Начиная с 28.07.2017, в Российской Федерации действует закон «Об ОСАГО». Документ регламентирует Перечень наиболее серьезных технических поломок узлов и агрегатов всех транспортных средств, эксплуатирующихся на автодорогах страны.
Вниманию читателей приводим перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС в 2019 году.
Необходимость запрета эксплуатации ТС
Списком предусмотрены критические выходы из строя узлов, механизмов всех самоходных машин, тракторов, автомобилей, автобусов, мопедов, мотоциклов, прицепов, автопоездов, других средств передвижения и условия, при наступлении которых запрещена их эксплуатация на автодорогах.
Проверка неисправностей в России регламентируется по ГОСТ Р 51709-2001 . Перечнем охватываются системы, узлы, механизмы, наиболее влияющие на безопасность движения и сохранность людей: тормоза, светотехника, рулевое управление, двигатель, стеклоочистители, стеклоомыватели.
Для системы торможения ограничения при движении по автострадам и дорогам общего назначения устанавливаются, если эффективность работы тормозов не соответствует ГОСТ Р 51709-2001, возникли нарушения герметичности гидравлической системы привода тормозов, не герметичность пневмогидравлического и пневматического приводов тормоза.
Движение транспортных средств в 2019 году запрещено, если снижение воздушного давления при остановленном двигателе составляет 0,05 МПа и более в течение 15 минут после нажатия на педаль, если сжатый воздух выходит из тормозных цилиндров на колесах, вышел из строя манометр пневмогидравлического либо пневматического привода тормозов.
Нельзя эксплуатировать все виды автотранспорта, если ручной тормоз не позволяет удерживать неподвижно:
- нагруженные полностью ТС на плоскости наклона 16%;
- автобусы, легковые автомобили на плоскости наклона 23%;
- грузовики, автопоезда на плоскости наклона 31%.
Запрещено выпускать на трассы и автодороги транспортные средства, у которых общий люфт по рулевому управлению превышает:
- грузовики 25 мм;
- автобусы 20 мм;
- легковые машины 10 мм.
Категорически запрещена эксплуатация транспортных средств любых категорий и исполнений, у которых:
- Выполнена установка не предусмотренных конструкторской документацией деталей и узлов.
- Происходит их перемещение в составе ТС.
- Не затянута резьба до нужного нормативного момента затяжки.
- Крепежные изделия не зафиксированы установленным ТД способом.
- Положение рулевой колонки не фиксируется.
- Отсутствует либо поломан усилитель рулевого управления либо рулевого демпфера у мотоциклов.
Федеральным Законом и Перечнем запрещена эксплуатация транспортных средств на автострадах и всех типах автодорог, если у них не соответствует КД:
- режим работы;
- расположение;
- цветовая гамма;
- тип конструкции;
- количество внешних световых приборов.
На ранее снятых с производства ТС допустима установка приборов освещения от других моделей и комплектаций.
Законом не разрешается передвижение по автотрассам автомобилей, мотоциклов и всех остальных транспортных средств, у которых: свет головных фар отрегулирован с несоответствием ГОСТ Р 51709-2001, световозвращатели и внешние приборы освещения покрыты слоем грязи либо не выполняют своих функций, отсутствуют рассеиватели, лампы и рассеиватели не соответствуют типу светового прибора, расположение проблескового светомаяка, видимость светового сигнала, способ крепления не соответствуют установленным нормативам.
Неисправность стеклоомывателей и стеклоочистителей
Эксплуатация всех автотранспортных средств запрещена, если стеклоочиститель в составе движущегося транспорта не работает, омыватель лобовых стекол не работает.
Запрещена эксплуатация транспортных средств, шины которых имеют остаточную величину протектора для категорий ТС не более:
- категория М2, М3 – 2 мм;
- категория М1, N1, O1, O2 – 1,6 мм;
- категория N2, N3, O3, O4 – 1 мм;
- категория L – 0,8 мм.
Не выпускается на рабочие маршруты транспорт, у которого:
- Имеются внешние повреждения шин, пробоины, глубокие царапины, порезы, разрывы. Снаружи видно корд, расслоение каркаса, отслоение протектора.
