Причины, по которым двигатель троит, могут быть самыми различными. Поэтому перед началом поиска этих причин следует выяснить, к чему эти неисправности могут привести, и что означает троение мотора. Другими словами это явление часто называют «миссингом». Это проявляется в перебоях в работе нескольких цилиндров мотора. Понятие «троения» появилось во время создания четырехцилиндровых двигателей. При неисправности одного из цилиндров, остаются функционировать только три.
В результате двигатель будет плохо тянуть, это особенно заметно при разгоне. В современных автомобилях троить могут двигатели, имеющие шесть или двенадцать цилиндров. Выявить признаки троения можно по другому звуку функционирования двигателя. Это особенно ощущается, если стоять вблизи выхлопной трубы.
Следующими признаками неисправности работы являются неравномерные обороты двигателя на холостом ходу, повышение расхода топлива, вибрация кузова, снижение мощности (мотор слабо тянет). Так как каждый признак специфичен для других неисправностей, то их следует рассматривать только совместно. Выявлять неисправности троения мотора необходимо незамедлительно, так как могут возникнуть серьезные последствия, и придется производить капитальный ремонт или менять двигатель новым.
Почему мотор троит
Если слишком не вникать в суть проблемы, то причины сразу видны: в цилиндре нет горючей смеси, или нет ее воспламенения. Но это так представляется на первый взгляд. На самом деле не всегда просто понять, почему троит двигатель при разгоне или запуске, и выявление может занять несколько дней, особенно при самостоятельном поиске в гараже.
Важным фактором являются условия такого поведения двигателя, когда он троит, и когда не тянет: на непрогретом моторе или после достижения рабочей температуры, при движении на холостых оборотах или при езде с нагрузкой, на больших или малых оборотах, при равномерном движении или при ускорении. Здесь подсказкой может оказаться любая мелочь, часто даже не подходящая для дела.
Основными причинами, создающими эту неисправность, являются:
- Подсасывание воздуха в коллекторе впускной системы.
- Сгоревший конденсатор.
- Поврежденные провода высокого напряжения.
- Дефектные свечи зажигания, это наиболее популярная причина.
- Подсос воздуха в усилителе тормозов.
- Неправильно отрегулированный момент зажигания.
- Износ маслоотражательных колпачков (разрушение или затвердевание).
- Пробой или прогар головки цилиндров.
- Значительный износ рокеров клапанов.
- Нарушена работа фаз газораспределительного механизма.
- Деформация, износ или поломка поршневых колец.
- Прогар поршней или клапанов.
- Применение свечей зажигания, не соответствующих по параметрам марке двигателя.
- Снижение герметичности из-за износа или деформации мембраны регулятора угла зажигания.
- Загрязнение воздушного фильтра.
- Износ вала прерывателя трамблера или подшипника вращающейся пластины.
- Неверная регулировка карбюратора.
Эта задача совсем не сложная. Единственным делом при этом является поочередное отключение на работающем моторе колпачков свечей зажигания. Если будет отключен исправно функционирующий цилиндр, то звук двигателя сразу изменится. А если при снятии наконечника со свечи звук мотора остается прежним, то это и есть неисправный недействующий цилиндр.
Отключая провода высокого напряжения, нужно делать это осторожно, так как можно получить электрический удар. Кто уже сталкивался с этим, тот знает, что приятного в таком ударе током немного. Чтобы как-то защитить себя от этого под ноги лучше положить диэлектрический материал в виде резинового коврика, сухой доски и т. д. Отключать свечу необходимо, держась за провод, а не за наконечник, при этом нельзя касаться кузова машины.
Причины троения мотора
Имеющий такую неисправность двигатель подает одинаковые признаки, но устранить эту проблему будет проще, если известны особенности причин появления этой неисправности. Ранее мы рассмотрели основные причины, из-за которых двигатель сильно троит на небольших оборотах, не тянет на больших оборотах, при запуске или ускорении, на холодном моторе или после достижения эксплуатационных параметров. Эти причины стоит рассмотреть со всеми подробностями.
Не отрегулирован угол опережения зажигания
При троении двигателя из-за неверного зажигания, слышны своеобразные хлопки, при которых мотор дергается. Для точной диагностики этой неисправности, необходимо слушать двигатель на небольших оборотах, так как на повышенных оборотах его функционирование становится ровным, и пропуски зажигания уже не заметны. Чаще всего рассмотренные признаки свидетельствуют о раннем зажигании. Это подтверждают рывки, совершаемые мотором, при запуске его стартером.
