Оказание услуг в сфере частного извоза, является одним из самых древнейших способов зарабатывания финансовых средств. И несомненно данный вид предпринимательской деятельности, на сегодняшний день доступен практически любому человеку у которого есть водительские права. Единственной загвоздкой, которая может стоять на пути денежного успеха, служит отсутствие личного автомобиля. По этому слуга аренды автомобиля, стремительно набирает популярность от года к году.
В последнее время стала прогрессировать тенденция к исчезновению традиционных таксомоторных парков, следствие чего большое появление частиков-бомбил и служб заказа такси (диспетчеров). Хотелось бы особенно рассмотреть последнюю группу.
Служба заказа такси (СЗТ) - организация занимающаяся только поиском клиентов и рекламой своей компании, все заказы СЗТ передает на исполнение водителям, а те уже в свою очередь несут за все ответственность. То есть сами «диспетчерские» ответственности за комфорт, безопасность, техническое оснащение и т.п. не несут, за это все отвечает исполнитель.
Кто работает у диспетчеров в такси
1. Водители со своим личным автомобилем, подходящим под требования для перевозки пассажиров, оформившим лицензию на транспортные услуги и зарегистрировавшимся в налоговом органе в качестве предпринимателей. Как правило СЗТ они отдают около 10-15 процентов от общей суммы выполненных заказов.
2. Водители с арендованным авто.
Большая часть автомобилистов, попросту жалеют использовать свою личную машину для такси. Причины их конечно же понятны, это и большой износ автомобиля, загрязнение внутреннего пространства, нарушение личного комфорта и т.д. По этому многие начинающие таксисты, прибегают к услугам аренды автомобиля.
Также стоит отнести к этой категории и тех водителей, у которых нет в личном пользовании собственного автомобиля. Для работы в сфере перевозок, они также оформляют договор аренды и получают автомобиль оборудованный всем необходимым, для пассажирских перевозок.
Какие плюсы в аренде авто для такси:
Не нужно тратиться на покупку собственного автомобиля
Как правило в месте с машиной арендатор получает лицензию и дополнительное оборудование.
Обслуживание арендованного автомобиля производит арендодатель.
Психологическая легкость использования машины (отсутствие переживаний как о своем авто)
Не требуется самому проходить технический осмотр и оформлять полис ОСАГО.
Недостатки аренды такого автомобиля
Меньшая выручка нежели работа на своей автомашине.
Психологический арест и постоянное чувство долга.
Не всегда удается покрыть стоимость аренды.
Ограниченный ежедневный пробег по километражу.
Есть риск что на вас повесят все недостатки автомобиля
Какие отзывы приводят таксисты поработавшие на арендованных автомобилях
Проведя масштабный анализ и опрос водителей, которые использовали прокатный автомобиль, мы выяснили, что ситуация здесь кроется больше экономическая нежели эстетическая.
Так к примеру стоимость проката автомобиля Хендай Солярис, предварительно подготовленного для работы на линии, за сутки составляет порядка 1500 рублей. Тем временем арендодатель дает запас по пробегу в 400 километров в сутки и 1 бесплатный день в неделю, необходимые документы, навигатор и детское кресло.
Что нужно сделать чтобы окупить стоимость проката
Для того чтобы водителю отбить аренду машины, ему необходимо выполнить план по выручке в районе 3500-4000 рублей. Попробуем разобраться в расходах:
1. Отнимем 10% для диспетчера. – 350 рублей
2. При средней цене за поездку 150-200 рублей, у нас получится 18-20 заказов, что по большому считается передел физических возможностей для водителя.
3. Длина 1 поездки примерно 5-10 км. Расход на бензин с учетом простоев и пробок 700-1000 рублей.
4. Для работы постоянно требуется интернет и мобильная связь. В районе 50-100 рублей в день.
5. Ежедневная мойка машины и уборка салона около 300-500 рублей.
6. Издержки на штрафы и платные стоянки.
7. Стеклоомывающая жидкость, в сезон осадков от 1 бутылки в день.
8. Питание+туалет за свой счет
Как видно из подробного расчета, сумма которую вы сможете заработать на арендованном автомобиле не всегда может быть положительной. Но как и везде, здесь многое зависит от мастерства и трудолюбия самого таксиста, ведь случаев когда водители на прокатных автомобилях, зарабатывают в день по 2-6 тысяч рублей очень много. Собственные секреты такси многие водители начинают вырабатывать на практике, отрабатывая их из месяца в месяц.
Что касается общего объема выручки то здесь необходимо проявлять мастерство и профессиональную активность. Так к примеру, если в городах Москва и Санкт-Петербург выручка таксиста за день может составлять 7-15 тысяч рублей, то в провинциальных областных центрах этот показатель равен 2,5-5 тысячам рублей. Исходя из этого расчета и следует делать выводы, потяните ли вы аренду такого автомобиля.
