ЭРА-ГЛОНАСС работает уже больше года, однако принцип ее действия, назначение и перспективы развития многим автолюбителям непонятны. Пока только две массовые модели успели примерить эту систему - Лада Веста и Лада XRAY. Хотя и остальные понемногу подтягиваются.
Набор спасателя
Комплекс экстренного реагирования при авариях (отсюда аббревиатура ЭРА) работает на базе российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), аналога американской GPS. Набор оборудования для автомобиля, по сути, идентичен тому, что вы увидите, разобрав современный смартфон. Это навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, антенна, модем, микрофон, динамик, управляющий контроллер, аналог SIM-карты и резервный источник питания на случай обесточивания бортовой сети машины. Из органов управления - лишь кнопка экстренного вызова с надписью SOS, расположенная обычно в блоке у салонного зеркала заднего вида.
Элементы системы размещают не в одном месте, а в соответствии с требованиями функционала и с учетом компоновки машины. В частности, необходимо обеспечить работоспособность системы даже после сильного удара. Поэтому выбирают наиболее безопасные места, а некоторые устройства иногда дублируют. Например, Nissan Murano имеет дополнительный динамик под сиденьем водителя.
Кроме того, некоторые элементы системы ЭРА-ГЛОНАСС дублируют функции других систем автомобиля. Например, акселерометр фиксирует по уровню перегрузок не только факт аварии, но и тяжесть ее последствий. Эти данные поступают также от блоков управления и контроля элементов пассивной безопасности автомобиля.
Все установленные на машину компоненты системы ЭРА-ГЛОНАСС - при больших объемах их закупок автопроизводителями - удорожат новые модели лишь на несколько тысяч рублей. Примерно столько же сегодня стоит простенький смартфон с навигацией. Не очень существенная прибавка к цене даже для бюджетной машины. Однако это далеко не все расходы, которые несут автопроизводители, чтобы внедрить ЭРА-ГЛОНАСС в свои автомобили.
По единому стандарту
Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС прописаны в ГОСТ Р 54620–2011. В нем сказано, что комплекс должен распознавать удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, а также опрокидывание. Автоматическая идентификация аварии и пересылка данных обязательны только для автомобилей категории М1, то есть пассажирских, вмещающих до девяти человек (включая водителя). Для остальных транспортных средств достаточен ручной режим связи с операторами.
Еще один интересный нюанс из того же документа: для кнопки «Экстренный вызов» должен быть реализован конструктивный механизм защиты от случайного нажатия. В кроссоверах Hyundai Creta и Nissan Murano так и сделано: клавиша спрятана за откидной панелью. А вот в Ладах ничем не прикрытая кнопка SOS соседствует с выключателями салонного света. Неудивительно, что я уже неоднократно звонил из редакционной Весты оператору колл-центра, когда включал подсветку, снимал потолочный плафон и неудачно переложил щетку-сметку, ткнув ручкой в надпись SOS.
ГОСТ позволяет размещать виртуальную кнопку экстренного вызова на сенсорном дисплее мультимедийной системы. Причем постоянно держать ее на дисплее необязательно: документ предписывает, чтобы доступ к кнопке осуществлялся «посредством не более чем одного перехода между экранами». Спорная поблажка: в дебрях современных развлекательных комплексов нетрудно запутаться даже владельцу машины, а ведь активировать систему может понадобиться и пассажиру - причем, вероятнее всего, в состоянии стресса. Да и экран мультимедиа после удара может погаснуть.
Вам пакет
Принцип работы в ручном режиме: нажали кнопку - общаетесь с оператором. В автоматическом - иначе: после того как система зафиксировала аварию, она формирует набор данных из VIN-кода, типа транспортного средства, направления движения, момента и координат места ДТП, его вида и степени тяжести, а также информации о типе топлива и количестве пристегнутых ремней безопасности. По последнему параметру оператор определяет число потенциальных пострадавших.
