Заправлять кондиционеры нужно регулярно - это обеспечит стабильную работу техники. Это делается не только в случае поломки техники, но и сразу же после установки - однако после монтажа системы климат-контроля заправку обычно выполняют мастера.
Главное правило - заправлять технику нужно после того, как остаток фреона был удален.
Работа кондиционера
Чем следует заправлять кондиционер и сколько вещества потребуется
Как и холодильники, кондиционеры заправляются фреоном, однако фреон в кондиционере используется специальный, предназначенный только для этого вида техники. Обычно используется тип марок.
Чаще всего для заправки кондиционера применяют 2 вида фреона:
- R-22 - это надежный хладагент с высоким КПД охлаждения, что выгодно отличает его среди других видов. При использовании данного типа вещества увеличивается расход электроэнергии, но кондиционер начинает работать и охлаждать помещение быстрее. Также подойдет его заменитель - R407с. Этот тип хладагентов содержит хлор.
- R-134 а - новый тип фреона, который не вредит окружающей среде, не содержит примесей и также характеризуется высоким КПД охлаждения. Однако его стоимость высока, поэтому используется этот хладагент редко. Этот тип фреона часто используют для заправки автомобиля.
- R-410А - озонобезопасный фреон.
Существуют следующие методы заправки:
- Заправка по массе. В таком случае нужно взвесить баллон с фреоном и вычислить необходимое количество, которое должно попасть в систему для нормальной работы кондиционера. Но для этого потребуется использовать специальные весы, а также провести вакуумирование внутри техники.
- Заправка по давлению. Для этого требуется манометрический коллектор. В этом случае нужно знать технические особенности, указанные в паспорте техники, а фреон вводят малыми порциями, чтобы контролировать процесс заполнения техники.
Есть еще один способ - заправка посредством разницы температур, но ее проводят только профессионалы.
После установки техники производители обычно заправляют устройство из расчета стандартной длины трассы прокачки, количество необходимого хладагента обычно указано в технической документации каждого кондиционера. Табличка с данными обычно находится на корпусе внешнего блока или на защитном кожухе кондиционера.
Точное количество фреона высчитывать не обязательно, достаточно знать приблизительное значение. Например, средняя длина трассы - от 3 до 5 м, а при заправке техники мощностью до 2кВт, необходимо будет использовать около 90 гр хладагента. Если мощность устройства 8-10 кВт, потребуется около 600 гр фреона.
Важно! Если трасса прокачки длиннее, то на каждый метр ее протяженности следует добавлять 15 гр хладагента.
Заправка кондиционера фреоном
Когда требуется заправка
Кондиционер, фреон в котором закончился, не сможет эффективно работать. Заметить это легко - чем больше времени требуется для охлаждения, тем меньше фреона осталось в устройстве. Причинами потери работоспособности сплит-системы являются загрязнения фильтров, узлов или других элементов, а также утечка хладагента, который, скорее всего, утекает через соединения. В этом случае требуется ремонт кондиционера, а затем будет проведена его заправка. В противном случае хладагент продолжит утекать.
Обычно бытовые кондиционеры нуждаются в заправке 1 раз, сразу после установки. Далее им уже нужна будет дозаправка, которую можно провести самостоятельно. Предварительно нужно определить, сколько фреона находится в кондиционере на данный момент, так как недостаточное количество жидкости не избавит от проблемы, а избыточное может привести к поломке техники.
Подготовка кондиционера к заправке
Перед проведением работ необходимо проверить систему и тщательно изучить последовательность действий, чтобы дозаправка кондиционера самостоятельно, своими руками прошла просто и безопасно. Проверять сплит-систему следует на отсутствие повреждений и причин для утечки хладагента.
Изучите пошаговую инструкцию, а также подготовьте специальное оборудование и материала для заправки. Тип фреона можно узнать в технической документации к кондиционеру, мы рекомендуем использовать 410 хладагент, однако его стоимость высока и такой вариант подойдет не каждому. Уточнить класс фреона можно также у продавца кондиционера.
Подготовка к заправке включает в себя:
- Поиск необходимого оборудования. В работе потребуется вакуумный насос с манометром и обратным клапаном, чтобы избежать попадания масла во фреоновую систему. Обычно такое оборудование можно взять напрокат, это дешевле, чем вызывать мастеров, а необходимости в его покупке нет.
- Изучение испарительных и конденсаторных трубок, проверка целостности фреоновой трассы.
- Осмотр системы и проверка герметичности соединений. Для этого в нее нужно закачать азот через редуктор с манометром. Азот должен быть в газообразном состоянии. Количество азота определить легко - он перестанет поступать в систему, когда она будет заполнена. Отслеживайте показания манометра, так можно будет понять, падает ли давление. Если не падает, то система целостная и утечки нет, а значит для нормальной работы кондиционера его необходимо просто дозаправить.
- После этого проводят вакуумацию, для нее потребуется коллектор и вакуумный насос. Включите насос и когда стрелка на манометре достигнет минимального значения, выключите его и закройте газовый вентиль.
Важно! После вакуумации не отключайте коллектор от кондиционера!
Пошаговая инструкция по заправке кондиционера самостоятельно
Для проведения работ потребуется следующее оборудование:
- Цифровые весы.
- Цифровые термометры.
- Набор ключей с 6-ю гранями.
- Манометрический коллектор. Можно использовать двух- или четырехпозиционный тип.
