Причин искать новый аккумулятор для своего автомобиля может быть много. Основная - крайний износ или отказ старого: постоянно снимать на подзарядку батарею или «прикуривать» автомобиль по утрам людям быстро надоедает. При доработках автомобиля часто приходится устанавливать дополнительный аккумулятор или более емкий на замену штатному - это нужно для питания лебедки внедорожника или мощной аудиосистемы шоу-кара.
Что нужно знать при выборе аккумулятора? Во-первых, варианты его конструкции:
- Свинцово-кислотные аккумуляторы - простейший и самый старый тип. Они состоят из шести банок, в которых свинцовые пластины погружены в раствор серной кислоты. Такие аккумуляторы дешевы, возможность замены электролита позволяет «реанимировать» их в ряде случаев. Ряд моделей, однако, выпускается необслуживаемыми (без возможности вывернуть пробки банок). Они стойко переносят перезаряд, но при глубоком разряде могут необратимо потерять емкость или вообще перестать набирать заряд (происходит разрушение пластин).
- Гелевые аккумуляторы вместо жидкого электролита используют загущенную кремниевыми соединениями кислоту. Благодаря этому они не только герметичны, но и продолжают работать при любом угле наклона. Гелевые аккумуляторы способны сохранять работоспособность при глубоком разряде, но более требовательны к условиям заряда. Кроме того, их цена наиболее высока.
- Выполненные по технологии AGM аккумуляторы сочетают в себе элементы конструкции и стандартных батарей, и гелевых: в них используется жидкий электролит, пропитывающий наполнитель (обычно - стекловолокно) между пластинами. Они могут работать практически при любом наклоне (переворачивать вверх дном не рекомендуется). Аккумуляторы AGM стойки к вибрациям, так как наполнитель не дает пластинам разрушаться. Но, в отличие от обычных и гелевых батарей, они чувствительны и к глубокому разряду, и к перезаряду одновременно.
Для старой машины лучшим вариантом станет дешевый свинцово-кислотный аккумулятор. Владельцу нового автомобиля, у которого нет оснований опасаться неисправности генератора, можно посоветовать аккумулятор, выполненный по технологии AGM: несмотря на требовательность к условиям цикла заряда/разряда, он обеспечит больший стартовый ток и быстрое восстановление заряда. Гелевые же аккумуляторы из-за высокой цены чаще всего становятся элементом тюнинга автомобилей. Благодаря высокой токоотдаче и переносимости сильного разряда их часто используют для питания мощных аудиосистем (штатный аккумулятор при этом отвечает за питание основной электрики автомобиля).
Также нужно знать полярность аккумулятора , то есть порядок расположения клемм на его корпусе. Большинство моделей автомобилей имеют слишком короткие или неудобно расположенные силовые провода, чтобы на них можно было ставить батареи «неправильного» типа. Если повернуть аккумулятор клеммами к себе, то у батареи с прямой («российской») полярностью плюсовая клемма будет находиться слева, у батареи с обратной («европейской») - справа.
Пусковой ток аккумулятора, указываемый на его этикетке, может измеряться по разным методикам:
- EN (европейская методика измерения): измеряется максимальный ток, который аккумулятор может отдавать в течение 10 секунд при температуре -18˚С при напряжении не ниже 7,5 В;
- DIN (немецкий промышленный стандарт): при той же температуре измеряется средний ток за 30 секунд, при этом напряжение не должно падать ниже 9 В;
- SAE (американский стандарт): ток измеряется при -18˚С в течении 30 секунд, максимальное падение напряжения - 7,2 В.
Как видно из этого описания, наиболее жесткая методика измерения - стандарт DIN (аккумулятор, выдающий ток 365 А по DIN, по методике EN получит маркировку 600 А). Выбирая аккумуляторную батарею, следует ориентироваться на этот показатель, что позволит рассчитывать на уверенный запуск зимой.
Так как автомобильные аккумуляторы в пределах одной и той же производственной линейки могут иметь разную полярность, емкость и цену, мы за основу рейтинга возьмем наиболее востребованный вариант: аккумуляторы с емкостью от 55 до 70 А*ч.
