На легковых автомобилях для срабатывания механизмов тормозной системы чаще всего используется гидравлический привод. Широкое распространение этот тип привода получил за счет небольшой металлоемкости конструкции, сравнительной простоте и надежности.
В основе работы гидравлического привода лежит свойство жидкости не сжиматься от внешнего воздействия. Благодаря этому жидкость отлично выполняет роль передатчика усилия без каких-либо потерь, но при условии, что в ее составе будет отсутствовать газ.
Принцип действия тормозной системы с гидравлическим приводом очень прост: водитель жмет на педаль тормоза, тем самым начинает воздействовать на , находящуюся в герметичных трубопроводах. Поскольку она не сжимается, то усилие приводит к перемещению ее по трубопроводам, концы которых соединены с рабочими механизмами. Из-за этого давление в полостях механизмов возрастает, и поршни механизмов выходят со своих посадочных мест, к дискам или барабанам – происходит замедление движения. При прекращении воздействия на педаль давление падает (жидкость возвращается обратно) и поршни механизмов становятся в исходное положение.
Видео: Принцип работы тормозной системы
Главный тормозной цилиндр. Назначение, устройство
Основным элементом гидравлического привода является главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Это именно благодаря ему осуществляется преобразование механического действия в давление тормозной жидкости. Также он еще и осуществляет разделение всей тормозной системы по контурам, что очень важно.
Основным условием нормального функционирования гидравлического привода является герметичность системы. В случае пробоя трубопроводов из-за утечки вся система перестанет работать. Чтобы исключить полный отказ системы ее разделили на два независимых друг от друга контура. Каждый из них объединяет по два тормозных механизма. В результате при повреждении трубопровода одного из контуров, второй остается герметичным и механизмы, с которыми он соединен, продолжают выполнять свою функцию. И хоть эффективность работы системы снижается, но автомобиль все же сохраняет возможность торможения.
Устройство и принцип действия двухконтурного ГТЦ достаточно интересны. И хоть внешне они могут отличаться, но внутреннее устройство всех главных цилиндров практически одинаково.
Внутри корпуса проделана полость, и каналы для соединения с трубопроводами (ведущими на тормозные механизмы), и бачком, откуда подается жидкость. В этой полости помещены два поршня, установленные друг за другом. Ими и осуществляется воздействие на жидкость. Чтобы обеспечить возврат поршней в исходное положение после отпускания педали, оба они подпружинены. Причем упором пружины первого поршня выступает второй. Пружина же второго поршня упирается в торцевую стенку полости корпуса.
Поскольку отвечает за подачу жидкости только на свой контур, то вся полость ими разделена на две камеры (одна находится между поршнями, вторая – между поршнем и стенкой корпуса). Чтобы обеспечить герметичность каждой из них, на поршнях установлены резиновые уплотнительные элементы.
Каждая из рабочих камер соединена с бачком двумя каналами – компенсационным и перепускным. Благодаря им происходит восполнение количества жидкости в системе и предотвращение образования разрежения и завоздушивания в системе при отпускании педали. Также к камере присоединяется два трубопровода, каждый из которых ведет на свой тормозной механизм.
Видео: Главный тормозной цилиндр
Бачок может крепиться непосредственно на корпус ГТЦ или быть вынесенным (в этом случае он с цилиндром соединяется трубопроводами). Жидкость из него подается на оба контура, но при этом внутри бачка есть перегородка, разделяющая жидкость по контурам. Нужно это для того, чтобы в случае разгерметизации системы вся жидкость не вытекла.
Принцип работы
Теперь рассмотрим, как все работает: за счет воздействия пружин поршни установлены в исходном положении. При этом компенсационные каналы открыты, камеры полностью заполнены жидкостью (система соединена с атмосферой).
