При выходе из строя рулевой рейки, ничего хорошего с вашим автомобилем не произойдет. Потому желательно сразу при появлении первых признаков неисправности приняться за замену агрегата.
Признаки поломки
Изучив признаки появления неисправностей в конструкции рулевой рейки, вы сможете своевременно определить поломку и предпринять соответствующие действия по ее устранению.
Представленные ниже признаки неисправности могут указывать не только на поврежденную рейку, но также и на проблемы с рулевой колонкой, шаровыми опорами или тягами. Потому будьте внимательны.
Признак неисправности |
Особенности |
Увеличивается свободный ход руля |
Это говорит о том, что износился зубчатый сектор из-за попавшей в него грязи, пыли. Либо увеличился зазор между упорами рейки и самой рейкой. Потому зацепление рейки с шестерней уменьшается. Плюс подобный признак может указывать на износ сайлентблоков тяг или слабое крепление опор в поворотном кулаке |
Шумит или стучит около рулевого узла |
Вероятнее всего, образовался зазор между рейкой и упором, либо износились пластиковые втулки. Стук — это также признак износа тяговых сайлентблоков, шаровых опор или ослабления фиксации вала шестерни к валу колонки |
Туго вращается руль |
Тут можно говорить о вероятном повреждении втулки рулевой рейки, нарушении целостности подшипника вала шестерни. Но исключать поломку шаровой опоры, либо подшипников стойки также не стоит. |
Определив наличие признаков неисправностей, важно понять, что же именно стало причиной их появления.
Подготовка к ремонту
Поскольку речь идет о вмешательстве в рулевую систему, подвеску, подготовке должно быть уделено особое внимание.
- Если у вас будет подъемник или смотровая яма, выполнить операции вам удастся намного быстрее и проще, что самое главное.
- Обязательно обзаведитесь набором головок и накидных ключей. Без них работать крайне проблематично. Помимо ключей, вам потребуются кусачки, плоскогубцы, молоток, плоская отвертка и съемник для рулевых наконечников.
- Чтобы снять все крепежи, затянутые достаточно давно, точно не помешает баллончик с WD40. Он снимает окисления с гаек, удаляет ржавчину. Помимо всемогущего средства WD40, купите графитную смазку или солидол. Обработав ими крепежные элементы, вам удастся намного проще снять их в будущем.
- Наличие ветоши, щетки по металлу, свежего бензина или растворителя только приветствуется.
- Попросите своего товарища помочь в работе. В четыре руки поменять рулевые намного проще.
Непременно снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, дабы обесточить автомобиль. Короткие замыкание и перегорание проводки нам не нужно.
Вывешиваем ось
Чтобы безопасно и самостоятельно поменять рулевую рейку в условиях вашего собственного гаража, крайне необходимо грамотно и надежно вывесить переднюю ось автомобиля.
Порой этому вопросу не уделяют должного внимания, в результате чего автомобиль падает, это приводит в лучшем случае к повреждению элементов машины, а в худшем — к травмам самого ремонтирующего.
Дабы все сделать в соответствии с нормами безопасности, вам необходимо:
- Установить свой ВАЗ 2109 на ровную площадку. Обычно пол в гаражах достаточно ровный;
- Под задние колеса установите противокаты, башмаки, бруски или другие подобные средства. Каждое колесо заблокируйте спереди и сзади;
- Вытяните до упора ручной тормоз, чтобы застопорить колеса. Только прежде убедитесь, что ручник работает;
- Руль установите в нейтральном положении;
- Немного ослабьте затяжение крепежей на колесах;
- Переднюю часть автомобиля нужно поднять. Тут лучше использовать сразу два надежных домкрата;
- Около домкратов дополнительно поставьте металлические упоры, которые регулируются. Если специальных приспособлений нет, подойдет обычная колодка из дерева, доски или какой-то пень. Главное, чтобы при контактах с корпусом, когда вы его будете дергать, толкать, автомобиль не опрокинулся;
- Снимите полностью передние колеса и приступайте к замене рулевых реек.
