Каждый регион России сталкивается с тем, что в определенные временные промежутки разметка с дорог просто пропадает. Правда иногда вместе с дорогами, но это уже тема для совершенно другого разговора.
Не совсем порядочные сотрудники ГИБДД на протяжении долгого периода времени пользовались таким, безусловно печальным фактом. Они прекрасно знали то место, где разметка “должна была быть”, но фактически ее там не было, и вылавливали “нарушителей” требований дорожной разметки, которой по факту не было. Для тех, кто решал доказать свою правоту был железный аргумент в виде указания на поворот, перекресток, выезд с другой дороги или пешеходный переход, который обуславливал наличие здесь дорожной разметки. Возмущенные водители отвечали, что разметка могла бы здесь быть, но сейчас ее нет, на что получали ответ формата “за разметку мы не отвечаем, а вот правила вы нарушили, так что пройдемте…”.
Самое печальное, что в таких случаях судьи первых инстанций всегда вставали на сторону сотрудников ГИБДД, формируя не совсем справедливый подход “презумпции правдивости показаний сотрудников ГИБДД”. Доводы “нарушителя” во внимание, как правило, не принимались, даже если они были подкреплены фотографиями или видеозаписями.
Как не потерять права при пересечении сплошной линии дорожной разметки, которую не видно?
Раньше доказать факт того, что разметки фактически нет, даже если на том месте она должна быть, было очень сложно. Составлялся административный протокол по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения), потом материалы дела уходили в суд. Особо ретивых сотрудников ГИБДД с радостью поддерживали суды первых инстанций, которые в лучшем случае выписывали штраф (до 5 000 рублей), а в худшем лишали человека права управления транспортным средством (до полугода) под абсолютно абсурдным предлогом.
Наконец, в 2017 году Верховный суд РФ совершил прецедент, который раз и навсегда должен поставить точку в этой ситуации. Постановление Верховного Суда №33-АД17-2 от 7 августа 2017 года гласит, что ситуацию, когда водитель выехал на встречную полосу движения там, где это запрещено, но фактически не обозначено должным образом (разметкой, либо знаками), нельзя квалифицировать как нарушение ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Квалификацию в данном случае следует проводить по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, санкция за нарушение которой предусматривает гораздо более скромный штраф и не предусматривает лишения права управлять транспортным средством.
Получается, что в том месте, где разметки и запрещающих знаков нет, выезд автомобиля на встречную полосу движения признать неправомерным нельзя. Такое решение Верховного суда создает прецедент, согласно которому жизнь автомобилистов станет немного легче.
Разметка не видна, как доказать? ГОСТ по дорожной разметке
Производить фотосъемку, видеосъемку и замеры ширины проезжей части, составьте схему, не забудьте “привязать” ваши съемки к текущей локации (панорамные съемки, съемки ключевых объектов). Обратите внимание на ГОСТ Р 51256-2011, который регламентирует технические требования к дорожной разметке. ГИБДД скорее всего проигнорируют ваши попытки доказать свою правоту, а вот суд (только вряд ли в первой инстанции) вполне сможет встать на вашу сторону при условии правильного сбора доказательственной базы.
Встречная полоса на широких дорогах – почти как суслик. Ты ее не видишь, но она существует. Неужели действительно можно лишиться прав, если нет «сплошной» – ни двойной, ни одинарной?
Эту статью я написал для начинающих водителей – по крайней мере, я так надеюсь.
Итак, вас остановил инспектор ДПС за выезд на встречную на четырехполосной дороге.
Ваш диалог:
– На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?
– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.
– Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?
– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?
– Позвольте, но выехать на встречную можно только пересекая разметку, если нет разделения – значит, нет и встречной полосы!
– Разделение есть! И почему-то все, кроме вас, его видят. Да дело и не в разделении.
–
И какой там штраф мне светит?
– Да не штраф вам светит, а лишение прав от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15).
