Защита электрооборудования любого автомобиля осуществляется за счет предохранителей (плавких вставок). Они призваны принимать на себя перегрузки, возникающие в бортовой сети машины, и ценой собственной целостности спасать тот или иной ее элемент. Может, кто-то удивится, но в автомобилях ВАЗ-2106 предохранители также есть. Их внешний вид и конструкция, конечно, отличаются от тех, которые мы привыкли видеть в современных автомобилях, но функции они выполняют аналогичные.
В этой статье мы поговорим о том, что собой представляют предохранители ВАЗ-2106, какой за что из них отвечает, где расположен монтажный блок и как его заменить на более современный.
Как устроен стандартный предохранитель «шестерки»
Рассмотрим конструкцию и принцип действия штатной «шестерочной» плавкой вставки. В отличие от современного ножевого предохранителя она состоит всего из двух частей: ребристого пластикового цилиндра, выполняющего роль корпуса, и самой вставки из легкоплавкого металла, расположенной снаружи него. Контакты монтажного блока ВАЗ-2106 выполнены из меди (латуни) и также имеют открытое расположение. Такую конструкцию с точки зрения электротехники нельзя назвать ни надежной, ни безопасной, так как все токопроводящие элементы, по сути, никак не защищены.
Принцип действия
Что касается принципа действия, то у ВАЗ-2106 предохранители работают так же, как и у всех других автомобилей. Когда в цепи электрического прибора, который «охраняет» вставка, величина тока превышает допустимое значение, она плавится и разрывает контур. Таким образом оборудование своевременно отключается и не подвергается перегрузке.
Где у «шестерки» находится монтажный блок
Блок предохранителей ВАЗ-2106
расположен с левой стороны торпеды, под панелью приборов. Учитывая, что все «шестерки» оснащались карбюраторными двигателями, никаких дополнительных блоков с силовыми вставками в них нет. Все они находятся в одном месте. Монтажный блок состоит из двух боксов: верхнего и нижнего. С целью защиты и изоляции они закрыты пластиковой крышкой. С внутренней стороны на ней есть схема, изучив которую будет несложно понять, как расположены в ВАЗ-2106 предохранители, какой за что отвечает и каков номинал каждого из них.Схема предохранителей «шестерки»
Монтажный блок «шестерки» насчитывает всего 16 плавких вставок. Каждая из них имеет специальное обозначение и защищает одну или несколько электрических цепей.
Обозначение | Номинальный ток, А | Потребители |
Прикуриватель, сигнал, разъем для переносной лампы, лампы стоп-сигнала, лампы освещения салона, часы |
||
Электродвигатели и реле отопителя салона, омывателя лобового стекла, стеклоочистителя |
||
Контрольная лампочка включения фар дальнего света, лампа левой фары дальнего света |
||
Лампа правой фары дальнего света |
||
Лампа левой фары ближнего света |
||
Лампа правой фары ближнего света, задняя противотуманная фара |
||
Огни габаритов (задний правый фонарь, левый подфарник), лампа подсветки багажного отделения, правая лампа подсветки госномера, подсветка прикуривателя, лампы освещения приборной панели |
||
Огни габаритов (задний левый фонарь, правый подфарник), левая лампа подсветки госномера, лампа освещения моторного отсека, индикатор габаритных огней |
||
Контрольная лампа давления масла, индикатор температуры хладагента, указатель уровня горючего, сигнальная лампа отсутствия зарядки АКБ, индикатор открытой заслонки, реле обогрева заднего стекла |
||
Обмотка генератора, реле-регулятор напряжения |
||
Не используется (резервный) |
||
Резервные |
||
Обогреватель заднего стекла |
||
Электропривод вентилятора радиатора охлаждения |
||
Аварийная сигнализация |
Какие предохранители в «шестерке» перегорают чаще всего
Если вам довелось быть владельцем ВАЗ-2106, то вы наверняка знаете, что чаще всего выходу из строя подвержены те предохранители, которые «тянут» энергоемкие приборы. Это, например, плавкие вставки, защищающие прикуриватель, обогреватель заднего стекла, а также электродвигатели.
Прикуриватель в этом смысле лидирует, так как в последнее время он используется не только для того, чтобы зажечь сигарету, но и для подключения к бортовой сети автомобиля различных дополнительных потребителей электроэнергии. Это и электронные приборы (регистраторы, навигаторы, антирадары), и компрессоры, и пылесосы. Именно из-за них предохранитель прикуривателя и страдает, ведь в большинстве случаев никто из нас не обращает внимания на ток, потребляемый используемыми девайсами. Если он превышает номинал защитного устройства, естественно, оно выдерживает нагрузки и плавится, спасая другие элементы цепи.