Как арендовать такси с выгодой
1. Использовать арендованный автомобиль на двоих водителей. Многие арендодатели, позволяют использовать машину на нескольких водителей. Их данные сразу заносят в договор, а страховка на авто без ограничений. Тем самым один водитель работает 12 часов, после чего его сменяет напарник, который уже отрабатывает свою смену. На выходе мы получаем сумму аренды в 2 раза меньшую на человека, а соответственно прибыль большую в 750-1000 рублей за сутки.
2. Брать автомобиль в аренду с последующим выкупом. Некоторые компании и частные лица сдают машину для работы в такси, с возможностью последующего выкупа авто по остаточной стоимости. Такой договор попросту служит услугой лизинга , получившей уже не малую популярность в народе.
Если взглянуть с экономической стороны составляющей, то водитель за 2-3 года отбивает машину в лизинг, при этом еще зарабатывает себе. После чего успешно продает этот автомобиль и тем самым перекрывает издержки за годы владения арендной машины.
Почему многие таксисты негативно отзываются об аренде
Работа в такси давно перестала быть специализированной профессией. Сейчас в частном извозе, трудятся все кому временно нужна подработка или денежная подпитка. Около 95 процентов людей которые приходят в такси, не имеют опыта в данной сфере и ни когда с этим не сталкивались. Отсюда и получается то, что начинающий водитель не может заработать определенную сумму, для покрытия всех издержек и как вывод не в состоянии оплатить стоимость проката машины.
На первых порах, новички начинают торопиться и пытаются заработать как можно больше денег. Результат этих действий в большинстве случаев плачевный. Спешка приводит к мелким ДТП, а не обдуманность маршрута и выбора заказов, только увеличивают издержки.
Вы решили заняться бизнесом, и хотите получать небольшой пассивный доход? Имея небольшую сумму денег, вы рассматриваете вариант, купить автомобиль и сдать машину в аренду в такси. Полностью пассивным его назвать нельзя – нужно будет работать и все контролировать. В таком бизнесе очень много нюансов и подводных камней. Например, покупать всего один автомобиль и сдать машину в аренду кому попало – очень рискованно и опасно. Ниже, составлен бизнес-план, который покажет, выгодно ли сдавать машину в аренду под такси? Примерные расчеты взяты для города, в котором проживает 1 000 000 человек.
Итак, чтобы начать данный бизнес, первое, что нам потребуется – автомобили (10 штук). Отдать предпочтение российскому автопрому или иномаркам? Мы отдаем предпочтение бюджетным иномаркам, так как в базовых комплектациях на них установлены кондиционеры, а клиенты фирм такси в жаркий период времени вызывают именно такие авто.
- Покупка 10-и автомобилей Reno Logan, из бюджетных иномарок, они самые не прихотливые. Ходовая у этих машин очень крепкая, многие торговые представители ездят на них. Автомобиль обязательно должен быть оснащен кондиционером. 400 000 рублей примерная стоимость данного авто, итого 4 000 000 рублей ваши первые вложения.
- Вам обязательно нужно открыть ИП в сфере осуществления таксомоторных перевозок. Для этого пойти в налоговую инспекцию подать заявление и уплатить государственную пошлину. Получить на каждый автомобиль в министерстве транспорта своего региона специальное разрешение на таксомоторные перевозки – 33000 рублей. Занимает выдача разрешений со дня подачи заявления 30 дней. Для этого нужно отправить соответствующие документы в министерство транспорта вашего региона:
- свидетельство о регистрации ИП;
- свидетельство ИНН;
- копия паспорта заявителя;
- копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
- копия договора лизинга или договора аренды транспортного средства, заверенная заявителем, либо копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством.
- Обязательно подумайте о страховании автомобилей, ОСАГО или Каско? Это на ваше усмотрение. Каско компенсирует любой ущерб, неважно кто виноват, но стоит дорого. ОСАГО приемлемый вариант, но рискованный, компенсацию вы получите только в том случае, если ваш водитель не является виновником ДТП. При этом вы же понимаете, что вам нужно приобрести неограниченный полис. Каско – 70 000-140 000 рублей в год, ОСАГО – 25 000 - 35 000 рублей в год (мы выбираем ОСАГО). На всех автомобилях должна быть специальная страховка говорящая о том, что автомобиль используется в сфере таксомоторных перевозок. Если вы не учтете этот момент, то при ДТП можете остаться без компенсации ущерба, и вам будет предъявлен штраф в размере одна тысяча рублей.
