© Volvo Trucks
Рабочее место водителя в современных грузовиках и автобусах по сравнению с прежними становится более удобным и комфортным. При этом одна из ключевых ролей в совершенствовании интерьера отводится сиденьям, которые за последнее время значительно расширили свою функциональность в плане снижения утомляемости и повышения удобства в работе. Тенденция, характерная для водительских сидений топ-класса, - привязка к электронным системам безопасности автомобиля.
© Михаил Ожерельев
Сиденье - ключевой элемент внутреннего оснащения кабины. От его дизайна и стиля, инноваций и технологий, функциональности и комфорта зависит многое. Например, если учесть, что среднее рабочее время водителя-профессионала за неделю составляет порядка 60 часов и 45 из них за рулем, то можно сказать, что повышенный комфорт на рабочем месте является не только приятным пожеланием работника. От степени его усталости или бодрости выигрывают также экспедитор, заказчик и все участники движения. Именно поэтому водительские сиденья всегда отличались от пассажирских более широким арсеналом настроек и регулировок. И сегодня, в зависимости от назначения транспортного средства (междугородные перевозки, внутригородская дистрибьюция или работа на строительных объектах), заказчику все чаще предлагаются различные варианты исполнения рабочего места.
Конструкция
© Михаил Ожерельев
Современные стандарты, отвечающие требованиям водителей к эргономичности и удобству сидений, включают в себя ряд ключевых моментов. Это, прежде всего, возможность индивидуального регулирования, использование подушки и спинки особой формы и способность к демпфированию вибраций. Наиболее важные различия между конструктивными исполнениями сидений заключаются в устройстве подрессоривания. По данному признаку водительские сиденья принято делить на три группы: статические, с механическим подрессориванием и с пневматической подвеской. К слову, многочисленными исследованиями ученых установлено, что колебания, передающиеся человеку при езде в автомобиле, оказывают на организм негативное воздействие, способствующее не только нервному утомлению, но и развитию серьезных неврологических заболеваний. С целью минимизации влияния вибраций еще в начале 70-х годов в конструкциях подвески кабины и сидений начали использоваться различные демпфирующие механизмы.
Классикой энергонезависимого сиденья можно считать устройство, в котором роль упругого элемента выполняет пластинчатый торсион, соединяющий подвижную и неподвижную части механизма, а роль гасящего устройства - гидравлический амортизатор. Направляющим узлом в такой подвеске служит система рычагов, напоминающая схему ножничного подъемника. В оснастке сиденья предусмотрена возможность изменения упругих качеств торсиона в зависимости от веса водителя. Регулятор жесткости может быть выполнен в виде миниатюрной рукоятки или в виде изящного пластмассового маховика со шкалой нагрузки в килограммах. Первый вариант встречается на автомобилях семейства КамАЗ, а второй получил распространение в изделиях зарубежного автопрома. Основным преимуществом механической подвески является простота конструкции и низкая стоимость, но по эффективности стальная пружина уступает пневматическому подрессориванию
.
© Михаил Ожерельев
Пневмобаллон, работающий на сжатие в сочетании с газонаполненным амортизатором (иногда регулируемым), позволяет приблизить частоту собственных колебаний подрессоренной массы до 1,0 Гц. Именно эта величина считается наиболее привычной с физиологической точки зрения для человека. В современных конструкциях за характеристику упругости пневмобаллона отвечает управляющий клапан, который по своему функционалу схож с регулятором уровня пневмоподвески на шасси. Конструктивно клапан представляет собой миниатюрный телескопический цилиндр, связанный посредством тяг и рычагов с подвижной частью сиденья. Пневматическое управление клапаном осуществляется от двухпозиционной клавиши, которая дает возможность не только выставить подушку сиденья на определенную высоту, но и подобрать жесткость в соответствии с весом водителя. С клавишей регулировки обычно соседствует кнопка стравливания воздуха, позволяющая быстро опустить сиденье в нижнее положение, например для более удобного входа или выхода. Если раньше непременным условием внедрения воздушных сидений было наличие пневмосистемы в автомобиле, то теперь отсутствие воздуха - не проблема. Сегодня предлагаются автономные конструкции. Скажем, некоторые модели, выпускаемые турецкой компанией Pilot, в базовом варианте комплектуются миниатюрным электрокомпрессором, питающимся от бортовой сети напряжением 12 или 24 В. В частности, такие сиденья встречаются в тюнинговых версиях микроавтобусов.
© Михаил Ожерельев
Помимо регулировки по высоте главный атрибут рабочего места водителя в обязательном порядке имеет возможность подстройки в продольном направлении и по углу наклона спинки. Механизм продольной регулировки представляет собой систему салазок и ползунов, а также замок, позволяющий надежно зафиксировать сиденье в требуемом положении. В свою очередь устройство, регулирующее угол наклона спинки относительно подушки, включает в себя механическую защелку, освобождаемую при повороте бокового рычага. Диапазон регулировок спинки обычно составляет порядка пятнадцати градусов вперед и шестидесяти назад относительно номинального положения.
© Михаил Ожерельев
Для обеспечения требований пассивной безопасности и повышения комфортабельности спинки водительских сидений снабжаются регулируемыми подголовниками. А в нижней части большинство современных изделий имеют устройство поддержки поясницы, которое может приспосабливаться к индивидуальным особенностям телосложения водителя. Задняя поддержка обычно включает в себя одну или несколько воздушных подушек с отдельными регулировками.
© Михаил Ожерельев
Ряд известных зарубежных производителей в последнее время дополнили гамму выпускаемых сидений электрифицированными модификациями. В данном случае ряд основных регулировок (продольное перемещение, наклон спинки и подушки) выполняется с помощью сервопривода - мотор-редукторов. Помимо прочего автоматизирована и регулировка по высоте - за эту функцию отвечают электромагнитные клапаны. Повышенная энерговооруженность дополняется трехступенчатой системой подогрева.
Новинки рынка
Сегодня разработка и производство водительских сидений выделяется как отдельное направление автокомпонентного бизнеса. Крупнейшие мировые производители практикуют комплексный подход к разработке сидений. Это означает, что их деятельность охватывает все стадии разработки, производства и поставки - от дизайна, нитей, тканей, чехлов до готового изделия. Современные тенденции рынка можно проследить по некоторым новинкам.
© Михаил Ожерельев
© Михаил Ожерельев
Один из мировых лидеров в производстве сидений - немецкая компания Isringhausen, имеющая на данный момент в своей производственной программе более 20 моделей для грузовиков и автобусов, недавно вывела на рынок новый продукт - модель NGS (New Global Seat). Сиденье, предназначенное для установки в топовых моделях грузовиков, подключается к пневмосистеме автомобиля, а также к бортовой сети напряжением 24 В. Важная особенность новинки заключается в ее электронной привязке к основным бортовым системам. Через шину CAN блок управления сиденьем может обмениваться информацией с различными электронными системами автомобиля, и таким образом возможно расширение функций безопасности и комфорта. Например, после идентификации водителя посредством карты электронного тахографа возможна автоматическая подстройка сиденья в соответствии с ранее запрограммированными регулировками. Далее, во время движения, встроенные в подушку и спинку вибромоторы могут оказывать помощь предупредительными сигналами о нарушении полосности движения. А после выемки ключа сиденье не только автоматически опустится в нижнее положение, но и отодвинется назад, облегчая выход.