При оснащении автомобиля тормозным вакуумным усилителем, проникновение воздуха появляется при поломке клапана, патрубка или диафрагмы. В результате в систему проникают излишки воздуха, которые перемешиваются с горючей смесью, уменьшая его концентрацию. В итоге смесь в цилиндре воспламеняется не всегда, свеча становится мокрой и не способной создать искру нормальной мощности, чтобы воспламенить горючую смесь. Эту неисправность очень сложно обнаружить, так как не существует специального оборудования, позволяющего определить, в каком месте система негерметична.
Явным признаком, подтверждающим нерабочую свечу зажигания, можно считать троение двигателя на холодную. После прогревания эта проблема быстро исчезает, либо становится не так заметной. После выявления неисправного цилиндра, нужно вывернуть свечу и провести ее визуальный осмотр. Свеча в моторе является индикатором его работоспособности. Ее состояние говорит о многом, а вовремя принятые меры по предотвращению неисправностей помогут не допустить тяжелых последствий для двигателя.
Для начала следует осмотреть цвет изолятора среднего электрода. При этом выявить нормальную и неисправную свечу не трудно. У нормальной свечи изолятор белый, или светло-коричневый. Если цвет значительно отличается, то необходимо выяснить причину. Нагар или следы масла на изоляторе свидетельствуют о том, что горючая смесь, поступающая в цилиндр, слишком богатая, она заливает свечу, или происходит заброс масла. В итоге нарушается нормальный процесс образования искры.
Причины этого следующие:
- Неисправен датчик кислорода.
- Нарушение функционирования форсунок.
- Неправильные фазы газораспределительного механизма.
- Недостаточная компрессия в цилиндре.
- Не работает обратный клапан подачи топлива.
- Мотор прогревается длительное время, и долго работает на холостом ходу.
Далее следует осмотреть всю свечу. Корпус не должен иметь трещин. Особо нужно уделить внимание отсутствию черных точек и черных линий. Если они есть можно сделать вывод, что свечу пробивает разряд высокого напряжения, и она подлежит замене новой свечей.
Следует проверить качество образования искры. Но просто соединить на массу боковой электрод будет недостаточно. Так проверяют только ее работоспособность. Для определения качества искры, необходимо держать свечу на удалении от массы на два сантиметра и крутить двигатель стартером. Если при этом между свечей и массой пробивает большая синяя искра, то свеча функционирует нормально. Отсутствие искры или ее небольшая сила свидетельствует о том, что катушка зажигания неисправны, или провода высокого напряжения получили повреждение, и стали обладать большим сопротивлением.
Пробитый конденсатор или провода высокого напряжения
Если произошел пробой свечных проводов, то мотор, как и в ранее рассмотренных случаях, будет троить непрогретым. После нагревания и достижения рабочей температуры неисправность исчезает, или становится незаметной. Интенсивное троение двигателя, будучи прогретым, говорит о других неисправностях.
Простым методом определения пробоя проводов высокого напряжения является визуальный осмотр их в полной темноте при работающем моторе. Если по проводам видны проскакивающие искры, то их следует заменить новыми. Так же поступают с конденсатором. Провода следует менять не сразу все, а только их часть. Исправность проводов можно диагностировать путем измерения их сопротивления обычным тестером. Исправный провод имеет сопротивление до 20 килом. Также необходимо помнить, что сопротивление зависит от длины проводника, а они все разной длины. Поэтому у каждого провода будет свое значение сопротивления.
Во время визуального осмотра необходимо обратить внимание на свечные наконечники, которые не должны иметь внутри светло-серого налета, а также серо-коричневых точек на внешней поверхности.
Проникновение воздуха во впускной системе
Эта причина свидетельствует о других неисправностях двигателя и является их результатом. Подсос может появиться из-за износа прокладки, некачественной сборки. Обычно под нагрузкой эта проблема становится более ярко выраженной.
Прогар поршней или клапанов
Эту неисправность можно выявить только с помощью замера величины компрессии с дальнейшей разборкой силового агрегата. Из-за большой сложности ремонта проверка прогара выполняется в последнюю очередь. Двигатель в таких ситуациях всегда троит, как в прогретом состоянии, так и в холодном виде, на холостом ходу, а также под нагрузкой.
Поврежденные или изношенные поршневые кольца
Эта поломка возникает редко. Для диагностики необходимо измерить компрессию во всех цилиндрах. После измерения в цилиндр заливают небольшое количество моторного масла и снова повторяют измерения. Если в результате компрессия увеличилась, то причина была в поршневых кольцах. Эта неисправность часто приводит к перегреву мотора, поэтому нужно быстро ее устранять.
Изношенные рокеры и неотрегулированные клапана
Ввиду неверной регулировки клапана начинают закрываться и открываться не вовремя и не до конца. В итоге в цилиндры поступает не весь объем горючей смеси, а отработанные газы выходят не полностью. Поэтому двигатель начинает работать неравномерно, и троить.