Манометр
Предпочтительнее использовать четырехпозиционный тип коллектора, так как при работе с двухпозиционным, необходимо будет переподключение устройства из-за образования воздушной пробки. Четырехпозиционный коллектор полностью герметичен, поэтому контакт с воздухом в процессе работы отсутствует.
Порядок действий:
- Первый этап: выпуск фреона. Откройте замки, которые находятся в сервисных штуцерах, и выпустите старый фреон. Когда весь газ выйдет, замки необходимо закрыть.
- Второй этап: подготовка баллона с фреоном. Баллон нужно поставить на весы, весы установить на ноль, после этого быстро открыть вентиль на нем и одновременно открыть жидкостный вентиль на коллекторе, чтобы выпустить лишний воздух из шланга.
- Третий этап: подготовка кондиционера. На кондиционере выставляется температура 18 градусов, техника работает на охлаждение. Теперь присоединяют манометр: на технике нужно найти самую большую трубку, которая отходит от внешнего блока, открутить ее и на это место присоединить манометр. Другой конец манометра присоединяется к баллону с фреоном.
- Четвертый этап: на коллекторе открывают газовый вентиль. Во время заправки в системе будет расти давление, а температура на термометре будет понижаться. Необходимо, чтобы давление возросло до показателя 5-8 бар.
Заключительный этап работ - проверка функциональности кондиционера.
Как работать с фреоном: меры предосторожности
При соблюдении правил, опасности в работе с фреоном нет. Вы можете заправлять кондиционер дома, следуя инструкции, и при правильном подходе, процесс пройдет безопасно.
Помните, что:
- При температуре 400 градусов, хладагент разлагается и выделяет хлористый водород и фосген.
- Хлоросодержащие марки хладагента могут вызвать раздражение слизистой и вредят организму в целом.
- Если в воздух попадет большое количество вещества, человек может отравиться газами.
- Если жидкий фреон попадет на кожу - он вызовет обморожение кожных покровов.
Чтобы обезопасить себя в процессе работы рекомендуется:
- Надевать тканевые перчатки и защитные очки - фреон, попавший в глаза, вызывает повреждение зрения.
- Следить за герметичностью системы и вентилей.
- Не работать в закрытом помещении.
Если хладагент попал на кожу или слизистую, место нужно сразу же промыть водой и обработать вазелином. Если у человека возникли признаки удушья или отравления, необходимо вывести его на свежий воздух и дать подышать кислородом в течение 30-40 минут, после этого симптомы пройдут.
Ремонт и дозаправка кондиционеров
Как часто нужно заправлять кондиционер
Если техника исправна, целостность не нарушена, то утечка хладагента происходить не должна. В таком случае дозаправка кондиционера дома требуется раз в 2-3 года.
Если же конструкция повреждена и фреон утекает, нужно сначала провести ремонт техники, слить фреон, а потом дозаправлять кондиционер. Причиной такой утечки может быть неправильный монтаж устройства, его повреждение в процессе транспортировки или слишком плотное прилегание трубок друг к другу. Иногда кондиционер перекачивает фреон, и он утекает по трубам внутри техники.
Почувствовать утечку фреона легко: работа устройства будет сопровождаться неприятным запахом газа, помещение будет охлаждаться очень медленно, а на внешней поверхности блока появится иней.
Самостоятельная заправка кондиционера фреоном поможет сэкономить немало денег - стоимость таких работ у специалистов достаточно велика.
После монтажа либо ремонта бытовой сплит-системы рабочий контур заполняется хладагентом – специальным веществом, испаряющимся при отрицательных температурах. Согласно опубликованным в интернете прайс-листам, цена данной услуги стартует от 2000 рублей (35 у. е.). Альтернативный вариант - сэкономить и решить проблему самостоятельно. Предлагаем рассмотреть 3 вопроса: когда становится нужна заправка кондиционера фреоном, сколько стоит аренда оборудования и как проделать работу своими руками.
Как часто заправлять домашний охладитель
Закачка фреона в сплит-систему производится в трех случаях:
- в процессе монтажа или переустановки на новое место;
- после ремонта, подразумевающего отключение фреоновых магистралей;
- в результате утечки хладона из контура.
Охладители — моноблоки значительно реже теряют газообразный фреон, нежели сплиты с внешними коммуникациямиДля справки. Мобильные и оконные кондиционеры, исполняемые в виде моноблока, практически не нуждаются в дополнительной заливке фреона. Короткие трубки, монтируемые на заводе, находятся внутри корпуса и недоступны «криворуким» установщикам. Другое дело – охладитель автомобиля, подвергающийся вибрации и гораздо чаще теряющий хладагент.
Вообще-то, после установки нового кондиционера заливать фреон нет нужды – производитель закачивает газ в наружный блок. Аналогично поступают грамотные мастера – при ремонте либо демонтаже сплита хладон перекачивается в теплообменник внешнего модуля. Первые два случая подразумевают потерю вещества из-за неудачных действий.
На недостаточное количество фреона в системе климатического агрегата указывают следующие признаки:
- снижается эффективность охлаждения – вентилятор внутреннего блока гонит теплый воздух;
- компрессор безостановочно работает в режиме полной нагрузки;
- инверторный кондиционер уходит в ошибку и часто отключается (дисплей показывает код неисправности);
- расположенный на внешнем блоке сервисный порт, куда приходит жидкостная магистраль, покрывается льдом;
- под воздействием давления фреона на прохудившемся соединении появилось масло;
- обмерзание испарителя внутреннего модуля.
