Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Устройство коробки передач КПП 154 Камаз
_________________________________________________________________
Коробка передач КПП 154 механическая, десятиступенчатая применяется для автомобилей Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 и состоит из основного редуктора, максимально унифицированного с КПП 144 и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.
Применяются для автомобилей с двигателями, имеющими крутящий момент до 1100 Нм включительно. Основное отличие от КПП Камаз модели 152 - это конические подшипники в опорах первичного, промежуточного и вторичного валов коробки передач.
Комплектация коробки передач Камаз-154
Обозначение: КПП - 154.1700050
Вид сцепления, картер сцепления Камаз 17.1600010-01 (диафрагменное), 17.1601008-10
Крышка первичного вала - 14.1701039-40 (в КПП Камаз установлена муфта 17.1601180)
Вилка выключения сцепления, вал вилки, рычаг вала вилки - 16.1601203, 14.1601215, 53215-1601217 под ПГУ 5320- 1609510
Обозначение КПП Камаз 154 без делителя - 154.1700150
Опора рычага переключения передач - 530-1702200 боковой вывод
Фланец - 154.1701240 с торцовыми шлицами (max. Ø180)
Делитель КПП Камаз, первичный вал делителя - 154.1770010, 154.1770044 (шлицы 1 ¾ ‘)
Первичный вал КПП 154, промежуточный вал КПП - 154.1701027 с муфтой, 154.1701048
Крышка подшипника вторичного вала - 154.1701201
Описание коробки передач Камаз КПП 154
Десятиступенчатая коробка передач КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 (Рис.1) состоит из основной пятиступенчатой коробки 43 передач и переднего двухступенчатого редуктора делителя 46 передач.
Основная пятиступенчатая коробка передач Камаз-154 состоит из следующих основных узлов: картера 41 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 5, ведомый 42 и промежуточный 40 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 21 заднего хода; верхней крышки 25 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен делитель 46 передач.
Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 10 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера делителя.
Крышка 27 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера КПП-154 Камаз и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 29 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 32 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.
В приливах правой стенки картера коробки передач Камаз 154 выполнена расточка, в которую запрессована ось 19 (Рис.1) блока шестерен заднего хода.
Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 24, привернутой болтом 23, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.
Масло в КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом.
В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности.
Люки закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.
В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.
Шестерни КПП 154 Камаз скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.
Рис.1. КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350
1 - вал ведущий делителя; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала делителя; 3, 9, 30 - прокладки регулировочные; 4 - подшипник передний роликовый ведущего вала; 5 - вал ведущий КПП; 6 - гайка кольцевая; 7 -шайба; 8 - муфта синхронизатора; 10 - крышка заднего подшипника ведущего вала КПП;11 - роликовый подшипник; 18 - опора рычага переключения передач; 19 - ось блока шестерен заднего хода; 20 - шайбы упорные; 21 блок шестерен заднего хода; 22 - роликоподшипник; 23 - болт со штифтом; 24 - шайба стопорная; 25 - крышка верхняя; 26 - прокладки уплотнительные; 27 - крышка заднего подшипника ведомого вала; 29 - роликоподшипник задний ведомого вала; 31 - червяк привода спидометра; 32, 47 - манжеты уплотнительные; 33 - гайка крепления фланца; 34 - фланец крепления карданного вала; 36 - крышка подшипника; 37 - роликоподшипник; 40 -вал промежуточный; 41 - картер коробки передач; 42 - вал ведомый; 43 - коробка передач основная пятиступенчатая; 45 - прокладка уплотнительная; 46 - делитель передач; 48 - вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления.
Ведущий вал коробки передач Камаз 154 выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является роликовый подшипник, наружное кольцо 4 которого запрессовано во внутреннюю полость вала.
Промежуточный вал выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 2 и 3 третьей и четвертой передач и шестерня привода промежуточного вала.
На переднем конце вала установлен подшипник, наружная обойма которого установлена в ведущий вал. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора.
Шестерни четвертой и третьей передач КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 в осевом направлении закреплены упорным кольцом с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой.
По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.
Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора инерционного типа.
Механизм переключения передач КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 смонтирован в верхней крышке коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов, предохранителя включения первой передачи и заднего хода, а также замка штоков.
