Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.
Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели, пишет ТАСС.
По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте "Тайфун", где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.
Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.
Новейшие бронеавтомобили "Тайфун" - семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.
Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для "легких" бригад Сухопутных войск.
Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.
В данный момент "Тайфуны" находятся в войсках на опытной эксплуатации.
Бронеавтомобиль "Тайфун-К"
Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.
Максимальная скорость - 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).
Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.
Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.
Бронеавтомобиль "Тайфун-У"
Производится на Уральском автомобильном заводе.
Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.
"Тайфун-У" бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму - стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если "Урал" наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.
Коробка передач - гидромеханический "автомат" МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в "раздатке". Подвеска - гидропневматическая, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 "Выстрел"
Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.
Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту "Выстрела" может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.
16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.
Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях "Запад".
По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 "Булат"
Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.
Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.
Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части - две распашные двери, а в крыше - шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.
Вместимость - 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.
Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.
Автомобиль "Урал-4320"
Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).
Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.
Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.
На сегодняшний день серия "Урал-4320" производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса "Евро-4".
Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль "Урал-4320ВВ" с усиленной бронезащитой был представлен на выставке "Оборонэкспо".
Защищенный модульный автомобиль "Волк"
Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.
Автомобили ВПК-3927 "Волк" предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость - 120 км/ч.
Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля "Тигр". Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.
Навесная броня обеспечивает круговую защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.
Одна из особенностей машины - возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.
Бронеавтомобиль "Рысь"
Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.
Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.
Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.
Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.
По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве "Рысей" в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.
В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить "Рыси" с аналогичными машинами российской разработки, например "Тигром".
Многоцелевой армейский автомобиль "Водник"
ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке "Средства спасения - 1994".
Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.
"Водники" способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.
Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.
Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
Машины семейства "Водник" сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.
Бронеавтомобиль "Тигр"
Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.
"Тигр" - многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. "Тигр" способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.
На одном зарубежном сайте была опубликована статья "The Ten Fiercest Russian Military Vehicles Of All Time". В переводе означает что-то вроде «10 самых страшных боевых машин Российской армии всех времен».
10 самых страшных военных машин России всех времен.
"В свете последних нападений России на суверенное государство Грузия….мы бы хотели сделать обзор 10-ти самых страшных военных машин России всех времен. Россия очень большая страна, имеющая разнообразный ландшафт и находится в нескольких климатических зонах - от тундры до пустыни. Чтобы защищать такую территорию России нужны были такие же экстремальные боевые машины, как и климат в этой стране. Далее мы приводим список 10-ти самых страшных боевых машин России".
10.ГАЗ 2975 "Тигр"
Иногда называется "Русским хаммером". Этот многоцелевой автомобиль занимает очень важную роль в военных силах России. "Тигр" быстрый, мобильный, относительно комфортный для автомобиля с такой тяжелой броней. Он может переезжать речки глубиной в 1.2 метра, подниматься в горы под большим углом. Если сравнивать Тигр с другими автомобилями Российской армии, то он выглядит весьма современным.
Восьми-колесный ЗИЛ 135 был не самым большим на вооружении СССР, но был одним из самых распространенных. Сконструированный в 1960 году, он использовался по всему миру, включая Северную Корею, где он «работал» в роли ракетоносителя. ЗИЛ был создан для быстрого перемещения артиллерийских ракет....
8. ГАЗ 46 - Амфибия 4х4
Если бы вам случилось поехать в оккупированную Советским Союзом Восточную Европу - вы бы увидели там ландшафт с множеством рек, озер и других водоемов. Как раз такие места, где себя превосходно чувствовал ГАЗ 46. Маленькая амфибия, которая служила для перемещения специальных отрядов через реки и водоемы или для проведения точечной разведки.
Российская бронированная машина пехоты. Ее начали использовать в начале пятидесятых.
БТР 152 защищен 5-ти тонной броней. Открытый верх не делает его идеальным для боев в городской местности, где в домах могут прятаться снайперы. Но в полевых условиях пехоте очень удобно прятаться за его броней и атаковать противника. Открытый верх позволяет пехоте быстро покидать БТР и вступать в бой. У этой машины есть и недостаток - быстро перегревается двигатель и водителю нужно постоянно снижать скорость.