© Михаил Ожерельев
© Михаил Ожерельев
Разработкой и изготовлением водительских сидений для различных видов транспорта занимается и концерн Grammer AG. Для грузовиков и автобусов этот производитель предлагает целую гамму современных моделей: Kingman, Linea и Tourea. Стандартный пакет оснащения этих изделий включает в себя так называемую активную климатическую систему. Новшество, используемое в обивочном материале, помогает сохранить ощущения комфорта в жару, а в холодную погоду водитель может воспользоваться системой подогрева. Для особых условий эксплуатации коммерческой техники, например на грунтовых дорогах или стройплощадках, Grammer предлагает оснащение сидений низкочастотной системой подрессоривания. Входящие в систему электронные датчики регистрируют ускорения подвижных частей и за доли секунды регулируют жесткость механизма. Согласно информации, представленной производителем, вертикальные ускорения в такой системе снижаются более чем на 20% по сравнению с традиционными конструкциями на пневматике.
Известными рыночными игроками в сфере разработки и поставки водительских сидений является шведская компания Be-Ge и уже упомянутая фирма Pilot. На выставке «Комтранс-2010» производитель из Бурсы представил модель X Tream. Среди особенностей нового кресла регулировка жесткости амортизатора, подстройка наклона подушечной части и пневматическая поддержка поясничной области.
В нашей стране производством автомобильных сидений различного назначения занимаются российско-корейское СП «Дейвон Соллерс Елабуга», а также ряд многопрофильных отечественных предприятий, среди которых ОАО «Риат» (Набережные Челны) и НПП «Мехинструмент» (Павлово-на-Оке).
© Михаил Ожерельев
«Инструментальщики» из Нижегородской области недавно вывели в свет водительское сиденье СВ-1 с адаптивной пневматической системой подрессоривания. Изюминка новинки - пневматический упругий элемент, являющийся собственной разработкой производителя. Деталь напоминает многосекционный пневмобаллон, но в качестве материала используется не резина, а волокнистый полимер. Плавная регулировка жесткости воздушной пружины производится с помощью миниатюрного пневморедуктора. Не исключено, что в перспективе сиденьями подобной конструкции будет оснащаться продукция ПАЗа, ЛиАЗа и КамАЗа. Пока же новинка предлагается для переоборудования транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Всем вышеперечисленным мир водительских сидений не ограничивается. В современной коммерческой технике можно встретить изделия и других известных брендов со своими оригинальными конструкциями, в том числе с компьютерным управлением. На будущее можно предположить, что поток инноваций в этом секторе рынка не прекратится. Этому будет способствовать и ужесточение требований безопасности.
Сиденье современного автомобиля представляет собой сложную техническую систему, призванную обеспечить комфорт и безопасность водителя и пассажиров. Конструкция сидений постоянно совершенствуется.
Основными конструктивными элементами автомобильного сидения являются рама, подушка и спинка.
Рама служит основой сидения. Она изготавливается из высокопрочной стали. Предусматривается продольное перемещение рамы сидения по специальным направляющим. Перемещение может осуществляться вручную или с использованием электрического привода. На раме размещается подушка и спинка сидения.
Подушка сидения имеет специальную форму, которая предупреждает проскальзывание человека под ремни безопасности при резком торможении. С подушкой шарнирно соединена спинка сидения. Спинка может быть как цельная, так и составная. Высота спинки пропорциональна размерам среднестатистического человека, чем достигается лучшая опора для плеч. На подушке и спинке имеются боковые валики, обеспечивающие плотную посадку человека.
Подушка и спинка сидения имеют слоеную структуру. На раме размещаются пружины, которые покрывает вспененный наполнитель – пенополиуретан. Сверху сидение покрывает обивка. В качестве обивки используются различные материалы: ткань (обивочная, велюр и др.), искусственная кожа (винил, алькантара и др.), натуральная кожа.
Обивка сидения выполнятся как из однородных материалов, так и комбинированных (различные ткани, ткань - натуральная кожа, алькантара – натуральная кожа и др.). Большинство сидений изготавливается из прочной недорогой обивочной ткани.
Сиденье автомобиля может иметь различные регулировки положения:
- продольное перемещение;
- вертикальное перемещение;
- угол наклона спинки;
- угол наклона верхней части спинки (для составных спинок );
- угол подъема подушки;
- вылет подушки;
- высота и вылет поясничной поддержки;
- величина боковой поддержки;
- складывание сидений (в т.ч. сидения переднего пассажира ).
Регулировки положения сидений могут иметь механический, электрический, пневматический или комбинированный (например, пневмоэлектрический) привод. Механические регулировки производятся с помощью рычага или регулировочного колеса, электрические (пневматические) с помощью переключателя.
На некоторых автомобильных сидениях предусмотрена функция сохранения изменений регулировок (т.н. сидение с памятью ). Сохраненные регулировки можно использовать впоследствии путем нажатия соответствующего переключателя или дистанционно. Функция позволяет нескольким водителям (обычно двум) хранить свои параметры сидения. Память регулировки сидений сохраняется, как правило, вместе с настройками наружных зеркал заднего вида и положения рулевого колеса.
Поясничная поддержка сидений призвана уменьшить нагрузку на мышцы спины при движении. Поясничная поддержка представляет собой валик, расположенный в спинке сидения. Валик может перемещаться по высоте и в продольном направлении.
Впереди планеты всей в плане конструкции автомобильных сидений находится Mercedes-Benz. Его современные мультиконтурные сидения оборудованы регулируемыми воздушными камерами, что позволяет адаптировать параметры сидения в соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями человека и его требованиями к комфорту.
Воздушные камеры располагаются под обивкой сидения и включают боковые валики в подушке сидения, поясничную поддержку, боковые валики в спинке сидения, плечевую поддержку. Регулировка степени наполнения воздушных камер производится с помощью пьезоклапанов, включенных в пневматическую систему. Пьезоклапаны также интегрированы в систему превентивной безопасности Pre-Safe , которая самостоятельно надувает боковые валики сидения в качестве меры защиты при вероятной аварии.
В мултиконтурных сидениях предусмотрена регулировка степени боковой поддержки при повороте. В зависимости от угла поворота рулевого колеса, поперечного ускорения и скорости автомобиля пьезоклапаны воздушных камер регулируют давление и объем воздуха в соответствующих воздушных камерах, тем самым достигается лучшая боковая поддержка седока.
На автомобильное сидение могут устанавливаться дополнительные конструктивные элементы, обеспечивающие седокам больший комфорт и безопасность: подголовник, подлокотник, система подогрева, система вентиляции, массажная система.
Перечень дополнительного оборудования сидения может существенно отличаться в зависимости от класса и модели конкретного автомобиля. Наблюдается устойчивая тенденция оборудования дополнительными функциями сидений бюджетных автомобилей.
Подголовник является конструктивным элементом сидения с 1959 года. В настоящее время подголовник является обязательным элементом оборудования передних сидений автомобиля, а также большинства задних сидений. Подголовник располагается на спинке сидения позади головы человека. Предусматривается обязательная регулировка подголовника по высоте. На некоторых автомобилях регулируется угол наклона подголовника.
Подголовник включен в систему пассивной безопасности , т.к. помимо комфорта обеспечивает защиту от плетевых травм позвоночника при наезде на автомобиль сзади. Наиболее совершенную конструкцию имеет активный подголовник , который приближается к голове при ударе.
Подлокотник представляет собой подставку для отдыха руки. В передней части автомобиля в базовой комплектации или в качестве опции устанавливается центральный подлокотник. На ряде внедорожников и микроавтобусов центральный подлокотник прикреплен к каждому из сидений. Центральный подлокотник закрывает отсек для хранения вещей. В качестве второго подлокотника выступает специальный внутренний упор двери автомобиля.
Задний подлокотник устанавливается (откидывается) между сидениями на место центрального сидения. В подлокотнике может быть выполнен бокс для хранения вещей, места для установки стаканов. На автомобилях представительского класса задний подлокотник, как правило, стационарный. Такой подлокотник оборудуется пультом управления сидениями и другими системами автомобиля (климат-контролем , аудиосистемой, видеосистемой, телефоном и др.).