Ко всему прочему в цилиндре повышается образование нагара. На величину открытия клапанов оказывает влияние и работоспособность рокеров. Если у них большой износ, то клапана тоже не будут нормально работать.
При этой неисправности двигатель будет троить больше при прогревании. При достижении рабочей температуры вследствие теплового расширения зазоры между деталями уменьшаются, и двигатель в горячем состоянии начинает работать более равномерно.
Неисправный распределитель зажигания
Иногда бывает так, что двигатель начинает троить из-за неисправности трамблера, то есть, его износившегося вала, подшипников поворотной пластины или втулки. Это приводит к пропуску тактов зажигания, а также зазора между контактами. Часто при прогревании двигателя троение снижается, либо исчезает вовсе. Это означает, что зазоры между деталями уменьшаются.
Загрязненный воздушный фильтр
Ввиду сильного загрязнения фильтрующий элемент значительно хуже обеспечивает прохождение воздуха, что создает нарушение образования горючей смеси (смесь становится излишне богатой). Обычно работа двигателя входит в норму сразу после установки нового воздушного фильтра. Мотор начинает сильнее троить в холодном состоянии, а также после прогревания с нагрузкой, при потребности большого объема воздуха.
Первоначальные действия, если двигатель затроил
Если подвести итог рассмотренных неисправностей, то следует составить перечень рекомендаций о том, как поступать при возникновении признаков троения мотора. В первую очередь необходимо выяснить, при каком режиме начинает троить мотор. После этого можно искать причину.
Если он троит на холодную или при запуске, то искать следует со свечей зажигания и их проводов. Если мотор троит больше под нагрузкой, а также на горячем двигателе, то лучше произвести диагностику воздушного фильтра.
Как устранять троение двигателя
После диагностики и определения причины неисправности мотора, необходимо начинать устранять эту неисправность. Хорошо, если вопрос только в проводах высокого напряжения или в свечах, их просто заменяют новыми. Такая же ситуация и с коммутатором, катушками зажигания. Но если проблема в засоренной воздушной или топливной системе, то все гораздо сложнее. Засоренные форсунки можно промыть средством для промывки, при необходимости следует заменить датчик кислорода, так как он, скорее всего, будет функционировать некорректно.
При плохом результате после промывании форсунок (топливо так и продолжает поступать в большом количестве), то необходимо форсунки заменить новыми. Это же необходимо выполнить и с топливным насосом, а также другими деталями системы подачи топлива, которые повреждаются при троении двигателя, их целесообразно заменить новыми. При ремонте необходимо также заменить элементы с нарушенной герметизацией, и воздушный фильтр.
Теперь давайте представим, что искра на свечах есть, при этом мотор все равно троит. Это значит, что горючее в цилиндры не подается или же смесь топлива и воздуха не вспламеняется. Как известно, горюче должно быть перемешано с воздухом в строго определенных пропорциях. Увеличение количества топлива приводит к обогащению смеси, тогда как увеличение количества воздуха означает обеднение.
Как слишком «бедная», так и сильно «богатая» смесь теряет способность к воспламенению от искры. В подобной ситуации двигатель зачастую троит как на холодную, так и на горячую, на ХХ и под нагрузкой. Причиной троения в этом случае может оказаться загрязненный воздушный фильтр. Если просто, двигателю недостаточно воздуха, смесь сильно обогащается, .
Если говорить о проблемах топливной системы, топливо может или не поступать в нужном количестве, или же подаваться в избытке. Например, в тех случаях, когда форсунки инжекторного двигателя сильно «переливают». В такой ситуации необходимо отдельно проверять инжектор.
Еще отметим, что часто мотор троит в том случае, если возникает . В любом случае, лишний воздух приводит к тому, что смесь становится обедненной. Также на многих авто возникают проблемы с вакуумным усилителем тормозов, при этом подобные неполадки также «завоздушивают» систему.
Следует добавить, что качество смеси в зависимости от режима работы двигателя на современных авто напрямую зависит от ЭСУД. Данная система устанавливается на моторы с электронным впрыском и включает в себя блок управления (), к которому подключены различные датчики ( , ДПКВ и т.д.)
Также контроллер осуществляет управление исполнительными устройствами (например, ), что позволяет регулировать смесеобразование, автоматически контролировать и динамично корректировать работу мотора.
Вполне очевидно, что выход из строя отдельных датчиков или компонентов системы приведет к сбоям. Частым результатом становится то, что двигатель в этом случае плохо заводится, неустойчиво работает, троит, дымит, перерасходует топливо, не тянет и т.п. Для точного определения проблемы рекомендуется начать с и считывания ошибок из памяти ЭБУ.