Собранный информационный пакет ЭРА-ГЛОНАСС отправляет по интернету в колл-центр. Такая «посылка» весит чуть больше сотни байт, поэтому проскочит даже при плохом качестве связи. Если функция передачи данных недоступна, информация уйдет в виде СМС. Передающий модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС может использовать любую из доступных сетей, причем в случае их перегрузки экстренный вызов пойдет с приоритетом. Понятно, что сотовые сети покрывают не всю Россию. И если в месте аварии нет сигнала, связаться с оператором ЭРА-ГЛОНАСС не сможет. Но белых пятен на картах сотовых компаний становится всё меньше с каждым годом - во всяком случае, вдоль основных магистралей. И к тому времени, когда система экстренной связи получит массовое распространение, практически не останется дорог, на которых не будет сотового сигнала.
Тревожное сообщение поступает оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС. Он попытается связаться с водителем, позвонив на бортовое устройство автомобиля, чтобы выяснить детали происшествия. Если это не удается, значит дела плохи - и тут же медикам и спасателям отправляется вызов.
ПАО «НИС», которое занимается внедрением системы, уверяет, что благодаря системе ЭРА-ГЛОНАСС сокращение времени ожидания помощи при авариях составит до 30%, а это позволит ежегодно спасать более четырех тысяч человек. Действительно, при наличии автоматического оповещения не придется дозваниваться до экстренных служб (а при плохом качестве связи звонок, в отличие от короткого сообщения, скорее всего, не пройдет) и пытаться указать им точное место аварии на трассе без ориентиров. В этом смысле помощь новинки неоценима. Однако сам момент прибытия спасателей ЭРА-ГЛОНАСС вряд ли сможет заметно приблизить. Достаточно взглянуть на карту России и оценить расстояния между населенными пунктами. Вертолеты у нас пока остаются транспортным средством из разряда экзотики, а на санитарной «буханке» быстро к месту аварии не доберешься. Так что к такой продвинутой и очень нужной системе неплохо бы приложить соответствующие оперативные службы . А на их создание, оснащение техникой и последующее содержание требуются миллиарды, которые в бюджет пока не заложены.
Готовьте ваши денежки
С 1 января 2017 года получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на автомобиль, не оснащенный системой ЭРА-ГЛОНАСС, невозможно. Это означает, что все новые модели, которые будут выводиться на российский рынок, должны быть оборудованы системой экстренной связи. Связанные с этим дополнительные расходы производители, естественно, переложат на потребителей - прибавку заложат в цену новой машины. Прикинем, сколько это?
Итак, набор компонентов автомобильного модуля стоит сравнительно немного. Недорого вышло бы даже закупать блоки в России и отправлять на сборочные предприятия в других странах. Но вот незадача: сертифицировать детали по отдельности и на машине приходится именно в России. А для получения сертификата необходимо провести два краш-теста: на фронтальный удар и на боковой. В будущем придется еще и опрокидывать автомобили, а это третий краш-тест. Совместить их с сертификационными испытаниями автомобиля в Европе нельзя - пожалуйте на полигон НАМИ. Выходит, чтобы получить право продавать автомобиль в России, производитель «попадает» дополнительно на две (а впоследствии и на три) машины для краш-тестов, плюс стоимость проведения самих краш-тестов и прочих процедур проверки системы.
Возникает довольно часто. Необходимостью оборудования транспортных средств интересуются и обычные автовладельцы, и руководители предприятий, использующие автомобили для коммерческих перевозок.
При этом интерес этот отнюдь не праздный: знать, обязательна ли установка ГЛОНАСС нужно и для планирования расходов, и для оценки расширения функциональных возможностей автомобиля. Так что ниже мы приведем краткие характеристики систем спутниковой навигации, и разберёмся, в каких случаях установка навигационного оборудования действительно является обязательной.
Системы спутникового позиционирования: общие сведения
С развитием спутниковой сети, позволяющей при относительно небольших финансовых и временных затратах определять положение любого объекта, на рынке стали появляться системы спутниковой навигации. Работают такие системы по единой схеме:
- На отслеживаемый объект устанавливается специальное устройство – маяк. Трекер или полнофункциональный терминал .
- При необходимости (постоянно либо периодически) устройство определяет собственные координаты в привязке к сети навигационных спутников.