С 1966 года сиденья автомобиля оборудуются системой подогрева , которая представляет собой нагревательный элемент, встроенный под обивку. При прохождении тока через нагревательный элемент электрическая энергия превращается в тепло. Подогреватель сидения активируется переключателем. Система подогрева сидений имеет несколько фиксированных параметров нагрева (сильный, средний, слабый).
Система вентиляции сидений сравнительно новой устройство (с 1997 года), предлагаемое в качестве опции на автомобили бизнес и представительского класса. Система объединяет осевые вентиляторы, вмонтированные в спинку и подушку сидения (как правило, два в спинке, два в подушке, но может быть и больше).
Вентиляторы закачивают прохладный воздух прохладный воздух с уровня пола и равномерно распределяют его через воздухопроницаемый слой под обивкой сидения. Вентиляция сидений имеет несколько режимов работы. С целью предотвращения избыточного охлаждения вентиляция сидений может работать совместно с системой подогрева, т.н. активная вентиляция сидений .
Массажная система стимулирует мышцы спины, улучшает циркуляцию крови и тем самым, помогает предотвратить раннюю усталость. Конструкция системы включает несколько электромеханических массажных точек, оптимально распределенных по спине, плечам и пояснице. Система предусматривает несколько уровней интенсивности массажа и управляется как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Иную конструкцию имеет массажная система сидений автомобилей Mercedes-Benz. Массаж спины производят отдельные воздушные камеры под обивкой сидения. Поочередное заполнение и освобождение камер от воздуха создает пульсирующее движение по всей спине.
Цитата сообщения
Кресло-мечта с английской помойки и история кресел
Острое желание обладать таким креслом - шедевром ортопедической конструкции, возникло у нас с мужем во время посещения музея английских интерьеров (см. пост об этом музее .
Кресло Balzac спроектировал английский дизайнер Matthew Hilton, и практически сразу эти параметры: W 85 cm Н 80 cm D 102 cm Seat H 43 cm сделали модель культовой, до сих пор пользующейся спросом у современных англичан. Можете сами убедиться
Мы крутились больше часа вокруг этого дивного экспоната, то удобно усаживаясь, то снимая мерки, то предвкушая процесс изготовления оного, то мечтая купить похожее по интернету. Но проведя маркетинговое исследование, мы отложили свою мечту "до лучших времён" - материалов подходящих в продаже не оказалось, а цены даже на Амазоне, даже за подержаные экземпляры варьировались от 2000 до 3500 фунтов!
И вот "лучшие времена" настали - кто-то выкинул на нашу помойку кресло с ушами, похожее на модель Бальзак в отличном состоянии. Расцветка только малость подкачала, слишком "шебби-шиково" эти цветочки смотрелись бы в нашей строгой гостиной, зато в монастыре по соседству с нашим домом раздавали на днях ненужные покрывала и обивочный материал. Вот уж во истину "милостью Божьей" сложились обстоятельства к осуществлению мечты. Мне досталась горчично-лимонная парусиновая обивка и рулон наполнителя (этот материал с виду похож на синтепон, но жёсткий, как мочалка). Итак, кресло с помойки было поднято, выпотрошено и разобрано на составляющие. Самое главное отличие - подлокотники мой супруг выпилил лобзиком из листа фанеры и прикрепил с боков к основе из "ушастых" подлокотников.
Кстати, понятие кресло имеет славянские корни: раньше так назывались три бруска связанных треугольником, которые крепились к задней части телеги или саней для перевозки громоздкой клади (например, дров).
Первые ассоциации, которые вызывает сочетание «английский стиль» — горящий камин, уютный плед, мягкий диван, книга на журнальном столике из темного дерева и чашечка чая, роскошь и сдержанность в одном флаконе. Говоря о мягкой мебели, нельзя забывать о том, что во времена формирования английского стиля в интерьере Великобритания представляла собой самую большую империю на планете, а ее владения простирались до самых далеких островов.
Такое колониальное прошлое не могло не оказать свое влияние на формирование английского стиля. С одной стороны, жители Туманного Альбиона стремились создать уголок «старой доброй Англии» в той стране, где они оказывались по долгу службы. С другой — индийские и азиатские мотивы можно неожиданно увидеть в самой респектабельной гостиной.
Развитие мебели в Англии начала XVIII в. связано с именем Томаса Чиппендейла (1718-1779).
Мебель Чиппендейла обладает рядом характерных черт, отличающих ее от французской мебели стиля рококо. Увлечение китайским искусством проявилось в решении ножек мебели, имеющих изогнутую форму с широкой лобовой частью, внизу с орлиными когтями, сжимающими шар. Иногда орлиные когти заменяются львиной лапой или просто наплывом. Лобовая часть украшается резьбой, часто веерообразной раковиной.Отличительная особенность английской мебели этого периода - отсутствие золочения и бурно развивающееся применение красного дерева,
центральные вертикальные планки спинок имеют силуэт скрипки или высокой стройной вазы, позднее спинки делают сквозными. Кресла отличаются максимальным комфортом, особенно так называемые крылатые кресла с высоко поднимающимися подлокотниками.Мебельная мастерская занималась не только производством отдельных мебельных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори (одно из поместий, оборудованное мастерской Чиппендейла) все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением фирмы. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.). Фирма Чиппендейла просуществовала более полувека.
Честерфилд (Сhesterfield). Лорд Филип Стенхоуп (Philip Stanhope), четвертый граф Честерфилд (1694-1773), потребовал у своих мастеров придумать кресло, которое подобало бы стати джентльмена и не мяло бы обшлага длинных сюртуков. Так на свет появились массивные кресла с прямыми спинками и крупными округленными подлокотниками. По настоянию же графа они были плотно набиты конским волосом и обтянуты кожей, которую фиксировали гвоздями с блестящими шляпками. Так на свет появился стиль декорации кресел и диванов Честерфилд.
Сейчас "честеров" - расплодилось огромное множество. Они бывают совершенно разных дизайнов и стилей, порой настолько непохожих друг на друга, что иногда просто невозможно разглядеть в очередном кожаном кресле породу Честерфилд. Лишь слегка грубоватые перетяжки с глубокими впадинами на спинке кресла сразу же выдадут Вам его происхождение.
Большая накладная подушка, стеганная пухленькая спинка, плавно преходящая в поручни, а также блестящие металлические заклепки, отчетливо говорят о знатном происхождении этой моделиДизайнер Ренцо Фрау придумал 100% английский диван Chester в 1912 году. Он вдохновлялся классической мебелью английских загородных клубов и домов. Нет ничего лучше, чем сидеть в таком, попивая тридцатилетний скотч, и рассказывать о сафари в Африке.
В английском интерьере очень важную роль играет мебель. Изготовленная из дерева, обычно темная, солидная, добротная, она не только выполняет свои основные функции, но и помогает создать в комнате уют, возможность
побыть наедине с самим собой. Но именно изощренному и капризному в вопросах моды королевскому двору Франции XVIII столетия мы обязаны рождением богатого спектра кресел для классического интерьера. По прихоти королевских особ возникли оригинальные сидения для купания, для курения, для сидения у камина, для карточных игр, для беседы «тет-а-тет», для полуденного отдыха и т.д. Капризам королев мы обязаны появлению мягкой дополнительной подушки, получившей название «марципан», и кресла с абсолютно прямой, чуть отклоненной спинкой. А дамские туалеты с широкими каркасными юбками сделали кресла значительно шире и глубже. Впрочем, английские вельможи и мастера также вошли историю благодаря своим «инновационным» моделям.1.
(Cabriolet). Тип легкого кресла, появившийся в эпоху правления Людовика XV (1723-1774). Отличается своей эргономично изогнутой спинкой. Первой вариацией было кресло со спинкой в форме виолончели, затем в более поздние эпохи «формат» был применен к традиционной прямоугольной форме, «медальону», «гондоле» и т.д. Получило свое название благодаря легкому транспортному средству конца XVIII века и предназначалось для размещения в центре комнаты.
