Не знаю как Вам, но мне кажется, что самым красивым и стильным русским автомобилем является спортивное купе Impression старейшего национального автомобильного бренда «Руссо-Балт» (Russo-Baltique) в новой современной ипостаси возрожденного в 2003 году, когда московской фирмой A:Level была зарегистрирована нынешняя «Компания РуссоБалт».
Impression был выпущен в прошлом году по факту 100 летнего юбилея марки и вполне отвечает высокой качественной планке продукции компании-предшественницы, автомобильного отделения знаменитого Путиловского завода, получившего в 1913 году титул поставщика двора Его Императорского Величества. Думается, что и главы нынешних королевских фамилий Европы не без удовольствия проехались бы в этом «имперском» по стилю купе, радиаторную решетку которого венчает медальон с двуглавым российским геральдическим орлом.
Дизайн купе разработал тбилисец Звиад Циколиа, сотрудничающий сейчас с “Peugeot”, а не так давно работавший с дизайнерами “Bugatti”. Кстати сказать, в дизайне Impression он использовал мотивы стилистических решений моделей Bugatti 50–60-х годов, а также шикарных авто «золотого века» – 20–30-х годов минувшего столетия, отличавшихся элегантной массивностью, легкой помпезностью и шокирующим комфортом. Директор «Компании Руссо-Балт» Иван Шишкин сообщил, что таких штучных машин на предприятии компании можно строить по два-три экземпляра в год, но, как принято в мире люксовых моделей, всего будет выпущено не более 15–18 Impression по цене около 1,5 млн. евро за штуку.
В машине действительно все по высшему разряду.
Стилистика дизайна экстерьера и интерьера модели, качество отделки и использованных материалов, ее насыщенность высокими технологиями из арсенала лимузинов премиум-класса – все это отмечено печатью перфекционизма. Так, приборная доска выполнена из цельного куска весьма редкого африканского дерева забрано, имеющего в срезе чередующиеся светлые и темные полосы.В гибридной карбоново-стальной платформе Impression использованы элементы платформы Mercedes-Benz AMG CL65, а вот под капотом установлен 555-сильный 12-цилиндровый битурбированный движок от Maybach, разгоняющий тяжелое купе-лимузин длиной более 5 метров до «сотки» за ничтожные 4 с, его максимальная скорость – 314 км/ч. Пневматическая подвеска купе активная, позволяющая менять величину дорожного просвета. Машина оснащена 6-скоростной АКП и «обута» в шины размера R22. Расход топлива в зависимости от стиля и условий езды от 11 до 35 л на 100 км.
Достаточно просто зайти в интернет, чтобы понять, как русские относятся к отечественным автомобилям: с горькой иронией. При этом мало кто знает, что меньше века назад русское автомобилестроение не только процветало, но и опережало зарубежное по всем параметрам.
Еще во времена Российской империи завод «Руссо-Балт» был знаменит на весь мир своими легковыми автомобилями: лимузины, фаэтоны и даже двухместные гоночные машины были известны своим качеством и роскошью. Об этом красноречиво говорит их цена: в то время, как европейские «Рено» и «Опель» стоили всего по 5000 рублей, «Руссо-Балт» модели С можно было приобрести только за 7500.
Эти автомобили можно без сомнений назвать гордостью Российской империи и благодаря победам в престижных ралли: например, Санкт-Петербург - Монте-Карло в 1912 и 1913 годах.
Более того, «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. О прочности этой машины говорит курьёзный случай, произошедший во время одного из пробегов: водитель наехал на избу; при этом изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым.
Сейчас многие водители жалуются на неудобства во время езды по российским «суровым» дорогам. В «Руссо-Балте» же все это было предусмотрено: подвеска задних колес была сделана особым образом, чтобы обеспечить удобную езду по булыжнику и грунтовым дорогам.
Кроме того, создатели позаботились и о суровой русской зиме: так как в то время не было шипованной резины, машина была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами с металлическими гребнями.
Разумеется, множество российских известных персон того времени не смогли устоять перед покупкой такого роскошного автомобиля: великий князь Константин Константинович Романов приобрел три «Руссо-балта», великая княжна Мария Павловна Романова премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын и многие другие-по одному автомобилю.
Так что же случилось с блестящим и успешным проектом под названием «Руссо-Балт»? Его печальная история началась во время Первой Мировой Войны: завод был эвакуирован из Риги в Москву. Однако последним ударом стала национализация «Руссо-Балта» в 1918 году по постановлению Совета Народных Комиссаров – после нее завод не производил почти ничего, кроме военной техники.
Тем не менее, легенда российского автопрома не была забыта. В 2002 году была предпринята попытка восстановить бренд, однако она не увенчалась успехом и была забыта, оставив после себя концепт «Руссо-Балт» Impression.