- Информация со спутника обрабатывается и передается в специальное программное обеспечение. Для передачи чаще всего используется мобильная GSM-сеть.
Использование спутниковых систем позволяет решать целый ряд задач:
- Удаленное позиционирование любого объекта с установленным спутниковым терминалом.
- Отслеживание движения объекта (или нескольких объектов) в режиме реального времени.
- Удаленный сбор информации о техническом состоянии объекта, параметрах его движения и т.д.
Системы спутниковой навигации чаще всего используются на транспорте. Но трекеры и маяки могут применяться и в других сферах – например, при поиске потерявшихся домашних животных.
Наиболее разветвленной спутниковой сетью использующейся для навигации, является сеть GPS. Отечественным аналогом является сеть спутников ГЛОНАСС, которая постоянно развивается, и сегодня практически не уступает GPS по качеству связи и точности позиционирования.
Принципиальные отличия систем ГЛОНАСС И ЭРА-ГЛОНАСС
При упоминании установки ГЛОНАСС на транспортное средство может подразумеваться один из двух вариантов:
- Система удаленной навигации ГЛОНАСС.
- Система ЭРА-ГЛОНАСС, обеспечивающая оперативное позиционирование и информирование экстренных служб при попадании автомобиля в ДТП.
Путать их не стоит: разница между этими системами достаточно существенна, и ниже мы ее проанализируем.
ГЛОНАСС: навигационная система
Оборудование автомобилей спутниковой навигацией ГЛОНАСС – это услуга, которой обычно пользуются предприятия с крупным автопарком. При этом:
- На автомобили компании устанавливаются ГЛОНАСС-терминалы, обеспечивающие связь со спутниками и передачу данных. Дополнительно машины могут оборудоваться датчиками удаленного контроля, отслеживающими уровень ГСМ, фиксирующими удары при ДТП и т.д.
- На компьютеры в компании устанавливается программное обеспечение, обеспечивающее прием и обработку информации со спутниковых терминалов на транспортных средствах.
- Благодаря совместной работе ПО и периферических устройств появляется возможность отслеживать движение всего автопарка в режиме реального времени, также обеспечивается контроль за маршрутами, графиком движения, расходованием ГСМ и т.д.
В данном случае ГЛОНАСС-навигация выступает в качестве центрального элемента системы мониторинга транспорта. Её устанавливают на:
- коммерческие автомобили, выполняющие регулярные/нерегулярные перевозки;
- автобусы, выполняющие перевозки по утвержденным маршрутам;
- спецтехнику;
- автомобили, перевозящие опасные грузы и т.д.
ЭРА-ГЛОНАСС: экстренное реагирование
Система ЭРА-ГЛОНАСС отличается и по конструкции, и по функционалу:
- При установке ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиль монтируются спутниковый терминал с модулем мобильной связи, переговорное устройство и «тревожная кнопка» для активации системы в ручном режиме. Если автомобиль оснащается системой при производстве, то дополнительно устанавливаются датчики ДТП, автоматически активирующие систему при ударе или перевороте авто.
- При активации системы (сработал датчик или была нажата кнопка «SOS») терминал связывается со спутниковой сетью ГЛОНАСС для определения координат автомобиля. Информация о ДТП передаётся по мобильной сети в колл-центр, оператор которого связывается водителем по переговорному устройству.
- Если водитель не отвечает, или же подтверждает факт аварии, то на место происшествия выезжают экстренные службы. При этом учитывается информация, поступившая от терминала ЭРА-ГЛОНАСС: место ДТП, характер повреждений, марка и тип двигателя авто и т.д.
Таким образом, система ЭРА-ГЛОНАСС использует возможности сети навигационных спутников для решения конкретной задачи: быстрого и точного определения координат места аварии.
В чем отличие ГЛОНАСС от ЭРА-ГЛОНАСС?
При анализе всей приведенной выше информации разница становится очевидной. Обе системы используют спутниковую сеть для позиционирования транспортного средства с установленным терминалом, но:
- ГЛОНАСС – это прежде всего система навигации, отслеживания и мониторинга транспорта, призванная решать задачи коммерческого характера. Ее использование облегчает управление обширным автопарком, снижает вероятность хищения топлива и т.д.