Троение и проблемы с самим двигателем
Троение двигателя (или миссинг) - не самая популярная поломка, однако очень серьезная, а потому каждый должен уметь ее вовремя заметить и устранить. Самое сложное в решении данной проблемы - провести правильную диагностику, то есть определить, почему же троит двигатель, ведь причин, по которым данная поломка происходит, довольно много. Давайте чуть подробнее разберемся с этими причинами.
"Двигатель троит" - что это значит?
Прежде чем разбираться с причинами троения, стоит чуть подробнее понять природу данной поломки. Дело в том, что раньше самым распространенным типом двигателя являлся четырехцилиндровый двигатель, он работал, что логично, на четырех цилиндрах, и, когда один из цилиндров ломался, двигатель переключался на работу на трех - вот отсюда и взялась фраза - двигатель троит - работает на трех цилиндрах.
Также данную поломку называют миссинг. Почему? Термин этот заимствован из английского языка - missing, что означает пропущенный, пропавший, отсутствующий. То есть применение данного термина тоже весьма логично - один из цилиндров пропускается.
Итак, природа поломки ясна - двигатель троит, когда один из его цилиндров перестает работать.
Как определить, что двигатель начал троить?
При миссинге двигатель звучит весьма характерно, автомобиль начинает как бы "тарахтеть", вместо равномерной работы четырех цилиндров владелец слышит какое-то прерывистое хриплое бухтение. Этот звук, конечно, очень сложно описать на словах, но, когда ваш автомобиль его выдаст, вы его вряд ли с чем-то перепутаете.
Троит двигатель: причины и способы их устранения.
Свечи зажигания
Наиболее частая проблема, приводящая к троению двигателя, - поломка свечей зажигания, поэтому в первую очередь осматриваем свечи. Вынимаем свечу из цилиндра и внимательно изучаем ее - цвет бокового электрода и изолятора должен быть светло-коричневым.
Если вы видите нагар на свече - значит, с ней могут возникать проблемы при работе - нагар мешает нормальному протеканию искрообразования. Такую свечу, конечно, следует заменить.
В том случае, если при визуальном осмотре вы не заметили никаких проблем, стоит все равно проверить свечу на искру. Для этого:
- Выкрутите свечу и вставьте в наконечник высоковольтного провода.
- Положите свечу металлическим корпусом к двигателю - электрод свечи должен касаться корпуса двигателя.
- Попросите помощника прокрутить двигатель стартером, а сами наблюдайте за свечой. Есть ли искра? Слабая она или сильная?
Если визуальный осмотр свечи вас устроил и при прокрутке стартера она выдает хорошую искру - ищем поломку дальше.
Высоковольтные провода
Довольно часто причиной троения двигателя является "пробой" высоковольтных проводов или их повреждение. Внимательно осмотрите все провода, на них не должно быть никого налета, а также серых, черных и коричневых точек и полос.
Если у вас есть мультиметр, измерьте сопротивление проводов, оно не должно превышать значение 20 кОм. В том случае, если один из проводов показывает большое или, напротив, нулевое сопротивление, значит, вы нашли проблему - неисправен один из проводов.
Не лишним будет проверить корректность подключения проводов - на катушках зажигания, конечно, всегда указываются цифры, позволяющие ничего не перепутать и подключить правильный цилиндр к правильной катушке, однако ошибка всегда возможна из-за человеческого фактора.
Крышка распределителя зажигания
Если высоковольтные провода, как и свечи, вас устроили, приступаем к осмотру крышки распределителя зажигания. В том случае, если произошел пробой, вы должны увидеть в районе контактов полоску темного цвета.
Также пробой можно проверить следующим образом:
- Заведите двигатель.
- Один конец провода прикрутите к корпусу автомобиля.
- Вторым концом поводите вблизи крышки распределителя на расстоянии примерно 0,5-1 мм. Наличие искры говорит о пробое.
Кстати, пробой распределителя вызывают зачастую неисправные свечи и провода, а значит, возможна следующая ситуация - двигатель затроил, вы обнаружили неисправные свечи и заменили их, а двигатель все равно пропускает цилиндр. Почему? Вполне вероятно, что свеча «зацепила» распределитель, и его тоже нужно заменить.
Неисправность форсунок, инжектора или фаз газораспределения
Эти три причины не так часто приводят к троению двигателя, однако все же исключать их нельзя. Неисправности форсунок, инжектора и фаз газораспределения могут быть вызваны целым рядом причин, начиная от использования некачественного топлива и заканчивая износом гидрокомпенсаторов, а потому понять, какая из причин актуальна в вашем случае, очень сложно.
