Заработная плата водителя составляет: часовая тарифная ставка водителя * на количество отработанных часов за определённый период времени (месяц).
Определение часовой тарифной ставки:
Оклад водителя, согласно установленному разряду по ЕТКС делится на среднее количество рабочих часов за год. Например, среднее количество рабочих часов за 2005 год составляет 162,2 (сумму рабочих часов за каждый месяц разделить на 12). Количество рабочих часов за месяц можно узнать путём умножения количества рабочих дней (без выходных) на 8 часов. Например, если в месяце рабочих дней было 21, то рабочих часов: 21*8 = 168. Следовательно, часовая тарифная ставка водителя 4 разряда составляет:
Оклад по ЕТКС 1683-87 руб. / Среднее количество рабочих часов за год 162,2 = 10-38 руб.
10-38 руб.* 8 ремонтных часов * 2/3 = 83-04 руб. * 2/3 = 55-36 руб.
Эта сумма также прибавляется к общей сумме заработной платы.
Оплата работы водителя на машине с прицепом:
Работа на машине с прицепом оплачивается выше, т.к. считается более сложной, и в табеле также должны указываться отдельно часы, когда и сколько водитель работал на машине с прицепом. Доплата водителю за прицеп по действующему на предприятии Положению об оплате составляет 20%.
Например, время работы на машине с прицепом составляет 50 часов за месяц, т.е. доплата за прицеп рассчитывается так:
50 часов * тарифная ставка водителя 10-38 руб. * 20% = 519 * 0,2 = 103-80 руб.
Оплата командировочных дней:
По принятому на предприятии Положению об оплате оплата 1 командировочного дня составляет 100 руб. и ночное время – 12 руб.
Например, время командировки составило 7 дней, следовательно, оплата будет составлять: 7*100 = 700 руб. + 12*7 = 84 руб. = 700 + 84 = 784 руб. Ночное время принято считать с 22 часов до 6 часов. Водителям выплачивается также надбавка за классность, если таковая имеется и подтверждается соответствующим документом. Водитель 1 класса получает надбавку 25% от суммы заработной платы; 2 класса – 10%. Заработная плата водителя за месяц умножается на % классности:
1868-40 * 10% = 186-84 руб.
Расчёт премии водителей:
По принятому на предприятии Положению о премировании разработаны следующие показатели премирования:
1) выполнение плана выхода на линию в часах – 10%;
2) соблюдение маршрута движения – 10%;
3) выполнение плана грузоперевозок в тн/км – 15%.
При невыполнении условий премирования работники лишаются премии.
Составление плана грузооборота:
Количество рабочих дней за определённый период времени (месяц) умножается на среднее количество километров, которое должен проделать автомобиль за 1 день и на грузоподъёмность автомобиля. Например, у грузовой автомашины с грузоподъёмностью 7т при рабочем времени 21 день, средний пробег за 1 день должен составлять ≈ 75 км.
Следовательно, план грузооборота для данной машины на 1 месяц составляет: 75 км * 21 день * 7т = 11025 тн/км. Средний пробег за 1 день у каждой машины может быть различным, учитывая нагрузку машины и её использование в работе. План грузооборота составляется на каждый месяц и доводится без учёта времени технического обслуживания машин (ремонта). Корректировка плана производится на основании актов проведения ремонта автомашин. При расчёте премии обязательно учитывается план грузооборота и его корректировка в связи с ремонтом (Приложение А).
План выхода на линию:
Составляется путём умножения количества рабочих дней в месяц на 8 часов. Например, 20 рабочих дней * 8 часов = 160 часов. Он также корректируется в связи с ремонтом машин при наличии акта ремонта. Такие планы составляются ежеквартально с разбивкой по месяцам отдельно на каждую автомашину (Приложение Б).