Защищенный броней, способный пересекать водоемы, имеющий серьезное вооружение четырехместный разведчик. Это действительно опасный противник. БРДМ2 оснащен перископом для лучшего обзора поля битвы. У него есть один недостаток – люк выхода экипажа расположен спереди, что в боевых условиях подставляет экипаж под пули противника.
МАЗ 537 был создан в 60х годах как тяжелый 8ми-осный тягач. Он мог брать до 15 тонн на ось и тащить прицеп до 70 тон. По дорогам и в бездорожье, по грязи или мерзлоте, МАЗ 537 мог перевозить танки, ракеты, автомобили. Его передние четыре были рулевыми, управлялись при помощи гидравлических усилителей. Это давало ему дополнительное преимущество при преодолении препятствий.
Российский аналог Jeep-а. Неприметный на вид УАЗ 469 повидал много суровых испытаний. Он объездил всю Россию - от берегов Байкала и гор Урала до самого запада страны. УАЗ 469 незаменим для быстрой атаки небольших элитных отрядов в тылу врага или для перевозки до 12 вооруженных солдат по бездорожью.
В России было немало 8ми колесных тягачей, но иногда все же требовались еще более мощные, вместимые тягачи. Этим объясняется появление 24х колесного тягача МАЗ 7907, иногда его называют сороконожкой. Полноприводный, он мог перевозить до 100 тонн груза. МАЗ 7907 имел турбированный газовый двигатель мощностью 1200 л.с.
На замену БТР 152 пришел восьми колесный БТР 60. Он имел бронированный лодко-образный кузов, который защищал от снарядов и осколков. В него помещается 14 снаряженных солдат. Тяжелый пулемет на башне увеличивает его наступательную мощь. БТР 60 используется для поддержки военных операций.
1. МКЗТ тягач для перевозки баллистических ракет
Самый длинный тягач в Российской армии. Способность доставлять в холодную сибирскую тундру до 80 тонн делает его прекрасной пусковой установкой для Тополя. И не смотря на то, что угроза ядерной войны стала значительно меньше, чем во времена «холодной войны», все равно сложно скрыть волнение при виде этой машины.
Приятного вам всем просмотра!
надеюсь всем понравиться!
В этом разделе собрана информация о различных видах боевых машин как отечественного производства, так и зарубежных. Любая современная армия имеет на своем вооружении большое количество боевой техники, которая выполняет самые разные функции. Мы собрали информацию как о существующей военной боевой технике, так и перспективных боевых машинах мира.
К современной боевой технике относятся не только танки. Все большую роль в ходе военных конфликтов играет легкобронированная техника: боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры (БТР). Боевые машины пехоты имеют более серьезную броневую защиту и служат не только для транспортировки бойцов, но и для их поддержки в бою. Основной функцией бронетранспортеров является доставка солдат к месту боя, их огневая мощь и броня слабее, чем у БМП.
Обычно БМП – это гусеничные машины, а бронетранспортеры – колесные. Масса боевой машины пехоты больше, чем у бронетранспортера, а стоимость – выше. Современные БМП оборудованы совершенными прицельными приспособлениями, системами стабилизации вооружения, противотанковыми средствами.
В этом разделе вы сможете ознакомиться с материалами об последних тенденциях развития подобной техники в других странах. Также вы найдете информацию о существующих БТР России и о новых БТР, над которыми только работает отечественный ВПК. Много материалов посвящено боевым машинам пехоты, современным БМП России и интересным зарубежным машинам.
Еще одним распространенным видом военной техники являются бронеавтомобили. Изначально они предназначались для поражения противника и не имели десантного отсека. Впервые эти машины появились на поле боя еще в начале прошлого века. С тех пор задачи, которые они выполняют, были значительно расширены. Современные бронеавтомобили могут использоваться и в качестве бронетранспортеров, и для непосредственной боевой поддержки или выполнения разведывательных и полицейских миссий.
