Встречаются два противоположных интереса: интерес покупателя и интерес продавца. Цель первого - как можно дешевле купить б/у автомобиль, в хорошем состоянии; цель второго получить за свою, не совсем хорошую б/у-шную машину, как можно больше. Основополагающими параметрами, формирующими стоимость подержанного автомобиля, являются: количество хозяев, год выпуска, техническое состояние машины и, конечно же, пробег.
Установить дату «рождения» автомобиля, а также его владельцев можно при помощи документов, без особого труда, чего не скажешь о пробеге. Именно с этим параметром дело обстоит намного хуже, так как нередко эти показатели демонстрируют далеко не правдивые данные.
К сожалению, в последнее время становится все сложнее доверять показаниям одометра на покупаемом автомобиле, так стало сущим пустяком для тех, кому это надо. Благодаря «народным умельцам» и широким возможностям современной компьютерной техники, эта процедура стала совсем не сложной, достаточно лишь задаться целью. Доказать факт постороннего вмешательства в показания спидометра практически не возможно. Есть, конечно, исключения, к примеру, в современных моделях BMW и других дорогих иномарках показания одометра дублируются сразу в нескольких чипах. Что же до обычных иномарок средней ценовой категории, то в них в большинстве случаев удается скрыть следы преступления навсегда!
Разоблачить мошенника и скрученный спидометр, можно лишь имея достаточно опыта, и при тщательном скрупулезном осмотре автомобиля. Зачастую выдают горе-спеца, так называемые косвенные «улики», а также другие важные особенности, которые так или иначе указывают на реальный пробег.
Если автомобиль оснащен механическим одометром, то скрутить пробег могли, например, при помощи электродрели, которая подсоединяется к тросику одометра. Чтобы понять было ли вмешательство в спидометр в автомобиле марки ВАЗ, можно несколькими способами:
1. Необходимо произвести тщательный осмотр днища машины, а также состояние крепежных гаек привода одометра. В случае если вы заметили, что на гайке имеются следы механического воздействия или же она на удивление чистая, притом, что все остальные детали в грязи или в пыли - перед вами типичный представитель «омоложенных вручную» автомобилей.
2. Второй признак того, что механический спидометр скручен – неровно расположенные по отношению к друг другу цифры. Такая «пляска» цифр говорит не только о том, что имело место быть вмешательство в работу одометра, но и о том, что сам мастер - «чайник» или просто неопрятный.
3. Свидетельством могут быть и другие не менее важные детали, к примеру, какие-либо механические повреждения на болтах, заклепках или корпусе, их как правило, видно невооруженным глазом. При условии, конечно, что вам разрешат разобрать приборную панель для осмотра.
Что касается корректировки показаний электрических моделей одометров, то она происходит несколько по-другому, более деликатно и без каких-либо механических следов. Обнаружить то, что спидометр скручен, можно лишь в том случае если автомобиль имеет более продвинутую защиту от таких действий. Заключается она в том, что показания одометра дублируются в других чипах автомобиля. Профессионалы на дорогих СТО без особого труда смогут найти следы коррекции «мозгов». Однако необходимо также понимать, что есть «умельцы», которые также знают обо всех этих нюансах и умеют сделать «темную работу» настолько качественно, что и сам производитель не сможет определить скручивался ли спидометр или нет. Таким образом, при покупке б/у-автомобиля с электрическим спидометром необходимо уделять особое внимание косвенным «уликам», которые указывают на пробег. Их необходимо искать при общей диагностике автомобиля:
1. Приглядитесь к , если пробег небольшой, а их уже меняли – стоит задуматься!.
2. Общее состояние также о многом может поведать: если «баранка» затерта до дыр, надписи на кнопках не четкие, дверные ручки совершенно не излучают новизну, а накладки на педали уже «не родные», при этом пробег автомобиля 100т.км., - вас просто «разводят» в наглую.
3. По внешнему виду автомобиля тоже можно много чего сказать. О солидном километраже, как правило, свидетельствуют всяческие сколы, мутная оптика фар и т.д.
4. Если мотор - обязательно посмотрите на состояние турбины и патрубка.
В статье приведено описание простого генератора на 555-ом таймере, с помощью которого можно проверить работоспособность и правильность показаний электронных спидометров , использующих в качестве датчика оборотов электронный датчик Холла.
Во многих современных автомобилях, таких как «ГАЗель» (ГАЗ 2705, 33021), «Волга», КРАЗ и других используются электронные спидометры с микроамперметром и шаговым двигателем. Такие спидометры работают в комплекте с электронным датчиком Холла, установленным на коробке передач. При движении автомобиля датчик приводится во вращение от шестерни вторичного вала коробки передач. За один оборот вала датчика вырабатывается шесть импульсов электрического тока.
Эти импульсы поступают в схему спидометра. Индикатором скорости в спидометре является микроамперметр. Кроме того, усиленные импульсы отдатчика подаются на шаговый электродвигатель, который вращает барабанчики указателей пройденного пути.
Согласно технической документации, с которой можно ознакомиться в , для проверки исправности такого спидометра необходимо с генератора сигналов Г5-54 подать на вход подключения к спидометру датчика Холла импульсы прямоугольной формы положительной полярности амплитудой 6…7 В, длительностью 200…250 мкс и частотой 100…200 Гц.