Расчёт премии водителей производится при помощи таблицы 8, в которой отражены все необходимые данные:
Таблица 8 - Данные для расчёта премии водителей
водителя | Отработано чел./часов | Грузооборот | |||||||
Суркин В.И. | |||||||||
Галиев В.А. |
На основании этих показателей производится расчёт суммы премии, который также удобно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 9 - Расчёт суммы премии
водителя | Заработная плата, руб. | % премирования за выполнение показателей | Всего премия |
|||
План выхо- да на линию | План грузо- перевозок | |||||
Суркин В.И. | ||||||
Галиев В.А. |
Инструкция
Начисляйте заработную плату водителю, исходя из указаний трудового договора. К данной сумме прибавляйте премии и поощрения, указанные во внутренних правовых актах или коллективных договорах предприятия. Все надбавки за классность также внесите в коллективный договор или иной правовой нормативный акт вашего предприятия.
Согласно отраслевому соглашению вы обязаны начислять всем водителям 24% от суммы оклада или от общей суммы почасовой тарифной ставки, рассчитанный за месяц за особые условия, связанные с разъездным характером работы, а также, если самостоятельно проводил крупные или мелкие ремонтные работы.
Далее прибавьте премии, поощрения или вознаграждения, указанные во внутренних документах. Если водитель работал в ночь, то согласно Трудовому оплачивайте все ночные часы с 20% надбавкой. Ночными считаются часы с 22 до 6.
За работу в выходные, праздничные дни, за сверхурочную работу начисляйте двойную оплату, если водитель не пожелал получить дополнительный выходной день.
От общей суммы дохода отнимите подоходный налог и сумму авансовых выплат. Оставшаяся сумма будет зарплатой водителя за один месяц работы.
Согласно статье 168 ТК РФ вы обязаны выплачивать водителям все расходы, связанные с разъездной работой, но они не относятся к заработной плате и не входят в сумму доходов водителя, подлежащих налогообложению. Поэтому эти суммы вы должны выплачивать отдельно.
Кроме указанных особенностей начисление зарплаты сотрудникам с разъездным характером работы ничем не отличается от начислений и оплаты сотрудникам, работающим в офисе. Расчет вы можете производить на калькуляторе или используя компьютерную программу "1С Предприятие".
Обратите внимание
Начисленные суммы фиксируются в Расчетной ведомости (унифицированная форма № Т-51) или в Расчетно-платежной ведомости (унифицированная форма № Т-49). Начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции со счетами для учета затрат в зависимости от характера работы того или иного сотрудника.
Источники:
- Расчет сдельной заработной платы водителей
Водители – это особая категория сотрудников, работа которых носит разъездной характер, не считающийся командировками (статья 166 ТК РФ). В соответствии со статьей 168 ТК РФ, работодатель обязан возмещать все расходы, произведенные в пути и согласованные внутренними нормативными актами, оплачивать работу по тарифным ставкам и производить доплаты в зависимости от классности сотрудника (пункт 3.5 Федерального отраслевого соглашения).
Вам понадобится
- - калькулятор или компьютер с программой 1С.
Инструкция
Во внутренних нормативных актах предприятия у вас должен быть пункт об оплате дополнительных расходов, произведенных в пути. К дополнительным расходам вы можете отнести все затраты, связанные с поездкой, оплату жилья, суточных, полевого или иного довольствия.
И в трудовом договоре, и в нормативных актах предприятия укажите все надбавки в процентном соотношении к тарифной . При этом руководствуйтесь Федеральным отраслевым соглашением. За поездки с 22 до 6 часов начисляйте дополнительно 40%, за ремонт, труда и особые условия – 24%. Водителям первого дополнительно ко всем указанным выплатам начисляйте 25%, второго класса – 10%.
Начисляйте зарплату, исходя из суммированного соотношения рабочих часов в расчетном периоде. Так же как и всех других сотрудников, привлекать к работе водителей в сверхурочное время, в выходные, вы можете только с их письменного согласия, если не возникло особых и чрезвычайных ситуаций на предприятии или в стране. Кроме указанных надбавок и расходов, связанных с разъездным характером работы, начисление зарплаты водителям ничем не отличается от начисления зарплаты другим сотрудникам.
Расчет вы можете произвести на калькуляторе, что используется весьма редко, или внести все данные в программу 1С и получить исходный результат. Согласно трудовому законодательству, оплату за труд вы обязаны производить не реже, чем два раза в месяц с равными промежутками времени.
