Испытатель — это специалист, который занимается проверкой исправности, а также удобства эксплуатации опытных образцов и новых моделей автомашин, различных механизмов и установок под воздействием всевозможных механических, электромагнитных, радиационных и других видов нагрузок. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Летать без крыльев могут только испытатели.
В ходе испытаний профессионал не только отмечает все достоинства и недостатки испытываемой техники, но и выявляет причины их появления и подсказывает способы их устранения. Главная задача испытателя — усовершенствование опытного образца до самого высокого уровня, чтобы удовлетворить вкус самых взыскательных потребителей. Испытатель — важнейшее звено в проектной и производственной команде, без которого невозможен был бы научно-технический прогресс.
С развитием науки и техники постоянно совершенствуются технические средства: то, что буквально вчера считалось блеском и достижением инженерной мысли, сегодня уже устарело. Особенно это касается автомобильной техники.
Абсолютно все автомобили, сходящие с конвейера, подвергаются испытаниям. Меняются не только сами автомобили, но и методика их испытаний, в разработке которой также участвуют сами водители-испытатели. Поэтому профессия испытателя была, есть и будет востребована во все времена.
Испытания автомобилей проходят в несколько этапов. На первом этапе — знакомство с автомобилем, его устройством, первичная обкатка. После чего происходят длительные испытания на прочность и надёжность в самых разных дорожных и погодных условиях — по бездорожью, булыжным мостовым, снегу, пескам, в дождь, мороз и зной.
Особенности профессии
Функциональные обязанности испытателя зависят от конкретного технического средства, которое он испытывает. Так, например, обязанности водителя-испытателя автомобилей включают в себя:
- после выхода с конвейера автомобиля проверка полной комплектации и соответствия документов;
- проверка наличия явных дефектов;
- исследование тормозной системы автомобиля на конвейерной площадке;
- прогревание двигателя, первичная обкатка на роликовом стенде;
- проверка светотехнического оборудования;
- проверка двигателя на газоанализаторе и его регулировка;
- изучение стабильности рулевого управления, разгона и торможения двигателем на испытательном треке;
- проверка автомобиля на наличие стуков и шумов на булыжной мостовой;
- исследования на смотровой площадке — проверка наличия течи, прослушивание шумов и стуков двигателя, тормозных барабанов.
Все обнаруженные неисправности устраняются сразу на месте с помощью контролёров.
Специальная автомобильная техника, помимо таких же стандартных испытаний, подвергается поездкам по бездорожью для проверки надёжности — в горах, пустынях, лесах, на болотах.
Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Гарнаев Александр Юрьевич
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Интересная, творческая профессия
Постоянная востребованность
Высокая оплата труда у опытных профессионалов
Несмотря на рискованность профессии, опытные испытатели считают, что их профессия безопаснее, чем обычная езда в городе. На испытаниях создаются все условия для безопасной езды в отличие от обычных дорог, где подобные условия устроить невозможно.
Минусы
Рискованная профессия для здоровья и жизни. Во время испытаний происходит всякое: могут лопнуть колёсные диски, вылететь слабо укреплённые аккумуляторы, может перевернуться сам автомобиль.
Постоянный фактор неожиданности
Ненормированный график работы
Высокий уровень ответственности
Работа в неблагоприятных климатических условиях
Место работы
Полигоны и испытательные станции автозаводов, научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские бюро, проектные и производственные учреждения по производству автомобилей.
Важные качества
Крепкое физическое и психическое здоровье
любовь к технике
пунктуальность
ответственность
порядочность
смелость
склонность к оправданному риску
стрессоустойчивость
умение концентрировать внимание на конкретной задаче
быстрота реакции в экстремальных ситуациях.
Испытатель парашютов Пётр Иванович Долгов.
Где учиться на Испытателя
Специальных школ и ВУЗов для обучения испытателей не существует. Испытателями становятся опытные и ответственные водители и механики со стажем работы более 3 лет. Не все выдерживают сложность испытаний, несмотря на то, что и у испытателей существует специальное снаряжение для устранения негативных воздействий — пояса, бандажи, каски. Одна езда на булыжной восьмикилометровой мостовой чего стоит! А ведь бывают испытания, воздействующие на психику. Одним словом, для профессии испытателя нужно иметь призвание. Эта работа для отважных, выносливых и крепких мужчин!
