагают своим клиентам «отключить» отсекатель в баллоне, чтобы в него помещалось больше газа. Ни в коем случае не соглашайтесь на эту глупость, поскольку те 10-20% объема баллона, которые остаются свободными, жизненно необходимы для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур. Они же уберегут баллон от разрыва в случае его деформации в ДТП. Дополнительно нужно убедиться в том, что баллон оснащен предохранительным (обратным) клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.).
Поскольку электрическое сопротивление газо-воздушной смеси больше, чем у бензо-воздушной, вместе с ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания. Они имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы изготовления центрального электрода или иное калильное число (большее, т.е. более «холодные»).
Важно также убедиться, что установщик использовал «правильные» LPG-шланги, предназначенные для сжиженного газа. Иногда, дабы сэкономить, мастера используют шланги для воды и прочие несоответствующие материалы. Последствия от такой экономии могут быть печальными.
Важно проследить, чтобы установщик ГБО использовал соответствующие коммутационные материалы, особенно LPG-шланги
Особенности эксплуатации, обслуживания и причины поломок
Кроме того, что ГБО не очень хорошо ведет себя по отношению к двигателю, хотя мы уже выяснили, что это далеко не всегда является правдой, часто приходится слышать и другой аргумент противников перехода на газ. Мол, это очень опасно, ведь газ может взорваться. Поспорить с этим действительно сложно, однако в этой связи мы снова и снова вынуждены возвращаться к теме выбора качественного, фирменного оборудования и действительно профессионального установщика. Если все сделано правильно, ГБО не таит в себе особых опасностей. Просто так взорваться газ не может. Современные баллоны лучших производителей очень прочные, надежные и безопасные. Толщина их металла составляет 3-6 мм, что в разы больше толщины топливного бака. Специалисты немецкой организации ADAC даже проводили эксперимент, в ходе которого поджигали автомобили с установленным ГБО. В итоге, машина полностью сгорала, а газовый баллон оставался целым и невредимым.
Газовый баллон намного прочнее топливного бака. При правильной установке и эксплуатации он безопасен. Самое главное условие для безопасной эксплуатации ГБО - отсутствие запаха газа. Если все соединения герметичны, его не будет. А вот если запах появился, это серьезный сигнал к тому, что использование системы нужно прекратить и не возобновлять до тех пор, пока ее не проверит специалист. Безопасность намного дороже сэкономленных денег.
Как и любое другое оборудование, ГБО нуждается в периодическом плановом обслуживании. Раз в 15 000 км необходимо менять фильтры, проверять герметичность системы и регулировать ее настройки. Раз в 30000 км, нужно чистить газовые форсунки, а раз в 60000 км следует разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны и в случае необходимости заменить ее.
Любителям активной езды нужно помнить, что «крутить» двигатель, работающий на газу, выше 5000 об/мин крайне нежелательно, чтобы не допустить перегрева деталей силового агрегата. Впрочем, некоторые производители для таких случаев наделяют свое оборудование алгоритмом работы, при котором, в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000, происходит автоматическое переключение на бензин. Для переключения между газом и бензином в салон автомобиля выводится кнопка, показывающая режим работы системы и количество газа в баллоне
Частой причиной проблем с ГБО становится несоблюдение автовладельцами простого правила: пуск двигателя нужно производить на бензине, дождаться, пока силовой агрегат прогреется, и только потом переключать систему на газ. В противном случае, несколько «холодных» стартов зимой могут привести к выходу из строя газового редуктора. К счастью, современная электроника уже научена автоматически предотвращать подобные ошибки, то есть “по умолчанию” запускает двигатель на бензине, а после того, как он прогреется до 35-40 градусов, переключает систему на газ. Хотя, в случае крайне необходимости, завести двигатель на газу при наличии ГБО пятого поколения, можно вполне безболезненно даже при отрицательной температуре.
Случаются, к сожалению, и другие проблемы, но все они, как правило, связаны не с самим ГБО, а с неисправностью некоторых узлов автомобиля. В частности, с зажиганием, неправильная работа которого может повлечь за собой цепочку поломок и даже привести к возгоранию в подкапотном пространстве. Поэтому, при обнаружении каких-либо проблем лучше сразу обратиться к специалистам.