Бронеавтомобили обычно создаются на базе серийных гражданских машин как легковых, так и грузовых. Новые бронеавтомобили, которые в больших количествах появились в разных странах в последние годы, имеют хорошую броневую защиту и мощное вооружение. Они отличаются высокой маневренностью и имеют противоминную защиту.
В последние годы запущены в серийное производство несколько интересных российских бронеавтомобилей, о них вы сможете узнать в этом разделе. Бронеавтомобили России соответствуют всем современным стандартам, существующим для этого вида боевой техники, в будущем они, без сомнения, серьезно усилят сухопутные части российской армии .
На сайте есть материалы и по другим видам боевой техники: самоходным артиллерийским установкам, разведывательным машинам, специальной боевой технике для десантных частей.
Мы уделили много внимания легендарным машинам прошлого, особенно военной технике периода Второй мировой войны.
Много материалов посвящено автомобильному транспорту, который используется для армейских нужд. Любая военная операция – это, прежде всего, логистическая задача, которая во многом решается с помощью автотранспорта.
Кроме машин, которые непосредственно участвуют в боевых действиях, существует еще множество видов специальной техники, выполняющей особые функции. Подобные машины известны гораздо меньше, чем танки и БТР, но их значимость нельзя недооценивать. Они выполняют инженерные функции, занимаются химической и радиационной разведкой, эвакуируют поврежденную боевую технику, обеспечивают связь и выполняют другие функции.
Сколько существует человечество, столько оно ведет войны. Кажется, что сегодня на нашей планете не случается ни единого мирного дня, когда бы кровопролитные сражения не уносили человеческие жизни. Но, несмотря на то, что война – это отвратительное и страшное действо, некоторые из величайших технологических достижений человечества появились именно благодаря ей. И если оглянуться назад, то можно понять, что войны в свое время рождали такие машины, чей вид и инженерные инновации не могут нас не поражать. В этом топе мы хотели бы вам напомнить о самых впечатляющих военных машинах, когда-ибо построенных в истории человечества.
в переводе «Обрушивающий города» ) – это громадная машина (кстати, созданная не в единственном экземпляре) в виде передвижной башни для осады городов. Самыми известными ее применениями были осады крепости Саламине и Родоса на Кипре в 306 году.Элеполис представлял собой большую коническую башню, высотой 41,1 м, и шириной 20,6 м, которая была установлена на колесную платформу, толкаемую бойцами в бой вручную. И если вы не вполне осознали ее размеры, то это, по сути 14-этажный дом на колесах. Элеполис стоял на восьми колесах, каждое из которых имело диаметр 4,6 м, то есть их высота равнялась высоте колес современных огромных . Передняя и боковые стороны башни были оббиты железными огнеупорными пластинами, которые не могло пробить используемое тогда оружие. Внутри башня Элеполис была разделена на пять этажей, соединенных несколькими пролетами лестниц. Причем, для того, чтобы бойцы не мешали друг другу, одни лестницы предназначались только для подъема, другие – только для спуска.
По примерным подсчетам ученых, весила машина около 160 тонн, и требовала для своего обслуживания во время боя приблизительно 3400 сильных мужчин, которые постоянно сменялись. Также на платформе башни имелись боковые ролики, которые позволяли машине даже передвигаться вбок. В стенах имелось много бойниц для осадных орудий, и в зависимости от направления движений, их выставляли на противника, никогда не давая заглянуть в тыл боевой машине.
Так, доподлинно известно, что Элеполис был оснащен весьма мощным вооружением - двумя 82-кг и одной 27-кг катапультами на первом этаже, тремя 27-кг - на втором, и двумя 14-кг катапультами на третьем. Остальные два верхних этажа занимали бойцы с более легким вооружением, которые «снимали» врагов с башен крепости.
Проемы между этажами были набиты шерстью животных и мокрыми водорослями, которые делали перегородки огнеупорными, и в случае чего не давали распространиться огню на другие этажи башни.
А теперь на секундочку попробуйте представить, как на вас, сидящего в крепости, движется 14-этажный, обшитый металлом, огнедышащий небоскреб, извергающий из пасти огромные смертельные ядра, крошащие все вокруг себя. Для 4-ого века нашей эры эта машина являлась настоящим вариантом современного атомного оружия, перед которым никто не мог устоять. Немудрено, что и крепости, осаждаемые Родосским Элеполисом, всегда падали под натиском владельца этой машины.