Демонтаж
Прежде чем поставить новую рулевую рейку, необходимо избавиться от старой. Для этого:
- Доберитесь до места крепления рейки в подкапотном пространстве. Для этого вам вероятно придется снять сигнализацию и адсорбер газов, заодно демонтировав шланги.
- Отсоедините рейку от вала рулевой колонки. Перед этим снимается пластиковый кожух, закрывающий путь к шлицевым соединениям. Вал рейки освобождается путем откручивания одного болта.
- Далее снимаем рулевые наконечники с рычагов. Тут спешка вам может существенно повредить. Постепенно обработайте щеткой по металлу резьбовые соединения, палец наконечника и крепежную гайку. Затем нанесите на эти участки WD40. Дайте средству немного времени, чтобы вступить в реакцию. Затем можно плоскогубцами и отверткой извлечь шплинт из соединения. Как только растворитель подействует, гайки должны откручиваться без особых усилий.
- Если наконечник находится в нормальном состоянии, снимать с рычага стойки данный элемент рекомендуется съемником. Более варварский метод может привести к повреждению, потому придется менять и наконечники.
- Крепежи рейки открутите с помощью ключей. Их лучше заранее также обработать ВД40.
- Открутив гайки, подденьте рулевую рейку плоской отверткой, снимите ее со шпилек.
- Позовите напарника, чтобы совместными усилиями извлечь элемент через проем в колесной арке.
Сборка нового узла
Поскольку рейку извлекали вместе с тягами и наконечниками, перед процессом обратной сборки следует собрать конструкцию из новых деталей.
- Внимательно изучите состояние пыльника. Если защитный чехол имеет следы трещин, дефектов и прочих повреждений, пыльник подлежит замене;
- Чтобы заменить тяги или пыльник, открутите пару крепежных болтов, предварительно отогнув стопорную пластину отверткой или зубилом;
- Далее кусачками удалите хомуты, которыми держится пыльник;
- Снимите резиновую опору, распорное кольцо и демонтируйте поврежденный пыльник;
- Новые элементы устанавливаются в обратной последовательности.
Рулевые наконечники вполне можно поменять при установленной рейке. Пробраться к ним не так сложно. Но специалисты рекомендуют сразу обновить все элементы механизма, раз вы взялись за замену рейки.
Установка
Обратная сборка узла с уже новой рулевой рейкой выглядит так:
- Зачистите посадочное место, обработайте резьбовое соединение графитной смазкой или солидолом.
- С помощью напарника вставьте рейку в подкапотное пространство. Вращая рейку вдоль оси, вы сможете обогнуть все встречающиеся на пути препятствия.
- Когда вы насадите механизм на шпильки, наденьте хомуты и наживите крепежные гайки вместе с новыми шайбами.
- Не давайте помощнику уходить далеко, поскольку без второй пары рук вы не справитесь со следующим этапом. Один должен направить вал рейки в салон, а второй — соединить вал с крестовиной колонки. Следите за лыской на валу, дабы она совпала с отверстиями на муфте. Так вы сможете без проблем закрепить болт. После этого зажмите и установите пластиковую обшивку колонки.
- Закрутите гайки, крепящие рулевую рейку в подкапотном пространстве.
- Соедините рулевые наконечники с рычагом стойки и затяните соответствующие крепежные гайки.
- Не забудьте в обязательном порядке обработать резьбовое соединение с помощью графитовой смазки или обычного солидола.
По завершению замены рулевой рейки обязательно проверьте результат ремонта в движении. Для этого достаточно выехать на дорогу и посмотреть, как будет вести себя автомобиль с новыми рейками.