Для нынешней лабораторки мы собрали «европейские» батареи - с габаритами примерно 278 х 175 х 190 мм. Такие батареи применили, например, при адаптации автомобилей, построенных на платформе ВО, к нашему климату - они используются на популярнейших моделях Renault (Logan, Sandero, Kaptur, Duster), а также на универсале Лада Ларгус и седане Nissan Almera. Такие же батареи устанавливают и другие производители на автомобили с моторами большего - вплоть до 2,5 литра - рабочего объема, если задумываются о холодном пуске в России.
К началу теста 2018!
Принципиальное отличие нынешней экспертизы от предыдущих заключается в том, что на этот раз мы с взяли «каждой твари по паре», то есть по две батареи той или иной модели. Это позволит оценить стабильность результатов по каждому бренду, резко сократив вероятность случайных выводов. Кроме того, мы ужесточили условия испытаний, увеличив токи разряда.
Набралось 13 пар наиболее популярных АКБ: шесть отечественных против семи импортных. Самая дорогая батарея в нашей выборке - TAB Polar за 6350 рублей. Самая дешевая - отечественная Tyumen Battery Premium за 3620 рублей.
Все купленные батареи - гарантийные. Однако в аккумуляторном мире термины «новая» и «гарантийная», увы, не синонимы.
После замеров резервной емкости в состоянии поставки становится понятно, сколько батарея провалялась на складе. И часто лежалую норовят продать под видом новой: мол, вот тебе печать и дата продажи - живи спокойно.
В этот раз резервная емкость купленных АКБ в состоянии поставки разнилась более чем вдвое! Но перед началом испытаний мы полностью заряжаем все батареи, создавая одинаковые стартовые условия.
Испытание аккумуляторных батарей За Рулем
Как оценивали лучше АКБ
Испытания мы проводили на стендовом оборудовании НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Батареи гоняли на разных стендах и при разных температурах, чтобы проверить их основные параметры.
Главная характеристика батареи - количество хранимой в ней энергии. Обычно на этикетках указывают ток, который батарея может выдать. Но ток - это еще не энергия: он может прекратиться как на первой секунде разряда, так и на сотой. Именно поэтому мы всякий раз высчитываем энергию разряда, учитывая как величину тока, так и время, в течение которого батарея его выдает, не проседая по напряжению «ниже ватерлинии». Другой важной характеристикой батареи является резервная емкость - она гораздо информативнее привычных ампер-часов.
■ Резервная емкость показывает, долго ли проедет автомобиль со всеми включенными энергопотребителями (фары, стеклоочистители, аудиосистема), если вышел из строя генератор. Измеряется в минутах при токе разряда 25 А. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат: American SMF 48-770 Premium Battery - 158 минут
Худший результат: Varta Black Dynamic -102 минуты
■ Приведенная энергия пуска заявленным током при -18 °С характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Чем выше результат, тем лучше. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки (1ХП) в течение 30 секунд, затем регистрируют напряжение (U30) на ее выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током, равным 60% от заявленного 1ХП, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В (при более низком напряжении в бортсети автомобиль считается неработоспособным). Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 0,31хп* (U30-6,0)*t6.
Лучший результат: Tyumen Battery Premium - 37,32 кДж Худший результат: Globatt - 19,75 кДж
Приведенная энергия пуска единым током при -18 °С позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Чем выше результат, тем лучше.
Сначала батарею разряжают единым для всех током 640 А в течение 30 секунд и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током 384 А (640 х 0,6 = 384) до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 192-(U30-6,0)-t6.
Лучший результат: Tyumen Battery Premium - 37,24 кДж
Худший результат: Varta Black Dynamic - 21,29 кДж
■ Приведенная энергия пуска единым током при -29 °С позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в условиях сильного мороза. Их разряжают одинаковым током вне зависимости от паспортных данных. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат: Tyumen Battery Premium -1,2 кДж
Остальные батареи, кроме American SMF 48-770 Premium Battery, тест провалили, просев ниже 6,0 В меньше чем за 30 секунд
■ Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Величина зарядного тока косвенно характеризует способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда, при этом зарядный ток должен превышать величину, равную 0,2 от емкости при 20-часовом разряде.