Замок штоков состоит из двух пар шариков и штифта. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Делитель КПП Камаз 154 - механический редуктор, состоящий из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего и промежуточного валов, синхронизатора и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой и наружной обоймой шарикоподшипника. На конце вала эвольвентные шлицы под пальчиковый синхронизатор двумя проточками разделены на три венца.
Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе.
Шестерня ведущего вала КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 вращается на двух роликовых подшипниках. Маслонагнетающее кольцо подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач Камаз 154.
Промежуточный вал делителя КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на сдвоенном роликовом подшипнике.
Механизм переключения делителя закреплен на картере делителя слева.
Дистанционный привод управления коробкой передач Камаз-154 состоит из качающегося рычага переключения передач, опоры рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, тяги и реактивной тяги.
Вилка тяги крепится к опоре рычага посредствам оси втулки. Втулка уплотнена резиновыми кольцами. Ось шплинтуется на пакет деталей крепления опоры рычага переключения передач: шпильки, вкрученные в воздушный патрубок, виброизоляторы, стальная втулка; шайбы и гайки.
Опора рычага переключения передач КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 состоит из кронштейна, гофрированного уплотнителя люка, пружины уплотнителя, укороченного рычага переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу пружиной.
Кран управления делителем КПП 154 Камаз в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полости силового цилиндра.
Предварительный выбор передачи в делителе КПП 154 Камаз-4310, 43118, Камаз-65115, 5350 производится перемещением рычага переключателя крана в одно из двух положений, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Как правильно определить модель КПП КАМАЗ. На одной модели автомобиля может быть установлена коробка передач в различных вариантах.
На сегодняшний день, Камским автомобильным заводом было выпущено несколько десятков видов шасси. Как правило, большинство из них за время выпуска модифицировались и дорабатывались. Узлы трансмиссии не являются исключением. Это привело к тому, что на одинаковых шасси КАМАЗ, могли встречаться абсолютно разные коробки передач.
Многие автомобилисты, не зная этого, при поиске необходимого узла не задумываются об этом. Как правило, это приводит к тому, что люди покупают неподходящие элементы трансмиссии.
Ниже, в качестве примера мы приведем перечень различных модификаций шасси и коробок передач , которые на них устанавливались.
КПП КАМАЗ 53215.
Бортовой грузовик 53215 выпускается с 2001г. За это время шасси оснащалось двумя модификациями трансмиссий:
— 142. Модернизированная версия 14 модели. Имеет пять скоростей вперед и две назад. Артикул — 142.1700025;
— 152. Модернизированная версия 15 модели. Имеет 10 скоростей для движения вперед и две назад. Оснащается делителем. Артикул — 152.1700156.
По принципу работы агрегаты крайне схожи. Во втором случае коробка передач КАМАЗ 53215 дополнительно оснащается редукторным делителем. Данное устройство позволяет автомобилю взбираться на подъемы без потерь мощности.
КПП КАМАЗ 44108.
На полноприводный вездеход Камского автозавода могли ставить КП как отечественного, так и зарубежного производителя:
— ZF9 – имеет девять скоростей для движения вперед, одну для движения назад (R) и «ползущую» скорость(C);
— КП -154. Главным отличием является использование конических подшипников. Так же как и предшественник, данный узел имеет десять скоростей для движения вперед и две для движения назад.
Несмотря на то, что агрегаты кардинально различаются, взаимозаменяемые.
КПП КАМАЗ 53212. Как правило, на бортовой тягач ставили стандартную КП 142 или десятиступенчатаю 152 с делителем.
КПП КАМАЗ 65115. В зависимости от модификации самосвал может оснащаться усиленной десятиступначтой 154, либо зарубежной девятиступенчатой ZF9.
КПП КАМАЗ 5311. Самосвал относиться к одним из первых выпущенных заводом.Оснащается КП 14 (5 скоростей) и 15 (10 скоростей). Стоит отметить что узлы полностью взаимозаменяемы со своими модифицированными версиями (142 и 152 соответственно).
КПП КАМАЗ 43114.
Вездеходные автомобили этой модели оснащались несколькими разновидностямивида КП:
— 142;
— 152;
— ZF9;
— ZF16 – Шестнадцати ступенчатая КП оборудованная делителем и мультипликатором. Артикул — 1341.002.073.