- Установка газобаллонного оборудования(1 авто – 25 000 рублей). Проследите, чтобы газовый баллон не занимал большую часть багажника. Итог 250 000 рублей.
Дополнительные опции, необходимые для работы:
- GPS навигатор 4 000 рублей/10шт/40 000 рублей
- музыка, чехлы, аптечка, огнетушитель, знак аварийный - 5 000 рублей /10 шт./50 000 рублей
- видеорегистратор 3 000 рублей/10 шт./30 000 рублей
- покупка зимней резины и дисков 120 000 тр.(12 000 - 4 колеса)
Итоговые вложения перед сдачей автомобилей в аренду: 4 866 346 рублей.
Когда все готово, машины оборудованы всем, чем надо, документы на руках, вам нужно начинать зарабатывать.
Где искать клиента и как сдавать машину в аренду?
Итак, у вас все готово, и вам нужны водители, чтобы сдать им машину в аренду под такси. Не стоит давать объявление в газету и сдавать авто в такси первым встречным водителям. Первое, что вы должны сделать – узнать адреса фирм такси в своем городе, которые набирают водителей исключительно со своим транспортом. Вам нужно будет договориться с директором, бригадиром, чтобы сдать 10 автомобилей под суточную работу в такси и подобрать соответствующих людей для работы. Настоятельно рекомендуем лично присутствовать на кастинге водителей, и отдавать предпочтение людям с водительским стажем более 5-7 лет. На работу лучше брать людей возрастом 40-50 лет – они более аккуратные водители по статистике. Убедитесь, чтобы у работника была местная прописка. На каждом автомобиле будет работать по 2 человека по 12 часов в сутки. Примерная стоимость автомобиля для работы в такси в сутки в городе миллионнике составляет 1 000 рублей. Водитель, который будет работать на арендном автомобиле должен отдавать вам 500 рублей за 12-ти часовую смену. При этом все расходы по ремонту и обслуживанию автомобилей сдающихся под такси ложатся на вас. Об этом поговорим ниже.
Подведем небольшой итог о том сколько прибыли мы получаем, от сдачи машину в аренду в такси. Ваша “грязная прибыль” в сутки с одного автомобиля составляет 1 000 рублей. Но вы должны понимать, что люди не роботы, и автомобили требуют обслуживания – а это небольшой простой. Чистая прибыль будет составлять 800 рублей в сутки, а в месяц 24 000 рублей с одного автомобиля. 10 авто - 240 000 рублей.
Неплохо, верно?
Теперь нужно поговорить о возможных рисках и темных сторонах сдачи машины в прокат. Сдавать один или два автомобиля под такси не имеет никакого смысла. С машиной может произойти все что угодно: авария, мошенничество со стороны водителя, поломки – ваш пассивный доход станет сильной головной болью. А если вы имеете 10-15 автомобилей, то даже если что-то произойдет непредвиденное, ваше дело будет приносить прибыль.
С каждым водителем у вас будет заключен нотариальный договор о сдачи автомобиля в аренду под такси. Желательно, чтобы вам в этом помогло руководство фирмы, в которой будут работать водители. Водитель несет полную ответственность за внешние повреждения машины. Водители у вас будут работать по сменам, следовательно необходимо между ними составлять рапорт приема и сдачи авто. Еще одна подсказка, которая облегчит вам жизнь - договоритесь с бригадиром таксистов, чтобы он контролировал рабочий процесс водителей, и оповещал вас по любому важному поводу (естественно за определенный процент или ставку).
Если все грамотно делать, то сдавать машину в аренду в такси выгодно.
Теперь необходимо поговорить о ремонте и обслуживании автомобилей.
Каждая машина за сутки, будет проходить 400-500 км, с учетом выходных дней - примерно 10 000 км в месяц. Получается вам нужно менять масло каждый месяц (замена масла 2 000-2 500 рублей за одну машину). Недешево, хочу вам сказать, и поэтому нужно найти автосервис, где вам, как корпоративному клиенту, пригоняющему на замену масла 10 автомобилей такси каждый месяц – сделают скидку постоянного клиента. Есть и другие расходные материалы, которые требуют своевременной замены: тормозные колодки, сцепление, ходовая и т.д. Вам нужно заключить договор с автомобильными складами по продаже запчастей и расходных материалов, чтобы они продавали товар по оптовым ценам. Не стоит ждать от водителей бережной эксплуатации машины в такси. За год работы в сфере такси, автомобиль проходит больше 100 000 км. В принципе серьезных вложений на этот период не потребуется, но дальше поломки будут чаще и чаще. В такой ситуации многие бизнесмены продают автомобили на вторичном рынке и покупают партию новых машин. Обычно происходит это через 2 года, когда ресурсы двигателя на исходе. На первый взгляд может показаться невыгодным, но поезженные машины будут все больше и больше простаивать в ремонте, а это время и ваши деньги.
