Китаева Светлана Александровна
Должность:
мастер производственного обучения
Учебное заведение:
ГБПОУ "Дзержинский технический колледж"
Населённый пункт:
г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Техническое обслуживание системы зажигания автомобиля ВАЗ 2107"
Дата публикации:
19.02.2017
Раздел:
среднее профессиональное
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Дзержинский технический колледж
Учебный материал
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы
зажигания автомобиля»
Профессия: Автомеханик
Предмет: УП 01 ПМ 01 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобилей»
Выполнил: Китаева С.А
г. Дзержинск
Приложение № 1
Сведения из теории
Система зажигания служит для обеспечения надежного воспламенения рабочей
смеси (горючей смеси, перемешанной с остатками отработавших газов) в камерах
сгорания цилиндров двигателя в соответствии с порядком и режимом работы двигателя.
На автомобилях ВАЗ 2107 применяется контактная (классическая) система зажигания,
которая состоит из:
1. Аккумуляторной батареи;
2. Генератора;
3. Катушки зажигания;
4. Распределителя напряжения, который состоит из прерывателя тока низкого
напряжения и распределителя тока высокого напряжения;
5. Искровых свечей зажигания;
6. Выключателя зажигания;
7. Проводов высокого и низкого напряжения;
Принцип работы контактной системы зажигания
Схема системы зажигания состоит из двух электрических цепей:
Низкого напряжения (первичной);
Цепи высокого напряжения (вторичной);
В первичную цепь входят: источники тока, выключатель зажигания, дополнительное
сопротивление, первичная обмотка катушки зажигания, прерыватель цепи низкого
напряжения, конденсатор.
Во вторичную цепь - вторичная обмотка катушки зажигания, распределитель тока
высокого напряжения и свечи зажигания.
При включенном выключателе зажигания и замкнутых контактах прерывателя
низкого напряжения по первичной обмотке катушки зажигания проходит ток от
аккумуляторной батареи или генератора. Проходя по первичной обмотке катушки
зажигания, ток создает сильное магнитное поле. При размыкании контактов
прерывателя прерывается ток в цепи низкого напряжения, созданное магнитное поле
исчезает. При этом магнитное поле пересекает вторичную обмотку катушки зажигания,
и в ней индуктируется ток высокого напряжения. Ток подводится к ротору
распределителя зажигания, который вращается вместе с кулачком прерывателя. В
момент размыкания контактов прерывателя ток высокого напряжения поступает по
одному из контактов распределителя зажигания, которые соединены со свечами
зажигания. Искровой разряд между электродами свечи зажигания происходит в
цилиндре, в котором в это время заканчивается сжатие рабочей смеси, т.е. в
последовательности, соответствующей порядку работы двигателя.
Схема классической системы зажигания :
1 - свечи зажигания;
2 - прерыватель - распределитель зажигания;
3 - конденсатор;
4 - кулачок прерывателя;
5 - катушка зажигания;
6 - монтажный блок;
7 - реле зажигания;
8 - выключатель зажигания;
А - к клемме "30" генератора.
Бесконтактная система зажигания
С 1989 г. на части автомобилей устанавливается бесконтактная система
зажигания. У этой системы цепь питания первичной обмотки катушки зажигания
прерывается электронным коммутатором,
который размыкает и замыкает цепь за счет
запирания или отпирания выходного транзистора (т.е. без контактов).
Бесконтактная система зажигания состоит из:
1. Катушки зажигания;
2. Свечей зажигания;
3. Проводов высокого и низкого напряжения;
4. Электронного коммутатора;
5. Датчика - распределителя зажигания;
6. Выключателя зажигания;
Преимущества бесконтактной системы зажигания:
1. Позволяет повысить напряжение на электродах свечей и тем самым увеличить
энергию искрового разряда.
2. Уровень напряжения на свечах зажигания не снижается при малой частоте вращения
двигателя, поэтому улучшаются условия пуска двигателя.
3. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика,
расположенного в датчике-распределителе зажигания.
Рис 2. Схема бесконтактной системы зажигания:
1 - свечи зажигания; 8 - реле зажигания;
2 - датчик-распределитель зажигания; 9 – выключатель зажигания;
3 - экран; А – к клемме «30» генератора
4 - бесконтактный датчик;
5 - коммутатор;
6 - катушка зажигания;
7- монтажный блок;
Катушка зажигания – преобразует ток низкого напряжения 12 В в ток высокого
напряжения, который может достичь 16-20 кВ в контактной с системе зажигания и 20-
25 кВ в бесконтактной системе зажигания.
На автомобиле ВАЗ 2107 с контактной системой зажигания применяется
катушка зажигания типа Б-117 А. Катушка зажигания установлена в моторном отсеке
автомобиля и крепится гайками на двух шпильках к левому брызговику, представляет
собой трансформатор с магнитопроводом, состоящим из сердечника и наружного
магнитопровода, и двух обмоток - первичной и вторичной.
Прерыватель - распределитель зажигания служитдля прерывания тока в цепи
низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого
напряжения по свечам зажигания.
автомобилях ВАЗ-2107 применяется распределитель зажигания 30.3706. Первый
распределитель зажигания отличается от второго только длиной валика 21 и для
отличия на конце валика около шлицев имеет кольцевую канавку.
Датчик-распределитель зажигания – предназначен для выдачи управляющих
импульсов низкого напряжения на коммутатор и для распределения импульсов
высокого напряжения по свечам зажигания.
В бесконтактной системе зажигания для ВАЗ-2107 применяется датчик-
распределитель зажигания 38.3706.
Коммутатор – преобразует управляющие импульсы бесконтактного
микроэлектронного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Свеча зажигания – обеспечивает получение электрической искры в цилиндре
двигателя.
В автомобиле ВАЗ 2107 применяют неразборные свечи А 17 ДВ.
Буквы и цифры в маркировке свечи обозначают:
А – резьба М 14х1,25;
17 – калильное число;
Д – длина резьбы, равна 19 мм;
В – нижняя часть изолятора выступает из корпуса.
Выключатель зажигания – обеспечивает включение и выключение системы
зажигания, стартера, КИП и других приборов. На автомобиле ВАЗ2107 применяют
выключатели зажигания с противоугонным устройством марки ВК-347.
Контрольный лист № 1
Техническое обслуживание системы зажигания
Поддержание автомобилей в исправном состоянии и надлежащем виде
достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-
предупредительной системы обслуживания.
Сущность этой системы заключается в
том, что техническое обслуживание автомобилей является профилактическим и
проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги.
ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
2. Первое техническое обслуживание (ТО-1);
3. Второе техническое обслуживание (ТО-2)
4. Сезонное техническое обслуживание (СО) – 2 раза в год при подготовке автомобиля к
эксплуатации в холодное или теплое время года
Нормативы периодичности автомобиля «ВАЗ 2107»
ТО-1 – 4000 км. ТО-2 – 16000 км.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Неисправность
Причина
Метод устранения
Двигатель не запускается
1. Ток не проходит через
контакты прерывателя
1. Загрязнены, окислены или
пригорели контакты преры-
2. Увеличенный зазор между
между контактами;
3. Ослаблено крепление или
окислены наконечники
проводов в цепи низкого
напряжения;
4. Обрыв в проводах или
замыкание их «с массой»;
5. Неисправен выключатель
зажигания (не замыкаются
контакты);
6. Пробит конденсатор;
7. Обрыв в первичной
обмотке катушки зажигания;
1. Очистите контакты.
2. Отрегулируйте зазор
между контактами.
3. Проверьте провода и их
соединения.
4. Поврежденные провода
замените.
5. Проверьте, замените
неисправную контактную
часть выключателя.
6.Замените конденсатор.
7. Замените катушку
зажигания
2. Не размыкаются
контакты прерывателя
1. Нарушена регулировка
зазора между контактами
прерывателя;
2. Сильно изношена
текстолитовая колодка или
втулка рычажка прерывателя
3. Вышел из строя
1. Отрегулируйте зазор
между контактами.
2. Замените контактную
3. Замените подшипник или
подшипник подвижной
пластины прерывателя;
распределитель зажигания.