А также о его неисправностях и способах устранения оных. Сегодня этот раздел пополнится еще одним опусом, на сей раз речь пойдет о такой популярной среди автомобилистов болячке, как троение двигателя. Я попытаюсь объяснить почему троит двигатель , о причинах которые приводят к перебоям в работе цилиндров, а также о способах самостоятельной диагностики вышеописанных проблем.
Что такое троит двигатель и почему именно троит?
Понятие "троит" появилось из-за того, что первые двигатели были преимущественно четырехцилиндровыми, поэтому когда отказывал один цилиндр работа мотора менялась, потому что работало только три цилиндра, кроме того двигатель издавал характерный звук, который стали называть "троением". А после это выражение стало именем нарицательным и перебои в работе цилиндров автоматически стали называть двумя словами - троит двигатель. За многие годы поменялись силовые агрегаты, увеличилось количество цилиндров, однако всем полюбившееся выражение так и осталось без изменений.
Троит двигатель - признаки
Честно говоря, перепутать звук двигателя, который троит с нормально работающим, довольно сложно. Мне кажется, для чтобы не заметить, что мотор работает с перебоями, нужно быть либо ребенком, либо человеком, который никогда не слышал как работает двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Если двигатель троит вы услышите сразу, звук работы мотора становится похожим на работу старого "запора", появляется вибрация и характерное «тарахтенье, бухтенье, бомканье».
Чем грозит троение?
- Прежде всего, вы теряете мощность как минимум одного цилиндра, вместо четырех "горшков" тянуть будут только три. Это, по-моему - логично.
- Кроме того, вы получите раздражающую вибрацию, «дрожь», которая кажется пронимает до зубов и идет она, как вы понимаете, от моторного отсека.
- Третий сюрприз, который вас ждет - , а также вонючий выхлоп не сгоревшего топлива. Однако и это еще не все...
Вовремя не обнаруженные проблемы со временем превратятся в большие . Почему? Сейчас объясню. Если не работает один из цилиндров, это значит, что в нем не воспламеняется топливно-воздушная смесь, следовательно, она собирается в цилиндре. После того как поршень начал движение вниз, несгоревшее топливо вместе с маслом собирают маслосъемные кольца и отправляют в картер. Ежедневно в масло будет поступать все новая и новая порция топлива, в результате оно разбавится, потеряет смазывающие и вязкостные свойства. В итоге между трущимися поверхностями не будет масляной пленки, детали будут быстро изнашиваться, к тому же произойдет существенное снижение компрессии. Без масла кольца будут "шлифовать" цилиндры, образуя глубокие задиры и риски. Короче, как не крути, вам будет обеспечен. Вот почему обнаружив, что двигатель троит, вы немедленно должны найти и устранить причину.
Двигатель троит - причины
Самое неприятное в борьбе с двигателем, который троит то, что причин по которым возникает это явление существует большое количество. Это обстоятельство существенно усложняет процесс диагностики.
Прежде всего, необходимо найти нерабочий цилиндр, для этого:
- Откройте капот и заведите двигатель.
- Постарайтесь запомнить "рисунок", звук работы двигателя.
- После этого начинайте по очереди отсоединять высоковольтные провода. Отключая провод, прислушайтесь не поменялась ли работа мотора. Принцип заключается в том, что если вы отключите питание свечи рабочего цилиндра - поменяется "рисунок", звук работы двигателя. Следовательно, если ничего не поменялось после отключения высоковольтного провода - данный цилиндр нерабочий. Для проверки снова подключите высоковольтный провод и послушайте не поменялась ли работа мотора.
- Далее вам необходимо сузить "круг подозреваемых", то есть определить, что точно не имеет отношения к поломке, а что может быть причиной. Для этого, прежде всего, предлагаю разобраться поступает ли в цилиндр искра, это позволит узнать направление, в котором необходимо искать причину троения.
Проверяем свечу нерабочего цилиндра
Открутите свечу цилиндра который не работает, оцените ее состояние по таблице представленной ниже:
Если вы обнаружили, что на свече есть нагар или , что искра слабая или вообще отсутствует, не нужно тут же или выполнять их чистку, полагая, что это единственная причина, по которой цилиндр не работал и троил двигатель . Нет, это, конечно же, причина, однако необходимо понять природу такого состояния свечи, то есть узнать почему с ней это произошло, в противном случае после замены с новой свечой произойдет то же самое.
Проверьте наличие искры
- Чтобы проверить искру на свече ее необходимо выкрутить, для этого используем свечной ключ.
- Дальше оденьте на снятую высоковольтный провод и положите свечу на массу, то есть на какую-нибудь металлическую деталь, при этом электрод свечи не должен прикасаться к двигателю.