Оплата труда
Зарплата на 23.04.2019
Россия 20000—55000 ₽
Москва 39928—80000 ₽
Имеет значение опыт водителя, организация, в которой он трудится, объём работ, условия проведения испытаний.
Ступеньки карьеры и перспективы
Опытных водителей и механиков — миллионы, но не все могут стать испытателями. Карьерный рост в этой профессии возможен в сторону повышения мастерства. Но и сама профессия испытателя считается вершиной карьеры водителя, если у него есть призвание. Многие водители, не выдержав трудностей, возвращаются за руль обычного транспорта. Но те, кто выдержал — настоящие герои в этой суровой и романтичной профессии.
Знаменитые испытатели
Лаптев Сергей Александрович (1909 г.р.) — испытатель и ученый, заслуженный машиностроитель РСФСР, лауреат премии Совета Министров СССР. Участник разработки, конструирования и испытаний автомобиля ЗИС-110, приёмных испытаний ЯАЗ-200, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», МАЗ-205, ЗИС-110 и др. Автор учебника «Испытания автомобилей» и монографий: «О дорожных испытаниях автомобилей», «Автомобильные полигоны».
Сперанский Евгений Борисович (1945 г.р.) — испытатель, специалист сектора управляемости Дмитровского автополигона НИЦИАМТ (Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники). Главное направление его работы — оценка свойств управляемости и устойчивости автомобилей. В год исследуется около 200 самых разных технических средств.
Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) в Дмитрове — один из самых крупных в Европе. Состоит из множества подразделений: отдел гидравлических испытаний, лаборатория пассивной безопасности, моторный стенд, аэродинамическая труба, коррозийная камера и т.п. Площадь полигона 2500 га, длина специальных дорог 110 км. Имеются даже горные дороги с разными покрытиями подъёмом 30-60 градусов.
В Магаданской области недалеко от города Сусумана есть северный полигон для испытания автомобилей в условиях севера.
Недавно построенный полигон в Тольятти — самый модернизированный, где воссозданы преимущества зарубежных полигонов «Опеля», «Порше», ФИАТа, Фольксвагена и др. Здесь есть возможность проводить всевозможные комплексные испытания и отрабатывать новые методики на скоростных, служебных, динамометрических дорогах и параболических виражах.
Видео: профессия лётчик-испытатель
Уже давно продолжительное время одной из самых популярных профессий, не требующих специального образования, является профессия водителя. И поскольку рабочие этой категории необходимы абсолютно в разных структурах и направлениях, то можно выделить десятки узких профилей деятельности: водитель такси, водитель общественного транспорта, водитель грузовых машин, водитель-инкассатор, личный водитель и множество других.
Но все-таки есть одна специальность, стоящая особняком. Это водитель-испытатель.
Особенности профессии водитель-испытатель
Водителем-испытателем принято называть сотрудника автомобильной компании, который занимает практической проверкой исправности и работоспособности автомобилей и других транспортных средств, которые производит автомобильный завод. Иными словами, эти специалисты первыми садятся за руль новой модели и оценивают надежность, удобство и другие важные качества для машины на различных дорогах и погодных условиях.
При этом, разумеется, работа водителя-испытателя – совсем не то же самое, что работа журналиста-автообзорщика. Его задача не просто описать свои субъективные ощущения от машины и дать добро на её производство.
Водитель-испытатель должен быть глубоко в теме автомобилестроения. Понимать в инженерии и конструировании машин, чтобы по итогам проверок вносить конкретные предложения и предлагать способы устранения выявленных недостатков.
Универсальных способов проверки всех транспортных средств не существует, поэтому чаще всего водители-испытатели специализируются на определенных типах. Например, мотоциклы или легковые автомобили. Таким образом, если сама компания-работодатель занимается созданием различных видов транспортных средств, то ей необходим штат водителей-испытателей, которые бы были экспертами во всех представленных моделях машин.