3. Не подается высокое
напряжение к свечам
зажигания
1. Неплотно посажены в
2. Оторвались или окислены
наконечники проводов
высокого напряжения;
Провода сильно загрязнены
или повреждена изоляция;
3. Износ контактного уголька
4. Утечка тока через
трещины или прогары в
крышке или роторе
распределителя зажигания;
5. Перегорание резистора в
6. Повреждена катушка
зажигания
1.Проверьте и восстановите
соединения.
2. Очистите загрязненные
контакты бензином, а
окисленные или обгорев-
шие - зачистите надфилем
или замените провода.
3. Проверьте и, при
необходимости, замените
4.Замените крышку и
ротор, если в них имеются
5.Замените резистор.
6.Замените катушку
зажигания.
Двигатель работает
неустойчиво или глохнет на
1. Слишком ранее зажигание
в цилиндрах двигателя из-за
нарушение угла опережения
зажигания
2. Большой зазор между
электродами зажигания;
3.Малый зазор между
контактами прерывателя
1. Проверить и, при
необходимости,
отрегулировать момент
зажигания.
2. Проверьте,
отрегулируйте зазор.
3.Отрегулируйте зазор
между контактами
Двигатель неравномерно и
неустойчиво работает при
большой частоте вращения
1. Ослабла пружина
подвижного контактного
прерывателя;
2. Большой зазор между
контактами прерывателя;
3. Ослабли пружины
грузиков регулятора
опережения зажигания в
распределителе зажигания
1.Замените контактную
2. Отрегулируйте зазор
между контактами.
3. Замените пружины,
проверьте работу
центробежного регулятора
на стенде.
Двигатель не развивает
полной мощности
1. Неправильная установка
момента зажигания;
2. Заедание грузиков
регулято-ра опережения
зажигания, ослабление
пружин грузиков;
3. Большой износ втулки
подвижного контакта
прерывателя;
1. Проверьте, отрегулируй-
те момент зажигания.
2. Проверьте, замените
поврежденные детали.
3. Проверьте, замените
контактную группу
ЕО –
1. Проверка работы системы зажигания на слух.
2. Проверка внешним осмотром состояния приборов системы зажигания;
ТО-1–
1. Проверка крепления приборов зажигания и соединительных проводов;
2. Очистка приборов от пыли и грязи;
3. Проверка и подтягивание крепления проводов на приборах;
4. Проверка целостности защитных резиновых колпачков на проводах
высокого напряжения;
ТО-2 –
1. Проверка катушки зажигания: сопротивление обмоток и сопротивление
изоляции;
2. Проверка свечей зажигания и, при необходимости, очистка от нагара;
3. Регулировка зазора между электродами свечей;
4. Проверка конденсатора;
5. Очистка внутренней поверхности крышки распределителя;
6. Проверка и, при необходимости, регулировка угла опережения
зажигания;
7. Проверка состояния контактов поверхности крышки распределителя;
8. Проверка состояния контактов прерывателя и, при необходимости,
регулировка зазора между ними;
9. Смазочные работы;
10. Установка зажигания;
СО – при подготовке к зимней эксплуатации:
1. Снятие с двигателя прерывателя-распределителя;
2. Обслуживание и проверка его на стенде;
Очистка прерывателя-распределителя .
Перед регулировкой зазора между контактами прерывателя необходимо
проверить состояние рабочей поверхности контактов. При наличии нагара
на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем.
Применять для этих целей шлифовальную шкурку нельзя, так как от нее на
контактах остаются абразивные частицы, которые могут привести к
искрообразованию и преждевременному выходу контактов из строя. После
зачистки контактов прерывателя проверяют и, при необходимости,
зачищают контакты в крышке распределителя и на роторе. Затем чистой,
смоченной бензином замшей или другим материалом, который не
оставляет волокон, протирают контакты прерывателя и ротора, наружную и
внутреннюю поверхности крышки распределителя.
Проверочные работы:
1. Проверка крышки распределителя.
При проверке обращают внимание на чистоту поверхности, отсутствие
трещин, надежность крепления зажимами к корпусу прерывателя.
Протереть крышку распределителя изнутри ветошью, смоченной
бензином, а если будет обнаружено замасливание - протереть диск и
контакты прерывателя. Н а внутренней поверхности не должно быть
следов нагара. Центральный контакт (уголек) должен перемещаться без
помех. При наличии трещин в крышке или роторе распределителя их
необходимо заменить.
2.Проверка конденсатора.
Для проверки вынимают провод высокого напряжения из центрального
зажима распределителя и устанавливают конец провода на расстоянии 7-10
мм от «массы». После этого снимают крышку и ротор распределителя и
включают зажигание. Пусковой рукояткой вращают коленчатый вал и
наблюдают за искрением между контактами прерывателя и проводом
высокого напряжения и «массой».
При неисправном конденсаторе между контактами наблюдается сильное
искрение, а между проводом высокого напряжения и «массой» не будет
искры или она будет нерегулярной при зазоре менее 4 мм.
3.Проверка катушки зажигания
1. Проверьте:
Сопротивление обмоток;
Сопротивление изоляции;
Сопротивление первичной обмотки при 20С º должно составлять 3,07-3,5
Ом, а вторичной обмотки 5500-9200 Ом.
Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 Мом.
У катушки зажигания 27.3705, применяемой в бесконтактной системе
зажигания, сопротивление первичные обмотки при 20 º С должно
составлять (0,45+-0,05) Ом, а вторичной обмотки (5+-0,5) кОм.
4. Проверка работы распределителя зажигания на стенде.
1. Установите распределитель зажигания на контрольно-испытательный
стенд для проверки приборов зажигания и соедините его
электродвигателем, частота вращения которого регулируется.
2. Выполните соединения с катушкой зажигания и с аккумуляторной
батареей стенда аналогично схеме системы зажигания. Четыре клеммы
крышки соедините с искровыми разрядниками, зазор между электродами
которых регулируется.
3. Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите
электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания
несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин-1.
4. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли
внутренних разрядов в распределителе. Они выявляются по звуку или по
ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.
5. Во время работы распределитель зажигания не должен производить
значительного шума при любой частоте вращения валика.
Проверка и установка момента зажигания.
Рис. 1 Метки для установки момента зажигания: 1 - метка ВМТ на шкиве коленчатого вала; 2
Метка опережения зажигания на 10°; 3 - метка опережения зажигания на 5°; 4 - метка
опережения зажигания на 0°
Для проверки момента зажигания имеется три метки 2, 3 и 4 (рис. 1) на
крышке механизма газораспределения и метка 1 на шкиве коленчатого
вала, соответствующая ВМТ поршня в первом и четвертом цилиндре при
совпадении с меткой 4 на крышке.
Проверить и установить момент зажигания можно с помощью
стробоскопа, действуя в следующем порядке:
Соедините зажим "плюс" стробоскопа с клеммой "плюс" аккумуляторной
батареи, зажим массы - с клеммой "минус" аккумуляторной батареи, а
зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения
1-го цилиндра;
Обозначьте мелом для лучшей видимости метку 1 на шкиве коленчатого
Запустите двигатель и прогрейте его, чтобы он работал на минимальных
оборотах холостого хода;
Направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив и проверьте,
соответствует ли положение метки шкива значениям угла опережения
зажигания.
6. Проверка исправности свечей зажигания.
Проверка предназначена для определения состояния электродов и
изолятора. Исправная свеча – сухая, цвет нижней части изолятора желто-
коричневый.
Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очистите
на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом.
Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как, он
появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы
зажигания. Свечи с черным нагаром просушивают, зачищают нижнюю
предметами, так как в бороздках царапин скапливается нагар,
шунтирующий электроды свечи. Прокаливание свечи приводит к
разрушению изолятора и герметика. Если на изоляторе свечи имеются
сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу
замените.
Регулировочные работы
Регулировка зазора между контактами прерывателя.
Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо,
вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое
положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты.
Проверить щупом величину зазора между контактами и, если оно
превышает заданную, ослабить стопорные винты крепления контактной
панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее,
установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.
2. Регулировка момента зажигания.
Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку
крепления распределителя зажигания и поверните его на необходимый
угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя
следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения - по
часовой стрелке. Затем снова проверьте установку момента зажигания
3. Регулировка зазора между электродами свечи зажигания.
После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами.
Зазор (0,5-0,6 мм) и (0,7-0,8 для обычной системе зажигания) между
электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять
зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на
боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор
регулируйте подгибанием только бокового электрода свечи.
Отрегулировав
зазор между электродами свечи до 0,6 мм, вверните ее в гнездо на стенде и
затяните динамометрическим ключом моментом 31-39 Н- м (3,2 - 4 кгс-
Испытание свечи зажигания на герметичность.
Вверните свечу в соответствующее гнездо на стенде, и затяните
динамометрическим ключом моментом 3,2 - 4 кгс. А затем создайте в
камере стенда давление 2 МПа (20 кгс/см²).
Накапайте из масленки на
свечу несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена,
то будут выходить пузырьки воздуха, обычно между изолятором и
корпусом свечи. Герметичность обеспечивается эластичной прокладкой
штуцера гнезда.
Замена свечей зажигания.
Заменять свечи в бесконтактной системе зажигания следует более часто по
сравнению с контактной системой - через каждые 15 000... 20 000 км
Для обеспечения надежного пуска двигателя с бесконтактной
системой зажигания в зимний период свечи зажигания, независимо от
употреблении рабочие свечи можно затем использовать в теплое время.
Смазочные работы.
Через 10000 км. пробега необходимо производить смазку оси подвижного
контакта и фетровую вставку маслом для двигателя. Через
20 000 км пробега надо залить 3-4 капли масла, применяемого для
двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя
зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия
заливного отверстия
Крепежные работы.
При обслуживании следует проверять крепление приборов системы
зажигания и соединительных проводов и, при необходимости надежно
закреплять их, предварительно проверив правильность установки
зажигания.
Производить крепление деталей системы зажигания согласно
требуемых моментов затяжек резьбовых соединений.
При замене свечей зажигания, во избежание срыва резьбы при
завертывании, свечу следует устанавливать в специальный свечной
ключ, а затем вместе с ключом - в отверстие головки цилиндров.
Легким поворотом руки вначале несколько влево, а затем вправо, без
большого нажима, ввертывать свечу, пока она легко не пойдет по резьбе,
после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для
облегчения последующего отворачивания свечей перед ввертыванием их в
блок желательно натереть резьбовую часть свечей графитным порошком.
Энциклопедия начинающего водителя Ханников Александр Александрович
Техническое обслуживание системы зажигания
Для правильной регулировки угла опережения зажигания в большинстве систем зажигания имеется три регулятора: ручной, центробежный и вакуумный.
Ручной регулятор опережения зажигания, так называемый октан-корректор, позволяет изменять угол опережения зажигания в зависимости от октанового числа используемого топлива. Центробежный регулирует угол опережения зажигания в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя независимо от его нагрузки. Вакуумный – в зависимости от нагрузки двигателя и независимо от скорости вращения коленчатого вала. Благодаря взаимодействию центробежного и вакуумного регуляторов обеспечивается установка угла опережения зажигания, соответствующего скорости вращения вала и нагрузке двигателя в данный момент.
Необходимость более раннего зажигания смеси связана с тем, что смесь должна воспламениться и по возможности полностью сгореть за короткое время одного хода поршня. Поэтому чем больше скорость вращения коленчатого вала, тем большим должно быть опережение зажигания. При слишком раннем зажигании или его опаздывании двигатель работает неправильно, в результате снижается мощность и до 30 % увеличивается расход топлива. Поэтому зажигание должно быть установлено в соответствии с данными предприятия – изготовителя двигателя. Устанавливают зажигание на станции техобслуживания при помощи стробоскопической лампы. В процессе эксплуатации автомобиля может произойти нарушение регулировки опережения зажигания. Начинающий водитель после некоторой тренировки может определить это на слух.
Если при движении на прямой передаче с небольшой скоростью резкое нажатие на педаль акселератора вызывает сильный звон, значит зажигание происходит слишком рано. Полное отсутствие звона в этом случае свидетельствует о запаздывании зажигания. При правильной установке зажигания должен быть слышен короткий, едва слышный звон.
В случае, если при всех попытках правильно установить зажигание, этого сделать не удается, следует искать причину неисправности в системе зажигания. К основным неисправностям системы зажигания относят: нарушение регулировки центробежного или вакуумного регуляторов, повреждение аппарата зажигания.
Прерыватель зажигания состоит из двух частей: неподвижной, которую называют наковальней, и подвижной – молоточка. Он служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения системы зажигания в определенные мо менты. Оба контакта заканчиваются наконечниками, изготовленными из тугоплавкого металла. Подвижный контакт, направляемый пружиной в сторону неподвижного контакта, опирается фибровой и турбаксовой подушечкой на кулачковую муфту вала распределителя зажигания. При неисправности прерывателя нарушается правильность установки зажигания, то есть происходит его преждевременное действие или запаздывание. И в том, и в другом случае происходит падение мощности двигателя и увеличивается расход топлива. Чем больше отклонение от нормального периода зажигания, тем в большей степени нарушается процесс сгорания смеси в двигателе и возрастает расход топлива. В том случае, когда цепь низкого напряжения прерывается до момента контактов прерывателя, в цилиндре происходит преждевременное зажигание смеси. Причиной преждевременного зажигания может быть износ контактов, из-за чего устанавливается большое расстояние между контактами, происходит ослабление пружины контакта, что в данном случае не обеспечивает соответствующего сближения контактов. В случае стирания фибровой или турбаксовой подушечки происходит более позднее отведение подвижного контакта от неподвижного, что приводит к запаздыванию зажигания смеси в цилиндре двигателя.
Неравномерный износ или подгорание контактов, в результате чего они не соприкасаются друг с другом всей своей поверхностью, является другой характерной неисправностью прерывателя. В результате неисправности изменяется ток в первичной обмотке катушки зажигания, что приводит к снижению напряжения в ее вторичной обмотке. При снижения напряжения возникают трудности с пуском двигателя, так как свечи зажигания дают слишком слабую искру, которая не обеспечивает зажигание смеси. В зажигании смеси возникают перерывы. Если при определенном ходе поршня зажигание не происходит, то из цилиндра выходит несгоревшая смесь, в связи с чем значительно увеличивается непроизвольный расход топлива. Поэтому при обслуживании следует проверять состояние прерывателя зажигания и его контактов, а также зазор между ними.
В случае неплотного прилегания контактов и если раковинки в них невелики, то их поверхность можно выровнять надфилем. При сильном износе наконечников контактов, упора или ослаблении пружины прерыватель подлежит замене.
Для того чтобы контактная система зажигания работала нормально, необходимо следить за чистотой всех входящих в нее приборов, за креплением проводов на приборах, за целостностью защитных колпачков на проводах высокого напряжения. Примерно через 10 тыс. км пробега необходимо снять крышку распределителя, протереть ее изнутри тряпочкой, смоченной в бензине, и, если будет обнаружено замасливание, протереть диск и контакты прерывателя. Смазать ось подвижного контакта и фетровую вставку маслом для двигателя, так как электрические разряды, возникающие при размыкании контактов прерывателя, приводят к их эрозии и коррозии. Эрозия сопровождается переносом металла с одного контакта на другой, коррозия – образованием на них токопроводящих пленок. Загрязнение контактов, как и нарушение зазора между ними, изменяет процесс искрообразования, а значит, вызывает пропуски зажигания в отдельных цилиндрах, что обусловливает неустойчивую работу двигателя, особенно в режиме холостого хода.
Через 20 тыс. км пробега надо залить 3–4 капли масла, применяемого для двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия заливного отверстия; осмотреть контакты прерывателя и при обнаружении окисления, неровностей и обгорания зачистить их; проверить и отрегулировать зазор между контактами прерывателя, после проделать эту же операцию с углом опережения зажигания; вывернуть свечи, при наличии нагара удалить его и отрегулировать зазоры между электродами свечей.
