В сентябре продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России выросли на 17,9% по сравнению с сентябрем 2016 года и достигли 148 371 штуки, следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Всего в январе—сентябре было продано 1,02 млн автомобилей, что на 10,6% выше, чем в аналогичный период прошлого года. В тройку лидеров по итогам девяти месяцев вошли Lada, увеличившая продажи на 17%, корейские Kia (+27%) и Hyundai (+11%). Отрицательную динамику продолжает показывать российский УАЗ (-13%), премиальные Porsche (-12%) и Audi (-22%).
Причины для роста
Вслед за оживлением рынка прогноз на 2017 год улучшили и несколько автопроизводителей. В июле в рамках дня открытых дверей президент АвтоВАЗа Николя Мор сообщал, что российский авторынок по итогам 2017 года может вырасти от 7 до 10%. Тогда Мор пояснил, что увеличение показателей роста может произойти после запуска новых мер поддержки со стороны государства, в том числе таких как программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Kia Motors повысила прогноз по российскому авторынку с 5-7 до 10-12%. Пересмотр в сторону повышения обусловлен восстановлением экономики и действующими госпрограммами, сообщал в интервью Reuters в конце сентября управляющий директор российского подразделения Kia Motors Александр Мойнов. Hyundai также увеличила прогноз на 2017 год — с 1,4 млн до 1,55 млн автомобилей (рост на 8,7%), сказала РБК ее представитель.
Представитель Volkswagen сообщила РБК, что прогноз компании по авторынку на уровне ожиданий АЕБ — прирост в 10%.
В пятницу, 6 октября, французский автопроизводитель , в рамках которого прогнозируется восстановление российского рынка: общий объем продаж автомобилей в России к 2022 году превысит 2,5 млн, что на 60% выше результатов 2016 года, ожидает Renault. Прогноз на 2017 год по российскому рынку в компании не раскрывают.
Аналитики PwC прогнозируют рост продаж автомобилей в России по итогам 2017 года до 1,4 млн штук (+7%) при базовом сценарии, до 1,46 млн (+11%) — при оптимистическом. Реализация сценария будет зависеть от экономической конъюнктуры рынка во втором полугодии, говорится в исследовании компании.
Руководитель практики по работе с компаниями автомобильного сектора KPMG Ульрик Андерсен прогнозирует, что продажи легковых автомобилей к концу 2017 года составят 1,5-1,6 млн штук (рост на 10-12%). «Двузначный рост, который мы сейчас можем наблюдать, — результат крайне низкого спроса последних нескольких лет, вызванного турбулентностью в экономике и рядом других негативных факторов, которые сказались на покупательной способности», — передал РБК через пресс-службу Андерсен. По его словам, нынешний рост продаж — это результат стабилизации в краткосрочной перспективе, который приведет к обеспечению нормального обновления автопарка.
Руководитель группы по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ компании EY Андрей Томышев сказал РБК, что основными драйверами интенсивного восстановления продаж автомобилей в России являются отложенный спрос, окончание срока эксплуатации ранее приобретенных автомобилей и действующие программы господдержки. Но прогноз EY на год остается прежним — прирост в 7-8%.
После четырех лет падения российский авторынок вновь начал расти. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2017 году продажи новых легковушек выросли на 12%. Но мы, как и год назад, также проанализировали статистику регистраций новых автомобилей в ГИБДД - и оказалось, что прибавка на самом деле даже больше: плюс 16%!
О том, откуда взялись «двойные стандарты», мы подробно . Если вкратце, то в официальную статистику российского авторынка, собранную некоммерческой Ассоциацией европейского бизнеса, входят отчеты почти всех «белых» импортеров и автопроизводителей, предоставленные под честное слово. А вот учет регистраций новых моделей ведет «незаинтересованная сторона» в лице ГИБДД. Правда, эти регистрационные данные носят служебный характер и огласке не подлежат, но на рынке уже давно есть посредники, которые получают, обрабатывают и распространяют полицейскую статистику на коммерческой основе. В редакцию Авторевю данные попали через немецкое агентство Management Services , которое поставляет аналитическое «сырье» почти всем игрокам авторынка.