Расстановка по местам
В каждом виде испытаний мы брали лучший и худшие результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл.
Остальные участники получали промежуточные баллы, пропорциональные тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер продержался 158 минут, а аутсайдер - 102 минуты, то участник с результатом 130 минут получал 3,00 балла. И так - для всех пяти видов испытаний.
При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получала 0 баллов. Итоговый балл для каждой батареи - это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Для каждого дуэта подсчитывалось среднее арифметическое баллов, набранных двумя батареями.
Напоминаем, что параметр «цена/качество» носит справочный характер, поскольку цена батарей сильно зависит от места приобретения и может значительно различаться в разных торговых точках.
В итоговой таблице этот параметр присутствует, однако при распределении мест не учитывался.
Какую купить?
Изучать показатели батарей и промежуточные результаты испытаний - дело на любителя. Большинству хочется побыстрее узнать, какой аккумулятор лучше всего подходит его машине. Что ж, отвечаем: на сей раз испытания в полной мере выдержали только два дуэта из тринадцати - это российские батареи Tyumen Battery Premium и корейские American SMF 48-770 Premium Battery.
Их превосходство над остальными участниками было очень велико - поэтому они и удостоились нашей оценки: ВЫБОР ЗР. Хотите подешевле - берите отечественное изделие, предпочитаете импорт - покупайте корейскую батарею.
Почему не выдержали остальные? Потому, что условия наших испытаний более жесткие, чем требования стандарта. При температуре -29 °С батарея с формальной точки зрения вовсе не обязана вести себя столь же уверенно, как при -18 °С. Но мы стремимся выявить лучших. Те аккумуляторные батареи, которые не прошли испытаний, нельзя назвать негодными - они будут исправно работать в обычных условиях эксплуатации. Но будьте уверены: в трудных условиях они сдадутся раньше.
О том, что результаты неслучайны, говорит почти полное совпадение показателей в каждой паре батарей. Иными словами, если из каждого дуэта мы оставили бы только одну батарею, причем любую из двух, чемпионкой всё равно стала бы Tyumen Battery Premium, вице-чемпионкой - American SMF 48-770 Premium Battery, а бронза досталась бы аккумулятору Medalist SMF 57412 Premium Battery.
Стоит ли приобретать батареи, не попавшие на пьедестал ? Мы всегда рекомендовали покупать те изделия, которые стабильно оказываются в верхней части нашей итоговой таблицы. Тратить деньги на что-то иное имеет смысл только в том случае, если заменить штатный аккумулятор нужно немедленно, а в ближайшем магазине выбор скуден.
Что касается извечного вопроса «наше или импортное?», не стоит на нем зацикливаться. Победа за нашим производителем, но следующие пять мест заняли иностранные изделия. С другой стороны, параметры всех проигравших батарей очень близки - особой разницы между пятым и десятым местами нет. Советуем при выборе батареи смотреть в первую очередь на электрические параметры и цены.
«Вы мне лучше скажите, какая батарея дольше прослужит, - я такую и куплю!» Да, многих автолюбителей интересуют не амперы и джоули, а месяцы и годы. И хотя проверка ресурса - это долгие и трудозатратные испытания, мы всё же решили их провести. Все батареи, уцелевшие после нашей экспертизы, подвергнем новым пыткам, чтобы ответить на очень важный вопрос: какая дольше проживет? О результатах расскажем в ближайших выпусках журнала «За рулем».
13 место Varta Black Dynamic
Дуэт с самым громким именем оказался последним. Заявленные параметры явно не запредельные (ток-всего-навсего 640 А), при этом батареи с более серьезными заявленными токами выдавали их заметно увереннее. Резервная емкость-одна из самых низких, причем у обеих участниц. При -29 °С обе не выполнили требуемое «упражнение». И даже сравнительно невысокая стоимость не вытянула отношение цена/ качество с самого дна.
12 место «Тюменский медведь»
Одна из батарей для теста была куплена с деффектом и при первой же попытке выдать ток холодной прокрутки почти мгновенно просела ниже б В и на дальнейшие «уговоры» никак не реагировала. Пришлось другой батарее отдуваться в одиночку - и она делала это очень уверенно, наравне с лидерами! Самое удивительное, что при подсчете окончательных баллов именно отличное выступление одной батареи позволило дуэту уйти с последнего места, ведь вторая получала только нули. Иными словами, один «медведь» набрал баллов больше, чем пара-аутсайдер.