Если же пользователю или слесарю автопарка не важна высокая точность проверки показаний спидометров, а необходимо лишь иногда проверять их работоспособность, то с этой задачей может легко справиться предлагаемая автором конструкция простого генератора прямоугольных импульсов.
Принципиальная электрическая схема
генератора показана на рис.1. Он собран на микросхеме универсального таймера 555. Схема включения типовая. Номиналы элементов С2, R2-R4 подобраны таким образом, чтобы получить на выходе меандр частотой 100…200 Гц. Требуемую частоту импульсов собранного генератора можно отрегулировать подстроечным резистором R3. Схема рассчитана на использование в автомобилях с напряжением бортовой сети 12 В. Если же напряжение бортовой сети автомобиля составляет 24 В (например, в КРАЗ), то схему необходимо дополнить интегральным стабилизатором DA2, включив его в разрыв цепи питания так, как показано на схеме пунктиром.Конструкция и детали
Все элементы схемы собраны на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита размерами 30×20 мм. Чертеж печатной платы и схема расположения элементов показаны на рис.2. Для удобства повторения чертеж показан со стороны фольги. В конструкции применены выводные радиокомпоненты, устанавливаемые вертикально. Особых требований к ним не предъявляется. К точкам XT 1-ХТЗ припаивают проводники, на другом конце которых устанавливают разъем, аналогичный разъему подключения датчика Холла. На этот разъем выведены все необходимые для работы генератора цепи: плюс/минус питания и вход спидометра. Печатную плату устанавливают в подходящем электрически изолированном корпусе. Автор использовал для этой цели отрезок пластикового кабельного короба сечением 25×16 мм.
Сборка, наладка и использование
Правильно собранный генератор в наладке не нуждается. Следует обратить внимание на правильность соединения выводов разъема, так как при случайном попадании питающего напряжения на выход генератора он выйдет из:;0 строя. Для настройки устройства нет необходимости использовать радиоизмерительные приборы. Достаточно иметь заведомо исправный спидометр. Устройство подключают вместо датчика Холла и подстроечным резистором R3 добиваются желаемого показания спидометра, например 60 км/ч. Если диапазона регулирования окажется недостаточно, то для увеличения граничной частоты генератора следует немного уменьшить сопротивление резистора R4, а для ее уменьшения — увеличить.
Техническое состояние спидометра (тахографа) проверяется в указанном порядке:
- Осмотреть спидометр (тахограф) на предмет отсутствия внешних повреждений шкалы, стрелки-указателя и защитного стекла. Проверить работоспособность подсветки прибора.
- На тахографе проверить правильность показаний часов, наличие индикации открытого состояния крышки, а также наличие на диаграммном диске отметки об открытии крышки. Кроме того, проверить легкость вращения рукояток для переключения режимов работы водителей.
- Проверить целостность пломб спидометра (тахометра). В случае проверки спидометра свинцовая пломба с оттиском, охватывающая пломбировочной проволокой корпус прибора и гайку гибкого вала или штекерный разъем соединительного кабеля, должна быть выведена на панель приборов. Тахографы пломбируются круглыми красными пластмассовыми пломбами с оттисками проверяющей уполномоченной организации. Места пломбирования тахографа, имеющего откидную крышку, указаны на рисунке. Электронные цифровые тахографы пломбируются в месте подсоединения диагностического и регулировочного штекеров.
- Проверить соответствие срока периодического освидетельствования тахографа. Место расположения таблички периодического освидетельствования и внешний вид указаны на рисунках.
Кроме того, на корпусе тахографа должна быть прикреплена табличка с указанием установленного значения константы К прибора. Обе таблички должны быть опломбированы путем нанесения на них специальной прозрачной пленки. Срок действия освидетельствования тахографа - два года.
В случае применения электронных цифровых тахографов табличка может располагаться на металлических элементах кабины в районе проема водительской двери, а также приклеиваться к вертикальной или нижней панели кабины вблизи крепления сиденья водителя.Рис. Места расположения табличек и пломб тахографов различных производителей: 1 - табличка периодического освидетельствования; 2 - пластиковые пломбы; 3 - табличка с установленным значением константы К прибора; 4 - табличка изготовителя
Рис. Табличка периодического освидетельствования тахографа: Datum - дата последнего освидетельствования прибора; L - длина окружности колеса; W - передаточное отношение; Fz-I-Nr - идентификационный номер (VIN) автомобиля; App.No - заводской номер прибора
Рис. Пломбировка датчика тахографа: а - соединение жгута проводов с импульсным датчиком (1 - штекерный разъем; 2 - импульсный датчик; 3 - элемент картера коробки передач); б - соединение частей жгута проводов
- Проверить кабель, гибкий вал, импульсный датчик, передаточное устройство на предмет отсутствия внешних повреждений.
Проверить пломбировку указанных элементов. Места их соединения должны быть опломбированы свинцовыми пломбами с оттисками, а пломбировочная проволока - плотно охватывать сопрягаемые детали. В месте установки импульсного датчика пломбировке подвергаются три сопрягаемые детали: картер коробки передач, импульсный датчик и гайка штекерного разъема.