- Отсутствует одна либо несколько гаек, болтов крепления. Трещины диска, обода колеса.
- Видны нарушения конфигурации и размеров отверстий для крепления колес.
- Шины модели ТС не соответствуют по размерам либо параметрам допустимых нагрузок на ось.
- На одну ось установлены покрышки различных размерностей, типов, конструкций. Это могут быть: новые и восстановленные, зимние и летние. Запрещено использовать на одной оси шины с разным рисунком протектора, бескамерные с камерными, диагональные с радиальными.
Двигатель
Не допустима эксплуатация подвижного транспорта с превышением содержания вредных и токсичных веществ в отработанных газах, а также дымность выхлопа, превышающая нормы по ГОСТ Р 52033-2003 и ГОСТ Р 52160-2003, с не герметичностью топливопроводов, неисправной системой отвода отработанных выхлопных газов, отсутствием вентиляции картера, превышением допустимого уровня шума и вибрации по ГОСТ Р 52231-2004.
Вывод
В статье рассмотрены случаи, при каких неисправностях запрещена эксплуатация автомобиля и других скоростных транспортных средств.
Весь перечень, утвержденный Федеральным Законом, содержит намного больше пунктов, которые освещают неисправности, так либо иначе влияющие на безопасность при эксплуатации транспортных средств.
Это относится к звуковым сигналам, слишком плотной тонировке лобовых стекол, качеству замков прицепа, соединения тягово-сцепного устройства.
Читателей, бесспорно, интересует вопрос, при какой неисправности разрешается эксплуатация транспортного средства?
Законодатели дают простой ответ: любые неисправности, не включенные в федеральный перечень, дают полное право эксплуатировать ТС на всех автодорогах Российской Федерации.
Неисправным называется такое состояние транспортного средства, при котором оно не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Настоящий перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки”.
1. Тормозные системы
1.1 Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
При дорожных испытаниях не соблюдаются следующие нормы эффективности торможения (качественной меры торможения, характеризующей способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению автотранспортного средства) рабочей тормозной системой:
|
Тормозной путь |
Установившееся |
Легковые автомобили, в том числе с прицепом |
14,7 |
5,8 |
Грузовые автомобили и автобусы |
18,3 |
5,0 |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) |
19,5 |
5,0 |
Двухколесные мотоциклы и мопеды |
7,5 |
5,5 |
Мотоциклы с боковым прицепом |
8,2 |
5,0 |
Примечания: 1.
Испытания проводятся
на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементно– или асфальтобетонным покрытием при скорости в начале торможения 40 км/ч – для автомобилей, автобусов и автопоездов и 30 км/ч – для мотоциклов и мопедов. Транспортные средства испытывают путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой. Масса транспортного средства при испытаниях не должна превышать разрешенной максимальной массы.2. Эффективность рабочей тормозной системы транспортных средств может быть оценена и по другим показателям в соответствии с ГОСТом Р
51709-2001.1.2 Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода. Под нарушением герметичности гидравлического привода понимается любая утечка тормозной жидкости в приводе и (или) в колесных тормозных механизмах, а также попадание воздуха в рабочую тормозную систему.
1.3 Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер. Большее нарушение герметичности пневматического или пневмогидравлического тормозного привода, чем в пределах, указанных в данном разделе, ухудшает безопасность движения.
1.4 Не действует манометр пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов.
Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов. Неработающий манометр лишает водителя информации об одном из важнейших показателей технического состояния тормозной системы – давлении воздуха в баллонах и в колесных тормозных камерах.
1.5 Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.
Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние транспортного средства на уклоне. Его величина установлена в зависимости от типа транспортного средства и его загрузки:
Транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 % включительно;
Легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 % включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии – на уклоне до 31 % включительно.
2. Рулевое управление
2.1. Суммарный люфт, который является показателем технического состояния, в рулевом управлении превышает следующие значения:
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации рулевой колонки.
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
3. Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Установка на транспортное средство внешних световых приборов, не соответствующих требованиям конструкции, изменение их расположения может привести к ухудшению освещения дороги и ослеплению водителей встречных транспортных средств, а также дезориентации участников движения.