Видео по теме
В разных организациях начисление заработной платы происходит по своему расписанию и в разные дни месяца. В какой день месяца будет выплачена зарплата, не так важно. Главное, что начисление и выплата должны производиться в одних и тех же числах два раза в месяц, а месяц разделен на равноценные промежутки времени. Сумма начисления может зависеть от разных причин. От часов отработанного времени, процента премии, денежного поощрения, выданного аванса, наличии листка нетрудоспособности.
Инструкция
Если месяц отработан не полностью, нужно высчитать сумму оплаты данного рабочего за один час. Для этого сумму оклада разделите на количество часов в данном месяце. Затем эту сумму умножьте на фактически отработанные в месяце часы. Прибавьте сумму , вознаграждений и районного коэффициента. Из полученной суммы нужно вычесть 13% и сумму выданного аванса.
Расчет оплаты за время, проведенное на больничном листе производится следующим образом: сосчитайте среднюю сумму за день . А также, в зависимости от , процентную сумму больничного. Прибавьте ее к сумме, заработанной за месяц.
При работе от выработки считается, какая сумма выработки получилась за месяц, прибавляется премия и денежные вознаграждения, сумма районного коэффициента, от полученной суммы нужно вычесть налог 13% и сумму выплаченного аванса.
Если рабочий находился на больничном листе, считается, какая сумма получилась за время, проведенное на листке нетрудоспособности. Для этого нужно сосчитать среднюю сумму заработка за последний год, разделить ее на количество часов в данном году. Получается сумма за час оплаты. В зависимости от стажа данного работника, посчитайте процентную сумму, которая будет выплачена за лист. Прибавлять эту сумму нужно к сумме полученной заработной .
Видео по теме
Любой бизнес так или иначе связан с грузоперевозками. Привоз продукции на склад компании, доставка товаров покупателям, выездная торговля – это самые распространенные работы, где используется водительский труд. И в каждом из этих вариантов существуют разные подходы к необходимости рассчитать зарплату водителю .
Инструкция
Как правило, если у компании есть свои водители, оформленные по трудовым , то их труда строится соответственно общераспространенной практике: оклад, возможность премии, оплата больничных и , выдача подотчетных денег на ГСМ. Очевидно, что при недобросовестном подходе к работе такая практика обходится слишком дорого. Поэтому многие компании переходят на то, что в принято называть . А если по-простому, то нанимают со своими автомобилями.
Существует три самых распространенных способа рассчитать зарплату
водителю
-наемнику:
По километражу;
По времени;
Фиксированная ставка.Километраж – показатель, к которому привязывается оплата чаще всего. Каждый пройденный километр маршрута умножается на фиксированную ставку, например, на 10 рублей. В итоге получается сумма одной поездки.
В других ситуациях удобнее рассчитать зарплату водителю по отработанному времени. Такой способ удобен при небольшом километраже. Часто его используют при перевозках одного города или . Каждый отработанный час времени также умножается на фиксированную ставку.
В случае, когда маршруты давно наработаны, водители работают добросовестно и не заинтересованы растягивать время в пути, прибегают к установлению фиксированных ставок за полный маршрут. Такой способ рассчитать зарплату водителю похож на работу за оклад. При этом, как правило, расценки единые на основе двух вышеописанных подходов. Также фиксированные расценки используют в международных грузоперевозках машинами.
Некоторые организации в своей работе применяют увеличение рабочего времени. Согласно Трудовому кодексу, такая работа называется сверхурочной. Соответственно, оплачивается она не стандартным способом.
Инструкция
В соответствующих полях бухгалтер указывает полное наименование компании вручную, если в настройках программы не предусмотрено автоматическое заполнение наименования фирмы. Если по умолчанию в настройках 1С прописано наименование предприятия, то в данном поле оно вписывается автоматически.
Если организация достаточно крупная, в документе выбирается название структурного подразделения фирмы из внесенных ранее названий. Фамилия, имя и отчество ответственного за начисление заработной платы обычно прописывается по умолчанию. Если же не предусмотрено, бухгалтер вписывает его данные вручную.