Почему же расходятся данные? Например, купленные в России машины уезжают на ПМЖ в другие страны или встают на учет с задержкой. Но чаще всего это результат манипуляций с официальной статистикой, чтобы декларировать выполнение корпоративных планов. К примеру, в кризисном 2015 году официальное количество проданных машин было на 200 тысяч больше, чем вставших на учет в ГИБДД!
В 2016-м эта разница уменьшилась до 64 тысяч, а минувший 2017-й стал еще более «честным»: в статистике регистраций недостает всего 27 тысяч автомобилей, то есть менее двух процентов от общего объема рынка. Но эта величина - средняя по больнице. Если взять только те марки, у которых объем официальных продаж больше, чем количество регистраций, то приписка составит почти 44 тысячи машин. А есть и такие бренды, которые, по данным ГИБДД, продали больше автомобилей, чем сами заявили! И такая «отписка» превышает 16 тысяч экземпляров.
Мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent с 1999 года, когда российский рынок начал бурно расти. На графике линии идут почти синхронно, хотя продажи машин ожидаемо запаздывают: например, цены на нефть вновь поднялись еще в 2015-м, но рынок отреагировал только прошлой весной. В этом году цены на нефть уже успели преодолеть отметку 70 долларов за баррель, однако эксперты рынка сходятся во мнении, что цены на Brent в ближайшей перспективе будут находиться в диапазоне 50-60 долларов. А наш прогноз на 2018 год таков: продажи новых автомобилей продолжат расти, но темп снизится до 5-10%
Это - бывшие «пузыри»: машины, которыми авансом «накачивали» официальные отчеты прошлых лет, но реально проданные только сейчас. Причем почти все из этих 16 тысяч автомобилей несут марки Hyundai и Kia: вы же не забыли, как в прошлом году Solaris возглавил официальный рейтинг российских продаж, хотя, согласно данным ГИБДД, в действительности занимал лишь третью строчку? Нынешнее обратное расхождение - следствие тех манипуляций.
Так или иначе, российский рынок вернулся к росту. По статистике ГИБДД (которой мы в Авторевю доверяем больше, чем официальной), в прошлом году в стране на учет встало 1 млн 459 тысяч новых легковых автомобилей против 1 млн 259 тысяч годом ранее. Сказалась стабилизация экономики в стране: курс валют, цены на нефть и общий финансовый климат обошлись без серьезных потрясений. Покупатели начали привыкать к новым прайс-листам, а вдобавок повлиял отложенный спрос, накопившийся за последние годы.
Подсобило и восстановление кредитного рынка: сниженные ставки и льготные госпрограммы позволили вернуть долю продаж «в долг» на докризисный уровень. Она достигла 49% против 35% в 2014 году.
Но кризис не прошел бесследно. Ассортимент моделей в шоу-румах значительно сократился, а доля импортных машин съежилась до жалких 13,5% (197 тысяч), хотя именно в этом сегменте рынка все еще царит наибольшее разнообразие. Иномарки российской сборки (к которым мы относим лицензионную Ладу Ларгус) заняли уже 64% спроса. А исконно российские модели (включая автомобили Datsun и Chevrolet Niva), как и год назад, удерживают 23% рынка.
У экономической стабилизации оказался и другой любопытный эффект. В прежние два-три года спрос на дорогие машины если не рос, то падал гораздо медленнее общерыночного: колебания валютных курсов делали подобные покупки чрезвычайно привлекательными. Но в 2017 году люкс-сегмент настигла стагнация: укрепившийся рубль сделал «роскошь» невыгодной! Просел спрос на представительские и элитные автомобили: например, объем продаж легковушек класса F+ уменьшился с 5469 до 4716 экземпляров. Падение затронуло даже самую популярную модель в ценовом сегменте 4-5 млн рублей - внедорожник Toyota Land Cruiser 200.