В начале 1452 года в Константинополь к Византийскому императору Константину XI приехал венгерский инженер по имени Орбан. Он предлагал тогда уже обедневшему и не вполне могучему императору строить огромные бронзовые пушки, использующие черный порох. Византия была уже полностью окружена Османской империей, и ее границы «трещали по швам». Но на тот момент это государство было уже бедным и серьезно разоренным, а создание пушек требовало больших денежных затрат. Не получив должного поощрения и поддержки от Константина, Орбан не долго думая, отправился со своим предложением к правителю турков.
Когда правитель Османской империи, султан Мехмед II, сумел понять настоящую силу и значение черного пороха, как великий полководец он немедленно решил использовать его для ведения войны против Византии.
Дошедшая до наших дней бронзовая османская пушка
Для этих целей он решил построить орудия, которые бы, поджигая порох внутри, выплевывали на противника огонь разрушительной силы. Эти пушки были использованы при осаде византийского Константинополя в 1453 году. Привезя под гордый, не желающий сдаваться, город 60 таких орудий, турки расстреливали его на протяжении нескольких недель, не оставив камня на камне.
Когда, наконец, Константинополь пал, византийская империя насчитывала всего около 50 000 человек, ее правители были убиты, а битва с использованием османских тяжелых пушек изменила мир навсегда. Эти орудия окончательно уничтожили Римскую империю – одну из самых древних и великих за всю историю человечества.
Этот советский корабль является самым огромным и мощным десантным кораблем на воздушной подушке в мире. Изначально (первый такой корабль был построен в 1988 году), эти корабли строились для армий России, Украины, Греции и Китая.
В начале 2000-х годов Украина всех своих «Зубров» либо списала, либо распродала в Грецию, и на сегодняшний день на вооружении у нашей армии таких удивительных кораблей больше нет.
«Зубры», которые в армии НАТО называют «Поморниками», это корабли, созданные специально для высадки десантных войск на берег противника. Благодаря удивительной конструкции воздушной подушки, эта машина может с легкость передвигаться как по воде, так по суше и даже болоту и песку.
Весят более 620 тонн и способны перевозить на себе до 150 тонн груза, в том числе в его трюмы помещаются большие военные машины и различное вооружение: 3 больших танка; 10 БТР и 140 человек десанта; 8 БМП; или 8 плавающих танков.
«Зубр» оснащен несколько силовыми агрегатами, суммарная мощность которых достигает 50000 л.с., и тремя реверсивными 4-лопастными винтами, диаметром 5,5 м. Также на корабле находятся 2 электростанции мощностью по 100 кВт каждая. Цельносварной корпус выполнен из крепкого алюминиево-магниевого сплава.
В 2014 году планировалось, что в Крыму Украиной будет восстановлено производство этих громадин, однако, в силу произошедшей аннексии, планам этим пока не суждено сбыться.
«Дора» и «Толстый Густав»
А вот глядя на эту машину, в ее существование и вовсе трудно поверить.
Толстым Густавом и Дорой прозвали железнодорожное артиллерийское орудие фашистского рейха, которое германская фирма «AG Krupp», занимающаяся выпуском автомобилей, горно-шахтного оборудования и сельскохозяйственной техники, построила во время Второй мировой войны для нацистской армии. «Дорой» называли первую такую построенную машину, и имя это она получила в честь любимой жены главного конструктора проекта. Вторая машина получила имя «Толстый Густав» в честь одного из директоров фирмы Krupp - Густава фон Болена, и обошлась немецкому государству в колоссальных 10 млн. рейхсмарок.
Созданные машины были, в первую очередь, призваны уничтожить длинную стену французских и бельгийских фортов вдоль немецкой границы, так называемые линии Мажино и Эбен-Эмаэль. «Дора» была также применена при штурме крымского Севастополя в 1942 году.