Обязанности водителя-испытателя
Спектр задач у водителя-испытателя весьма широкий. Их можно перечислить в нескольких пунктах:
подготовка транспортного средства к проведению необходимых испытаний;
проверка систем и механизмов машины;
проведение осмотров для выявление внешних дефектов;
устранение выявленных неисправностей
осуществление пробеговых и комплексных испытаний.
Для того, чтобы грамотно исполнять обозначенный функционал специалист должен знать следующее:
устройство и принцип работы транспортных средств, технические характеристики конкретной машины;
правила проведения различных этапов испытаний на основе разнообразных методик;
технологические процессы конструирования и создания транспортных средств;
профессиональную терминологию в автомобилестроении;
меры безопасности и способы организации безопасных испытаний.
Условия труда водителя-испытателя
Место работы данного специалиста – это автомобильные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, а также другие организации, которые имеют отношение к производству транспортных средств.
При этом водитель-испытатель в равной мере работает как на открытой площадке, так и в специальных ангарах. Из-за чего его рабочий день бывает ненормированным – особенно на финальных этапах перед запуском новой модели в серию.
Где выучиться на водителя-испытателя?
В данный момент времени не существует специализированных образовательных учреждений по подготовке специалистов данного профиля. В России, пожалуй, есть только один центр, который готовит таких профильных специалистов - Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».
Однако так или иначе профильное образование не обязательно. Гораздо важнее стаж и опыт общения с машинами. Работать в качестве водителя-испытателя могут только водители со стажем более трех лет, а также механики с профильным образованием и действующим водительским удостоверением.
Из-за высокого уровня ответственности, который предусматривает эта должность, работать без практического опыта управления или ремонта автомобилями невозможно. Поэтому осваивать профессию «с нуля» непосредственно на рабочем месте нельзя.
Разряды профессии водитель-испытатель
Перечень обязанностей данного специалиста определяются уровнем его квалификации.
Водитель-испытатель 2 разряда
Проведение мероприятий по подготовке транспортного средства к испытаниям.
Водитель-испытатель 3 разряда
Проводит некоторые виды испытаний, работает под руководством более опытного специалиста.
Водитель-испытатель 4 разряда
Имеет навыки для осуществления сложных маневров, выявляется недоработки конструкций машин.
Водитель-испытатель 5 разряда
Проводит испытания при различных погодных условиях и состоянии дорожного полотна.
Водитель-испытатель 6 разряда
Ответственен за комплексные испытания в сложных условиях.
Карьерный рост в профессии водитель-испытатель
На самом деле, именно эта должность и является верхушкой карьерной лестницы у водителя любой категории. Самое главное, что эта специальность дает возможно развивать уровень своего мастерства. Кроме того, поскольку водитель-испытатель достаточно близко сотрудничает с конструкторским отделом, то при желании может получить образование по этому профилю.
Личностные качества профессии водитель-испытатель
Работать в качестве водителя-испытателя могут лица, которые обладают следующими качествами:
ответственность;
исполнительность;
умение работать в команде;
интерес к машиностроению;
решительность;
стрессоустойчивость;
быстрая реакция;
смелость;
умение быстро принимать решения.
Уровень заработной платы профессии водитель-испытатель
Средняя величина оклада специалиста составляет порядка 50 000 рублей. Тем не менее зарплата водителя-испытателя во многом зависит от предприятия, на котором он трудится.
Плюсы и минусы профессии водитель-испытатель
В число положительных аспектов профессии необходимо внести:
возможность работать с новыми, уникальными моделями транспортных средств;
возможность принимать участие в разработке и создании транспортных средств;
высокий уровень заработной платы;
востребованность и актуальность на рынке труда.
