Известно несколько классификаций АТС, которые разрабатывались в интересах различных ведомств по соответствующим классификационным признакам.
По назначению АТС делятся на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовым относятся АТС предназначенные для перевозки различных видов грузов. К пассажирским относятся АТС предназначенные для перевозки людей, это автобусы и легковые автомобили. К специальным относятся автомобили предназначены не для транспортирования грузов или пассажиров, а щя монтажи специального оборудования с целью выполнения соответствующих работ.
По типу двигателя АТС делятся на бензиновые, дизельные, газовые, газогенераторные, электрические и другие.
По проходимости АТС делятся на автомобили обычной проходимости (непопноприводные), повышенной проходимости (полноприводные), болотоходы, снегоходы, плавающие и другие, а полуприцепы и прицепы делятся на имеющие активный привод и без активного привода.
По колесной формуле АТС классифицируются по общему числу колес и по числу ведущих колес. Колесная формула. Для колесных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделенными знаком умножения. Первая цифра - общей число колес, вторая - число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра - число ведущих колес, вгорая - общее число колес.
Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу может быть введена через точку третья цифра: «1» означает, что все колеса односкатные; «2» - что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеют двухскатную ошиновку.
Таким образом, колесные формулы 4x2.2, 4x2.1, 4x4.2 и 4x4.1; 6x4.2, 6x6.2, 6x6.1 и 6x2.1; 8x4.2, 8x4.1, 8x8.2 и 8x8.1 означают, соответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили.
Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягачами имеют колесную формулу 2x4.1 и 2x6.1
По характеру исполнения АТС делятся на одиночные автомобили, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов.
По числу осей АТС делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные.
По климатическому исполнению АТС делятся на исполнение обычное (умеренный климат), северное (холодный климат) и жаркое (тропический - влажный и пустынный - запыленный климат).
Кроме того АТС делятся на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам АТС подразделяются еще на капотные, безкапотные, ко-роткокапотные, длиннобазные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя.
Большинство из перечисленных классификационных признаков практически имеют незначительное отношение к отрасли автомобильный транспорт. Поэтому разработана специальная транспортная классибикация, основанная на принципе использования АТС
(рис. 3.6).
По этой классификации, все виды автомобилей и автомобильных поездов подразделяются на три группы, определяемые их массой, точнее, наибольшей величиной осевой нагрузки на опорную поверхность. Этим характеризуется возможность их применения на тех или иных видах автомобильных дорог.
Все автомобили разделены на три группы:
К группе А относятся автомобили МАЗ, КрАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, большегрузные автомобили иностранного производства, многоместные автобусы Ликинского и Львовского заводов, автобусы «Икарус» и другие.
К группе Б относятся автомобили УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, автобусы средней размерности Ликинского, Львовского, Павловского и Курганского заводов, все автобусы малой размерности и легковые автомобили.
К группе внедорожных относятся карьерные самосвалы БелАЗ и другие.
Все автомобили подразделяются на транспортные, используемые для перевозки грузов и пассажиров и на специальные - не транспортные. К последним относятся пожарные автомобили, автокраны, автовышки, подметальные, снегоуборочные и другие.
Транспортные автомобили и автопоезда подразделяются на грузовые и пассажирские, а последние на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей подразделяется по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.
Грузовые автомобили по конструктивной схеме подразделяются на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из бортового автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
Для организации поточного движения по дорогам все грузовые автомобили и автобусы независимо от их полной массы должны обладать одинаковыми тягово-скоростными качествами, одинаковой динамикой разгона и торхюжения. Для этого необходимо чтобы мощности двигателей были пропорциональны полным массам транспортных единиц. В противном случае снижается пропускная способность дорог и могут создаваться заторы движения. Поэтому на автомобилях-тягачах, используемых с прицепом или полуприцепом, нужно применять двигатель более мощный, чем на одиночных автомобилях.
Грузовые автомобили по размерности (по грузоподъемности) разделяются на пять классов:
- особо малой до 0,5 т;
- малой от 0,5 до 2,0 т;
- средней от 2,0 до 5,0 т;
- большой от 5,0 до 15,0 т;
- особо большой свыше 15,0 т.
Грузовые автомобили и автопоезда подразделяются по виду перевозок, определяющему тип кузова на две группы:
- универсальные - многоцелевого назначения с кузовом бортовая платформа;
- специализированные, конструктивно приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов,
Автомобили и автопоезда могут быть двух видов по дальности перевозок - для местных перевозок, на расстояние в пределах 50 км, а также для дальних, междугородн их. Автобусы по конструкционной схеме подразделяются на три вида:
- одиночные;
- сочлененные;
- автобусные поезда, то есть автобус с прицепом.