Примерные вычисления данного бизнеса по сдачи автомобилей в аренду под такси и прибыль за год
4 866 346 рублей начальные вложения данного бизнеса при покупке 10 автомобилей Reno Logan.
Прибыль с одного автомобиля, который сдается в аренду для такси – 24 000 рублей минус 2500 рублей ежемесячная замена масла в двигателе, минус 1 200 тормозные колодки (раз в 2 месяца) итого 600 рублей в месяц на колодки = 20 900 рублей и вычесть транспортный налог примерно 90 рублей. Чистый доход с одного автомобиля составит 20 810 рублей.
Условно считаем, что все организационные мероприятия у нас заняли 2 месяца, таким образом, 10 месяцев у нас машины отработали и заработали 2 081 000 рублей. За год вы сможете уже заработать 2 497 200 рублей. С учетом того, сколько было вложено, то он не окупился, но у вас имеются автомобили, которые можно выгодно продать примерно по 300 000 рублей за штуку, если сделать предпродажную подготовку. Получается, вы можете за год заработать около 2,5 млн. руб. и вернуть 3 млн. руб. с продажи машин. Ориентировочно чистая прибыль составит 630 854 руб. Дальше вы можете так же купить партию новых авто и так же выгодно сдавать их в такси. Как показывает практика, то автомобили, которые сдаются в такси, служат два года при своевременном обслуживании, потом их не выгодно содержать и обслуживать.
Небольшой вывод
Сдача автомобиля в аренду под такси является прибыльным бизнесом, если все детали тщательно продумать и вкладывать большие деньги. Обычно таким делом занимаются люди, которые не один год отработали в сфере такси(водитель, руководитель, бригадир, механик) и понимают все нюансы. Владельцы автосервисов, автомагазинов, небольших фирм такси – великолепно будут чувствовать себя в бизнесе аренда автомобилей под такси.
Новичкам на этом поприще придется не сладко, особенно если вы вкладываете последние деньги. Вы должны понимать, что сдача автомобиля под такси, это не сдача недвижимости, с транспортом может произойти все что угодно (ДТП, угон, мошенничество, недобросовестное поведение водителя, стихийное бедствие). Для вас все это должно быть издержками производства.
Лучше отдавать машины в аренду под такси семейным людям, водителям у которых есть дети, им будет нужна эта работа, и они будут аккуратнее ездить. Меняйте вовремя все расходные материалы, не пускайте дело на самотек. Почти все нужно контролировать самому. По чаще отгоняйте автомобили для регулировки сход развала. Крупные таксомоторные предприятия приобретают автомобили в лизинг, это очень выгодно, но доступно только крупным бизнесменам с хорошей репутацией. У вас есть ИП, поэтому любые товары, которые нужны будут для автомобилей, приобретайте на складах по оптовым ценам. Каждый месяц во время простоя какой-нибудь машины, проводите личный тест драйв, чтобы определить состояние подвески. Помните, в этом бизнесе нужно экономить на всем что можно. Бизнес по сдаче в аренду автомобилей под такси является востребованным, у многих людей нет возможности купить новый автомобиль, и они охотно используют возможность взять его в аренду для работы в такси.
Удачи в бизнесе!
Сейчас в такси можно сдавать даже отечественные автомобили
Многие люди находятся в поиске интересных идей для пассивного заработка. Отличное решение – сдать автомобиль в аренду под такси. Этот бизнес является очень перспективным и выгодным – окупаемость машины составляет около 9-10 месяцев, после чего вы будете иметь постоянные высокие доходы. Не знаете, куда сдать машину в аренду в такси? Наша компания «Vist-M » предлагает данную услугу на выгодных для обеих сторон условиях.
Особенности сдачи авто в аренду
Какие авто можно сдать . Если вы решили купить и сдать машину в аренду под такси, то нужно понимать, что для этого вовсе не нужно приобретать дорогостоящее авто премиум-класса – достаточно хорошего автомобиля, который бы имел надежную ходовую часть и аккуратный салон. Для этих целей подойдут и подержанные авто, которые можно найти на вторичном автомобильном рынке за пару сотен тысяч рублей. Основное требование, которое предъявляется к арендуемым машинам, – хорошее техническое состояние и внешний вид.
Мы принимаем под доверительное управление автомобили белого или желтого цвета . Именно на такой цвет с 2017 года выдают лицензии такси в Москве и области. Если у вас авто другого цвета, мы оклеим его пленкой на выгодных условиях: дадим скидку или в рассрочку в счет платежей.
