Стояночный тормоз (бытийное название - ручник ) обязательный механизм во всех автомобилях без исключения. Он служит для удержания автомобиля на месте и используется во время стоянки автомобиля под уклоном или без него (именно от этого произошло название "стояночный»). Также, если у вас автомобиль с задним приводом, ручник может помочь совершить резкий поворот либо занос, в так называемый управляемый дрифт.
У ручника есть ещё одна функция: при невозможности остановить автомобиль рабочей тормозной системой , использование стояночного тормоза позволит добиться полной и своевременной остановки.
- 1 - чехол;
- 2 - передний трос;
- 3 - рычаг;
- 4 - кнопка;
- 5 - пружина тяги;
- 6 - тяга защелки;
- 7 - втулка;
- 8 - ролик;
- 9 - направляющая заднего троса;
- 10 - распорная втулка;
- 11 - оттяжная пружина;
- 12 - задний трос;
- 13 - кронштейн заднего троса.
Поставив на парковке машину на ручник, можно не бояться самопроизвольного её отката. Это, и правда, на самом деле удобно. Но стоит отметить что зимой, когда температура довольно ниже нуля, пользоваться ручником не советуется. Велика вероятность того, что тронуться после ночной стоянки не удастся. При значительном понижении температуры воздуха конденсат, на тормозных дисках и колодках, замерзает. Механизм схватывается настолько сильно, что и при помощи силы не удастся привести его в рабочее состояние.
Устройство и принципы работы ручного тормоза.
Механический ручной тормоз - это система из управляющего рычага, посредством тяги и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колёс.
Существует также управление нажатием на педаль (находится около педали тормоза на машинах АКПП). Этот вид тормоза называют часто "ножником". При нажатии педали происходит активация стояночного тормоза, а при повторном нажатии начинается процесс расторможения.
Стояночный тормоз имеет следующее устройство не зависимо от вида:
1) Тормозные механизмы на задних колёсах;
2) Тросы привода данных тормозных механизмов;
3) То, при помощи чего включается тормоз (рычаг или педаль).
Рычаг имеет храповый механизм, именно он фиксирует рычаг и препятствует растормаживанию. Когда нажимается кнопка, происходит выключение сигнальной лампы на приборной панели, а также уже можно возвратить рычаг в исходное положение. Усилие от рычага к тормозным механизмам происходит при помощи стальных тросов, количество может быть от 1-го до 3-х.
Существуют следующие виды стояночных тормозов :
1) С барабанными тормозами . Стояночный тормоз автомобиля , оборудованного с барабанным тормозом, наиболее прост. В конструкции существует рычаг, при помощи него усилие передаётся ведущей колодке от троса стояночного тормоза. Когда трос натягивается, рычаг толкает колодку, при этом она, в свою очередь, в движение приводит другую колодку, колесо при этом надёжно тормозится.
2) С дисковыми тормозами . Тут всё немного посложнее, есть три варианта.
Кулачковый привод. Находится данный привод в суппорте механизма тормозной системы. Поршень у колодки оборудуется толкателем, опирающийся на кулачок с рычагом. Когда трос стояночного тормоза натягивается происходит поворачивание рычага, а также и вместе с ним кулачка, давящий на поршень и толкатель - колодка приводится в движение, и, когда упирается в диск, блокирует колесо.
Винтовой привод. Находится данный привод также в суппорте механизма тормозной системы. Поршень оборудуется винтом и предусмотрена резьба, чтобы входил винт. Этот винт с рычагом очень жёстко связан. Когда трос стояночного тормоза натягивается рычаг совершает поворот, винт прокручивается и поршень перестаёт вращаться, поэтому он двигается вперёд и при этом происходит движение колодки вперёд следуя потом блокировке колёс.