Эти два самых больших «пистолета» из когда-либо созданных человечеством, требовали для своей эксплуатации собственную железную дорогу, по которой они могли быть доставлены в требуемое место. При весе в 1344 тонны и габаритах 47,3 м длиною, 7,1 м шириною и 11,6 м высотою, пушку обслуживало около 500 человек экипажа. А при полной загрузке и отличном техническом состоянии, она могла поражать цели на расстоянии до 47 км, пробивая броню толщиной до 1 м и бетонные укрепления толщиной до 7 м.
Имела ствол длиною 32 м с ресурсом до 300 выстрелов, калибром 807 мм, а изготовленные для нее снаряды весили больше 7 тонн каждый.
Однако, когда армии нацистов потребовалось использовать эти пушки при взятии Франции, они оказались не готовыми для использования. Позже Франция сдалась, и ее линии укрепления уже не нужно было разбивать. В нескольких битвах орудия были применены, но ни разу не оказывали решающего воздействия на исход сражения. А по большей части они оказывались настолько долго подготавливаемыми и доставляемыми на боле боя, что их применение уже не требовалось.
Одним словом, эти махины хоть и поражали воображение своими габаритами, оказались не особо эффективными в деле. В итоге, в одном из сражений «Дору» захватила армия США, а «Густава» уничтожили сами фашисты, чтобы он не попал в руки красноармейцам.
«Семерка» Р-7
Межконтинентальные баллистические ракеты на сегодняшний день являются одним из самых страшных оружий ведения войны, которые угрожают безопасности многих людей на планете. И совсем не удивительно, что первую такую двухступенчатую ракету создал в 1959 году, во времена Холодной войны, вечно воюющий и ненавидящий весь мир Советский Союз. Руководителем этого проекта тогда выступал главный космический конструктор СССР Сергей Павлович Королев.
«Семерку» и по сей день называют самой огромной баллистической ракетой, построенной человечеством. Дальность ее полета должна была составлять 8000 км, а отделяющаяся головная часть ракеты весила более 3 тонн. Однако, при этом, ее называют и одной из самых неэффективных, ибо, несмотря на использование передовых для своего времени технологий, эта махина требовала к себе массу внимания и заботы. Ее подготовка занимала не менее суток и требовала задействования массы рабочей силы. А поскольку в ней использовалось двухкомпонентное топливо, состоящее из жидкого кислорода и керосина, после окончания подготовки ракету необходимо было запустить не позднее чем через пару часов, иначе она становилась «профнепригодной». А значит, СССР на создание таких машин для убийства тратило баснословные ресурсы в виде денег и трудовой силы, а по факту имело не оружие, а полный пшик. Тем не менее, Р-7 некоторое время служила в качестве главного фактора устрашения в холодной войне, вынудив в конечном итоге США начать разрабатывать и свои собственные баллистические ракеты, которые оказались технически гораздо более удачными.
Позже «Семерку» пытались модифицировать, и на ее базе создать более совершенные ракеты, однако эти планы полностью провались. В частности, в 1960 году был разработан собрат «Семерки», ракета МБР Р-7А с чуть более улучшенными характеристиками, но очень скоро стало ясно, что и она не может применяться. В итоге, к концу 1968 года семейство этих ракет полностью сняли с вооружения.
Однако, самым удивительным является то, что конструкция этой ракеты все таки сослужила человечеству хорошую службу. Просто ей нужно было стать мирной, а не военной техникой. Именно на базе конструкции «Семерки» Р-7 были построены ракеты-носители для запуска космических спутников, и первый космонавт Юрий Гагарин попал в космос благодаря именно ей.
Так что в завершение нашего топа хотелось бы сказать, что военная техника, часто оказываясь бесполезной на войне (и, слава Богу!), иногда приносит человечеству мирные технологии, которые движут прогрессом. Пользуясь ими, нам стоит это помнить, и в будущем все же стараться создавать не машины для разрушения, а технику для созидания, коей является .
Военные автомобили и машины инженерного обеспечения изначально проектировались под «приземленные» задачи. Однако не стоит забывать о том, что «приземленные» задачи, решаемые военными автомобилями, могут отличаться от общепринятого представления о применении транспортных средств. История военного транспорта полна уникальными проектами, не уступающими в оригинальности проектам необычной бронетехники.