При нажатии на педаль тормоза водитель перемещает соединенный с ней шток. Этот шток, преодолевая усилие пружины, толкает первый поршень. Перемещаясь, он закрывает компенсационный канал, что приводит к герметизации контура (он отсоединяется от атмосферы) и открывает перепускной (жидкость из бачка поступает в полость за поршнем). При этом в камере начинает возрастать давление. Одна часть жидкости из нее идет в трубопроводы, воздействуя на тормозные механизмы, другая же – толкает второй поршень. Он, перемещаясь, делает то же самое, что и первый – закрывает один канал и открывает другой, а также выталкивает жидкость в трубопроводы.
При отпускании педали, пружины возвращают поршни в исходное положение. При этом, имеющаяся за поршнями жидкость возвращается обратно в бачок через перепускной канал (все это исключает возникновение разрежения). Став в начальное положение, поршни открывают компенсационные каналы, соединяя систему с атмосферой (происходит выравнивание давления в ней).
Теперь рассмотрим, как же работает ГТЦ в случае, если один из контуров потерял герметичность. Для начала разберем ситуацию, когда поврежден контур, за работу которого отвечал первый поршень. Поскольку он разгерметизирован и жидкости перед поршнем нет, то при нажатии на педаль, давление в камере не будет повышаться. Поршень, не встречая сопротивления, сместится до упора и уже механическим способом начнет воздействовать на второй поршень. А тот в свою очередь, передвигаясь, выполнит свою функцию – обеспечит нагнетание жидкости в механизмы своего контура.
В случае разгерметизации контура, за который отвечает второй поршень, все работает несколько по-иному. При нажатии на педаль, первый поршень начнет срабатывать как положено и в камере перед ним начнет возрастать давление. Но поскольку его не будет во второй камере, то не возникнет сопротивления и второй поршень под действием давления сместится и упрется в стенку корпуса. Это обеспечит выдавливание жидкости из первой камеры в трубопроводы контура.
Видео: Замена ремкомплекта на главном тормозном цилиндре на ВАЗ 2107
Основные неисправности
Несмотря на простоту конструкции и небольшое количество подвижных элементов, ГТЦ нередко перестает нормально выполнять свои функции из-за неисправностей.
Выявить поломку ГТЦ несложно. Первые сигналы о неисправности подаст тормозная педаль. Любое изменение в ее поведении при нажатии (легкость, увеличение усилия и т. д.), указывает на поломку. Но она будет сигнализировать о появлении проблем во всей системе. Более точно выявить неисправность позволяет проверка системы на трассе (авто разгоняется, а после осуществляется экстренное торможение). А далее по следам определяется, как работает система. После только остается визуально осмотреть все составные части привода на наличие подтеков.
Основными неисправностями главного тормозного цилиндра являются:
- Разгерметизация.
- Подсос воздуха.
Главный тормозной цилиндр теряет свою герметичность обычно из-за или повреждения уплотняющих манжет. При этом жидкость может перетекать между камерами, а также выходить наружу из корпуса. При этом в систему проникает воздух. В результате значительно снижается давление и эффективность тормозной системы ухудшается.
Видео:Замена главного тормозного цилиндра ваз 2108 2109 2110
Подсос воздуха в системе может происходить из-за закупорки вентиляционного отверстия в крышке бачка. Из-за этого при перемещении жидкости в бачке образуется разрежение, которое компенсируется воздухом, проникающим через манжету. В итоге, завоздушивание системы становится причиной падения эффективности работы системы.
Заклинивание поршня может произойти по двум причинам – попаданием сора внутрь цилиндра через бачок или образованием ржавчины на внутренних поверхностях корпуса. Это приводит к тому, что один из контуров прекращает работу.
Восстановление работоспособности ГТЦ возможно только в случае износа или повреждения уплотнителей или же засорении. Для проведения ремонта продаются специальные ремкомплекты.
Зачастую промывка цилиндра и замена резинотехнических элементов позволяет полностью восстановить работоспособности. Но бывают и случаи, когда такие меры не помогают и решить проблему можно только путем замены узла в сборе.