- ЭРА-ГЛОНАСС – это система оперативного оповещения экстренных служб о ДТП, призванная сократить до минимума время реагирования на сигнал об аварии. Возможности спутниковой сети в ней используются для позиционирования ТС.
Есть отличия и с финансовой точки зрения: оборудование и для ГЛОНАСС, и для ЭРА-ГЛОНАСС приобретается за свой счет (либо включается в стоимость авто). Но если расходы на эксплуатацию системы мониторинга несет само предприятие, то использование возможностей ЭРА-ГЛОНАСС для экстренной связи со скорой помощью или ДПС совершенно бесплатно.
Установка какой системы является обязательной?
Когда говорят об обязательной установке ГЛОНАСС на автомобиль, почти всегда имеют в виду именно ЭРА-ГЛОНАСС:
- Установка оборудования для автопарка навигационными системами и их эксплуатация для мониторинга транспорта являются полностью добровольными.
- Ранее обязательной была установка ГЛОНАСС-трекеров на автомобили, перевозящие опасные грузы, но сейчас эта норма упразднена.
Что касается установки комплексов ЭРА-ГЛОНАСС, то на текущий момент она обязательна:
- Для новых автомобилей, выпускаемых в обращение в странах Таможенного Союза.
- Для всех б/у автомобилей, ввозимых в страны ТС из-за рубежа.
В первом случае оборудование для спутникового позиционирования и экстренного оповещения устанавливает производитель, во втором – эта обязанность ложится на плечи владельца ТС. Для установки терминала и «тревожной кнопки» придется обратиться в специализированный сервисный центр.
Разобравшись во всех нюансах, приведенных выше, вы сможете понять, обязательна ли установка ГЛОНАСС в вашем случае, и уже на основе этого анализа планировать дальнейшие действия и расходы.
Кто ездил на LADA Vesta, наверняка заметил кнопку SOS над ветровым стеклом: это внешний признак наличия в машине устройства вызова экстренных служб. Что же представляет собой система подачи сигнала бедствия на дороге?
Интерфейсный модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС в автомобилях LADA совмещен с блоком освещения салона. Для голосовой связи водителя с диспетчером контакт-центра имеются специальный динамик и микрофон
По поводу обязательного оснащения автомобилей бортовыми терминалами ЭРА-ГЛОНАСС в стране заговорили в еще 2013 году. Сигналом к началу разработки национальных стандартов и требований (без которых нельзя было проводить государственные испытания устройств вызова экстренных служб) послужили изменения в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В 2015 году началась сертификация транспортных средств с системой ЭРА-ГЛОНАСС, а первыми одобрения типа транспортного средства по новым правилам получили автомобили LADA Vesta и LADA XRAY.
ШТАТНЫЙ ОПОВЕСТИТЕЛЬ
На АвтоВАЗе разработка системы ЭРА-ГЛОНАСС ведется с 2012 года. Сегодня любая LADA Vesta или LADA XRAY, даже в самой простой комплектации, имеет на борту устройство экстренного вызова оперативных служб с функцией автоматического срабатывания. Главным компонентом такой системы является бортовой терминал, который монтируется за приборной панелью в максимально защищенном от внешних воздействий месте. Терминал обеспечивает определение координат и направление движения транспортного средства (навигационный чипсет видит спутники ГЛОНАСС и GPS), передачу сообщения о транспортном средстве при ДТП в ситуационный центр по сетям сотовой связи. Наличие внешних антенн упрощает прохождение спутниковых сигналов и сигналов наземных сетей GSM.
Модель LADA XRAY одной из первых получила штатную систему экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС
Система также имеет в своем составе интерфейсный модуль, совмещенный с блоком освещения салона. Здесь помимо тревожной кнопки имеются встроенные динамик и высокочувствительный микрофон с функцией эхоподавления. Комплект голосовой связи используется для связи водителя с центром обработки вызовов.