- Теперь вам потребуется помощник, попросите его , вы в это время должны наблюдать за поведением свечи.
- Рабочая свеча при прокручивании двигателя стартером будет давать искру, в виде голубой или другого цвета маленькой "молнии".
Если искры нет или он очень слабая делаем вывод:
- Возможны проблемы с высоковольтным проводом - существует обрыв, пробой или высокое сопротивление. Как проверить высоковольтные провода читайте в этой статье:
- Вероятна неисправность катушки зажигания. Чтобы подтвердить или опровергнуть это необходимо .
- Как вариант возможна неисправность электронного блока управления (ЭБУ). Произведите диагностику этого узла, при необходимости замените или отремонтируйте.
- Возможна также , обычно в этом случае компьютер выдает ошибку. Проверьте ДПКВ в случае необходимости замените.
- Иногда двигатель может троить из-за смещения на несколько зубов. Проверьте, возможно ваша проблема связана именно с этим. Лечится - снятием и регулировкой ремня по контрольным меткам.
Если при проверке вы обнаружили хорошую искру, исправные высоковольтные провода, а все вышеперечисленные предположения не подтвердились - продолжайте поиски неисправности. Среди причин, по которым двигатель троит, нередко встречаются: проблемы с кольцами, нагар на клапанах или разрегулированные клапана.
Нельзя не упомянуть случаи когда мотор троит «на холодную» или «на горячую», в таких случаях причина, как правило, кроется в клапанах, скорее всего необходима регулировка клапанов. Ее согласно рекомендациям специалистов необходимо выполнять каждые 20 тыс. км. Дело в том, что если у клапанов зазор чуть больше чем нужно, то после прогрева этот зазор уменьшается и приходит в норму, как результат - двигатель перестает троит.
То же самое можно сказать о проблеме, когда двигатель троит «на горячую» . Мотор холодный, клапана в норме, но после прогрева плохо отрегулированный клапан начинает зажимать, в результате цилиндр не работает, а мотор троит.
У меня все, надеюсь я помог вам решить вашу проблему. Если после долгих поисков вам так и не удалось найти причину почему троит двигатель , рекомендую обратиться за помощью к специалистам. Также буду рад выслушать ваши версии появления этой неисправности, а также способы ее диагностики. Всего хорошего, до новых встреч.
Прежде, чем начинать искать причины этой проблемы и выяснять, к чему она может привести, нужно разобраться, что значит троит двигатель. Иначе данное явление называется «миссинг» и означает перебои в работе одного или нескольких цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Термин «троит» обязан своим появлением четырехцилиндровым ДВС. При отказе одного из цилиндров, работают только три. Как следствие – мотор не тянет, особенно заметным это становится при разгоне. В настоящее время «троить» может и шести- и даже двенадцатицилиндровый силовой агрегат, хотя это и не совсем верно с точки зрения русского языка. В качестве наглядного пособия в интернете можно найти видео троящего двигателя, там же можно найти видео о том, что делать в таких ситуациях.
Понять, что мотор затроил, можно по изменившемуся звуку его работы. Особенно хорошо это слышно, если встать рядом с выхлопной трубой.
Другие признаки, сопровождающие нарушение в работе, это неустойчивые обороты на холостом ходу, вибрации кузова, увеличение расхода горючего и потеря мощности (двигатель не тянет). Поскольку каждый из сопутствующих признаков характерен и для других неполадок, рассматривать их нужно только в комплексе.
Узнать, почему троит двигатель, нужно как можно скорее, поскольку последствия несвоевременного ремонта могут стать настолько серьезными, что менять, в конечном итоге, придется весь мотор в сборе.
Почему двигатель троит
На первый взгляд, причины проблемы лежал на поверхности: либо в цилиндре нечему гореть, либо рабочую смесь нечем зажечь. Однако это только на первый взгляд. На деле понять, почему мотор вдруг начал троить при запуске или разгоне, бывает очень сложно, и поиск «корня зла» может отнять не один день, особенно в гаражных условиях.
Важно обратить внимание, при каких условиях мотор не тянет, когда начинает троить сильнее: на холодную или после прогрева, при езде под нагрузкой или на холостых оборотах, на малых или высоких, при разгоне или при равномерном движении. Подсказкой может стать любая мелочь, зачастую кажущаяся не относящейся к делу.