(A la Reine, «а-ля королева»). Тип легкого интерьерного кресла, возникший во второй половине XVIII века по желанию королевы Марии Лещинской, супруги Людовика XV и получивший особую популярность во времена Людовика XVI (1774-1785). Его характерной чертой служит прямая чуть откинутая назад спинка «приталенной» формы. В противоположность Кабриолю размещалось вдоль стен.
(Bergère). Эта вариация глубокого кресла с широкой спинкой также обязана своим появлением придворной моде, бытовавшей при Людовике ХV. Его отличительной чертой являются сплошные боковые стенки (от сидения до поручня), часто служащие естественным продолжением спинки кресла.
Этот тип сидений получил несколько вариаций:
1. . Кресло с высокими сплошными боковыми стенками и своеобразными утолщениями-«ушами» на уровне завершения спинки.
2. . Кресло со сплошными стенками-подлокотниками и скругленной спинкой, напоминающее форму носовой части гондолы.
3. Бержер Марии-Антуанетты . Высокое статное кресло со слегка изогнутой спинкой и низкими сплошными боковыми стенками, заканчивающимися подлокотниками.
4. . Кресло типа бержер, украшенное по краю обивки декоративным текстильным элементом.
5. Бержер-монгольфьер или Бержер Помпиду. Самое причудливое творение XVIII века, хорошо прижившееся в Англии. Это высокое кресло со сплошными стенками и полусферическим куполом.
(Marquise). Тяжелое низкое кресло с невысокой спинкой, подлокотниками и самым широким сидением. Появилось в XVIII веке с возникновением моды на объемные кринолиновые и каркасные юбки.
Монтеспан (Montespan). Комфортное кресло с дополнительной подушкой для сидения, набитой конским волосом. Появилось в 1720 году и увековечило имя одной из фавориток Людовика XIV - Франсуазы Монтеспан.
(Duchesse). Кресло для полуденного отдыха в положении полулежа, появившееся в эпоху Людовика XV веке и получившее в XIX веке название шезлонг (дословно «длинное кресло»). Его прообразом послужила кровать с ламбрекеном конца XVII столетия. В 1745-1780 дюшесс изготавливалась с глубокой изогнутой спинкой и подлокотниками бержер.
Имеет три вариации:
1. Дюшесс. Длинное монолитное ложе с высокой спинкой.
2. Дюшесс «разбитый». Кресло разбивается на две или три приставные части
3. Дюшесс-«бато» (корабль). Длинное монолитное ложе с высокой спинкой с одной стороны и с небольшим бортиком с другой.
Косёз (Сauseuse, «болтунья»). Низкое тяжелое и широкое кресло для двух персон, придуманное в 1760 году.
Следует учитывать, что выше обозначенные типы кресел могли прекрасно уживаться и вместе. Так среди антикварной мебели и современных переизданий можно встретить «Бержер кабриоль монтеспан», «Кабриоль медальон», «Маркиз монтеспан» и т.д.
(Chauffeuse). Миниатюрное низкое кресло для сидения у камина. Было придумано в эпоху Регентства. Спинка такого кресла, как правило, делалась сплошной и изогнутой по форме спины для защиты от сквозняков.
Конфидант (Confident). Салонный предмет мебели, представляющий собой два соединенных кресла для конфиденциальных бесед. Появилось во второй половине XIX века. В эпоху Наполеона III два кресла компоновались по диагонали при помощи S-образного изгиба.
(Indiscret, «бестактный, болтливый»). Это также творение эпохи Наполеона III, которое дополняет вариацию «конфидант» креслом для третьего участника разговора.
(Voltaire). Кресло с очень высокой спинкой и набивными подлокотниками, придуманное во времена короля Луи-Филиппа I (1830-1848) и получившее название в честь великого философа.
(Crapaud, «жаба»). Маленькое низкое набивное кресло для сидения у камина со спинкой «гондоль». Ножки часто прикрываются бахромой или ламбрекеном. Позднее возникла и вариация кресла с полностью набивной базой-сидением. Появилось на свет также в эпоху Луи-Филиппа.
www.pinterest.com и
www.remontbp.com
Сотни лет величественное и элегантное «кресло с ушами» - английское кресло с высокой спинкой украшает дома ценителей комфортной мебели. В самой Англии его именуют «wingback chair»: спинка с крыльями или крылатый стул. У нас принято называть эти выступающие элементы спинки ушами, а французы решили, что они похожи на щёки. Прижились и такие определения для кресла, как «каминное» и «дедушкино».
Крылышки бывают большими и не очень, прямыми и фигурными, похожими на крылья бабочки и летучей мыши.
Существует множество вариаций дизайна: кресло может быть гладким и стеганым, с деревянными и обитыми подлокотниками, с прямой и закругленной спинкой и т.д.
В эпоху королевы Анны Стюарт оно приобретает изящность. У него появляется обивка. Не зря ведь эту модель часто называют креслом в стиле королевы Анны .
Ближе к 19-ому веку кресло становится мягким ― его начинают наполнять конским волосом. Используются дорогие обивочные материалы: бархат , парча, расшитые ткани.
Французские мебельщики заимствуют ставшую популярной форму и дополняют крылышками классическое кресло «бержер» (bergere). Это очень изящное французское кресло с подлокотниками, высокой подушкой сиденья и изогнутыми ножками. Его отличают плавные изгибы. Изначально никаких крыльев или, как говорили французы, щёчек у «бержер» не было. Но, благодаря английскому влиянию, это семейство пополнилось крылатой вариацией.
Французское кресло: с ушами и без
В викторианскую эпоху английское кресло с ушами и высокой спинкой стало неотъемлемой деталью оформления клубов и библиотек, кабинетов и курительных салонов. Как правило, для меблировки таких интерьеров отдавали предпочтение креслам с кожаной обивкой.
Комплект не слишком массивных и не очень высоких крылатых кресел может быть использован вместо традиционных обеденных стульев.В 20-ом веке интерес к классическим английским креслам поутих, но не угас. Творцы не переставали обращаться к историческим стилям, ища в них вдохновение и черпая идеи для дальнейшей их переработки. Так, знаменитый датский дизайнер Арне Якобсен в 1958 году создал , своей высокой ушастой спинкой напоминающее крылатую английскую модель.
Современные дизайнеры ищут вдохновение в стилях 50-60 годов
ХХ века. Отличительной особенностью таких кресел является оригинальный каркас, который не прячется под обивкой, а становится яркой деталью предмета, что было характерно для моделей 50-60-х годов. В изогнутой формы элемент, словно в люльку, укладываются остальные детали кресла. Например, Лука Никетто (Luca Nichetto) из португальской компания De La Espada придумал кресло Elysia:Ханс Йоргенсен Вегнер (1914-2007) всемирно известный датский дизайнер, разработал более 500 моделей стульев и кресел. Его работы отличаются органической функциональностью и стали культовым
Современный интерьер с дизайнерскими креслами от Жана Пруве (Модель 1951 г.)
и Ханса Вегнера (Созданное им кресло Папа Медведь (Papa Bear Chair) в 1951 г.
существует во множестве модификаций и ремейках
Мило Боман превозносил положительные преимущества хорошего дизайна на жизнь человека. Его проекты были дальновидными и необычными, но неприхотливыми и доступными по цене.
Кресло с оттоманкой от американского дизайнера Мило Бомана с каркасом из нержавеющей стали, исполненное в цвете киви, дополняет меблировку домашнего кабинета в стиле модерн.
Изделие было разработано в 1987 г. и названо Boldido
Использование в интерьере кресел различной конструкции, стиля, цветового решения обивки характерно для направления фьюжн.
Это своего рода фристайл в способе оформления интерьера - чем больше разнородных вещей, тем колоритнее «смесь». Но при этом создаётся парадоксальная атмосфера гармонии и очарования.