Как работает ЭРА-ГЛОНАСС. Экстренный вызов посылается при серьезном ДТП, например, когда срабатывают подушки безопасности. Или можно вызвать помощь самостоятельно, одним нажатием кнопки связавшись с оператором колл-центра и сообщив о происшествии или плохом самочувствии. В том и другом случае оператор получит координаты автомобиля с точностью до 15 метров, время ДТП, идентификационный номер транспортного средства, его скорость, величину ударных перегрузок, количество пристегнутых пассажиров, цвет машины и даже тип топлива. Обязательный минимальный набор данных включает всего лишь 140 байт информации, поэтому модем может отправить их даже при плохом качестве связи. В условиях невозможности передать на сервер мониторинга собранную об объекте информацию (например, из-за отсутствия сигнала сети) терминал выполняет функцию «черного ящика» - сохраняет данные в энергонезависимой памяти и выдает ее сразу после появления такой возможности. Важное уточнение: встроенная сим-карта работает в формате «виртуального оператора», то есть может использовать любую доступную сеть, причем экстренные сигналы предаются в приоритетном порядке.
Приняв сигнал SOS, сотрудник контакт-центра ЭРА-ГЛОНАСС должен позвонить на бортовое устройство и выяснить, что произошло. Операторы отсеивают ложные вызовы и уточняют обстоятельства происшествия, после чего передают информацию в службу экстренного реагирования. В зависимости от обстоятельств, к месту происшествия отправляются спасатели, пожарные, инспекторы ГИБДД или скорая помощь. Притом последним, чтобы прибыть на место, дается 20 минут - таков норматив прибытия скорой помощи при ДТП.
Инфраструктура, созданная в рамках проекта ЭРА-ГЛОНАСС, станет основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователе
От ДТП не застрахован ни один водитель, и чем быстрее к человеку придет помощь, тем больше шансов на спасение. В России это особенно актуально, ведь по статистике на наших дорогах в момент ДТП погибает только 3% пострадавших, а 56% жертв - это не дождавшиеся медпомощи. Важно, что устройство ЭРА-ГЛОНАСС позволят четко зафиксировать, когда и как среагировали экстренные службы, причем эти данные нельзя будет скорректировать.
Государственная автоматизированная информационная система ЭРА-ГЛОНАСС с января по ноябрь 2016 года приняла свыше 5,6 тыс. сигналов, информация о 250 вызовах, требовавших вмешательства оперативных служб, была передана для реагирования, из них 74 вызова являлись автоматическими - такую статистику озвучил министр транспорта РФ Максим Соколов на Транспортной неделе в Москве.
ДВИЖЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ
1 января 2017 г. вступили в силу новые требования к устройствам вызова экстренных служб. Теперь бортовой терминал должен не только распознавать столкновения, но и срабатывать при опрокидывании, точно так же отправляя сигнал в автоматическом режиме.
ПАО «АВТОВАЗ» заранее среагировало на законодательное новшество, внеся изменения в конструкцию терминала. По сути, речь идет о создании устройства на новой платформе с усовершенствованной компонентной базой. В устройстве новой модификации для определения факта переворота используется гироскоп - трехосевой датчик угловой скорости. Усовершенствованный терминал ЭРА-ГЛОНАСС будет устанавливаться на все автомобили, которые будут получать одобрение типа транспортного средства, начиная с 2017 года, в том числе на новейшем универсале LADA Vesta SW, концепт которого был представлен на ММАС-2016.
Рассказывает инженер-конструктор управления проектирования электрооборудования ПАО «АВТОВАЗ» Ярослав Ромшин: «Последняя модификация системы уже прошла полный цикл испытаний. Это были тесты системы в составе автомобиля и ее отдельных компонентов. Например, проверялись микрофон, динамик и необходимый уровень звука, чтобы пользователь слышал оператора. Кроме того, проведены тесты на электромагнитную совместимость, устойчивость к вибрациям и температурным циклам».