Еще немного подросла доля кроссоверов и внедорожников, вплотную приблизившись к половине: 45% вместо 41% годом ранее, или 650 тысяч автомобилей всех типоразмеров. А самый массовый сегмент легковушек «народного» класса B+ (570 тысяч машин) сократился с 41 до 39%. Некогда блиставший гольф-класс в России нынче занимает всего 6,2% спроса. А если бы не Ларгус, то жанр легковых универсалов повышенной вместимости в России фактически перестал бы существовать.
Из иномарок россияне по-прежнему предпочитают машины европейского происхождения (около 32% от общих продаж), но их теснят корейские модели: за прошедший год их доля выросла с 23 до 25%. Японские же марки, наоборот, сдают позиции (17 вместо 19%), а вклад китайского автопрома снизился с 2,2 до 1,7%.
А теперь подробнее об успехах каждой марки. Как всегда, в обзор попали только легковые автомобили, однообъемники, внедорожники и пикапы: легкую коммерческую технику мы не учитываем. В качестве основной мы использовали статистику ГИБДД, но справочно привели и официальные данные, заявленные самими производителями, - они выделены красным цветом .
Российский рынок легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, в сентябре вырос на 6,2%. Об этом свидетельствуют данные статистики по продажам автомобилей за сентябрь 2018 года, предоставленные Ассоциацией Европейского Бизнеса (АЕБ).Всего за сентябрь текущего года, на российском рынке было реализовано 157371 автомобиль. Всего же за девять месяцев 2018 года российский авторынок вырос на 14,9% и достиг уровня 1 млн 297 тыс. 432 автомобиля, согласно данным АЕБ.
Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
«В сентябре рынок продолжает демонстрировать положительную динамику, несмотря на высокую базу прошлого года. В свете текущего состояния рынка и ожидаемого увеличения НДС с января будущего года АЕБ обновил прогноз на год следующим образом: Ожидается, что в 2018 продажи легковых и легких коммерческих автомобилей превысят 1,8 млн. единиц, что означает 13% рост по сравнению с прошлым годом».
Лидерство на российском авторынке удерживает АВТОВАЗ, что на 10% выше показателя годичной давности. Второе место по объему продаж заняла KIA – реализация 18911 машин (+1%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку сохраняет Hyundai с показателем 16100 проданных автомобилей, что на 1% больше по сравнению с прошлым годом.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в России, за сентябрь 2018\2017 и период январь-сентябрь 2017\2018. По данным АЕБ.
МАРКА | СЕНТЯБРЬ | ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ | ||||
2018 | 2017 | % | 2018 | 2017 | % | |
Lada | 31 173 | 28 263 | 10% | 259 129 | 221 207 | 17% |
KIA | 18 911 | 18 797 | 1% | 167 490 | 135 223 | 24% |
Hyundai | 16 100 | 15 899 | 1% | 131 492 | 111 885 | 18% |