Ну и коротенький фото-отчёт о моей переделке:
Итальянские и отечественные фабрики выпускают множество моделей кресел под названием "Бальзак" - НО ОНИ НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО с классической английской моделью, в которой весь секрет удобства и разгрузки позвоночника заключается в правильном (30 градусов) угле наклона спинки и поднимаюших предплечья подлокотниках, а также довольно глубоком сиденье.
НАПРИМЕР ВОТ ПОДОБИЕ БАЛЬЗАКА:
Чего только не выкидывают у нас возле дома:
Объединив мой талант швеи и мастерство мужа как плотника и инженера-конструктора мы сделали вот такой вот шедевр:
Натягивала ткань во влажном состоянии, чтоб при высыхании плотнее прилегала.
4.
Кстати, в подвале нашем сейчас ещё одно вот такое креслице выбросили. вам не надо?
Сравните с оригиналом в кожаном исполнении:
Продолжение про мягкую мебель в современном английском стиле экрю-беж см. следующий пост.
Успешных переделок, друзья! @Milendia
Изобретение относится к конструкции сидений с регулируемым наклоном или откидыванием и направлено на повышение комфорта размещения пользователя на устройстве, содержащем такое сиденье. Конструкция сиденья включает опорную раму, сиденье и спинку. Сиденье включает раму сиденья, образованную боковинами, передней поперечиной и задней поперечиной, и шарнирно соединено с опорной рамой посредством по меньшей мере одного механизма крепления, расположенного ниже поверхности сиденья. По меньшей мере одна уравновешивающая пружина установлена между сиденьем и опорной рамой, содержащей первый и второй боковые элементы, а также передний и задний элементы рамы. Механизмы крепления установлены асимметрично относительно сиденья по сравнению с центральной осью сиденья, таким образом, что ось шарнира проходит между коленями и бедрами пользователя, который сидит на конструкции сиденья в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья. Механизм крепления расположен между боковинами сиденья и боковыми элементами опорной рамы. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 11 ил.
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к конструкции сиденья для кушетки, кресла, дивана (шезлонга) или т.п. В частности, изобретение относится к конструкции сиденья с регулируемым наклоном или откидыванием.
Уровень техники
Из DE 10200401 А1 известна кушетка, в которой можно откидывать сиденье при помощи подъемного устройства, установленного в задней кромке сиденья. Однако такой наклонный механизм пригоден только для превращения места для сиденья в наклонную подушку для опоры спины.
Кроме того, в некоторых моделях серии кушеток StressLess, выпускаемой заявителем, в сиденье и спинке предусмотрены криволинейные направляющие, которые позволяют выдвигать вперед или приподнимать каждое место для сиденья.
Однако все известные решения являются очень сложными и содержат множество взаимодействующих элементов. Это вносит вклад в удорожание производства и, следовательно, приводит к высокой цене изделия, а также может ограничивать "диапазон комфортных условий" изделия, т.е. позиции, в которых пользователю удобно сидеть или лежать на кушетке.
Раскрытие изобретения
Задачей изобретения является обеспечение кушетки или другой мебели для сидения/лежания, которая создает повышенный комфорт за счет регулирования угла наклона сиденья без ограничения количества позиций, удобных для пользователя, или существенного повышения цены изделия.
Эта задача решена при помощи конструкции сиденья согласно пункту 1 формулы изобретения, которая пригодна для использования в кушетке, кресле или диване.
Краткое описание чертежей
Ниже приведено более подробное описание вариантов осуществления изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых представлены:
фиг.1 - вид в перспективе конструкции сиденья с регулируемым наклоном, с удаленным валиком,
фиг.2 - вид сбоку конструкции сиденья с удаленной боковой стенкой,
фиг.3 - соответствующий вид сбоку с наклоном сиденья вниз,
фиг.4 - вид спереди конструкции сиденья,
фиг.5 - вид сверху конструкции сиденья,
фиг.6 - вид сверху в продольном разрезе и вид сбоку дивана с конструкцией сиденья согласно изобретению; диван показан без валиков, с сиденьем в первой плоской позиции,
фиг.7 - диван с сиденьем во второй позиции,
фиг.8 - деталь дивана; используемый упругий элемент, а - вид в перспективе, b - вид в разрезе,
фиг.9 и 10 - виды в перспективе примеров мебели, включающих конструкцию сидений согласно изобретению и реализованных в виде кушетки и дивана, соответственно.
Осуществление изобретения
На фиг.1 показана конструкция сиденья согласно изобретению. Как показано на чертеже, два сиденья установлены рядом друг с другом, образуя двухместный диван. Изобретение относится к конструкции сиденья, которую можно использовать в качестве основного компонента в любой мебели, предназначенной для сидения. На чертеже показаны только корпус, сиденье и спинка. При использовании в кресле или диване обеспечиваются также боковые стороны, валики, подушки и т.п.
Конструкция 1 сиденья включает опорную раму 2, спинку 3 и сиденье 4. Опорная рама 2 состоит из четырех вертикальных пластин, образующих прямоугольный блок с открытой верхней и нижней частью. Эта опорная рама предназначена для монтажа компонентов, образующих мебель, в частности сиденья 4, спинки 3, ножек 5 и т.п. При этом каждая опорная рама включает первый и второй боковые элементы 2а, b, а также передний и задний элементы 2с, d рамы.
Сиденье 4 включает раму 6 сиденья, пружины 7 сиденья и по меньшей мере один шарнирный механизм крепления. В этом варианте осуществления рама 6 сиденья имеет форму квадрата с четырьмя сторонами, образованными двумя по существу прямолинейными взаимно параллельными передней и задней поперечинами 9а, b, из которых одна проходит рядом со спинкой 3, а другая, параллельная ей, - вдоль передней стороны рамы, и двумя угловыми или криволинейными взаимно параллельными боковинами 10а, b. Пружины 7 сиденья стягивают раму 6 сиденья между передней и задней поперечинами 9а, b, образуя пружинящую поверхность для подушки или т.п. Механизм крепления выполнен из двух шарнирных устройств 8а, b крепления, установленных на боковых элементах 2a, b для прикрепления сиденья 4 к опорной раме 2. В варианте осуществления, показанном на чертеже, рама сиденья включает третью поперечину 10с, которая выступает за пределы периметра рамы сиденья, при этом концы указанной поперечины подвешены в устройствах 8а, b крепления на опорной раме. Устройства крепления выполнены в виде опорных блоков, изготовленных из соответствующего материала, в частности из дерева или металла, но предпочтительно из пластмассы. Поперечина повышает жесткость рамы сиденья. В альтернативном варианте осуществления к раме сиденья можно приварить короткие отрезки труб, на которых устанавливают устройства крепления.
В варианте осуществления, показанном на чертеже, устройства 8а, b крепления установлены асимметрично к сиденью 4 относительно центральной оси, проходящей через сиденье, поэтому ось шарнира будет проходить между коленями и бедрами пользователя, который сидит на сиденье в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья. Устройства крепления могут быть установлены, например, на одной трети расстояния от передней части сиденья. Задачей изобретения является расположение устройств крепления таким образом, чтобы обеспечить самоуравновешивающееся откидывание спинки. Устройства крепления предпочтительно не содержат стопоров или тормозов, поэтому наклон ограничивается устройствами крепления и их расположением в сочетании с пружинами.
Механизм крепления обеспечивает также получение по существу горизонтального положения сиденья, когда пользователь лежит на нем, и наклона сиденья вниз в задней части, когда пользователь садится. Сиденье наклоняется назад, т.е. к спинке, под углом, превышающим 0 градусов, предпочтительно от 0 до 10 градусов, более предпочтительно от 3 до 7 градусов, от 2 до 6 градусов, от 4 до 8 градусов или от 4 до 6 градусов и наиболее предпочтительно примерно 5 градусов относительно горизонтальной поверхности.