Как понять, что предохранитель перегорел
Зная, за что отвечают предохранители ВАЗ-2106 , можно без труда определить, какой из них вышел из строя, когда один из приборов отказался работать. Если, например, перестала работать подсветка в багажном отделении, проверьте, горит ли лампа подсветки номерного знака или индикатор включения ближнего света. Не горит - ищем в монтажном блоке плавкую вставку с обозначением F-7 и диагностируем ее на исправность.
Может быть, не работает звуковой сигнал, тогда проверьте, функционирует ли освещение салона. Если нет, ищем предохранитель F-1 и меняем его.
Проблемы с монтажным блоком и их решение
Многие владельцы «шестерок» сталкиваются с проблемой частых скачков напряжения. Она может быть вызвана как неисправностью генератора или регулятора напряжения, так и неполадками в монтажном блоке. Если вы установили, что причиной проблем является именно он, не спешите менять его на аналогичный, только новый. Лучше присмотритесь к монтажному блоку от ГАЗ-3110. Чем он лучше? Тем, что он позволит установить на ВАЗ-2106 предохранители , которыми оснащаются «монтажники» современных автомобилей. Их и купить проще, и понадежнее они будут. Кроме того, монтажный блок от «Волги» намного компактней «шестерочного». Он выполнен в виде одинарной планки, вмещающей всего 12 плавких вставок.
Самостоятельная замена монтажного блока
Купить монтажный блок ГАЗ-3110 можно в любом автомагазине. Его цена составляет порядка 300 рублей, причем в комплект входят и плавкие вставки. Но, учитывая, что их номиналы для «Волги» и «шестерки» разные, необходимо будет отдельно приобрести предохранители ВАЗ-2106 нового образца .
Кроме этого, понадобятся:
- отрезок изолированного провода (длиной 60-80 см) толщиной жилы 2,5 мм;
- 10-12 штук медных разъемов типа «мама»;
- пассатижи;
- термоусадочная трубка;
- отвертка;
- схема подключения предохранителей.
Первым делом необходимо отключить «минусовую» клемму от аккумуляторной батареи, демонтировать старый монтажный блок, отсоединить от него разъемы проводов, идущих от потребителей. Дальше мастерим перемычки. Они необходимы для того, чтобы иметь возможность соединять вставки согласно схеме. Провод делим на отрезки по 8-10 см. Всего должно получиться пять перемычек. Если ваш автомобиль оборудован обогревателем заднего стекла, тогда шесть.
На концы получившихся отрезков провода надеваем разъемы типа «мама», обжимаем пассатижами. Изолируем их при помощи термоусадочной трубки.
Для схемы ВАЗ-2106 предохранители должны соединяться перемычками в следующем порядке:
- третий с четвертым;
- пятый с шестым;
- седьмой с восьмым;
- девятый с десятым;
- одиннадцатый с двенадцатым (если есть обогреватель заднего стекла);
- двенадцатый с тринадцатым.
Устанавливаем предохранители в монтажный блок в соответствии со схемой, предоставленной выше. Подключаем провода. Прикручиваем блок на старое место. Присоединяем «минус» к соответствующей клемме аккумуляторной батареи и забываем о проблемах с монтажным блоком.
В статье мы поговорим про технологию замены блока предохранителей старого образца. пальчиковых на ножевые. На автомобилях типа ваз «классике» установлены пальчиковые предохранители, которые характеризуются невысокой надежностью. Особенно часто это случается с владельцами «шестерок».
При включенном , блок предохранителей достаточно сильно нагревается, в итоге предохранители просто плавятся. Это, повышает пожароопасность и приводит к разрыву электрической цепи.
Причина перегрева блока предохранителей
Проблема находится в их пружинных держателях , которые после оплавления блока начинают шататься и в результате не могут правильно зажимать предохранители. Это приводит к дополнительному перегреву из-за отсутствия необходимого контакта. В принципе подогнуть лепестки-держатели можно, но это не решит проблему на длительный срок. Поэтому советуем полностью сделать замену блока предохранителей ВАЗ 2106.
Установка нового блока предохранителя на ВАЗ 2106
На ВАЗ 2106 отлично подходит блок предохранителей от ГАЗ-3110, даже по крепежным отверстиям. Основное его достоинство в том, что он имеет ножевой тип предохранителей, которые крепятся очень надежно. Они обладают более надежным контактом и в результате блок не перегревается. Так же, новый блок намного компактнее по сравнению со стандартным.
