Безопасность движения на дорогах зависит от осветительных приборов автомобиля. Автопроизводители далеко не на все выпускаемые модели устанавливают противотуманные фары, основная задача которых - подача яркого светового луча строго перед автомобилем.
При правильной регулировке ПТФ освещают перед транспортным средством участок длиной 10-15 метров - этого вполне достаточно для передвижения в условиях плохой видимости на небольшой скорости. Неблагоприятные погодные условия не всегда сопровождаются ухудшением видимости, соответственно, подключение ПТФ должно осуществляться таким образом, чтобы водитель мог отключать фары при отсутствии необходимости в их работе.
Особенности монтажа противотуманных фар
Перед установкой противотуманок автовладелец должен разобраться, что это такое - ПТФ и выбрать место их монтажа. На передних бамперах большинства иномарок имеются специальные ниши, в которые устанавливается дополнительная оптика. Автовладелец подбирает противотуманные фары, исходя из размеров данных ниш.
Многие автолюбители осуществляют установку ПТФ на крыше транспортного средства либо на одном уровне со штатной оптикой. Такой способ монтажа подразумевает использование противотуманок любой формы и размера, главное, чтобы в комплекте к ним поставлялись подходящие кронштейны, обеспечивающие надежное крепление.
Для установки ПТФ, помимо самих фар, необходимо приобрести следующие материалы:
- Клеммы для подключения проводов.
- Провода.
- Кнопку для включения противотуманок.
- Четырехконтактное реле.
- Предохранитель на 20-30 А.
Требования к подключению ПТФ
Должны устанавливаться и подключаться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к автомобильному оборудованию. Максимальное количество осветительных приборов такого типа, согласно ПДД и ГОСТу, не должно превышать двух штук. Размещаются они следующим образом:
- Не далее 40 сантиметров от внешней кромки фары или боковой плоскости автомобиля.
- От нижней кромки фары не ниже 25 сантиметров.
- Световые отверстия противотуманок должны располагаться ниже верхней точки проема фар ближнего света.
- Противотуманки не должны загораживаться никакими другими элементами кузова автомобиля, при этом углы их видимости варьируются в пределах +15-10° по вертикали и +45-10° по горизонтали.
- Включение противотуманных фар должно осуществляться только совместно с габаритным светом.
Владельцы современных автомобилей знают, что ПТФ - это такие элементы конструкции транспортного средства, места для установки которых подобраны заранее самим производителем. Бамперы большинства моделей машин оснащены специальными отверстиями для ПТФ, которые при отсутствии штатных фар прикрыты легко извлекаемыми заглушками.
Если же автопроизводителем не предусмотрены места для установки ПТФ, то автовладелец подбирает их самостоятельно. В таком случае монтаж осуществляется в полном соответствии со схемой ПТФ и предъявляемыми требованиями. Эффективность работы противотуманок напрямую зависит от их корректной установки и настройки. Регулировка фар осуществляется после их установки и фиксации креплений.
Подготовка к монтажу ПТФ
Осуществить установку или замену ПТФ своими руками можно при отсутствии специальных навыков и опыта. Проводить все работы желательно в гараже, оснащенном смотровой ямой. Перед установкой желательно ознакомиться со схемой электросети автомобиля и рекомендациями производителя как самих противотуманок, так и автомобиля.
Идеальный вариант - обратиться в автосервис во избежание ошибок при установке противотуманок и последующих проблем в их работе.
Схема подключения противотуманных фар
Существует несколько вариантов подключения противотуманных фар. Самой популярной считается схема подключения ПТФ с использованием реле. При установке фар необходимо обращать внимание на их маркировку, поскольку на них обычно указывается сторона установки - правая или левая.
Большинство иномарок обладают специальной электропроводкой, облегчающей процесс установки противотуманок. Как правило, на блоке питания имеются свободные клеммы для реле, маркированные надписью fog lamp relay, соответственно, автопроизводитель подготовил схему для подключения ПТФ. Под бампером авто, как правило, располагаются провода с клеммами, что значительно облегчает процесс установки противотуманок.
Самостоятельная установка противотуманных фар
Монтаж противотуманных фар осуществляется в несколько этапов:
- Установка ПТФ в бампер автомобиля.
- Прокладка проводки.
- Подключение предохранителя и реле.
- Установка кнопки для включения противотуманок.
Специалисты и работники автосервисов знают, что каждый автомобиль обладает своими особенностями, и что ПТФ - это такие осветительные элементы, установка которых требует соблюдения некоторых нюансов, связанных с конструкцией транспортного средства. Все работы по монтажу противотуманок начинаются с отключения минусовой клеммы аккумулятора авто.