На увеличенную версию КПП КАМАЗ 43118 помимо выше перечисленных четырех устанавливалась также КП 154.
КПП КАМАЗ 6520. На современный самосвал 6520 (Мамонт) устанавливалась шестнадцатиступенчатая КП ZF16 151/1820. Коробка передач на КАМАЗ «Мамонт» так же как и другие модели ZF отличаются экономичностью и надежностью.
КПП КАМАЗ 6460. На сдельный тягач, так же как и на другие автомобили ЕВРО-2,3 устанавливалась ZF16S151. Коробка передач камаз 6460 считается скоростной. К тому же модельному ряду относиться коробка передач камаз 6522, а также коробка передач камаз 65225.
Коробка передач КАМАЗ 65117 — современная девятиступенчатая ZF 9S1310.
Подводя итоги
Перед покупкой трансмиссии тщательно проверьте номер указанный непосредственно на агрегате. Если вы затруднитесь с выбором трансмиссии, то позвоните по указанному на сайте номеру. С вами свяжется квалифицированный специалист. Через нас вы можете осуществить поиск по базе данных завода указав свой номер шасси (XTC).
Установленная коробка передач КамАЗ напрямую влияет на удобство переключения передач автомобиля. При этом даже человеку, владеющему всей теоретической информацией об использовании КПП Камаз, может быть достаточно сложно с ходу разобраться в том, как ее использовать для переключения скоростей транспортного средства.
Устройство коробки передач
В случае КамАЗа чаще всего устанавливаются КПП двух основных типов: с пятью (модель 14) и десятью (15) ступенями. Первый вариант коробок передач чаще применяется на автомобилях, эксплуатируемых индивидуально, тогда как коробки с 10 скоростями лучше подходят для грузовиков, функционирующих в составе автопоездов. При этом устройство 10-ступенчатой КПП включает в себя обычную коробку с пятью ступенями и редуктор-делитель. Делитель, применяемый в сочетании с пятиступенчатой КПП, обеспечивает возможность использования десяти передних и двух задних передач.
С выпуском грузовых автомобилей, способных перевозить больший вес груза, инженеры Камского автозавода выпустили новую модель коробки - 152. Основными отличиями и новшествами новой КПП являются:
- усиленный синхронизатор КПП КамАЗ;
- усиленные шлицы, их крепление удалено;
- шестерни КПП КамАЗ крепятся новым способом;
- большая высота зубцов.
Управление делителем в обновленной модели осуществляет пневмосистема. Обслуживание этой системы, также как и ремонт или замену различных деталей, таких как фланец КПП, следует доверять профессионалам, владеющим соответствующими знаниями и навыками, а также необходимым оборудованием.
Устройство 5-ступенчатой КПП КамАЗ 152 включает в себя следующие основные узлы и компоненты.
- Картер, содержащий в себе первичный вал КамАЗ, являющийся ведущим, вторичный (ведомый) и промежуточный валы, укомплектованные подшипниками и шестернями, такими как подшипник первичного вала.
- Блок шестерней, обеспечивающих задний ход.
- Верхняя крышка КПП КамАЗ.
- Сборный механизм переключения передач.
- Делитель, закрепленный на картере спереди.
Оснащенная делителем коробка передач на КамАЗе обладает целым рядом преимуществ, к которым относятся снижение частоты переключения скоростей, повышенная тяга и облегченное управление грузовиком.
Замена смазки
Для заливки масла в трансмиссию КамАЗ используется горловина, выполненная на правой картерной стенке и заткнутая пробкой, содержащей в себе масляный щуп. Снизу в картере предусмотрена специальная подушка, в которую вкручена пробка для стока, оснащенная магнитом, позволяющим отлавливать частицы металла, которые может содержать в себе трансмиссионное смазочное вещество. Кроме того, по обеим сторонам картера выполнены лючки для монтажа коробок отбора мощности.
На задней стенке также имеется кулиса, в которую вращающаяся шестерня забрасывает смазку. Далее масло посредством высверленного в стенке отверстия проникает в заднюю крышку, закрывающую вторичный вал КамАЗ, смазывая червячную пару, приводящую в действие спидометр.