Например, машина Sd.Kfz. 302 Goliath B-III– один из первых образцов транспорта без водителя.
Этот уникальный автомобильчик на гусеничном ходу выпускался с 1942 года. В качестве силового агрегата использовался электромотор, что уже удивительно для того времени. Два двигателя концерна «Bosch» разгоняли Goliath до скорости 10 км/час. Управляющие команды от оператора поступали по кабелю. Запас хода этого 300-т килограммового устройства составлял 1,5 километра. Основным назначением Goliath B-III являлся дистанционный подрыв минных полей, ДОТов и сооружений противника. Необходимо заметить, что немецкие конструкторы не остановились на этой модели и развили идею транспорта без водителя в следующем проекте - Sd.Kfz. 301 B-IV Ausf – первом радиоуправляемом автомобиле.
В качестве двигателя использовался шестицилиндровый агрегат «Borward» 6B, разгонявший четырехтонную машину до 40 км/час. Запас хода B-IV Ausf превышал 200 километров, а дистанционное управление осуществлялось всего одним оператором. Предназначение B-IV Ausf аналогично задачам Goliath B-III – дистанционный подрыв и разведка.
Еще одним необычным проектом немецкого ВПК является Kugelpanzer – шарообразная, бронированная машина для разведки и наблюдения
В качестве двигателя использовался одноцилиндровый агрегат, мощностью 25 «лошадок». Мотоциклетный «движок» разгонял Kugelpanzer всего до 8 км/час, поэтому запуск в серию этого бронированного, трехколесного мотоцикла так и не состоялся.
Среди отечественных проектов необычных автомобилей военного времени необходимо отметить оригинальную идею грузовика-снегохода, конструируемого на базе автомобиля ГАЗ-АА. Хотя проект ГАЗ-СХ остался исключительно виртуальным, его идеи были реализованы в постройке бронированного снегохода БА-64-З.
В качестве гусеничной системы использовалось решение русского конструктора Неждановского. Передняя колесная пара уступила место лыжным опорам. Начало работ над проектами ГАЗ-СХ и БА-64-З относится к 1943 году, однако уже в 1944 году от создания подобных конструкций отказались. Основной причиной этого решения стала низкая управляемость подобных аппаратов и плохая проходимость.
Неудачи со снегоходами компенсировались в другой области автомобилестроения – создании машин-амфибий. Среди оригинальных проектов амфибий уже послевоенного времени можно отметить изделие Луцкого автомобильного завода – транспортер переднего края ЛуАЗ-967.
Этот малогабаритный вездеход-амфибия предназначался для транспортировки раненых и разведки на передовых позициях. Интересна компоновка места водителя – центральное расположение рулевого узла и угол наклона рулевой колонки позволяли управлять автомобилем ЛуАЗ-967 даже лежа. Вездеход двигался с весьма резвой скоростью – до 90 км/час по земле и до 3 км/час по воде. Масса ЛуАЗ-967 не превышала 1 тонны, что позволяло транспортировать этот внедорожник на дальние расстояния при помощи авиации.
Еще одной удачной амфибией советских конструкторов можно считать ГАЗ-46. Этот водоплавающий внедорожник строился из узлов другого «проходимца» - ГАЗ-69.
По своим формам ГАЗ-46 напоминал обычную лодку, к которой волей конструкторов прикрепили колеса. Несмотря на нелепый вид, ГАЗ-46 имел завидные ходовые характеристики – 9 км/час при форсировании водных преград и 90 км/час при движении по суше. Запас хода – 500 км. Впечатляющую скорость движения по воде обеспечивал гребной винт, а хорошую управляемость – водяной руль.
Но ни ЛуАЗ-967 и не ГАЗ-46 не могут сравниться с оригинальным изделием ЗИЛ – многоцелевой спасательной машиной ПЭУ-1, предназначавшейся для поиска и эвакуации приземлившихся космических аппаратов.