Toyota* | 11 237 | 7 599 | 48% | 77 816 | 67 384 | 15% |
Renault* | 10 398 | 12 739 | -18% | 103 294 | 95 718 | 8% |
VW | 9 364 | 8 057 | 16% | 74 770 | 62 094 | 20% |
Nissan | 7 840 | 6 650 | 18% | 57 946 | 53 460 | 8% |
Škoda | 7 777 | 5 790 | 34% | 57 473 | 44 846 | 28% |
Ford | 4 644 | 4 663 | 0% | 38 212 | 34 896 | 10% |
ГАЗ ком.авт. | 4 548 | 5 100 | -11% | 41 704 | 39 931 | 4% |
Mitsubishi | 4 153 | 2 378 | 75% | 31 203 | 14 386 | 117% |
УАЗ* | 3 453 | 3 901 | -11% | 27 029 | 28 692 | -6% |
Mercedes-Benz | 3 263 | 3 345 | -2% | 27 990 | 27 226 | 3% |
BMW | 3 255 | 2 602 | 25% | 26 157 | 21 881 | 20% |
Mazda | 2 759 | 2 509 | 10% | 22 424 | 17 870 | 25% |
Lexus | 2 247 | 2 394 | -6% | 17 988 | 16 926 | 6% |
Chevrolet | 2 225 | 2 584 | -14% | 21 161 | 22 780 | -7% |
Datsun | 2 001 | 2 554 | -22% | 13 702 | 17 566 | -22% |
Audi | 1 479 | 1 559 | -5% | 11 447 | 12 574 | -9% |
Lifan | 1 310 | 1 423 | -8% | 11 227 | 11 274 | 0% |
Volvo | 904 | 709 | 28% | 5 218 | 4 923 | 6% |
Land Rover | 901 | 674 | 34% | 6 880 | 6 593 | 4% |
Subaru | 706 | 546 | 29% | 5 554 | 4 027 | 38% |
VW ком.авт. | 655 | 660 | -1% | 5 375 | 4 940 | 9% |
Suzuki | 621 | 419 | 48% | 4 051 | 3 267 | 24% |
Infiniti | 616 | 462 | 33% | 3 566 | 3 874 | -8% |
Mercedes-Benz ком.авт. | 485 | 605 | -20% | 4 675 | 4 395 | 6% |
Porsche | 483 | 333 | 45% | 3 432 | 3 063 | 12% |
Honda | 452 | 217 | 108% | 3 536 | 1 016 | 248% |
Chery | 434 | 504 | -14% | 4 179 | 4 184 | 0% |
Geely | 362 | 179 | 102% | 1 936 | 1 693 | 14% |
Peugeot* | 313 | 408 | -23% | 4 245 | 3 434 | 24% |
Zotye | 263 | 91 | 189% | 2 047 | 707 | 190% |
Jaguar | 250 | 184 | 36% | 1 796 | 1 694 | 6% |
Citroёn | 238 | 307 | -22% | 2 792 | 3 245 | -14% |
Genesis | 220 | 101 | 118% | 1 253 | 718 | 75% |
Haval | 213 | 155 | 37% | 1 838 | 1 324 | 39% |
MINI | 210 | 150 | 40% | 1 725 | 1 138 | 52% |
Jeep | 209 | 85 | 146% | 1 190 | 1 026 | 16% |
Changan | 142 | 111 | 28% | 1 281 | 1 047 | 22% |
DFM | 132 | 87 | 52% | 999 | 462 | 116% |
FAW | 100 | 63 | 59% | 1 073 | 415 | 159% |
Cadillac | 96 | 139 | -31% | 772 | 1 008 | -23% |
Isuzu* | 66 | 52 | 27% | 497 | 517 | -4% |
FIAT* | 40 | 259 | -85% | 855 | 1 619 | -47% |
Iveco* | 29 | 74 | -61% | 400 | 325 | 23% |
smart | 28 | 140 | -80% | 621 | 632 | -2% |
Foton* | 26 | 65 | -60% | 267 | 308 | -13% |
HTM | 13 | 1 | 1200% | 90 | 84 | 7% |
Brilliance | 12 | 12 | 0% | 124 | 138 | -10% |
Chrysler | 9 | 0 | - | 55 | 6 | 817% |
Hyundai ком.авт. | 5 | 2 | 150% | 191 | 65 | 194% |
SsangYong | 1 | 1 | 0% | 81 | 90 | -10% |
Ravon | 0 | 1 602 | - | 5 184 | 9 341 | -45% |
Baw | - | 6 | - | - | 91 | - |
Итого | 157 371 | 148 209 | 6,2% | 1 297 432 | 1 129 228 | 14,9% |
25 самых продаваемых автомобилей в РФ по моделям за сентябрь 2018/2017 гг. По данным АЕБ.