Примерно через 30 тыс. км пробега свечи рекомендуется заменить новыми. Чтобы избежать срыва резьбы при заворачивании, свечу следует устанавливать в специальный свечной ключ, а затем вместе с ключом – в отверстие головки цилиндров. Легким поворотом руки влево, а затем вправо без большого нажима ввернуть свечу, пока она легко не пойдет по резьбе, после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для облегчения последующего отворачивания свечей перед вворачиванием их в блок желательно натереть резьбовую часть графитным порошком или мягким графитным стержнем. Тонкий слой графита защитит резьбу и головки от пригорания и тем самым увеличит срок службы головки.
При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания необходимо проверить чистоту и крепление всех приборов и проводников. Следует тщательно протирать чистой тканью, смоченной в бензине, наружную и внутреннюю поверхности крышки-распределителя и ротора, зачищать электроды боковых клемм и токоразносную пластину ротора. Надо также протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных колпачков всех соединений. Запрещается снимать наконечники свечей с проводов и провода высокого напряжения, с крышки датчика-распределителя при горячем двигателе во избежание обрыва токопроводящей жилы, которая от нагревания становится более мягкой. Необходимо проверять плотность посадки проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя.
Заменять свечи в бесконтактной системе зажигания следует более часто по сравнению с контактной – примерно через каждые 15–20 тыс. км пробега.
Чтобы обеспечить надежный пуск двигателя с бесконтакной системой зажигания в зимний период, свечи зажигания независимо от их состояния рекомендуется заменять новыми, а бывшие в употреблении рабочие свечи можно затем использовать в теплое время года.
При установке свечей на автомобиль необходимо учитывать калильное число свечи, которое является важнейшей ее характеристикой, а также длину резьбовой части корпуса. Так, в маркировке свечей российского производства, например, А17ДВР, первая буква обозначает резьбу ее ввертываемой части (буква А соответствует резьбе М 14 х 1,25); две цифры (17) – калильное число свечи; вторая буква – длину резьбовой части корпуса (буква Д соответствует длине резьбовой части 19 мм, отсутствие буквы Д означает, что длина резьбовой части составляет 12,7 мм); буква В свидетельствует, что тепловой конус изолятора выступает за пределы торца корпуса свечи, а буква Р означает наличие помехоподавляющего резистора.
Иностранные фирмы применяют другую маркировку. Например, фирма «Бош» маркирует свечи следующим образом: WR7DCR. Первая буква означает резьбу: W – резьба М 14 х 1,25 с плоским уплотнением, SW 21 (где 21 – размер ключа под свечу); F – резьба М 14 х 1,25 с плоским уплотнением, SW16; М – резьба М 18 х 1, 5 с плоским уплотнением, SW25; Н – резьба М 14 х 1,25 с конусным уплотнением, SW16; D – резьба М 18 х 1, 25 с конусным уплотнением, SW21. Вторая буква (R) – свеча с помехоподавительным сопротивлением. Цифра 7 – калильное число, которое может изменяться от 6 («холодная») до 13 («горячая»). Третья буква (D) обозначает длину резьбовой части корпуса (А – длина резьбы 12,7 мм, В – длина резьбы 12,7 мм при выдвинутом тепловом корпусе изолятора, С – длина резьбы 19 мм, D – длина резьбы 19 мм при выдвинутом тепловом корпусе изолятора). Четвертая буква (С) обозначает материал центрального электрода (отсутствие буквы – центральный электрод из хромонике левого сплава, С – медно-никелевый электрод, Р – платиновый, S – серебряный, U – медный, О – стандартная свеча с усиленным центральным электродом). Шестая буква (R) – сопротивление обгорания, R = 1 кОм. Фирма «Беру» маркирует свечи иначе, например 14К7DUR. Первые две цифры (14) обозначают диаметр резьбы (М 14 х 1,25); первая буква (К) – конструктивный признак: К – конусная посадочная поверхность, R – наличие помехоподавительного резистора. Цифра 7 соответствует калильному числу. Вторая буква (D) обозначает длину резьбы. Третья (U) – материал электрода, а четвертая (R) – сопротивление обгоранию.
Значение калильного числа зависит от ряда показателей, конструктивных особенностей двигателя и, главным образом, от степени сжатия и применяемого топлива. На двигателях с высокой частотой вращения коленчатого вала и степенью сжатия ставятся свечи с большим калильным числом.
Чтобы двигатель работал нормально, температура нижней части изолятора должна быть в пределах 500–600 °C, что обеспечит самоочистку изолятора, то есть сгорание отлагающегося нагара. При этом на изоляторе образуются незначительные отложения светло-коричневого или сероватого цвета. Если температура изолятора ниже нормальной (свеча «холодная»), на нем и на корпусе свечи будет образовываться толстый слой черного нагара. В результате происходят утечка тока на корпус, перебои в работе свечи или ее полный отказ. Если же температура изолятора будет выше нормальной (свеча «горячая»), неизбежно возникновение калильного зажигания до появления искры между электродами свечи. Следовательно, чем выше калильное число, тем свеча «холоднее», чем ниже, тем «горячее». Это необходимо учитывать при подборе и установке импортных свечей.
При эксплуатации автомобиля неисправности свечей зажигания могут быть вызваны нагаром, забрызгиванием маслом и топливом. Возможны трещины в изоляторе, изменение зазора между электродами и их обгорание. Нагар и замасливание устраняют металлической щеткой и промывают свечи в бензине с последующей продувкой сжатым воздухом. Нельзя удалять нагар прожиганием свечей в огне, так как можно повредить изолятор.
Зазор между электродами свечи составляет 0,5–0,6 мм для обычной и 0,7–0,8 мм для транзисторной системы зажигания. Его проверяют специальным круглым щупом, а при отсутствии – стальной проволокой соответствующего диаметра. Регулируют зазор подгибанием или отгибанием бокового электрода.
Цвет изолятора от светло-серого до светло-коричневого, чистый корпус и неизношенные электроды свидетельствуют о соответствии свечи данному двигателю и его нормальной работе. Черный сухой нагар на свече означает, что она «холодная» и не соответствует данному двигателю либо переобогащена рабочая смесь. Заброс изолятора и корпуса свечи маслом или черным влажным нагаром является признаком несоответствия «холодной» свечи данному двигателю либо попадания масла через изношенные поршневые кольца на свечу. Выгоревшие электроды указывают на перегрев «горячей» свечи, вызванный ее несоответствием данному двигателю, на неправильность установки зажигания, применение низкооктанового бензина.
Чтобы обнаружить неисправную свечу, следует последовательно отключить свечи при работе двигателя на холостом ходу. Свеча выключается при снятии с нее наконечника с проводом высокого напряжения. При отключении неисправной свечи двигатель продолжает работать с теми же перерывами, что и до ее отключения. При отключении нормальной свечи неравномерность работы двигателя усиливается. Вынимают свечи только при холодном двигателе или при температуре двигателя, близкой к температуре тела. Если вывинчивать свечи зажигания при горячем двигателе, резьба свечей, находящихся на головке блока цилиндров, может порвать нарезку. Обычно для вывинчивания применяют специальный ключ. Прежде чем вынимать сами свечи, следует вынуть из них штепсель провода высокого напряжения. При этом за кабели зажигания тянуть нельзя.
Основными неисправностями катушки зажигания являются трещины бакелитовой крышки, междувитковое замыкание в первичной обмотке и пробой изоляции во вторичной обмотке. Повреждение обмоток катушки обычно возникает из-за ее перегрева, а чаще всего из-за работы зажигания в течение долгого времени после выключения двигателя.
Для проверки катушки зажигания следует подвести к головке цилиндра на расстояние около 4 мм конец провода, вынутого из центрального гнезда крышки, включить зажигание и развести контакты прерывателя. Если искры нет, свечу нужно заменить.
Для проверки конденсатора нужно отсоединить его провод от корпуса распределителя зажигания и соединить его с проводом высокого напряжения катушки зажигания. Затем зажигание включают, вручную несколько раз размыкают контакты прерывателя и после этого приближают конец провода конденсатора к его корпусу. Отсутствие искры свидетельствует о неисправности конденсатора, который заменяют на новый.
