Последние изменения в ПДД стали причиной возникновения множества вопросов, связанных с тем, как получить права на мотоцикл, что должно стоять в удостоверении и так далее.
В частности, если раньше 2-колесная техника относился только к одной категории, то теперь их стало три.
Прежде чем выяснять вопрос, как сдать на права на мотоцикл, необходимо определиться с типом удостоверения, позволяющим управлять данным видом транспорта. Эксперты советуют сдавать вождение на категорию А.
Наличие таких прав на мотоцикл дает возможность управлять 2-колесной техникой без каких-либо ограничений. Однако они выдаются лицам, достигшим 18 лет.
В России также действуют права категории А1. Они предназначенный для начинающей категории мотоциклистов, возраст которых превышает 16 лет.
Такой документ накладывает определенные ограничение на характеристики мототехники:
- объем установленного мотора не может превышать 125 куб.см.;
- мощность двигатель не превышает 11 кВт.
- мощностью до 4 кВт;
- объемом до 50 куб.см.
Важно понимать, что водительские права категории М допускают к управлению мототехники с указанными выше характеристиками. Для вождения мотоцикла нужно вновь пройти обучение в автошколе.
Наличие удостоверения категории А автоматически предоставляет допуск до управления мопедами. Аналогичное условие распространяется на лиц, сдавших ранее на права категории В. При этом от них потребуется пройти укороченную программу обучения в автошколе, предполагающую только сдачу практики.
Данное условие действует только в течение первых шести месяцев после получения удостоверения категории В. В случае превышения указанного срока человеку придется вновь пройти полноценное обучение, включающее в себя как теоретическую, так и практическую части.
Расходы на обучение
Для получения удостоверения, на основании которого человеку дается допуск к управлению 2-колесной техникой, необходимо обратиться в автошколу. Там можно узнать, сколько стоит сдать на права на мотоцикл. Причем цена данной услуги может варьироваться в зависимости от уровня квалификации педагогов, стоимость топлива и других факторов.
В целом, сдача на права на 2-колесный транспорт обойдется не менее 22 тысяч рублей. Однако в реальности эта цифра возрастает примерно до 30 тысяч рублей.
Снизить стоимость обучения можно, если при получении прав на мотоцикл у человека уже имеется удостоверение иной категории, полученное менее шести месяцев назад.
Помимо основных платежей, предусмотренных автошколе, будущего мотоциклиста ожидают следующие расходы:
- за медобследование;
- государственная пошлина;
- за аренду мотоцикла при прохождении экзамена.
В автошколах разрешается использовать собственный транспорт. Однако, на нем нельзя ездить по общественным дорогам, пока не получены водительские права.
По окончании учебного курса в МРЭО подаются документа для сдачи экзамена:
- заявление от гражданина;
- паспорт лица, которое сдает экзамен;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий прохождение учебного курса;
- медицинская справка.
В случае если имеет водительское удостоверение другой категории, его также необходимо приложить к указанным документам.
Подготовительный этап
Решившись на сдачу экзамена на получение водительского удостоверения любой категории, необходимо учесть достаточно много нюансов.
- уровень оснащенности;
- наличие лицензии ГИБДД (без нее не допустят до сдачи экзамена на получение прав);
- количество часов, отведенных на учебный процесс.
Согласно действующим нормам, все будущие мотоциклисты должны пройти:
- курс теории в течение 106 часов;
- практическое вождение в течение 17 часов.
В итоге обучение занимает порядка трех месяцев. Ряд автошкол предлагают пройти экспресс-курс, длящийся около трех недель.
Особенности проведения экзамена
Вне зависимости от того, на какую категорию прав претендует обучающийся, экзамен делится на две части:
- теоретическая, в ходе которой проверяются уровень знаний ПДД;
- практическая, или езда по площадке.
Следует отметить, что езда по городским улицам для данной категории транспортных средств не предусматривается.
На площадку выезжают только те ученики, которые успешно сдали теоретическую часть. Перед началом экзамена рекомендуется проехать один круг на мотоцикле. Это придаст уверенности в своих силах и обновит имеющиеся навыки. Также можно будет быть уверенным в проезде по городу и освежить в 2017 году.
Потенциальному мотоциклисту потребуется успешно сдать следующее:
- проехать по прямой (так называемый габаритный коридор);
- совершить плавный поворот, обязательно указав направление движения;
- разогнаться с места и затормозить.
Последнее задание позволяет экзаменатору оценить уровень навыков мотоциклиста и то, как он переключается с низшей передачи на более высокую и обратно. При выполнении такого упражнения также требуется подать сигнал об остановке.