Примечание . На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств др угих марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТу Р 51709-2001.
Правильная регулировка фар обеспечивает строго определенное положение световых пучков и оптимальное распределение света на дороге. Фары снабжены специальными регулировочными винтами, позволяющими изменять положение оптического элемента и направления светового пучка. Проверка и регулировка направления светового пучка могут производиться с помощью специально размеченного экрана или оптическим прибором с ориентирующим приспособлением.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
Под установленным режимом работы фар имеется в виду работа в двух режимах: ближнего света и дальнего света. Установленным режимом работы световых указателей поворота является попеременное изменение яркости сигнальных ламп с частотой 90 ±30 проблесков в минуту. Установленным режимом работы сигнала торможения является включение фонарей с красным светом при нажатии на тормозную педаль и выключение этого фонаря при свободном положении тормозной педали. На легковых автомобилях и автобусах допускается наличие одного или двух дополнительных сигналов торможения. Они устанавливаются за задним стеклом механического транспортного средства на высоте 1150 – 1400 мм. Цвет дополнительных сигналов торможения должен быть красный. Установленным режимом работы указателя заднего хода – включение фонар я с белым цветом при перемещении рычага переключения передач в положение “задний ход” и выключение этого фонаря при выведении рычага из этого положения. Для улучшения видимости в условиях недостаточной видимости разрешается установка противотуманных фар и задних противотуманных фонарей. Противотуманные фары и задние противотуманные фонари должны включаться при включенных габаритных огнях и работать в постоянном режиме.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Отсутствие или применение, рассеивателей не соответствующих световому прибору, так же как и ламп приводит к неправильному формированию светового пучка, что может вызвать ослепление встречных водителей или ухудшение видимости дороги.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
В соответствии с п.20 Основных положений... проблесковые маячки всех цветов устанавливаются только на крыше кузова или кабины транспортного средства и не должны использоваться внутри салона кузова (кабины) транспортного средства.
3.6 На транспортном средстве установлены:
- спереди - противотуманные фары с огнями любого цвета, кроме белого или желтого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, а световозвращающие приспособления - любого цвета, кроме белого;
- сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, а световозвращающие приспособления - любого цвета, кроме красного;
- сбоку - световые приборы с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, а световозвращающие приспособления - любого цвета, кроме желтого и оранжевого.
Спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного, отличительного и опознавательного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков. Цвет рассеивателей световых приборов позволяет быстро и безошибочно различать встречные и попутные транспортные средства.
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители .
Режим работы стеклоочистителей характеризуется частотой перемещения щеток по мокрому стеклу и углом размаха щетки при максимальной частоте.
4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
Если конструкцией транспортного средства предусмотрен стеклоомыватель ветрового или заднего стекла, он должен надежно работать.
5. Колеса и шины
5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1.6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм.
Высота рисунка протектора определяет степень изношенности покрышки. Эксплуатация шин, имеющих износ больший, чем указано в данном пункте, ведет к снижению прочности шины, ухудшению сцепления колес с дорогой. Несоблюдение данного требования вызывает изменение тормозного пути и повышает вероятность возникновения заносов.
Примечание . Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств – тягачей.
5.2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
С исключения случаев разрыва шины во время движения, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия, запрещена эксплуатация шин, имеющих повреждения.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес. Отсутствие деталей крепления колес (болтов, гаек), трещины диска или ободьев колес могут привести к отрыву колеса и потери устойчивости транспортного средства.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
Установка на транспортное средство шин по размеру и допустимой нагрузке не соответствующих модели транспортного средства может привести к соскакиванию их с дисков или разрыву во время движения.
5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные , морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.
При установке на одну ось транспортного средства шин с различными конструктивными особенностями ухудшается управляемость транспортного средства и увеличивается опасность возникновения заносов при торможении и разгоне.