Барабанный тормозной механизм. Основным отличием является самостоятельная работа этой тормозной системы. Оборудуется этот тормозной механизм рядом с основной. Популярна эта система в автомобилях, в которых несколько поршней оборудовано в систему дисковых тормозов. Колодки же, упирающееся в барабан небольшого диаметра, тормозят машину.
3) Трансмиссионный стояночный тормоз . Применяется, в большинстве случаев, на грузовиках и внедорожниках. В качестве механизма в тормозной системе может использоваться диск с колодками, закреплённый на кардвале, либо барабан. Особенностью этого стояночного тормоза является то, что он действует на трансмиссию, а не на колёса.
4) С электронным приводом . Включение и выключение стояночного тормоза происходит путём специального выключателя. Современные автомобили всё чаще используют электропривод стояночного тормоза. Принцип действия заключается в электромоторе, взаимодействующем с дисковыми тормозами.
Как эксплуатировать и ухаживать за стояночным тормозом.
Вообще, стояночный тормоз - такая система автомобиля, не требующая большого внимания со стороны водителя. Но учитывая это, существует несколько рекомендаций, прислушаться к которым советуется:
1) Требуется постоянно использовать стояночный тормоз. При длительном застое есть место быть коррозии компонентов системы. Это чревато быстрым выходом из строя этих деталей.
2) Требуется время от времени проверять стояночный тормоз на исправность. Делается это так: на включённом ручнике завести машину и попробовать двигаться на первой передаче. При исправном стояночном тормозе, когда отпускается педаль сцепления, автомобиль не сдвинется с места (двигатель может заглохнуть). Если иначе - следует обратиться в СТО за помощью.тр
Стояночный тормоз, ручной тормоз, ручник - все это об одном и том же устройстве, которое присутствует во всех без исключения автомобилях. Свое название - "стояночный", он получил потому, что именно его принято использовать именно во время стоянки, а "ручной" - потому что чаще всего он приводится в действие не педалью, а рычагом, расположенным в салоне автомобиля.Назначение ручника - удержание автомобиля длительное время на стоянке с уклоном. Но зачастую его используют и во время движения - так, наверное, многие водители помнят одно из наиболее трудных заданий при сдаче экзамена на площадке - "эстакада" - когда необходимо тронуться на подъеме. В такой ситуации ручной тормоз - весьма полезная вещь: его использование предотвращает откатывание автомобиля назад.На заднеприводных автомобилях стояночный тормоз поможет совершить резкий поворот. Особенно популярна эта тактика "управляемого заноса" в дрифт- и раллийных гоночных сериях.Есть у ручника и третья функция - он служит и запасной аварийной системой: в экстренной ситуации при помощи стояночного тормоза можно добиться быстрой и полной остановки автомобиля.
Устройство и принципы работы
Ручник имеет тормозной привод и тормозные механизмы - в общем, как и любая тормозная система. При этом конструкцией стояночного тормоза предусмотрено использование тормозных механизмов задних колес.Тормозной привод выполняет функцию передачи тормозной силы от водителя к механизму: автомобилист поднимает или опускает рычаг, в некоторых случаях нажимает на педаль. Рычаг, как правило, находится справа от водителького кресла. Он имеет храповый механизм, который и отвечает за то, чтобы тормоза находились в рабочем положении. В рычаг интегрирована система выключения или включения лампы стояночного тормоза. Проще говоря, поднимаешь рычаг - на панели приборов загорается световое предупреждение об активации стояночного тормоза.Далее усилие передается к тормозному механизму посредством одного или нескольких тросов. Чаще всего используется три троса: передний (или центральный) - соединен непосредственно с ручником, и два задних – соединяются уже с самим тормозным механизмом. При помощи устройства, которое называется "уравнитель" или "коромысло" передний и задние тросы ручника соединяются, а усилие передается равномерно.Механизм стояночного тормоза имеет еще ряд деталей. Это, например, регулируемые и нерегулируемые наконечники, которые соединяют тросы с тормозными элементами. На регулируемых наконечниках тросов имеются гайки, с помощью которых можно изменить длину привода.Когда водитель опускает ручник, система возвращается в исходное положение, благодаря возвратной пружине. Она может иметь разное расположение - на переднем тросе, уравнителе или прямо на тормозном механизме.