Установка противотуманных фар в передний бампер
Основная проблема, с которой сталкиваются многие автомобилисты, - снятие бампера. Для облегчения задачи лучше всего работать в гараже со смотровой ямой либо подъемником. При установке противотуманок в передний бампер желательно соблюдать следующие нюансы:
- Быстро снимать и отдирать бампер не стоит, слишком тонкий пластик может треснуть.
- В снятом бампере аккуратно вырезаются отверстия под противотуманные фары. Сперва высверливается небольшое отверстие, которое затем расширяется под размеры каждой фары. Делается это для того, чтобы избежать образования щелей, через которые будет проникать пыль и влага.
- В комплекте с некоторыми противотуманными фарами поставляются декоративные заглушки, выполненные под цвет кузова автомобиля. Наличие таких заглушек значительно упрощает процесс вырезания отверстий в бампере под фары.
- Крепления к бамперу прикручиваются в последнюю очередь, после чего устанавливаются сами фары.
Разъемы проводки подключаются к противотуманным фарам только после установки бампера на автомобиль.
Прокладка проводки для ПТФ
К блоку предохранителей автомобиля подводятся провода от кнопки включения противотуманных фар. В зависимости от конкретной модели машины и схемы подключения ПТФ длина проводов может варьироваться от 20 сантиметров до 1,5 метра.
Подключается схема просто: реле активируется выключателем и замыкает цепь питания, в результате чего подается напряжение на лампы в ПТФ. Выполнять такие работы лучше всего по универсальной схеме, которая подходит для транспортного средства любой марки и модели.
На автомобилях с заводской подготовкой подключаются намного проще:
- К реле цепи питания подключаются плюсовые контакты обеих фар, которые скручиваются вместе в единый провод. Подключение осуществляется согласно схеме.
- К кузову или шасси автомобиля подводится минусовой контакт от каждой противотуманной фары. Место соединения предварительно очищается от грязи, лакокрасочных материалов и следов коррозии.
- Оставшиеся провода фиксируются к элементам кузова при помощи изоленты или пластиковых хомутов.
- В последнюю очередь к блоку предохранителей подключается соответствующее реле от противотуманных фар.
Установка и подключение выключателя противотуманных фар
Специалисты и автолюбители знают, что ПТФ - это такие осветительные элементы, которые включаются либо нажатием кнопки указателей поворотов и фар, либо отдельной клавишей в блоке управления включения-выключения света транспортного средства.
При активации противотуманных фар посредством блока управления узел демонтируется и заменяется новым блоком, укомплектованным выключателем ПТФ. Желательно заранее подобрать все крепежные элементы и панели, чтобы избежать проблем со сломанными пластиковыми деталями и заменить их при необходимости.
После того, как противотуманные фары будут установлены, проверяется последовательность подключения и надежность креплений, к аккумулятору подключается минусовая клемма и осуществляется пробное включение противотуманных фар. При включении и выключении ПТФ в штатном режиме обязательно осуществляется регулировка светового потока по высоте.
Итоги
При правильной эксплуатации и уходе, своевременной очистке стекла ПТФ от грязи и замене перегоревших лампочек противотуманки прослужат не один год и будут обеспечивать безопасное передвижение автомобиля в условиях плохой видимости.
Когда без противотуманок ездить не безопасно, а когда их свет полностью бесполезен? Что есть противотуманные фары и чем они отличаются друг от друга конструктивно? Хотелось бы поднять такой вопрос - а нужны ли они современному автомобилю вообще? Судите сами.
С появлением каждого нового поколения машин, устанавливаемая на них светотехника модернизируется и, подчас, очень глубоко. Существенно меняются как светотехнические показатели фар, так и сами источники света, устанавливаемые в них. Как известно традиционные галогенные лампы уходят со сцены, уступая место более «продвинутому» ксенону и даже еще более современным светодиодным источникам света. Как бы там ни было, а технологии изготовления сверхярких светодиодов уже достаточно хорошо отработаны, процессы автоматизированы, а линии по их производства работают как в Европе, так и Китае.
А значит, данный вид компонентов заметно упал в стоимости и стал привлекателен для производителей автомобильной светотехники. Кроме того, не станем забывать и тот факт, что оснащаемые привычными, массовыми галогенными лампами модульные конструкции фар, включающие и линзованные блоки, позволяют формировать пучки света, идеальные для освещения дороги в любых погодных условиях. Прибавим сюда способность головного света поворачивать «глаза» в сторону движения автомобиля и станет понятно, что с освещением дорожного полотна у современных автомобилей проблем нет.
Однако не просто же так возникла идея создания противотуманных фар? Нельзя же списать их появление на происки маркетологов, желающих предложить покупателям автомобилей дополнительную опцию и тем самым увеличить выручку дилеров! Конечно же, нет. Россия страна большая. Климатические условия в каждом ее регионе свои, особенные. В одном большое количество солнечных дней и ясные ночи. В другом - то и дело льет дождь, а под утро в низинах скапливается туман.