Одиночные автобусы применяются наиболее часто.
Сочлененные автобусы применяются для улучшения маневренности автобусов большой вместимости.
Автобусные поезда применяются ограниченно. Возможно применение прицепов для перевозки багажа, а также применение прицепов для обслуживания аэропортов.
Двухэтажные автобусы в классификацию не включены, так как в Российской Федерации они распространения не получили. Их основные недостатки: плохая устойчивость, затруднение посадки и высадки.
Автобусы по габаритной длине согласно ГОСТ 18716-73 подразделяются на пять классов:
- особо малые длиной до 3,0 м;
- малые длиной от 6,0 до 7,5 м;
- средние длиной от 8,0 до 9,5 м;
- большие длиной от 10,0 до 12,0 м;
Для автобусов наряду с габаритной длиной необходимо также учитывать вместимость (табл. 3.1).
По виду перевозок автобусы подразделяются на следующие разновидности: городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, общего назначения, туристические, экскурсионные и школьные.
Таблица 3.1. Классификация автобусов
Легковые автомобили по конструкции кузова подразделяются на седаны, купе, универсалы, фастбеки. лимузины и другие
Легковые автомобили различаются по величине рабочего объема двигателя, массе автомобиля и числу мест. При предельном между группами н классами рабочем объеме двигателя определяющей принимается сухая масса автомобиля. По виду перевозок легковые автомобили подразделяются на личные, служебные, такси и прокатные.
В отечественном автомобилестроении используется классификация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда букв и цифр.
Перед полным цифровым индексом ставится через дефис буквенное обозначение (марка) завода-изготовителя (аббревиатура или условное название, например: ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич). Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему двигателя - для легкового автомобиля; по габаритной длине - для автобуса; по полной массе для грузового автомобиля. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1 автобус - 2, грузовой автомобиль или пикап - 3, седельный тягач - 4, самосвал - 5, цистерна - 6, фургон - 7, цифра 8 - резерв, специальное АТС-9.
Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для холодного климата - 1, экспортное исполнение для умеренного климата - 6, экспортное исполнение для тропического климата - 7.
Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.
Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с отраслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специализированным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в табл.3.2, 3.3, 3.4.
Для прицепного состава первая цифра 8 для прицепов и для полуприцепов цифра 9.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля-тягача, т.е. 1 - это прицеп легкового автомобиля, 2 - пассажирский прицеп к автобусу и т.д. (табл.3.5.).
Таблица 3.5. Индексы прицепов и полуприцепов (первые две цифры по ОН 025270-66)
Типы прицепов |
Прицепы |
Полуприцепы |
Легковые |
||
Автобусные |
||
Грузовые (бортовые) |
||
Самосвальные |
||
Цистерны |
||
Фургоны |
||
Специальные |
Третья и четвертые цифры индексов для прицепов и полуприцепов определяют их полную массу, а пятая цифра модификацию (табл.3.6). Таблица 3.6. Индексы прицепов и полуприцепов (третья и четвертая цифры по ОН 025 270-66)
№№ группы |
Индексы |
Полная масса, т |
|
Прицепы и полуприцепы |
Прицепы-роспуски |
||
01-24 |
|||
25-49 |
4-10 |
6-10 |
|
50-69 |
10-16 |
10-16 |
|
70-84 |
16-24 |
16-24 |
|
85-99 |
Так, например, легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1,5 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ-2112; автобус с габаритной длиной 7,00 м, выпускаемый Павловским автобусным заводом - ПАЗ-3205; грузовой бертовой автомобиль-тягач полной массой 15,3 т, выпускаемый Камским автозаводов, обозначается КамАЗ-5320; прицеп грузовой бортовой полной массой 12,0 т, выпускаемый Ставропольским заводом автомобильных принципов, обозначается СЗАП-8355.
Базовые модели автомобильных двигателей, их узлы и детали обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индексом. Первая цифра индекса определяет класс двигателя, связанный с его рабочим объемом (табл. 3.7).
Таблица 3.7. Классификация двигателей по рабочему объему (по ОН 025 270-66)
Рабочий объем, |
Класс |
До 0,75 |
|
Свыше 0,75 до 1.2 |
|
свыше 1,2 до 2 |
|
Свыше 2 до 4 |
|
Свыше 4 до 7 |
|
Свыше 7 до 10 |
|
Свыше 10 до 15 |
|
Свыше 15 |
Сказанная классификация применяется в соответствии с ГОСТ 25478-91 в Российской Федерации. Кроме того, она обеспечивает единообразный подход при использовании технической документации на отечественные и зарубежные АТС по условиям безопасности дорожного движения.