Как известно после революции 1917 года РБВЗ прекратил свое существование, и вот, спустя почти 90 лет после своего исчезновения, марка «Руссо-Балт» возвращается. Как и раньше, она будет строить шикарные автомобили по индивидуальным проектам, носящие тот же самый фирменный герб. Но всё остальное будет другим.
История возрождения «Руссо-Балт» началась в 2003 году. Тогда ателье A:Level, прославившееся своим автомобилем Volga V12 coupe, приступило к выполнению нового проекта. Была поставлена задача, построить автомобиль в стиле 30-х годов прошлого века. Был объявлен конкурс среди лучших дизайнеров России, который выиграл Звияд Циколия, именно его эскизы больше всего понравились и сотрудникам A:Level, и заказчику. Свой неоценимый вклад в разработку машины внёс и дизайнер компании Toyota Владимир Пирожков. Изначально автомобиль должен был носить эмблему A:Level. Однако чуть позже, уже по ходу его создания, компания A:Level приобрела права на марку «Руссо-Балт», и Impression решили делать под её именем.
При разработке автомобиля инженеры предусмотрели гибкость платформы, поэтому на Impression можно будет поставить узлы и от другого производителя. Работа над машиной велась на базе компании в Подмосковье. Поначалу всё шло хорошо, однако, вскоре стало ясно, что самой построить этот автомобиль A:Level не под силу. Тогда за помощью она обратилась к немецкой компании GERG, строящей концепты для немецких производителей и компоненты для болидов DTM и Формулы-1. Именно там её довели до ума, и там же она будет производиться. Но сами создатели говорят, что, поскольку Германия относится к числу балтийских стран, то никакого противоречия здесь нет. В конце концов, и Руссо-Балтийский вагонный завод тоже располагался не на территории нынешней России.
Автомобиль был готов уже к автосалону в Женеве, который прошёл в марте 2006 года. Но под стенд «Руссо-Балту» отвели далеко не самое лучшее место, поэтому от участия в выставке решили отказаться.
Производство автомобилей A:Level планирует начать, как только будут собраны минимум 10 заказов. Рыночную стоимость владельцы марки называть пока отказываются. Эксперты называют цену в 1,5 миллиона евро. Сборка Russo-Baltique Impression будет осуществляться на производственной базе Gerg GmbH, расположенной в окрестностях Мюнхена.
Вряд ли купе Russo-Baltique Impression приглянется нашим политическим деятелям, скорее оно заинтересует богатых коллекционеров эксклюзивных машин. Ведь таких автомобилей будет сделано максимум 10 15 штук. К слову, в планы компании входит и создание настоящего суперкара. А пока она будет производить это четырёхместное купе.
Автомобили марки "Русско-Балтийский", или "Руссо-Балт", выпускал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Его производственные мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года - в Москве и Таганроге. Завод изготовлял не только железнодорожные вагоны, но и сельскохозяйственные машины, стационарные нефтяные двигатели и аэропланы.
Первый автомобиль был готов в начале лета 1909 года. Его основой послужила машина малоизвестной бельгийской фирмы "Фондю" (Fondu). Конструктором "руссо-балтов" стал приглашенный из Бельгии инженер Жюльен Поттера (Julien Potterat), который работал в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. Вскоре на РБВЗ уже выпускали легковые машины семейств "К-12", "С-24" и "Е-15", а также три модели грузовиков "Д-24","М-24"и"Т-40". Наиболее массовой моделью являлась "С-24", на которую приходилось 55% общего выпуска.
"Руссо-балты" отличались прочностью и надежностью, свидетельством чему служили их успехи в ралли и дальних пробегах, в частности, на международных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян. Заслуживает внимания и тот факт, что один из экземпляров модели "С-24" серии III, выпущенный в 1910 году, за 4 года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Репутация машин РБВЗ была столь высокой, что два образца моделей "К-12" и "С-24" в 1913 году заказал Императорский гараж. Более того, 64% всех автомобилей завода приобрела русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.
Машины РБВЗ имели простую и прочную конструкцию. На них применялись отлитые из алюминия картеры двигателя и коробки передач, а также поршни. Колеса и шестерни трансмиссии вращались на шариковых подшипниках. На моделях "К-12" и "Е-15" цилиндры отливались в общем блоке, что было редкостью для тех времен.