Если в крышке распределителя имеются трещины, их легко обнаружить при осмотре; пробивание тока, как правило, можно заметить только в темноте. Поврежденные крышку или ротор распределителя необходимо заменить.
При осмотре и обслуживании автомобиля следует обращать внимание на надежность крепления проводов и состояние их изоляции. Провода должны быть чистыми, гибкими, надежно закрепленными. На них не должно быть следов повреждений, коррозии и грязи. Нельзя, чтобы на их оплетке оставались капли масла, бензина или других технических жидкостей. Если оплетка влажная, ее нужно протереть чистой тканью. При обнаружении на изоляции проводов трещинок поврежденные места необходимо обмотать клейкой лентой и при первой возможности провода заменить.
Во время движения автомобиля у плохо закрепленных проводов быстро стирается изоляция. Нарушение изоляции проводов высокого и низкого напряжения происходит также в результате попадания на них бензина, масла, капель электролита, горячей воды или из-за механических повреждений. При повреждении изоляции в электрических цепях возникает замыкания. Конечно, в этом случае искры на свечах не будет и двигатель не запустится.
Если после проверки всей системы зажигания двигатель все равно запускается с трудом, остается проверить, исправен ли замок зажигания. Для проверки исправности замка зажигания необходимо подсоединить один конец провода лампы-переноски к «массе» автомобиля, а другой – к клемме замка зажигания и включить зажигание. Если лампа не горит или горит вполнакала – замок зажигания неисправен. Разбирать его самостоятельно не рекомендуется.
При обслуживании и ремонте автомобиля, оснащенного электронной системой зажигания, нужно строго соблюдать правила техники безопасности:
отсоединять провода системы зажигания, а также провода измерительных приборов можно только при выключенном зажигании; нельзя касаться кабеля «массы» или отсоединять его при работающем двигателе; нельзя при работающем двигателе отсоединять провода от клемм аккумулятора; нельзя подсоединять к отрицательной клемме конденсатор гашения помех или какую-либо контрольную лампу; нельзя устанавливать в бесконтактную систему зажигания катушку зажигания другой модели, а тем более предназначенную для контактной системы зажигания; нельзя проверять работоспособность элементов системы на искру; двигатель следует мыть только при выключенном зажигании; нельзя прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения;
люди, пользующиеся сердечным стимулятором, не должны производить работ с электронным устройством зажигания;
запускать двигатель сразу после нагревания его до температуры выше +80 °C (после покраски, обработки струей пара и др.) запрещается.
При проверке компрессии прежде чем запустить двигатель стартером, необходимо отключить зажигание, сняв кабель высокого напряжения с распределителем зажигания, и вспомогательным проводом соединить его с массой. Вспомогательный провод должен иметь такое же сечение, как и кабель зажигания.
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ Из книги Энциклопедия начинающего водителя автора Ханников Александр АлександровичТехническое обслуживание автомобиля Необходимость технического обслуживания автомобиля Безопасная, безаварийная работа автомобиля во многом обеспечивается правильным техническим обслуживанием. Начинающий водитель должен знать, как заботиться, как обслуживать,
Из книги Управление персоналом автора Доскова ЛюдмилаТехническое обслуживание двигателя Мойка двигателя. Моют двигатель по двум причинам – во-первых, из-за того, что постоянно высокая температура двигателя способствует образованию прочной и плотной пленки из масла, пыли и грязи, которая нарушает теплообмен между
Из книги Справочник по проектированию электрических сетей автора Карапетян И. Г.Техническое обслуживание трансмиссии
Из книги Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации автора Редакционная коллегия "Метро"Техническое обслуживание рулевого управления Объем работ при обслуживании механизмов рулевого управления (рис. 27) определяется видом технического обслуживания.Неисправности рулевого управления влияют на управляемость автомобиля и, соответственно, на безопасность
Из книги Переносный зенитный ракетный комплекс «Стрела-2» автора Министерство обороны СССРТехническое обслуживание ходовой части Техническое состояние автомобиля значительно ухудшают различные неисправности и отказы ходовой части. Так, в передней подвеске возможны изгибы балки, верхнего и нижнего рычагов, износ верхнего и нижнего шаровых пальцев, сухарей,
Из книги 40-мм ручной противопехотный гранатомет 6Г30 автора МО РФТехническое обслуживание тормозной системы Из-за неисправностей тормозной системы автомобиля дорожно-транспортные происшествия составляют почти 45 % всех аварий, происходящих по техническим причинам. Чтобы не пополнять печальные ряды статистики, начинающий водитель
Из книги автораТехническое обслуживание кузова Техническое обслуживание кузова заключается в поддержании его в чистоте, а также уходе за лакокрасочным покрытием. Пыль с обивки подушек и сидений следует удалять пылесосом, избавиться от жирных пятен на обивке помогут специальные
Из книги автора Из книги автора5.2.7. Ремонт, техническое и оперативное обслуживание Организация эксплуатации ПС должна основываться на следующем:оперативное управление осуществляется из удаленного центра управления, при необходимости - с АРМ на ПС;профилактические и аварийно-восстановительные
Из книги автораТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ УСТРОЙСТВ СЦБ И СВЯЗИ 6.49. Аппараты СЦБ, осуществляющие различного рода зависимости, должны быть закрыты и запломбированы. Вскрытие их допускается производить только уполномоченным на то работникам службы сигнализации и связи с обязательной
Из книги автораТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭСКАЛАТОРОВ 8.10. При местном управлении пуск эскалаторов для перевозки пассажиров производится с верхнего или нижнего пульта управления, которые должны быть доступны только обслуживающему, персоналу.8.11. Дистанционное или
Из книги автораГЛАВА 14 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 14.1. Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения.Требования к техническому состоянию
Из книги автора Из книги автора Из книги автора3 Техническое обслуживание гранатомета 3.1 Общие указанияДля поддержания гранатомета в постоянной исправности и готовности к немедленному использованию систематически проводятся различные виды технического обслуживания. Основными работами при техническом
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТАТОЧНОЙ МОЩНОСТИ И БЕСПЕРЕБОЙНОСТИ ИСКРООБРАЗОВАНИЯ НА СВЕЧАХ
при этом наблюдается затрудненный запуск и неустойчивая работа даже прогретого двигателя, снижение его мощности и экономичности, или ток высокого напряжения вообще не поступает на свечи и происходит полный отказ в работе системы зажигания.
Причины:
неисправность контактной группы включения в замке зажигания происходит обычно при окислении или обгорании контактов (например, при длительном одноразовом включении стартера);
обрыв в первичной цепи в т.ч. окисление или повреждение клемм;
электрический пробой крышек распределителя или катушки зажигания происходит при образовании трещин, обломов или при загрязнении их (сильная утечка тока происходит через образующиеся в микротрещинах грязевые отложения с металлической пылью);
пробой изоляции, замасливание, загрязнение или отсыревание проводов высокого напряжения например, при длительных стоянках при повышенной влажности воздуха;
пробой на массу или отложение большого количества нагара на электродах свечей. Нагар образуется в основном при попадании масла в камеры сгорания, причем при сильном проявлении вышеуказанных причин может произойти полный отказ искрообразования как на отдельных (при пробое на массу), так и на всех свечах двигателя;
несоответствие норме зазора между электродами свечей. При слишком большом зазоре (особенно в зимнее время при низких температурах) наблюдается неустойчивое искрообразование (пропуски в зажигании), при этом увеличивается возможность пробоя свечей на массу;
снижение вторичного напряжения катушки зажигания ;
обрыв или пробой изоляции проводов (межвитковое замыкание) в первичной или начальных витках вторичной обмотки. Этому способствует старение изоляционного лака проводов при высокой температуре, наблюдающейся в катушках зажигания при работе (именно поэтому не рекомендуется оставлять на продолжительный период включенным зажигание без пуска двигателя);
обрывы в электрической цепи обмоток чаще всего в местах пайки соединений;
перегорание добавочного сопротивления или дополнительного резистора;
неисправная работа прерывателя-распределителя:
пробой конденсатора (в контактных системах зажигания);
слишком маленький зазор между контактами (в разомкнутом состоянии). При этом на больших и средних частотах нет четкости в размыкании первичной цепи, в результате исчезновение магнитного поля первичной обмотки катушки получается смазанным и во вторичной обмотке при этом не индуктируется ЭДС достаточной мощности (снижается вторичное напряжение);
слишком большой зазор между контактами. В результате подвижный контакт не успевает возвращаться в исходное положение, к моменту подхода следующего кулачка прерывателя первичная цепь при этом не разомкнется и на одну из свечей не будет подан ток высокого напряжения (это явление приводит к повышенному износу цилиндро-поршневой группы двигателей (говорят двигатель троит), оно возникает и при отказе одной из свечей двигателя);
износ граней кулачков, ослабление жесткости пружины подвижного контакта, биение валика при повышенных износах. В результате наблюдается отсутствие четкости размыкания первичной цепи;
замасливание, обгорание или эрозия контактов (лунка-выступ);
электрический пробой ротора распределителя, износ контактного уголька или обгорание токораздаточной пластины и сегментов;
неисправная работа транзисторного коммутатора (в контактно-транзисторных и бесконтактных системах зажигания). Происходит при выходе из строя диодов стабилитрона, импульсного транзистора, электролитических конденсаторов, транзисторов и т.п.