Но все это - о дисковых стояночных тормозах. Но существуют и барабанные. В этом случае торможение происходит за счет отдельного рычага, который одним концом соединен с задним тросом, а другим - . Трос перемещает рычаг, который толкает ведущую тормозную колодку, а вместе с ней и ведомую колодку к тормозному барабану: при этом возникает блокировка колес.Стояночный тормоз может управляться не только при помощи рычага, но и нажатием на педаль, которая находится рядом с педалью тормоза на автомобилях с АКПП. С нажатием педали стояночный тормоз активизируется, а при повторном нажатии происходит процесс расторможения.Существуют и другие варианты расположения стояночного тормоза -например, на отечественных автомобилях "Волга" рычаг располагался не рядом с водительским сидением, а ввозле рулевой колонки.На некоторых автомобилях - например, на грузовиках и некоторых внедорожниках, стояночный тормоз действует не на колеса, а на трансмиссию. От этого он и получил название "трансмиссионный" или "центральный" тормоз. В таких автомобилях детали тормоза расположены на раздаточной коробке или КП, и взаимодействуют с .Современные автомобили все чаще оборудуют электронным приводом стояночного тормоза - он называется электромеханический стояночный тормоз. В такой системе имеет место электромотор, который и взаимодействует c дисковыми тормозами.Вопросы эксплуатации
Стоит отметить, что ручной тормоз требует постоянного использования, иначе он приходит в негодность. Это происходит потому, что тросы могут закиснуть и тормозная система перестанет функционировать. Однако также вредно и оставить автомобиль на долгое время на стояночном тормозе - так колодки могут приржаветь к барабану.При этом водители, чьи автомобили оборудованы автоматической коробкой передач зачастую вообще не используют ручник - достаточно просто перевести рычаг АКПП в нужное положение (обычно он называется "сектор P" - от английского слова >) и автомобиль останется недвижим на уклоне, так как валы коробки передач будут заблокированы.Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник») является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.
Общий вид ручного тормоза
Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника) состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он используется в случае выхода из строя основной тормозной системы при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник применяется в качестве притормаживающего устройства.
Также ручной тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных автомобилях.
Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило, механическог)о и тормозных механизмов.
Виды стояночного тормоза
Тросовый привод стояночного тормоза
По типу привода ручной тормоз подразделяется на:
- механический
- гидравлический
- электромеханический стояночный тормоз (EPB)
Наиболее распространен первый вариант благодаря простоте конструкции и надежности. Для активации ручника достаточно потянуть рукоятку на себя. Натянутые тросы заблокируют колеса и приведут к снижению скорости. Произойдет торможение автомобиля. Гидравлический ручник используется значительно реже.
По способу включения стояночный тормоз бывает:
Ручник, приводимый в действие при помощи педали, используется на автомобилях с автоматической коробкой передач. Педаль ручного тормоза в таком механизме расположена на месте педали сцепления.
Различают также следующие виды привода стояночного тормоза в тормозных механизмах:
- барабанный
- кулачковый
- винтовой
- центральный или трансмиссионный
В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса начинает воздействовать на тормозные колодки. Последние прижимаются к барабану, и происходит торможение.
При активации центрального стояночного тормоза происходит блокировка не колес, а карданного вала.
Также имеет место электрический привод ручного тормоза, где дисковый тормозной механизм взаимодействует с электродвигателем.
Устройство стояночного тормоза
К основным элементам ручника относятся:
- механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг)
- тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению
Схема стояночного тормоза
В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.
Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.
Принцип работы ручника
Механизм приводится в действие переводом рычага в вертикальное положение до щелчка фиксатора. В результате тросы, прижимающие тормозные колодки задних колес к барабанам, натягиваются. Задние колеса блокируются, происходит торможение.