Рассмотрим, как правильно подготовиться к замене смазки в трансмиссии КамАЗ. Сначала скручивают крышку заливной горловины, после чего снимают две заглушки для слива, расположенные внизу картера. В случае если в КПП используется делитель, следует удалить крышку из его картера. Перед началом слива следует завести мотор, чтобы вязкость масла снизилась за счет прогрева.
Расположенные на сливных заглушках магниты, улавливающие частицы металла, также тщательно очищаются.
Принципы работы КПП КамАЗ
В большинстве эксплуатируемых на текущий момент автомобилей КамАЗ используются механические КПП, имеющие лишь пять скоростей. Переключение передач в таких коробках происходит посредством привычного способа: необходимо вжать сцепление и сместить рычаг в соответствующую позицию. При этом следует учитывать, что КамАЗ является большегрузным грузовиком, поэтому перемещение рычага между передачами должно производиться поэтапно.
Привычный режим функционирования трансмиссии дизельного КамАЗа - пониженный или повышенный («Н» или «В»). Данный вариации разработаны специально для того, чтобы переключение скоростей минимально нагружало двигатель как полностью нагруженного, так и порожнего автомобиля.
На многих моделях грузовиков при переключении между указанными режимами рычаг КПП не требуется. Водитель просто поднимает или опускает специальный переключатель повышенной передачи делителя и ненадолго выжимает педаль сцепления. Переключение осуществляется в автоматическом режиме: опущенный рычажок означает движение грузовика в облегченном режиме, а поднятый - в усиленном, то есть автомобиль полностью нагружен.
Разобраться, как переключать передачи на КамАЗе, сравнительно просто. Скорости с первой по пятую переключаются при помощи соответствующего рычага, находящегося справа от водительского сиденья. В частности, при разгоне используется такая схема переключения передач КамАЗ: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B, а в случае сложных дорожных условий (забитости автотрассы) - 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.
Важно также иметь в виду, что схема коробки передач КамАЗ предусматривает возможность переключения скоростей только при отключенном сцеплении. В частности, чтобы переключиться с нижней передачи на верхнюю или наоборот, следует переместить переключатель в нужную позицию, и лишь затем выжать сцепление. Примерно через секунду педаль нужно отпустить - лишь после этого включится требуемая главная передача. При этом сцепление желательно выжимать как можно резче и до упора.
Коробка передач десятиступенчатая модели
15
1 - коробка передач основная пятиступенчатая; 2 -
втулка распорная; 3 - прокладка уплотнительная; 4 - делитель
передач; 5 - подшипник передний роликовый ведущего вала; 6 -
вал ведущий; 7 - гайка кольцевая; 8 - шайба; 9 - муфта
синхронизатора; 10 - прокладки регулировочные; 11 -крышка
заднего подшипника ведущего вала
Делитель
передач:
1 - прокладки регулировочные; 2 - вал
ведущий; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 -шарикоподшипник; 5 -
крышка задняя подшипника веду-щего вала; 6 - крышка люка;
7 - синхронизатор делителя в сборе; 8 - шестерня ведущего
вала; 9 - подшипники шестерни ведущего вала; 10 -
роликоподшипник задний; 11 - вал промежуточный
— механический, редуктор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизато-ра 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наруж-ной обоймой шарикоподшипника. На переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания "замка", предотвращающего самовыключение передач в де-лителе. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор 7 инерционного типа.
Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых
подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по
наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость,
откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов
основной коробки передач.
Промежуточный вал 11 делителя с
напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается
на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.
Механизм
переключения делителя передач за-креплен на картере
делителя слева.