Все узлы любого автомобиля связаны между собой, и все эти узлы так же, как и другие элементы авто, требуют внимания и регулярного тщательного ухода. В противном случае поломка хотя бы одного из них может вывести из строя все ваше транспортное средство, ведь некоторые узлы напрямую влияют на функционирование машины. Например, рулевая рейка ВАЗ 2109 отвечает за управляемость автомобиля, а точнее, за его маневренность, что, согласитесь, является весьма важным аспектом.
Конечно, утверждать, что рулевая рейка — самый главный элемент в данном авто, было бы не очень правильно, однако от ее состояния напрямую зависит и комфортность поездок, и их безопасность.
Именно поэтому при появлении определенных факторов, указывающих на то, что требуется провести ремонт рулевой рейки, автовладельцу необходимо его осуществить, и как можно скорее.
Но, как известно, любые ремонтные работы всегда легче проводить, если вы ознакомлены с конструкцией того или иного элемента, ремонт которого требуется произвести. Поэтому познакомимся с рулевой рейкой «девятки» поближе.
Устройство рулевого механизма ВАЗ 2109.
1 | наконечник рулевой тяги |
2 | шаровой шарнир наконечника |
3 | поворотный рычаг |
4 | контргайка |
5 | тяга |
6 | |
7 | болты крепления рулевых тяг к рейке |
8 | внутренние наконечники рулевых тяг |
9 | скоба крепления рулевого механизма |
10 | опора рулевого механизма |
11 | защитный чехол |
12 | соединительная пластина |
13 | стопорная пластина |
14 | резинометаллический шарнир |
15 | демпфирующее кольцо |
16 | опорная втулка рейки |
17 | рейка |
18 | картер рулевого механизма |
19 | стяжной болт муфты |
20 | нижний фланец эластичной муфты |
21 | верхняя часть облицовочного кожуха |
22 | демпфер |
23 | рулевое колесо |
24 | шариковый подшипник |
25 | вал рулевого управления |
26 | нижняя часть облицовочного кожуха |
27 | кронштейн крепления вала рулевого управления |
28 | защитный колпачок |
29 | роликовый подшипник |
30 | приводная шестерня |
31 | шариковый подшипник |
32 | стопорное кольцо |
33 | защитная шайба |
34 | уплотнительное кольцо |
35 | гайка подшипника |
36 | пыльник |
37 | уплотнительное кольцо упора |
38 | стопорное кольцо гайки упора |
39 | упор рейки |
40 | пружина |
41 | гайка упора |
42 | палец шарового шарнира |
43 | защитный колпачок |
44 | вкладыш шарового пальца |
A | метка на пыльнике |
B | метка на картере рулевого механизма |
C | поверхность шарового шарнира |
D | поверхность поворотного рычага |
Итак, ВАЗ 2109 имеет довольно простую рулевую рейку. Она состоит из ряда определенных элементов – это:
- зубчатая рейки с 2-мя резьбовыми отверстиями — для закрепления внутренних наконечных тяг,
- опорные кольца, предназначенные для обеспечения плавного скольжения,
- приводная шестеренка со шлицевым валом,
- механизм упора (регулирует нужный зазор зубчатой пары),
- картер, объединяющий все детали и закрепляющий эти детали к корпусу авто,
- некоторые элементы, предназначенные для защиты рассматриваемого узла от грязи и пыли.
Данную конструкционную схему необходимо обязательно изучить прежде, чем предпринимать какие-либо действия в отношении ремонта рейки.
Предпосылки для осуществления ремонтных работ рулевой рейки «девятки».
Рулевая рейка ВАЗ 2109, как уже говорилось выше, является элементом, который отвечает за управление автомобилем. Если говорить точнее, рулевая рейка – это часть механизма, отвечающего за управление поворотом колес: данный механизм преобразовывает вращение рулевого колеса в поступательные движения рулевых тяг. Следовательно, износ или любая другая неисправность деталей данного механизма увеличивает люфт, что становиться результатом плохой управляемости автомобиля.