Во второй части езды по площадке водитель:
- проезжает между установленными конусами (упражнение «змейка»);
- двигается вдоль начерченной линии (движение по колее);
- передвижение на минимально возможной скорости (оценивается, успел ли мотоцикл проехать указанный отрезок в течение 5 секунд).
В конце практической части экзамена выполняется задание «габаритная восьмерка».
Штрафные баллы
Положительное решение выносится при условии, если все три комплекса выполнены без ошибок.
За каждое неправильно выполненное действие начисляется штрафной балл. Если число последних достигает пяти, то экзамен считается не пройденным.
Сразу пять штрафных баллов могут начислить за:
- резкое отклонение от заданной траектории движения;
- наезд на стоп-линию;
- совершение поворота без включенных габаритов и другое.
Три штрафных балла начисляются, если:
- мотоцикл заглох на старте;
- взмах рукой был совершен с запозданием.
Один штрафной бал начисляется, когда:
- водитель забыл включить фары;
- совершил резкое торможение;
- остановившись, не подал соответствующий сигнал.
Процесс обучения в мотошколе состоит из 2 частей – теоретической и практической. В среднем количество занятий равно 12 — 14, где 5 — 6 отведены на практику. После этого собирается пакет документов и назначается дата экзамена. При успешном прохождении тестирования по теоретической базе знаний и правильном осуществлении манёвров претенденту дают права на вождение мотоциклом выбранной категории.
Раньше, чтобы ездить на мопеде или мотоцикле, наличие прав не требовалось. Но сейчас права на мотоцикл – это необходимый документ, который даёт право перемещаться на этом ТС. При его отсутствии водителя ожидает штраф. Получить категорий А, А1 и М несложно. Достаточно пройти обучение и успешно сдать экзамен. Но для получения прав на вождение мотоцикла нужно достичь определённого возраста.
Более подробную информацию о том, вы сможете найти в интересной и очень полезной статье нашего специалиста.
Категории водительских прав для вождения мотоцикла
Категории водительских прав определяют, на каком виде транспорта может ездить человек. Касательно мотоциклов выделяют 3 категории – М, А1, А, которые отличаются тем, что дают возможность ездить на ТС с разным весом, объёмом двигателя и вместимостью.
До 2013 года такой категории не было. Она была внесена из-за многочисленных аварий на дороге по вине водителей небольших лёгких мотоциклов. Экзамен на вождение таким ТС сдавать было не нужно, получать права также, поэтому нормального контроля над владельцами ГИБДД обеспечить не могли.
Наличие водительского удостоверения категории М позволяет ездить на таких видах транспорта, как:
- мопеды (трициклы,мотороллеры);
- квадрациклы;
- мокики;
- скутеры.
Основное техническое требование к таким лёгким ТС – объём двигателя не может превышать 50 кубов, максимальная скорость — не более 50 км/ч, а мощность электродвигателя (если он используется) – до 4 кВт. Для 3-колёсных мотоциклов разрешается расположение колёс в любом порядке (2 спереди и 1 сзади, 2 сзади и 1 спереди).
Категория А
- объём двигателя до 125 кубов;
- масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг (при наличие трёх или четырех колёс).
Разрешается, чтобы была присоединена дополнительная деталь – коляска. В соответствии с ПДД РФ к мотоциклам также относятся 2-колёсные ТС с боковым прицепом.
- объём двигателя от 50 до 125 кубов;
- максимальная мощность – до 11 кВт.
Многих интересует, со скольки лет можно сдавать на права на мотоцикл. Именно в этом особенность категорий А1 и М. По законодательству РФ, возрастной ценз имеется, но он значительно ниже, чем у остальных категорий.
Ограничения по возрасту следующие:
- для категории А1 – с 16 лет;
- для категории А – с 18 лет;
- для категории М – с 16 лет.
Процедура получения прав
Тем, кто интересуется, как получить права на мотоцикл, необходимо знать, что изначально проходиться обучение. После чего собирается пакет документов и отводится время на прохождение экзамена.
В некоторых мотошколах обучение проходит во все сезоны, кроме зимнего, т. к. подразумевает большое количество практических заданий, которые зимой выполнить проблематично.
Важно знать, что помимо обучения следует пройти полное медицинское обследование. Цель врачей – увидеть, можно ли по состоянию здоровья человеку управлять легкомоторным автотранспортом.
К езде на мотоцикле не допускаются люди с такими отклонениями.
- Плохое зрение. Если у потенциального водителя острота зрения будет от 0,2 до 0,6 единиц, ему не разрешат управлять ТС. Если будет выявлено, что он видит на 70 — 100 %, к вождению допускается.
- Хронические глазные заболевания. Это аберрации, амблиопия, астенопия, англиопатия, астигматизм, блефавит, миопия и т. д.