Привод управления механизмом
переключения передач:
1 - кран управления делителем;
2 - опора рычага переключения передач; 3 - переключатель
крана; 4 - рычаг переключения передач; 5 - трос крана
управления с оплеткой; 6 - головка передней тяги управления; 7
- рычаг наконечника; 8, 22 - контргайки; 9, 21 - винты
установочные; 10 - тяга передняя управления; 11 - сухарь
шаровой опоры; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка шаровой
опоры; 14 - пружина; 15 - крышка; 16 - рычаг передней тяги;
17-тяга промежуточная; 18 - фланец стяжной регулировочный; 19
- болт; 20 - опора; 23 - шток рычага переключения передач; 24
- болт крепления регулировочного фланца
Опора рычага переключения
передач:
1 - кронштейн; 2 -опорная шайба; 3 - чехол;
4 -рычаг наконечника; 5 - уплотнитель люка; 6 - пружина;
7 - полиуретановая втулка; 8 - установочный винт
Пневматическая схема системы управления делителем
передач:
1 -клапан включения делителя; 2 - упор
штока клапана; 3 - кран управления; 4 - клапан редукционный; 5
- механизм переключения передач; 6-воздухораспре-делитель; I -
из пневмопривода тормозов; Н, В - низшая и высшая передачи в
делителе
Коробка передач модели 15— механическая, трехходовая, десятиступенчатая с делителем, снабженным синхронизаторами.
Управление коробкой передач механическое, дистанционное, качающимся рычагом, установленным на двигателе, управление делителем —пневматическое с помощью переключателя на рычаге переключения передач.
Общее число передач: 10 вперед и 2 назад:
первая передача |
||
вторая передача |
||
третья передача |
||
четвертая передача |
||
пятая передача |
||
задний ход |
||
Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
— ослабьте стяжные болты 5 (см. рис. Регулирование привода) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;— ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;-ослабив контргайку 1 (см. рис.Установочный винт и контргайка), вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения передач;
— вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 (см. рис. Регулирование привода) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните стяжные болты 5;
Регулирование привода
— выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его
котргайкой;
- выверните установочный винт 2 (см. рис. Установочный винт
и контргайка) на 31 мм и застопорите его контргайкой.
Зазор в клапане включения
делителя проверяйте при отрегулированном приводе выключения
сцепления и номинальном давлении сжатого воздуха в
пневмоприводе тормозов в следующем порядке:
— снимите резиновый пылепредохранитель 1 (см.рис. Привод сцепления). ;
— плавно нажмите педаль сцепления до упора;
— щупом
проверьте зазор между крышкой 2 и огра- ничителем штока 3.
При давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов 687 кПа (7,0 кгс/см2) зазор должен быть 0,2 . 0,3 мм. При давлении 608 кПа (6,2 кгс/см3) допускается увеличение; зазора до 0,6 мм. Зазор контролируйте не позднее 30 с после выключения сцепления.
При необходимости отрегулируйте зазор, перемещая упор 4 штока клапана. После установки требуемой величины закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.
Ход рычага делителя передач проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:
— снимите крышку 1 (см. рис. Механизм делителя) смотрового люка механизма переключения делителя передач;
— нажмите до упора педаль сцепления;
Привод сцепления
передвигая переключатель 1 (см. рис.) из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте. ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода—- 1б,5...19,0 мм.
Регулируйте ход рычага в следующем порядке:
— ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя) и выверните установочные винты 2, 5;
— установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);
— нажмите педаль сцепления до упора;
— вверните задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на "/.4 оборота и застопорите контргайкой 4;
Механизм делителя
—установите переключатель в верхнее
положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните
передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний
винт.
Уровень масла в картере коробки передач проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 (см. рис. Проверка уровня масла) маслозаливной горловины. Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.
Проверка уровня масла
ЗАМЕНА МАСЛА
Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе, вывернув три пробки,1, 3, 4 на автомобиле с делителем (1 и 4— без делителя). Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.
Для промывки картеров коробки передач и делителя перед
заливкой свежего масла используйте 12 л моторного масла.
Прокрутите шестерни коробки двигателем на нейтральной передаче
в течение 10 мин, после этого слейте моторное масло и
заправьте коробку до уровня трансмиссионным маслом, пустите
двигатель на 3...5 мин и после этого долейте масло, если
уровень понизится.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Неисправность |
Способ устранения |
|
Затруднено включение передач в коробке |
Неполное выключение сцепления (сцепление "ведет") | Отрегулируйте привод сцепления |
Самовыключение передач в делителе | Нарушена регулировка хода рычага делителя | Отрегулируйте ход рычага |
Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля | Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода |
Отрегулируйте привод или подтяните крепления рычагов |
Не включаются передачи в делителе | Нарушена регулировка зазора в клапане включения делителя | Отрегулируйте зазор |