Самоуравновешивающаяся установка угла наклона сиденья повышает ощущение комфорта у пользователя как в сидячем, так и в лежачем положении.
На фиг.2 показан вид сбоку конструкции сиденья согласно изобретению, при этом боковая стенка опорной рамы удалена. Криволинейные боковины 10а, b включают концевые части 11а, b, выступающие назад за пределы рамы сиденья. Концевые части 11а, b расположены между двумя концевыми упорами или поверхностями 12, 13, которые находятся ниже спинки. Концевые упоры 12, 13 ограничивают пределы угла наклона сиденья 4, поскольку боковины опираются на верхний концевой упор 12 в горизонтальной позиции и на нижний концевой упор 13, когда сиденье наклонено вниз в сторону задней части. Однако сиденье 4 может также останавливаться в промежуточных позициях между концевыми упорами, если это обеспечивает равновесие для пользователя.
На фиг.4 показан вид спереди откидного сиденья 4. В конструкции сиденья, показанной слева, сиденье 4 имеет наклон вниз, в то время как сиденье в конструкции, показанной справа, является горизонтальным. Одна или более уравновешивающих пружин 14 установлены между опорной рамой и каждой из боковин 10а, b или задней поперечиной 9b. Если сиденье не нагружено или недостаточно нагружено для изменения равновесия, уравновешивающие пружины 14 прижимают сиденье 4, удерживая его в горизонтальной позиции. При этом горизонтальная позиция означает ненагруженную или пассивную позицию, в которой находится сиденье, если оно не занято. Следует отметить, что в пассивной позиции сиденье может также иметь предварительно установленный угол относительно горизонтали.
В варианте осуществления, показанном на фиг.4, под каждой концевой частью боковин 10а, b предусмотрена уравновешивающая пружина 14. Пружина установлена под нижним концевым упором 13 и концевой частью боковины, соответственно. Если сиденье 4 нагружено, часть, расположенная сзади, прижимается и сжимает пружины. Таким образом, сиденье с некоторым сопротивлением будет наклонено вниз к спинке 3. У пользователя возникнет впечатление "погружения" в сиденье, что повысит ощущение расслабления и комфорта. Если пользователь захочет лечь (здесь мы предполагаем, что конструкция сиденья используется в диване, состоящем из нескольких сидений, последовательно соединенных друг с другом), распределение веса пользователя на сиденье 4 изменится, т.е. центр массы пользователя будет смещен таким образом, что сопротивление уравновешивающих пружин 14 будет прижимать сиденье 4 вверх и восстановит, по существу, горизонтальную поверхность из нескольких сидений, что обеспечит удобство расположения, например, для послеобеденного сна.
Вместо угловых уравновешивающих пружин, как показано на чертежах, можно использовать спиральные пружины, листовые пружины или упругие элементы. Можно также использовать одну пружину, расположенную либо посредине задней поперечины, либо со сдвигом относительно середины. Уравновешивающие пружины могут быть также расположены в устройстве крепления и/или в сочетании с ним, например, в виде торсионных пружин.
В другом варианте осуществления (не показан) механизм крепления включает один или более шарниров, установленных на сиденье (с его нижней стороны), при этом указанные шарниры прикрепляются к стержню, проходящему между боковыми элементами опорной рамы.
Как указано выше, конструкцию сиденья согласно изобретению можно использовать в нескольких типах мебели. На фиг.6 показан диван, использующий указанную конструкцию сиденья. К передней части сиденья в шарнирных точках 17а, b присоединена откидная часть 16. Противоположный конец откидной части присоединен также к опорной раме 2 в шарнирных точках 18а, b крепления. Когда сиденье 4 имеет наклон в одном направлении, откидная часть 16 будет наклоняться в противоположном направлении, образуя перегиб в поверхности сиденья и выпуклость вблизи коленей пользователя, занимающего диван. Если пользователь ложится на диван, сиденье возвращается в пассивную позицию, образуя прямолинейную непрерывную поверхность, пригодную для лежания одного пользователя, для сидения нескольких пользователей или для частичной опоры пользователей на диван.
На фиг.7 показан диван с сиденьем 4 во второй позиции, где сиденье имеет наклон вниз в направлении спинки 3. При наклоне сиденья задняя поперечина 9b, ближайшая к спинке 3, наклоняется вниз, в то время как передняя поперечина 9а, ближайшая к откидной части 16, наклоняется вверх. Таким образом, откидная часть 16 наклоняется вверх вблизи сиденья 4 и поворачивается вокруг шарнирных устройств 18а, b крепления, при этом откидная часть 16 и сиденье 4 образуют угол, превышающий 0 градусов. Такая ситуация имеет место, например, когда пользователь сидит, опираясь на спинку 3.
По сравнению с известными решениями шезлонг или диван согласно настоящему изобретению отличается тем, что сиденье и откидная часть соединяются в шарнирных точках 17а, b и, кроме того, имеют независимые шарнирные подвески на противоположных концах. Поэтому, если сиденье и откидная часть наклоняются, весь сборный узел должен быть раздвижным, чтобы обеспечивать возможность такого наклона. Такое раздвижение предпочтительно обеспечивается в шарнирных точках 17а, b между сиденьем и откидной частью. В первом варианте осуществления шарниры могут представлять собой обычные двухэлементные шарниры с трубчатыми концами для установки в раме сиденья и соответствующей раме в откидной части. Каждый шарнир может быть прикреплен первым концом к раме, а другим концом - свободно скользить внутри трубчатой рамы. Оба конца также могут свободно скользить. Поэтому при наклоне сиденья вверх рамы в шарнирных точках немного раздвигаются в стороны.
Однако предпочтительно реализовать каждую шарнирную точку 17а, b в виде упругого шарнира, показанного на фиг.8а и 8b. Он представляет собой трубчатое тело 19 из упругого материала. Шарнир имеет биконическую или коническую форму в направлении обоих концов и содержит кольцевой выступ 20 посредине. Шарнир предпочтительно полностью или частично закрыт стенкой 21, расположенной посредине внутренней части трубки. Такой шарнир можно просто установить, поскольку он вставляется в трубчатые концы рам. Шарнир состоит только из одного элемента и обладает хорошей износоустойчивостью. Кроме того, он не создает скрипа во время эксплуатации.
1. Конструкция (1) сиденья, включающая опорную раму (2), сиденье (4) и спинку (3), при этом сиденье (4) включает раму сиденья, образованную боковинами (9а, b), передней поперечиной (10а) и задней поперечиной (10b), и шарнирно соединено с опорной рамой (2) посредством по меньшей мере одного механизма (8а, b) крепления, расположенного ниже поверхности сиденья (4), при этом по меньшей мере одна уравновешивающая пружина (14) установлена между сиденьем (4) и опорной рамой (2), содержащей первый и второй боковые элементы (2а, b), а также передний и задний элементы (2с, d) рамы, отличающаяся тем, что механизмы (8а, b) крепления установлены асимметрично относительно сиденья (4) по сравнению с центральной осью сиденья, таким образом, что ось шарнира проходит между коленями и бедрами пользователя, который сидит на конструкции сиденья в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья, при этом указанный механизм (8а, b) крепления расположен между боковинами (9а, b) сиденья (4) и боковыми элементами (2а, b) опорной рамы (2).
2. Конструкция по п.1, отличающаяся тем, что указанная рама сиденья или ее выступающая часть расположена между по меньшей мере одним концевым упором (12, 13) опорной рамы (2), при этом указанный концевой упор или упоры (12, 13) ограничивают возможный угол поворота сиденья (4).
3. Конструкция по п.1 или 2, отличающаяся тем, что механизм крепления расположен примерно на 1/3 расстояния от переднего элемента (2с).