Примечание. Сервисные порты сплит-системы находятся под крышкой на боковой стенке наружного блока. К ним подключены 2 магистрали, где фреон циркулирует в жидком и газообразном состоянии. Диаметр жидкостной трубки меньше, чем газовой.
Полный набор последствий — газовый сервисный порт в масле, жидкостный покрылся инеем, на фото справа – обмерзший испаритель внутреннего блока
На видео и сайтах компаний, занимающихся инсталляцией холодильных машин, встречается рекомендация: бытовые кондиционеры необходимо заправлять чуть ли не ежегодно. В действительности правильно установленный сплит спокойно служит без дозаправки по 3-5 лет, поскольку через надежные соединения большой объем хладона вытечь не может.
Если вышеперечисленные признаки наблюдаются часто, нужно разбирать стыки и проверять качество вальцовки. Заводской брак внутри агрегатов – редкость даже для «китайцев».
Отсюда совет: займитесь заправкой, когда это действительно необходимо. А вот надо ежегодно.
Оборудование и материалы для работы
Чтобы произвести самостоятельную заправку домашней сплит-системы, купите, а лучше – арендуйте небольшой набор оборудования:
- насос вакуумный двухступенчатый, оснащенный обратным клапаном;
- коллектор манометрический со смотровым окошком и комплектом шлангов;
- электронные напольные весы;
- ключи рожковые и шестигранники размером 5-8 мм (возможно, найдутся в домашнем хозяйстве).
Примечание. Модели насосов, оборудованные обратным клапаном, не «забрасывают» собственное масло внутрь фреонопроводов в процессе работы.
Дальше нужно правильно выбрать фреон для кондиционера, ориентируясь по заводскому шильдику на внешнем блоке либо инструкции по эксплуатации охладителя. В табличке указана марка хладагента и заправочная норма, выраженная в килограммах (или граммах).
При выборе типа хладона воспользуйтесь простыми рекомендациями:
- Покупайте фреон, указанный на бирке, другие марки не подойдут. Наиболее распространен двухкомпонентный газ R410а, реже встречается R22 либо R134a (в автомобилях). Хладон R12 считается устаревшим и потому снят с производства.
- Арендуя манометрический коллектор, обязательно сообщите марку используемого хладагента. Прибор и шланги, работавшие с фреоном R22, нельзя применять для заправки газа R410а, поскольку в них добавлены разные масла – на минеральной и синтетической основе соответственно.
- Для подсоединения манометрической станции к сервисным портам сплит-системы, работающей с хладагентом R410а, используется специальный переходник.
- Вес хладона рассчитывайте с запасом. На продувку шлангов уйдет примерно 50 грамм плюс 30 г на каждый лишний метр магистралей, если их длина превышает 3 м.
- Для большинства кондиционеров, установленных в квартирах, достаточно 1 кг фреона с учетом запаса. Можно взять в аренду вместе с баллоном либо купить в отдельной емкости.
Сифон позволяет закачивать жидкий хладагент через трубку, ставить емкость вверх дном не нужно
В некоторых типах баллонов предусмотрен встроенный сифон, изображенный на схеме. Такие резервуары не требуется переворачивать для заливки хладона в жидком состоянии. Осведомитесь о типе баллона у продавца либо арендодателя.
Уточнение. Баллоны, заряженные газом R410а, окрашены розовым цветом, фреоном R22 – зеленым.
Существует специализированный электронный прибор, обнаруживающий мелкие дефекты труб и соединений, - течеискатель фреона. Если эффективность охлаждения снизилась, но явных протечек в кондиционере не обнаружено, измеритель поможет найти свищ размером с человеческий волос. При необходимости прибор можно арендовать, покупать - дорого и бессмысленно.
Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:
- вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
- полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, - от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
- самый дорогой тип фреона - R410а - 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).
Примечание. Цены взяты по состоянию на 1 марта 2018 года. В скобках указан эквивалент в условных единицах, поскольку стоимость услуг меняется с течением времени.
Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.
Учтите ряд противоречивых факторов:
- Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
- Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
- Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
- Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
- Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.
Отсюда вывод: правильно сделанная самостоятельная закачка фреона предпочтительнее, нежели обращение в компанию, предоставляющую услуги по заниженной цене. Труд опытных специалистов стоит дорого.
Технология заправки по весу хладагента
Суть способа заключается в полной замене фреона – старый газ нужно спустить в атмосферу, а вместо него залить свежий хладон. Для новичков это наиболее приемлемый вариант – только опытный мастер способен определить остаток хладагента в системе и точно дозаправить недостающее количество. Другие способы закачки мы опишем ниже.
Присоединение коллектора к портам внешнего модуля
Совет. Перед заправкой устраните проблему, вызвавшую потерю старого газа. В идеале сплит-система должна пройти процедуру опрессовки азотом, закачанным под максимальным давлением, указанном в паспорте изделия (обычно 25-30 Бар).
Представляем инструкцию, как заправить кондиционер фреоном по весам:
- Слейте старый хладон в атмосферу любым удобным способом – через открученную трубку либо золотник сервисного порта. Выпускайте газ медленно, дабы не потерять масло. В процессе опорожнения шестигранником откройте оба крана, спрятанные под защитными гайками.