6. Двигатель
6.1. Содержание вредных веществ в отработанных газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
Требование обусловлено необходимостью охраны окружающей среды. Нормы содержания окиси углерода (СО) и дымности определены стандартами и обязательны для соблюдения на всех транспортных средствах. Фактическое содержание вредных примесей в отработавших газах определяется специальными диагностическими приборами – газоанализаторами. Согласно требованиям ГОСТ 17.2.2.03, для бензиновых двигателей, содержание окиси углерода в отработавших газах при работе двигателя на минимальных оборотах (холостого хода) не должно превышать 1,5 %, а при работе двигателя на повышенных оборотах (от 2000 об/мин до 0,8 номинальных) должно быть не более 2,0 %. При контрольных проверках автомобилей в эксплуатации органами Госконтрольатмосферы и ГИБДД допускается содержание окиси углерода до 3 %. Содержание углеводородов для двигателей с четырьмя цилиндрами не должно превышать 1200 и 600 объемных долей/млн при тех же оборотах соответственно.
6.2. Нарушена герметичность системы питания.
Не герметичность топливной системы ведет к загрязнению окружающей среды. В случае подтекания топлива в моторном отсеке создается угроза возникновения пожара.
6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.
Неисправность системы выпуска отработавших газов (прогарание стенок глушителя, не плотности стыков труб и др.) ведет к резкому возрастанию уровня шума, который при этом превышает установленные предельно допустимые нормы.
6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера .
При нарушении герметичности системы вентиляции картера, внутрикартерные газы будут выходить в атмосферу, загрязняя ее.
7. Прочие элементы конструкции
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
Отсутствие хотя бы одного из зеркал заднего вида, предусмотренного конструкцией транспортного средства, уменьшает площадь просматриваемой зоны и ухудшает безопасность, особенно при маневрировании.
7.2. Не работает звуковой сигнал.
Не работающий звуковой сигнал уменьшает возможности водителя по предотвращению дорожно-транспортного происшествия.
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения. Предметы декоративного оформления (наклейки, амулеты, игрушки и т.п.), помимо ограничения обзорности, способствуют утомляемости, могут отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством, что повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристических автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4. Не работают предусмотренные конструкцией:
- замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы.
предохраняющие от самопроизвольного открывания дверей кабины (или кузова) и падению людей на дорогу и сохранность груза.
- Запоры горловин цистерн и пробки топливных баков.
Снижающие вероятность возникновения пожаров.
- Механизм регулировки положения сиденья водителя
позволяющий обеспечить правильную посадку водителя.
- Аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, Аварийные выходы и устройства приведения их в действие.
Привод управления дверьми необходимые для экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии (на автобусах и троллейбусах).
- Спидометр, Тахограф
Обеспечивающие водителю постоянный контроль за скоростью движения.
- Противоугонные устройства.
Препятствующие использованию транспортного средства другими лицами.
- Устройства обогрева и обдува.
Стекол обеспечивающие хорошую обзорность.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
Грязезащитные фартуки или брызговики задерживают брызги воды, частицы грязи и мокрый снег и уменьшают их попадание на стекла сзади движущихся транспортных средств.
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
При неисправности тягово-сцепного устройства и опорно-сцепного устройства автомобиля тягача и прицепного звена, а также страховочных тросов или цепей может произойти аварийная расцепка во время движения.
7.7 Отсутствуют:
- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99;
-
на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
- на мотоцикле с боковым прицепом медицинская аптечка, знак аварийной остановки.
7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
7.9. Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
Ремни безопасности и подголовники являясь средством пассивной безопасности при дорожно-транспортных происшествиях значительно уменьшают тяжесть травмирования водителя и пассажиров.
7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
Неработоспособные или поврежденные ремни смогут выполнить своих функции и уменьшить травмирование водителя и пассажиров.
7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема и опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.
7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.
7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.
7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего освидетельствования.
7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его крепления не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
Регистрационные знаки должны быть хорошо заметны и читаться с достаточно большого расстояния, поэтому они изготавливаются с применением световозвращаюших материалов.
7.16. На мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
В целях безопасности на двухколесных мотоциклах устанавливаются дуги безопасности, снижающие телесные повреждения при опрокидывании.
7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
Подножки и поперечные рукоятки устанавливаются для обеспечения безопасности пассажира едущего в седле.
7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации, что может привести к ухудшению технических параметров транспортного средства.