Многие автовладельцы пытаются сдать свои транспортные средства частникам, но в итоге связываются с недобросовестными мошенниками. Наша компания «Vist-M» предлагает официальный и выгодный бизнес-план. Мы стремимся работать честно и прозрачно, поэтому заключаем со всеми клиентами специальные договоры и акты приема-передачи, что защищает их от потери своих авто. Мы используем грамотно продуманную ценовую политику, благодаря чему предлагаем выгодные условия сдачи машин в аренду.
Мы можем оплачивать автовладельцам стоимость аренды на неделю, месяц или полгода вперед – это зависит от условий подписанных договоров и сроков проката авто. Наша компания сотрудничает с надежными транспортными службами среди которых Яндекс.Такси, Убер и Гетт, поэтому мы можем гарантировать аккуратное использование и должный уход за транспортными средствами.
Несмотря на высочайшее качество и надежность, каждый автомобиль требует ремонта или замены отдельных деталей. В случае сотрудничества с «Vist-M» ремонт и техническое обслуживание могут оплачиваться за счет арендаторов или 50/50. Этот пункт также прописывается в договоре.
Какую прибыль можно получать
Если вы хотите отдать личный автомобиль в аренду – то сделали правильный выбор, ведь этот пассивный бизнес приносит высокую прибыль. Приведем пример: на вторичном рынке можно купить автомобиль стоимостью 500 000 рублей, например: Kia Rio 2015-16 года.
В среднем стоимость проката такого авто в нашей компании составляет 1 500-1 800 рублей/сутки, 25-26 дней в месяц. График сдачи 6/1, т. е. 6 дней оплачивается, 1 день выходной и автомобиль остается у арендатора.
В месяц вы будете получать примерно 34 000 - 37 000 ₽, уже за вычетом оплаты наших услуг и техобслуживания, а в год – 420 000 ₽. То есть спустя 14 месяцев вы полностью окупите стоимость приобретения машины, после чего начнете получать чистую прибыль от 30 тысяч ежемесячно. В таком темпе ваш автомобиль проездит 2 года, а по истечении договора можно будет продать машину, вернув около 50% от вложенных на покупку средств.
При этом вам не нужно тратить свое время на личное таксование.
Но в этом бизнесе есть и некоторые минусы. Так, во время ремонта вы не будете получать ни копейки, ведь за простои никто платить не будет. Именно поэтому желательно сдавать в аренду сразу 2-3 автомобиля. Срок окупаемости останется прежним, но при этом вы сможете исключить риск простоев при ремонте одного авто, получая прибыль за счет аренды других транспортных средств.
Все условия лучше обсуждать конкретно. Пишите и звоните нам.
Аренда автомобилей сейчас пользуется огромным спросом, в Москве появилось много компаний, которые предлагают автомобили самого разного класса напрокат. В день такая услуга обходится примерно от 1400 рублей за бюджетные авто, 1500-2000 за коммерческие, ну и от двух тысяч и выше за и Премиум-класса.
Некоторые владельцы автомобилей тоже решаются сдать свою машину третьему лицу в аренду, в надежде на высокий доход. Как оформить такую сделку, какие документы нужно подготовить и сколько это вообще будет стоить?
Оформление страховки — внесение в полис ОСАГО
Сначала нужно решить, на каких основаниях посторонний человек будет находиться за рулем машины. Это можно оформить с помощью генеральной доверенности, в таком случае можно оформить аренду с правом последующего выкупа автомобиля. Кроме этого, обязательно нужно вписать нового человека в полисы и .
Вписать человека в страховой полис можно на основании вашего заявления в страховую компанию. Вы должны явиться с вашим арендатором в офис, нужно взять все документы на машину, а человек должен взять с собой паспорт и водительское удостоверение. Данная процедура бесплатная, однако, если стаж нового водителя небольшой или на его счету имеются аварии, то это может привести к пересчету стоимости полиса, соответственно разницу придется доплатить.
Также, если у вас нет полиса КАСКО, то его необходимо оформить. Такой статьи в законодательстве нет, но машину сдают в аренду, как правило, для работы в такси, а все таксомоторы должны быть обязательно застрахованными. — сам по себе дорогостоящий процесс, полис может обойтись до 10-15% от стоимости автомобиля.
Заключение договора
Договор — это важный документ, который подтверждает передачу авто в аренду. Заполняется он, как стандартный договор, бланк которого можно легко скачать в интернете:
- шапка — дата составления, ФИО сторон, паспортные данные, адреса;
- предмет договора — автомобиль (модель, год выпуска, регистрационные номера) передается во временное пользование на такой-то срок и т.д.;
- условия договора;
- порядок оплаты;
- другие условия;
- реквизиты, подписи.