В качестве пояснений к табл. 3.8 следует отметить, что полная масса седельного автомобиля-тягача состоит из его массы в снаряженном состоянии, массы водителя и другого обслуживающего персонала, находящегося в кабине автомобиля и части полной массы полуприцепа, которая передается на седельное устройство тягача. Полная масса полуприцепа состоит из его массы в снаряженном состоянии и грузоподъемности.
Сравнительная таблица соответствия категорий АТС по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации конвенции о дорожном движении приведена в табл. 3.9.
Последующие цифры индекса обозначают номера базовой модели двигателя, его агрегатов, узлов и деталей.
До введения в действие ОН 025 270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующем образом: вначале ставилась марка - буквенное обозначение завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, Москвич и т.п., после нее через дефис двух- или трехзначное цифровое обозначение. Например, ГЛЗ-52, Урал-375, полуприцеп ОдАЗ-885. при этом каждый за вод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах. Так, например, Горьковский автомобильный завод использовал цифры от 10 до 100, ЗИЛ - от 100 до 200 и т.д. Для модернизированной автомобильной техники и модификаций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двухзначное число. Например, МАЗ-200В, ЛАЗ-699Р, Москвич-412ИЭ, ЗИЛ-130-76.ГАЗ-24-10.
Кроме индексации прицепов, предусмотренной нормалью ОН 025 270-66, широкое распространение получило следующее условное обозначение автомобильных прицепов, которое включает:
П - полуприцеп (в сочетании с АПП - автомобильный полуприцеп);
Р - роспуск (в сочетании с АПР - автомобильный прицеп роспуск;
Н - ннзкорамный; Б - бортовой; С-самосвальный; П - платформа; Ф - фургон; Ц - цистерна; К - контейнеровоз; Т - тяжеловоз; М-модульный и другие. через тире одна, две или три цифры обозначающие грузоподъ
емность прицепа или полуприцепа в тоннах;
» далее тогда через тире условное обозначение по нормали ОН 025 270-66. Примеры условного обозначения некоторых прицепов и полуприцепов:
Государственная регистрация автотранспортных средств производится в соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении, которая принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. в соответствии с данной классификацией АТС разделяются на следующие категории:
В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо Сиденья водителя, не превышает восьми;
С - автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
Прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (включает и полуприцепы).
В отечественной практике, связанной с классификацией АТС, постепенно начинают использоваться обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разработанных Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.
- Назад
Современные автомобили подразделяют по-разному: по двигателю, количеству ведущих колес либо типу кузова. Но сейчас принято делить машины по категориям, именуя их буквами, в зависимости от целого комплекса параметров. Сегодня постараемся разобрать классы автомобилей и узнаем параметры представителей определенных категорий авто.
Как делятся
Выделять тот или иной класс авто впервые начали в Европе, позже такой метод решили использовать и в нашей стране. Сперва машины на сегменты делили просто для информативности, чтобы проще было делить все изобилие автомобилей. Наиболее распространенными считаются машины таких категорий:
Они являются основными, но в действительности бывают еще и различные модели, о которых мы тоже скажем несколько слов.
Сегмент А
К первой категории А относят самые маленькие машины. Двигатели здесь устанавливаются объемом до 1.2 литра. Кузов преобладает четырехместный, дверей бывает как две, так и четыре, но на заднем ряду тесно практически всегда. Этот класс автомобилей обладает крайне маленьким багажником, поэтому возить с собой что-то габаритное не выйдет. В длину транспортное средство не превышает 3.6 метра, а в ширину 1.6. Такие компактные авто пользуются популярностью у прекрасной половины человечества, даже производители стараются для машин категории А сделать большую цветовую гамму.
Сегмент В
Автомобили В класса являются одними из самых популярных в мире. Малая категория авто сочетает в себе практичность небольшой машины, но и обладает большим пространством салона и багажника. B класс включает модели, обладающие двигателями объемом от 1 до 1.6 литра и салоном, способны вместить до 5 человек. Багажное отделение такой машины достаточно просторно, сюда влезет даже несколько чемоданов в дорогу. В класс имеет размеры в пределах 4 метров в длину и 1.7 в ширину. Несмотря на то что современный В класс своими размерами практически догнал класс С, он все же остается представителем бюджетной категории.