# | МОДЕЛЬ | БРЕНД | СЕНТЯБРЬ | ||
2018 | 2017 | Шт. | |||
1 | Granta | Lada | 9 936 | 9 098 | 838 |
2 | Vesta | Lada | 9 053 | 6 861 | 2 192 |
3 | Rio | KIA | 7 900 | 10 446 | -2 546 |
4 | Solaris | Hyundai | 6 295 | 6 581 | -286 |
5 | Creta | Hyundai | 5 876 | 5 843 | 33 |
6 | Polo | VW | 5 051 | 4 517 | 534 |
7 | Largus | Lada | 4 115 | 2 791 | 1 324 |
8 | RAV 4 | Toyota | 3 851 | 2 441 | 1 410 |
9 | Duster | Renault | 3 780 | 4 145 | -365 |
10 | Camry | Toyota | 3 240 | 2 008 | 1 232 |
11 | Rapid | Škoda | 3 207 | 2 735 | 472 |
12 | 4x4 | Lada | 3 188 | 2 497 | 691 |
13 | XRAY | Lada | 2 975 | 3 175 | -200 |
14 | Tiguan | VW | 2 947 | 2 459 | 488 |
15 | Kaptur | Renault | 2 712 | 2 678 | 34 |
16 | Sandero | Renault | 2 461 | 2 886 | -425 |
17 | Sportage | KIA | 2 458 | 1 932 | 526 |
18 | X-Trail | Nissan | 2 389 | 1 649 | 740 |
19 | Qashqai | Nissan | 2 369 | 1 552 | 817 |
20 | Optima | KIA | 2 364 | 1 572 | 792 |
21 | Kodiaq | Škoda | 2 239 | 312 | 1 927 |
22 | NIVA | Chevrolet | 2 161 | 2 509 | -348 |
23 | Outlander | Mitsubishi | 2 133 | 1 583 | 550 |
24 | Octavia A7 | Škoda | 2 098 | 2 068 | 30 |
25 | CX-5 | Mazda | 1 891 | 1 806 | 85 |
25 самых продаваемых автомобилей в РФ по моделям за январь-сентябрь 2018/2017 гг. По данным АЕБ.
# | МОДЕЛЬ | БРЕНД | ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ | ||
2018 | 2017 | Шт. | |||
1 | Vesta | Lada | 76 189 | 54 641 | 21 548 |
2 | Rio | KIA | 75 071 | 73 532 | 1 539 |
3 | Granta | Lada | 70 186 | 67 702 | 2 484 |
4 | Solaris | Hyundai | 50 317 | 53 264 | -2 947 |
5 | Creta | Hyundai | 49 683 | 37 188 | 12 495 |
6 | Polo | VW | 42 804 | 33 999 | 8 805 |
7 | Largus | Lada | 32 440 | 22 053 | 10 387 |
8 | Duster | Renault | 31 643 | 30 636 | 1 007 |
9 | XRAY | Lada | 26 292 | 23 976 | 2 316 |
10 | Rapid | Škoda | 25 813 | 21 605 | 4 208 |
11 | Sportage | KIA | 24 619 | 18 298 | 6 321 |
12 | 4x4 | Lada | 23 819 | 20 283 | 3 536 |
13 | Sandero | Renault | 23 681 | 21 175 | 2 506 |
14 | RAV 4 | Toyota | 23 281 | 23 907 | -626 |
15 | Tiguan | VW | 23 132 | 18 981 | 4 151 |
16 | Camry | Toyota | 22 986 | 21 351 | 1 635 |
17 | Kaptur | Renault | 22 799 | 22 064 | 735 |
18 | Logan | Renault | 22 168 | 21 243 | 925 |
19 | NIVA | Chevrolet | 20 617 | 22 123 | -1 506 |
20 | Octavia A7 | Škoda | 17 725 | 16 565 | 1 160 |
21 | Outlander | Mitsubishi | 17 266 | 11 293 | 5 973 |
22 | X-Trail | Nissan | 16 492 | 14 632 | 1 860 |
23 | Qashqai | Nissan | 16 010 | 14 294 | 1 716 |
24 | Tucson | Hyundai | 15 978 | 7 460 | 8 518 |
25 | CX-5 | Mazda | 15 750 | 13 113 | 2 637 |
Объем продаж новых люксовых автомобилей за прошлый месяц составил 123 единицы, что на 6% больше прошлогоднего показателя, сообщает аналитическое агентство «Автостат».