Любой транспорт, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовым авто, является средством повышенной опасности. Водитель еще перед началом движения должен знать обо всех требованиях, предъявляемых Правилами дорожного движения (далее - Правилами), и следовать каждому указанному в них пункту. Сюда входит и требование к знаниям водителя о том, какие неисправности автомобиля влияют на безопасность движения. Помимо знания, водитель, естественно, должен уметь своевременно их обнаруживать.
Проверка ТС перед выездом
Если колесо не прикручено должным образом, из-за него могут создаваться аварийные ситуации. Бывает даже, что оно отваливается в пути! Конечно, такого допускать ни в коем случае нельзя. И эта обязанность всецело лежит на водителе. При наступлении дорожного происшествия он в этом случае не может сослаться на какие-то обстоятельства (например, что автослесарь плохо прикрутил колесо). Ответственность здесь полностью - на водителе.
Поэтому ему необходимо каждый раз перед выездом проверять свое транспортное средство. Кроме того, водитель должен чувствовать и вовремя реагировать, заметив, что с автомобилем творится что-то неладное.
Неисправности, согласно Правилам, бывают двух видов:
- те, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств;
- те, с которыми вообще запрещено дальнейшее движение.
Движение на транспортном средстве запрещено
Неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, должен знать любой водитель. Их немного. Рассмотрим их вкратце.
Во-первых, это касается проблем с тормозной системой. Как в этом случае, так и при неисправностях в рулевом управлении, ездить на машине нельзя вообще. Единственное, что можно сделать, - это вызвать эвакуатор.
Во-вторых, если автомобиль эксплуатируется с прицепом, то при неисправности сцепного устройства ездить куда бы то ни было с прицепом запрещается. Ведь если на ходу он оторвется, то последствия для других участников движения могут быть трагическими.
Запрещается водить машину даже при таких, казалось бы, незначительных неисправностях, как нерабочие фары и задние габаритные огни. Одно дело - когда езда происходит в светлое время суток и при ясной погоде. Тогда доехать до автомастерской не составит труда. Однако если проблема обнаружилась в ночное время, следует убрать машину с дороги и дождаться, когда наступит рассвет.
В перечень неисправностей, при которых езда запрещается, входят и неработающие стеклоочистители. В дождливую погоду или тогда, когда падает снег, водитель просто ничего не будет видеть. Поэтому, в соответствии с Правилами, он должен прекратить движение на время выпадения осадков и продолжить его лишь тогда, когда погода улучшится.
Неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств
В этом случае на машине нельзя ездить по каким-то своим делам. Однако допустимо доехать на ней домой или до автомастерской в случае, если неисправность обнаружилась в дороге. Но необходимо принять меры предосторожности. Бывают неисправности, которые влияют на безопасность, но случаются и такие, что не влияют на нее.
Неисправности, влияющие на безопасность
Подумайте, можно ли водить машину, если у нее, к примеру, не работает звуковой сигнал? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно представить себе случай, когда при помощи звукового сигнала вы предотвращаете ДТП. Все происходит за доли секунды. И если посигналить не получится, то может случиться трагедия.
Ну а когда нельзя отрегулировать водительское кресло? Это не просто неудобно. Езда в таком положении является и опасной.
Конечно, создаются сложности при вождении, если перестал работать спидометр или обогреватель не действует на заднее стекло. Хотя в последнем случае эта функция может и не понадобиться при теплой и ясной погоде. А вот при осадках могут возникнуть проблемы. Исправная работа дворников, наличие жидкости в бачке омывателя - все это тоже, безусловно, влияет на безопасность при вождении в определенных погодных условиях.
Большое значение имеет все, что связано с обеспечением полноценного обзора для водителя. Поэтому не следует устанавливать дополнительные предметы в тех местах, где он может быть ограничен.
Естественно, в неисправности, запрещающие эксплуатацию автомобиля, входит и неработающая пробка бензобака. Если над его горловиной будет парить облако бензина, то создастся исключительная опасность при работающем транспортном средстве.
С этим мы разобрались. А какие неисправности относятся к тем, что не воздействуют на безопасность?