К минусам профессии стоит отнести:
профессиональные риски;
как таковой карьерный рост отсутствует;
ненормированный график работы.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №2 выпуска №2 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45
(в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)
Водитель-испытатель
§ 6. Водитель-испытатель 2-го разряда
Характеристика работ . Подготовка к подаче и подача автомобилей с главного конвейера на участки стендовых испытаний и устранения дефектов комплектации, к накопительным площадкам, местам погрузки на железнодорожный подвижной состав и специальный автотранспорт. Визуальный осмотр технической исправности автомобилей. Проверка блокировки капота, дверей, багажника и подъемников стекол.
Должен знать: принцип работы обслуживаемых автомобилей; правила и инструкции по их приему и сохранности; схемы размещения автомобилей на накопительных площадках и на местах погрузки.
§ 7. Водитель-испытатель 3-го разряда
Характеристика работ . Проведение отдельных видов испытаний по типовым методикам. Разборка, сборка и регулировка испытываемых агрегатов, узлов и приборов под руководством водителя-испытателя более высокой квалификации. Погрузка автомобилей посредством заезда на железнодорожный подвижной состав и специальный автотранспорт с установкой их на места крепления.
Должен знать: устройство обслуживаемых узлов, агрегатов и приборов; принцип работы контрольно-измерительной аппаратуры испытательных приборов и стендов; правила погрузки автомобилей посредством заезда на железнодорожный подвижной состав и специальный автотранспорт и схемы их размещения.
§ 8. Водитель-испытатель 4-го разряда
Характеристика работ . Проведение отдельных видов испытаний по типовым методикам. Разборка, сборка и регулировка испытываемых агрегатов, узлов и приборов. Подготовка мотоциклов, мопедов, автомобилей, троллейбусов, кранов, тракторов, комбайнов, самоходных косилок и других транспортных средств к испытаниям. Обкатка и выявление в них дефектов и конструктивных недоработок. Техническое обслуживание закрепленного автомобиля, трактора, троллейбуса и мототранспортных средств. Сложное маневрирование транспортных средств на погрузочной площадке, установка их на поворотное устройство загрузочной выдвижной платформы с последующей подачей в двухъярусные устройства вагонов и установкой их на места крепления. Сдача автомобиля ОТК согласно техническим условиям.
Должен знать: устройство и принцип работы загрузочной выдвижной платформы с поворотным устройством обслуживаемых агрегатов, узлов и приборов; назначение и применение контрольно-измерительной аппаратуры и испытательных приборов и стендов; технические условия на установку, регулировку и приемку основных узлов и агрегатов; причины отдельных неисправностей и дефектов, возникающих в процессе испытаний, способы их устранения; монтажные схемы электрооборудования; методику отдельных видов испытаний серийных и экспериментальных мотоциклетных транспортных средств, автомобилей, троллейбусов, тракторов, комбайнов.
§ 9. Водитель-испытатель 5-го разряда
Характеристика работ . Проведение испытаний по утвержденным программам в различных дорожных и природно-климатических условиях. Разборка, сборка и регулировка испытываемых сложных узлов и агрегатов. Технологические пробеговые испытания автомобилей, троллейбусов, кранов, тракторов, самоходных косилок, мотоциклов и других транспортных средств. Полевые испытания комбайнов, проведение пробеговых испытаний в дорожных условиях экспериментальных образцов мотоциклов. Устранение обнаруженных дефектов.
Должен знать: назначение, устройство и принцип работы сложных агрегатов, узлов и приборов, контрольно-измерительной аппаратуры и испытательного оборудования; технологию изготовления; технические условия и требования, предъявляемые к качеству сборки и к сдаче в эксплуатацию мотоциклов, автомобилей, троллейбусов, тракторов и комбайнов; монтажные схемы; причины возникновения дефектов в процессе испытаний, способы их устранения; методику испытаний автомобилей, троллейбусов, тракторов, самоходных косилок, комбайнов и экспериментальных испытаний мотоциклов.
§ 10. Водитель-испытатель 6-го разряда
Характеристика работ . Проведение пробеговых и комплексных испытаний в различных дорожных и сложных природно-климатических условиях. Проведение экспериментальных испытаний автомобилей и тракторов всех классов и видов. Испытание специальных мотоциклов, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок.