- Явно выраженное косоглазие.
- Признаки дальтонизма.
- Глаукома глаз.
- Ограниченные возможности кругозора (до 20 %), что не позволяет водителю видеть других водителей на дороге.
- Деформация черепной коробки.
- Инвалидность при отсутствии одной конечности.
- Полная или частичная глухота.
- Нарушения работы вестибулярного аппарата.
- Заболевания сердца.
- Бронхиальная астма и другие сопутствующие болезни, которые стремительно развиваются.
- Нарушения гинекологических функций.
Особое внимание уделяется психическому состоянию будущего водителя. Не должно быть никаких отклонений, в особенности фобических расстройств. Это может создать аварийную ситуацию на дороге.
После медосмотра человек получает сведение о состоянии здоровья, оформленное согласно приказу Министерства здравоохранения № 302.
Это первый шаг к получению водительского удостоверения. Обучение на все 3 категории в принципе сильно не отличается.
Сначала обучают базовым навыкам управления мотоциклом. Изучаются основные технически-необходимые детали ТС (узлы, механизмы, запчасти). Главное – понять, как именно работает мотоцикл и какие есть особенности вождения транспорта при разных категориях.
Управление мотоциклом подразумевает изучение таких аспектов:
- строения ТС;
- законодательной базы;
- предоставления первой медицинской помощи;
- правильного расположения водителя и других пассажиров на транспорте;
- бокового зрения;
- навыков торможения, с использованием заднего и переднего тормоза (вплоть до полной остановки);
- безопасного старта;
- вождения одной рукой (основные принципы);
- быстрого переключения передач;
- поворотов на мотоцикле на минимальной и максимальной скорости;
- езды на ТС в чрезвычайных ситуациях;
- поведения водителя при ДТП;
- балансировки на крутых поворотах;
- отработки чувства габаритов выбранного транспортного средства (изучается специальный комплекс упражнений и манёвров);
- особенностей проездка по мосту и через железные пути;
- навыков вождения по кольцевому маршруту и т. д.
После этого проходят тестирование (это ещё не экзамен, а учебные проверочные тесты). Если результат будет успешным, ученика допускают к практическим занятиям.
На практике студенты обучаются вышеперечисленному и основным манёврам:
- проезд «змейкой»;
- проезд по доске;
- остановка на линии «стоп» и т.д.
Мотошколы предлагают разный пакет обучения. Он может быть базовым или упрощённым. Обычно состоит из 10 — 12 занятий продолжительностью до 90 минут. Если курс углублённый или полный, то обучение рассчитано на 15 — 20 занятий, где 6 — 8 уроков будут посвящены практической отработке освоенных теоретических знаний. Каждый урок практики длится минимум 1,5 часа, но чаще 2.
Нацеленность обучения – успешное прохождение экзамена в ГАИ и выработка навыков бесстрашного вождения мотоцикла выбранной категории.
Необходимые документы для получения прав
После того, как курсы окончатся, нужно собрать необходимый пакет документов. Его отправляют в ГИБДД.
Понадобятся такие документы:
- Заявление на бланке утверждённой формы. Образец берут в автошколе, на сайте или отделении ГИБДД.
- Паспорт с регистрацией.
- Чек или квитанция об оплате госпошлины. Её размер равен 2 000 рублей.
- Свидетельство о прохождении обучения и его окончании. Подаётся копия вместе с оригиналом.
- Медицинская справка. Так же, как и свидетельство, нужны и копия, и оригинал.
- Две фотографии размером 3,5 на 4,5 см.
В порядке очереди эти документы регистрируют. Если не окажется никаких проблем (отсутствие какого-то документа, их подделка и прочее), сотрудник ГИБДД назначает место, дату и время проведения экзамена. Учитывается место жительства или регистрации будущего водителя.
Процедура прохождения экзамена
К прохождению экзамена допускаются ученики, которые прошли весь курс обучения и получили медицинское свидетельство, подтверждающее, что их можно допускать к управлению мотоциклом. Экзамен состоит из 2 частей – теоретической и практической. В случае неуспешной сдачи теории к прохождению практической части тестирования человек не допускается, а отправляется на пересдачу.
Состоит из 20 вопросов. Претенденту разрешается сделать максимум 2 ошибки. Сейчас тестирование проходит на компьютерах. В программе есть более 500 вопросов на проверку знаний ПДД, строения транспорта и т. д.
Если же человек сделает больше 2 ошибок, экзамен автоматически прекращается. На это указывает программа, которая автоматически выключается. В таком случае ученик отправляется на пересдачу. Она назначается не раньше, чем через 5 дней после предыдущего тестирования.