Для многих автолюбителей установка ГБО на автомобиль – это возможность существенно сэкономить свои затраты на топливо. И действительно, при активной езде подобные нововведения оказываются очень выгодными. Реальной окупаемости можно ожидать уже через 15-20 тысяч километров пробега. Более того, монтаж ГБО – это возможность увеличить ресурс двигателя и уменьшить объем вредных выбросов в атмосферу.
Но многие автолюбители перед выполнением таких работ сталкиваются с вопросом, какое поколение гбо лучше и в чем их особенности. Сегодня есть первое, второе, третье, четвертое и пятое поколение газобаллонного оборудования. Но в чем их отличительные особенности? Вот с этим и будем разбираться.
Первое поколение ГБО
Отличительной особенность данной системы – разделенная система редуктора и испарителя. Основное предназначение – для карбюраторных автомобилей без лямбда зонда. Но бывали ситуации, когда первое поколение ГБО без проблем становилось и на машины и с инжектором. Конечно, данный тип газобаллонного оборудования, как «первопроходец» имел целый ряд недостатков.
В первую очередь автолюбителей не устраивал повышенный расход топлива, что практически сводил на «нет» все преимущества данного оборудования. Кроме этого, двигатель существенно терял в мощности, что для машин с небольшим объемом являлось особенно критичным. После установки ГБО первого поколения авто становилось и вовсе «тупым» при подъеме на горку. Именно из-за большого числа недостатков монтаж таких систем был остановлен еще более 10 лет назад.
Второе поколение ГБО
Данный тип газобаллонного оборудования стал более универсальным. Основное изменение — появление так называемого дозатора газа с возможностью ручной регулировки. Что касается остальных проблем, то разработчикам так и не удалось их устранить. Более того, ГБО второго поколения можно устанавливать только на карбюраторные авто. В чем же тогда плюсы данной системы? Регулятор дозатора позволил регулировать состав топлива. Но большой объем проблем вынуждал разработчиков продолжать работы над совершенствованием системы и дальше.
Третье поколение ГБО
Следующим этапом стало появление ГБО третьего поколения. Здесь уже в базовой комплектации появился так называемый электронный дозатор газа, работой которой руководил специальный блок управления. Преимущество системы – возможность нормальной работы в «упряжке» с базовым ЭБУ, установленным на большинстве современных авто. Корректировка подающей газовой смеси осуществляется с помощью сигналов лямбда-зонда.
В сравнении с 1-м и 2-м поколением ГБО здесь нет столь значительной потери мощности. Но возникла другая, не менее неприятная проблема – появление нежелательных «хлопков» во впускном коллекторе. Возникновение таких проблем стало возможным даже при малейшей неисправности в системе зажигания. Так что разработчикам еще оставалась работа.
Четвертое поколение ГБО
Данный вариант ГБО на данный момент является наиболее популярным. Особенность ГБО четвертого поколения заключается в тонкостях подачи топлива в цилиндр двигателя. В частности, газ подается вместе с воздушной массой, благодаря установке специального смесителя в воздушном патрубке.
Здесь управление каждой форсункой происходит с помощью электронного блока, которым руководит штатный компьютер авто. Таким образом, четвертое поколение ГБО стало по-настоящему универсальным – оно подходит для любого автомобиля. Кроме этого, после установки системы машина может ездить на двух различных видах топлива без потери мощности и с сохранением своей экономичности.
Самое главное преимущество ГБО четвертного поколения – возможность работать полностью в автоматическом режиме. То есть перевод авто с бензина на газ и обратно осуществляет сама система. Естественно, что автолюбитель может управлять этим процессом и самостоятельно.
Пятое поколение ГБО
Ведущие инженеры мира не остановились на достигнутом результате и разработали ГБО пятого поколения. Основное отличие данной системы – подача газа к двигателю в жидком виде. Такой вид газобаллонного оборудования может работать и без подключения к штатной системе охлаждения авто. Поступление газа к форсункам впрыска осуществляется с помощью топливного насоса внутри самого баллона. Но и здесь не обошлось без недостатков, к которым относится высокая цена, частый выход из строя топливного насоса и возможность работы исключительно с пропан-бутаном.