- Закройте краны и подсоедините к золотнику левый шланг манометрической станции (синего цвета). Убедитесь, что вентили коллектора тоже закрыты.
Схема подключения для вакуумирования
- Средний шланг желтого цвета подключите к штуцеру вакуумного насоса, запустите агрегат. Откройте левую задвижку низкого давления (слева на схеме) и следите за вакууметром – стрелка должна упасть ниже нуля и показать значение минус 1 Бар. Также откройте вентили сервисных портов.
- Вакуумируйте фреоновый контур в течение 20 минут. После остановки насоса выждите полчаса, наблюдая за манометром. Если стрелка двинется обратно к нулю, ищите протечку.
- Переключите шланг с насоса на баллон, закройте левый кран коллектора. Вентиль резервуара откройте на несколько оборотов и выполните продувку шланга фреоном. Операция проста: на 1 секунду приоткройте правую задвижку станции (высокого давления).
Заправочный сосуд подключается тем же шлангом, что и вакуумный насос
- Установите баллон на весы должным образом и обнулите показания дисплея. Снова откройте левый вентиль коллектора и отслеживайте уменьшение массы газа. Когда дисплей покажет требуемое количество хладона, кран закрывайте.
- Перекройте оба вентиля на сервисных портах, отсоедините от золотника патрубок и проверяйте сплит-систему на работоспособность.
Стандартный сосуд с хладагентом R410 необходимо переворачивать
Важный момент. Фреон R410а заливается только в жидком состоянии, поэтому баллон ставится на весы кверху дном. Во время заправки перетекание вещества легко увидеть в смотровом окошке коллектора. Если резервуар оборудован сифоном либо закачивается хладагент R22, переворачивать баллон не нужно.
В процессе работы важно не перепутать последовательность операций и случайно не открыть заправленного контура. Минимальное время вакуумирования – 20 мин, в течение указанного периода насос вытянет из системы не только воздух, но и влагу, способную нанести вред компрессору. Как нужно заправлять кондиционер фреоном R410а, смотрим на видео:
Другие способы закачки газа
Поскольку полная замена газа предполагает некие затраты, мастера – холодильщики применяют такие методы дозаправки фреона в сплит-систему:
- по температуре перегрева;
- по давлению хладона в работающем кондиционере;
- по току потребления компрессора.
Для доливки хладона очень важно понять, сколько газа осталось в контуре, компрессоре и обоих теплообменниках. Точный ответ дает лишь первый способ: с помощью контактного термометра либо дистанционного пирометра измеряется реальная температура фреона при работающем компрессоре и сопоставляется со значением нужной шкалы (точка закипания соответствующего хладагента), нанесенной на манометре станции.
На измеритель нанесены шкалы температур кипения хладагентов различных типов. Актуальный показатель давления - 5.4 Бар, фреон марки R22 должен закипеть при +8 °С
Если разница реальной температуры и значения, указываемого стрелкой на шкале, превышает 8 градусов, фреона в контуре недостаточно. Мастер добавляет хладагент небольшими порциями и снова измеряет температуру. Когда разница составляет менее 5 °С, имеет место перезаправка – нужно стравить лишний газ.
Поскольку давление хладона и ток в цепи компрессора зависит от многих факторов и постоянно меняется, точно определить остаток фреона нереально. Мы не рекомендуем новичкам пользоваться указанными методами, дабы не вывести из строя самый дорогостоящий агрегат – компрессор.
Скорее всего, самостоятельная дозаправка сплит-системы не принесет большого выигрыша в финансовом плане, только моральное удовлетворение и опыт, который пригодится в будущем. Чтобы не наделать ошибок, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
- Уделите пристальное внимание поиску утечек и вакуумированию. Лучше потратить время на медных трубок, чем снова потерять фреон.
- Не торопитесь и не забывайте закрывать вентили в нужной последовательности.
- Продувка шлангов от воздуха строго обязательна – попадания влаги и кислорода внутрь контура допускать нельзя.
- Перед отключением шлангов от кондиционера закройте вентиль баллона, а остаток из патрубков выпустите через манометрическую станцию.
У мастера – холодильщика процедура заливки отнимет не более часа, вам стоит выделить на выполнение работы вдвое больше времени. Посмотрите инструкцию по закачке фреона марки R22, представленную на последнем видео.
Кондиционеры сейчас установлены практически везде. Многие являются обладателями домашних агрегатов, но когда они не охлаждают помещение, возникает необходимость в его ремонте. В целях экономии сделать это можно самостоятельно – выполнить заправку хладагента, следуя инструкциям в статье.
Чем заправляется кондиционер?
При упоминании фреона, сразу проводится параллель с хладагентом холодильника, но для бытового охлаждения воздуха используется определенный его вид, отличный от применяемого в морозильных камерах. Так, наиболее часто используется фреон марок:
- R-22 – он проявил себя как наиболее надежный носитель, отличается высоким КПД охлаждения в отличие от аналогичных ему хладагентов марки R-8 и других. При их использовании выработка холода аппаратом может существенно уменьшиться, а расход электроэнергии – увеличиться.
- R-134 а – более новый вид фреона, является более безопасным для природы, так как не влияет на ее озоновый слой. Его сейчас применяют крайне редко из-за высокой стоимости.