Результаты теоретического тестирования действуют лишь 3 месяца. После этого срока для прохождения практической части экзамена придётся заново проходить тесты по теории.
Подразумевает исполнение соответствующего комплекса манёвров. Классический набор состоит из упражнений по маневрированию в ограниченном пространстве. Включает в себя 4 манёвра, из которых экзаменатор выбирает 3. Их перечень:
- Габаритная восьмёрка. Задача кандидата – проехать по заданной траектории, не съезжая за её границы. Экзаменатор выставляет 4 конуса, которые человек должен объехать по траектории в виде восьмёрки.
- Змейка. Создаётся траектория в виде «змейки» с использованием 3 конусных фигур.
- Габаритный коридор. Включает в себя правильное проделывание нейтральной передачи и удерживание ТС в неподвижном состоянии.
- Скоростное маневрирование. По мнению учеников, самый сложный манёвр. Делается расстановка из 5 конусов, которые нужно объехать с правой или левой стороны. В процессе претендент проезжает габаритные ворота в количестве 3 штук. Время выполнения этого манёвра составляет 35 секунд и меньше.
Маневрирование исполняется на автоматизированном автодроме или закрытой площадке. Если сдача экзамена прошла успешно, человек получает водительское удостоверение. Выдача прав осуществляется спустя 5 — 7 рабочих дней после предъявления паспорта. Пакет нужных документов передаётся мотошколой в МРЭО.
Если ученик не сделал все 3 манёвра, то он отправляется на пересдачу. Дата назначается через 5 дней после первой попытки сдачи тестирования.
Во сколько обойдётся получение прав?
Многих водителей интересует, сколько стоят права на мотоцикл в 2019 году. Хотя само транспортное средство не очень дорогое (в сравнении с автомобилем), придётся потратить много денег для получения прав на вождение.
Права категории «А» дают водителю право управлять мотоциклом. Они одни из самых простых в получении. Мотоциклы с маленьким объемом двигателя, а также мопеды доступны для езды уже с 16 лет, но только при открытых категориях М или А1.
Мощные мотоциклы и мотоциклы с коляской можно водить с 18 лет. Обучение даётся проще тем, кто знает правила дорожного движения или уже имеет открытую категорию В.
Обучение категории А включает в себя то же, что и категории В - автомобиль, отличие только в контрольных упражнениях при практической учебе вождения и стоимости подготовки. Учеба езде на мотоцикле существенно дешевле и стоит в районе 10-15 тысяч рублей. Конечно, не считая того, что потом вам придется разориться на оплату медкомиссии (примерно 2000 рублей) и госпошлину за получение прав (пока еще 2000 рублей).
Как научиться ездить на мотоцикле
Обучение езде на мотоцикле проходит в несколько этапов. Первый этап общий для всех категорий водительского удостоверения: изучение правил дорожного движения.
Учить ПДД для последующей сдачи экзамена в ГИБДД можно как в автошколе, так и самостоятельно - в книжных магазинах ежегодно обновляются пособия, содержащие правила. Это важно - не стоит пытаться изучать правила по устаревшим учебникам.
Второй этап - обучение вождению на мотоцикле. Для многих начинающих водителей сам по себе мотоцикл выглядит пугающе, ведь известно, что нередко падения или столкновения на большой скорости становятся причинами инвалидности или смерти.
Поэтому к сдаче экзамена лучше подходить с наработками практического опыта. Понятно, что кататься по городу на имеющемся в распоряжении двухколесном «коне» не лучший вариант, где научиться ездить на мотоцикле - это чревато или аварией или административным взысканием от сотрудников ГИБДД.
Вождению на мотоцикле обучают только на автодроме. Разумеется, как в машине, рядом с вами не будет никто сидеть. Инструктор объяснит манёвры, а вы будете отрабатывать их самостоятельно на учебном ТС под его контролем.
Сколько длится обучение в автошколе
Полный курс обучения делится на теорию и практику. Согласно законодательству, на полную подготовку к экзамену уходит 2,5 месяца.
- На теоретические занятия придется потратить не менее 108 часов. Правила дорожного движения едины для всех. Поэтому вам, как и будущим автолюбителям, буду объяснять категории дорожных знаков и то, как правильно читать каждый из них. Также расскажут о работе светофоров и правилах первой медицинской помощи на дорогах. Кстати, раздел «Медицина» зачастую объясняет реальный врач, работающий в скорой помощи катастроф. На такие занятия выделяют обычно часа 4, не больше. Помимо этого, вместе с преподавателем вы прорешаете билеты, которые встретятся на экзамене. По ходу учебы вам будут подробно объяснять, какой билет и как решается. То есть, от вас, по-хорошему, требуется только присутствие и нормальная память.