Должен знать: назначение, устройство и принцип работы особо сложных агрегатов, узлов и приборов, специальной контрольно-измерительной аппаратуры, приборов и испытательного оборудования; методику экспериментальных испытаний автомобилей и тракторов всех классов и видов.
Требуется среднее профессиональное образование.
К юбилею одного из ведущих экспертов по управляемости автомобилей
Текст: Александр Иванов
Фото: Из архива Евгения Сперанского
Евгений Сперанский. Имя этого человека стоит в выходных данных нашего издания. Драйв-эксперт журнала ORD... Конечно, с моей стороны было великой наглостью записывать в тест-пилоты одного из ведущих российских специалистов в области управляемости, но, в сущности, так оно и было... Дав согласие на сотрудничество с ORD, Евгений Борисович не только изначально задал очень высокий уровень подготовки тестовых материалов, но и серьезно помог всем нам в трудный период становления (правда, он еще не закончен). 30 августа у Евгения Борисовича был юбилей – ему исполнилось 60 лет. Ну, чем не повод рассказать о судьбе интересного человека? Здоровья, счастья тебе, и долгих лет жизни.
Главный редактор Off-Road DRIVE
Андрей КУПРИН
Евгений Борисович Сперанский родился в августе 1945 в подмосковном городе Дмитрове. Его отец был военным и, демобилизовавшись, работал в «партийных органах», а мама преподавала в школе физкультуру. Благодаря этому маленький Женя практически все свободное время проводил в спортивном зале. Футбол, хоккей, волейбол. Жизнь Евгения складывалась как и у большинства сверстников первого послевоенного поколения. А техникой в то время увлекались все... Вначале были велосипеды, затем велосипеды с моторами и, наконец, «Москвич-401» (учебный школьный автомобиль). К неполным тринадцати годам Женя водил его вполне уверенно. Следующей машиной стала купленная отцом «Победа» М-20. На ней совершались огромные путешествия – Кавказ, Крым. За поездку накатывали по пять тысяч километров! И именно тогда у Жени впервые появилась мечта связать свою жизнь с автомобилем.
50 ходок в день
Строительство Дмитровского автомобильного полигона началось в 1964 году. В этот момент Женя как раз оканчивал школу. Но, несмотря на то, что в его кармане уже лежали водительское удостоверение и «корочки» автослесаря, попасть работать на главную испытательную площадку страны было не то чтобы очень сложно, а практически нереально. В НИЦИАМТ сотрудников набирали исключительно по спецраспределению после получения соответствующего образования. Пришлось устраиваться водителем самосвала ЗИЛ-585 (именуемого в народе «Захар»), на карьерные работы. 50 ходок в день, конечно, выматывали, но давали бесценный водительский опыт. Потом была армия. Через три года службы Сперанский демобилизовался в должности механика-водителя первого класса. Вернувшись на «гражданку», поступил в институт (подрабатывая водителем поливочной машины и перебирая двигатели).
Лучше гор могут быть только...
По счастливой случайности среди Жениных знакомых оказались студенты МВТУ, которые и пригласили его в школу горных путешествий... С этого момента Сперанский буквально заболел горами. Позднее Женя очень серьезно занимался скалолазанием, выступал на соревнованиях, даже ходил инструктором в восхождения на Памире, Алтае, Урале и Кавказе. Правда, попутно он осваивал велосипед и байдарку...
В его душе боролись две основные страсти – горы и автомобили. И только волей случая горы не взяли верх... Когда Евгений познакомился со спортсменами с Дмитровского полигона, он уже был председателем правления туристического клуба. И тут неожиданное приглашение на работу механиком раллийной команды. Вначале были республиканские соревнования, затем союзные и, наконец, механик, а теперь уже и пилот Евгений Сперанский получил собственную машину – «Москвич-412». Более двух лет он выступал на различных соревнованиях. А затем (так сложилась жизнь) снова армия. На военной службе Евгений Борисович был занят тем, что готовил водителей полноприводных машин к движению в условиях... бездорожья. А теперь внимание: в те годы в Советской Армии этой проблемой еще никто толком не занимался! Вначале, учитывая воинскую специальность, он работал в должности зампотеха танковой роты, а в дальнейшем стал командиром роты обслуживания.