неисправная работа датчика импульсов (в бесконтактных системах зажигания). Это генераторный датчик-распределитель в виде малогабаритного генератора переменного тока, управляющий работой транзисторного коммутатора, в нем могут выйти из строя стабилизатор, датчик Холла, усилитель, резистор и выходной транзистор или релейный элемент (триггер) микропереключателя, являющегося основным узлом датчика.
МОМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИСКРЫ НА СВЕЧАХ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОПТИМАЛЬНОМУ УГЛУ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ
(для конкретных условий эксплуатации автомобиля).Причины:
неправильно выполнена установка угла опережения зажигания;
неисправная работа центробежного регулятора. Происходит обычно при ослаблении пружин и заедании грузиков;
неудовлетворительная работа вакуумного регулятора. Обычно из-за выхода из строя диафрагмы, при засорении или разрыве вакуумного шланга;
заедание опорного подшипника приводного валика прерывателя. Происходит при засорении или износе подшипника.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЕО
Перед пуском двигателя проверить визуально состояние элементов системы зажигания обращая особое внимание на целостность электрических цепей, клемм, проводов, крышек катушки зажигания и прерывателя-распределителя.
По характеру пуска и устойчивой работе двигателя на линии (без характерных хлопков в глушителе или впускном коллекторе, без пропусков в зажигании и снижении мощности двигателя, без значительных детонационных стуков и т.д.) опытный водитель может определить техническое состояние системы зажигания, выделив при необходимости негативное воздействие на характер работы двигателя, неполадок в топливной системе.
При работе на линии водитель может косвенно проверить правильность установки угла опережения зажигания. Для этого на ровном участке дороги, нажатием на педаль акселератора резко разгоняет автомобиль с 25—30 до 55—60 км/ч — на скорости 40—45 км/ч должна появиться легкие кратковременные детонационные стуки (их полное отсутствие свидетельствует обычно о слишком позднем зажигании).
Если в темное время суток открыть капот при работающем двигателе, на крышках катушки зажигания или распределителя можно заметить проскакивание по их поверхности электрических разрядов, это свидетельствует о загрязнении или пробое изоляции крышек и необходимости замены вышедших из строя узлов и деталей системы зажигания.
ТО-1
Выполнить объем работ при ЕО.
Затем очистить от пыли, грязи и налетов масла все элементы системы зажигания, проверить крепление и внешнее техническое состояние.
Провода с нарушенной изоляцией и поврежденными контактами заменить. Окисленные контакты зачистить стеклянной шкуркой, нанести тонкий слой противоокислительной аэрозоли типа «Унисма».
По регламенту работ при ТО-1 необходимо вывернуть свечи зажигания и осмотреть их.
Если нижняя часть имеет незначительный слой ржаво-коричневого оттенка, корпус покрыт от длительной эксплуатации тонким слоем сажи, а центральный электрод имеет нормальный серый цвет значит свеча работает нормально.
Если выступающие в камеру сгорания части свечи покрыты слоем бархатистого нагара, это может быть вызвано работой на переобогащенной смеси, засорением воздухо-очистителя, неправильной регулировкой клапанов и т.д.
Если свеча покрыта слоем масла, это признак износа («залегания») поршневых колец, высокого уровня залитого масла или неисправности самой свечи.
Если свеча с налетом твердого нагара серо-коричневого или серо-синего цвета, это вызвано, скорее всего, низким калильным числом свечи, преобладанием работы на бедной смеси, установкой слишком раннего зажигания.
Отказ работы хотя бы одной свечи, сопровождаемый потерей мощности, неустойчивой работой, хлопками в глушителе и выбросами дыма темно-бурого оттенка и т.д., приводит к очень негативным последствиям: несгоревшее топливо смывает смазку с зеркала цилиндра, резко возрастают износы и т.д. Поэтому эксплуатацию необходимо прекратить, выявить неисправную свечу и заменить ее. Для этого используют метод поочередного отключения проводов высокого напряжения от свечей на холостом ходу. Если после отключения какой-либо свечи характер работы двигателя не более ухудшится, значит свеча работает, если нет, значит именно эта свеча неисправна.
Перед проверкой и регулировкой зазора между электродами свечи проволочным калибром и специальным ключом рабочую часть свечи необходимо очистить.
На качество искрообразования свечу испытывают, завернув ее в гнездо воздушной камеры прибора Э-203.П наблюдая за характером искрообразования через смотровое окно, предварительно создав в камере рукояткой воздушного насоса давление 0,8—1,0 МПа (искра должна быть бесперебойной, яркого голубого цвета, без дополнительных искрообразований, характеризующих пробой изолятора).
Герметичность свечи определяют по скорости падения давления в воздушной камере по манометру.
Угол опережения зажигания является одним из важнейших параметров, влияющих на работу системы зажигания в целом.
Метод проверки установки зажигания по совпадению специальных меток в конце сжатия первого цилиндра и началу размыкания контактов в прерывателе-распределителе (которое определяется по загоранию контрольной лампочки, подсоединенной параллельно контактам) давно устарел и используется в частной практике или при сборке двигателей и установке на место прерывателя-распределителя.
Необходимо помнить, что при сборке двигателей нужно тщательно проверять совпадение соответствующих меток на шестерне коленчатого вала и шестерне распределительного вала, иначе в дальнейшем будет нарушена вся работа системы зажигания.
В настоящее время для определения правильности установки начального угла опережения зажигания или для корректировки его, в зависимости от изменившихся условий работы автомобиля, широко используют различного типа стробоскопы.
Стробоскоп подключают в ходе проверки к аккумуляторной батареи специальными зажимами, в крышку распределителя на место провода высокого напряжения от свечи первого цилиндра устанавливается переходник щупа, а затем и провод высокого напряжения. Поскольку лампа вспыхивает на очень короткое время в момент проскакивания искры на свече первого цилиндра, то и специальные метки нанесенные на вращающихся деталях кажутся неподвижными.
С помощью стробоскопического пистолета (например, мод. Э-102) можно проконтролировать правильность установки начального угла опережения зажигания по положению контрольных меток относительно друг друга при импульсном подсвечивании, откорректировать его при изменившихся условиях эксплуатации (например, при значительном понижении температуры окружающего воздуха угол опережения зажигания приходится увеличивать иногда на 2—4° и более), проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.
На прогретом двигателе при минимальной частоте вращения коленчатого вала, когда вакуумный и центробежный автоматы не работают, проверяют правильность угла опережения зажигания, направив луч импульсной подсветки стробоскопа на подвижную метку которая будет казаться неподвижной. Если она не совпадает с контрольными неподвижными отметками (рисками, штифтами и т.д.), необходимо ослабить крепление корпуса прерывателя и плавно поворачивать его вправо или влево до момента совпадения меток.