- Практические занятия вы проведете на автодроме. На вождение отводится, в среднем, 18 часов. Всё зависит от автошколы, где будете проходить обучение. Инструктор научит вас выполнять следующие упражнения: «Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон - торможение». Другими словами, надо будет тронуться с места на первой передаче скорости в стартовых воротах. Далее проехать по прямой, доехать до контрольной стойки, подать сигнал левого поворота, вытянув левую руку вверх, и, миновав стойку, опустить руку. Аналогично необходимо будет сделать полукруг, переключить скорости с низкой на более высокую и остановиться на финишной линии, подав сигнал.
Также задействуют упражнения «Змейка» (проехать змейкой, объезжая разметочные конусы), «Колейная доска» (проехать прямо по колейной доске), «Движение с малой скоростью» (тут всё понятно) и «Габаритная восьмёрка» (проехать сначала по прямой в габаритном коридоре, затем по траектории восьмерки и вернуться на финиш). Эти же задания предстоит выполнить и на экзамене.
Будьте внимательны. Поскольку инструктор сидит не рядом, а наблюдает за вашим движением, стоя на дороге, он очень хорошо видит любые малейшие погрешности.
Как получить права на мотоцикл через автошколу
Опытные байкеры рекомендуют для обучения курсы в автошколе, обучающей на права категории А. Вождению мотоцикла учат в подавляющем большинстве автошкол, а экзаменационные упражнения не всегда сразу даются даже тем, кто уже имел дело с таким транспортом.
Всего практический экзамен в ГИБДД включает в себя пять упражнений:
- маневрирование в ограниченном пространстве;
- торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку;
- парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
- остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
- проезд регулируемого перекрестка.
Для успешного преодоления финального экзамена в автошколе каждый курсант проходит как теоретические, так и практические занятия. В ходе обучения будущий мотоциклист наезжает 10 часов - пять практических занятий по два часа, а также изучает теорию на протяжении 16 часов. Это не очень много, однако учеба на мотоцикл проходит интенсивно, что позволяет сдать непростой экзамен.
Сдача практического экзамена
Если для получения удостоверения категории B необходимо сдать автодром и город, то для категории А нужен только автодром. Экзамен на управление мотоциклом мало изменился за последние годы, и, как правило, транспортное средство для преодоления испытаний предоставляет ГИБДД.
Зачастую это «пожилой» мотоцикл отечественного или же японского производства. Если экзамен проходит в маленьком населённом пункте, инспекция может предоставить возможность сдать экзамен на своём мотоцикле, но в больших городах такой возможности, как правило, не предусмотрено.
Обычно разметка для прохождения экзамена заранее нанесена на площадку, условия прохождения строгие: минимальная скорость и полное соблюдение всех указаний инспектора.
Небольшой лайфхак: если есть возможность выбрать экзаменационный мотоцикл, лучше брать тот, который слабее. Экзамен на мотоцикле сложнее экзамена на авто в том смысле, что здесь намётанный глаз инспектора видит даже мельчайшие ошибки, и за это снижаются баллы.
После идеального выполнения всех упражнений курсант может сразу же в здании ГИБДД получить права категории А.
Если после получения заветной корочки вы решите приобрести подержанный мотоцикл, обязательно проверьте его историю с помощью сервиса Автокод . Сделать это можно по VIN-номеру всего за 5 минут.
Очень часто среди несовершеннолетних и людей, который по определённым причинам не хотят сдавать экзамен , возникает вопрос, на какие мотоциклы не нужны права? Ранее разрешалось ездить на некоторых видах двухколёсного транспорта, не получая никакого удостоверения, чем и пользовались десятки тысяч людей в нашей стране. Однако после изменения категорий водительских удостоверений, которые были приведены к международному стандарту, всё изменилось. В этой статье вы найдёте ответ на вопрос, можно ли по-прежнему ездить, не получая права, и в каких именно случаях.
Когда именно нужны документы?
Езда без прав на мотоцикле и любом транспортном средстве вне зависимости от его технических характеристик рассматривается, как тяжкое нарушение. Закон не предусматривает исключений, поскольку даже скутеры и мопеды с объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров теперь отнесены в категорию «М». Для её открытия придётся пройти специальное обучение и сдать положенные каждому водителю два экзамена, получив удостоверение. Если раньше инспекторы закрывали глаза на водителей малокубатурного транспорта, не имевших прав, то теперь об этом приходится забывать. Это связано с появлением соответствующих всем стандартам программ обучения в автошколах на категорию «М».