В начале 2017 года АвтоВАЗ начинает сертификационные испытания системы ЭРА-ГЛОНАСС для автомобиля LADА Largus. Таким образом, уже скоро каждый новый автомобиль марки Lada будет оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС, что станет еще одним конкурентным преимуществом продукции Волжского автогиганта.
Важно отметить, что ЭРА-ГЛОНАСС работает только на территории России. Ее аналог под названием ЭВАК в Казахстане и такая же система под названием ЭРА РБ в Белоруссии пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза - Армении и Киргизии. Что же касается дальнего зарубежья, то аналогичный европейский комплекс eCall на основе спутниковой системы Galileo заработает только в 2018 году.
Интересно, что в рамках развития ЭРА-ГЛОНАСС планируется разработка и внедрение дополнительных сервисов и услуг в интересах государственных, коммерческих и частных пользователей. «Эру» будут применять для охранно-поисковых услуг, мониторинга движения транспорта, расчетов на платных дорогах, а в идеале - и для страховой телематики, когда страховщик предлагает автовладельцу индивидуальный тариф по принципу «плати, как ездишь».
Система экстренного реагирования при дорожно-транспортных происшествиях российской разработки и получившая название ЭРА-ГЛОНАСС, у всех на слуху. Еще недавно этой системы способной вызвать помощь в новых отечественных автомобилях не было и в помине. Даже если на иномарке и была предусмотрена и установлена такая кнопка « SOS», то никакого отношения к отечественным технологиям она не имела.
Времена меняются. Сегодня нам хотелось бы рассказать о подобной отечественной системе подробнее, так как это касается без исключения всех покупателей автомобилей, как новых отечественных или иностранных машин, так и подержанных иномарок ввезенных из-за рубежа. Посмотрим на ЭРА-ГЛАНАСС с технической точки зрения и ответим на вопросы, которые у вас наверняка могли возникнуть. А именно, как действует эта система, зачем она нужна и кто ее обслуживает, и еще, на какие автомобили такая система устанавливается и как она работает в экстренной ситуации.
Откуда появилась технология ЭРА-ГЛОНАСС?
Давайте для начала отправимся в недалёкое прошлое, так сказать совершим экскурс в историю. Возможно вы будете удивлены, но ЭРА-ГЛОНАСС - разработка совсем не последних лет, она основана на технологии, которой уже более 40 лет, и изначально она должна была использоваться в сугубо военных целях, то есть в качестве системы отслеживания вражеских целей. Но из-за того, что проект оказался крайне-серьезно растянут во времени, то запустить его окончательно в нашей стране удалось лишь только с приходом капиталистических отношений. Для зарабатывания денег данную военную технологию было решено перевести на гражданские рельсы.
Кстати сказать, «ЭРА-ГЛОНАСС» это аббревиатура, которая расшифровывается, как «система экстренного реагирования при авариях- глобальная навигационная спутниковая система».
На какие транспортные средства устанавливается система ЭРА-ГЛОНАСС?
С 1 января 2017 года на всех транспортных средствах, реализуемых на территории Российской Федерации, то есть на новых/подержанных (ввезенных из-за рубежа) коммерческих и легковых автомобилях должен быть установлен приемник системы российского аналога .
Пускаемые в оборот автомобили после первого числа января месяца 2017 года должны быть оборудованы сертифицированным устройством. В делается отметка об установке устройства.
Когда ЭРА-ГЛОНАСС была запущена в России?
Внедрение системы проходило в несколько этапов. По сути ее установка на автомобили началась еще с 1 января 2015 года, когда транспортные средства впервые проходившие одобрение на соответствие требованиям технического регламента, обязаны были оснащаться передатчиками спутниковой экстренной связи. Окончательно точка была поставлена ровно через два года после ее внедрения, когда все новые/подержанные (привезенные из-за рубежа) ТС допускавшиеся к передвижению по дорогам России и странам Таможенного союза должны оснащаться данным видом трансмиттера. Поэтому датой запуска этой системы можно считать 1 января 2017 года.
Зачем властям нужно было запускать систему ЭРА-ГЛОНАСС?