Закончил же Сперанский военную карьеру начальником автотракторной службы полка. После армии Евгений вернулся на родной Дмитровский полигон. Изучал тактику движения и технику управления автомобилем. Да и постоянные тренировки с мастерами спорта по шоссейно-кольцевым гонкам, вне всяких сомнений, добавляли опыта.
Сектор управляемости
И, наконец, произошло то, о чем Евгений мечтал практически с самого детства – признанный ас Сперанский Евгений Борисович пришел работать в сектор управляемости самого главного автополигона страны. Но на этом Сперанский не успокаивается и продолжает настойчиво совершенствовать собственное мастерство. Он изучает различные школы вождения (как российские, так и европейские). Ездит по странам и континентам, знакомясь на примере самых разных автомобилей (от малолитражек до автопоездов) с особенностями конструкций современных рулевых управлений и систем стабилизации управляемости и устойчивости. Оценка свойств управляемости и устойчивости автомобилей становится делом его жизни. Кстати, это, пожалуй, одно из наиболее интересных и экстремальных направлений в работе Дмитровского автополигона. Огромное количество тестируемых объектов – до двухсот единиц техники в год. И для каждого из прошедших через его руки автомобилей необходимо определить запас устойчивости и свойства управляемости. Иногда в течение одного дня приходится менять несколько очень разных машин. Утром – двухместное спортивное купе, а тем же вечером – 50-тонный автокран... Да, как ни крути, а работа испытателя автомобилей – это в первую очередь тяжелый и монотонный ежедневный труд.
По техническим причинам
Фактор неожиданности – неизменный спутник работы любого испытателя. Вот, например, последний случай: при испытании на динамическую устойчивость начал сползать... поверхностный слой шины. То есть протектор стал отлетать кусками! В результате автомобиль просто стащило с дороги. Причем, заметьте, бракованная шина была далеко не ярославского производства... Да что там говорить – на испытаниях всякое бывало. Лопались колесные диски, сгибались межколесные проставки, на электромобилях вылетали плохо закрепленные аккумуляторы (а это 800 килограммов веса!), разрывались передние штанги, переворачивались лесовозы и автоцистерны. Да, как ни крути, а аварии на полигоне нередки, но, к чести испытателей, чаще всего они все же вызваны техническими причинами.
P. S. Я считаю, что мне крупно повезло – я видел, как работает Евгений Борисович. Одно «но»: сидя на пассажирском сидении с секундомером в руках и заворожено глядя на движения рук мастера, с особой остротой понимаешь, что никогда так не сможешь...
Из истории дмитровского автополигона
Полное название Дмитровского полигона – Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники. НИЦИАМТ – крупнейший в Европе испытательный центр, площадью 2500 га и протяженностью спецдорог 110 км. В 1958 году было подписано постановление о строительстве испытательного центра, но отсчет ведется с 1964 года, то есть с момента, когда была сдана в эксплуатацию скоростная трасса. В последующие годы полигон постоянно совершенствовался. Была построена «горная дорога», дороги с различными типами покрытий, подъемы (от 30 до 60 градусов). На полигоне работают отдел гидравлических испытаний, моторный стенд, коррозийная камера, лаборатория пассивной безопасности, аэродинамическая труба и многое другое. В 1989 году автополигон был отделен от НАМИ и преобразован в независимую испытательную организацию, аккредитованную в рамках Европейской системы сертификации.
Работа тестировщика автомобилей – это рай. Тебя возят на самолетах, селят в отелях, дают ездить на автомобилях, а потом еще и платят. Как СМИ работают с производителями, кто кому сколько платит и как самому стать тест-пилотом? Расскажем все честно.
Унылый мартовский день, в Питере мокрый снег, но на моем лице – довольная улыбка. Еще пара минут езды по Пулковскому шоссе, я поставлю машину на стоянку аэропорта и улечу в Лапландию. Гонять по ледяному треку и испытывать в деле шины Nokian. Ощущения – как будто летишь в отпуск. Только у профессиональных автожурналистов такие «отпуска» проходят раз в месяц или даже чаще.