11 место Globatt
С учетом результатов прошлогодней экспертизы нетрудно сделать вывод: у этого бренда всё те же проблемы! Страна-производитель не указана, заявленный ток выдает хуже всех, при -29 °С очередной незачет. И соотношение цены и качества никудышное. Достоинств мы вновь не обнаружили.
10 место Актех
Эта пара не порадовала ничем, включая цену. Ни в одном испытании участницы не заработали даже троечку, а на сильном морозе померли совсем. Заметен разброс по массе - почти полкило. Хвалить не за что.
9 место Titan EuroSilver
Для российских аккумуляторных батарей такая цена представляется завышенной. Все параметры - на среднем уровне. При -29 °С батареи не сдюжили. Восторгаться нечем.
8 место Westa Red
Повеселили заявления на этикетках: «Мощно заряжен» и «Антимороз -40 °С». Уже при -29 °С обе батареи померли через 27 секунд - какие уж там минус сорок. Похвалить можно лишь за сравнительно невысокую цену.
7 место Зверь
Звери выступили вразнобой. Разница в резервной емкости - десяток минут, на 29-градусном морозе одна батарея продержалась вдвое дольше другой. В одном эта пара была единодушна: оба Зверя отказали до финиша. Цена для отечественного изделия высоковата.
6 место GS SMF096
Батареи, занявшие шестое место, выступили ненамного лучше тех, что расположились на десятой ступеньке. Все оценки - ниже тройки, цена не подарок. И вдобавок -обморок обеих участниц на 29-градусном морозе.
5 место TAB Polar
Одна из батарей показала резервную емкость 133 минуты. Хороший результат! Заявленный ток-один из самых высоких в нашей экспертизе. Но мало заявить - надо продемонстрировать достойную энергию, а с этим дела хуже. Особенно при -29 °С: обе участницы не сдюжили.
4 место Mutlu
3 место Medalist SMF 57412 Premium Battery
Непривычное для Медалиста третье место объясняется просто: батареи на морозе недотянули секунду-две до финиша. Обидно, но за это испытание -единица, былые заслуги не в счет. Впрочем, до второй ступеньки пьедестала батареи всё равно не добрались бы: проверку током холодной прокрутки они тоже прошли без привычного блеска. Но бренд остается в списке уважаемых: зарулевскую бронзу просто так не заработаешь.
2 место American SMF 48-770 Premium Battery
После первых замеров эксперты заявили, что победитель известен: корейские аккумуляторы дружно выдали великолепную резервную емкость - 156 и 158 минут, уверенно победив в этой номинации. Ради интереса мы измерили и реальные ампер-часы - аж 80! Оба образца с огромным запасом оторвались от остальных участников, спокойно выдержав и температуру -29 °С. Заявленный ток-самый высокий среди показанных в экспертизе. За такое изделие и заплатить не жалко. Но этого хватило лишь для второго места. Рекомендуем!
1 место Tyumen Battery Premium
Честно говоря, мы не надеялись, что премиальные «сибирячки» смогут потягаться с прекрасным корейским дуэтом на равных. А они, уступив первый раунд (оценка резервной емкости), выиграли все остальные! Причем всякий раз побеждала не какая-то одна из батарей, а обе! Чистое первое место безо всяких «если».
Неожиданное продолжение получила наша прошлогодняя экспертиза аккумуляторов (ЗР, 2015, № 10). Специалисты НИИЦ AT 3 ЦНИИ Минобороны России, проводившие тогда исследования, предложили ради взаимного интереса оставить у них всю дюжину батарей еще на четыре месяца. Зачем? Чтобы провести испытания, за которые мы еще ни разу не брались. Идея в том, чтобы оценить сохранность заряда батарей европейского типоразмера (242x175x190 мм) после многомесячного хранения в неотапливаемом помещении. Само собой, мы тут же согласились - интересно же! Военным спецам тоже интересно, поскольку подобных исследований они не проводили с эпохи древних батарей, залитых черной мастикой. Кстати, тогда результаты были плачевные. Несмотря на тщательный уход за аккумуляторами, включающий регулярное протирание их поверхности раствором соды, уже через месяц хранения заряд пропадал. Виноваты материалы, из которых изготовлены решетки пластин. В сплавах было повышенное содержание сурьмы (5-7%), которая ускоряла процесс электролиза воды, из-за чего быстро менялся состав электролита (вода выкипала). Кстати, поэтому те батареи производили сухозаряженными, а после заливки электролита и подзаряда напряжение разомкнутой цепи падало на глазах. После трех месяцев хранения напряжение снижалось гораздо ниже «ватерлинии» и батареи вновь требовали подпитки электричеством.