Устанавливать новый блок предохранителей на ВАЗ 2106 нужно в соответствии электрической схемы «шестерки». Демонтируя «родной» блок, запишите на бумагу или сфотографируйте расположение проводов по цветам и мощность предохранителей, для того чтобы при установке правильно подключиться к новому блоку.
Для разных источников подключаются разные предохранители: 20А – для цепи, которая включает мотор вентилятора системы охлаждения и , 15А – для цепи, которая включает дальний свет и , 10А- для других цепей. Нужно сделать перемычки между предохранителями по схеме блока ВАЗ 2101 и надеть кембрики на все штатные разъемы. Замена блока предохранителей ВАЗ 2106 успешно произведена.
Не стоит отчаиваться владельцам ВАЗ 2104, 2105 и 2107. На автомобильном рынке вы свободно можете приобрести блоки с ножевыми предохранителями, которые предназначены для этих автомобилей. Необходимо только избирательно подходить к приобретению такого блока, так как не все производители производят качественные узлы.
Заядлые автомобилисты знают, что предохранители могут отказать в любой момент, так как они часто перестают контактировать с пластинами, проводящими ток. Стандартная конструкция, где они установлены, перегревается при больших сопротивлениях, от этого контакт становится хуже, а затем вовсе теряется.
Часто от нагрева плавится пластмасса, и предохранитель выпадает из гнезда. Установка нового комплекта деталей не всегда спасает. В таких случаях требуется замена блока предохранителей на ВАЗ-2106, так называемого черного ящика. Установив новую коробку, владелец «шестерки» на некоторое время забудет о проблемах с автомобильной электрикой.
Схема
Черный ящик и реле предварительно проверяют и тщательно осматривают, и только потом меняют на новые. На крышке с внутренней стороны расположена схема коробки, которой может воспользоваться любой желающий.
Внимание! На «шестерке» предохранители идут слева направо. Это можно увидеть на поданной схеме.
- (мощность - 16А) - отвечает за звук, сигнализационные огни передних дверей, плафоны, прикуриватель, часы;
- (мощность - 8А) - контролирует реле, отопителя, электродвигатель лобового стекла, стеклоочистители;
- - руководит дальними фарами с левой стороны и контрольным фонарем включения;
- - руководит дальними фарами справа;
- - в ответе за работу левых фар ближнего света;
- - контролирует правые фары ближнего света;
- - отвечает за левый передний и правый задний габариты, и за освещение номеров;
- - следит за работой правого переднего и левого заднего габаритов, а также за подкапотным освещением и контрольной лампочкой;
- - отвечает за фонари заднего движения, поворотники, освещение багажного отсека, указатель масляного давления, фонарь включения тормоза, тахометр;
- - контролирует регулятор напряжения;
- - резервные предохранители (РП);
- - РП;
- - РП;
- - руководит работой электрообогрева заднего стекла;
- - контролирует работу вентилятора и охлаждением мотора;
- - отвечает за работу указателей аварийного режима.
На евро блоках предохранителей на ВАЗ-2106 (коробки нового образца) установлены флажковые предохранители. Первый из них имеет мощность 16 А, все остальные - 8А. Схема подключения евро блока предохранителей ваз 2106 приводится ниже.
- - отвечает за звуковой сигнал, салонное освещение, тормозные огни, часы и прикуриватель;
- - омыватель ветрового стекла, электродвигатели отопителя, реле стеклоочистителя;
- - дальний свет слева и индикатор включения дальнего света;
- - дальний свет справа;
- - ближний свет слева;
- - ближний свет справа и задняя противотуманная лампа;
- - левый передний и правый задний габариты, подсветка багажного отделения, освещение государственного номера автомобиля, освещение прикуривателя, фонари подсветки приборов;
- - правый передний и левый задний габариты, подкапотная подсветка;
- - указатели масляного давления, температуры жидкости для охлаждения, топливного уровня, электрообогрев стекла сзади, поворотники;
- - регулирует напряжение генератора;
- - резервные (Р);
- - электрообогрев стекла сзади;
- - система охлаждения;
- - аварийный режим.
Схема обычного блока предохранителей ваз 2106 и схема коробки нового образца очень похожи. Отличие в самих деталях. В обычном «черном ящике» используются ножевые предохранители, а в блоке нового образца - флажковые.