Автомобили "Руссо-Балт" собирались крупными сериями, внутри которых существовала полная взаимозаменяемость деталей. Разные серии одной и той же модели имели порой существенные различия по мощности двигателя, количеству передач, колесной базе и устройству отдельных узлов. Размеры деталей указывались в метрической системе. Все узлы и детали РБВЗ изготовлял самостоятельно. Как показало проведенное военным министерством в конце 1910 года обследование, только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. Завод имел два экипажных отдела в Риге и Петербурге, где изготовлял однотипные кузова к своим машинам: Торпедо, фаэтон, лимузин, берлина, ландоле и другие. В 1910 году на Международной автомобильной выставке в Петербурге экспонировались 5 "руссо-балтов", а на следующем салоне 1913 года было выставлено 6 разных машин РБВЗ.
Руссо-Балт К-12
Машины модели "К-12/20" серии "V", изготовленные в 1911 году, имели мощность двигателя 20 л.с., что отражено в заводском обозначении. Автомобили модели "К-12/24" серии "XI", относящиеся к 1913 году, были мощнее - 24 л.с. Особенность конструкции "Руссо-Балта К-12/20" - цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели "С-24") расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Поскольку машины "К-12/20" являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими. Колесная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних-2655 мм.
Модель "К-12" была самой дешевой среди автомобилей РБВЗ, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование. Известно, что владельцами таких машин с кузовами ландоле стали известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель.
В общей сложности РБВЗ выпустил 141 автомобиль модели "К-12" в 5 сериях.
"Руссо-Балт К-12/20" серии "V" (1911) |
|
Двигатель: |
рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный |
Рабочий объем: |
|
Мощность: |
20 л.с. при 1500 об/мин |
Коробка передач: |
механическая 3-ступенчатая |
лонжеронная |
|
Подвеска: |
зависимая рессорная всех колес |
барабанные на задних колесах |
|
открытый 3-дверный 4-местный |
|
Руссо-Балт С-24
Самая дорогая легковая модель РБВЗ "С-24" выпускалась вплоть до 1918 года. Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались, как штабные в русской армии. На шасси "С-24" устанавливались также и другие кузова - роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные варианты - автосани.
Главной особенностью машин серии "С-24" являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.
Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880x120мм). Наследующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского "Зенит" (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л.с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.
За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей "С-24", из них 285 - с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов. Один "Руссо-Балт С-24" с кузовом ландоле поступил в Императорский гараж. Другие экземпляры находились в собственности известных людей, например, редактора журнала "Автомобиль" Андрея Нагеля, кораблестроителя, профессора Константина Боклевского, банкира Александра Путилова.
Руссо-Балт С-24/40 серии XIII (1913) |
|
Двигатель: |
рядный двухблочный 4-цилиндровый нижнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
|
Рабочий объем: |
|
Мощность: |
40 л.с. при 1500 об/мин |
Коробка передач: |
механическая 4-ступенчатая |
лонжеронная |
|
Подвеска: |
рессорная всех колес |
барабанные на задних колесах |
|
открытый или закрытый 6-местный |
|
Максимальная скорость: |
Полное название: | Русско-Балтийский вагонный завод |
Другие названия: | Руссо-Балт, РБВЗ |
Существование: | 1869 г. - наши дни. |
Расположение: | Лифляндская губерния: Рига |
Ключевые фигуры: | Иван Фрязиновский (директор) |
Продукция: | Легковые и гоночные автомобили |
Модельный ряд: |
Руссо-Балт К-12-20 Руссо-Балт тип С Руссо-Балт С24/30 дубль-фаэтон Руссо-Балт С24/40 Кегресс Руссо-Балт С24/55 (ч.1) / Руссо-Балт С24/55 (ч.2) Руссо-Балт С24/58 Руссо-Балт Л24/35 Руссо-Балт М24/35 Промбронь-С (1922-1926) Russo-Baltique Impression |
История автомобилей марки «Руссо-Балт» началась ещё в царские времена. Тогда в Российской империи был построен РБВЗ, что расшифровывается как «Русско-Балтийский вагонный завод». Из самого названия следует, что изначально основной продукцией завода были железнодорожные вагоны. Кроме того на РБВЗ делали машины для сельского хозяйства, аэропланы и работавшие на керосине двигатели.
Завод был очень крупным предприятием. Его отделения находились в разных городах, в том числе, в Риге, Твери, в северной столице. С развитием мощностей в 1916 году появились ещё два отделения – Таганрогское и Московское.
Первые автомобили завода
Автомобильный отдел завода был образован в 1908 г. в Риге. А в мае 1909 г. появился и первый автомобиль. Прототипом первенца послужил заграничный автомобиль неизвестной широкому кругу потребителей марки, выпускавшейся фирмой «Фондю» из Бельгии.
Для создания российского автомобиля на завод пригласили бельгийского конструктора Жюльена Поттера.