В договоре нужно детально прописать все мелочи — как, в какой сумме и по каким дням производится оплата; кто несет ответственность в случае ДТП, угона, поломки, повреждения; на какой срок предоставляется автомобиль, есть ли возможность продления договора.
Договор нужно в обязательном порядке заверить нотариально (хотя закон этого и не требует), но наличие печати и оформление по всем правилам сможет уберечь вас от мошенников, да и мало ли что может потом случиться, а арендатор начнет доказывать, что договор этот сфальсифицированный или вообще он его не подписывал.
Передача автомобиля
Передавать автомобиль во временное пользование нужно на основании акта приема-передачи. Акт идет, как дополнение к договору. Бланк можно найти в интернете, можно написать от руки. В акте указывается состояние автомобиля, можно приложить фотографии, описывается содержимое багажника, салона.
Цель арендатора — проверить все наилучшим образом, поскольку мошенники бывают со всех сторон, нередки случаи, когда человек, взявший в аренду автомобиль с целью подзаработать деньжат, вынужден был тратить все эти деньги на ремонт, потому что не заметил, что ему подсунули автомобиль в аварийном состоянии.
Кому сдавать автомобиль?
Если вы приняли решение о сдаче своего авто в аренду, то нужно подойти очень внимательно к выбору претендентов. Не секрет, что автомобили берут для одной цели — такси, а работа в такси — это очень суровое испытание для авто. Кроме того, нужно еще купить все соответствующее оборудование — рацию, таксометр.
Лучше всего, конечно, обращаться в диспетчерские службы и сдавать авто в аренду им. В службе на вашу машину назначат двух водителей, которые будут заменять друг друга.
Может оказаться и такое, что авто в аренду берет ваш знакомый, которому просто нужна машина, чтобы поспевать по своим делам. Родственники и знакомые — это более выгодный вариант, потому что после такси авто «убивается полностью» за год-полтора, а тем более, если оно уже до этого «видало виды».
Таким образом, сдача авто в аренду — это рискованное дело, принцип «не мое — не жалко» очень сильно живет в наших людях, поэтому триста раз подумайте и проверьте все варианты. Возможно продажа авто станет более выгодным решением.
Такси стабильно остается одной из прибыльных сфер автобизнеса, как для водителей (хотя, конечно, не всех и не везде), так и для таксопарков, диспетчерских служб и колл-центров. А еще предпринимателей поменьше, которые занимаются сдачей автомобилей в аренду для работы в такси. О последних и пойдет речь сегодня.
Возможно, в столицах этот вид предпринимательства уже почти полностью вытеснен крупными автопарками и собственными автомобилями, сдаваемыми в аренду непосредственно компаниями, предоставляющими заказы… Однако в регионах такая практика заработка денег еще живет и вполне себе здравствует. Мы побеседовали с одним из бывших арендодателей, для которого этот опыт стал негативным, и выяснили, какие же ошибки нужно допустить, чтобы малый бизнес превратился в крупную головную боль.
Итак, вы живете в одном из нестоличных регионов нашей необъятной родины, и у вас появилась некоторая сумма денег (допустим, что она составляет до 500 тысяч рублей, частично привлеченных из кредитных средств), которую вы решаете не просто бездарно просадить, а выгодно вложить, чтобы в дальнейшем иметь стабильный источник дохода.
В конкретных видах мелкого пищевого или иного производства вы не разбираетесь, опыта управления компанией, даже небольшой, у вас нет, да и сумма слишком незначительная, чтобы хватило на аренду помещения, найм персонала, закупку сырья и/или оборудования и оплату сопутствующих расходов.
И вы, уже почти разочаровавшись, листаете газету и вдруг видите объявление: «Возьму автомобиль в аренду для работы в такси. Желательно передний привод, до 800 рублей в сутки». Вы вспоминаете, как видели на днях какую-то престарелую «десятку» за 90 тысяч, хватаете калькулятор и высчитываете, что она окупится меньше чем за четыре месяца, а дальше начнет приносить стабильную прибыль, тысяч эдак по двадцать в месяц. А денег-то у вас хватит на три-пять таких «десяток»! Да это же золотая жила!
Скорее оформляться!
И тут вы, как человек обстоятельный, начинаете выяснять, что же нужно для того, чтобы деньги потекли рекой и как обставить это с максимальной надежностью для себя. Обнаруживается, что есть два пути: просто сдавать автомобили по договору или заключить его с таксопарком или диспетчерской, которые будут выступать посредником между вами и водителями, помогать вам отслеживать их активность, а заодно и предоставлять им заказы. Оба этих варианта, правда, требуют регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но это сущие пустяки, думаете вы, прибыль-то явно того стоит. Еще одним обстоятельством легальной работы является получение лицензии на автомобили, что тоже не кажется большой проблемой.
