Автомобильная оптика совершенствуется вместе с технической начинкой современных моделей. Внедрение долговечных, комфортных для восприятия и надежных фар обусловлено требованиями безопасности и эксплуатационными нуждами водителей. Несмотря на свои недостатки, ксеноновые фары стали одним из самых востребованных продуктов на рынке оптики для автомобилей. Они используются и в качестве головных фар, и как дополняющий элемент основных устройств освещения дороги. При этом юридические нюансы использования таких ламп заставляют внимательно подходить к вопросам их самостоятельной установки. В то же время на дорогах появляется все большее количество моделей, которые в штатном порядке снабжаются ксеноном.
Особенности ксеноновых фар
Главная отличительная черта ксеноновых ламп заключается в отсутствии традиционной нити накаливания. Данный источник света быстро разрушается в результате износа и постоянных вибраций. Так, по сравнению с галогенными аналогами ксеноновые лампы в фарах автомобиля служат в несколько раз дольше. Однако для полноценного оснащения машины ксеноновыми элементами необходимо также приобретать специальный блок управления и трансформатор, который усиливает напряжение. Для экономных автовладельцев приобретение ксенона также будет выгодным, поскольку питание ламп сокращается почти на 40%.
Эксплуатационные преимущества
В процессе эксплуатации оптические устройства меньше нагреваются, что повышает и надежность работы смежной электропроводки. Для самого же водителя ксеноновый свет фар как таковой станет оптимальным решением освещения пути. Опять же, по сравнению с галогеном, яркость ксеноновой оптики сильнее втрое. Лампы улучшают видимость в непогоду и при недостаточном естественном освещении. Хотя ксенон обычно ассоциируется с голубым светом, он может иметь желтый или белый оттенки, обеспечивая цветовую температуру свыше 4000 К.
Устройство и принцип работы
Лампы обеспечены кварцевой колбой, полость которой заполнена металлическими хлоридами и самим ксеноном, который представлен инертным газом. По этой причине такие фары носят название газоразрядных. Для их работы требуется пускорегулирующее устройство, которое сначала разжигает, а после этого поддерживает работу электродуги. Благодаря свечению этой дуги в газовой среде ксеноновые фары обладают достаточно высокой интенсивностью. Для активации электрической дуги требуется напряжение в 20 кВ, а на поддержание ее горения - 85 В. Отличительной чертой таких ламп является высокая скорость достижения оптимального рабочего состояния - за несколько секунд фары обретают номинальные параметры свечения.
Правовые аспекты
Есть у ксеноновых фар и недостатки, наличие которых накладывает некоторые ограничения на их применение. Неправильная замена штатного галогена на ксенон может обернуться риском создания угрозы для встречных водителей, которых будет ослеплять обновленная оптика. В законодательстве РФ есть пункт о соответствующих административных правонарушениях при эксплуатации наружных световых устройств, которые не соответствуют конструкционным характеристикам автомобиля. В эту категорию попадают и ксеноновые фары, штраф за использование которых может составлять 3 тыс. руб. Разумеется, такие меры действуют лишь при условии самостоятельной установки ксенона, не предназначенного для конкретной модели автомобиля. Если в инструкции по эксплуатации машины завод-изготовитель предусмотрел возможность оснащения такой оптикой, то этот документ может стать подтверждением законности ее применения.
Что учесть перед заменой?
Сразу желательно приобретать фары в полном комплекте с пускорегулирующим устройством. Если планируется интеграция в обычные лампы, то варианты с маркировками D2R или D2S исключаются, поскольку в них предусмотрены особые цоколи для установки с соответствующими держателями. Зато можно найти им альтернативу в виде моделей с обычным цоколем. Это нестандартные ксеноновые фары, штраф за которые полагается только в случае отсутствия соответствующих рекомендаций от производителя машины. При установке обычно используют одну из двух схем: четырехфарную или двухфарную. Первый вариант позволяет реализовать ближний и дальний свет с возможностью переключения между ними. Двухфарная схема предполагает только ближний свет. В любом случае следует учитывать, что самостоятельная замена редко позволяет добиться оптических параметров, которые заявил производитель конкретного набора ксеноновых ламп.
Ксеноновые противотуманки
Фары данного типа не относятся к обязательным и устанавливаются в качестве дополняющей оптики. В этом качестве может применяться и ксенон. Чтобы изначально обезопасить себя от возможных штрафов, следует обратить внимание на обозначения в фарах автомобиля. В частности, маркировка «Н» означает, что допускается использование галогенных лампочек, а литера «D» позволяет интегрировать газоразрядные устройства. Если сравнивать традиционные лампы и ксеноновые противотуманные фары, то разница будет в следующем: отсутствие отражателя и наличие линзы, которая собирает разрозненные световые потоки в один пучок. Свет такой оптики стелется по дорожному покрытию и хорошо освещает как минимум первые 10 м впереди. Кроме этого, можно почувствовать четкую светотеневую границу, благодаря которой даже в густом тумане легче оценивается расстояние до транспортных или других объектов.