Как следует из названия, тормозная система служит для своевременной остановки автомобиля, а также, для удержания его на месте на время стоянки или остановки.
Тормозные системы бывают различных видов, некоторые из них оснащаются антиблокировочной системой. Наиболее эффективной является воздушная система торможения, она используется в основном на больших и тяжелых грузовых автомобилях.
Антиблокировочная система
В основном схема тормозной системы представляет собой два колодочных тормоза и два дисковых. При этом усилие от педали передается через гидравлический цилиндр, в котором происходит его усиление, на четыре тормозных элемента. При этом к задним, колодочным тормозам подключен ручной тормоз. На тормозной системе может быть установлен усилитель, который позволяет создать дополнительное усилие тормозной системы. Он применяется для увеличения эффективности работы тормозной системы.
Антиблокировочная система предназначена для предотвращения блокировки колес во время торможения. В основном, данная система срабатывает во время гололеда, плохой погоды, и езды по мокрой грунтовой дороге. Однако, также, антиблокировочная система позволяет предотвратить блокировку колес на время экстренного торможения. Тем самым сокращая тормозной путь.
Антиблокировочная система появилась в 1920-е годы. Ее первые прототипы устанавливались на шасси самолетов, снижая тем самым тормозной путь при посадке самолета. Со временем, эффективность антиблокировочной системы показала, что ее можно использовать и на автомобилях.
В современном мире антиблокировочная система используется в целях повышения устойчивости на дорогах, а также, в целях повышения безопасности дорожного движения. Сокращенно, антиблокировочная система называется ABS или АБС.
Как прокачать тормозную систему с АБС
Прокачка тормозной системы с АБС на автомобилях, у которых в одном и том же узле расположены: насос, гидроаккумулятор и блок состоящий из гидроклапанов, осуществляется аналогично такой же системы без АБС.
Если у Вас гидромодуль, на котором расположены клапана, и гидроаккумулятор вынесены в раздельные узлы, то прокачка осуществляется с помощью специализированного диагностического сканера, который служит инструментом для съема информации получаемой с ЭБУ АБС. Такой сканер трудно приобрести, и если у Вас подобная тормозная система, то прокачку лучше осуществить в сервисном центре на СТО.
Прокачку тормозной системы осуществляют вдвоем, поскольку один человек должен манипулировать педалью, а другой заниматься манипуляциями с тормозной жидкостью и штуцерами, в определенной последовательности :
- Прокачивают передние колеса, для этого надевают шланг на прокачиваемый штуцер, открывают штуцер на один оборот, выжимают педаль тормоза до предела, и удерживают ее в таком положении, при этом выходит «завоздушенная» смесь тормозной жидкости, далее закручивают штуцер, и только теперь можно отпустить педаль;
- Выполняют прокачку заднего правого колеса, для этого надевают шлангочку на прокачиваемый штуцер, и откручивают его на 360°, затем выжимают тормоза и проворачивают ключ зажигания, тормоза не отпускают, происходит выдавливание насосом воздуха из системы, затем перекрываем штуцер и отпускаем тормоза;
- Прокачку левого заднего колеса выполняют аналогично правому, только при этом вам не нужно нажимать педаль тормоза. То есть одеваем шланг на штуцер, и откручиваем его на 360°, не выжимая тормоза работающим насосом выталкиваем воздух из системы, выключаем зажигание и дожидаемся остановки насоса. После прокачки подсоединяем все разъемы и проводим проверку на герметичность тормозной системы.
Ремонт главного цилиндра
Главный тормозной цилиндр служит для преобразования усилия, которое прикладывается на педали тормоза, в давление гидравлической жидкости тормозной системы. На большинстве автомобилей устанавливается двухсекционный тормозной цилиндр. При этом каждая секция служит для обслуживания своего гидравлического контура.
Главный тормозной цилиндр – это один из центральных конструктивных элементов тормозной системы. Он закрепляется на крышке вакуумного усилителя системы торможения.