У аккумуляторов следующего поколения саморазряд снизили, уменьшив содержание сурьмы в пластинах до 1,5-2% и применив легирующие добавки. В современных батареях вместо сурьмы используют кальций; такие источники не только дольше удерживают заряд, но и не требуют обслуживания (доливать в них воду нет необходимости).
А как кулоны (именно в этих единицах измеряют электрический заряд, или количество электричества) поведут себя сегодня, в самых современных АКБ?
На свободу с чистой совестью
Испытания проходили в течение 120 суток с осени 2015 года до зимы 2016-го. Четыре месяца к изначально заряженным батареям никто не прикасался. Ни подзаряда, ни долива, ни протирки! Температура окружающей среды при этом колебалась в пределах 40 с лишним градусов: от -21 до -22°С. После истечения «срока заключения» батареи без подзарядки поместили в морозильную камеру и продержали еще сутки при -18 °С. А после отправили сдавать норматив - разряд единым током 315 А с контролем напряжения на клеммах через 30 секунд разряда. Результаты - в нашей фотогалерее.
От аккумуляторов требовалось крутануть условный стартер после четырех месяцев забвения. Сделать это сумели все - стало быть, результаты хорошие. Ни одна батарея не просела ниже 8 В - их предкам такое и не снилось. Однако одни участники прошли испытания с огромным запасом, другие на пределе возможностей. Чемпионка - снова батарея Tyumen Battery Premium; кроме нее только Exide Premium, Varta Blue Dynamic и Topla сохранили напряжение на клеммах выше 9 В. Любопытно, что Varta Blue Dynamic, откровенно неважно выступившая в основных соревнованиях, после четырехмесячного заключения одумалась и показала третий результат.
Немножко огорчили отечественные изделия. Выиграв в суммарном зачете прошло¬годние испытания, здесь они немножко скатились вниз, уступив середину табели о рангах «иностранкам». Правда, разница в числах невелика - всего пара процентов.
Испытания показали, что современные аккумуляторы терпеливо относятся к недостатку внимания. Но всякому терпению приходит конец, поэтому в очередной раз повторяем: перед установкой на автомобиль батарею нужно зарядить. Даже совсем новую, только что купленную. Уверяю вас, ни один продавец этим не озадачивается. Поэтому под видом свежего аккумулятора может скрываться уже уставший. И через неделю-другую эксплуатации он помрет, даже если вначале и крутил стартер. В условиях хронического недозаряда дело кончится сульфатацией пластин со всеми вытекающими отсюда неприятностями.