Неисправности, не влияющие на безопасность
Подобных дефектов в машине может быть множество. Например, вдруг перестал работать стеклоподъемник. Конечно, если окно осталось открытым, а погода на улице - совсем не сахар, то это окажет воздействие на безопасность при вождении. Но по Правилам, тем не менее, считается, что эта поломка привнесет лишь легкий дискомфорт. Тем, кто собирается сдавать экзамены на вождение, этот факт следует просто запомнить, не надеясь в этом случае на логику.
Однако при ограниченной способности работы мотора (не на полную мощность) или слишком большом расходе топлива говорить, что подобная неисправность ТС влияет на безопасность, не приходится.
Итак, характер поломок, не влияющих на безопасность при езде, теперь понятен. Вернемся же к тем ситуациям, когда не разрешается водить машину, и рассмотрим их подробнее.
Тормозная система
В неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, входит эта поломка. При плохой работе системы создается самая серьезная опасность, которая может привести к тяжелым последствиям. Ее эффективность вычисляется через длину тормозного пути. С этой целью проводятся испытания на сухой, ровной и чистой дороге.
Неисправности тормозной системы станут очевидными, если во время торможения автомобиль отклонится от прямолинейного расположения на дороге. К ним относятся утечка тормозной жидкости и нарушение герметичности в системе.
Неисправности тормозной системы будут выявлены и в случае, если автомобиль не сможет стоять неподвижно на подъеме с уклоном до 23% без нагрузки и до 16% - с полной нагрузкой.
Рулевое управление
В этом механизме все элементы должны быть крепко зафиксированы. Перемещать детали, которые не предусмотрены конструкцией автомобиля, не допускается. О неисправности рулевого управления можно говорить тогда, когда суммарный люфт для перевозки грузов - выше десяти процентов.
Световые приборы
Эти элементы приобретают исключительную важность в темное время суток, а также в условиях плохой видимости. Внешние световые приборы освещают дорогу, а реле поворотов предупреждает о совершении маневров. Их число, нахождение на транспортном средстве, тип и режим функционирования должны быть установлены в строгом соответствии с требованиями конструкции ТС. Также они должны быть хорошо отрегулированными и чистыми. Впереди запрещены огни красного цвета, а сзади - белого, так как это будет вводить в заблуждение водителей других автотранспортных средств.
Омыватели и очистители стекол
Если со стороны водителя стеклоочиститель находится в нерабочем состоянии, то езда во время выпадения осадков запрещена. Конструкцией ТС предусмотрена работа дворников в определенных режимах, каждый из которых должен исправно функционировать. Также важна работа омывателя. Таким образом, на стороне водителя должна быть обеспечена хорошая прозрачность стекол.
Двигатель
Мотор, как известно, является «сердцем» автомобиля. Его работа обеспечивается правильной эксплуатацией, регулировкой и регулярным прохождением техобслуживания. Неисправности двигателя могут быть связаны с негерметичной системой питания или неисправной выпускной системой.
Кроме того, выброс вредных веществ в атмосферу, согласно Правилам, не должен превышать установленных норм. Неисправности двигателя в этом случае могут быть вызваны сильным износом деталей КШМ, плохой регулировкой клапанов, карбюратора или неправильной установкой зажигания.
Шины и колеса
Качество и безопасность езды во многом зависят от состояния колес. Все их болты должны быть прочно прикреплены. Колеса должны иметь сбалансированное и рекомендуемое изготовителем давление, а также отрегулированный сход-развал.
Размер шин также должен соответствовать установленным для модели параметрам. Для шин на легковом автомобиле допустимой является глубина рисунка не менее 1,6 миллиметров, а на мотоциклах - 0,8 миллиметров. Известно, что чем более изношен протекторный рисунок, тем хуже становится сцепление с дорогой, что ведет к большему тормозному пути и заносам.
Конечно, на шинах не должно быть никаких порезов, разрывов, отслоений протектора и прочего.
Прочие элементы
Помимо неисправности рулевого управления, тормозной системы и остальных названных поломок, имеются и другие элементы, без работы которых безопасность вождения может находиться под угрозой.