Точно также, как и зарубежные аналоги система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана с одной важной целью,- снизить уровень смертности и колличество пострадавших в автомобильных ДТП на дорогах РФ, с участием подавляющего большинства новых автотранспортных средств. Другими словами можно сказать, при помощи технологии оповещения безопасность на дорогах должна возрасти, в том числе и в коммерческих грузовых перевозках.
Принцип действия ЭРА-ГЛОНАСС
Технология ЭРА-ГЛОНАСС действует следующим образом:
Система включается двумя способами, либо от нажатия на тревожную кнопку (кнопка с надписью «SOS» у плафона освещения) самим водителем/пассажиром или автоматически, в связи с сильным ударом (фронтальным, боковым, ударом сзади) или переворотом автомобиля. В зависимости от показателей датчиков автоматически определяется и степень тяжести аварии.
Навигационный модуль расположенный в ЭРА-ГЛОНАСС определяет местоположение попавшего в ДТП автомобиля посредством сетей ГЛОНАСС и/или через GPS. Если есть устойчивая мобильная связь, то информация передается по каналам GSM.
Сигнал о бедствии с данными о местоположении передается посредством сотовой связи в центральный центр сбора данных.
Диспетчер колл-центра связывается с водителем посредством звонка на его устройство, которое установленно в автомобиле.
Если ответа не последовало или водитель не смог подтвердить, что он попал в ДТП, то диспетчер передает сигнал со сведениями о происшествии в службу немедленного реагирования:- спасателям, скорой помощи и в ГИБДД.
Стоит отметить, что система срабатывает при включенном зажигании или в течение минуты после его отключения.
При случившемся ДТП оператору данной связи также отправляется зашифрованный минимальный набор определенной информации:- координаты автомобиля, VIN-номер, скорость столкновения, величину перегрузок, цвет машины, тип топлива, номерной знак и модель автомобиля. Система может даже подсчитать количество человек находящихся в тот момент в автомобиле, по количеству застегнутых ремней безопасности.
Таким образом у водителя остается выбор. В том случае, если дорожное происшествие оказалось не очень серьезным, он может отменить вызов или наоборот, позвать на помощь в случае опасной для жизни и здоровью ситуации на дороге.
Система оповещения состоит из следующих составляющих
1. Навигационный модуль ЭРА-ГЛОНАСС
2. GSM модем
3. Тональный модем
4. Кнопка экстренного вызова
5. Микрофон и динамик
6. SIM-карта для связи с оператором колл-центра
7. Блок связи
8. Усиленная антенна для приема сигнала
9. Датчик ДТП (датчики, установленные в «черный ящик» в свою очередь отслеживают перегрузки при ударе.)
10. Аккумуляторная батарея
Точность определения местоположения автомобиля до 15 метров.
Систему ГЛОНАСС можно приобрести отдельно
Если был приобретен за пределами РФ, то его можно будет также оборудовать системой ЭРА-ГЛОНАСС. Урезанная «коммерческая» версия данной системы оповещения будет немного отличаться от той полноценной вариации, т.е. своей упрощенной системой вызова экстренных служб с помощью нажатия вызова на кнопку. Вероятно это сделано для того, чтобы максимально снизить стоимость покупки и установки системы.
Как нужно действовать при покупке подержанной иномарки не на территории России.
Алгоритм действий следующий:
1. Владельцу автомобиля необходимо будет приобрести систему экстренного оповещения у АО «ГЛОНАСС».
2. Автовладелец обязуется установить систему в сервисном центре в течение 10 дней.
3. В Государственную автоматизированную информационную систему (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС» вносятся номер кузова и id устройства.
4. После этого, с этим устройством автовладелец получает сертификат безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) в специальной лаборатории.
5. Затем следует получение ПТС. Машину можно забирать с таможни.
6. 10 дней дается на установку системы оповещения в сертифицированных АО «ГЛОНАСС» сервисных центрах.
7. Завершает эти бюрократические этюды сама постановка автомобиля на учет в Госавтоинспекцию.
Стоимость устройства и плюс его установка обойдутся вам примерно в 23 тыс. рублей.