Чтобы снять автомобиль с ручника, необходимо зажать фиксирующую кнопку и опустить рычаг вниз, в исходное положение.
Стояночный тормоз в дисковом тормозном механизме
Что касается автомобилей с дисковыми тормозами, то здесь применяются следующие разновидности стояночного тормоза:
- винтовой
- кулачковый
- барабанный
Винтовой применяется в дисковых тормозах с одним поршнем. Последний управляется за счет вкрученного в него винта. Винт вращается за счет рычага, соединенного с другой стороны с тросом. Поршень по резьбе вдвигается и прижимает тормозные колодки к диску.
В кулачковом механизме поршень перемещается за счет толкателя, имеющего привод от кулачка. Последний жестко соединен с рычагом с помощью троса. Перемещение толкателя с поршнем происходит при повороте кулачка.
Барабанный тормозной механизм применяется в дисковых тормозах с несколькими поршнями.
Эксплуатация ручного тормоза
В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.
Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.
А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.
В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.
Заключение
Стояночный тормоз является важным элементом в устройстве автомобиля. Его исправность повышает безопасность эксплуатации транспортного средства и снижает риск аварий. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику и обслуживание данного механизма.
Устройство и регулировка стояночного тормоза барабанного типа, как избежать ошибок.
Добрый день, коллеги!
Периодически встречаю на автомобильных форумах фразы типа "отрегулировал ручник, подтянув трос". Возможно, для части конструкций стояночного тормоза так и делается, но часто это указывает на то, что человек не очень хорошо представляет себе устройство механизма стояночного тормоза.
Рассмотрим классический стояночный тормозной механизм барабанного типа. В качестве иллюстрации я использую фото тормозного механизма автомобиля Chery Tiggo 5. Он совмещает в себе дисковый рабочий (основной) тормозной механизм и барабанный стояночный механизм. Аналогичная конструкция встречается и на многих других автомобилях. Например, я встречал такую же конструкцию на KIA Sorento 1-го поколения, а также на Nissan Qashqai. Иногда рабочий и стояночный тормоз объединены в единую конструкцию, как, например, на автомобилях ВАЗ или на Suzuki Grand Vitara. Стояночный тормозной механизм дискового типа (пример - Ford Focus) в данной статье не рассматривается.
Прежде чем перейти к иллюстрациям, хочу отметить, что в рассмотренной здесь конструкции стояночного тормоза используется два вида регулировок.
Вторая регулировка - положение колодок, т.е. регулировка зазора между колодками и барабаном. Она необходима для обеспечения эффективной работы тормоза. Если зазор слишком велик, то хода рычага в салоне будет недостаточно для блокировки колес, потому что хода колодок не хватит, чтобы с достаточным усилием прижиматься к тормозному барабану. Если зазор слишком мал или отсутствует, колодки будут задевать барабан или будут "схватывать" слишком рано, отсюда будет риск не полного растормаживания механизма при полностью отпущенном рычаге, колодки будут тереться о барабан на ходу. По мере износа колодок, зазор будет увеличиваться, и регулировку необходимо повторить. В конце записи, после фотографий, я приведу свои рекомендации по процедуре регулировки положения колодок. Иногда встречаются конструкции с автоматической регулировкой зазора, тогда эта регулировка не требуется (пример - задние барабанные тормоза ВАЗ).
Именно второй регулировкой часто пренебрегают неопытные автовладельцы , пытаясь регулировать положение колодок с помощью натяжения троса. В итоге имеем постоянно задействованный на ходу тормозной механизм, перегрев барабанов, вытягивание троса, необходимость повторных регулировок и пр.