Виды предохранителей
Грамотный выбор предохранителей избавит владельцев ВАЗ-2106 от серьезных проблем. Детали, подобранные неправильно, могут привести к таким проблемам, как возгорание автомобиля. При выборе этих деталей следует обращать внимание на силу тока в них, которая выражается в Амперах. Предохранители разного ампеража имеют соответственную цифровую маркировку, а также отличаются друг от друга по цвету. Например, коричневые имеют номинал в семь с половиной Ампер, голубые - 16А, зеленые - 20А. Важно, чтобы номиналы каждой детали совпадали с рекомендациями производителей.
Замена
Монтажный блок предохранителей на ВАЗ-2106 расположен под торпедой, с левой стороны от водителя. Для эстетичности он прикрыт двумя крышками, которые держатся на небольших защелках. Чтобы получить доступ к блоку эти крышечки легким движением снимаются.
Для замены понадобится новый блок ножевых предохранителей и провод, сечение которого составляет примерно 2 мм 2 . Чтобы заменить старый «черный ящик» на новый, потребуется выполнить следующие действия:
- открутить блок и максимально оттянуть его вниз;
- из провода подготовить пять перемычек;
- заполнить подготовленными перемычками так называемый черный ящик;
- устранить Z-образные крепления, которые больше не нужны;
- повернуть блок к себе и запомнить, куда идут провода;
- в новом блоке установить вход и подключить первую деталь;
- аккуратно и не спеша перенести каждую из деталей старого блока в новый.
Совет! Можно воспользоваться фотоаппаратом и сфотографировать старый блок с проводами. Это позволит правильно расположить провода в новом блоке.
После выполнения всех работ выходит новый монтажный блок с перемычками и предохранителями, который необходимо закрепить с помощью стандартных гаек.
Обзор блока и его замену можно посмотреть на видеоролике:
Ваз 2106, хоть и старичок на вторичном рынке, все же нашпигован электроникой по «самое не балуй». Там, где есть электричество, всегда возникает риск замыкания. Если в электроцепи напряжение увеличивается выше нормы, это может привести к «перегоранию» всех элементов цепи. Бывают случаи, когда автомобили сгорают из-за возникшего замыкания. Предохранители Ваз 2106 призваны к тому, чтобы избежать подобных неприятностей.
Принцип работы предохранителя прост. Как только в течение определенного количества времени напряжение превышает допустимое значение, предохранитель, отвечающих за проблемную цепь, перегорает. Цепь размыкается, угроза выхода из строя электроники ликвидируется. Можно сказать, что предохранитель мужественно берет основной удар на себя. Он жертвует самим собой, чтобы спасти более дорогостоящее оборудование.
Схема
На Ваз 2106 предохранители установлены в два блока: основной и дополнительный. Находятся они рядом друг с другом под панелью приборов у ног водителя.
Схема предохранителей изображает расположение двух блоков. Верхний – основной, нижний – дополнительный. Каждый предохранитель имеет свое обозначение от F1 до F16. Для безопасности эти блоки закрыты пластиковыми крышками. На них же вы можете найти схему с обозначением каждого предохранителя.
Предлагаем вашему вниманию таблицу, с помощью которой вы можете определить за что отвечает каждый элемент (кликните для увеличения! )
Замена
Предохранители крепятся пружинными клеммами. Есть два типа: черные (8 ампер) и зеленые – (16 ампер).
Перегоревший элемент выглядит так:
Подобным образом процесс замены производится и в дополнительном блоке.
Замена блока предохранителей
В редких случаях блок предохранителей Ваз 2106 перегорает. Иногда проще заменить его на новый, чем проводить ремонтные работы. Замена производится очень легко и быстро:
После проведенных работ нужно диагностировать систему и определить, все ли провода подключены правильно. Диагностика проводится экспериментальным путем. Например, для проверки предохранителя F5, нужно включить ближний свет. Вынимаем предохранитель и смотрим на левую фару. Она должна погаснуть. Подобным образом проверяем все системы. Если при вытаскивании предохранителя электросеть не размыкается, значит была неправильно поставлена перемычка.
Обратите внимание:
- Если вы планируете провести любые манипуляции с электрооборудованием, обязательно снимите минусовую клемму аккумулятора. В этот момент зажигание должно быть выключено.
- Не торопитесь просто заменить перегоревший предохранитель на новый. Сначала нужно определить причину и устранить ее.
- Никогда не ставьте предохранитель, имеющий больший номинал, чем указано в инструкции. Не стоит устанавливать и самодельные устройства. Это может привести не только к выходу из строя всей электропроводки и электроники, но и вызвать пожар.
Блоки плавких предохранителей цепей электрооборудования (основной и дополнительный) установлены в салоне слева от рулевой колонки под панелью приборов. Номера предохранителей нанесены на крышках блоков. В зависимости от силы максимального тока предохранители имеют разные цвета.