Сегмент С
С класс автомобилей является наиболее распространенным в мире. Первой машиной класса С был легендарный Volkswagen Golf, ранее весь С класс именовали в честь родоначальника. Эти автомобили являются крайне универсальными – хорошо себя чувствую и в городе, и на трассе. Вмещают 5 и более человек и имеют объемный багажник. Класс С имеет двигатели объемом до 2 литров. Многие современные хэтчбеки и седаны С класса по габаритам догоняют следующий уровень, но все же уступают комфортом и оснащенностью. Класс С популярен в Европе в виде хетчбэков, в нашей же стране автомобили класса С популярны в версии седана.
Сегмент D
Следующий класс автомобиля, который мы рассмотрим – это D сегмент. В отличие от класса С, эти авто не так популярны, ведь они стоят намного больше, хоть и лучше оснащены. Машины этого сегменты размером значительно обгоняют компактный класс С – аж 4.5 метра в длину и 1.9 в ширину. Внутрь просторного салона легко поместятся 5 человек, а в багажник влезет несколько чемоданов вещей для дальней поездки. В таких авто все солидней и дороже: от обшивки салона, до деталей двигателя и подвески. Зато вы получаете большую комфортную машину, которая подойдет большинству людей как для езды в городе, так и для длительных поездок по трассе.
Сегмент E
Список этих автомобилей включает в себя большинство премиальных машин современности. В отличие от класса C и D, здесь основной упор сделан на максимальный комфорт для пассажиров и водителя. Большинство бизнесменов и чиновников ездят именно на машинах этого сегмента. Двигатели здесь используются с рабочим объемом более 2.5 литров, а длина машин обычно составляет более 4.6 метров. Салон выполняется из дорогих материалов: кожи, алькантары, со вставками натурального дерева. Современные модели класса С, D и Е на первый взгляд, отличить достаточно сложно, так как все они дорого выглядят и дорого обходятся своим владельцам. В действительности же автопроизводители сами выделяю, какие авто относят к той или иной категории.
Прочие сегменты
К примеру, сегмент F включает в себя два подраздела: заводские эксклюзивные машины и те, которые собираются вручную и под индивидуальный заказ.
В этих машинах применяются передовые технологии и самые современные материалы, но стоят они крайне дорого.
Другой хороший пример – J сегмент. Сюда входит большинство больших полноприводных машин, по-другому они зовутся внедорожники.
- Первый раздел включает в себя небольшие кроссоверы, которые сейчас становятся очень популярны.
- Второй раздел охватил большие кроссоверы, на которых можно ездить по грунтовым дорогам и взбираться на большие бордюры в городе.
- Третий и четвертый подраздел, соответственно, включают в себя рамные внедорожники и большие пикапы. Для этих машин не страшно бездорожье, они вмещают в себя до 9 человек и обладают большой грузоподъемностью.
Отдельным H сегментом стоят родстеры и кабриолеты. Как правило, они имеют только два места, сзади может быть и вовсе двигатель. А вот категория G имеет компоновку 2+2, кузов, соответственно, купе. В этом случае пассажирам на заднем ряду будет очень неудобно находиться, но такая машина и не предназначена для перевозки большого числа людей.
Устройство современного грузового автомобиля.
Современные грузовые автомобили могут
двигаться без помощи водителя
Виды и классификация автотранспортных средств
Классификация автомобилей осуществля-ется по следующим признакам:
Вид автотранспортного средства;
Основном технический параметр
(масса, мощность или габаритные размеры);
Назначение;
Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:
Пассажирский
(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)
Грузовой
(гру-зовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размеще-ния груза)
Специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)
Специализированный (прицепы и полуприцепы с уста-новленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)
Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми , свыше 8 человек автобусом.
После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей , что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам
разобраться в .
Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля
Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:
Особо малый (до 1,2 л);
малый (1,2-1,8 л);
Средний (1,8— 3,5 л);
Большой (3,5 л и более);
Высший (не регламентируется).
Автобусы подразделяются по габаритным размерам, - длине на следующие классы:
Особо малый (до 5 м);
Малый (6—7.5 м);
Средний (8,0-9,5 м);
Большой (11-12 м);
Особо большой (16,5 и более метров).
Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:
Особо малый (менее 1т);
Малый (1 — З т);
Средний (3—8 т);
Большой (8—15 т);
Особо большой (15—26 т);
Сверх особо большой (свыше 26 т).
Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспорт-ные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, авто-мобили скорой медицинской помощи.
Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпу-чие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фур-гоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.
Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.
Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с од-ним или несколькими прицепами образуют автопоезд .