Ниже на фото изображена конструкция стояночного тормозного механизма барабанного типа автомобиля Chery Tiggo 5. Работает механизм очень просто. Когда поднимаем рычаг в салоне, натягиваются тросы привода тормозных механизмов колес, они тянут за рычаги тормозных механизмов, а те разводят тормозные колодки, прижимая их к барабану. Чем меньше был исходный зазор между колодками и барабаном, тем сильнее затормаживается колесо при меньшем количестве щелчков рычага в салоне. При отпускании рычага, колодки под действием возвратных стягивающих пружин возвращаются в исходное положение. Из этого становится понятно, почему не следует регулировать зазор тросом, так как тормозной механизм на ходу всегда будет находиться в промежуточном, полурабочем состоянии.
Всем хорошего дня, до связи!
Регулировка натяжения троса.
17. Фото не делал, поэтому картинка из книги по ремонту.
Фото можно посмотреть по ссылке Регулировка троса ручника на Chery Tiggo 5 .
Регулировка зазора между колодками и барабаном.
1.
Регулировка производится на собранном механизме, непосредственно перед установкой колес. Для регулировки запаситесь крепкой плоской отверткой, чтобы поворачивать колесико регулировочного винта. Как до, так и после регулировки, полезно поднять и опустить рычаг в салоне, а для машин с основными барабанными тормозами, также пару раз нажать педаль тормоза, после чего проверить и при необходимости повторить регулировку зазора еще раз. Дело в том, что тросовая система конструктивно немного "разболтана", а колодки могут быть перекошены при установке. Данная процедура выравнивает и ставит на место детали тормоза.
2.
При полностью отпущенном рычаге в салоне, с помощью регулировочного винта через отверстие в барабане подводим колодки к барабану так, чтобы они начали его подтормаживать, после чего ослабляем винт на 1-2 щелчка. Колесо должно теперь крутиться без подтормаживания.
3.
Далее, поднимаем рычаг на 1-2 щелчка, и винтом добиваемся, чтобы колодки начали "схватывать" барабан, но его еще можно провернуть усилием рук.
4.
Поднимаем рычаг на 3 щелчка, барабан должен застопориться и руками его уже не провернуть. Соответственно на 4-м и 5-м щелчках колеса будут надежно заблокированы, а на 1-м щелчке будут свободно вращаться.
5.
За одну итерацию желаемый эффект может и не получиться, поэтому запасаемся терпением, возможно, придется повторить настройку, подобрать количество щелчков рычага, пока не получим необходимую эффективность затормаживания колес.
Для сравнения , можно посмотреть конструкцию стояночного тормоза автомобиля KIA Sorento 1-го поколения по этой ссылке.
Auto-Translated Original (RU)
Petrovich35 › Blog › The device and adjustment of the parking brake drum type, how to avoid mistakes.
Good afternoon, colleagues!
Periodically I meet on automobile forums of phrase of type "the handbrail adjusted, having tightened a cable". It may be done for some of the parking brake designs, but often this indicates that the person is not well aware of the mechanism of the parking brake mechanism.
Consider the classic parking brake mechanism of the drum type. As an illustration, I use a photo of the brake mechanism of the car Chery Tiggo 5. It combines the disc (basic) brake mechanism and the drum-type parking gear. A similar design is found in many other cars. For example, I met the same design on KIA Sorento 1st generation, and also on Nissan Qashqai. Sometimes the working and parking brake is combined in a single design, as, for example, in VAZ cars or Suzuki Grand Vitara. The parking brake disc type (example - Ford Focus) in this article is not considered.
Before proceeding to the illustrations, I want to note that two types of adjustments are used in the parking brake design discussed here.
The first adjustment is the cable tension and the number of "lever" levers in the cabin. The main purpose of this adjustment is to ensure that the cable is not over-tightened, and when the lever is released, the wheel brakes are brought to their original (free) state, and with a certain number of clicks, the cable ensures the operation of the brake mechanism (usually 5-6 clicks to Complete wheel lock). When the lever is released, the cable should not be pulled by the brake pads drive, and when the lever is lifted, the cable must be pulled to drive the pads. If the cable is adjusted correctly, then when the lever is released in the cabin, it will have a slight slack, and therefore it will not stretch for a long time, and this adjustment will be required very rarely. An example of adjusting the cable tension can be found in the link Adjusting the handbrake cable to Chery Tiggo 5 .