Конечно, для того, чтобы начать сдавать кому-то автомобили, неплохо было бы их купить. И тут мы подходим к началу списка правил, которые обязательно соблюдать для получения на выходе гарантированного фиаско. Для облегчения запоминания мы будем их выделять и нумеровать. Итак:
1. В условиях ограниченных финансов не покупайте один новый автомобиль на все деньги. Возьмите лучше три-четыре «десятки» или Нексии, а еще лучше пачку пожилых «семерок» по пятьдесят тысяч за штуку. Зачем терять прибыль, ведь чем больше машин, тем больше доходы!
Так вы и думаете, но в крайности не ударяетесь и «благоразумно» покупаете несколько «десяток» или «четырнадцатых» тысяч по сто за штуку.
2. При покупке автомобиля не уделяйте слишком пристального внимания его состоянию, вам ведь не самому на нем ездить, в конце концов. На вид смотрится прилично, едет прямо, не дымит и лужи за собой не оставляет - уже отлично, можно брать!
Автомобили куплены, дело за малым - оформить документально статус ИП и найти водителей. И вы, почитав описание процедуры регистрации, едете в налоговую службу с пакетом необходимых документов. Процедура в целом не кажется сложной, а некоторые вопросы, возникающие в процессе и на которые вы не знаете ответов, можно просто решить наугад.
3. При регистрации ИП не утруждайте себя доскональным выяснением формальностей, таких как сроки и суммы уплаты налогов и взносов и вида налогообложения. Какая разница - ОСН, УСН или ЕНВД, налоги-то все равно платить, да и денег будет достаточно на все, так что выбрать незнакомую аббревиатуру можно наобум.
Закончив одну бумажную волокиту, приступаем к следующей - получению лицензии на автомобили. Это дело и вправду нехитрое, самое сложное в нем - ждать от двух до четырех недель, пока лицензии будут готовы и их можно будет забирать. Чтобы не терять время, вы начинаете искать желающих сесть за руль ваших «красавиц», но сталкиваетесь с тем, что пока на машине не будет лицензии, наклеек от выбранной вами таксокомпании для повышения «приоритета» в очереди заявок и смартфона с нужным программным обеспечением, жаждущих работать на вашей машине почти нет. Даже не так: их просто нет.
И вот, наконец, работать!
Прождав месяц, получив заветные зеленые бумажки и наклеив на машины все, что только можно наклеить, вы снова начинаете поиск. И теперь он уже немного более успешен. Несколько раз в неделю вам позванивают с вопросами, сдается ли ваш автомобиль, правда, тон и речь звонящих не так благозвучны и благородны, как у тех людей, с которыми вы привыкли общаться.
Ведь вы как-то не подумали, что автомобили в аренду берут те, кто по каким-то причинам не могут купить собственный или даже взять кредит на его покупку, а это, что греха таить, не самые благонадежные и добросовестные люди и порой не с самым светлым прошлым. Ну да ничего, можно и привыкнуть - вам же с ними не свадьбу играть. Поэтому вы цепляетесь за каждую возможность посадить уже, наконец, кого-то в ваш автомобиль и отправить зарабатывать деньги вам обоим.
4. Выбирайте водителей по принципу «кто первый позвонил - тот и подходит». Не портите себе впечатление о них выяснением их личностных качеств, их прошлого, настоящего и ожидаемого будущего. Если у них есть текущие проблемы или небольшие долги, не позволяющие сиюминутно приступить к выполнению работы, помогите с их решением, вам это должно будет воздаться сторицей. Также не усложняйте себе жизнь, пытаясь получить все данные о фактическом месте жительства, родственниках и документах вашего водителя - никуда он от вас не денется. Ну ксерокопию паспорта возьмите для проформы, и чтоб имя не забыть.
И вот, наконец, состоялось главное событие, ради которого все и затевалось - водители найдены, устроены и выведены на маршрут. Машины ездят, время идет, деньги «капают». Теперь можно и расслабиться, посидеть дома, поездить куда-то с друзьями, в общем, наслаждаться жизнью настоящего успешного бизнесмена - такой, как вы ее себе представляли. Но вдруг появляются какие-то неожиданные проблемы и беспокойства, отвлекающие вас от коктейля и дивана. Одна машина сломалась, на второй водитель заболел (да, так прямо позвонил и сказал: я заболел, посижу дома пока), третий водитель вдруг перестал выходить на связь, его телефон недоступен уже несколько дней, а по четвертому вам позвонили из службы такси и сообщили о его блокировке из-за задолженности по арендной плате.