По-прежнему Mercedes-Maybach S-Class возглавляет продажи в люксовом сегменте. Обладателями немецкого седана стали 56 россиян. Второе место в списке занимает британская марка Bentley - 24 машины. Третью позицию занимает Maserati с 20 реализованными автомобилями.
Статистика продаж люксовых авто
1. Mercedes-Maybach S-Class - 56 шт.
2. Bentley - 24 шт.
3. Maserati - 20 шт.
4. Rolls-Royce - 9 шт.
5. Ferrari - 6 шт.
6. Lamborghini - 5 шт.
7. Aston Martin - 3 шт.
Больше половины реализованных автомобилей были проданы в Москве - 64 штуки, еще 14 - в Подмосковье, на Санкт-Петербург пришлось 11 автомобилей. В Приморье владельцами Luxury сегмента стали три человека, по два отправилось в Калининградскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Свердловскую, Тверскую и Ярославскую области и по одному автомобилю в 19 субъектов РФ.
По итогам продаж за пять месяцев 2018 года статистика остается отрицательной, даже с учетом того, что в мае был зафиксирован рост. За январь май 2018 года было реализовано 607 машин, что на 2% меньше чем в прошлом году за этот же период.
В первый летний месяц автомобильный рынок России сократился на 3,3% по сравнению с июнем 2018 года. При этом рыночное падение отмечается только в массовом сегменте, где продажи снизились на 3,2%. Премиальный сегмент, напротив, показывает рост (+2,2%).
Какие сайты для продажи автомобилей популярны у россиян?
Продажа автомобилей через Интернет с каждым годом становится все популярнее в нашей стране. Помимо удобства, это позволяет охватить большее число потенциальных покупателей. К тому же для размещения объявления о продаже машины сегодня предлагается множество специализированных сайтов.
Какие параметры стоимости владения автомобилем важны для россиян?
При выборе автомобиля приходится учитывать множество факторов, среди которых особое место занимает стоимость владения. Иными словами, будущему автовладельцу хотелось бы иметь понимание того, сколько денежных средств будет тратиться в процессе эксплуатации машины.
Каков средний возраст автомобилей с пробегом в федеральных округах?
За 5 месяцев 2019 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России превысил 2 млн единиц. При этом средний возраст всех перепроданных за этот период машин составил 11,4 года. Однако в различных федеральных округах данный показатель заметно отличается.
Сколько стоят самые продаваемые в России премиальные автомобили?
В январе - мае 2019 года россияне приобрели около 60 тыс. новых автомобилей премиум-брендов. Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» составили рейтинг самых популярных таких моделей, а специалисты сайта «Цена Авто» добавили их цены.
Динамика продаж автомобилей по сегментам в мае 2019 года
В мае продажи новых легковых автомобилей в России составили 129 тыс. единиц, показав падение на 6% по сравнению с результатом прошлого года. При этом эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что в трех сегментах российского рынка (A, D, MPV) еще сохраняется рост.
ТОП-10 самых узнаваемых марок антифризов
Специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» в рамках исследования «АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2019. Автомобильные антифризы: мнение автовладельцев» оценили уровень узнаваемости* марки антифриза для легковых автомобилей. Участники опроса (более 3000 российских автовладельцев) могли выбрать несколько брендов из 23 предложенных.
Рекорды российского автолизинга - 2018
Cпециалисты компании «Европлан» вместе с аналитическим агентством «АВТОСТАТ» решили посмотреть, из каких же автомобилей состоял лизинговый поток в 2018 году и создали своего рода «Книгу рекордов», отсортировав востребованные клиентами машины по ряду параметров.