Однако нарушением считается исключительно езда по дорогам, предназначенным для общего пользования. Поэтому получать права на кроссовый мотоцикл вовсе не обязательно — если вы будете привозить его к гоночной трассе на грузовом автомобиле и затем забирать таким же образом. Поскольку гоночные трассы и лесные просеки не относятся к юрисдикции ГИБДД, ездить по ним на мотоцикле разрешается даже несовершеннолетним. Однако стоит помнить, что при неприятном происшествии, произошедшем вне дорог, вся вина будет возложена на собственника мотоцикла. Если же поступит жалоба, что ребёнок ездит на мотоцикле без шлема и соответствующей экипировки, родителей могут серьёзно наказать за небрежность в обеспечении его безопасности.
Не понадобятся вам права, чтобы выехать на гоночный трек, если мотоцикл будет доставляться при помощи грузового транспортного средства. Однако администрация многих мотодромов, следуя установленным в Европе стандартам, уже начинает создавать ограничения для водителей, не имеющих действующих прав соответствующей категории. Участвовать в гонках разрешается без обычного водительского удостоверения. Однако взамен такого документа вас попросят предъявить гоночную лицензию, получить которую не в пример сложнее. Поэтому получать права стоит и для скоростных заездов в выходные — нет никакой гарантии, что в следующий раз вам дадут разрешение выехать на трек.
В законе есть одна лазейка, которая разрешает вождение мотоцикла без соответствующих документов. Для этого требуется, чтобы дороги не имели статуса общего пользования. Ездить на мотоцикле, не имея прав, разрешается по:
- Технологическим дорожкам предприятий;
- Специальным тренировочным площадкам;
- Самостоятельно проложенным людьми грунтовым дорогам;
- Закрытым частным территориям.
Понятно, что инспектора ГИБДД здесь встретить попросту невозможно, поэтому можно не переживать относительно штрафов и прочих наказаний.
Наказание
Закон не делает поблажек для любителей двухколёсных средств передвижения — поэтому штраф за без прав равен тому, что уплачивают водители автомобилей. Инспектор имеет право выписать вам квитанцию на сумму 5-15 тысяч рублей, причём транспортное средство он отправит на штрафплощадку. К указанному штрафу придётся добавить стоимость услуг эвакуатора и штрафстоянки. Если мотоцикл вам дорог, забирать нужно как можно быстрее, поскольку каждый день сумма ваших расходов будет увеличиваться.
Тем, кто просто забыл права дома и располагает большим количеством свободного времени, лучше позвонить родственникам и попросить привезти документ в нужное место. Увидев документ, инспектор должен отпустить вам, предварительно прочитав лекцию о бережном отношении к документам и нормах, установленных Правилами. Если водитель помимо прав забыл и техпаспорт, то ему может быть назначен штраф в 500 рублей. Столько же придётся уплатить, если у вас отсутствует страховка, причём сотрудник ГИБДД не имеет права задерживать вас либо забирать мотоцикл на штрафстоянку.
После лишения прав за серьёзное правонарушение не стоит испытывать судьбу, рискуя быть пойманным патрулём ДПС. Наказание будет весьма суровым — придётся уплатить 30 тысяч рублей, и расстаться с мотоциклом, который отправят на штрафплощадку. Причём вам очень повезёт, если этим дело ограничится — если судья найдёт в вашем поведении отягчающие обстоятельства, вам будет грозить административный арест и даже 100-200 часов общественных работ.
Хуже всего приходится людям, которые попадаются за «пьянку», будучи лишёнными прав за любое правонарушение в прошлом. Сумма штрафа достигает 200-300 тысяч рублей, а вернуть удостоверение не получится в ближайшие 3 года. Если виновный водитель не может уплатить столь большую сумму, судьи нередко меняют меру наказания, назначая общественные либо принудительные работы. Также человека могут лишить 50-70% основного дохода, не относящегося к социальным выплатам. При повторном нарушении водителя мотоцикла ждёт тюремное заключение сроком 2 года.
Стоит понимать, что наказания за «пьянку» при должном оформлении протокола сотрудником ГИБДД избежать не удаётся. Будучи пойманными без прав, многие мотоциклисты отказываются от медицинского освидетельствования либо принимают алкоголь в присутствии инспектора. Эти действия приравниваются к вождению мотоцикла в нетрезвом виде. Они приводят к получению большого штрафа и отправлению мотоцикла на штрафстоянку.
Как уйти от ответственности?
Некоторые «умельцы» говорят, что ездят на мотоциклах без прав и номеров несколько лет. Повторять их достижение не стоит, поскольку любая встреча с патрулём ДПС чревата серьёзными последствиями. За отсутствие номеров к указанным выше штрафам добавят ещё 5000 рублей. Если же мотоцикл никогда не был зарегистрирован на территории страны и не имеет документов, удостоверяющих права собственности, такое транспортное средство могут попросту конфисковать. Размер наказания будет зависеть от того, как суд квалифицирует подобное нарушение — за контрабанду и кражу можно получить немалый тюремный срок, а вот при отсутствии уголовного преступления водитель отделается предупреждением и небольшим штрафом.