Пошаговая инструкция заправки кондиционера
Перед заправкой нужно проверить целостность охладительной магистрали, просмотреть все ее трубки. Если всё в порядке, можно приступить к подготовительным работам по заправке:
- Опрессовка системы . Если внешне никаких отклонений не выявлено, то в систему нужно закачать газообразный азот. Это выполнимо при помощи редуктора и манометра . Когда объем кондиционера будет полностью заполнен, азот перестанет поступать в систему. При полной герметизации давление в агрегате будет постоянным, если же оно упадет, тогда утечка фреона происходит из-за повреждения трубок, которые следует запаять. В ином случае, если в системе всё герметично, то можно переходить к вакуумированию;
- Подключение вакуумного насоса . При выборе этого устройства нужно проверить, чтобы на нем имелся манометр и обратный клапан. Первый будет отвечать за давление, а второй – предотвратит попадание масла в фреон. Насос подключается к кондиционеру через коллектор. Перед его запуском на коллекторе нужно открутить газовый вентиль. Когда на манометре установится минимальное значение, необходимо будет задействовать насос, и перекрыть вентиль на коллекторе.
Ход заправочных работ сплит-системы:
- Подготовка оборудования . Для осуществления заправки нужны цифровые устройства – весы и термометр, набор ключей и манометрический коллектор . Лучше использовать четырехпозиционный коллектор, чтобы избежать переподключения и образования воздуха в трубке;
- Подготовить баллон с фреоном . Его нужно взвесить, а затем открыть на нем вентиль и тут же закрыть, чтобы спустить воздух из шланга;
- Подготовить кондиционер . На нем нужно выставить температуру 18 градусов и включить прибор на охлаждение помещения;
- Подключение манометра . На приборе нужно разыскать самую большую трубку, идущую от внешнего блока, открутить от нее колпачок и подсоединить к освобожденному месту манометр, а другой его конец уже подсоединен к баллону с фреоном;
- Процесс заправки . Давление должно расти, и когда оно составит 5-8 бар, нужно перекрыть вентиль на баллоне и манометре. Колпачок установить на место.
Чтобы узнать, сколько газа потребовалось для заправки климатической техники, нужно баллон вновь поместить на весы и сравнить массу с предыдущим показанием.
Совет: Все нужные инструменты для заправки можно взять на прокат в любом сервисе, обслуживающем кондиционеры. Оплатить эти затраты выйдет дешевле, чем вызвать на дом специалиста.
Как часто нужно заправлять кондиционер?
Утечка его из охладительной системы может происходить по нескольким причинам, но в основном хладагент теряется при транспортировке по медным трубам, расположенным между блоками устройства. Из-за этого необходимо периодически выполнять дозаправку носителя - даже старые модели кондиционеров требуют проводить это раз в 2 или 3 года.
В случае если трубки повреждены, фреон выходит из оборудования очень быстро. Их повреждения возникают при транспортировке оборудования, неправильном его монтаже или сильном прижатии трубок друг другу. Несмотря на то, что кондиционер не вибрирует при работе, все же задняя его стенка может повлиять на соприкосновение этих трубок. Если потери фреона вызваны с повреждением трубок, то его дозаправка без ремонта не поможет.
Увидеть и прочувствовать потерю фреона можно по нескольким явным признакам:
- На внешней части блока аппарата станет появляться иней.
- При включении кондиционера помещение, где он установлен, охлаждается очень медленно.
- Работа аппарата сопровождается запахом газа (см. также – как избавиться от неприятного запаха).
В любом из этих случаев нужно сразу же провести ремонт кондиционера или осуществить его заправку фреоном. Если этого не выполнить, то аппарат может перегреваться, а это приведет к его поломке.
Заправка кондиционера оконного типа (видео)
В наглядном материале мастер по ремонту бытовой техники рассказывает, как можно устранить утечку фреона и дозаправить его.
В рассматриваемом случае утечка фреона произошла из-за перетирания его трубок. Ремонт начинается с отсоединения трубок. На одной из них, выполненной из меди, имеется штуцер, через который впоследствии и будет происходить заправка фреона. Через этот патрубок хладагент нагнетался еще на заводе. Чтобы его заправить дома, нужно впаять в это ответвление клапан шредера.
Масса необходимого фреона нигде не указана, поэтому дозаправка будет осуществляться по давлению. При расправлении капиллярной трубки, она сломалась. Чтобы герметично соединить оба ее конца, понадобиться небольшой отрезок медной трубки с диаметром 6 мм. Она также предназначена для установки на кондиционер.
Подготовленный отрезок трубы насаживают сначала на один конец медной трубки, затем на другой и при помощи плоскогубцев зажимают промежуточную трубку, тем самым обеспечивая ее надежную установку, а затем запаивают это место.
Для заправки устройства выполняют такие шаги:
- Включают вакуумный насос;
- Открывают вентиль на коллекторе, используя двухпозиционный его вид;
- Радиаторы устройства вымывают до чистоты;
- Располагают на одной трубе резиновую самодельную прокладку, чтобы в будущем трубки не соприкасалась между собой;
- Помещают кондиционер в теплую комнату и заправляют фреоном.
Наглядный урок по заправке вы сможете увидеть в следующем ролике:
Заправку кондиционера можно провести самостоятельно, закупив предварительно фреон, а также взять в аренду необходимые инструменты. Чтобы не допустить ошибок, стоит последовательно выполнять все подготовительные шаги, а также непосредственные действия по заправке.