На стеклах не должно быть трещин, все они должны быть целыми. В пределах, допустимых ГОСТом, разрешается использование тонированных стекол. На заднем стекле можно устанавливать жалюзи или шторки, при условии, что с одной и другой стороны имеются зеркала заднего вида. Они должны обеспечивать водителю отличную видимость.
Исправными надлежит быть также и другим элементам, влияющим на безопасность (смотрите выше неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств).
На мотоциклах должны устанавливаться дуги безопасности, которые способны уменьшить телесные повреждения водителя и пассажира.
В автомобиле все ремни безопасности должны быть в рабочем состоянии, без надрывов, чтобы предохранить водителей и пассажиров при ДТП от травм.
Для оказания первой медицинской помощи в машине предусмотрена аптечка, для тушения пожаров - огнетушитель, и для предупреждения водителей - знак аварийной остановки.
Дополнительные элементы, которые не предусмотрены изначальной конструкцией, на тормозной системе, рулевом управлении, иных агрегатах, реле поворотов и других световых приборах обязательно согласовываются с изготовителем или уполномоченной организацией. В противном случае эксплуатация автотранспортного средства запрещается.
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
1. Тормозные системы
1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
2. Рулевое управление
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
где, Люфт — Суммарный люфт не более (градусов).
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
3. Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание . На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6. На транспортном средстве установлены:
- спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
- сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Примечание . Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
5. Колеса и шины
5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
- для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
- для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Примечание . Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
6. Двигатель
6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
6.2. Нарушена герметичность системы питания.
6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.
6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.
6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
7. Прочие элементы конструкции
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
7.2. Не работает звуковой сигнал.
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание . На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7.7. Отсутствуют:
- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
- на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
- на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.
3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта.
Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.
4.1 В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.
5.1 Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.
6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — двумя световозвращателями или фонарем красного цвета.
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
"Автопоезд" - в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм - на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
"Шипы" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;
"Перевозка детей" - в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы - 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади - 400 мм);
"Глухой водитель" - в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;
"Учебное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "У" черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);
"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;
"Опасный груз" - при осуществлении международных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях - на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;
При осуществлении иных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств.
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.
"Крупногабаритный груз"
- в виде щитка
размером 400 х 400 мм с нанесенными по
диагонали красными и белыми чередующимися
полосами шириной 50 мм со световозвращающей
поверхностью;
"Тихоходное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;
"Длинномерное транспортное средство" - в виде прямоугольника размером не менее 1200 х 200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600 х 200 мм симметрично оси транспортного средства.
"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.
По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:
"Врач"
- в виде квадрата синего цвета (сторона
140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм),
на который нанесен красный крест (высота 90
мм, ширина штриха 25 мм) - спереди и сзади
автомобилей, управляемых водителями-врачами;
"Инвалид" - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов;
На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак , являющийся условным опознавательным знаком, в виде двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200x200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.
10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.
11. Запрещается эксплуатация:
- автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
- троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим Правилам технической эксплуатации;
- транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр;
- транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;
- транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше - опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).
12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
- выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
- допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
- направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.
13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:
- проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;
- проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;
- установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;
- маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;
- проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;
- внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;
- перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
- движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;
- программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;
- перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;
- производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:
- выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
- осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
- осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.
- осуществляющих сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.
17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.
18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств опознавательными знаками «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.
20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.
Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.
21. Сведения об оборудовании транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации» , проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.
Примечание. В тексте настоящего документа использована специальная терминология, установленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Перечень
неисправностей и условий, при которых
запрещается
эксплуатация транспортных средств
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
1. Тормозные системы
1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.
2. Рулевое управление
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
- Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы - 10 градусов.
- Автобусы - 20 градусов.
- Грузовые автомобили - 25 градусов.
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
3. Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и
режим работы внешних световых приборов не
соответствуют требованиям конструкции
транспортного средства.
Примечание.
На транспортных средствах, снятых с
производства, допускается установка
внешних световых приборов от транспортных
средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6. На транспортном средстве установлены:
- спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
- сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Примечание.
Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
5. Колеса и шины
5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
- для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
- для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.