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.
Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая чис-ло ведущих колес.
Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6x6 — трехосный автомобиль со всеми веду-щими осями (ЗИЛ-131), 6x4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).
По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразде-ляются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), па-ровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовы-ми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.
Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается ин-декс, состоящий из четырех цифр.
Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для ав-тобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.
В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационно-го назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:
1 — легковые;
2 — автобусы;
3 _ грузовые бортовые;
4 — седельные тягачи (резерв);
5 — самосвалы;
6 — цистерны;
7 — фургоны;
8 — резерв;
9 — специальные.
Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.
Огромное количество моделей и конструкций современных автомобилей может быть подразделено на определенные типы (или классы). Наиболее общая классификация транспортных средств (ТС) связана с их назначением. Данная классификация приведена в Международном стандарте ИСО 3833.
Типы дорожных транспортных средств
:
а - легковой автомобиль;
б - грузовой автомобиль;
в - автобус;
г - мотоцикл;
д - прицеп;
е - полуприцеп
Весь парк дорожных ТС подразделяется на механические ТС
(ТС с двигателем) и буксируемые ТС
(прицепы и полуприцепы). Механическое ТС, буксирующее прицеп или полуприцеп, называется автопоездом
. По назначению ТС подразделяются на:
- легковые автомобили
(а) - механические ТС, предназначенные, главным образом, для перевозки людей и их багажа, в которых размещается не более девяти
посадочных мест, включая место водителя;
- грузовые автомобили
(б) - механические ТС, предназначенные, главным образом, для перевозки грузов или специального оборудования;
- автобусы и троллейбусы
(в) - механические ТС, предназначенные для перевозки людей и их багажа, в которых размещается более девяти посадочных мест, включая место водителя;
- мототранспортные средства
(г) - механические ТС, имеющие два, три, иногда четыре колеса (квадрициклы), снаряженная масса которых не превышает 400 кг и предназначенные для перевозки людей;
- прицепы
(д) - буксируемые тягачом ТС, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, в которых лишь незначительная часть их веса нагружает буксирующий автомобиль;
- полуприцепы
(е) - буксируемые тягачом ТС, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, в которых значительная часть их веса нагружает буксирующий автомобиль. В качестве буксирующего автомобиля в данном случае применяется специальный автомобиль, предназначенный исключительно для буксировки полуприцепа - седельный тягач
.
Для каждого из приведенных крупных типов транспортных средств имеется более подробная классификация по различным признакам. Так, легковые автомобили могут подразделяться по назначению (индивидуального пользования, такси, оперативных служб, спортивные и т. д.); по рабочему объему двигателя ; по габаритным размерам ; по типу кузова (смотри главу Кузов).
Автобусы
подразделяются по полной массе (до или свыше 5 т), по количеству мест для сидения (до 17 мест, включая водителя, - маломестные автобусы); по назначению (городские, пригородные, междугородние). Отдельную группу образуют троллейбусы - пассажирские ТС, приводимые в движение электроэнергией, поступающей по проводам.
Грузовые автомобили:
а - универсальные;
б - специализированные;
в - специальные
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы по назначению могут быть универсальными (обычно в качестве грузового кузова используется открытая бортовая платформа, иногда со съемным тентом), специализированными (кузов приспособлен для перевозки определенных видов грузов или имеются устройства самопогрузки-саморазгрузки), специальными (перевозится специальное технологическое оборудование). Имеется класс грузовых автомобилей, предназначенных исключительно для буксировки прицепного состава: седельные тягачи для полуприцепов, балластные тягачи для тяжелых прицепов.
Преимущества и недостатки разных компоновок
С позиций влияния конструкции транспортного средства на его свойства важное значение имеет компоновка автомобиля - взаимное расположение основных систем автомобиля (двигателя, трансмиссии, движителя, систем управления, несущей системы, кузова).
Для легковых автомобилей в большинстве случаев применяется кузов, выполняющий функции несущей системы (несущий кузов), что уменьшает массу и обеспечивает достаточную свободу для расположения прочих систем автомобиля.
Компоновки легковых автомобилей
Компоновки автобусов
Компоновки грузовых автомобилей
Таблица
.