Вконтакте
Фреон - хладагент (хладон), используемый в кондиционерах (и другом холодильном оборудовании).
Он циркулирует по замкнутому коллектору по компрессионному циклу (то есть движение фреона обеспечивает компрессор).
В некоторых случаях бытовые кондиционеры требуется дозаправлять фреоном, или полностью заменять его.
Что делает фреон в кондиционере? (+видео)
Хладагент выходит из испарителя в виде пара с низким давлением и низкой температурой.
Компрессор повышает давление фреона до 15-20 атмосфер и температуру до +70-90º.
Хладагент поступает в конденсатор. Там он охлаждается и переходит в жидкое состояние, и выделяет тепло. В простых моделях кондиционеров это тепло отводится за пределы помещения. В моделях с обогревом - используется для отопления комнаты.
То есть именно фреон, циркулирующий внутри кондиционера - охлаждает и нагревает воздух в комнате.
Какой фреон используется в бытовых кондиционерах (+цена баллонов)?
Фреонов существует около 40 разных типов.
В бытовых (домашних) кондиционерах используются такие марки хладагентов:
R-407C. Дозаправить кондиционер с таким хладагентом нельзя, поскольку при утечке он меняет свой состав и теряет характеристики. Поэтому такие сплит-системы только полностью перезаправляются (старый фреон надо слить, а затем заправить новый). Баллон на 11.3 кг стоит около 6500 рублей.
R-410A. В отличие от R-407C – при утечке не теряет характеристик. Поэтому системы с этим хладагентом можно дозаправлять. Баллон весом 11.3 кг стоит около 8000 рублей.
R32. По теплопроводности и производительности - на 5% эффективнее, чем R-410A. Тоже не нуждается в полной замене - при утечке систему можно дозаправить, не сливая весь хладагент. Баллон весом 10 кг стоит около 8000-8500 рублей.
R22. С 2010 года этот хладагент запретили в США и Европе, с 2015 - в РФ (поскольку он вредит озоновому слою Земли). Если у вас старая сплит-система - она еще может работать на таком фреоне. Новые - производятся уже на других марках. В системы с хладагентом R22 можно заливать R-407C.
Цены примерные, актуальны на март 2019 (при курсе 66 рублей за 1$) .
Как узнать марку фреона в моем кондиционере?
Узнать, какой фреон залит в систему, можно такими способами:
Посмотреть в бумажной инструкции к кондиционеру, если она осталась.
Посмотреть название своей модели (на табличке сбоку внутреннего блока, или в инструкции), и загуглить характеристики хладагента.
На внутреннем блоке сплит-системы (который установлен в
Сколько фреона находится в кондиционере, и как рассчитать количество в зависимости от длины трассы?
В разные кондиционеры заправляется разное количество (объем) хладагента.
Таблица стандартных показателей:
Это - для стандартной длины трассы. У разных производителей и у кондиционеров разного класса длина трассы будет отличаться. В среднем - от 3 до 7 метров для моделей мощнее 12. Для 7-9 - трассы могут быть и короче. Точные данные указываются в инструкции к каждой модели.
Если трасса удлиненная, фреона понадобится больше. На каждый лишний 1 м добавляем по 15-20 г для моделей 7-9 класса, и по 20-30 г для 12-24.
Как часто и в каких случаях надо заправлять кондиционер?
Заправлять кондиционер нужно в таких случаях:
После установки или переустановки в новое место.
После ремонта, если в процессе отключались фреоновые магистрали.
Если произошла утечка из контура. Почти всегда дозаправлять кондиционер приходится из-за утечки.
Каждые 2 года (частота примерная, если система смонтирована правильно - то можно и реже). В среднем за 1 год эксплуатации теряется около 8% объема хладона.
Понять, что пришла пора замены - можно по качеству работы устройства.
Признаки утечки такие:
на наружном блоке появляется иней;
помещение охлаждается (или нагревается) медленнее, чем раньше (при примерно такой же температуре наружного воздуха); кондиционер при этом работает дольше (или вообще без перерывов), и его приходится нагружать сильнее;
инверторная модель может часто отключаться и показывать код неисправности;
при работе кондиционера появляется неприятный запах (не пыли).
Проверка давления фреона в кондиционере (видео)
Кто этим занимается и сколько стоит услуга?
И щите в своем городе компании, которые выполняют обслуживание климатической техники - они же могут заменить хладагент, или дозаправить систему.
Сколько стоит такая услуга примерно (для домашнего кондиционера класса «семерки» или «девятки»):
дозаправка: от 1500 рублей;
полная замена: от 2500 рублей.
Точнее стоимость скажет только мастер. Цена зависит от:
количества и марки хладагента в вашей сплит-системе;
состояния кондиционера (если есть утечка - сразу заправлять хладагент бессмысленно: он снова будет уходить - поэтому сначала проводится диагностика, ремонт, и только потом дозаправка).
2 способа определения количества фреона для заправки
Расчет количества можно выполнять по :
Давлению. Смотрят оптимальное давление хладагента (в характеристиках к вашей модели), затем меряют манометром текущее давление, и докачивают до нужного. Метод обычно применяют при утечке из-за длительной эксплуатации.
Массе. Применяется, если хладагент из системы надо полностью выкачать и заменить новым. Нужно подсчитать вес фреона (смотрим данные в характеристиках, и прибавляем длину трассы, если она больше оптимальной), и заправить нужное количество грамм. Для этого электронными весами сначала определяется масса полного баллона с фреоном.