4. Конструкция по п.1, отличающаяся тем, что сиденье (4) выполнено с возможностью наклона вниз не более чем на 10 градусов и предпочтительно на 5 градусов от горизонтальной линии.
5. Кушетка, включающая конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4.
6. Диван, включающий конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4, в которой откидная часть (16) шарнирно соединена первым концом с сиденьем (4) в качестве его продолжения, при этом откидная часть также шарнирно соединена вторым концом, противоположным указанному первому концу, с опорной рамой.
7. Диван по п.6, отличающийся тем, что откидная часть соединена с сиденьем посредством упругих шарниров (17а, b).
8. Кресло, включающее конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4.
Похожие патенты:
Изобретение относится к мебели и обеспечивает выполнение мебели для сидения и лежания простой, удобной и надежной в эксплуатации, с простым механизмом трансформации, занимающей немного места и позволяющей использовать полость коробчатого основания в качестве ящика для постельного белья.
трубопроводы, и их кожухи также выступают внутрь салона. Допустимые размеры этих выступов также оговариваются стандартом.
Расположение поручней для стоящих пассажиров, оговоренное стандартом, проверяется специальным испытательным устройством. Кроме поручней и опор для рук стоящих пассажиров, предусматриваются также поручни у служебных дверей.
Автобусы малой вместимости, рассчитанные для перевозки не более
22 сидящих или стоящих пассажиров, подразделяются на два класса:
- класс А (для перевозки стоящих и сидящих пассажиров);
- класс В (транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров, все пассажиры располагаются на сиденьях).
Требования стандартов к интерьеру и компоновке салона этих транспортных средств в основном такие же, как к автобусам большой вместимости, но имеются некоторые отличия (ГОСТ Р 41.52-2001 (Правило ЕЭК ООН № 52)), касающиеся количества и расположения дверей, а также размеров проходов. Размеры сидений по ширине и взаимному расположению должны быть такими же, как для автобусов большой вместимости классаI (городских).
Компоновка кабины трактора. Управление машинотракторным агрегатом осуществляется одним водителем, и на тракторах в большинстве случаев достаточно устанавливать одноместные кабины. В связи с этим компоновка внутреннего пространства кабины, ее интерьер, по существу определяется компоновкой рабочего места оператора, этот вопрос рассмотрен в главе 2 учебника.
Целесообразность такого подхода к компоновке кабины трактора подтверждается и зарубежным опытом – во многих странах распространены одноместные кабины с дополнительным посадочным местом для рабочего или пассажира. На некоторых тракторах в качестве дополнительного места используют инструментальный ящик, крышку которого покрывают мягкой обивкой. Отдельные фирмы-производители тракторов устанавливают по заказу съемное сиденье для пассажира.
9.2. Сиденья
Автомобильное и тракторное сиденье отличается от сидений, расположенных в домах и общественных местах (кресел, диванов, стульев и т.п.), прежде всего тем, что оно находится в движущемся объекте, который подвергается динамическим воздействиям, это определяет требования, которым оно (прежде всего сиденье водителя), должно удовлетворять.
Автомобильное и тракторное сиденье должно обеспечивать:
- удобную позу водителя и пассажира;
- благоприятное распределение давлений на участки тела;
- защиту человека от вибраций и других динамических воздействий;
- передачу телу человека (водителя) необходимых динамических воздействий, чтобы он мог «чувствовать» автомобиль или трактор;
- фиксацию тела в определенном положении, несмотря на динамические воздействия, прежде всего горизонтальные;
- возможность изменения позы.
Материал обивки сиденья должен быть паропроницаемым, но в то же время обеспечивать необходимую термоизоляцию, обивка сиденья должна противостоять загрязнениям, легко очищаться, быть износостойкой и не изнашивать одежду.
Как видно, требования во многом противоречивы и взаимно исключают друг друга, рациональное решение, как обычно, достигается разумным компромиссом.
Сиденье должно соответствовать стандартным требованиям пассивной безопасности, и, прежде всего, должна быть обеспечена необходимая прочность сиденья (ГОСТ Р 41.80-99 (Правило ЕЭК ООН № 80)). Автомобильное сиденье (подушка, спинка и их крепление) должно выдерживать горизонтальную нагрузку, направленную вперед и назад, приложенную в центре масс сиденья и равную двадцатикратному весу сиденья, и направленный назад момент относительно точкиН (см. рис. 2.1 и рис. 2.8) около
Удобная поза водителя и пассажира обеспечивается габаритными параметрами сиденья, о чем говорилось в главе 2, и формой и упругостью подушки сиденья и спинки. Основная нагрузка от веса сидящего человека приходится на седалищные бугры, сравнительно небольшие зоны на ягодицах, которые «приспо-
соблены» для восприятия |
||||
значительных | давлений. |
|||
В зависимости от наклона |
||||
формы, таз человека мо- |
||||
жет занимать | различное |
|||
положение, как это пока- |
||||
зано на рис. 7.6. | ||||
На рис. 7.6,а изо- |
||||
положение | ||||
водителя | пассажира |
|||
Рис. 7.6. Влияние профиля сиденья на поло- | при плоском сиденье. Вес |
|||
жение позвоночника: | ||||
а – при плоском сиденье;б – при сиденье с | на плече l вра- |
|||
опорным валиком; 1 – опорный валик;2 – опора | момент, дейст- |
|||
в зоне поясницы | вующий на таз. | |||
седалищные бугры спол- |
зают вперед, а позвоночник неестественно изгибается. На рис. 7.6,б изображено сиденье, имеющее опорный «валик»1 , который препятствует скольжению туловища вперед. Опора2 в зоне поясницы поддерживает таз, он занимает анатомически правильное положение, и мышцы туловища расслабляются. Положительный эффект достигается также наклоном по-
Рис. 7.7. Эпюра удовлетворительного распределения давлений (в кПа) на спинку и подушку сиденья:
1 – спинка; 2 - подушка
душки сиденья спереди назад. При этом необходимый угол наклона зависит от высоты сиденья и положения бедер.
Способность человека чувствовать давление на различные участки кожи называется тактильной чувствительностью. Когда человек занимает на сиденье правильное положение, основная вертикальная нагрузка приходится на седалищные бугры или располагается несколько впереди них. Здесь между костями таза и сиденьем находятся только кожа и жировые прослойки (мышечных волокон нет). Величина давления в этой зоне может быть около 7
кПа. В других местах подушки сиденья, с которыми соприкасается тело человека, давление должно быть существенно ниже. На рис. 7.7 показаны эпюры удовлетворительного распределения давления на подушке 2 и спинке1 .
Позвоночник человека имеет выгибы вперед (лордоз, например, поясничный) и назад (кифоз, например, в области лопаток). В области под лопатками надо обеспечить поддержку спины, давление в этой зоне будет выше. В области крестца давление также может быть высоким, особенно если водитель с большой силой нажимает на педали. Такое распределение давлений благоприятно.
Для удерживания тела от смещения в боковом направлении можно сделать форму сиденья вогнутой, чашеобразной, но такое сиденье, удобное, например, для гонщиков на соревнованиях типа ралли, для обычной езды будет сковывать движения и затруднять изменение позы, что, в конечном итоге, приведет к усталости. Поэтому для обычных автомобилей ограничиваются тем, что в боковых частях подушки делают валики, которые не увеличивают существенно давления на внешние стороны бедер, но достаточно препятствуют боковому смещению тела при крутых поворотах. Вогнутая форма придается также и спинке.