Места в тесте аккумуляторов За Рулем в 2016 году распределил следующим образом:
12 МЕСТО
Silverstar
Россия
Заявленная емкость, Ач
65
Заявленный ток, А
610
8,03 В
11
11 МЕСТО
Delkor
страна не указана
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
525
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,21 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 12
10 МЕСТО
AKOM Россия
Заявленная емкость, Ач
62
Заявленный ток, А
540
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,53 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 10
9 МЕСТО
Titan Euro Silver Россия
Заявленная емкость, Ач
61
Заявленный ток, А
620
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,75 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 6
8 МЕСТО
Bosch Германия
Заявленная емкость, Ач
63
Заявленный ток, А
610
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,92 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 7
7 МЕСТО
Тюменский Медведь
РоссияЗаявленная емкость, Ач
62
Заявленный ток, А
560
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,96 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 4
6 МЕСТО
Зверь Россия
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
600
8,98 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 5
5 МЕСТО
Mutlu Silver Evolution Турция
Заявленная емкость, Ач
63
Заявленный ток, А
550
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,0
0
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 8
4 МЕСТО
TOPLA страна не указана
Заявленная емкость, Ач
66
Заявленный ток, А
620
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,02
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 2
3 МЕСТО
Varta Blue Dynamic Страна не указана
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
540
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,10
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 9
2 МЕСТО
EXIDE PREMIUM страна не указана
Заявленная емкость, Ач
64
Заявленный ток, А
640
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,17
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 3
1 МЕСТО
Tyumen Battery Premium Россия
Заявленная емкость, Ач
64
Заявленный ток, А
590
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,20
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 1
Тесты являются отличным способом определить, какой из автомобильных аккумуляторов является лучшим для вашего транспортного средства. Вы будете точно знать, за какой моделью идти в магазин, когда придет время приобрести новую автомобильную батарею. Чтобы облегчить жизнь автолюбителям эксперты журнала «За рулем» опубликовали рейтинг аккумуляторов для автомобиля после сравнения 6 моделей импортных и отечественных аккумуляторов автомобильных 2016, 2017 и 2018 года выпуска.
- резервная емкость батареи;
- приведенная энергия пуска заявленным и единым током;
- приведенная энергия пуска единым током при очень низкой температуре (минус 29ºC);
- прием заряда при постоянном внешнем напряжении.
Лучший аккумулятор №1. Tyumen Battery Premium
- Цена — от 3930 руб.
- Страна-производитель: Россия.
- Емкость — 64 А/ч.
- Ток — 590 А.
Великолепное качество за невысокую цену — это про победителя аккумуляторного хит-парада. Эта АКБ обслуживаемая, что позволяет следить за ее работоспособностью и регулировать ее. При должном уходе батарея прослужит до 6-7 лет. В тестах «За Рулем» Tyumen Battery Premium показала лучшие результаты по всем критериям отбора. Единственный минус — нелегко найти в продаже, часто доступен только по предзаказу. Также из-за популярности этого автотовара его часто подделывают.
Аккумулятор №2. Topla
- Цена — от 4550 руб.
- Емкость — 66 А/ч.
- Ток — 620 А.
Почти все испытания Topla прошла на «серебро», показав чуть худший результат при морозе минус 29 градусов. Жара до плюс 60 градусов аккумулятору тоже нипочем, как заверяет производитель.
№3. Exide Premium
- Цена — от 4150 руб.
- Страна-производитель: не указана.
- Емкость — 64 А/ч.
- Ток — 640 А.
Самый большой заявленный ток и второе место по сопротивляемости морозам (уступает лишь победителю рейтинга аккумуляторов 2016 и 2017 гг.). В остальных тестах аккумулятор Exide Premium также оказался в числе лидеров.
№4. Тюменский медведь
- Цена — от 3700 руб.
- Страна-производитель: Россия.
- Емкость — 62 А/ч.
- Заявленный ток — 560 А.
Еще одна отличная российская модель в рейтинге аккумуляторов 2017-2018 года, занявшая третье место по соотношению цены к качеству. В числе достоинств, помимо недорогой цены еще и продолжительный срок службы, а также устойчивость к морозам (в одном из отзывов говорилось, что машина с «Медведем» завелась при 36 градусах мороза). Из недостатков один из пользователей отметил саморазряд, а другой — яркий дизайн, так как интенсивно-желтый квадрат на месте «стандартного» темной батареи смотрится непривычно.
Аккумулятор №5. Зверь
- Цена — от 4150 руб.
- Страна-производитель: Россия.
- Емкость — 60 А/ч.
- Ток — 600 А.
Название не обмануло. Этот аккумулятор действительно зверь, мощный, неприхотливый и выдерживающий большие нагрузки, будь то сабвуфер, подогрев сидений или заднего стекла. Занял второе место по параметру «цена/качество», третье место по единому току и пятое место по всем испытаниям.
№6. Titan Euro Silver
- Цена — от 4620 руб.
- Страна-производитель: Россия.
- Емкость — 61 А/ч.
- Ток — 620 А.