Какие существуют предпосылки для ремонта такого элемента, как рулевая рейка? Ответ очевиден. Стук на поворотах, увеличенный люфт, тугое вращение руля, сложности в регулировки угла схождения – вот минимальный перечень тех неисправностей, которые необходимо устранить сразу же, после их обнаружения.
Однако прежде, чем начать осуществлять ремонтные работы, не забудьте убедиться, что данные неисправности действительно являются следствием дефекта именно рулевой рейки! Советую прочитать мой пост — .
Видео по регулировке рулевой рейки ВАЗ 2109
В общем появилось бряканье уже давно, но никак не мог его источник обнаружить, стойки? Нет. Опоры? Нет. Пружины об чашку? Нет же! И вот оно случилось, я допер узнал что это. Это мать ее рейка, выносилась втулка, ну я сразу полез в интернет, узнать все, что и как там, в общем нашел вот такое видео.
Надеюсь автор не против, а многим я думаю будет полезно это посмотреть, ну я пошел путем показанным на видео, для тех кто не может посмотреть распишу его.
1.Демонтируем саму рейку, для этого нам необходимо открутить рулевые тяги, ключ на 22, лучше работать накидным, но для удобства рекомендую снять металлическую защиту, закрывающую рейку по середине, там три гайки ключ на 10 вам понадобится.
Сняли металлический пыльник.
Болты крепления рулевых тяг к рейк.е
2.Откручиваем крепление рейки из салона, там металлический хомут одетый на шлицы рейки, можно раздвинуть каким-либо клином, все просто, но неудобно, если есть желание открутите сиденье водительской, будет места поболее.
Вот тут виден
3.Вытаскиваем рейку через правое колесо, если у вас локер перекрывает окно, то придется снять, если машина низковата, то поддамкрачивать нужно, чтобы стойка с сошкой и рулевым наконечником ушли вниз.
У меня вылезла так.
4.Разбираем саму рейку, для это снимаем пыльник резиновый, он затянут чаще всего пластиковыми одноразовыми жгутами, режте их, или пробуйте расстегнуть.
Сняли и видем вот такую картину.
Шток к которому крепятся тяги рулевые.
5.Смотрим износ втулки поддерживающий шток в самом начале, если очень сильный, то стоит менять и его, у меня износ был, но незначительный, но для стука хватало, как ни странно. Ну а дальше тупая чисто механическая работа, мы будем продлять эту заводскую втулку подручными средствами. Ищем, режем пластины из пластика, канистры пойдут, сам резал, можно использовать локеры, так как полиэтилен они.
Пластина из локера.
Застучала на моем авто рулевая рейка, и каждый камешек на асфальте я начал ощущать на своих руках через руль, причем колбасило его так, что казалось он хочет вырватся из моих крепких объятий. Еще 30тыс/км назад делая развал-схождение мастер сказал надо бы рейку подтянуть, только тянуть уже некуда, затянута до упора.
Вобщем закупился я как мне показалось всем необходимым для самостоятельного ремонта рейки:
-Ремкомплект рейки, (бывают три вида: №1самый дорогой половина стоимости новой рейки с червяком, валом и подшибниками, №2 как 1, только без вала и червяка. №3 как 2 только без подшипников. Я купил №3, с подшипниками ненашел а №1 покупать нецелесообразно проще уже новую рейку купить.
-Пыльник БРТ и 3 кабельные стяжки.
-Ремкомплект заглушек рейки (БРТ не нашел пришлось брать РТИавто, тоже из Балаково).
-Саленблоки рулевых тяг БРТ
-Спецключ для регулировки рейки (в моем случае восьмигранник на нем оказался больне чем нужно на 1,5 мм, пришлось его точить болгаркой до нужных размеров.)
-Спецключ для разборки рейки (мне найти не удалось, сделал из куска ржавой трубы).