Способность сиденья изолировать человека от динамических, прежде всего вибрационных, воздействий определяется упругостью сиденья и способностью демпфировать колебания. Человек, сидящий на упругом сиденье, представляет собой колебательную систему. Эта система имеет определенную частоту собственных колебаний, и если эта частота совпадает или близка к собственной частоте колебаний подрессоренной массы автомобиля или трактора, то возникает резонанс (амплитуда колебаний человека на сиденье резко возрастает). Амплитуда колебаний уменьшается с уве-
личением демпфирования колебательной системы. Если характеристика упругости подушки сиденья нелинейна, т.е. ее жесткость возрастает с увеличением сжимающей силы, то резонансные явления проявляются слабее. Свойства колебательной системы «человек – сиденье» удобно оценивать величиной статического прогиба, т.е. деформацией сиденья под действием веса человека. Статический прогиб однозначно связан с частотой собственных колебаний. В среднем для комфортабельных мягких сидений можно принять величину деформации подушки от веса человека около 80 мм, для жестких спортивных сидений – около 45 мм.
Упругодемпфи- |
||||||
характеристики |
||||||
автомобильных | ||||||
от их конструкции, в ча- |
||||||
стности, от того, какой |
||||||
упругого | элемента |
|||||
использован. Сиденья с |
||||||
металлическими | ||||||
ми элементами показаны |
||||||
на рис. 7.8. Как видно из |
||||||
стальных пружин, неза- |
||||||
висимо от их вида, на- |
||||||
крывается сверху каким- |
||||||
либо мягким материалом, |
||||||
а уже затем – обивкой. |
||||||
Пружины разных конст- |
||||||
рукций из стальной про- |
||||||
обеспечивают |
||||||
правильном | ||||||
руировании хорошие уп- |
||||||
свойства | ||||||
но демпфирование | ||||||
Рис. 7.8. Сиденья с металлическими | гда оказывается недоста- |
|||||
точным. Повысить демп- |
||||||
упругими элементами: | фирующие свойства си- |
|||||
а – цилиндрические пружины сжатия;б – пружины | денья удается, например, |
|||||
непрерывного плетения; в – змейковые пружины;г – | ||||||
горизонтальные пружин растяжения | пружин заключить в от- |
дельный чехол из ткани, но это можно сделать только вручную, и сиденье получается дорогим. Пример такой конструкции показан на рис. 7.8,а справа. Пружины непрерывного плетения (рис. 7.8,б ), для которых используется тонкая стальная проволока, тесно соприкасаются между собой, их витки входят друг в друга, и возникающее трение интенсивно гасит колебания. Применяются та-
Рис. 7.9. Сиденья с неметаллическими упругими элементами:
а – с подушкой из вспененной резины или полиуретана; б – с резиновыми лентами; в – с подушкой на жестком основании; г – жесткое сиденье
кие сиденья на многих легковых автомобилях. Змейковые (зигзагообразные) пружины (рис. 7.8,в ), используемые иногда в сочетании с витыми пружинами, позволяют получить хорошие характеристики упругости сиденья с правильным ее распределением по поверхности, но при этом с демпфированием могут возникнуть определенные проблемы. Стальные пружины растяжения используются на недорогих автомобилях и при их применении правильное распределение жесткости по поверхности сиденья затруднительно.
В качестве упругих элементов сидений часто используются различные вспененные синтетические материалы. Примеры конструкций таких сидений приведены на рис. 7.9. Для получения нужных характеристик упругости сиденья в массиве подушки устраиваются воздушные полости (рис. 7.9,а ). Сиденье с резиновыми (чаше с резинотканевыми) лентами в качестве основного упругого элемента (рис. 7.9,б ) имеет примерно те же свойства, что и сиденье со стальными пружинами растяжения, но работа расположенной над ними мягкой прослойки облегчается, потому что ленты шире пружин. Жесткое формованное основание под подушкой из вспененного материала (рис. 7.9,в ), которое часто выполняется штамповкой из стального листа, обеспечивает нужную форму подушки без затруднений, но защита от вибраций ограничена. Та-
кие сиденья часто используются в городских автобусах, а иногда, наряду с ними, применяются жесткие сиденья, часто отформованные заодно со спинкой (рис. 7.9,г ).
Рис. 7.10. Подрессоренное сиденье
Наилучшую защиту от низкочастотных колебаний обеспечивает подрессоренное сиденье (рис. 7.10). Подушка и спинка такого сиденья обычно выполняются из вспененного материала на штампованных из стального листа основаниях. Основное устройство сиденья – система подрессоривания. Она включает направляющее устройство, упругий элемент и демпфирующее устройство. Упругий элемент может быть разных типов и конструкций: стальная пружина или торсион, пневматический баллон. Упругий элемент имеет устройство для регулирования в зависимости от массы человека, пользующегося сиденьем. Такие сиденья, как правило,
применяются для водителей тяжелых грузовых автомобилей и тракторов. Демпфирующее устройство, чаще всего гидравлический амортизатор, обеспечивает нужную степень затухания колебаний, иногда имеет регулировки. Для подгонки положения сиденья под размеры конкретного человека оно снабжается системой регулировок.
Из-за трения тела о сиденье при движении транспортного средства, от тепла и испарений, выделяемых телом, между телом человека и сиденьем возникает неблагоприятная среда. Одежда становится влажной, создается ощущение дискомфорта. Важнейшим свойством обивки и непосредственно прилегающего к ней изнутри материала сиденья является паропроницаемость. Наилучшей паропроницаемостью обладают ткани из натуральных волокон. Однако для сидений большинства транспортных средств они применяются ограниченно, потому что часто не обладают необходимой износостойкостью, сравнительно легко загрязняются и с трудом чистятся. Для сидений дорогих автомобилей применяются ткани из натуральных волокон в комбинации с синтетическими, чаще всего имеющие короткий мягкий ворс. Полностью синтетические ткани успешно используются на автомобилях малых и средних классов. Натуральная кожа обладает большинством желательных положительных свойств, однако дорога, поэтому применяется на дорогих автомобилях. Очень часто используются различные материалы под общим названием «искусственная кожа». Обычно это ткань с покрытием из синтетического материала. Для обеспечения необходимой паропроницаемости искусственная кожа делается перфорированной.
На дорогих автомобилях иногда применяются специальные вентиляционные устройства, расположенные внутри сидений, которые позволяют создать наиболее комфортные условия для человека.
Необходимо, чтобы обивка сиденья имела определенные фрикционные свойства, шероховатость. Это препятствует нежелательному перемещению человека при горизонтальных ускорениях. В то же время поверхность материала обивки не должна быть излишне грубой, потому что это будет способствовать изнашиванию одежды.
Для повышения комфортабельности транспортного средства, особенно в холодное время года, на многих автомобилях устанавливается система подогрева сидений.
Сиденья автомобилей должны снабжаться подголовниками. Они играют важную роль в системе пассивной безопасности, и требования к ним оговариваются стандартами (ГОСТ 24309-90 (Правило ЕЭК ООН № 25)). Минимальная высота подголовника над точкойН (см. рис. 2.1 и рис. 2.8) при измерении под углом 25ο должна составлять 700 мм. Ширина подголовника не должна превышать 170 мм, и он не должен смещаться назад под действием статической нагрузки 890 Н более чем на 102 мм. Кроме этого, к подголовнику предъявляются определенные требования по энергопоглощающим свойствам.
Требования к тракторным сиденьям, в общем, такие же, как с сиденьям автомобилей (скорее, впрочем, грузовых автомобилей), однако имеется некоторая специфика, которая определяется более «суровыми» условиями эксплуатации тракторов. Кроме того, если водитель автомобиля постоянно держит руки на рулевом колесе, и оно является опорой для рук, то оператор гусеничной машины при многих технологических операциях вовсе не должен постоянно держать руки на рычагах управления поворотом, и тогда для рук необходима иная опора. Поэтому тракторные сиденья снабжаются подлокотниками.
Основные параметры сиденья оператора трактора приведены на рис. 7.11 и в табл. 7.4.
Рис. 7.11. Основные параметры сиденья оператора трактора
Для обивки тракторных сидений чаще всего применяются синтетические материалы, чаща всего темных тонов расцветки.