Один из лучших аккумуляторов 2016-2017 года, остаётся востребованным и в 2018 году. У него хороший, а главное подтвержденный заявленный ток. На морозе показал себя чуть хуже, чем аккумуляторы, занявшие номера с 5 по 1, однако в целом тестеры остались им довольны.
Аккумулятор №7. Bosch
- Цена — от 5200 руб.
- Страна-производитель: Германия.
- Емкость — 63 А/ч.
- Ток — 610 А.
Автотовар от именитого бренда занял третье место по заявленному току и девятое по показателю «цена и качество». Эта батарея кальциевая и, как и ее «коллеги», не переносит сильной разрядки. Если пару раз разрядить ее в ноль, то емкость может снизиться в три раза.
№8. Mutlu Silver Evolution
- Цена — от 4050 руб.
- Страна-производитель: Турция.
- Емкость — 63 А/ч.
- Ток — 550 А.
Цена на этот необслуживаемый аккумулятор завышена, при средних параметрах. Тестеры оценили этот образец на твердую «троечку».
№9. VARTA Blue Dynamic
- Цена — от 4150 руб.
- Страна-производитель: не указана
- Емкость — 60 А/ч.
- Ток — 540 А.
Хотя испытания батарея прошла, ее нестабильные результаты по оценочным параметрам вынудили экспертов поместить подопытный образец в «дальний угол» рейтинга. А вот в отзывах пользователей на различных профильных сайтах аккумулятор удостоился похвал за долговечность (служит до 7 лет) и сопротивляемость лютым морозам (от — 25 до -42ºC).
№10. АКОМ
- Цена — от 4290 руб.
- Страна-производитель: Россия
- Емкость — 62 А/ч.
- Заявленный ток — 540 А.
Неожиданная смерть аккумулятора при -29 градусах лишила его шанса подняться выше десятой позиции в рейтинге автомобильных аккумуляторов 2018 года.
(3 голос(ов), средний: 3,33 из 5)В былые годы аккумуляторные батареи без подзарядки помирали на глазах. А современные? Ответ дают наши исследования.
Неожиданное продолжение получила наша прошлогодняя экспертиза аккумуляторов (ЗР, 2015, № 10). Специалисты НИИЦАТЗ ЦНИИ Минобороны России , проводившие тогда исследования, предложили ради взаимного интереса оставить у них всю дюжину батарей еще на четыре месяца. Зачем? Чтобы провести испытания, за которые мы еще ни разу не брались. Идея в том, чтобы оценить сохранность заряда батарей европейского типоразмера (242x175x190 мм) после многомесячного хранения в неотапливаемом помещении.
Победители экспертиз «За Рулем»
2016:
Tyumen Battery Premium, Exide Premium, Varta
2015:
Tyumen Battery Premium, Topla, Exide Premium
2014:
Varta, Banner, Bosch
2013:
Tyumen Battery Лидер, Mutlu, Royal
2012:
Varta, Medalist, Topla
2011:
Medalist, Panasonic, Titan
2010:
Medalist, Varta, Зверь
2009:
Varta, Medalist, А-мега
2008:
Bosch, Medalist, Varta
2007:
Mutlu, Аком, Medalist
2006:
Varta, Medalist, Bosch
2004:
Tyumen, Tyumen, Medalist
Само собой, мы тут же согласились — интересно же! Военным спецам тоже интересно, поскольку подобных исследований они не проводили с эпохи древних батарей, залитых черной мастикой. Кстати, тогда результаты были плачевные. Несмотря на тщательный уход за аккумуляторами, включающий регулярное протирание их поверхности раствором соды, уже через месяц хранения заряд пропадал. Виноваты материалы, из которых изготовлены решетки пластин. В сплавах было повышенное содержание сурьмы (5-7%), которая ускоряла процесс электролиза воды, из-за чего быстро менялся состав электролита (вода выкипала). Кстати, поэтому те батареи производили сухозаряженными, а после заливки электролита и подзаряда напряжение разомкнутой цепи падало на глазах. После трех месяцев хранения напряжение снижалось гораздо ниже «ватерлинии» и батареи вновь требовали подпитки электричеством.