Сегодня среди владельцев транспортных средств распространяются многочисленные слухи о необходимости обязательной установки на все автомобили спутниковой системы «Эра Глонасс» с 2018 года. В этом году и правда вводятся некоторые новшества в этой сфере, но они совсем другого характера. В связи с принятием законопроекта о спутниковой системе «Эра-Глонасс» с 2017 года абонентские терминалы требуется устанавливать на все автомобили, продаваемые в России, но это в большей степени затрагивает производителей.
Принцип работы системы
«Эра-Глонасс» — это государственная система экстренного оповещения об авариях на автомобильных дорогах. Она совместима с общеевропейским проектом eCall. Планируется, что внедрение данной технологии сократит время приезда к месту аварии работников ДПС и медицинской службы, снизит показатели травматизма и смертных случаев, повысит безопасность на дорогах.
Технология предполагает необходимость устанавливать тревожную кнопку «Глонасс» на транспортные средства всех категорий. Но оснащение автоматическим модулем всех автомобилей пока не требуется. Это касается только легковых машин, а на грузовых, подержанных и коммерческих автомобилях оповещение о ДТП производится методом нажатия на навигационную кнопку.
В случае аварии сигнал с машины передается на спутники Глонасс-GPS и сети мобильной связи. Информацию о происшествии и точном местонахождении автомобиля принимает диспетчер системы «Эра-Глонасс». Он связывается с водителем и оповещает о ДТП все экстренные службы. На место аварии оперативно выезжают работники ГИБДД, МЧС, cкорой медицинской помощи.
Что изменится с 1 января 2018 года
Существенных изменений ПДД в данной сфере вводиться не будет. Последние новости касаются работы страховщиков. Информация из спутниковой системы «Эра-Глонасс» с 1 января 2018 года будет автоматически передаваться в базу данных ОСАГО. Таким образом страховая компания получит описание всех обстоятельств аварии, составленное по протоколу европейского образца.
Если будет установлена невиновность водителя в ДТП, он может рассчитывать на возмещение материального ущерба в размере до 400 тыс. рублей. Такие нововведения уже были протестированы в Москве, Санкт-Петербурге и смежных с ними областях.
В качестве альтернативы предполагается использовать другие источники информации для передачи страховщикам. Это может быть специальное мобильное приложение, с помощью которого осуществляется фотографирование поврежденного автомобиля на месте ДТП.
Является ли обязательной установка модуля
Систему «Эра-Глонасс» обязательно ставить в 2018 году автовладельцам не нужно. Принудительное оснащение машины тревожной кнопкой и датчиками возможно только в одном случае: когда человек приобрел машину за рубежом и ввозит на территорию РФ через таможню. Однако эта норма введена еще в начале 2017 года.
Многие автовладельцы устанавливают добровольно на автомобиль необходимое оборудование. Сегодня уже более сотни тысяч различных транспортных средств в России оснащены тревожной кнопкой.
Правила установки в 2018 году
Спутниковую навигационную систему 2018 года на автомобили российского производства, сходящие с конвейера, ставят на заводе. Аналогичные транспортные средства, ввозимые из-за рубежа, оснащаются необходимым оборудованием производителями вне РФ.
На авто с пробегом «Эру-Глонасс» ставят только в специальных сертифицированных центрах. После монтажа оборудования автовладелец должен обратиться в профильную лабораторию и получить свидетельство о безопасности системы. В этом документе прописывается идентификационный номер устройства.
Возможна установка аппаратуры спутниковой навигации «Эра-Глонасс» в легковые автомбили с любым пробегом. Но на подержанных машинах технология будет работать только в ручном режиме. В этом случае водитель или пассажир должен физически нажать на тревожную кнопку. Приобретение, настройка и монтаж оборудования обойдется примерно в 25-30 тыс. рублей.
Штрафные санкции
Владельцам личного автотранспорта сегодня никакие штрафы не грозят. Для собственников большегрузного и коммерческого транспорта санкции вводятся с 1 июля 2018 года. Им предоставляется выбор: установить на машине тахограф или аппаратуру «Эра-Глонасс». В противном случае придется заплатить штраф в размере 50 тыс. рублей.