Можно ли заправить кондиционер самому, и что для этого нужно? (+видео-обзор комплекта для заправки)
Д а, можно - работа это несложная.
Но невыгодная: фреон продается обычно большими баллонами, и вдобавок кроме него понадобится покупать оборудование для заправки. Поэтому в большинстве случаев лучше заплатить мастеру, чем работать самому.
Н о если вы все-таки решили справиться своими руками - вам понадобится:
Набор шестигранников (или разводной ключ)
Набор крестовых отверток.
Цифровые весы (с диапазоном до 15-20 кг).
Манометрический коллектор (станция). Это измерительный инструмент, контролирующий давление в сплит-системе. Можно использовать двух- или четырехпозиционный аппарат. Четырехпозиционный - удобнее и надежнее. Дешевая установка стоит от 2600-2800 рублей.
Баллон с фреоном подходящей марки.
Пошаговая инструкция по заправке кондиционера своими руками (+2 видео)
Как правильно заправить кондиционер своими руками:
Открываем окно и осматриваем наружный блок. Нужно найти на боковой стороне кожух, под который уходят 2 шланга.
Откручиваем винты, держащие кожух, под который входят 2 трубки, и снимаем его. По одной трубке - к наружному блоку подводится хладагент в газообразном состоянии. По второй трубке - из наружного блока отводится хладагент в жидком состоянии.
Сливаем старый хладагент в атмосферу - через золотник сервисного порта или через открученную трубку. Обязательно сливайте фреон медленно, чтобы не слить и масло. Для замены в домашних условиях неопытным человеком - самый приемлемый вариант: правильно рассчитать остаток для дозаправки у вас вряд ли получится.
К золотнику подключаем левый (синий) шланг манометрической станции.
Проверяем, что вентили коллектора закрыты.
Средний (желтый) шланг манометрической станции подключаем к штуцеру вакуумного насоса.
Открываем задвижку низкого давления и следим за показаниями: нужно, чтобы манометр показал -1 Бар.
Открываем вентили сервисных портов.
Вакуумируем контур на протяжении 20 минут. Когда давление опустится до -1 Бар - выжидаем еще минут 20-30: не будет ли стрелка подниматься обратно к 0? Если будет - значит, где-то в контуре есть протечка. Ее надо найти и устранить, иначе заправленный хладагент снова будет протекать.
Если протечек не найдено - через 30 минут после вакуумирования отключаем желтый шланг станции от насоса и подключаем к баллону с фреоном.
Закрываем левый кран коллектора.
Ставим баллон с фреоном на весы и запоминаем, сколько он весит сейчас.
Открываем вентиль на баллоне.
На 1 секунду открываем и потом закрываем правую задвижку на манометрической станции - чтобы продуть штанг (чтобы в шланге не осталось воздуха, который попадет в контур).
Открываем левый (синий) кран на станции. После этого фреон начнет поступать из баллона в контур кондиционера. Вес баллона - начнет уменьшаться. Следим, пока он не опустится до нужной отметки (то есть пока в контур не заправится столько газа, сколько нужно для вашей модели), и перекрываем синий кран.
Автокондиционер является агрегатом, создающим и поддерживающим в салоне автомобиля заданный микроклимат. Кондиционер авто, так же как и любое другое оборудование, требует своевременного обслуживания. Именно поэтому, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, требуется периодическая дозаправка кондиционера автомобиля, чистка системы кондиционирования , и ряд других процедур, предотвращающих выход его из строя. Те автовладельцы, которые часто пользуются кондиционером, скорее всего, уже не раз посещали сервис центры по его обслуживанию, уплачивая энную сумму денег (цена заправки кондиционера авто стартует от 1000 руб.). Однако на этой процедуре можно сэкономить, о том, как производится самостоятельная заправка автокондиционера и расскажем в нашей статье.
Разберемся с такими моментами:
- Какое нужно оборудование для заправки кондиционеров авто
- Как происходит заправка кондиционера в машине своими руками
Принцип работы автокондиционера
Принцип работы кондиционера в машине
Прежде чем приступать заправке кондиционера в машине своими руками, дабы процедура была успешной, желательно разобраться с устройством и принципом его работы. Система имеет три основные части:
- компрессор;
- конденсатор;
- испаритель.
Процесс кондиционирования происходит приблизительно так :
- Фреон, циркулирует по замкнутому контуру, проходя все 3 части.
- Компрессор кондиционера сжимает газ и повышает его температуру.
- Далее хладагент (уже горячий и под давлением) поступает в конденсатор, где он охлаждается и конденсируется (становится жидким).
- После чего фреон идет в контур с высоким давлением и подводится к расширительному клапану, где распыляется и попадает в испаритель.
- Именно в испарителе и происходит процесс охлаждения, поскольку там хладагент подвергается испарению, как следствие из воздуха отводится тепло, а он охлаждается.
- В замыкание кругооборота фреон снова поступает в компрессор (в виде холодного газа) по стороне низкого давления, а там процесс обратно повторяется.
Как часто заправлять кондиционер в машине?
В процессе работы автокондиционера происходит небольшая утечка фреона. Норма такой потери газа за 1 год может достигать до 15% . Так что, каждые три года , если не случалась разгерметизация контура, в машине требуется заправлять хладагент в кондиционер. А в том случае, когда автомобиль уже довольно старенький, естественная утечка еще больше, поэтому заправка может потребоваться на год чаще, но метод заправки будет аналогичным.