В интернете можно нередко встретить рекомендации, как ездить на мотоцикле без прав. Одна из них указывает, что для ухода от полицейского преследования достаточно снять . Действительно, сотрудники ДПС не имеют права преследовать мотоциклиста, лишённого положенной экипировки, поскольку они несут ответственность за полученный им ущерб здоровью в случае аварии. Однако это поможет только, если вам осталось проехать пару километров — в противном случае на трассе вас будет ожидать пост ГИБДД, на котором выпишут штрафы за отсутствие прав, шлема и номеров, а также за невыполнение требования правоохранителей об остановке. Если полицейские заснимут отличительные приметы мотоцикла либо его водителя на камеру, можно ждать вызова в суд.
Некоторые люди говорят, что управление мотоциклом несовершеннолетним не может наказываться по всей строгости закона. Однако после выяснения личности несовершеннолетнего водителя его родителям будет направлено требование явиться в суд — штраф будет составлять 2500-5000 рублей. Стоит ли говорить, что мотоцикл отправится надолго на штрафстоянку? Если ребёнок получит тяжкий ущерб при вождении мотоцикла, суд может рассмотреть дело о лишении родительских прав — об этом стоит помнить, передавая детям в руки опасное транспортное средство.
Конечно, не все советы стоит сразу отбрасывать. Случается так, что самый законопослушный мотоциклист забывает права и вынужден добираться до места назначения без них. Разумеется, речь идёт о пути на работу и обратно, но никак не о междугородных поездках. В этом случае стоит тщательно проверить всю экипировку, установить на шлем камеру при её наличии, а также ехать со скоростью 50-60 км/ч в городе. Вероятность того, что сотрудники ГИБДД просто пропустят такого мотоциклиста, очень велика.
Владение
Встречается также вопрос о том, нужны ли права на мотоцикл, если его владелец не планирует выезжать на дорогу общего пользования. Ответ уже дан выше — конечно, не нужны. Однако стоит уточнить, что без действующих прав человек может приобретать транспортные средства, дарить их, перепродавать или совершать другие операции, связанные с ними. Но поставить мотоцикл на учёт, использовать его в качестве банковского залога либо выехать с таким транспортным средством за границу уже не получится. Хотя для выполнения большинства подобных действий достаточно просто выдать доверенность человеку, имеющему права соответствующей категории.
Запрещено только вождение до момента получения водительского удостоверения. Выезжать на дорогу без прав чревато ещё и невозможностью оформления прав. Данные о совершённом правонарушении попадают в единую электронную базу ГИБДД. Перед сдачей экзамена в МРЭО всех кандидатов тщательно проверяют на отсутствие подобных инцидентов. Если человек ранее неоднократно привлекался к ответственности за вождение мотоцикла без прав, ему могут отказать в оформлении удостоверения до снятия административных и уголовных наказаний.
Осторожность превыше всего
Не имея прав — это безответственно и опасно как для самого водителя, так и окружающих его участников дорожного движения. Особенно это касается ситуации, когда владелец транспортного средства понятия не имеет об актуальных Правилах — в таком случае он представляет собой смертельную угрозу для всех остальных. Поэтому перед выездом на дорогу следует позаботиться о получении водительского удостоверения — процедура занимает всего 1-4 месяца и не требует больших расходов в сравнении с приобретением мотоцикла. Конечно, управлять мотоциклом без документов можно за пределами дорог — на гоночных трассах, на бездорожье и частной территории. Однако не мешает пройти обучение, чтобы не попадать в чрезвычайно опасные ситуации, угрожающие жизни человека.
Для управления транспортными средствами необходимо получение соответствующей категории прав.
Они выдаются после сдачи экзаменов и успешного прохождения медицинской комиссии. Если претендент выполнит все условия, то получит возможность водить тот транспорт, который разрешается с получением отдельного вида прав.
Многие считают, что управление мотоциклом без категории законно, и что мотоцикл и другая мототехника могут управляться без соответствующего разрешения. Однако это не так. Езда на мотоцикле без прав категории «А» и управление другим транспортом без соответствующего разрешения влекут наложение штрафов.