-Канализационная труба 50мм длиной 1м (для будущей втулки)
Спецключ из куска ржавой трубы)
Снял рейку, как ее снять и разобрать расписывать не буду, в любой книжке, да и в инете инфы уйма.
Так вынимал вал.
После разборки увидел что червяк рейки и вал в отличном состоянии, без задиров и выроботки. А вот упор рейки имел выроботку, и пружина прижимающая его была просаженой, на 4 мм меньше новой, заменил новыми из ремкомплекта. Все что было в ремкомплекте поставил вместо старых деталей кроме гайки упора, потому что старая была без отверстия, а новая с отверстием, которое должно закрыватся заглушкой, а ее в комплекте небыло.
Теперь о доработке, стоковая втулка слишком маленькая чтобы удержать рейку, и даже с новой втулкой она очень сильно болтается, на десятке втулка в рейке уже на всю длину хода, некоторые из за этого ставят ее на восьмое семейство, хотя она длинее и крепеж нужно переваривать. Идею сделать сплошную втулку в восьмой рейке увидел вот в этом видео
Только в качестве материала решил использовать пластик из трубы, он уже имеет округлую форму, "скользящую" внутреннюю поверхность и толщину 2мм.
У меня получилось вставтить 4 куска трубы толщиной 2мм, первый длиной 21см потому что корпус имеет заужении на конце, остальные три по 24см. Делается просто, кусок трубы отрезаем ножовкой по металлу, разрезаем вдоль ножницами по металлу и подрезаем пока он не войдет в корпус,
после строительным ножом подрезаем части торчащие в окошке корпуса.
И так с каждым следующим куском, до тех пор пока рейка не будет ходить вплотную, но без усилий. После того как засунул все 4 куска, обрезал торчащие края с торца,
просверлил корпус и пластик насквозь
и закрутил саморез, чтобы зафиксировать куски пластика.
Приходилось ли вам слышать при движении по щебню или разбитой дороге стуки со стороны рулевого управления? Если да, то скорее всего причиной этому была рулевая рейка. Она расшатывается довольно быстро и на всех переднеприводных автомобилях, включая ВАЗ 2109-2108, ее приходится иногда подтягивать. Если же подтяжка не помогает, то можно произвести ремонт или замену. В данной статье я расскажу о втором варианте, то есть о полной замене данного механизма.
Необходимый инструмент для работы
Ниже будет приведен список инструментов, которые понадобятся для данного ремонта:
- монтировка
- молоток
- головки торцевые на 10, 13 и 22
- удлинители
- воротки
- трещоточные рукоятки
Порядок снятия и установки рулевой рейки на ВАЗ 2109-2108
Прежде, чем приступать к процедуре снятия рейки, первым делом нужно будет открутить несколько гаек крепления защиты, что наглядно продемонстрировано ниже на фото:
Крепится она как сверху, так и снизу. После чего снимаем ее полностью, чтобы в дальнейшем она не мешалась при работе. Далее необходимо освободиться от рулевых тяг. Для этого откручиваем два болта крепления по центру рейки, как это представлено на картинке:
После чего без особых проблем отсоединяем их и отводим в сторону:
И отводим рулевую рейку ВАЗ 2109-2108 в сторону:
Для того, чтобы окончательно снять ее с автомобиля, необходимо открутить стяжной болт со стороны салона, который находится в самом низу рулевого вала:
И после пробуем срывать рейку с вала, и если это сделать не удастся, можно снаружи поддеть монтировкой, после чего все должно сняться без проблем.
В случае необходимости, покупаем новый механизм и производим замену. Цена новой рулевой на ВАЗ 2109-2108 составляет от 1600 до 2200 рублей в зависимости от производителя. Установку выполняем в обратном порядке, и после проведения данного ремонта необходимо проверить сход-развал передних колес. Конечно, если вы те снимали наконечники, то скорее всего это не понадобится, но все же обратите внимание на это внимание.