Когда имеется большая утечка фреона, заправлять кондиционер автомобиля не имеет смысла, нужно сначала определить поврежденный участок и устранить (это можно сделать только на специализированном сервисе с применением ультрафиолета). Поэтому прежде всего нужно проверить работоспособность автокондиционера .
Когда утечка фреона больше нормы, то, скорее всего:
- либо трубки системы кондиционера через механическое/коррозийное повреждение потеряли герметичность;
- либо внутри конденсатора появились коррозийные процессы.
Какой фреон в автомобильном кондиционере?
Виды хладагента применяемые в автокондиционерах
Ранее для заправки кондиционера использовали фторсодержащий фреон R-12 , хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный , в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а . Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена . Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.
Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.
Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g . Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера. Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению , отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.
Так как в гаражных условиях нет возможности узнать точное количество хладагента, то гораздо проще определить сколько нужно фреона для заправки машинного кондиционера по показаниям манометра.
Долив масла при заправке кондиционера
В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?
Ответ довольно прост - для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).
Вакуумирование кондиционера своими руками
Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера !
Вакуумирование кондиционера автомобиля
Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладагента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги - неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.
Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:
- Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
- Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
- Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.
После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.
Оборудование для заправки кондиционера авто
Самостоятельная заправка автокондиционера требует как базовых навыков, так и определенного комплекта оборудования. Поэтому, для проверки давление в системе и последующей заправки автомобильного кондиционера, нужно приобрести:
Набор оборудование для заправки кондиционера автомобиля
- метрологическую станцию;
- шланги;
- переходник с краном, позволяющий подключится к системе;
- баллон хладагента соответствующего типа (R-12 или R-134а).
Все необходимое оборудование для заправки кондиционера автомобилей своими руками можно приобрести в любом автомагазине.
Стандартный магазинный комплект для заправки подключается следующим образом:
- Баллон с фреоном, на нем имеется резьба и плоскость, которая прокалывается иглой во время подсоединении переходника (когда такой переходник с краником отсутствует, то нужно докупить отдельно).
- Соединительная муфта дает возможность подключить через тройник, манометр и шланг.
- Другой конец шланга подключается к метрологической станции (приобретается отдельно) к которой подсоединяется еще один шланг.
Как отличить где какой штуцер
Каким образом заправляется и как отличить, где какой штуцер?
Системы кондиционирования имеют две стороны: низкого (показана красной стрелкой) и высокого давления (на нее указывает синяя стрелка).
Заправка автокондционера производится в магистраль низкого давления, поэтому, первым делом вам понадобится найти нужный штуцер. Чтобы исключить заправку со стороны высокого давления, размеры входных отверстий различны. У некоторых моделей колпачки штуцеров обозначаются буквами «H» и «L» или имеют разный цвет.
При откручивании краника магистрали низкого давления, тщательно протирайте сам колпачок и участок трубки тряпкой, чтобы внутрь не попала пыль или мусор.
Этапы самостоятельной заправки автокондиционера
Заправка кондиционера авто своими руками - наглядное видео
Независимо от модели авто и внешнего вида узлов, общая инструкция по заправке кондиционера автомобиля будет аналогична.
Итак, чтобы заправить фреон в систему автокондиционера, делаем следующее:
- Очищаем от грязи защитный колпачок и участок магистрали низкого давления, затем открываем его.
- На заправочный штуцер надеваем шланг от собранного ранее оборудования.
- Инструкцией по заправке автокондиционеров предусмотрен запуск двигателя и поддержка 1500 оборотов. Держать их нужно для того, чтобы компрессор прокачивал фреон по магистралям. Поэтому на данном этапе либо нужна помощь, либо можно поместить что-нибудь под педаль газа.
- Включаем рециркуляцию воздуха по салону на максимум.
- Открываем краник магистрали низкого давления, перевернув баллон с хладагентом вверх дном, и потихоньку открываем вентиль. Кондиционер начинает заправляться (на работающем двигателе).
- Заправка кондиционера автомобиля сопровождается постоянным контролем показаний манометра.
Давление в магистрали низкого давления не должно превышать 285 кПа и в идеале должно составлять на 10 единиц меньше. Превышение максимально допустимого давления может привести к выходу из строя компрессора.
Чтобы понять правильно ли заправляется система, можно посмотреть в окошко фильтра-осушителя - если там не наблюдается пузырьков и видна прозрачная жидкость, значит, вы все делаете правильно.
- Как только в салон пойдет прохладный воздух (около 5-8 C°), а шланг возле штуцера низкого давления будет холодным, как лед, процедуру заправки кондиционера машины можно завершить.
Как продлить срок службы кондиционера на автомобиле?
Для продления работоспособности автокондиционера следует соблюдать простые рекомендации по самостоятельному обслуживанию:
- периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер);
- в зимний период заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц.
Как видите, самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной, и если нет необходимости или ремонтировать систему кондиционирования, то можно справится с обслуживанием своими руками. Хотя, естественно, чтобы была выгода от самостоятельных действий, нужно иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента, ведь его стоимость обойдется вам в ту же цену, что и заправка кондиционера на СТО. Поэтому данную процедуру выгодно делать при регулярном, раз в 2-3 года, обслуживании автокондиционера.