Центробежный регулятор проверяют при отсоединенной трубке вакуумного регулятора постепенным увеличением частоты вращения КВ двигателя: подвижная метка должна плавно сместиться относительно неподвижной. Если перемещения не происходит или происходит рывком, это свидетельствует о заклинивании грузиков на осях.
При проверке вакуумного регулятора устанавливают частоту 2000—2500 мин-1 и быстро подключают соединительную трубку— должно произойти резкое отклонение подвижной метки.
ТО-2
В крупных АТП углубленную диагностику системы зажигания делают дважды — до начала работ по обслуживанию и по их завершении. Причем диагностика может проводиться в постах отдельной зоны диагностики Д-2 с использованием стационарных высокопроизводительны стендов (мотор-тестеров и т.д.), а может проводиться совмещенно, непосредственно на рабочих местах зоны ТО-2, в основном с помощью переносных диагностических приборов.
При ТО-2 особое внимание уделяется контролю и обслуживанию прерывателей-распределителей.
Необходимо снять крышку распределителя, очистить внутреннюю полость от пыли и грязи, при необходимости зачистить контакты в крышке и на роторе стеклянной шкурке: зернистостью 100—120. Затем продуть полость сжатым воздухом.
Контакты, в т. ч. и в гнездах крышки для проводов высокого напряжения целесообразно обработать антиокислительной аэрозолью типа «Унисма».
Затем надо проверить состояние контактов прерывателя — при наличии нагара или при повышенном износе (в т. ч. с образованием бугорка и кратера) их следует зачистить плоским бархатным надфилем, соблюдая при этом параллельность контактов. После этого полость продуть сжатым воздухом.
Вращая рукояткой КВ, добиться положения максимальной разомкнутости контактов и вставить между ними щуп, соответствующий нормативному зазору (0,3—0,45 мм). При регулировке ослабляют стопорный винт отверткой вращают эксцентрик, пока щуп не будет плотно входить между контактами, и в этом положении стопорный винт закрепляют. Необходимо отжать пальцем рычажок подвижного контакта и отпустить его — он должен быстро, со щелчком вернуться в исходное положение, в противном случае необходимо проверить упругость пружины динамометром. Натяжение должно быть 5,0—6,5 Н.
Очень удобен малогабаритный переносной прибор мод. Э-213 для проверки и регулировки прерывателей-распре¬делителей непосредственно на автомобиле, с его помощью можно замерять падение напряжения на контактах, значение угла замкнутого состояния кон¬тактов, емкость конденсатора и частоту вращения КВ двигателя.
В объем работ ТО-2 по прерывателю-распределителю входит смазка чистым моторным маслом оси рычажка и фильц-масленки (по одной-две капли), втулки кулачка (до пяти капель), и завернуть на один-два оборота крышку колпачковой масленки подшипников вала привода (смазка — ЦИАТИМ-201).
КОМПЛЕКСНАЯ И ПОЭЛЕМЕНТНАЯ ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Переносной прибор мод. Э-214 удобен тем, что практически все элементы электрооборудования можно проверить на автомобиле, в т. ч. на работающем двигателе, что дает большую экономию времени. Этот прибор Э-214 позволяет проводить как комплексную диагностику системы зажигания, так и поэлементную проверку.
Вначале целесообразно проверить работу системы зажигания в целом. Для этого электрическую цепь разрядника с помощью провода и переходника подключают к центральной клемме высокого напряжения катушки зажигания, а второй провод, также с помощью переходника — к центральной клемме крышки распределителя. Таким образом, ток высокого напряжения, срабатываемый диагностируемой системой зажигания, проходит через разрядник прибора, а затем от контактов крышки распределителя идет к свечам зажигания двигателя. Вращением рукоятки нижнего электрода разрядника, закрытого предохранительным стеклянным колпачком, можно изменять расстояние между электродами разрядника.
Принцип проверки заключается в том, что чем больший зазор между электродами разрядника сможет пробить ток высокого напряжения испытуемой системы зажигания при работающем двигателе, тем в лучшем состоянии находится и катушка зажигания, и прерыватель, и остальные элементы.
Перед проверкой тумблером устанавливают соответствующий вольтаж проверки (12 или 24 В), а рукояткой устанавливают предстоящий род проверки. Зная нормативные значения зазоров между электродами разрядника для различных моделей автомобилей, пускают двигатель и увеличивают зазор в разряднике до «Lmax» для данной модели двигателя.
Если двигатель легко запустился, а искра в разряднике будет яркой и устойчивой при максимальном нормативном зазоре значит система зажигания находится в хорошем состоянии и дальнейшую (поэлементную) проверку можно не проводить.
При увеличении зазора между электродами разрядника сверх нормативного искра в разряднике становится вначале неустойчивой, затем вообще исчезает, и двигатель остановится.
Диагностика системы зажигания и ее элементов может производиться на автомобиле также с помощью высокоточных современных установок — анализаторов (мотор-тестеров).
Диагностирование с их помощью более удобно и менее трудоемко, а результаты проверок получаются емкими и точными, т.к. диагностирование может проводиться комплексно, во взаимосвязи с другими системами, причем в большинстве случаев на работающем двигателе.
Помимо основных многофункциональных измерительных приборов на многих моделях мотор - тестерах в верхней части корпуса расположены поворотные стрелы со жгутами присоединительных проводов с зажимами и переходниками, дополнительными приборами и приспособлениями (во время проверок стрела устанавливается прямо над двигателем, благодаря чему повышается удобство в работе). С помощью мотор-тестеров можно проверять техническое состояние двигателя, анализировать состав отработавших газов, производить комплексную проверку электрооборудования автомобиля.
При диагностике системы зажигания особая роль придается осциллографу, позволяющем; визуально наблюдать за быстротечными процессами по изображаемым на экране осциллограммам.
На вход прибора подаются сигналы с контактов прерывателя, с вывода высокого напряже¬ния от катушки зажигания и от свечи первого цилиндра. Горизонтальная ось отградуирована в градусах, вертикальная ось — в кВ, пики диаграмм вдоль нее дают сведения о максимальны, первичном и вторичном напряжениях в системе зажигания. Поворачивая переключатель выбора можно получать осциллограммы в виде кадров серии сравнивая их затем с «эталонными» диаграммами, что требует высокой квалификации оператора-диагноста. Эта задача упрощается, если использовать сравнительный метод осциллограмм сразу для нескольких цилиндров, получаемый путем наложения сигналов друг на друга — сразу видны различные отклонения и дефекты. Горизонтальную развертку первичной цепи условно делят на участки, характеризующие процессы в системе зажигания — от длительности искры до угла замкнутого состояния контактов прерывателя — одного важнейших диагностических параметров.
Прерыватель-распределитель оказывает большое влияние на работу всей системы зажигания. Поэтому в ходе проверки при ТО-2 вышеописанными методами при подозрении на неудовлетворительную работу прерывателя-распределителя, а при сезонном ТО-2 обязательно его снимают и передают в электроцех.
После тщательной очистки прерыватель проверяют на стенде мод. СПЗ-8М.
Кроме прерывателей-распределителей на нем можно проверять техническое состояние катушек зажигания, транзисторных коммутаторов и конденсаторов а также регулировать работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Привод проверяемых прерывателей осуществляется от двигателя, подключаемого к сет переменного тока 220 В. Питание проверяемых приборов осуществляется от аккумуляторной батареи напряжением 12 В. Прибор содержит вакуумный насос и синхроноскоп. На панели установлены выключатели, рукоятки управления и т.д. Синхроноскоп предназначен для проверки прерывателя, центробежного и вакуумного регулятор состоит из привода с диском, подвижной шкалы с делениями в градусах, неоновой ламп и импульсного трансформатора. Неоновая лампа закреплена под диском, имеющим радиальную щель. Вращение испытуемого прерывателя осуществляется от вала привода диска (для обеспечения синхронности вращения диска и вала прерывателя), а вал прерывателя соединяется муфтой с приводом стенда. При вращении кулачок прерывателя разрывает цепь в первичной обмотке импульсного трансформатора и импульсы ЭДС вторичной обмотки вызывают вспышки неоновой лампы. В результате на вращающемся диске синхроноскопа будут видны светящиеся риски (по количеству кулачков прерывателя), а угол чередования вспышек измеряют по шкале и сравнивают с нормативным.