У аккумуляторов следующего поколения саморазряд снизили, уменьшив содержание сурьмы в пластинах до 1,5-2% и применив легирующие добавки. В современных батареях вместо сурьмы используют кальций; такие источники не только дольше удерживают заряд, но и не требуют обслуживания (доливать в них воду нет необходимости).
А как кулоны (именно в этих единицах измеряют электрический заряд, или количество электричества) поведут себя сегодня, в самых современных АКБ?
На свободу с чистой совестью
Испытания проходили в течение 120 суток - с осени 2015 года до зимы 2016-го. Четыре месяца к изначально заряженным батареям никто не прикасался. Ни подзаряда, ни долива, ни протирки! Температура окружающей среды при этом колебалась в пределах 40 с лишним градусов: от-21 до +22 °С. После истечения «срока заключения» батареи без подзарядки поместили в морозильную камеру и продержали еще сутки при -18 °С. А после отправили сдавать норматив — разряд единым током 315 А с контролем напряжения на клеммах через 30 секунд разряда. Результаты — в нашей фотогалерее.
От аккумуляторов требовалось крутануть условный стартер после четырех месяцев забвения. Сделать это сумели все — стало быть, результаты хорошие. Ни одна батарея не просела ниже 8 В — их предкам такое и не снилось. Однако одни участники прошли испытания с огромным запасом, другие — на пределе возможностей. Чемпионка-снова батарея Tyumen Battery Premium ; кроме нее только Exide Premium, Varta Blue Dynamic и Topla сохранили напряжение на клеммах выше 9 В. Любопытно, что Varta Blue Dynamic , откровенно неважно выступившая в основных соревнованиях, после четырехмесячного заключения одумалась и показала третий результат.
Немножко огорчили отечественные изделия. Выиграв в суммарном зачете прошлогодние испытания, здесь они немножко скатились вниз, уступив середину табели о рангах «иностранкам». Правда, разница в числах невелика — всего пара процентов.
Испытания показали, что современные аккумуляторы терпеливо относятся к недостатку внимания. Но всякому терпению приходит конец, поэтому в очередной раз повторяем: перед установкой на автомобиль батарею нужно зарядить. Даже совсем новую, только что купленную. Уверяю вас, ни один продавец этим не озадачивается. Поэтому под видом свежего аккумулятора может скрываться уже уставший. И через неделю-другую эксплуатации он помрет, даже если вначале и крутил стартер. В условиях хронического недозаряда дело кончится сульфатацией пластин со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Как всегда, при выборе батареи рекомендуем пользоваться нашей статистикой — в зарулевских экспертизах случайных победителей не бывает. Счастливого пути!
12 МЕСТО
Silverstar
Россия
Заявленная емкость, Ач
65
Заявленный ток, А
610
8,03 В
11
11 МЕСТО
Delkor
страна не указана
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
525
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А
8,21 В
12 Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А
8,21 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 12
10 МЕСТО
AKOM
Россия
Заявленная емкость, Ач
62
Заявленный ток, А
540
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А
8,53 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 10
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А
8,53 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 10
9 МЕСТО
Titan Euro Silver Россия
Заявленная емкость, Ач
61
Заявленный ток, А
620
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А
8,75 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 6
8 МЕСТО
Bosch Германия
Заявленная емкость, Ач
63
Заявленный ток, А
610
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А
8,92 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 7
7 МЕСТО
Тюменский Медведь Россия
Заявленная емкость, Ач
62
Заявленный ток, А
560
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А
8,96 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 4
6 МЕСТО
Зверь Россия
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
600
8,98 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 5
5 МЕСТО
Mutlu Silver Evolution Турция
Заявленная емкость, Ач
63
Заявленный ток, А
550
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,0
0
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 8
4 МЕСТО
TOPLA страна не указана
Заявленная емкость, Ач
66
Заявленный ток, А
620
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,02
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 2
3 МЕСТО
Varta Blue Dynamic Страна не указана
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
540
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,10
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 9 Заявленный ток, А
540
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,10
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 9
2 МЕСТО
EXIDE PREMIUM страна не указана
Заявленная емкость, Ач
64
Заявленный ток, А
640
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,17
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 3
1 МЕСТО
Tyumen Battery Premium Россия
Заявленная емкость, Ач
64
Заявленный ток, А
590
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,20
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 1