Меню «заполнить» данного документа позволяет бухгалтеру автоматически заполнить данные по в целом, отдельному структурному подразделению, произвольному списку сотрудников. Если выбрать заполнение по плановым спискам, заработная плата рассчитается работникам, числящимся в данном или определенном структурном . Если бухгалтеру необходимо сделать начисление заработной платы конкретному списку сотрудников из разных структурных подразделений, он выбирает заполнение по спискам и вручную указывает тех работников, которым рассчитывается заработная плата в соответствии с требованиями в зависимости от отработанного ими времени.
В документ вводятся суммы, облагаемые ставкой 13%. Налог на доходы физических лиц в программе рассчитывается автоматически при нажатии кнопки «НДФЛ», затем «Рассчитать».
Источники:
- как рассчитать зарплату в 1с
Любое предприятие РФ обязано не реже двух раз в месяц производить выплату заработной платы своим работникам в денежной форме. Данное правило устанавливается ст. 136 Трудового кодекса РФ. Помимо этого, на заработную плату начисляются определенные налоги , которые фирма обязана рассчитать и выплатить в установленные законодательством сроки. Чтобы избежать штрафных санкций, необходимо производить расчет платежей в бюджет согласно определенным правилам и ставкам по налогу.
Инструкция
Определите суму вычета, который ежемесячно уменьшает на определенную сумму облагаемый налогами доход граждан. Данные льготы предоставляются только резидентам РФ. Для героев СССР РФ, кавалеров ордена Славы, участников ВОВ, узников концлагерей, инвалидов детства, инвалидов 1 и 2 группы, доноров костного мозга устанавливается в размере 500 рублей. Ликвидаторы аварии на ЧАЭС, реке Теча и ПО «Маяк», а также лица, подвергшиеся воздействию радиации, имеют право на вычет в размере 3000 рублей. Также устанавливают определенные льготы работнику на ребенка. Минимальный размер вычеты на каждого ребенка для них составляет 1000 рублей. Помимо этого, облагаемый доход можно уменьшить на сумму, потраченную работником на лечение, обучение и благотворительность. Размеры вычетов определены в ст. 218-221 и ст. 227 Налогового кодекса РФ.
Уменьшите сумму заработной платы на величину установленного вычета. Рассчитайте налог на доход физических лиц. Для резидентов РФ используется ставка 13%, а для нерезидентов РФ – ставка 30%. Согласно п.4 ст.225 НК РФ, сумма НДФЛ исчисляется в полных рублях. Сумма заработной платы, которую получает на руки работник, определяется уменьшением начисленной зарплаты на сумму начисленного НДФЛ. Прочие налоговые выплаты на заработную плату никак не влияют на величину дохода работника и уплачиваются из средств работодателя.
Рассчитайте накопительные и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Для этого умножьте доход работника за вычетом льгот на ставку 26%. При этом ежеквартально необходимо подавать сведенья по расчетам данного налога.
Существует классификация, на основании которой можно оценивать уровень профессионализма работника. Классы определяют возможность вождения автомобилей разной сложности и грузоподъемности и бывают трех видов:
третий — самый низкий. Работник должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий «B» или «C», или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D»;
второй — средний. Сотрудник должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E»;
первый — самый высокий. Его обладатель должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E».
Квалификация работнику присваивается только после прохождения соответствующей подготовки, которая проводится в обучающем центре за счет работодателя. После обучения ему выдается удостоверение, в котором есть специальная пометка. Она определяет вид транспортного средства, которым разрешено управлять. Самая низкая квалификация может быть присвоена гражданину после профессионального обучения при первом трудоустройстве. Квалификация водителя 2-го и 1-го классов присваивается квалификационной комиссией транспортного предприятия.
Размеры доплат
Работодатели вправе самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.
На доплату могут рассчитывать сотрудники, у которых есть 2-й или 1-й разряд. Эту возможность надо предусмотреть в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре.
Чаще всего, размер надбавки следующий:
- за 2-й класс работник получает 10%;
- за 1-й класс сотруднику начисляется 25%.
Если в положении об оплате труда (трудовом договоре) не предусмотрена доплата за классность, то работодатель вправе ее не выплачивать.
Доплата за ненормированный рабочий день водителям
Для автоводителей первых лиц и дальнобойщиков может быть установлен .
За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 119 ТК РФ ). Но работодатель может платить работнику премии за работу в режиме ненормированного рабочего дня.