Принцип работы главного тормозного цилиндра заключается в движении по цилиндру поршня, который перекрывает, так называемое, компенсационное отверстие. При этом создается давление в первом контуре, что приводит к перемещению второго контура, в котором также вырастает давление. При движении поршня образуется пустота, которая заполняется тормозной жидкостью. Перемещение поршня ограничено возвратной пружиной.
Неисправности главного тормозного цилиндра
Существует несколько неисправностей главного тормозного цилиндра.
Разумеется, каждая из неисправностей вызвана определенной причиной:
- Если уменьшенный рабочий ход педали торможения, то, возможно, засорилось компенсационное отверстие главного тормозного цилиндра, или отсутствует зазор между поршнем и манжетой главного цилиндра, или же произошло перекрытие компенсационного отверстия;
- Если не выполняется полный ход педали, то возможно, что отверстия и каналы перетекания перекрыты, произошло заедание поршня, произошло разбухание манжета главного цилиндра;
- Если слишком легко опускается педаль тормоза, то поврежден основной манжет главного цилиндра, или происходит утечка жидкости через основные манжеты поршней цилиндров;
- Если колеса притормаживают, при отпущенной педали, то, вероятно, что происходит заедание поршня головного цилиндра.
В случае обнаружения одной из неисправностей, ее необходимо немедленно устранить, так как это может привести к существенному снижению Вашей безопасности при движении.
Итак, система АБС дает значительное преимущество перед обычной тормозной системой, поэтому при выборе автомобиля обратите на нее внимание. К тому же, система АБС позволит существенно снизить и без того сложное управление в условиях гололеда, или езде по мокрой грунтовой дороге.
Чтобы тормоза всегда работали безотказно, периодически нужно делать их диагностику, своевременно обращать внимание на малейшие отклонения в работе и устранять их. Первые признаки неполадок - появление сторонних звуков при работе, скрип при нажатии на педаль, ее западание или слишком легкий ход, утечка тормозной жидкости, возрастание тормозного пути. Они появляются по ряду причин: при потере системой герметичности, падении уровня жидкости и износе колодок до критического уровня.
При появлении тревожных симптомов рекомендуется провести диагностику всех соединений, исходящих от впускного коллектора, и пневмопривода на предмет герметичности, проверить вакуумный усилитель, исправность индикаторов на приборной панели, сделать поиск возможных утечек - как на слух, так и с применением мыльного раствора.
Перед ремонтом тормозной системы транспортное средство стоит надежно зафиксировать. Если есть подозрение, что неэффективность торможения связана с утечкой тормозной жидкости, необходимо заменить неисправные части колесных цилиндров, промыть барабаны и колодки, и после их высыхания прокачать тормоза.
Причиной провала педали при нажатии чаще всего является завоздушивание системы, так что придется удалять воздух из гидропривода, предварительно восстановив уровень тормозной жидкости. Сначала с клапана, который отвечает за выпуск воздуха, снимается защитный колпачок, находящийся в рабочем цилиндре заднего правого колеса, потом на штуцер клапана надевается резиновый шланг, конец которого опускается в емкость с тормозной жидкостью. Далее надо несколько раз нажать на педаль и не отпускать ее, в это же время выкручивая штуцер на пару оборотов (для работ нужен помощник). Так делается до тех пор, пока из шланга не перестанет идти воздух; когда в системе его больше нет, штуцер закручивается до конца при одновременном нажатии педали, после чего она отпускается, шланг отсоединяется, а защитный колпачок возвращается на место.
Тугой ход педали , требующий усилий для ее нажатия, является признаком проблем с герметичностью соединений штуцера и поломки вакуумного усилителя: для устранения неисправности следует сделать обработку соединений специальной пастой и заменить детали, которые вышли из строя.
Если машину заносит при нажатии на педаль , значит, тормозные колодки могут быть замаслены. Если это действительно так, их надо промыть теплой водой с использованием моющего средства, просушить и отшлифовать, удалив абразивную пыль.