И инспектор в данном случае абсолютно прав. Допустим, что на этом участке дороги действительно не было разделительной линии разметки. Ну и что, ведь как я упомянул выше – на этой дороге четыре полосы, из чего следует, что нарушение в таком случае было. Если бы на ней было две полосы – по одной в каждую сторону, и без разделительной сплошной линии – то, разумеется, выезжать на встречную полосу было бы можно. Когда же полос на дороге с двусторонним движением четыре, то наличие разделительной линии уже не столь важно.
А теперь давайте разберемся с этим вопросом более детально. Ведь действительно, что следует делать, если нет разделительной линии, или она полустерта и плохо видна? За состояние дорог отвечает не водитель, так почему же именно он должен нести ответственность? Если нет разделительной, можно ли вообще вести речь о выезде на сторону встречного движения? Что же делать при отсутствии разметки?
На самом деле, все прозрачно: ответ на этот вопрос находится в пункте 9.1 ПДД: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».
Таким образом, получается, что независимо от наличия разметки не инспектор, а в первую очередь именно водитель должен самостоятельно определить границу между полосами движения.
Если нет разделительной линии при двух полосах движения, то определять границу со встречной вы должны, но выезжать на «встречку» для обгона (или объезд препятствия) вы имеете право. А вот если нет разделительной при четырех полосах и более, то тогда вы обязаны не только определить середину дороги, но и четко ее придерживаться. На дороге с тремя полосами средняя полоса предназначена только для обгона или поворота (разворота).
В завершение, поподробнее поговорим о развороте. Важно не путать выезд навстречу движению с другими выездами на полосу встречного движения, не связанными с движением навстречу потоку как таковым, то есть, с поворотом налево и разворотом.
Если вы развернулись и в результате пересекли сплошную, то вам не грозит лишение прав или штраф 5000 рублей. За такое деяние вы понесете уже наказание по другой статье, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой), и штраф будет в размере от тысячи до полутора тысяч рублей. А если разметки нет, то разворачиваться можно на дорогах любой ширины – главное, чтобы вы в обратном направлении начинали движение справа от центра проезжей части.
На сегодняшний день существуют сотни различных правил и норм, регулирующих деятельность человека в различных жизненных аспектах. Водители различных транспортных средств также обязаны соблюдать регламентированные законы. Они предназначены для обеспечения безопасности всех участников процесса и создания оптимальной обстановки для них.
Среди множества норм и законов каждому водителю необходимо учесть несколько наиболее важных.
Направление движения по полосам, что говорится в ПДД? Смотрите видео:
Они представлены ниже:
- Число полос, предназначенных для езды в одном направлении;
- К какому классу относится используемое дорожное покрытие. Водитель может двигаться по городу, за ним или в населенном пункте;
- Двустороннее или одностороннее движение установлено на дороге.
Кажется, что определение данных параметров не потребует особых усилий от участника дорожного движения, но это возможно при отсутствии внешних раздражающих факторов. Всевозможные осадки могут существенно затруднять видимость.
Как определить число полос, если разметка недоступна
Дорожная разметка может быть недоступна для глаз водителя. В таком случае рекомендуется мысленно поделить полотно на две одинаковые части и перемещаться по правой.
Алгоритм определения полос
- Поделить полотно на пару одинаковых частей, для распределения попутных и встречных транспортных средств;
- Поделить правую часть на полосы, позволяющие беспрепятственно передвигаться машинам;
- Ехать в выбранном направлении по доступной части дороги.
Как определить, сколько полос на дороге. Фото: ds03.infourok.ru
Основное правило — если на дороге имеется центральная , разделяющая трассу пополам, то её запрещено пересекать, так как это затруднит движение на встречной полосе и подвергнет всех участников движения опасности. Маневры также запрещены.
Минимальная сумма составляет пятьсот рублей. В таком случае водитель не пересек сплошную полосу, а двигался, перемещаясь между различными частями трассы.
Если водителем был совершен поворот или на полосе , которая разрешает только прямое движение, то будет необходимо заплатить штраф от одной до полутора тысяч рублей.
Если правила дорожного движения были нарушены грузовым транспортным средством , то размер штрафа составит пятьсот рублей. В городах федерального значения его объем увеличен до пяти тысяч.