Кроме того, в ходе испытаний на данном приборе при замере угла чередования вспышек по специальной градуированной шкале можно определить и разницу угла опережения зажигания для различных цилиндров и благодаря этому выявить дополнительные негативные факторы.
При проверке центробежного регулятора опережения зажигания следует помнить, что для различных моделей он может увеличивать угол на 15—20° (регулировка производится подгибанием стоек крепления пружинок).
Вакуумный регулятор при изменении нагрузки на двигатель должен работать в пределах повышения угла опережения зажигания до 10—15°. При неисправной работе его следует снять с прерывателя, осмотреть все детали, неисправные заменить, а необходимую регулировку можно произвести заменой регулировочной прокладки 2 на прокладку другой толщины.
ИЗМЕРИТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
В небольших АТП и СТОА в основном используются переносные малогабаритные диагностические приборы.
Переносной прибор мод. К-484 электронного типа, многофункциональный. Помимо измерения эффективности работы цилиндров, он позволяет определять угол опережения зажигания, угол замкнутого состояния контактов прерывателя (т.е. техническое состояние всех деталей блока размыкания первичной цепи). Для проведения проверок он содержит тахометр, вольтметр, амперметр, омметр, киловольтметр, а также комплект присоединительных проводов с наконечниками, микростробоскопом.
При измерении эффективности работы цилиндров принцип действия аналогичен прибору Э-216М: измеряется значение снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя при поочередном отключении каждого цилиндра электронным выключателем путем шунтирования контактов прерывателя в необходимые моменты времени. Разница снижения частоты по цилиндрам не должна превышать 25% от среднего значения, полученного при испытаниях.
Принцип измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя основан на том, что средний электроток, проходящий во время испытаний через автотестер, пропорционален этому углу.
Переносной прибор мод. Э-216М предназначен для определения эффективной работы и обнаружения ненормально работа¬ющих цилиндров карбюраторных двигателей с числом цилиндров 4, 6, 8, с номинальным напряжением электрооборудования 12 В.
Принцип действия прибора заключается в измерении снижения частоты вращения КВ двигателя при поочередном отключении каждого цилиндра. Прибор содержит высокочувствительный измеритель частоты вращения коленчатого вала двигателя (поэтому прибор может использоваться при диагностике просто в качестве тахометра) и электронного выключателя зажигания, с помощью которого прекращают искрообразование в выбранном цилиндре путем шунтирования контактов прерывателя в необходимые моменты времени. В комплект прибора входит датчик с переходником и жгут из проводов подсоединения прибора к аккумуляторной батареи и к массе (корпусу двигателя). Датчик подсоединяют с помощью переходника к гнезду распределителя, а свечной провод первого цилиндра — в гнездо датчика.
Проверку производят на хорошо прогретом двигателе.
Страница 5 из 6
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших из строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммутатора, выключателя зажигания или его контактной группы, датчика-распределителя, распределителя зажигания и его элементов - крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).
Техническое обслуживание системы зажигания. Чтобы контактная система зажигания работала нормально, необходимо следить за чистотой всех приборов, входящих в эту систему, за креплением проводов на приборах, следить за целостностью защитных резиновых колпачков на проводах высокого напряжения и выполнять все работы по техническому обслуживанию в установленные сроки.
Через 10 000 км пробега необходимо снять крышку распределителя, протереть ее изнутри ветошью, смоченной бензином, а если будет обнаружено замасливание, протереть диск и контакты прерывателя. Смазать ось подвижного контакта и фетровую вставку маслом для двигателя.
Через 20 000 км пробега надо залить 3-4 капли масла, применяемого для двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия заливного отверстия. Осмотреть контакты прерывателя и при обнаружении окисления, неровностей и обгорания зачистить их. Проверить и отрегулировать величину зазора между контактами прерывателя. После регулировки зазора между контактами прерывателя каждый раз следует проверять и регулировать угол опережения зажигания, который при изменении величины зазора также изменяется. Вывернуть свечи, при наличии нагара удалить его указанными выше способами и отрегулировать зазоры между электродами свечей.
Через 30 000 км пробега свечи рекомендуется заменить новыми. Во избежание срыва резьбы при завертывании свечу следует устанавливать в специальный свечной ключ, а затем вместе с ключом - в отверстие головки цилиндров и легким поворотом руки вначале несколько влево, а затем вправо без большого нажима ввертывать свечу, пока она легко не повдет по резьбе, после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для облегчения последующего отворачивания свечей перед ввертыванием их в блок желательно натереть резьбовую часть свечей графитным порошком. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания главное вниманием необходимо уделять содержанию в чистоте и креплению всех приборов и проводников. Следует тщательно протирать чистой тканью, смоченной бензином, наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора, защищать электроды боковых клемм и токоразностную пластину ротора. Надо также протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных резиновых колпачков всех соединений.
Не допускается снимать наконечники свечей с проводов и провода высокого напряжения из крышки датчика-распределителя при горячем двигателе во избежание обрыва токопроводящей жилы, которая от нагревания становится более эластичной (мягкой).
Необходимо проверять плотность посадки проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя.
Если сравнить автомобиль с железным конём, то система зажигания - это составная часть пищеварения вашего зверя. Функция системы состоит в воспламенении воздушно-топливной смеси. Именно система зажигания ответственна за рабочий такт двигателя внутреннего сгорания. Если система выходит из строя, двигатель будет работать с перебоями, если будет работать вообще. Диагностика и ремонт системы зажигания автомобиля - это залог движения вашего железного друга.
Неполадки системы зажигания
Как понять, что неисправна система зажигания?
Симптомы могут быть разные:
- Двигатель не запускается.
- Двигатель работает неустойчиво.
- Двигатель останавливается на холостом ходу.
- Двигатель не развивает полной мощности.
О чём говорят неисправности работы?
О том, что одна или несколько деталей системы зажигания вышли из строя, и их требуется заменить.
Что может сломаться?
Наиболее частые проблемы системы зажигания:
- неисправность катушек зажигания;
- неисправность прерывателя-распределителя;
- неисправность свечей зажигания.
Но что именно вышло из строя, самостоятельно определить не так-то легко. Лучше доверить диагностику и ремонт зажигания автомобиля квалифицированному автомеханику.
Что включает в себя ремонт системы зажигания?
Большинство деталей системы зажигания подлежит замене . Заменяют катушки зажигания, свечи зажигания, конденсаторы, датчики, провода высокого напряжения. Некоторые детали системы зажигания подлежат ремонту, а иногда требуется только их тонкая регулировка с помощью специальных приборов и приспособлений.
Нужно ли дожидаться поломки?
Как и большая часть систем автомобиля, система зажигания требует планового ремонта. Плановый ремонт системы зажигания автомобиля связывается с пробегом. Для системы зажигания плановый ремонт таков:
- Через 10 000 км пробега следует проверить прерыватель-распределитель. Его протирают, проверяют диск и контакты, смазывают ось подвижного контакта.
- Через 20 000 км пробега распределитель смазывают с помощью маслёнки на его корпусе, осматривают контакты прерывателя, и если есть необходимость, зачищают их. Проверяют величину зазора между контактами. Выворачивают свечи, очищают их, регулируют зазоры между их электродами.
- Через 30 000 км свечи зажигания рекомендуется заменить новыми. Кроме того, нужно тщательно протереть каждый узел системы зажигания, проверить надёжность всех креплений и изоляции.
В качестве дополнения
Впрочем, иногда система зажигания не запускается по более простой причине - неисправен замок. Почему замок сломался? Может быть, он просто износился со временем, а иногда он ломается из-за неаккуратной эксплуатации, в том числе, в результате попытки угона. Надо сказать, что хороший автомеханик может починить не только «внутренности» вашего автомобиля. Специалисты техцентра производят и ремонт замка зажигания автомобиля - в том числе, и замену его с перекодировкой под ваши ключи.
По какой бы причине ваш железный конь ни забастовал, всё можно исправить. Главное - не запускать проблему и вовремя обратиться за помощью в техцентр.