Классификация дорожных транспортных средств, принятая в Правилах ЕЭК ООН
Обозначение категории | Обозначение подкатегории | Тип ТС | Полная масса, т | Рабочий объем двигателя, см 3 | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
L | L1, L2 | Не регламентируется | До 50 | Мопеды | |
L3–L5 | ТС с двигателем двух- и трехколесные | Не регламентируется | Не ограничен | Мотоциклы, мотороллеры | |
M | М1 | ТС с двигателем, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки не более 8 пассажиров (кроме водителя) | Не регламентируется | Не ограничен | Легковые автомобили |
М2 | Те же, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | до 5,0 | -“- | Автобусы | |
М3 | -“- | Свыше 5,0 | -“- | Автобусы, в том числе сочлененные | |
N | N1 | ТС с двигателем, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Не ограничен | Грузовые автомобили, специальные автомобили |
N2 | -“- | Свыше 3,5 до 12,0 | -“- | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи,специальные автомобили | |
N3 | -“- | Свыше 12,0 | -“- | -“- | |
O | О1 | ТС без двигателя | До 0,75 | -“- | Прицепы и полуприцепы |
О2 | -“- | Свыше 0,75 до 3,5 | -“- | -“- | |
О3 | -“- | Свыше 3,5 до 10,0 | -“- | -“- | |
О4 | -“- | Свыше 10,0 | -“- | -“- |
Как бы ни было много моделей и конструктивных особенностей автомобилей, их можно разделить на несколько групп, типов или классов. О том, по каким именно признакам происходит упомянутое разделение, мы и расскажем далее в статье.
Классификация автомобилей
Транспортные средства, в зависимости от их назначения, можно разделить по на определенные типы:
- автомобили;
- автобусы;
- мотоциклы;
- прицепы;
- полуприцепы.
Основные типы автомобилей - легковые и грузовые. И к первым из них относятся транспортные средства, имеющие не больше 9 посадочных мест, в том числе водительское. Они предназначены для перевозки людей и их багажа.
Автомобили же, в которых перевозят грузы или устанавливают специальное оборудование, называются грузовыми.
Более подробно каждая из групп автомобилей делится и по назначению, по габаритным размерам, по конструктивным особенностям (компоновке), типу кузова, а также по типу и объему двигателя.
Классификация грузовых автомобилей по назначению
По назначению грузовые автомобили делятся на три основные группы:
- Транспорт общего назначения. Эти автомобили предназначены для перемещения грузов по дорогам общего пользования, на которых существуют ограничения на осевую нагрузку.
- Специальные автомобили. Они имеют установленное на грузовое шасси специальное оборудование: автокраны, бетономешалки, пожарные цистерны, автовышки.
- Специализированные. Данные грузовые автомобили предназначены для транспортировки определенных видов грузов. Примерами их являются контейнеровозы, самосвалы, цистерны.
Самосвальные грузовые автомобили – самый распространенный тип грузовой специализированной техники. Насыпные и навалочные грузы разгружаются путем опрокидывания платформы с бортами. Эти машины делятся на группы по габаритам и осевой нагрузке.
Дорожные самосвалы – это универсальные, сельскохозяйственные и строительные грузовики. Их грузоподъемность может быть от 1,5 до 45 тонн.
Внедорожные - это карьерные самосвалы. Их задача – вывозить породу и строительные материалы из карьеров, в которых открытым способом разрабатываются полезные ископаемые. Это самые большие грузовые автомобили. Они могут перевозить до 400 т породы, но не могут передвигаться по дорогам из-за ограничений по массе и габаритам. К месту работ доставляются в разобранном виде.
Классификация грузовых автомобилей по грузоподъемности и компоновке
Грузовые автомобили можно классифицировать по нескольким признакам. Основной признак, по которому эти транспортные средства делятся на группы, – грузоподъемность. С ней напрямую связано количество осей, потому что нагрузка одной оси на дорогу регламентируется законодательно и не должна превышать определенной величины. Следовательно, чем больше масса перевозимого груза, тем больше осей должно быть у грузовика.
Грузоподъемность автомобиля определяется так:
- особо малая, если он может перевозить меньше тонны груза;
- малая – 1-2 т;
- средняя – 2-5 т;
- большая – 5 т;
- особо большая.
К последней группе и относятся карьерные самосвалы, грузоподъемность которых значительно выше пределов, установленных весовыми ограничениями на дорогах.
Сейчас, в связи с разработкой международных требований безопасности специальными комиссиями при ООН, существует общепринятая классификация грузовых автомобилей. По европейским стандартам, классы автомобилей, в соответствии с полной массой, выглядят так:
- N1 – до 3,5 тонн;
- N2 - от 3,5 до 12 т;
- N3 – от 12 т.
В США грузовые автомобили более подробно делятся уже на восемь классов по полной массе.