Зачем ехать?
Обычно затем, чтобы рассказать читателям о какой-нибудь новой машине.
В моем случае это экскурсия на уникальный, самый северный в мире шинный испытательный полигон White Hell («Белый ад») под финским городом Ивало, что в Лапландии. Полигон принадлежит компании Nokian, где она испытывает свои перспективные модели. О самом полигоне и о шинах мы обязательно расскажем в подробностях, а в этой статье сосредоточимся на «изнанке» всего процесса.
Дорога
Обычно она проходит в два этапа. Сначала в какую-то точку сбора слетаются журналисты из разных городов, а потом, уже скопом, летят к финальному месту назначения. В нашем случае промежуточным пунктом был Хельсинки, где собрались журналисты из разных городов России от Красноярска до Петербурга.
Конечно же, на протяжении всей поездки прессу кормят. Журналист не должен быть голодным, иначе у него испортится настроение и впечатление о приглашающем бренде сложится негативное! За трапезой в хельсинкском аэропорту обсуждаем последние новости: кто куда мотался, что видел, делимся мнениями о новинках – вот это просто огонь, это так себе, ни о чем… Еще несколько часов – и мы на месте, в снежном заполярном Ивало.
Проживание
Разумеется, в хорошем отеле. Еще раз повторюсь: журналистам стараются создать тепличные условия, чтобы они расслабились, получали удовольствие и, невзирая на весь свой журналистский скепсис, начали искренне любить организаторов тест-драйва. И знаете, получается!
Брифинг
Все, как везде в жизни. Перед тем как садиться за руль и кататься, нужно послушать серьезную презентацию. Она, как правило, состоит из трех частей. Первый блок – технический, где рассказывают об алгоритмах блока управления муфтой подключения полного привода, послойном впрыске топлива и т.п. Частенько еще выступают дизайнеры, показывая прототипы и что из этого получилось. Тем, кто разбирается в технике, обычно интересно, остальные скучают.
Во второй части слово берут маркетологи, вещая о результатах продаж (если они хорошие) и об аудитории автомобиля (семейная, молодежная и т.п.). В финале обычно делятся деталями предстоящей поездки: каков маршрут, как держать связь, где снимать и т.п.
1 / 2
2 / 2
Распределение машин
Мой самый нелюбимый момент во всех тест-драйвах. Журналистов, разумеется, всегда больше, чем автомобилей. Экономия, знаете ли! Но я никогда не жалуюсь, если часть тестового маршрута предстоит преодолеть на пассажирском сиденье, нет-нет. Тут даже можно извлечь пользу, посидев и спереди, и сзади, попутно отметив для себя нюансы пассажирского быта в салоне.
Хуже то, что за определенные модификации тестовых авто приходится практически драться. Кто первый запишется на дизель с «механикой», тот и молодец. А кто не успел – тот опоздал и будет все время ездить на бензине с «автоматом». Никогда не понимал, почему организаторам нельзя немного отвлечься от составления меню для обеда и расписать машины так, чтобы все журналисты успели попробовать все модификации и не нужно было толпой бежать к распорядителю, как детям за бесплатными печеньками…
1 / 3
2 / 3
3 / 3
В этом плане Nokian можно только отвесить низкий поклон благодарности. В качестве тестовых авто нам приготовили сумасшедшие Audi RS4, RS5 и Q5 Hybrid и распределили журналистов грамотно. Каждый получил свою толику впечатлений: погонял по дорогам общего пользования, по лесным тропам и по трекам, насладившись отменным «держаком» в поворотах на асфальте и контролируемым скольжением на льду.
Фото- и видеосъемка
Далеко не всегда СМИ разрешают отправлять двух человек – фотографа и тестировщика. Ведь еду и дорогу придется оплачивать двоим, а публикация будет только одна… Иногда удается договориться, но чаще всего тестировщик снимает сам, отчего кадры получаются не самые профессиональные. Довольно часто организаторы компенсируют этот недостаток, нанимая одного фотографа, который всю поездку снимает машины для всех СМИ, а потом бесплатно раздает снимки. Так что частенько в тест-драйвах в разных изданиях «гуляют» одни и те же фотки – это нормальная практика.