Установка
В ходе монтажа следует помнить, что работа ведется с газоразрядными устройствами, поэтому дотрагиваться до стеклянных колб не рекомендуется. Первым делом необходимо извлечь текущие фары, сняв соответствующий блок и лампы. Далее во влагозащитных заглушках создаются отверстия для последующего внедрения уплотнительной резинки ксенона. В это отверстие осуществляется установка ксеноновых фар, после чего снимается защитный колпачок. Теперь нужно обеспечить соединение разъемов лампы и проводки системы запуска.
Если операция подключения прошла успешно, можно вставлять заглушки с влагозащитной. Они легко надеваются на проводку и фиксируются на фаре, но важно исключить любые перекосы устройства. Фиксация блока запуска выполняется рядом с фарами в подкапотной нише. Крепление обеспечивается скобами и хомутами, а затем можно зафиксировать и провода системы. Когда монтаж будет завершен, стоит обратить внимание и на предохранители. Поскольку ксеноновые фары требуют большей мощности, не исключено, что текущие системы безопасности не справятся с возросшими нагрузками.
Биксенон и вариоксенон
Развитие технологий газоразрядной оптики привело к появлению биксеноновых фар. Их разработка была вызвана необходимостью реализации более эффективного способа переключения ближнего и дальнего света. Прежде эту операцию можно было выполнить несколькими средствами — путем изменения позиции отражателя, смещением электрической дуги в колбе или же сменой положения лампы. Самым надежным и удобным оказался механизм, при котором ксеноновые фары меняют характеристики света в результате передвижения лампы в соответствующее положение благодаря специальному рычагу и пружине. Также биксеноновые лампы дают возможность регулировок относительно право- или левосторонней системы света. На этом эволюция ламп не остановилась - недавно появился и вариоксенон с барабанным механизмом, который позволяет выбирать один из четырех режимов работы ближнего света.
Есть один момент, с которого нужно начать выбор противотуманных фар. Дело в том, что дополнительная оптика в магазинах есть двух типов: собственно, противотуманные фары и дополнительные лампы дальнего света . Внешне они могут даже ничем не отличаться, но установка «дальних» фар в качестве противотуманных будет грубейшей ошибкой. Противотуманные фары должны формировать узкий по вертикали пучок света, не слепящий встречных водителей, дополнительные фары дальнего света же начнут как прожектор бить в глаза по "встречке", а в тумане окажутся практически бесполезными, забивая остатки обзора «молоком»: попробуйте в таких условиях включить штатный дальний свет, и поймете, о чем мы говорим.
Поэтому первым делом нужно убедиться, что перед нами именно противотуманные фары (на англоязычных упаковках fog lamp, или аббревиатура FF - front fog), имеющие сертификацию ECE . Особенно, если речь идет о недорогих фарах азиатского происхождения. Хотя на «совсем уж китайских» фарах может быть написано что угодно, вот только реальности соответствовать не будет, увы…
Вопрос герметичности для низко расположенной оптики тоже не последний. Признак качества противотуманной фары - это указание класса пылевлагозащиты не ниже IP 66.
Если мы говорим о покупке фар, устанавливаемых внутрь бампера на штатное место (даже если оно в бампере и закрыто, обычно достаточно прорезать нужного диаметра отверстие - внутри все под установку все равно готово, унификация на конвейере дает свои плюсы), то основное, конечно - это сам диаметр фары. К счастью, разброс тут невелик - обычно автопроизводители используют 90-миллиметровые «кругляши». При выборе «встраиваемой» фары обратите внимание, как в ней организована замена ламп, будет ли она удобной на Вашей машине.
Ну, а у внешних универсальных фар начнем, пожалуй, с габаритов и веса. Большие и тяжелые фары в металлическом корпусе, конечно, подкупают надежностью и потенциальным качеством света, но зато и нагрузку на точку крепления создадут приличную. То есть просто прикрутить их болтом в отверстие, просверленное в бампере, не выйдет: от тряски под фарой пластик рано или поздно даст трещину, особенно на морозе. Придется помудрить с усилением бампера - например, металлической пластиной, которая распределит нагрузку по большей площади.
Выбирая светодиодные противотуманные фары , не стоит «кидаться» на низкую цену особенно. Мы даже не будем говорить сейчас о качестве светораспределения, которое у непонятного происхождения светодиодных фар может быть каким угодно, а поговорим о вопросе ресурса. Чем мощнее светодиоды, тем чувствительнее они к точности поддержания рабочего тока, который в идеале уже нуждается в термокомпенсации - поэтому качественная светодиодная фара и собирается на недешевых диодах, и токовый драйвер имеет в конструкции обязательно. А дешевизна фары может вылиться через некоторое время и в моргание, и в полный отказ светодиодов. Хорошая же светодиодная фара по ресурсу может поспорить с самим автомобилем - но и платить за это придется соответственно.