Немалый вклад в создание техники внесли и отечественные специалисты: Дмитрий Бондарев и Иван Фрязиновский. В результате тесного сотрудничества упомянутой тройки завод освоил выпуск целой серии автомобилей. На свет появились легковушки марок К-12, Е-15 и С-24. Параллельно велись разработки и грузовых машин, это: Т-40, М-24, Д-24. Наиболее востребованным стал легковой автомобиль С-24. Именно на эту марку приходилось порядка 55 % от всех выпускавшихся авто.
Руссо Балт до и после революции
Отличительными чертами выпущенных вагонным заводом автомобилей были исключительная прочность и надёжность. Российские машины участвовали в различных международных соревнованиях: пробегах и ралли. Они были в числе лучших в Монте –Карло и в Сан-Себастьян.
Когда говорят о надёжности машин, всегда вспоминают, как одна из легковушек марки С-24 выпуска 1910 г. умудрилась без серьёзных поломок пройти целых 80 тыс. км. Для того времени это было огромное достижение.
Заслуги завода были признаны на самом высоком уровне. Выразилось признание в заказе Императорским гаражом в 1913 г. двух изделий РБВЗ. Внимания удостоились С-24 и К-12. Большую часть автомобильной продукции (64 %) приобретала российская армия. Машины использовали и штабные работники, и медики. Кроме того, на шасси устанавливали бронированные кузова.
Конструкция машин была несложной, но очень прочной. Ряд основных деталей: картер двигателя, цилиндры и коробка передач изготавливались посредством литья из алюминия. Вращающиеся детали: шестерёнки передач и колёса насаживались на шариковые подшипники. Диковинка в виде отливки цилиндров совместно с блоком использовалась для К-12 и Е-15.
Выпускались автомобили большими партиями. Что примечательно, в авто одной партии детали были полностью взаимозаменяемы. А вот между партиями одной и той же модели существовали различия, притом весьма существенные. Они выражались в количестве передач, в силе двигателя, в конструкции отдельных сборочных единиц, в колёсной базе.
Для обозначения геометрических параметров деталей использовалась метрическая система.
Практически все части машин делали непосредственно на РБВЗ. Чего не выпускал вагоностроительный завод, так это шариковых подшипников и масляных манометров. Эти изделия, как и шины, приходилось приобретать на стороне.
Экипажные отделы завода располагались в Санкт Петербурге и в Риге. Каждый из отделов выпускал кузова к своим маркам машин. Если говорить о типах автомобильных кузовов, то их было несколько: сигарообразные торпедо, закрытые с жёсткой крышей лимузины, открытые с мягким верхом фаэтоны, популярные в Европе ландо и ряд других. На автовыставку 1910-го года, проходившую в Петербурге, РБВЗ направил сразу пять своих моделей. Спустя три года, на автошоу их было уже шесть штук.
Стране Советов легковые автомобили, видимо, не требовались. Их выпуск постепенно спадал и в 1926 году полностью прекратился. Заводские мощности в полном объёме перешли в подчинение оборонной промышленности.
Руссо-Балт возвращается
Решение о возрождении почти забытой марки было принято в 2003 г. Эмблемой Руссо-Балт начала прошлого века будут украшать эксклюзивные машины, которые планируется выпускать мелкими партиями. «Первой ласточкой» станет «Russo-Baltique Impression» с кузовом «купе». Новинка рассчитана на состоятельных коллекционеров. Планируемое к выпуску количество авто всего 1015 штук.
Марка Руссо-Балт восстала из прошлого благодаря автоателье A:Level.
В самом начале двухтысячных A:Level получило заказ на создание автомобиля в стиле ретро. Дизайн авто отбирали по конкурсу. Лучшим с точки зрения обеих сторон (заказчика и производителя) признали проект Звияда Циколия. «Приложил руку» к созданию авто и Владимир Пирожков – дизайнер фирмы «Тойота».
Изначально ателье планировало отметить Impression собственной эмблемой. Намерения изменились после приобретения компанией марки Руссо-Балт.
К производству машины приступили на Подмосковной базе компании. Прикупили агрегаты знаменитого «немца» Mercedes-Benz CL65 AMG и работа закипела. Однако, труженикам A:Level пришлось признать, что воплотить в жизнь задуманное без посторонней помощи не удастся. Руку помощи протянула компания GERG. Эта немецкая фирма имеет огромный опыт в строительстве компонентов болидов Формулы-1 и DTM. Производство на территории нашей страны было свёрнуто и полностью перенесено в Германию.
Разработчики считают, что никакого противоречия между названием авто и местом его изготовления не существует. С одной стороны, они причисляют Германию к странам Балтии, а с другой говорят, что штаб квартира РБВЗ находилась в Риге, которая в настоящее время никакого отношения к России не имеет.