Хуже всего видеооператорам. Им вечно не хватает времени на то, чтобы выстроить кадр, «пристреляться» и все грамотно отснять. Пока они колдуют с техникой на одной точке, оттуда уже пора мчаться на другую. Поэтому в отдельных случаях для съемочных групп делают отдельную программу, а чаще приходится идти на компромиссы. Снимают как получается, и монтируют из того, что есть.
Культурная программа
Без этого никуда. Как я уже говорил, журналист должен быть сыт и пьян, иначе сотрудничество не клеится. Выездной тест-драйв – это еще и веселая тусовка с вкусной едой, легкими (и не очень) алкогольными напитками по вкусу и всяческими развлечениями.
В Nokian Tyres к вопросу подошли со всем лапландским размахом. После шинных тестов мы поехали в тундру на снегоходах, а затем – в сауну. Ходит байка, что один известный производитель (не скажу, какой) лет 10 назад привел журналистам в сауну девушек легкого поведения, но если это и правда, то от такой порочной практики отказались давно. В сауну пресса ходит, чтобы попариться, понырять в прорубь, попить пива и пообщаться.
1 / 2
2 / 2
Кулуары
Хорошие журналисты используют неформальную обстановку в чисто профессиональных целях. В сауну и ресторан вместе с тестировщиками обычно ходят и представители производителей. У них за кружечкой можно выяснить много интересного. Не секретного, разумеется, но такого, чего не пишут в пресс-релизах. Например, мы выяснили, на сколько дешевле в производстве концерну Nokian Tyres обходится шина, сделанная на заводе во Всеволожске, если сравнивать с такой же, но произведенной на материнском предприятии в Нокиа. На тестах автомобилей можно разузнать интересные истории о проектировании двигателей и утверждении дизайна, о взаимоотношениях в коллективе и так далее… Для этого, конечно же, необходимо знать английский язык.
Кто из редакции ездит на тест-драйвы?
По изначальной задумке, конечно, профессиональные тестировщики. Журналисты, которые, как правило, имеют большой опыт езды на самых разных автомобилях – от дешевых малолитражек до гигантских внедорожников с V8 и кожаным салоном. Часто тестировщики к тому же увлекаются гонками хотя бы на любительском уровне, прошли с десяток курсов водительского мастерства, а еще отличают на глаз McPherson от двухрычажки, понимают, что дает двойной турбонаддув в сравнении с обычным, и вообще следят за новостями автомобильного мира, инновациями в технике и появлением новых моделей. Вот, к примеру, наш штатный тестировщик Евгений Липовицкий – из таких профессионалов.
Но если говорить о реальности, а не о теории, то на тест-драйвах можно встретить множество людей, которые в разной степени «не в теме». В лучшем случае это редакторы – например, главные или редакторы рубрик. Да-да, в редакциях есть своя дедовщина. Частенько случается, что в самые «вкусные» поездки катаются не те, кто разбирается, а те, у кого есть административный ресурс.
В редакции сайт такого подхода нет, зато есть обстоятельства, когда тестировщик занят своими делами. Тогда привлекаются либо нештатные журналисты, либо едет кто-то из редакторского состава. Например, ваш покорный слуга. Я не настолько профессиональный тест-пилот, как Женя, но кое-что в машинах понимаю.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Откуда вообще берутся машины для тест-драйвов?
Машины берутся из специальных пресс-парков, а основных видов тест-драйвов бывает три. Первый – это мировая или европейская презентация, нацеленная на журналистский интернационал. Прессу на эти сборы зовут изо всех стран, где новинку предполагается продавать. Яркий пример – свежий . Автомобили представлены, как правило, в европейских, а не российских комплектациях. Встречаются, например, моторы, с которыми у нас этот автомобиль будет не купить. Из российских СМИ туда приглашают только «избранных» – тех, с кем у маркетологов производителей особые отношения.