Среди главных видов мототехники выделяются следующие:
- Классический мотоцикл. Именно такие производились на территории Российской Федерации и приобретаются для личного пользования в повседневной жизни;
- Туреры. Это такие разновидности мототехники, которые идеально подходят для туризма и путешествий. Сюда можно отнести любую технику, которая достаточно удобна для указанной цели;
- Спортбайк. Название говорит само за себя. Однако спортбайки предназначены и для езды на обычных дорогах. Для участия в профессиональных гонках или мотошоу их значительно переделывают с учетом требования конкретной ситуации;
- Мотороллеры или скутеры. Это подвид ТС, которые также требуют получения прав, но совершенно отдельного вида. Они относятся к легким видам мототехники, в связи с чем выдвигаются отдельные требования для получения возможности управления ими;
- Чопперы. Сюда относятся ТС классического стиля, которые переделаны специальным образом. Однако в основе это классические мотоциклы.
Есть и другие подкатегории мототехники, но их можно включить в состав перечисленных. Однако для разделения по видам разрешения на вождение мотоциклов приведенная ранее классификация не имеет практического значения.
Для этого можно делить технику следующим образом:
- легкие. Объем двигателя предполагается до 125 куб.см, мощность до 11 кВТ;
- двухколесные с прицепом или без, или четырехколесные массой до 400 кг. в снаряженном виде.
Для каждого из перечисленных видов мототранспорта предусмотрен собственный вид прав. Для получения каждого из них следует пройти определенные экзаменационные испытания и медицинский допуск.
Требуемые категории прав на управление
Для вождения мототехники предусмотрено несколько отдельных категорий, однако главной из них является «А».
Она позволяет садиться за руль любого мототранспорта, как с прицепом, так и без него. Однако есть отдельный подвид «А1».
Он разрешает управлять лишь теми транспортными средствами, которые относятся к категории “легких”.
Однако если у водителя есть права с пометкой «А», то он имеет право на вождение тех мототранспортных средств, которые относятся к категории «А1».
Отдельным видом техники является скутер. Для управления таким транспортным средством выделена отдельная подкатегория прав «М». Она была введена в 2013 году в связи с широким распространением скутеров в стране.
Возрастные ограничения и возможная взаимозаменяемость категорий
Главным ограничением при получении разрешения на вождение мототранспортных средств является минимальный возраст. Для получения отдельных категорий установлены обособленные минимальные возрастные границы.
Для управления мотоциклами в зависимости от принадлежности к определенной группе минимальный возрастной порог предусмотрен:
- 16 лет для управления легкими ТС и получения категории «А1»;
- 18 лет для управления другими мотоциклами и оформления прав «А».
Ограничений по верхнему возрастному пределу не существует.
Если претендент пройдет медицинскую комиссию и сдаст соответствующие экзамены, то он может получить возможность на законных основаниях управлять мототранспортом в любом возрасте.
Некоторые категории взаимозаменяемы, то есть наличие одной из них дает право на вождение некоторых других транспортных средств. Например, для управления скутерами («М») можно иметь любую открытую категорию прав. Наличие же прав степени «А» дает возможность управлять теми мотоциклами, для вождения которых предусмотрена «А1».
Однако такое возможно не во всех случаях. Например, управление мотоциклом с категорией Б и открытой С не дает возможности управления мотоциклом.
Для этого водителю придется сдать экзамен и получить соответствующее разрешение. Именно поэтому следует знать, в каком случае разрешено управлять ТС без наличия предназначенной именно для него степени прав, а в каком нельзя.
Управление мотоциклом без категории
Можно ли управлять мотоциклом с категорией Б?
Несмотря на наличие других разрешающих категорий для управления мотоциклом обязательно оформлять именно тот вид, который позволяет садиться за руль ТС.
Это означает, что если у водителя есть права на управление автомобилем, грузовиком или автобусом, это не дает ему права садиться за руль мотоцикла.
В обратном случае ему грозит наказание за управление транспортным средством без соответствующего разрешения.
Штраф за езду без прав категории А на мотоцикле
За управление автомобилем, мотоциклом или другим транспортом без наличия соответствующей категории прав грозит наказание.В том числе и за вождение мотоцикла без категории А. Причем, оно может быть более серьезным, чем штраф.
Это обусловлено тем, что такое нарушение рассматривается, как управление транспортным средством без наличия разрешения на вождение.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, штраф за управление мотоциклом без категории А может составлять от 5 до 15 тыс. руб. Однако это далеко не все последствия вождения мотоцикла без категории А.
В этом случае сотрудник ГИБДД вправе сразу же отстранить водителя от управления транспортным средством, а последнее задержать и поместить в специально отведенное место. Для этого подходит ближайшая штрафстоянка. Это создает множество проблем водителю и собственнику мотоцикла.
Дополнительные расходы назначаются за транспортировку ТС до штрафстоянки и оплата за все время пребывания транспорта на ней.