Итак, почему же троит двигатель? Основные причины, вызывающие эту неисправность, следующие:
- неверно выставленный момент зажигания;
- подсос атмосферного воздуха в вакуумном усилителе тормозов ;
- неисправные свечи зажигания (самая распространенная причина);
- пробитые высоковольтные провода;
- неисправный конденсатор;
- подсос воздуха во впускном коллекторе;
- прогар клапанов или поршней;
- сломанные, изношенные или деформированные поршневые кольца;
- нарушение фаз газораспределения;
- сильно изношенные рокеры клапанов;
- прогар или пробой прокладки головки блока цилиндров;
- изношенные маслосъемные колпачки (затвердевшие, пробитые или полностью разрушенные);
- неправильно отрегулированный карбюратор;
- изношенный вал прерывателя-распределителя или подшипник поворотной пластины;
- забитый воздушный фильтр;
- потеря герметичности вследствие деформации или износа мембраны вакуумного регулятора угла опережения зажигания;
- использование свечей зажигания, не подходящих по своим параметрам к данному мотору.
Поиск неработающего цилиндра
Задача эта не отличается сложностью. Единственное, что требуется сделать, это на работающем двигателе поочередно отсоединять от свечей зажигания наконечники высоковольтных проводов. Если таким образом отключить работающий цилиндр, звук работы мотора изменится, если же после отсоединения наконечника звук остался прежним, значит, найден неработающий цилиндр.
Отсоединяя высоковольтные провода, необходимо соблюдать осторожность, поскольку риск получить удар током очень велик. Это не смертельно, конечно, но очень неприятно. Во-первых, под ноги нужно положить диэлектрический материал, например, сухую доску или резиновый коврик. Во-вторых, отсоединять нужно, держась за сам провод, а не за колпачок. В-третьих, нельзя во время процедуры прикасаться к кузову автомобиля.
Подробный разбор причин троения двигателя
Хотя троящий мотор каждый раз проявляет одни и те же признаки, решить проблему намного проще, если знать особенности причин возникновения этого явления. Выше были перечислены основные причины, вызывающие отказ одного или нескольких цилиндров двигателя. Из-за них мотор не тянет на высоких оборотах, сильно троит на малых, при запуске, или разгоне, после прогрева или на холодную. Рассмотрим их подробнее.
Неверно выставленный момент зажигания
Если мотор троит по этой причине, то при этом раздается своеобразное похлопывание, при котором двигатель подпрыгивает. Чтобы точно установить данную неисправность, нужно слушать мотор на малых оборотах, поскольку на высоких его работа выравнивается, и пропуски тактов становятся незаметными. Как правило, вышеназванные признаки говорят о чрезмерно раннем зажигании. Подтверждением этому являются рывки, которые совершает двигатель при прокручивании его стартером.
Подсос атмосферного воздуха в вакуумном усилителе тормозов
Если автомобиль имеет вакуумный усилитель тормозов, подсос воздуха возникает при повреждении диафрагмы, шланга или клапана. В системе появляется лишний воздух, который смешивается с рабочей смесью, обедняя ее. В результате смесь в цилиндре не всегда может воспламениться. Свеча, в свою очередь, намокает и не может образовать нормальную искру, способную поджечь топливовоздушную смесь. Данную неисправность довольно сложно выявить, поскольку специального оборудования, способного определить, в каком именно месте нарушена герметичность системы вакуумного усилителя, не существует.
Неисправная свеча зажигания
Сопутствующим симптомом, подтверждающим гипотезу о том, что причина в свече зажигания, является тот факт, что сильнее троит холодный двигатель. После прогрева проблема нередко исчезает или становится менее выраженной.
После того, как проблемный цилиндр обнаружен, необходимо вывернуть свечу и осмотреть ее. Свеча зажигания – это индикатор здоровья силового агрегата. Ее состояние о многом может сказать, а своевременно принятые меры по устранению неполадок помогут предотвратить тяжелые последствия для мотора.
Прежде всего, следует обратить внимание на цвет изолятора центрального электрода. Определить нормально работающую свечу не сложно. У нормальной изолятор светлый или слегка коричневатый. Если цвет изолятора отличается от нормального, значит, нужно выяснять, почему. Следы масла или нагар на изоляторе говорят о том, что в цилиндр поступает переобогащенная смесь, которая заливает свечу, либо она «закидывается» маслом. В результате нарушается нормальное искрообразование.
Причины этого могут быть разные:
- двигатель помногу работает на холостых оборотах при прогреве;
- неисправен обратный клапан системы питания;
- низкая компрессия в цилиндре;
- нарушенные фазы газораспределения;
- нарушения в работе форсунок;
- выход из строя датчика кислорода.
После изолятора следует осмотреть корпус свечи. Он должен быть целым, без сколов и трещин. Особое внимание следует обратить на наличие или отсутствие вертикальных черных полос и черных точек. Если они есть – свеча пробивается, и ее необходимо заменить.