Классификация грузовых автомобилей по типу кузова
Существует очень подробная классификация грузовых автомобилей и по типу кузова. Кузов автомобиля может быть открытым, как у самосвала, или закрытым, как контейнер.
Первый, как по времени использования, так и по распространенности – бортовой. Так говорят, когда пространство грузовой платформы ограничено с четырех сторон бортами, которые могут откидываться при необходимости.
Если же на специальных съемных ребрах над кузовом натягивается тканевый тент для защиты груза от непогоды и любопытных глаз, то это тентованный кузов.
Вместо него может быть установлен цельнометаллический фургон с запирающимися дверями. На его базе изготавливаются изотермические кузова с теплоизоляционной защитой, позволяющие защитить грузы от резких перепадов температуры.
Изотермический кузов с климатической установкой внутри – это уже рефрижератор, предназначенный для перевозки на большие расстояния скоропортящихся грузов. В свою очередь, рефрижераторы делятся на 6 классов, в зависимости от диапазона температур.
Отдельный тип кузова – это цистерны. Они могут быть стальными или алюминиевыми, различаться по форме, размерам и количеству секций внутри, иметь насосы и другое дополнительное оборудование.
Специально оборудуется грузовая платформа у автовозов, перевозящих несколько легковых автомобилей, а также у контейнеровозов и лесовозов.
Тягачи как отдельный вид грузового транспорта
Седельные тягачи – тоже грузовые автомобили, предназначенные для транспортировки полуприцепов и прицепов. Вместо кузова на них установлено специальное седло для быстрой смены прицепного состава. В Австралии, с ее просторами, встречаются сцепки из пяти прицепов, общей массой больше 100 т.
Типы автомобилей различаются по компоновке. Так, американские седельные тягачи выполняются по классической компоновке – капотной. Европейцы же располагают двигатель под кабиной, увеличивая полезную длину автопоезда.
Для буксировки особо тяжелых грузов используются балластные тягачи. У них укороченный кузов заполнен балластом, чтобы увеличить сцепной вес.
Развозные грузовые автомобили
К классу N1, упоминавшемуся ранее, относятся так называемые развозные грузовики. Их грузоподъемность меньше 2 т. Компоновка – вагонная или полукапотная. Типы автомобилей различаются по форме кузова.
Развозные грузовики оборудуются цельнометаллическим фургоном с распашными задними и сдвижными передними дверями. Кстати, пикапы, которые находятся на границе грузовых и легковых автомобилей, являются подвидом развозных грузовиков.
Это либо модификации легковых автомобилей с грузовой платформой вместо багажника и задних сидений, которые встречаются на дорогах Европы, или специальные модели рамного типа с кабиной, которая может вмещать 2-3 или 5-6 человек.
Российские развозные грузовики – это семейства "Газель" и "Соболь" Горьковского автозавода. Производят пикапы и фургоны «ИжАвто», УАЗ и «ВАЗинтерСервис».
Классификация легковых автомобилей по типу двигателя и привода
Типы грузовых автомобилей по двигателю и топливу для него обычно не разделяют - существует множество других критериев. А вот легковые автомобили можно разделить на группы, по типу двигателя:
- бензиновые;
- дизельные.
Дизельные более технологичны, экологичны и экономичны в эксплуатации, но стоят дороже бензиновых. Они надежны, но требовательны к качеству топлива, особенно при морозах. Машины с бензиновыми двигателями быстрее разгоняются и до больших скоростей.
Основные классы автомобилей по отечественной классификации определяются в зависимости от объема двигателя в кубических сантиметрах или литрах как особо малый, малый, средний и большой. Последний делится на автомобили бизнес-класса и класса люкс. Отечественный автопром выпускал в большом классе с объемом двигателя более 3,5 л только правительственные "Чайки" и "ЗиЛы".
Мини-автомобили, объем двигателя который чуть больше одного литра («Ока» ВАЗ-1111), относятся к особо малому классу.
Малый класс – машины с двигателем от 1,1 до 1,8 л - это все остальные отечественные легковые автомобили, за исключением «Волги», которая относилась и относится к среднему классу (1,8-3,5 л).
Типы автомобилей могут определяться и по виду привода:
- заднеприводные, с ведущими задними колесами;
- переднеприводные, с ведущей передней парой колес;
- полноприводные.
Первым российским переднеприводным легковым автомобилем был ВАЗ-2108, а полноприводным, без возможности отключения этой функции, – «Нива».
Классификация легковых автомобилей по типу кузова
Тип кузова – самый распространенный критерий, по которому различаются легковые автомобили. Он классифицируется по сочетанию трех объемов (пассажирский салон, багажное отделение и двигатель) и по конструктивным особенностям.