Когда при движении транспортного средства наблюдается постоянный однообразный шум , который исчезает только при торможении, скорее всего, тормозные колодки стерлись и требуют замены. Если сделать ее несвоевременно, придется потратиться еще и на тормозной диск, что обойдется значительно дороже, так что затягивать с этим не стоит.
Самопроизвольное торможение транспортного средства - нехороший знак, предупреждающий об смене положения или неисправности тормозного суппорта. От владельца автомобиля требуется подтянуть крепежные болты при первом случае или же заменить суппорт на новый - при втором.
Притормаживание колес появляется, когда в тормозную жидкость попадает бензин, влияющий на уплотнители главного тормозного цилиндра, которые от этого разбухают. Устранить этот эффект можно, промыв тормозную систему жидкостью и заменив неисправные детали на новые с дальнейшей прокачкой системы гидропривода.
Повреждение тормозного шланга вызывает сильное увеличение давления, поэтому его надо заменить, ни в коем случае не пытаясь починить с помощью изоленты. При повреждениях резьбы соединения необходимо поставить новую тормозную трубку или же сменить целый узел.
Для того, чтобы тормозная жидкость справлялась с возложенными на нее функциями, ее нужно менять по крайней мере раз в год. Для этого следует откачать старую жидкость, удалить воздух из системы, если он туда попал, залить новую и сделать прокачку.
Тормозная система машины является чрезвычайно важной, потому что ее нормальная работоспособность напрямую связана не только с безопасностью самого автовладельца, но также и с безопасностью остальных людей. Поэтому следует регулярно выполнять ее диагностику, чтобы можно было своевременно заметить все возникающие внутри нее неполадки.
Перед рассмотрением всех возможных проблем с тормозами рекомендуем вам провести осмотр регулировки колес и проверить шины на различные повреждения. Среди всех разновидностей неполадок можно выделить три основных типа: неполадки самого тормозного механизма, поломка привода тормозов и неисправности, которые возникают в работе
К главным признакам, по которым можно выявить некорректную работу тормозной системы машины, относятся:
Увеличение тормозного пути и очень большой занос при торможении транспортного средства.
Так же неполадки выявляют по появлению посторонних шумов (к примеру, по скрипу тормозов авто), а также это можно определить по проваливанию тормозной педали или по ее легкому ходу.
Зачастую причина появления таких неполадок заключается в проблемах с имеющейся тормозной жидкостью. В частности, в недостаточном ее объеме или в несвоевременной ее замене.
Также и изнашивание самих тормозных колодок является довольно распространенным обстоятельством, вызывающим неисправности тормозной системы автотранспорта.
Увеличение тормозного пути.
Такая проблема может появляться из-за того, что в систему проник воздух или в самом гидравлическом приводе образовалась протечка.
Кроме того, могут износиться фрикционные накладки, которые расположены на колодках. Из-за этого заметно снижается работоспособность тормозов.
Ликвидация вышеизложенных проблем производится заменой пришедших в негодность деталей. Также рекомендуется хорошо подтянуть все крепления механизма гидравлического привода и затем убедиться в том, что уровень жидкости отвечает заданным требованиям.
Занос во время торможения.
Когда один из колесных цилиндров имеет какие-либо повреждения, то это также может отражаться на появлении заноса.
Кроме того, причиной заноса может служить утечка тормозного вещества или определенные отклонения в ходе поршня.
Также необходимо осмотреть , которые связаны с гидравлическим приводом. Помимо этого, могут быть сильно замаслены узлы тормозных колодок.
Появление необычных шумов во время торможения.
Во время движения транспортного средства присутствует равномерный шум. Но когда при торможении возникают посторонние звуки (к примеру, скрип), тогда это означает определенный износ тормозных колодок.
Помимо этого, в качестве вероятных причин появления добавочного шума может быть и большое количество грязи на передних колодках или дисках, а также замасленность фрикционных колодок автомобиля.