The second adjustment is the position of the pads, i.e. Adjustment of the gap between the shoes and the drum. It is necessary to ensure the efficient operation of the brake. If the gap is too large, the lever in the passenger compartment will not be enough to lock the wheels, because the stroke is not enough to press against the brake drum with sufficient force. If the gap is too small or missing, the pads will hit the drum or will "grasp" too early, hence the risk of not completely disabling the mechanism with the lever fully released, the pads will rub against the drum on the move. As the pads wear out, the gap will increase and the adjustment must be repeated. At the end of the recording, after the photos, I will give my recommendations on the procedure for adjusting the position of the pads. Sometimes there are constructions with automatic adjustment of a backlash, then this adjustment is not required (for example - rear drum brakes VAZ).
It is the second adjustment often neglected by inexperienced car owners , trying to adjust the position of the pads by pulling the cable. As a result, we have a constantly activated brake mechanism, overheating of the drums, pulling the cable, the need for repeated adjustments, etc.
Below the photo shows the design of the parking brake mechanism drum type Chery Tiggo 5. The mechanism is very simple. When we lift the lever in the cabin, the cables of the brake mechanisms of the wheels are pulled, they pull on the levers of the brake mechanisms, and they raise the brake pads, pressing them to the drum. The smaller the initial gap between the pads and the drum, the more braked the wheel with fewer lever clicks in the cabin. When the lever is released, the pads return to their original position under the action of the return tensioning springs. From this it becomes clear why it is not necessary to adjust the clearance by a cable, since the brake mechanism on the move will always be in the intermediate, semi-working state.
1.
The adjustment is made on the assembled gear, just before the wheels are installed. For adjustment, use a sturdy, flat-blade screwdriver to turn the adjusting screw wheel. Both before and after adjustment, it is useful to raise and lower the lever in the interior, and for machines with basic drum brakes, also to depress the brake pedal a couple of times, and then check and, if necessary, repeat the clearance adjustment again. The fact is that the cable system is structurally a little "loose", and the pads can be skewed during installation. This procedure aligns and puts the brake parts in place.
2.
With the lever fully released in the cabin, use the adjusting screw through the hole in the drum to bring the pads to the drum so that they begin to brake it, and then loosen the screw for 1-2 clicks. The wheel should now spin without a brake.
3.
Next, raise the lever by 1-2 clicks, and with the screw we make sure that the pads begin to "grasp" the drum, but you can still turn it with the effort of your hands.
4.
Raise the lever for 3 clicks, the drum should be stalled and do not crank it with your hands. Accordingly, on the 4th and 5th clicks the wheels will be securely locked, and on the 1st click they will freely rotate.
5.
The desired effect may not be obtained in one iteration, so we reserve the patience, we may have to repeat the setting, pick up the number of lever clicks until we get the necessary efficiency of braking the wheels.
For comparison , you can see the design of the parking brake KIA Sorento 1st generation for this link.
Powered by Google Translate
9 m
Like 281 Share: Follow this User
Нажимаем кнопку, как управление звуком или радио и срабатывает электромеханический стояночный тормоз. Рассмотрим, как устроен механизм, принцип его работы и возможности.
Электрический стояночный тормоз
Стояночный тормоз – это незаменимая часть, которая должна быть в каждом автомобиле. Механические варианты был издавна и нынешних времен. Но последнее время в современных автомобилях, все чаще и чаще стали появляться электромеханические стояночные тормоза. В прайсах они именуются как Electromechanical Parking Brake – EPB. Это современная конструкция механического стояночного тормоза, в котором вместо длинной ручки используется электроника.