В третьем - холода даже летом.
В четвертом - полярная ночь сменяется полярным же днем. Словом, выводить некую «среднюю температуру по больнице» не имеет никакого смысла. Тем более, что тот, кто управлял автомобилем в сложных дорожных условиях, знает - как только дорогу накрывает пелена тумана - видимость падает до нескольких метров. Естественно, это при использовании стандартных фар головного света.
Но стоит включить специальные противотуманные модули, как дальность и широта обзора резко увеличиваются. Для справки - ширина охвата противотуманной фары метра на три больше, чем дает стандартная фара. Водитель меньше напрягает зрение и лучше контролирует траекторию движения автомобиля, а значит, повышается безопасность движения.
Разумеется, противотуманные фары используются также и в качестве дневных ходовых огней, то есть круглые сутки. Правда, данное применение противотуманки нашли преимущественно в больших городах, где улицы и проспекты хорошо освещены, а проезжая часть (разметка) очищена. Считается, что благодаря меньшему энергопотреблению, включение противотуманных фар вместо ближнего света позволяет снизить нагрузку на бортовую сеть автомобиля, разгрузить генератор и аккумуляторную батарею, а также получить некоторую экономию топлива. Правда точных данных о величине экономии, увы, пока получить не удается. В основном все фигурирующие где-либо цифры являются расчетными, не подтвержденными в условиях реальной эксплуатации. Однако то, что экономия есть - сомневаться не приходится. Именно по этой причине отказываться от противотуманных фар или подвергать сомнению актуальность их применения, по меньшей мере, глупо. Хотя, нужно признать, что при эксплуатации автомобиля в городе противотуманные фары в принципе не нужны. Потребность в них появляется, как только автомобиль выезжает за городскую черту.
Уже черт знает сколько времени замечаю странную моду - ставить ксенон в противотуманки. Спрашивается - нафига? Двум знакомым, поставившим такой колхоз себе на машину, задал тот же вопрос.
Ответ был следующим: так же света больше, и дорогу видно лучше. Плюс машина становится более заметной на дороге.
Обычно я предполагаю, что люди, заработавшие себе на автомобиль, имеют время и возможность узнать, для чего созданы ПТФ, что такое ксенон, и физику, хотя бы в объеме средней школы. Но это не всегда так, да и тут, на дроме, постоянно натыкаюсь на восторженные отзывы о том, как круто - я поставил себе на машину ксенон в противотуманки и в фары… Поэтому решил провести небольшой ликбез - почему нельзя ставить ксенон в противотуманные фары, и как улучшить качество света на машине, если оно не удовлетворяет.
Что это такое?
Противотуманные фары - фары со стёклами жёлтого или белого цвета, дающие плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой, чтобы не освещать толщу тумана по высоте. Могут быть расположены в головной оптике. Кроме этого, широкий пучок света противотуманных фар хорошо подсвечивает обочину, облегчая маневрирование на извилистых дорогах.
Условия, когда ПТФ полезны...
В тяжелых метеоусловиях, таких, как: туман, дождь или снегопад, свет от обычных фар автомобиля, а точнее лучи ближнего и особенно дальнего света, отражаясь и рассеиваясь от мельчайших капель воды или снежинок, создают полупрозрачную пелену, которая уменьшает видимость.
Как решается эта проблема?
ПТФ должны стоять как можно ниже к дороге: между слоем тумана и дорогой всегда есть промежуток, в который и должен попадать свет. При этом ПТФ должны иметь очень четкую верхнюю границу пучка, то есть ни отражённый свет, ни свет от самой лампы не должен идти выше горизонтальной плоскости.
Почему желтый цвет ПТФ лучше?
Ответ прост - меньше рассеивается в тумане. Дело в том, что сильнее всего рассеивается свет с наименьшей длиной волны, то есть синяя часть спектра. Светофильтр противотуманной фары как раз отрезает синюю часть спектра, оставляя более длинноволновую составляющую. Белый свет, из которого исключили синий, как раз и воспринимается глазом, как жёлтый.
При езде в условиях сильного дождя, снегопада, пыли или дыма, свободной прослойки, как под туманом, нет, и решающее значение приобретает чёткая верхняя граница света и фильтрация высокочастотной составляющей спектра.
Несмотря на то, что по ПДД использование ПТФ и фар ближнего света в условиях не запрещено, лучше этого не делать. Кроме как днем, когда это действительно повышает видимость автомобиля. Почему же этого лучше не делать в темное время суток?
Не забывайте о том, что прямое назначение ПТФ - освещение дороги в туман, исходя из этого назначения спроектированы все противотуманные фары. У них также существует светотеневая граница, и особое светораспределение внутри светового пятна. Установка ксенона в рефлекторные туманки однозначно размывает светотеневую границу и приводит к сильному ослеплению встречных водителей. Если днем это даже благо, то ночью ситуация меняется на противоположную - ездить с таким светом опасно, он резко увеличивает аварийность. Ослепленный вами водитель может потерять ориентацию на дороге и выйти вам в лобовую.