Неисправность тормозной педали.
Значительная выработка тормозных колодок тоже может быть одной из причин западания педали тормоза или появления ее легкого хода.
Кроме того, следует заметить, что воздух в устройстве гидропривода или протечка тормозной жидкости – это также наиболее вероятные причины неполадок тормозной системы.
При этом в основном тормозном цилиндре должен находиться достаточный объем жидкости. Потому необходимо своевременно проводить контроль его уровня.Иначе недостаток жидкости вскоре отразится на ходе тормозной педали автомобиля.
Также помимо облегченного хода педали, нередко встречается и совершено обратный процесс, который ограничивает ход педали. Это явление возникает из-за загрязнения компенсационного отверстия, расположенного внутри тормозного цилиндра.
В тормозной системе автомобиля ВАЗ 2114 присутствует главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Основная задача этого агрегата заключается в преобразования усилия, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Тормозной цилиндр находится на крышке вакуумного усилителя, а над ним расположен бачок тормозной жидкости. Как и любая другая деталь, ГТЦ может повредиться и выйти из строя. Чтобы заменить его, необязательно отправляться на автосервис, эту работу можно выполнить своими руками.
Признаки неисправности ГТЦ
Когда устройство выходит из строя, водитель может заметить следующие признаки:
- Уменьшение эффективности при торможении.
- Разгерметизация тормозной системы.
- Износ уплотнителей.
Проверить работоспособность главного цилиндра можно простым способом – при заглушенном моторе необходимо зажать педаль тормоза. После этого ВАЗ 2114 следует завести, оставляя ногу на педали. Если она проваливается, то система работает исправно. В другом случае требуется диагностика, а иногда и восстановление герметичности соединения. Разумеется, можно воспользоваться ремонтным комплектом, но тогда детали будут неравномерно изнашиваться. Лучшим решением будет полная замена агрегата.
ВАЖНО! Неисправности главного цилиндра могут негативно повлиять и на работу силовой установки. Проявляется это в понижении динамики, подтеков жидкости, а также в снижении разгона. Опытные автомобилисты в таком случае зажимают вакуумный шланг при запущенном моторе. Если после этого признаки, то необходимо менять усилитель торможения.
Необходимые инструменты и материалы
Замена главного цилиндра должна быть начата только в том случае, если под рукой есть необходимые инструменты и материалы. Начать стоит с инструментов:
- Плоскогубцы.
- Головка на «18».
- Ключи на «17», «13» и «10».
- Щетка по металлу.
- Приспособление для снятия штуцеров.
- Инструмент для натяжения пружин.
Что касается материалов, то к ним можно отнести только жидкость для системы.
Разумеется, стоит приобрести новый тормозной агрегат. Рядом с местом работы должна быть разложена клеенка или другое чистое покрытие. В процессе туда следует класть детали. Агрегат нужно покупать непосредственно для ВАЗ 2114, так как с 2109 и 2111 есть различия.
Процесс замены ГТЦ и тормозной жидкости
Когда инструменты, новый механизм и жидкость подготовлены, можно начинать демонтаж старой запчасти ВАЗ 2114:
Data-lazy-type="image" data-src="https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin3..jpg 604w, https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin3-300x177.jpg 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">
.jpg" alt="Откручиваем отмеченные крепления" width="600" height="362" srcset="" data-srcset="https://vazremont.com/wp-content/uploads/2016/02/clin4..jpg 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">Совет! При сборке системы автомобилисты часто путают тормозные трубки. Чтобы облегчить работу, рекомендуется подписать их маркером. Это касается любых деталей в автомобиле ВАЗ 2114.
Также может потребоваться замена вакуумного усилителя. В этом случае следует демонтировать штуцер и повернуть главный агрегат в сторону. После этого необходимо отвинтить шланг и перейти в салон автомобиля ВАЗ 2114, где расположена стопорная скоба пальца. Сняв все крепления, можно установить новый усилитель давления жидкости.