Не нужно напрягаться, и тянутся к ручнику, зачастую кнопку ручника инженеры размещают где-то поблизости с рычагом переключения передач. Но в таком механизме есть как плюсы, так и минусы. К примеру, в обычном механическом ручнике есть преимущества того, что в экстренной ситуации или при отказе тормозов он может помочь избежать ДТП. Для электромеханического это минус. Механическим стояночным тормозом можно регулировать усилие торможения, в электронном ручнике оно или есть или его нет.
Как устроен электромеханических ручник
Главными функциями стояночного тормоза считается удержание автомобиля на одном месте при стоянке, аварийное торможение во время движения и помощь при старте на подъеме. Как и принято, система EPB ставится на задние колеса. В набор электромеханического стояночного тормоза входят тормозной механизм, привод тормозов и электронное управление.
Сам тормозной механизм это штатные тормоза автомобиля, все лишь небольшое изменение конструкции внесено в рабочие цилиндры тормозов. Так как за счет них срабатывает электроника. Так как это электроника, то и не обойдется она и без входных датчиков, исполнительных механизмов и блока управления.
Входные датчики представляют из себя: кнопка включения всего механизма из салона, датчик уклона и датчик на педаль сцепления. Как у же говорили, кнопка может располагаться или возле рычага коробки передач, или на центральной консоли, зависит от производителя автомобиля. Датчик уклона, как правило, заводом вмонтирован в блок управления системы EPB. Датчик сцепления располагается на самом приводе сцепления, и как правило снимает два показателя – скорость отпускания педали сцепления и положение педали.
Блок управления, как и в любом электронном устройстве, преобразует сигналы разных датчиков в сигналы для исполняющих устройств. Как правило, система EPB взаимодействует с системой управления агрегатом автомобиля и системой ESP (курсовой устойчивости автомобиля). Ну и в качестве исполнительного устройства является электродвигатель привода.
Принцип работы механизмов электронного ручника
Принцип работы электромеханического стояночного тормоза обычно циклический, он то включается, то выключается. Тормозной привод, как правило, устанавливается на суппорте всего тормозного механизма с одной стороны. Далее тормозной привод преобразует электрический сигнал бортовой сети в механический сигнал, и приводит в движение тормозные колодки. В состав такого механизма входят ременная передача, электродвигатель, винтовой привод и планетарный редуктор.
Все эти составные стояночного тормоза находятся в одном корпусе. Обороты от электродвигателя на планетарный редуктор передаются через ременную передачу. Чтоб понизить уровень шума, массу привода, а так же существенно сэкономить пространство используют планетарный редуктор.
Главным назначением редуктора является перемещение винтового привода, благодаря последнему осуществляется поступательное движение поршня всего тормозного механизма. Как выше мы упоминали, то в электромеханического стояночного тормоза есть два варианта работы, это включение или выключение.
Включение электроручника начинается из нажатия кнопки в салоне автомобиля. Далее активируется электродвигатель, через редуктор и винтовой привод притягивает тормозные колодки к тормозному диску. Срабатывание системы занимает считанные секунды и тормозной диск фиксируется на мертво, никаких средних или неполных удержаний как в механическом ручном тормозе нет.
Плюсом электромеханического стояночного тормоза считается его автоматическое выключении, как только автомобиль начинает трогаться с места. Так же инженеры предусмотрели выключение электроручника в ручном режиме, для этого достаточно нажать на педаль тормоза.
Во время отключения стояночного тормоза, блок управления проводит анализ ряда параметров:
- какой угол уклона;
- положение педали акселератора;
- насколько быстро отпускается педаль сцепления, и её положение.
Как видим, плюсы есть, но больше минусов, так как в экстренной ситуации такой стояночный тормоз попросту не спасет, да и при ремонте или прокачке тормозной системы от него толку будет мало.
Видео принципа работы системы EPB: