Нет ни одного человека, который бы родился с правами. Умение водить машину – навык, получаемый уже в осознанном возрасте. Более того – нужно учиться не только рулить, но и не испытывать страха при этом. Как не бояться водить машину? Что необходимо сделать, чтобы почувствовать себя на дороге уверенно и безопасно?
Как не бояться ездить за рулем: изучение правил дорожного движения
Первое, что нужно сделать новичкам, – заучить ПДД. Недостаток опыта может неплохо компенсироваться знаниями. Чем меньше сомнений в правильности поведения на дороге, тем увереннее чувствует себя водитель.
По сути, ему остается только следовать правилам. Не придется колебаться касательно того, в какой ряд перестроиться или где можно припарковаться. Все действия согласно инструкции, а значит, переживать нет смысла. Со временем необходимость постоянно контролировать происходящее исчезнет, уступив место проработанному автоматизму.
Как перестать бояться ездить за рулем: получение опыта
Знания – это база. Но без опыта ни один обладатель автомобиля не может считаться полноправным водителем. Придется преодолевать себя и хотя бы понемногу «выезжать в свет». Начинать следует с малого:
- съездить в ближайший магазин;
- проехаться по знакомым улицам;
- остановиться на пустой парковке и т. д.
На первых порах достаточно накатать некоторое количество километров, после которых страх перед вождением не исчезнет, но уменьшится. Придет понимание того, что езда на машине по степени сложности не особо отличается от ходьбы по улицам (пешеходам ведь тоже нужно смотреть по сторонам, правильно переходить дорогу, избегать опасностей). Нужно лишь привыкнуть к другому типу восприятия: сквозь окно автомобиля все видится несколько иначе, чем глазами идущего пешком.
Когда основные ситуации вождения будут проработаны на практике, можно пробовать более сложные «маневры»: парковку между машин, повороты на перекрестке, обгоны и т. д. Не всегда обучение получится постепенным, так как обстоятельства на дороге непредсказуемы. Но достаточно намеренно не встревать в потенциально рискованные ситуации, чтобы минимизировать риск столкновения с неприятностями, которые пока что «не по плечу».
Как научиться не бояться ездить за рулем: «пассажирская поддержка»
Абсолютно все нервничают, в первый раз садясь за руль. И хороший вариант для новичков – хотя бы несколько дней поездить с пассажиром рядом. Лучше всего, если это будет инструктор, который сможет подсказать, подстраховать, помочь быстро принять решение. Но необязательно нанимать специального человека на «роль» пассажира. Допустимо посадить в авто просто друга или родственника. Главное – выбирать того, кто не имеет склонности к:
- истерикам;
- нравоучениям;
- панике.
Желательно, чтобы пассажир просто ехал, не пытаясь комментировать происходящее без лишней на то надобности. Задача «попутчика» – оказать моральную поддержку начинающему водителю. Присутствие рядом другого человека автоматически повышает уровень уверенности. Это как с путешествиями: всегда комфортнее перемещаться по городам и странам в компании знакомого, чем вступать на новые земли в полном одиночестве.
Водитель, ощущая рядом дружеское плечо, не будет столь сильно переживать из-за возможных ошибок. Даже если новичок что-то сделает неправильно, за него есть кому заступиться. По этой причине хорошо в качестве пассажира выбирать внушительно выглядящего человека, который, к примеру, сможет легко отбить нападки другого недовольного участника дорожного движения.
Как перестать бояться водить машину: страховка
Страховка нужна. И не стоит останавливаться на дешевой, покрывающей самый минимум. Лучше заплатить больше, но быть уверенным в том, что ошибки и недоразумения, случившиеся на дороге, есть кому оплатить. Естественно, это не дает разрешения игнорировать ПДД: наоборот, требуется вести себя по всем правилам – тогда страховая компания не сможет оспорить необходимость выплат.
Наличие страховки снижает уровень напряженности. Человек понимает, что его «провалы» не станут слишком сильным ударом для семейного бюджета. А чем меньше беспокойства, тем выше уверенность и тем меньше вероятность что-то сделать не так.
Как научиться не бояться водить машину: ознакомление с маршрутом
На начальном этапе «знакомства» со своей машиной рекомендуется заранее предусматривать возможные сложности. Необходимо отметить на карте начальную и конечную точку маршрута, после чего проложить между ними оптимальный путь. Не обязательно он должен быть самым коротким: новичку важнее простота и безопасность.
Самые «переживательные» люди могут даже пройти пешком предполагаемый маршрут, чтобы собственными глазами увидеть потенциальные трудности и осмыслить, как их лучше избежать. Возможно, после такой прогулки захочется поменять путь и поехать на автомобиле другой дорогой: нет ничего плохого в изменении маршрута. Естественно, пешее «предварительное путешествие» возможно только в случае, если путь не слишком долгий.
Как не бояться водить машину: примирение с неизбежностью вождения
Права получены, автомобиль есть – значит избежать езды за рулем не получится. Ведь посещение автошколы было не просто способом скоротать время. И придется реализовать цель своего обучения – сесть за руль, чтобы:
- ездить на учебу или на работу;
- забирать ребенка из садика или из школы;
- возить продукты и большие сумки из магазинов;
- кататься за город на пикники;
- путешествовать по миру и т. д.
Наличие автомобиля освобождает человека, дарит ему кусочек личного пространства даже на оживленной дороге (о чем пассажиры общественного транспорта не могут и мечтать). Получение прав – лишь первый шаг. Вторым станет езда на автомобиле. Сесть за руль придется так или иначе, но вот сделать это после длительного перерыва гораздо сложнее, чем сразу по окончанию автошколы.
Страх вождения нормален, если человек готов с ним бороться. Боязнь уменьшается уже спустя несколько дней активной езды. Главное – преодолеть себя в самом начале.
Как перестать бояться водить машину: теория
Что бы перестать бояться водить машину я стала прочесывать интернет - сайты с авто водительской тематикой. Читала высказывания таких же неуверенных бедолаг как и я, и во всех случаях была одна общая вещь. Все кто откатывали с мужьями, обзавелись гипертрофированным страхом перед вождением и не могли заставить себя водить машину, потому что испытывали панический ужас перед дорогой.
Перечитав не одну статью на эту тему, я видела много комментариев на эту тему, начиная от: «Не можешь не суйся! Таких куриц как ты на дороге итак море и от них у нормальных людей одни неприятности», заканчивая «Не отчаивайтесь, все когда-то начинали и совершали ошибки, испытывали неуверенность и множество нареканий в свой адрес, но они научились и теперь без проблем управляют своим железным конём».
И одно из всех этих высказываний привлекло мое внимание и будто отпечаталось в моем мозгу: «Не позволяйте никому навязывать Вам не нужные комплексы и неуверенность в своих силах. Никто не рождается с рулем в руках. Люди, которые так критично относятся к новичкам, просто не помнят, как неуклюже они сами делали первые выезды в город и как им самим сигналили и крутили у виска! Если рассуждать как они, так мир вообще должен был давно уже остановиться, ведь только представьте себе, ребенок начинает ходить, из-за неустойчивости он падает и больше никогда не поднимается на ноги - потому что это сложно.
Представьте себе, ученые ищут лекарство от инфекции и перестают заниматься наукой, потому что первые опыты были неудачными. Представьте себе, спортсмен должен пробежать расстояние за определенное время и у него не получилось, он выдохся, сел расплакался и перестал заниматься спортом - много примеров можно привести, когда может что-то не получаться. Что, все должны успокоиться, принять, что это не его и не добиваться больше результата?
Как перестать бояться водить машину? - понять, что тебе необходимо научиться ездить, во что бы то не стало
Я скажу категорично, водить машину может каждый, даже обезьяна, потому как это дело опыта, навыки должны нарабатываться доводиться до автоматизма, конечно на платформе хорошо закрепленных теоретических знаний ПДД, но без опыта никто не водит автомобиль как Шумахер. Я уверена, что не стоит зарываться в свои слабости и комплексы, слушать рычащих мужей. Что бы перестать бояться водить машину, нужно брать и потихоньку рано утром, когда движение не интенсивное, я ездила в 6 утра, предварительно повторив ПДД, садиться одной за руль и ездить.
Каждый день оттачивать навыки вождения, потом делать самостоятельные авто вылазки в магазин, потом на работу итак постепенно выезжать на улицы города, когда в поворот уже нет проблемы «вписаться» не заехав на бордюр, когда в панике не вспоминаешь где газ, а где тормоз. Спокойно и главное- каждый день!
Взять себя в руки и откатывать каждый божий день. Я сама проходила эту школу и знаю как умеют инструктора и мужья «прибавить уверенности» в себе. Если вы в себя поверите, у вас все получится, я вас уверяю».
Это высказывание намертво засело в моей голове, и на очередное мужнее «Надя, зачем тебе это надо?» я жестко ответила, что с ним или без него я все равно научусь ездить. А если он будет продолжать давить на меня своим нарицательным тоном, то кроме моей негативной реакции в ответ, ему от меня нечего ожидать, и ушла мыть посуду. )))
Видимо, я сказала это таким уверенным тоном, что он понял, отговаривать меня бесполезно.
Я понимаю, что любимый за меня переживает, понимает что я могу разбить свой и чужой автомобиль и прочие подобные вещи. Но также я понимаю, что нельзя так сдаваться на пол пути. Я же не гламурная дурочка, которая что такое ПДД только в новостях видела и села в новенький автомобиль с ощущением, что весь мир у моих ног. Я понимаю, что мне еще многое надо будет узнать, что надо быть очень внимательной и что многие вещи нужно научиться делать. Но я так же понимаю, что у меня всё получится.
Как перестать бояться водить машину: практика
Прислушавшись к совету девушки из сети, слова которой смогли вселить в меня уверенность, я встала рано утром в выходной день. Съездила в ближайший магазин, вернулась домой, выгрузила продукты. Почувствовав, что у меня неплохо получилось, я поняла, что стоит попробовать съездить в салон красоты, так как у меня было «назначено» на 11 часов утра и что бы туда съездить не самой, пришлось бы будить мужа.
Я просто прокрутила в голове дорогу до работы и обратно, по которой мы каждый день ездим с мужем, благо салон был рядом с мои офисом, и отважилась съездить туда и вернуться домой, сделав таким образом тренировочный забег, что бы к тому времени, когда надо будет ехать в салон, ехать более уверенно.
И что же вы думаете? - села и поехала, спокойно, конечно не без ошибок, кто-то даже посигналил, когда я не правильно перестроилась у него перед носом. Но главное, я это сделала, я съездила, припарковалась, и вернулась домой к спящему мужу с победоносной улыбкой.
Вот уже третий день я самостоятельно езжу на работу. Периодически бывает мандраж, но я уже намного спокойнее себя чувствую, а главное я понимаю, что у меня начинает получаться, и что свой опыт я еще накатаю.
Всем кто боится садиться за руль так же как боялась я, хочу пожелать терпения и силы воли.
Повторите правила дорожного движения, ищите информацию о том, как выйти из непонятных вам пока ситуаций на дороге везде, где только можете, спросите опытного водителя, или найдите отзывы в сети от тех, кто бывал в подобных ситуациях, главное стремитесь научиться и у вас всё получится, даже не сомневайтесь.
И перед тем, как сесть за руль, внимательно ознакомтесь с инструкцией автомобиля , чтобы знать, где и что расположено в вашем железном друге. На какие приборы нужно обращать внимание до поездки и во время движения.
Как перестать бояться водить машину женщине - перестать паниковать и закреплять теорию практикой. Самостоятельно, постепенно, спокойно - так вы точно сможете победить страх и не будете бояться своего железного друга.
P.S.: Следующий этап на моем водительском поприще - изучить город, что бы знать где какое движение и как куда можно добраться.Так как я сильно страдаю "топографическим кретинизмом"
Вперёд, девчонки!
Кстати, если ты уже выдохнула и можешь спокойно чувствовать себя за рулем, то предлагаю ознакомиться с водительскими жестами на дороге, что бы вовремя понимать то, что пытается тебе сказать "тот симпатичный парень на "Toyota":)
F А ЕСЛИ У ВАС ЕЩЕ ОСТАЛИСЬ СОМНЕНИЯ - .
Одна моя знакомая несколько лет мечтала о собственном автомобиле. Загадывала в Новогоднюю ночь, намекала мужу, завистливо провожала взглядом на улице машины желанной модели. И с тех пор, как заветная малолитражка заняла свое место в гараже – ни разу не села за руль. На все вопросы отвечает односложно: «Боюсь ГАИ». Другая молодая женщина избегает даже пассажирского кресла после того, как чудом выжила в автомобильной аварии. Словом, причин для страха перед автомобилем может быть сколько угодно. И, по статистике, ему подвержены преимущественно женщины. Если и вам эта проблема знакома не понаслышке, приготовьтесь к целенаправленной работе над своей фобией.
Поймите, что вопрос «Как не бояться водить машину?» - всего лишь второй. Первым должен быть: «Что именно меня пугает?». Опасность для здоровья и жизни (своей и/или пассажиров)? Штраф и возможное лишение водительских прав? Невозможность сориентироваться в напряженном городском трафике? Только взглянув в лицо своему страху, вы найдете правильный путь к его преодолению. В идеале это нужно делать с помощью профессионального психолога. Но ничто не мешает вам самостоятельно призвать на помощь здравый смысл и логику. И для водителя, и для пассажира это лучшие помощники в борьбе с фобиями.
Страх вождения: кто виноват и что делать?
Можете поверить, ваша паника перед баранкой – далеко не уникальный случай. Любой инструктор на курсах по вождению может рассказать с десяток историй о таких горе-учениках. Попробуйте преодолеть свой страх именно под руководством опытного преподавателя. Пусть это будет не только водитель со стажем, но и спокойный, мудрый человек. Присутствие надежного профессионала поможет отвлечь вас от пугающих мыслей. Важно на практике увидеть, что автомобиль может и должен быть безопасным. Со временем и накатанными километрами вы так увлечетесь процессом вождения, что о страхе даже не вспомните.
Если курсы вождения давно позади, а права так и пылятся дома на полке, то проблема, скорее всего, появилась позже. Людям, своими глазами видевшим автокатастрофу или побывавшим в аварии, бывает непросто вернуться за руль. Главным «лекарством» для них станет время. Вспомогательным – сила воли. Это тот случай, когда нужно буквально переломить себя и подавить страшные воспоминания. Катастрофы случаются ежедневно, от них никто не застрахован – но жизнь продолжается, и она происходит здесь и сейчас.
Возможно, водить машину вам мешает банальная неуверенность в своих силах. Эта проблема встречается чаще, чем может показаться на первый взгляд. Слишком уж часто водители со стажем специально или невольно пугают и даже унижают новичков резкой критикой. Сколько раз всем нам приходилось слышать возмущение в адрес женщин-водителей?! Мужская самоуверенность часто заставляет жен, дочерей, подруг и просто посторонних автомобилисток испуганно вжиматься в кресло. Если и вас страшит такая критика – поможет только доза здорового безразличия. Не позволяйте никому навязывать вам лишние комплексы. Дорога – не ринг для соревнований. Соблюдая все правила ПДД, вы имеете полное право управлять машиной так, как удобно вам.
Зачастую водить машину боятся женщины с обостренным материнским инстинктом. Если забота о безопасности ребенка парализует и ваши водительские навыки - работа над собой будет сложной. Страх за потомство – один из самых сильных в человеческой природе. Сильнее него может быть только стремление опекать малыша и удовлетворять его потребности. А раз так, апеллируйте именно к этому чувству. Самостоятельно отвезите ребенка к бабушке или в районную поликлинику. Вместе совершите автомобильную прогулку за город. Главное – установите в машине детское кресло и проверьте блокировку дверей.
Как перестать беспокоиться и начать водить
С теорией разобрались – давайте переходить к практике. Если вы твердо решили побороть комплексы и больше не бояться водить машину, то это время пришло.
Если давно не держали руль, освежите в памяти правила дорожного движения. Повторите знаки и разметку. Чтобы не бояться водить машину в городе, начните выезжать ранним утром, пока движение на дорогах еще не напряженное. Заранее продумайте маршрут и следуйте ему. Пусть это будет недлинный путь, но зато вы впервые проделаете его без посторонней помощи.
Благополучно возвратившись домой, зайдите в интернет и найдите форумы с историями таких же трусих, как вы. Вполне возможно, что чужой опыт поможет вам преодолеть ощущение уникальности вашего страха. А разделенная проблема, как известно, уменьшается пропорционально количеству друзей по несчастью.
Повторяйте себе, что никто из автомобильных асов не родился с правами в кармане. Даже виртуоз Шумахер не всегда знал, с какой стороны подойти к железному коню. Дайте себе право на ошибку. Хотя бы на время обучения. Соблюдение правил дорожного движения – гарантия чистой совести. Все остальное, включая уверенность, обязательно придет с водительским опытом.
Возьмите себя в руки и начните действовать. Пусть по капле, но уничтожайте свою фобию. Любой страх рождается в голове и живет там, мешая мыслить, действовать и жить в свое удовольствие. Не будьте слабее своего страха. Уверенность и терпение – вот средства, способные сделать вождение легким и приятным. Заводите мотор и начинайте движение! Счастливого пути!
Как перестать бояться и начать ездить (Урок последний)
То, что вам дали образование, еще не означает, что вы его получили. В нашем с вами случае это верно, как никогда. И получение вами прав лишь в малой степени способствует росту вашего умения управлять автомобилем. После получения прав по-хорошему только и должна начинаться реальная учеба. До этого вы учились не столько ездить, сколько сдавать этот самый экзамен на права. Потому что требования к ученику за рулем во время сдачи экзамена и к бывалому водителю на трассе разнятся, как китайская чайная церемония и завтрак в студенческой столовой. И требования эти, увы, к нам предъявляет сама жизнь.
Да вы и на себе это быстро почувствуете. Даже если вы были достаточно благоразумны и взяли еще некоторое количество уроков после получения прав (лучше всего эти уроки брать уже на собственной машине, чтобы привыкнуть именно к ней), все равно в вашей жизни наступает момент, когда вы, гордо и совершенно самостоятельно первый раз подходите к своей машине с намерением поехать, как современная женщина, по собственным делам. Все происходит в семь утра в воскресенье, пока город пустой. Вы открываете дверцу, садитесь за руль, вставляете ключ в замок зажигания, поворачиваете его и...
Страх
И вам становится дико страшно. У вас начинают трястись руки, вы забываете опустить ручник или включить фары, или все вместе, машина глохнет при первой же попытке выехать задом с парковки, локтем вы задеваете клаксон и он отчаянно гудит, из окна на этот призыв высовывается встрепанный муж и кричит на вас: «Что ты там вытворяешь с моей машиной?»
И даже если после всех этих упражнений вам удастся все-таки куда-нибудь уехать, никакого удовольствия вы не получите. Скорее всего, объедете потихоньку квартал, поставите машину на место - благо сосед успел отъехать на дачу и дырка стала большой - запрете дверцу, вытрете рукавом холодный пот со лба и пойдете домой, ругая себя в душе за потраченные деньги. А там вас муж еще, конечно, спросит не без ехидства: «Ну как, дорогая, поездочка удалась?» И хорошо, если чашку кофе при этом нальет.
Инспектор останавливает машину с женщиной за рулем и требует предъявить техпаспорт.
У меня его нет, - отвечает женщина.
Как это? - не понимает инспектор. - Машина что, не ваша?
Моя. При разводе мы поделили: мужу достался техпаспорт, а мне - машина.
Хочу вас утешить - вы не трусиха и не тупица. Так (или примерно так) в первый раз бывает почти у всех. Конечно, есть среди нас и счастливицы, которые, судя по их рассказам, взяли пять уроков, сели за руль и начали рассекать, как ни в чем не бывало. Скорее всего они попросту... хм... несколько преувеличивают. И отнюдь не количество уроков. Или же у них были совершенно исключительные обстоятельства - тут общие правила не действуют.
Когда у моего трехлетнего ребенка в субботу поздно вечером на даче сильно разболелось ухо, а мужа поблизости не случилось, я, хоть и водила перед тем всего ничего, как миленькая вскочила в машину и домчалась к врачу в соседний городок. И вернулась, целая и невредимая. Что не помешало мне на следующее утро отчаянно бояться, собираясь на машине на рынок.
Все наши страхи такого рода - вещь совершенно естественная и легко объяснимая. Что отнюдь не означает их безобидности. Я знаю множество случаев, когда женщины самых разных возрастов, отмучившись и получив права, так и не начали ездить по-настоящему. Кто-то доехал до первого сложного перекрестка, кто-то - до первой аварии, а кто-то вообще не выехал со двора. Или муж не пустил, или сама не рвалась... Если честно, кому из нас можно всерьез запретить сделать что-то, чего нам очень хочется?
Дело еще и в том, что навыки, полученные во время обучения, не будучи используемыми на практике, через какое-то время исчезнут. Вы все забудете. Машина в этом смысле не велосипед, научившись держаться на котором однажды, не разучишься никогда. Чтобы не разучиться водить машину, ваши навыки должны перейти в рефлексы (я вам с рефлексами уже, наверное, надоела - ну потерпите еще чуть-чуть).
Соотношение навыков и рефлексов очень любопытная штука. Это примерно так же, как соотношение мыслей и чувств. Тут как с любовью - если усилием воли не думать об объекте достаточно долгое время, глядишь, и любовь куда-то ушла... А если наоборот - не думать время короткое?
С любовью, наверное, у всех бывает по-разному, сердцу, как говорится, не прикажешь, а вот с вождением машины выходит забавно - если на ранних порах самостоятельной езды или во время обучения сделать в занятиях небольшой, но заметный перерыв (характерный порядок - месяц-два), то после возобновления выясняется, что не только ничего не забылось, но и получаться стало лучше. А объяснение довольно простое - за время перерыва то, что вы раньше напряженно делали умом, то есть соображали, как же это делается, ушло в подсознание, или - в те же самые рефлексы. Но перерыв все же не должен быть очень большим. За год, например, вы скорее всего забудете все напрочь и обучение придется начинать почти сначала.
Водителю-новичку предписывается первое время ездить в сопровождении водителя более опытного. Инструктор не считается. Потому что, даже когда вы ездите с ним на своей машине и у него нет запасных педалей, вы все равно внутренне перекладываете всю ответственность на него, зная - если что, он вас до беды не допустит. Это работает сложившийся стереотип отношений, и тут ничего не поделаешь.
Поэтому, когда уроки с инструктором заканчиваются, в роли водителя более опытного чаще всего выступает собственный муж. И от него зависит очень многое. К сожалению.
Среди инструкторов-профессионалов имеет хождение термин: «ссадить с руля». Используется в основном в сочетании с существительным «муж». Примерно так: «И вот эта моя, уже ведь ездить начинала, и тут приходит - ни туда, ни в красную армию. Спрашиваю - в чем дело? Сама ездить пыталась? Да, говорит, вчера с мужем на даче решила потренироваться. И этот... за сорок минут мне ее начисто с руля ссадил - начинай теперь все сначала».
Хорошо еще, если есть такой инструктор. Чаще ведь «ссаждение с руля» происходит уже после окончания уроков, когда и поправить некому. Как это происходит? Очень просто.
Вы за рулем. Муж рядом. Он весь в образе опытного водителя: «Так! Теперь - третью! Третью, я говорю. Зачем ты тормозишь? Тут надо обгонять! Боишься обгонять - нечего было садиться! Слева! Да нет, не тот. Сзади! А-а-а! Смотри вперед! А направо ты поглядела, когда поворачивала? Давно уже надо было на вторую перейти! О-о-о! Ты видела этого, что тебя подрезал? А заранее видела? Тормози! Быстрее тормози! Черт, зачем ты так резко давишь на тормоз? Это делают плавно! Зеленый, трогай быстрее! В-вв! Как ты медленно трогаешь, смотри, вон тот синий был на три корпуса сзади, а обогнал тебя. Давай его догоним! Включи третью!»
Я уже устала, хоть и не за рулем сижу. Кроме подобного рода звуков мой личный муж еще все время норовил нервно взвыть от страха у меня над ухом, чем доводил меня, и без того находящуюся не в самом спокойном состоянии, просто до колик. Я уже и не знала, чего больше пугаюсь - ситуаций на дороге или его криков. Уж лучше, решила я, у меня будет поменьше поводов для страха. И стала ездить без мужа.
Если же вы ездите не с мужем, а с приятелем, то его острое желание зарычать будет бороться с нежеланием с вами поссориться, или даже с желанием вам понравиться. Кстати, отличный способ проверки глубины чувств. Хотя сколько-нибудь здравомыслящий приятель все-таки постарается под вежливым предлогом не подпустить вас к своей машине с самого начала.
Муж обучает жену вождению:
Если видишь зеленый свет, то езжай, если красный, то стой, а если видишь, что я бледнею, тут же жми на тормоз...
Но одной по первости все же очень страшно. Лучше всего в это время ездить с кем-нибудь, кто, даже не умея водить вообще, будет доброжелательно и спокойно к вам относиться. У меня отлично получалось путешествовать с мамой или с подружкой. Ни та, ни другая водить не умели, но мне вполне доверяли - а очень важно, чтобы кто-то верил в тебя в трудную минуту. Мама, будучи опытным пассажиром и кое-чего повидавшая, спокойно время от времени мне замечала: «Ты отлично вписалась в поворот», или: «Видишь, как хорошо мы успели к этому светофору - как раз зеленый». А подружка вообще не обращала внимания ни на дорогу, ни на мои действия, рассказывая что-то отвлеченное и увлекательное. Слушая ее, я вела машину рефлекторно - что в данном случае и требовалось. Естественно, маршруты в обоих случаях были все-таки мне знакомы и особой сложностью не отличались.
Честно говоря, мне было легче ездить даже с трехлетним сыном, чем с мужем. Ребенок в машине - не самый успокаивающий фактор, но если я знала, что он надежно пристегнут... Зато он все время говорил мне: «Мама, ты классно водишь! Лучше папы!»
То есть все, что нам реально нужно на первых наших самостоятельных километрах - это минимальная похвала и поддержка. И я искренне не могу понять, почему этих простых вещей так трудно добиться от мужчин.
Главное, мой муж вовсе не был водителем с огромным стажем. Он начал водить машину на моей памяти. И точно так же сперва боялся выезжать со двора. А уж чего стоила первая поездка на дачу! И я отлично помню, как сидела рядом с ним и изо всех сил его подбадривала. И сжимала зубы - молча - когда было действительно страшновато. А что я услышала от него? В-вв!
Наверное, мужчины просто по-другому устроены. То ли им жалко машину в чужие руки давать, то ли им обидно, что мы и тут можем с ними сравниться... В общем, если ваш муж не ведет себя подобным образом - он у вас выдающийся. А если ведет - то обыкновенный.
В тот день, когда дочка получила права, отец согласился проехать с ней первый раз. Счастливо улыбаясь, он прыгнул на заднее сиденье.
А почему бы тебе не сесть рядом со мной? - спросила дочка.
Я ждал этого момента с тех пор, как ты была маленькой, - ответил папа. - Теперь моя очередь сидеть сзади и колотить ногами по сиденью.
С мужем мы разобрались. А страхи все равно остаются. Я помню, как завтрашняя необходимость поездки на дачу способна была еще с вечера вывести меня из равновесия и помешать заснуть. Потом, по прошествии какого-то времени, я стала начинать нервничать, только подходя непосредственно к машине. Потом, еще погодя - только если предстояло ехать в незнакомое место. Потом - только если было известно, что там плохо с парковками. А потом я поняла, что мне все равно, куда и как ехать - я не боюсь. И непонятно, чего вообще боялась.
И в самом деле, чего мы боимся? Если не считать мужа.
Если попытаться перевести абстрактные страхи в конкретные словесные формы - кстати, это и есть один из способов, далеко не худший, от них избавиться - то получится примерно вот что.
Совесть
Ответственность. Когда понимаешь, что ты - крайняя и отвечаешь за все, что может произойти с машиной и пассажирами, откуда ни возьмись накатывает порыв жуткой неуверенности в себе. Как это я, да поеду сама, да что я умею, а вдруг что случится, и что тогда делать... У кого-то это может длиться долю секунды, а кто-то положит ключи от машины обратно в тумбочку и вызовет такси. Чтобы последний вариант все-таки не вошел в привычку, скажите себе - можно вслух, можно про себя, но твердо и уверенно: «Я взрослый человек и прекрасно понимаю, что делаю. У меня есть права, я взяла кучу уроков и умею водить машину. Пусть я не профессионал, но я вожу совершенно нормально. Ничего страшного со мной случиться не может, я знаю, куда мне ехать и я делала это не один раз».
После чего осмотрите машину, убедитесь, что с ней все в порядке - и не спеша поезжайте. Все будет хорошо.
У этой ситуации - страха ответственности - есть множество вариаций. С хитроумием восточных мудрецов мы можем при желании уговорить себя, что садиться за руль именно сегодня не стоит - погода плохая, ехать недалеко, машину оставить там негде, ничего тяжелого тащить не придется, муж свободен и может подвезти... Каждая отговорка сама по себе достойна уважения и оправданна, только помните - не сядете сегодня, завтра (или через полгода) будет еще страшнее, а ко всем доводам прибавится еще один: давно не садилась за руль, все перезабыла.
Почему вы мчитесь под колеса? Неужели вам не жаль нервов водителей? - стыдит женщину инспектор.
Пустое, - отмахивается та. - Моя машина за углом. Так что через секунду я и сама буду за рулем.
Придумайте себе жизненный принцип, согласно которому вы непременно едете на машине, когда вам нужно попасть дальше определенного места. Нарисуйте воображаемый круг: внутри него - могу пешком, могу на такси. Дальше - выбора нет, сажусь за руль.
Постарайтесь, чтобы радиус круга был все-таки не слишком велик, а то ведь можно и весь город очертить. И не переживайте по поводу своей излишней принципиальности. Вот увидите, ваш круг будет иметь стойкую тенденцию к сжатию. Известен также обратный эффект - когда на машине начинают ездить выкинуть пакет с мусором в ближайшую помойку. Вот с этим бороться будет уже сложнее.
Инцидент
Следующий страх - боязнь аварий. Особенно им страдают те, кто уже на собственном опыте знает, что это такое. Причем аварией при этом можно считать даже царапину на бампере, полученную от соприкосновения с железным столбиком при неловкой парковке. Оставим в стороне впечатления, полученные в результате обсуждений последствий аварии с мужем. Это, конечно, страшно само по себе, но про мужа мы уже все поняли. Рассмотрим прочие аспекты проблемы.
Самой женской природе присущи аккуратность и стремление к совершенству. По свойствам своей натуры женщина - эстет. Поэтому любое столкновение, звон и скрежет металла, обломки и осколки, некрасивые следы на блестящей поверхности могут глубоко травмировать женскую душу сами по себе, даже не говоря об иных возможных последствиях. Не всегда же сталкиваешься со столбиком. Даже самые вежливые и выдержанные водители при авариях являют обществу далеко не лучшие стороны своей души. Воспоминания обо всем этом способны долго вызывать дрожь по спине у впечатлительных женщин. И даже у менее трепетных особей в первое время после аварии стремление снова сесть за руль довольно резко ослабевает.
Чем тут можно утешить? Первая авария рано или поздно случается абсолютно у каждого водителя. У водителя-новичка она случается скорее рано. Именно потому, что водитель не слишком уверен в своих силах и никаких существенных нарушений не делает, первая авария, к счастью, как правило, не имеет серьезных последствий. Ни для машины, ни, что гораздо более важно, для ее пассажиров.
Интересный момент - среди причин, вызывающих страх за рулем, никто ни разу не назвал боязни погибнуть в катастрофе. Что это - недопонимание, беспечность, фатализм или жизнелюбие? Или, может, те, кто задумывается об этом, просто не садятся за руль вообще? А скорее всего, они думают обо всем так детально, что в целях самосохранения не выходят из дому и поэтому их никто никогда не встречал.
Что делать после аварии? Какие психотерапевтические меры помогут справиться со страхами и вернуться за руль?
Прежде всего, позаботьтесь уладить все формальности, если это необходимо. Часто удается обойтись и без этого (особенно если вы стукнули столбик), но тем не менее. Если некому препоручить, позаботьтесь о необходимом ремонте машины. Этим вы загладите свою перед ней вину и снимете с совести лишний груз. Очень грустно и стыдно бывает смотреть на покалеченного друга. Да и всевозможные хлопоты сами по себе являются лучшей терапией.
Как следует успокоившись - на это может уйти несколько дней, в зависимости от вашего темперамента и силы аварии - попробуйте спокойно разобраться в произошедшем и определить долю собственной вины. То, что она там есть непременно и равняется примерно половине, вопросом не является. Но пришла пора подробных оценок.
Что вы сделали неправильно? Могли ли вы этого не делать? Сделали ли вы все от вас зависящее, чтобы избежать столкновения? Вспомните свои действия как можно подробнее и проанализируйте их. Переберите в памяти все факторы риска и безопасности, которые, как вам кажется, могли бы иметь к вашему случаю отношение. Достаньте правила и перечитайте, что там говорится по вашему поводу. Сделайте правильный вывод.
Все, что с вами случилось, уже случилось. На своих ошибках учатся, как известно, только дураки, но не учиться на своих ошибках - идиотизм двойной. А то, что мы познаем на собственной шкуре, запоминается намертво. Именно это и зовется жизненным опытом.
Разобравшись во всем для себя, расскажите о происшествии кому-нибудь другому. Нужно выбрать человека, который хорошо к вам относится, не будет ругать, ставить в угол и отлучать от руля. Выговоритесь. Поплачьтесь, как вы испугались, какая бедная ваша поцарапанная машинка, какие все остальные, включая столбик на парковке, сволочи и мерзавцы. Пусть вас как следует пожалеют. Потом найдите в происшествии забавные стороны и посмейтесь над ними вместе.
Вспомните старую шоферскую присказку: «Первая царапина - по сердцу, остальные по железу». Глубоко выдохните и забудьте обо всем, кроме сделанных для себя выводов. Дождитесь погожего дня и садитесь за руль с легкой душой.
Неудобство
Кроме неуверенности в себе и боязни аварий многие женщины жалуются на сильные усталость и напряжение, которые вызывает у них вождение. «Все вроде умею и бояться ничего не боюсь. А за рулем очень напрягаюсь, все время - на нервах. Проеду всего ничего, до магазина, а устану - как после рабочего дня, вся шея болит. Зачем мне это нужно?»
Такие вопросы, по-хорошему, нужно было раньше себе задавать. А насчет усталости за рулем... Проверьте внимательно, действительно ли вам удобно сидится в машине. Понаклоняйте туда-сюда спинку сиденья, подвигайте его, измените наклон подголовника. Или поставьте его, если до сих пор не было. Не думайте, что я над вами издеваюсь - вы мне про душевные напряги, а я вам про подголовник. От вождения действительно болит и затекает шея, особенно на первых порах. И вы даже не представляете себе, насколько неудобство позы может сказываться на состоянии души. У меня самой сначала часто затекала ступня правой ноги, я от этого страшно нервничала, да и на газ давить было трудно. Среди детей даже термин родился: «У мамы опять в ноге затечка». И мне потребовалось приличное время, чтобы понять - сиденье можно отодвинуть и подальше, до педалей я все равно дотянусь.
Не спорю, ваша проблема с усталостью может крыться и глубже, но, прежде чем отказываться от вождения совсем, попробуйте мой простой рецепт. Как любит говорить моя мама, от дешевого лекарства вреда быть не может.
Красота
Очередной повод для страхов - чисто женский. Это боязнь предстать в глазах окружающих глупой, неловкой и смешной. Да, это и на дороге проявляется - что мы, за рулем женщинами быть перестаем? На фоне предыдущих примеров это, конечно, кажется смешным, да и навряд ли кто-нибудь перестал выезжать на дорогу только из-за этого, но проблема существует. Я и сама, помнится, нет-нет да и спрашивала у мужа: «Как тебе кажется, со стороны сильно заметно, что я за рулем всего два месяца? Или я уже прилично езжу?» Позвольте мне не приводить здесь его ответы.
Попавшая в больницу после аварии дама, забинтованная с головы до ног, спрашивает врача:
Скажите мне правду, доктор! Моя машина сильно пострадала?
Существует замечательная женская мудрость - не хочешь дать другим повода для сплетен, признай свой недостаток сама и выбей этим оружие у противниц. Применить это знание к дорожным условиям можно так.
Для обозначения новых водителей существуют специальные знаки, которые положено налеплять на заднее стекло. Официальный знак - буква «У» в треугольничке, но бывает и чайник, и женская туфелька. Знак не дает вам на дороге никаких существенных преимуществ, разве что другие водители постараются по возможности перестроиться от вас подальше - кто знает, что вы способны выкинуть. Точно так же наличие знака не оправдывает никаких ваших нарушений. Но пользу в смысле самоуспокоения такой знак принести способен. Так что если вас сильно волнует внешний вид и мнение окружающих - налепите на заднее стекло чайник и чувствуйте себя комфортно. Только помните - водителем-новичком вы считаетесь в течении года с момента получения прав. Потом вас перестанут понимать дорожные инспектора.
А если это любовь?
Есть еще прием для достижения комфорта во время езды. Не относитесь к машине, как к бездушному железному агрегату - это вам не компьютер. Шутка. Постарайтесь подружиться со своей машиной. Определите ее полово-возрастную принадлежность: кто она у вас - мальчик, девочка или старушка? Делайте ей время от времени что-нибудь приятное и старайтесь не обижать. Разговаривайте с ней во время езды - кстати, если в машине больше никого нет, это очень помогает независимо ни от чего. Если машина ответит вам симпатией, вам будет гораздо легче с ней управляться. Я не спятила и не шучу. Машины - живые. Они могут любить и ненавидеть.
Как лучше ухаживать за машиной?
У вас странный вкус. Но попробуйте для начала подарить ей цветы.
Наша самая первая машина, например, меня ненавидела. Муж нашел, выбрал и купил ее без моего участия. Мне она никогда не нравилась. Я ей тоже. А у мужа был с ней страстный роман - еще бы, она была у него первой. Вообще-то это была не она, а он. Старик с мерзким характером. По кличке «Старый козел».
Когда я тоже начала учиться водить машину, я делала несколько попыток на нем попрактиковаться. Он никогда, ни разу, не завелся под моей рукой. Чихал, хрипел, захлебывался бензином, но - ни в какую. То и дело начинал орать, то есть гудеть, призывая мужа на выручку.
Даже если муж сам заводил его и выкатывал для меня со стоянки, подлец, немного смирившись для вида, отъезжал чуть-чуть, выбирал момент поудобнее и глох. Он нарочно не отжимал сцепление, заедал педаль тормоза, а педаль газа, наоборот, всасывал в себя. И убедить мужа, что я не полная идиотка, а жертва саботажа, я не могла.
На все мои жалобы муж нордически замечал: «Научись лучше водить как следует, чем на бессловесную машину клепать».
И садился за руль сам. Довольный негодник, радостно урча, вез мужа, куда ему было угодно.
Даже когда я получила права, лучше не стало. Я бы никогда не научилась водить самостоятельно вообще, но меня спас случай.
Мы поехали за границу, и там ездили на рентованной машине. И я ездила, не хуже людей. По крайней мере, не хуже всех людей. Рентованная машина была новой и ухоженной. Вернувшись домой, муж в первый же день сел на козла и отправился по делам. А тот, видно, затаил на мужа зло за отлучку. Потому что, вернувшись, муж (сам!) сказал мне: «Знаешь, ты, видно, и правда водишь не так плохо, как притворяешься. У нашего старого козла действительно вздорный характер. Пожалуй, надо его сменить на кого-нибудь поновее».
А новую машину мы уже выбирали вместе. И относилась она ко мне хорошо.
Избавление от разнообразных страхов приходит с опытом. Опыт, как нам известно, растет вместе с количеством проеханных километров. Только не надо зацикливаться на этой идее и постоянно вычислять число километров по спидометру. И заветная тысяча - цифра весьма приблизительная, и километраж, когда о нем забываешь, быстрее растет. Между прочим, вы, сами того не зная, где-то половину наверняка уже накатали. Когда? А во время своих уроков вождения. Не верите - спросите у инструктора.
Так что выше голову, забудьте о страхах. С каждым разом вы будете ездить все лучше и лучше. А потом станете крутым асом и будете на всех смотреть с высоты собственного опыта. Не скоро, конечно, лет через...цать. А потом, в один прекрасный день, вы возьмете мужа под руку, позовете выросших детей, свистнете собаку и пойдете все вместе куда-нибудь прогуляться. Пешком. Потому что, когда вам уже не надо будет никому ничего доказывать, вы снова сможете позволить себе эту роскошь. В конце концов, любить свою машину можно чисто платонически.
| |
По статистике, больше 50% девушек, получивших водительское удостоверение - больше никогда не садятся за руль автомобиля. Все ограничивается вождением учебной машины в тандеме с инструктором по проверенным дорогам со скоростью 40км/час.
Почему так происходит? По каким причинам выражение «хочу водить, но боюсь» - все чаще имеет утвердительную форму? Как перестать бояться водить машину и стать полноправным участником дорожного движения – психология переживаний, их детальный разбор и целостное искоренение.
Боязнь вождения машины – психология возникновения страхов
Как и во время обучения на права, в схватке со страхами первоначально необходимо понять теорию – причины, затем приступить к практике – применять советы в жизни.
1. Страх неизвестности
Боязнь водить машину в зрелом возрасте – вполне объяснимо полным психологическим созреванием. Как ни крути, после этой отметки человек максимально чувствительно относится к окружающему миру. Более трепетно взаимодействует с другими людьми, понимает всю ответственность совершенных им поступков.
Любая непредвиденная ситуация воспринимается, как бесконтрольное будущее таящее в себе опасность. Вождение автомобиля в плотном городском трафике – кажется неподвластным действием. А представление этой ситуации приводит в шок, надежно закрепляя страх вождения в вашем мозге.
2. Синдром отличницы
Либо хорошо, либо никак! Получается – никогда и на общественном транспорте.
Этакий перфикционизм, желание делать все по максимуму – крайне часто становится «камнем преткновения» в процессе обучения водительскому искусству. Первые неудачи на дороге, сигнал клаксона от других участников движения, пронзительные агрессивные взгляды из машин проезжающих автомобилистов – гаечки, навсегда закрывающие дверь в мир вождения.
3. Боязнь выглядеть глупо
Продолжение, подкрепляющее предыдущие два страха. Так сказать, «шлифовка» опасений сесть за руль.
Уверены, вам кажется, что только опытные водители, прошедшие курсы «Формулы 1» обитают на наших дорогах. Если разворот, то очень быстро и маневренно, перестроение – ловко и максимально точно. Движение в узком пространстве? На скорости, мчась в сантиметре от рядом стоящих машин.
Куда вам до них, ведь с вашей скоростью и навыками со стороны вы выглядите, как ребенок, ведущий первый в жизни велосипед. А что, если при таком медленном и аккуратном движении вам кто-то посигналит?
Все пропало. Вы готовы провалиться сквозь землю, ведь уверены, что водитель в том автомобиле уже собрал всю нецензурную лексику. Причем, адресуя ее прямиком вам.
4. Опасение убить человека
«Автомобиль – это средство повышенной опасности» - так начинаются практически все книги, посвященные обучению ПДД. Такая мантра откладывается на подсознательном уровне, возбуждая новые рычаги страхов перед вождением авто.
Что вы будете делать, если вдруг что-то произойдет? Лучше сразу отказаться от таких рисков, пускай рискуют другие, а вы будете с другой стороны баррикад. Тем самым пешеходом!
5. Фобия повредить свое и чужое авто
Ладно свое, а вдруг, чужое! Это же сколько проблем и разбирательств будет впереди. Тем более, что делать, если такое случится? Как дозвониться до ГАИ и «оформить» аварию? И вообще, нужно ли ее регистрировать?
Вот уж точно гарантированно, когда передвигаешься на трамвае таких проблем не возникнет.
Усугубление страхов на психологическом уровне – YouTube и «бабы за рулем»
Узнали себя в нескольких пунктах или вовсе, собрали все воедино? Точно уверены, что вождение автомобиля – «не ваше дело» и проще вообще не садиться за руль, чем преодолевать такое количество страхов?
Уверены, придерживаясь советов, которые мы предложили ниже – от всех тревог не останется и следа. Ведь нужно понимать, что все это надуманное действо, надежно закрепленное в наших головах с самого детства.
Помните, как все подтрунивают над женщинами за рулем, пытаясь вставить искрометные шутки о женском вождении в любую программу или развлекательный ролик? А чего стоят анекдоты и целые подборки на YouTube «бабы за рулем»?
Вся эта информационная атака, в совокупности с «осторожным» женским мозгом – дает подобный эффект. Согласитесь, в век технологий, упрощенной системой вождения автомобиля, различными девайсами, вставленными в современные машины – нет необходимости переживать все это.
Пора выбираться из ямы страхов и действовать вопреки своим переживаниям. Тем более, от них не останется и следа после пары недель практики.
Как побороть страх водить машину женщине – практические советы
1. Понимание и принятие – у себя «в коконе»
Крайне важно осознавать, что все ловушки, включая страхи неизвестности и порицания со стороны других водителей – лишь ваши зажимы, сидящие только у вас в голове.
Готовы поспорить, тот водитель, который посигналил вам на перекрёстке – посигналил бы и самому опытному участнику дорожному движения. Такой вот торопыжка. Это вовсе не связано с тем, что вы новичок. Тем более, что водители вокруг этого даже не знают.
Понаблюдайте за потоком машин вокруг. Все сидят внутри своего авто. Слушают радио, пьют кофе или общаются с пассажирами. Им нет никакого дела до новичка на дороге. Они не хотят вас прижать, унизить или проучить. Единственное, что они контролируют – собственную безопасность и сохранность своего авто.
Преодолевая страх вождения, начните именно с этого пункта. Причем, будучи пешеходом. Просто позаглядывайте в проезжающие авто и реакцию водителей друг на друга. Убедитесь, что они не «тыкают пальцем» в других участников дорожного движения.
2. Предупреждение
Постарайтесь обезопасить себя и наклеить предупреждающий знак «новичок» на заднее стекло машины. В этом нет ничего зазорного, тем более, что по правилам он необходим для тех, чье водительское удостоверение моложе двух лет.
К слову, такой знак редко, кто замечает. Но, уверены, вам будет спокойнее.
3. Мало, но часто
Возьмите за правило ежедневно садиться за руль и проезжать некоторый путь, постоянно увеличивая расстояние. Мозгу необходимо осознать, что вы водитель и именно вы управляете транспортным средством.
4. Представление
Старайтесь как можно чаще представлять себя за рулем. Воображайте, что вы совершаете путешествия на длительные расстояния, ловко маневрируя в плотном потоке машин.
Это упражнение так же поможет преодолеть страх вождения машины, заставляя разум избавиться от разных зажимов и надуманных фобий.
5. Говорите о себе
Рассуждайте о вождении, будто вы опытный водитель. Внушайте себе уверенность в своих силах, а поправку на необходимость проработки навыков - аргументируйте будущем временем.
6. Узнаваемые места
Старайтесь водить по знакомым «тропинкам». Выезд на незнакомые трассы в первый период обучения – чреват пробуждением новых страхов на фоне каких-либо оплошностей. Ведь их гораздо проще совершить на незнакомой дороге.
7. Берите партнера
Если есть возможность пригласить подругу, сестру или сохраняющего спокойность мужа – сделайте это. Поразительно, но человеку гораздо проще переживать волнение в компании с близкими людьми.
8. Медленная езда
Возьмите за правило ездить медленно. Лучше несколько отставать от потока, чем наделать массу ошибок, влекущих за собой рождение новых страхов. К слову, при возникновении аварийной ситуации, неспешная скорость даст фору и время для обдумывания действий.
9. Отключите фантазию
Не представляйте себе сложные дорожные ситуации, которые могут возникнуть на пути вашего движения, которое планируется в будущем. Все намного проще. Помните, что ваш же мозг транслирует вам эту информацию на основе собранных годами страхов.
10. Не включайте музыку, не разговаривайте по телефону
Добавляйте эти опции по мере обучения. На первоначальных этапах крайне важна максимальная концентрация внимания и продумывание своих действий.
Психологи утверждают, что имеющийся страх перед вождением – гораздо лучше, чем его полное отсутствие. Волнения характеризуют человека, как ответственную личность, отдающую полный отчет в происходящем. У таких водителей максимально снижен риск аварий по халатности или патовых ситуаций из-за чрезмерной уверенности. Стоит только сдвинуться с «точки», как все сразу же пойдет по маслу.