Доплата за разъездной характер работы водителям
Многие сотрудники интересуются, положена ли им доплата за разъездной характер работы. При разъездной работе сотруднику должна быть выплачена заработная плата, которая предусмотрена системой оплаты труда, внутренними документами организации и соглашением, заключенным с ним. Каких-либо особенностей в части выплат по тарифной ставке при разъездной работе Трудовым кодексом РФ не предусмотрено. Единственное исключение: ст. 168.1 ТК РФ обязывает работодателя компенсировать все расходы сотрудника, связанные с разъездной работой (гостиницы, топливо, питание и т.д.).
Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.
1. Общие положения
Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .
Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.
Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.
2. Категории водительского состава
Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:
1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).
2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).
3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).
4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).
5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).
6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:
- грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:
7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):
- грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
- грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
- грузового транспорта, производящий международные перевозки.
3. Оплата труда водителей
Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.
Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.
– вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)Статья 129 ТК РФ
Заработная плата (оплата труда работника)
Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:
- категории водителя;
- классность водителя;
- условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
- наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
- графика работы (дневное время, ночное время).
- Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
- определенной спецтехники;
- пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
- грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
- Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
- Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
- Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).
Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .
4. Повременная оплата труда
Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:
- при условии, что сдельный заработок не выгоден для сотрудника и может «недооценить» его фактическую производительность, что значительно отразиться на конечном вознаграждении;
- если транспортную работу невозможно пронормировать;
- когда выполняемые транспортные работы не получается объективно учесть.
Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.
Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:
Оплата труда водителей, когда ТС на ремонте или во время простоя транспорта не по причине самого водителя производится по его почасовому тарифу без надбавок на классность и прочих.
!!!Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте .
5. Сдельная оплата труда
Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:
- за пройденное расстояние (км),
- пассажирообъём (V п),
- тонны (т),
- тонно-километры (ткм).
Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:
- когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
- в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
- когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.
Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:
- коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
- индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).
Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.
Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.
Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.
Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:
Выработка может исчисляться в:
- Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
- Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: V п или V п *км= V пкм
- Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
- Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.
Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.
6. Премирование водителей
Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).
Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.
Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.
Показатели премирования работников могут зависеть от:
- высококачественного и своевременного выполнения заданий, указанных в путевых листах;
- отсутствия жалоб от грузоотправителя и/или грузополучателя;
- соответствия пробега автомобиля с нормами расстояний;
- выполнения или перевыполнения месячного плана выработки.;
- уровня качества работы в коллективе;
- роста выработки транспортного средства (роста производительности труда самого водителя);
- управления ТС в рамках пригородных и междугородных маршрутов:
- соблюдения графика движения, указанного в путевом листе;
- высокого сервиса обслуживания пассажиров;
- содержания транспортного средства в технически исправном состоянии;
- целесообразного и бережного использования ТС;
- экономии ГСМ и РТИ (зависит от манеры и характера вождения);
- совмещения профессий, например для водителей экспедиторов;
- расширения зоны обслуживания автомобилем (увеличение объема транспортного производства);
- выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*К п) , где
ЗП – заработная плата водителя
ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)
П – фиксированная сумма премии
К п – премиальный коэффициент.
Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).
7. Оплата за категории, классность.
Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.
Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.
Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.
Классность водителей имеет три ступени:
- III класс – водитель, начинающий свой трудовой стаж;
- II класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «E» и/или «D» категорий, а также, как минимум, беспрерывный трёхлетний водительский (III класса) стаж работы на данном предприятии;
- I класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «D», «E» категорий, а также, как минимум, беспрерывный двухлетний стаж работы водителем II класса на данном предприятии.
Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса - 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.
8. Структура положения об оплате труда.
Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:
1. Общие положения:
- введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
- общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
- определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.
2. Условия и порядок оплаты труда:
- основные условия материального вознаграждения.
- порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
- порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
- Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.
3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:
- по результатам работы работников (за отчетный период);
- за качество и сервис производимых транспортных работ;
- за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
- за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.
4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.
5. Заключительные (итоговые) положения.
9. Заключение
Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).
Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).
Документ «Положение об оплате труда водителей» имеет юридическую силу с момента его утверждения руководителем предприятия и действует бессрочно.