Ну как же так, ведь все обещали, что будут усердно работать и исправно платить… Но ладно, проходит еще несколько дней, и первый водитель починил машину, да еще и по знакомству, дешевле, чем на других СТО, второй выздоровел, третий объявился и сказал, что просто ездил в деревню к бабушке, а четвертый занял у друга денег и снова вышел на линию. И вы облегченно вздыхаете, радуясь, что все так легко разрешилось само.
5. Доверяйте своим водителям целиком и полностью, ведь у них нет оснований вас обманывать. Сломалась машина? Пусть просто привезет чек на купленные запчасти и заказ-наряд с СТО на выполненные работы, а вы вычтете их из суммы аренды. Заболел? Все мы люди, пусть просто позвонит и предупредит, необязательно заставлять больного человека ставить машину к вам под окно, он ведь лежит дома под одеялом и пьет микстуры. Уехал на именины к любимой теще? Бывает, тоже достаточно устного предупреждения. Выдался неудачный день без заработка? Се ля ви, можно простить этот день или разрешить отработать его позже.
Такой человечный подход к работе кажется вам приемлемым, ведь люди должны отвечать на добро добром и благодарностью. А проблемы бывают у каждого, нельзя же лишать людей последнего куска хлеба в стремлении заработать деньги. Но со временем вам все чаще кажется, что вашей добротой бессовестно пользуются, привозя чеки на не выполнявшиеся работы и не заменявшиеся запчасти, а «болезнь» порой оказывается желанием поработать несколько дней «на халяву». Машины тем временем не становятся лучше и новее, а ваш карман - полнее, поэтому все это не может продолжаться бесконечно.
И вот первая машина сходит с дистанции по причине заклинившего двигателя, давно просившего капитального ремонта. Водитель с недовольным возгласом уходит к другому арендодателю, а вы остаетесь с грудой безжизненного металла, засаленной ткани и грязного пластика, которую, судя по внешнему виду, человечнее было бы похоронить, а не починить.
Но на этом проблемы не заканчиваются. Второй водитель тоже принимает решение сменить машину, заявляя, что на вашей уже «умирает» сцепление и вылетает третья передача (странно, а в прошлом месяце он привозил чеки на замену сцепления в сборе). И вторая машина занимает почетное место в вашем дворе, ожидая нового ездока.
А третий водитель, решив не менять колеса на зимние слишком рано, чтобы поберечь вашу шипованную резину (какая трогательная забота), врезается в корму впередистоящего Форда, основательно помяв обе машины и собственные ребра, ведь ремни безопасности для слабаков. Тут же выясняется, что ему с вами не по пути, и вообще, он болен, недееспособен, прописан в другом регионе, а тут проживает у двоюродного дяди-инвалида, при этом у него нет ни квартиры, ни машины, ни гаража, ни даже породистой кошки, которую можно было бы продать в счет погашения долга перед вами. Впереди маячит только суд, но вы понимаете, что максимум, которого вы сможете там добиться, - заставить его выплачивать вам по сто тридцать рублей в месяц в течение следующих восьми десятилетий.
Одну машину приходится продать, вторую сдать в металлолом, а третью, ту, что стоит у ваших окон, отдать за бесценок на разборку, так как вам уже не до ее капремонта. Вы в отчаянии рвете остатки волос на голове и потихоньку смиряетесь с тем, что разорились. Кредит не выплачен, доходов нет, и перспектив на улучшение тоже.
Однако и это еще не все. Вам приходят уведомления из пенсионного фонда с требованием уплатить взносы ИП в размере тридцати с чем-то тысяч рублей. Параллельно вы вспоминаете, что неплохо было бы съездить и в налоговую инспекцию, чтобы узнать, сколько налогов вы должны уплатить за год. И там новости тоже не становятся приятными: вы сами избрали себе отчетность по ЕНВД вместо УСН, на которую могли подать документы, и вместо 6% от вашего скудного общего дохода за год вы обязаны уплатить фиксированную сумму - по тысяче с небольшим рублей в месяц за каждое транспортное средство. Таким образом, ваши суммарные задолженности достигают просто астрономических значений, а печаль - еще больших. Но винить в этом некого - виновник один, и он очевиден.
Что в итоге?
Такими проблемами может обернуться, по сути, любой бизнес, если вести его, четко следуя советам вроде тех, что приведены в статье. Все рассказанное выше - полностью реальная история из жизни человека, который хотел всего лишь заработать денег, прилагая для этого поменьше усилий. Мы же надеемся, что для вас она может стать поучительной, и нам удастся помочь и предостеречь вас от возможных ошибок. Не гонитесь за легкой наживой, побольше самосовершенствуйтесь, и успех не заставит себя ждать. Да и работать для его достижения все равно придется.