Наконец, проверяется качество искрообразования. Причем просто замкнуть боковой электрод на массу недостаточно, таким образом можно проверить только работоспособность свечи. Чтобы понять, насколько хорошо работает свеча зажигания, нужно держать ее на расстоянии полтора-два сантиметра от массы и включить стартер. Если между электродами образуется большая искра ярко-синего цвета – свеча работает нормально. Слабая искра или ее полное отсутствие говорит о том, что неисправна катушка зажигания или коммутатор, либо высоковольтные провода имеют повышенное сопротивление.
В интернете можно также найти видео с подробными инструкциями по проверке свечей зажигания.
Пробитые высоковольтные провода или конденсатор
В случае пробоя высоковольтных проводов двигатель, как и в предыдущем случае, обычно троит на холодную. После прогрева проблема либо пропадает полностью, либо становится не столь выраженной. Сильное троение мотора на горячую свидетельствует, как правило, о других проблемах.
Самым простым способом определить пробой высоковольтных проводов или конденсатора является наблюдение за ними в полной темноте при заведенном моторе. О пробое свидетельствуют искры. Можно заменить конденсатор и провода, полностью или частично. Также исправность высоковольтных проводов можно проверить, измерив их сопротивление при помощи мультиметра. У нормального провода оно не превышает 20 кОм. Также следует помнить, что оно зависит от длины провода, поэтому у всех проводов будет разным.
При визуальном осмотре проводов нужно обратить особое внимание на их наконечники. Они должны быть однотонными, без светло-серого налета внутри и без серо-коричневых точек снаружи.
Подсос воздуха во впускном коллекторе
Данная причина говорит о других проблемах силового агрегата и является их следствием. Свищ возникает либо после ремонта из-за неправильной сборки, либо из-за износа прокладки. Под нагрузкой проблема, как правило, усиливается.
Прогар клапанов или поршней
Выявить данную проблему возможно только путем измерения компрессии с последующей разборкой двигателя. Ввиду большой сложности работ проверка двигателя на предмет прогара проводится в последнюю очередь, когда все остальное уже проверено. Мотор в данном случае троит всегда: на холодную, на горячую, под нагрузкой и на холостых оборотах.
Сломанные, изношенные или деформированные поршневые кольца
Данная неисправность возникает нечасто. Для проверки нужно замерить компрессию в цилиндре. После замера в цилиндр нужно налить немного моторного масла и сделать новый замер. Если компрессия повысилась, значит, дело именно в кольцах. Данная неисправность может привести к перегреву двигателя, поэтому необходимо как можно скорее ее устранить.
Неправильно отрегулированные клапана или сильно изношенные рокеры
Из-за неправильной регулировки клапана перестают открываться и закрываться своевременно и полностью. В результате в цилиндры попадает не весь объем рабочей смеси, а выводятся не все отработавшие газы. Как следствие – мотор начинает троить.
Вдобавок в цилиндре усиливается образование нагара. На степень открытия клапанов влияет и состояние рокеров. Если они сильно изношены, клапана также перестают полностью открываться или закрываться.
При наличии данной неисправности сильнее двигатель троит при прогреве. После прогрева из-за теплового расширения деталей зазоры уменьшаются, и мотор на горячую начинает работать ровнее.
Неисправный трамблер
Случается и так, что причиной троящего двигателя становится трамблер, а точнее, его изношенный вал, втулки или подшипники поворотной пластины, все это приводит к появлению зазора между контактами и пропуску тактов. Нередко при нагреве мотор троит меньше или перестает троить совсем. Объясняется это, как и в предыдущем случае, уменьшением зазоров.
Забитый воздушный фильтр
Из-за сильного загрязнения фильтр хуже пропускает воздух, что приводит к нарушению смесеобразования (смесь переобогащается). Как правило, работа мотора нормализуется сразу после замены воздушного фильтра. Сильнее двигатель начинает троить на холодную и после прогрева под нагрузкой, когда ему требуется больше воздуха.
Что делать в первую очередь, если мотор затроил
Обобщая все вышесказанное, можно составить небольшую инструкцию о том, что делать при появлении симптомов троящего двигателя.
Прежде всего, нужно отметить, когда он начинает троить: при запуске, пока холодный или после прогрева, на малых или высоких оборотах, при разгоне или без нагрузки. Важно учесть и то, в каких случаях неисправность более выражена и только после этого приступать к поискам причины.
Если двигатель сильнее троит при запуске или на холодную, начинать поиски нужно с проверки свечей и высоковольтных проводов. Если же проблема проявляется сильнее после прогрева или под нагрузкой, вначале лучше проверить состояние воздушного фильтра.
Остальные возможные причины лучше проверять по мере усложнения работы.