Противоречия знака и разметки
Иногда водители принимают ошибочное решение в связи с возникновением противоречий знаков и разметки.
Как правильно двигаться по полосам, чтобы не получить штраф? Советы автоинструктора в этом видео:
- Объезд ремонтируемого участка дорожного полотна по встречке;
- при установке разметки 1.1 и знака 3.21;
- Обгон при установке разметки 1.5 и знака 3.2.
Ежегодно наблюдается тенденция ужесточения ПДД. Это необходимая мера.
Каждый участник дорожного движения обязан соблюдать описанные правила. В противном случае это может повлечь возникновение аварийных ситуаций на дороге.
Заключение
Официальная статистика демонстрирует динамику дорожно-транспортных происшествий.
Большинство случаев связано со следующими обстоятельствами:
- Неудачная попытка обгона из-за несвоевременного выезда на встречную полосу или пересечения установленной разметки;
- Отсутствие очередности пари пересечении перекрестков. На кольцевых и нерегулируемых конструкциях также накапливается множество ДТП;
- Неудачное перемещение в загруженном потоке транспортных средств.
Каждому водителю, передвигающемуся по дорожному полотну, необходимо учитывать порядок движения по полосам.
Он имеет важное значение при пересечении различных транспортных развязок и перекрестков, а также осуществления маневров всех уровней сложности.
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Комментарии Пункт 9.1
Полосой движения именуется любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Нормы проектирования устанавливают ширину полос движения и их количество в зависимости от категории дороги:
- для дорог в населенных пунктах от 2,75 м (для второстепенных проездов) до 4,0 м (для пешеходно-транспортных магистральных улиц районного значения)
- вне населенных пунктов:
3,75 м для дорог I и II категорий;
- 3,50 м - для дорог III категории;
- 3,0 м - для дорог IV категории.
Этих значений в основном придерживаются и при разметке проезжей части дорог на полосы. Однако возможны и отступления от нормированных значений, причинами которых могут быть:
- обоснованные решения, принятые при разработке проекта организации движения;
- несоответствия дороги требованиям СНиП (что характерно для старых дорог).
В любом случае при нанесении дорожной разметки ширину полосы движения в населенных пунктах делают:
- не менее 3,0 м для смешанного транспортного потока
- 2,75 м - для потока легковых автомобилей.
Крайняя же правая полоса может иметь ширину 4,0-4,5 м, если по ней осуществляется движение троллейбусов, а проезжая часть имеет лоток с водоприемными решетками.
Если отсутствуют разметка и (или) указанные знаки, то количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется самими водителями с учётом:
- ширины проезжей части;
- габаритов транспортных средств;
- интервалов безопасности между автомобилями.
При определении полос движения на дороге с отсутствующей дорожной разметкой (или перечисленных в п. 9.1 знаков) необходимо для начала определить сторону встречного движения. Для этого нужно условно разделить проезжую часть пополам. При наличии:
- полос разгона или торможения,
- заездных карманов, предназначенных для остановок маршрутных транспортных средств,
- дополнительных полос на подъем
необходимо условно считать их отсутствующими, то есть не принимать их в расчет при определении стороны встречного движения. Иными словами, вы должны представить себе данный участок дороги как "идеальную" дорогу, на которой отсутствуют все перечисленные выше "лишние" компоненты. После этого вы должны провести условную продольную линию по середине такой дороги, и половину ее, расположенную слева от вас, считать искомой "встречкой", выезд на которую карается по всей строгости ПДД.
Примечание: очень важно не допустить ошибку в сторону увеличения своей стороны проезжей части. Она чревата серьезными последствиями, так как может послужить причиной столкновения со встречным транспортным средством при выполнении обгона, поворота налево или разворота. Такое деление проезжей части пополам действительно при любой её ширине, в том числе и на 4-5-метровом проезде. Если даже водитель визуально определил проезжую часть как трехполосную (9-10,5 м), то при отсутствии продольной разметки он должен отводить в свое пользование только половину ширины проезжей части. И теоретически трехполосная дорога фактически является двухполосной - по одной широкой полосе для каждого направления движения.