Этот автомобиль имел сразу шесть ведущих колес. В кабине водителя устанавливалось самое передовое навигационное оборудование. Конструкционным материалом герметичного корпуса ПЭУ-1 был стеклопластик. В грузовом отсеке спасательного автомобиля находились лебедка и кран (грузоподъемность – 3 тонны). Запас хода ПЭУ-1 первоначально равнялся 500 километров, но после модификации топливного бака и двигателя был увеличен до 700 км.
Среди редких автомобилей советского времени необходимо отметить проект грузового авто повышенной проходимости - НАМИ-020 – прототип всего семейства грузовиков «Урал».
Этот автомобиль не отличался какими-то особыми формами кузова. Основные преимущества проекта НАМИ-020 скрывались внутри. Только представьте себе отечественный грузовик 1955 года, который оснащался системой блокировки межосевого дифференциала, КП с синхронизаторами, централизованной системой контроля давления в шинах, гидроусилителем руля, системой предварительного прогрева мотора на старте и прочими «фишками» современных авто.
Специалисты Научно-автомоторного института (НАМИ) потрудились на славу, серийное производство этот проект попал только в 60-х годах. Именно НАМИ-020 стал прототипом для серий Урал-375 и Урал-377, а потом и пусковой установки БМ-21 РСЗО 9К51 Град. Подобная удача сопутствует редким изделиям и отечественного, и мирового автопрома.
Но, несмотря на удачи и неудачи в деле строительства снегоходов, амфибий и грузовиков, наибольший успех сопутствовал советским конструкторам военных автомобилей в деле создания многоосных тягачей, предназначавшихся для транспортировки баллистических ракет. Подобные проекты до сих пор не имеют аналогов в мировой практике автомобилестроения. Одним из первых «монстров» отечественного автомобилестроения стал МАЗ-529 – десятиметровый одноосный тягач с грузоподъемностью в 15 тонн.
Дата выпуска первого серийного образца – 1956 год. Использовался и в ракетных войсках, и для инженерно-тылового обеспечения. Опыт конструирования МАЗ-529 помог в создании следующего гиганта – четырехосного МАЗ-535. Этот тягач транспортировал на полуприцепах грузы массой до 65 тонн (модификация МАЗ-537).
В качестве двигателя использовался 12-цилиндровый агрегат, мощностью в 525 «лошадок», разгонявший 18-тонную машину до 60 км/час. Неплохие характеристики для 1960 года. Следующим шагом в деле конструирования тягачей для пусковых установок стал МАЗ-543.
Именно этот тягач получает особую водительскую кабину, изготовленную из прообраза будущего карбона – полиэфирной смолы, скрепляющей нити стеклоткани. Низкий удельный вес кабины позволяет перераспределить центр тяжести МАЗ-543 и гарантирует особые условия для операторов пусковой установки (термо и звукоизоляцию). С технической стороны МАЗ-543 представляет собой клон 537 модели.
В 1966 году в серии тягачей МАЗ выходит принципиально новая машина – основа ракетного комплекса РТ-21 Темп-2С. В качестве шасси этой пусковой установки используется МАЗ-547 – многоосный тягач (6 колесных пар), транспортирующий 82 тонны смертоносного груза на любую пусковую площадку страны.
В конструкции 547 модели использовался опыт МАЗ543 (неметаллическая кабина и компоновка двигателя в корпусе) и МАЗ537 (ходовая часть и система амортизаторов). Десять из двенадцати колес МАЗ547 были ведущими, а первые три колесных пары еще и управлялись. Впоследствии из этой модели «выросли» и шасси для ракетного комплекса «Тополь», и МоАЗ-7915 – аэродромный тягач, буксирующий грузы свыше 250 тонн.
МоАЗ-7915, тягач длинной более 14 метров и грузоподъемностью 275 тонн.
Комплекс «Тополь – М». Длина – 22 метра. Количество колесных пар – 8 штук. Управляемыми из них являются только первые 6 пар, что позволяет развернуть автомобиль на круге с диаметром в 16 метров.
Подобные «монстры» советского автомобилестроения, сочетавшие в себе и высокую проходимость, и надежность в эксплуатации, и солидную грузоподъемность, не встречаются среди продукции ни европейских, ни американских автопроизводителей.