В зависимости от наличия крыши, легковые автомобили делятся на закрытые (седан, купе, хардтоп, фастбек, хэтчбек, универсал, лимузин), открытые, с открывающейся или съемной крышей (кабриолет, фаэтон, брогам), а также на автомобили с частично складывающимся или снимающимся верхом (ландо, тарга и пикап).
Наиболее распространенные:
- седан с трехобъемным кузовом, двумя или тремя рядами сидений, боковых дверей может быть две, четыре или шесть;
- купе с двумя или тремя объемами, двумя дверями и двумя же рядами сидений, (задний может быть тесным);
- хэтчбек с двухобъемным кузовом и большой задней дверью. За счет задних сидений, багажный отсек тут может быть значительно увеличен;
- универсал, с кузовом, не разделенным стационарной перегородкой на пассажирский и багажный отсеки, и дверью сзади. Разновидностью является минивен с более высокой подвеской;
- лимузин, кузов которого имеет перегородку за передними сидениями;
- кабриолет, в котором складывается крыша и опускаются боковые стекла (в фаэтоне стекла снимаются).
Типы легковых автомобилей
Ведущие зарубежные автомобильные издания делят легковые автомобили по функциональности на четыре типа.
- Автомобили общего назначения, которые предназначены для поездок по дорогам с твердым покрытием. Базовые модели этого типа – это трехобъемный (седан) и двухобъемный (хэтчбек) кузов. На их основе создаются купе, универсалы, кабриолеты и даже пикапы и фургоны. Как правило, эти машины рассчитаны на 4-5 мест, их габаритная высота от 1,3 до 1,47 м.
- Универсалы повышенной проходимости (англоязычная аббревиатура APV). Это автомобили вместимостью до 7 человек и большим багажным отделением. Высота этих автомобилей - до 1,85 м. Силовой агрегат, рулевое управление и подвеска позаимствованы с автомобилей общего назначения. Яркие представители этого типа - Chrysler Voyager, Renault Espace, Chevrolet Lumina APV.
- Автомобили повышенной проходимости или, иными словами, джипы и внедорожники с высоким, до 0,2 м клиренсом, полным приводом, короткими свесами и базой. Габаритная высота из-за высокой посадки пассажиров до 2 м.
- Спортивные автомобили, с мощным двигателем, зачастую двухместные с максимально низкой посадкой и высотой по крыше не более 1,33 м.
Классификация легковых автомобилей по габаритным размерам
В Европе по типу кузова существует всего 4 группы автомобилей и шесть - по размерам.
Мини-автомобили относятся к классу А (особо малому). Эти крошки, с маленьким багажником, юркие и экономичные, удобны для поездок и парковки в больших городах (Smart, к примеру).
Малый класс B – это кузов автомобиля типа хэтчбек с двумя или четырьмя дверями небольшими габаритами. Например, Hyundai Getz или Ford Fusion.
Малый средний С, в честь основателя этого промежуточного класса VW Golf, называют еще «гольф-классом». К нему же можно отнести и Renault Megane и Opel Astra.
К среднему классу D относят автомобили с оптимальным соотношением габаритов, комфорта и цены - Ford Mondeo, Opel Vectra или более дорогой Jaguar X-type.
К высшему среднему Е относятся автомобили бизнес-класса с высоким уровнем комфорта и достаточно внушительными размерами, например, Nissan Maxima, Audi A6, Peugeot 607.
К высшему F причисляют автомобили класса «люкс» - представительские как Rolls-Royce Phantom или спортивные как Jaguar XJ.
Тип кузова – критерий, по которому легковые автомобили, не попавшие в классы, разделены на купе/кабриолеты (небольшие, спортивные, стильные Ferrari или Opel Speedster), внедорожники (многоцелевые переднеприводные пассажирские или грузопассажирские автомобили Volvo XC70, Nissan Patrol, Ford Expedition), минивэны/УПВ (с количеством мест до девяти, как Nissan Quest или Renault Kangoo) и кроссоверы.
Типы автомобилей и их классификация по различным признакам – тема богатая, имеющая множество трактовок и толкований. Назначение, тип двигателя, конструктивные особенности, комфортность, цена и многие другие критерии объединяют транспортные средства в несовпадающие в разных странах группы.
Даже деление на легковые и грузовые автомобили (казалось бы, чего уж проще) и то условно. Ведь чем больше становится автомобилей, и чем больше производители стараются удовлетворить запросы потребителей, тем сложнее становится классификация.