Так что сделаем пару выводов:
- Ксенон в противотуманки нужно ставить исключительно в линзованные ПТФ.
- Противотуманные фары в качестве дополнительных фар не годятся из-за особенностей светораспределения и малой высоты установки. Для улучшения освещенности необходимо модернизировать именно основные фары.
Поэтому, господа водители, прошу вас - не ставьте ксенон туда, куда не следует! Это же наша безопасность, безопасность наших детей и близких. Если хочется улучшить качество света на автомобиле - покупайте с заводским ксеноном, или переделывайте фары под линзованный ближний свет.
Фото №1 - Примерно так видят встречные водители автомобиль с ксеноном в рефлекторных ПТФ (убил бы нахрен, чесс слово).
Фото №2 - Так выглядит освещение дороги заводскими ПТФ в туман
Фото №3 - Так будет выглядеть освещение дороги с установленным ксеноном в рефлекторных ПТФ в туман
Фото №4 - Фото светотеневой границы моего Opel Vectra GTS с заводским ксеноном в фарах ближнего света с автокорректором. Все как положено - с горизонтальной полочкой.
О важности противотуманных фар (ПТФ) знает каждый водитель. Аналогов данному изобретению нет. Ни ксенон, ни биксенон не способны справится с освещением дороги в туманную погоду, либо когда идет дождь или снег. Это связано с тем, что они расположены высоко и испускаемый ими луч толще.
Оглавление:В чем особенность противотуманных фар
Специфика противотуманных фар заключается в том, что излучаемый луч узкий и плоский, поэтому разрезает туман и довольно хорошо освещает дорогу. Такие фары могут встраиваться как на конвейере, так и приобретаться отдельно. Чаще всего бывают белого и желтого цвета. Устанавливаются обязательно ниже основной оптики, практически над дорожным покрытием. В некоторых случаях такой свет вполне может заменить ближний.
Обычная передняя оптика дает поток света, который как бы засвечивает капли перед капотом автомобиля. Создается ощущение белой пелены перед машиной, что резко снижает уровень безопасности и не дает передвигаться с желаемой высокой скоростью.
В связи с вышеперечисленным не удивительно, что ПТФ пользуются большим спросом. Поэтому производители позаботились о разнообразии форм, цветов и качестве продукции. Наиболее распространенные и качественные лампы фирмы OSRAM, которые производят на немецком заводе. Зачастую на хороших автомобилях еще на конвейере устанавливают именно это освещение. Однако популярностью пользуются так же оптика компаний Hella, Wesem, Philips, IPF, DLAA.
Противотуманные фары какого цвета выбрать
Как показывает опыт автомобилистов, лучше всего на практике показали себя противотуманные фары белого и желтого цветов. Все дело в том, что эти цвета входят в состав синего спектра, который в свою очередь позволяет максимально рассеяться световому потоку в каплях воды. Другие цвета, например, синий или красный, обладают значительно более слабым эффектом и устанавливаются скорее для красоты.
Важно отметить, что главное в противотуманных фарах далеко не цвет, несмотря на то, что такое заблуждение присутствует среди водителей. Гораздо важнее распределение светового потока по дорожному полотну.
Обратите внимание: В данном случае речь идет именно о противотуманных фарах, которые устанавливаются в передней части автомобиля. У некоторых машин также может быть установлен противотуманный фонарь сзади. Чаще всего такой фонарь красного цвета, и его задача – помочь водителям, которые движутся сзади, лучше различать очертания автомобиля при движении в тумане.
Маркировка
Как и любая оптика, противотуманные фары имеют оттиск на корпусе. Качественные фары должны иметь маркировку «В». Это говорит о том, что они противотуманные. Помимо буквы «В» могут применяться обозначения H1, H2, H3 и H7, что значит, что фары галогенные. Их можно использовать в качестве ПТФ, в отличие от газоразрядных, которые ослепляют водителей на встречной полосе. У ламп высокого качества можно увидеть маркировку «02» или «Е». Имейте в виду, что мощность устанавливаемых ламп не должна превышать 60 Вт.
Правильная установка противотуманных фар
Согласно ГОСТу противотуманные фары должны устанавливаться на расстоянии не более 40 см боковых габаритов. На передней части машины устанавливается 2 фары, высота которых над дорожным покрытием не менее 25 см и не более 80 см.
В продаже можно найти десятки различных моделей противотуманных фар. Приведем общие рекомендации, как выбрать лучшие из них:
Вы должны понимать, что на безопасности экономить и стоит, поэтому рекомендуем обходить стороной китайские некачественные ПТФ и отдавать предпочтение сертифицированному товару известных производителей.