Рассмотрены автомобили ВАЗ 2106 с двигателями 21011, 2103, 2106
Расшифровка предохранителей
Номер | ток, А | Защищаемые цепи |
F1 | 16 | Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка. Прикуриватель. Лампы стоп- сигнала в задних фонарях. Фонари сигнализации открытых передних дверей. Часы |
F2 | 8 | Стеклоочиститель и реле стеклоочистителя. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. Электродвигатель отопителя |
F3 | 8 | Левые фары (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света |
F4 | 8 | Правые фары (дальний свет) |
F5 | 8 | Левые фары (ближний свет) |
F6 | 8 | Правые фары (ближний свет) |
F7 | 8 | Левый передний фонарь (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения багажника. Лампа фонаря освещения номерного знака. Лампы освещения приборов. Лампа освещения прикуривателя |
F8 | 8 | Правый передний фонарь (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Лампа фонаря освещения номерного знака. Подкапотная лампа. Контрольная лампа габаритного света |
F9 | 8 | Указатель давления масла с контрольной лампой. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Контрольные лампы включения стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Контрольная лампа управления воздушной заслонкой карбюратора. Запорный клапан карбюратора. Тахометр. Лампы света заднего хода. Лампа освещения вещевого ящика. Обмотка реле обогрева заднего стекла |
F10 | 8 | Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора |
F11 | 8 | Резервный |
F12 | 8 | Резервный |
F13 | 8 | Резервный |
F14 | 16 | Элемент обогрева заднего стекла |
F15 | 16 | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя |
F16 | 8 | Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации |
Замена реле
Замена реле стеклоочистителя (PC514)
Реле стеклоочистителя располо-жено в салоне на левой боковине кузова под панелью приборов и предназначено для обеспечения прерывистого режима работы.
Для выполнения работы потребуются два пластмассовых держателя обивки.
1. Сняв уплотнитель с отбортовки передней стойки двери водителя, отверткой поддеваем обивку боковины и снимаем ее, вынимая два держателя из отверстий в боковине (держатели при этом, как правило, разрушаются). Отгибаем шумоизоляцию.
2. Отсоединяем колодку прово-дов реле от жгута. Разъем находит-ся снизу панели приборов
Крестовой отверткой отвора-чиваем два самореза и снимаем реле
Установка выполняется в обратной последо-вательности. Обивку боковины зак-репляем новыми держателями.
Замена реле-прерывателя указателя поворота и аварийной сигнализации (231.3747 или 23.3747)
Реле-прерыватель установлено на перегородке моторного отсека за щитком приборов. Реле предназна-чено для получения прерывистого светового сигнала указателей пово-рота как в режиме аварийной сиг-нализации, так и в режиме указа-ния поворота и контроля исправ-ности ламп указателей поворота. При перегорании лампы, реле уд-ваивает частоту мигания.
1. Снимаем щиток приборов (см. с. 174, «Щиток приборов — снятие и установка»).
2. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления реле. Под гайкой находятся наконечни-ки двух «массовых» проводов.
Отсоединяем от реле колодку проводов
Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последо-вательности.
Замена реле включения света фар (90.3747-10 или 113.3747-10)
Два реле включения ближнего и дальнего света установлены в мо-торном отсеке на верхней части правого брызговика.
Крестовой отверткой отвора-чиваем саморез крепления и сни-маем реле. Под кронштейном креп-ления реле дальнего света находится наконечник массового «провода».
А — реле включения дальнего све-та, Б — реле включения ближнего света.
Пометив или запомнив распо-ложение проводов, отсоединяем их от выводов реле. Для удобства мож-но последовательно отсоединяя про-вода, сразу подключать их к исправ-ному реле.
2. Пометив или запомнив распо-ложение проводов, отсоединяем их от выводов реле. Для удобства мож-но последовательно отсоединяя про-вода, сразу подключать их к исправ-ному реле.
Установка реле выполняется в обратной последовательности.
Замена реле включения вентилятора радиатора системы охлаждения (90.3747-10 или 113.3747-10)
Реле включения вентилятора ра-диатора системы охлаждения, уста-новлено в моторном отсеке на верх-ней части левого брызговика.
1. Крестовой отверткой отвора-чиваем саморез крепления и сни-маем реле.
2. Пометив или запомнив распо-ложение проводов, отсоединяем их от выводов реле. Для удобства мож-но последовательно отсоединяя про-вода, сразу подключать их к исправ-ному реле.
Электрические схемы (предохранители и реле) электрооборудования ВАЗ 2106
Для увеличения нажмите на изображении