Замена салонного фильтра – это не только забота о здоровье пассажиров авто, но и продление эксплуатационного ресурса системы кондиционирования. Своевременна замена увеличивает межсервисные интервалы обслуживания кондиционера, что экономит ваше время и средства.
Не стоит игнорировать
Многие водители совсем забывают о такой важной составляющей автомобиля, как салонный фильтр. Как говорится, «на скорость не влияет», с чем невозможно поспорить. Несмотря на то что технические характеристики автомобиля нисколько не изменятся, грязный салонный фильтр имеет неоспоримое пагубное влияние:
- уменьшение фильтрующей способности бумажного элемента. Следовательно, для всасывания воздуха требуется большее усилие, что приводит к росту нагрузки на моторчик печки;
- образование бактерий, которые разносятся по все системе кондиционирования. Особенно на испарителе, поскольку там наиболее благоприятная среда. В итоге вам придется чаще проводить дезинфекцию всей системы. Стоит учесть, что если вы не хотите проводить , то стоимость проведения очистки на СТО в несколько раз превысит стоимость своевременной замены бумажного очистителя.
Как понять, что фильтр пора менять
Производители рекомендуют менять салонный фильтр не реже чем каждый 12-15 тыс. км либо раз в год. Если вы эксплуатируете автомобиль в сухом климате с умеренным содержанием пыли в воздухе, интервалы замены можно немного увеличить. Если вам неизвестна информация о дате установки, сигналом для замены могут стать следующие симптомы:
Вы всегда можете вытащить фильтр и оценить состояние фильтрующего элемента.
Какой фильтр лучше купить
Новые элементы могут быть всего двух видов: обычный и угольный. Традиционный противопылевой фильтр, распознать который можно по естественному белому цвету фильтрующего элемента, задерживает лишь грязевые частицы и пыль.
Бумажный элемент угольного фильтра дополнительно обрабатывается активированным углем. Такой салонный фильтр задерживает не только пыль и грязь, но и некоторые вредоносные химические соединения. Молекулярная структура активированного угля позволяет вбирать в себя сероводород, углеводород, угарный и сернистый газы. Производители уверяют, что такие фильтрующие элементы помогают очистить воздух от выхлопных газов и неприятных запахов.
Если вы хотите купить салонный фильтр угольного типа, обязательно уточните по каталогу, производятся ли таковые для вашей модели автомобиля. Каждый салонный фильтр разрабатывается под конкретные размеры пластикового короба. Для лучшей герметизации кромки уплотняются поролоновой проставкой. В случае неудачи, замерьте оригинальный фильтр, дабы попробовать подобрать аналог.
Где находится
Существует всего два месторасположения очистителя воздуха:
- в подкапотном пространстве за моторным щитом. Очень часто пространство около жабо прикрывают пластиковым кожухом;
- в салоне автомобиля внутри торпедо. В таком случае для замены могут потребоваться не только отвертка, но и некоторая степень предрасположенности к гимнастике.
Перед тем как заменить салонный фильтр, обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Это вам поможет не только узнать, где находится фильтр салона, но и подготовить весь необходимый инструмент. Для примера замены своими руками рассмотрим сразу несколько автомобилей.
Как правильно установить
Некоторые заводы изготовители указывают способ установки фильтрующего элемента. Это будет стрелка, указывающая направление потока воздуха. Если стрелка смотрит вниз, поток воздуха засасывается сверху.
Если никаких маркировочных знаков на новом фильтре нет, определите, с какой стороны «канавки» большей глубины. Это и будет сторона, через которую проходит неочищенный воздух. Логика в том, что более глубокие канавки позволяют дольше собирать крупный мусор, листья.
Toyota Corolla (140/150)
В Тойта Королла система фильтрации воздуха находится за бардачком у пассажирских ног. Для замены вам не нужно ничего, кроме нового фильтрующего элемента.
Вверху каждой из стороны бардачка находятся защелки. Если их отщелкнуть, вещевой ящик немного опустится, что откроет доступ к корпусу фильтра. Корпус держится на двух защелках. После их сжатия уже ничего не будет мешать установить новый фильтрующий элемент.
Если в процессе установки бардачок опустился еще ниже, осмотрите привод микролифта (именно этот маленький поршень отвечает за плавное открывание бардачка). Возможно, он просто выскочил из своего крепления.
Chevrolet Cruze
Замена салонного фильтра на Шевроле Круз:
- по бокам внутреннего пространства бардачка нужно снять две защелки-ограничители. Ее нужно немного отогнуть, а затем потянуть к себе;
- с правой стороны отстегните ограничитель хода;
- после опускания ящика вам откроется вид на пластиковую крышку фильтрующего элемента;
- замена салонного фильтра возможна после снятия крышки (держится 3 защелками).
DAEWOO Lanos
Замена на Ланосе осуществляется из подкапотного пространства. Вам потребуется:
- снять резиновый уплотнитель подкапотного пространства;
- открутить 3 крепления левой части жабо (пластмаска, из которой торчат дворники). После потяните ее немного в направлении ближнего крыла и вытащите;
- засуньте руку в проем, чтобы нащупать верхнюю часть фильтрующего элемента. Новый фильтр салона устанавливается на место старого.
В случае с DAEWOO Lanos вам действительно придется проявить изворотливость.
Салонный фильтр устанавливается в систему вентиляции автомобиля. В настоящий момент все известные мировые производители автомобилей, в том числе ВАЗ , УАЗ и ГАЗ , обязательно включают в проект автомобиля установку салонного фильтра. Это уже стало нормой в мировом автомобилестроении.
Для начинающих водителей напомним, что салонный фильтр представляет собой прямоугольный каркас из пластика, плотного картона или нетканого материала. По периметру каркаса проложен уплотнитель. В каркас вставлен фильтрующий элемент из пористой бумаги или тонковолокнистого нетканого материала.
Разновидности салонных фильтров
Салонные фильтры бывают двух типов – противопыльные и угольные. Противопыльные задерживают только сажу, пух, пыльцу растений и пыль. Угольные фильтры содержат активированный уголь, поэтому они не только механически очищают воздух, но и поглощают вредные вещества. Вместе с тем, угольный фильтр не пропускает в салон неприятные запахи. Например, если перед вашей машиной в час пик медленно едет автобус и чадит черным дымом прямо в лобовое стекло, то при наличии чистого угольного салонного фильтра можно защититься от неприятного запаха.
Некоторые производители выпускают салонные фильтры с электростатическими свойствами. Частички пыли оседают на его наэлектризованной поверхности и как будто прилипают к экрану телевизора. Есть фильтры и с антибактериальными свойствами – на их поверхности почти не зарождается плесень, грибки, и такие фильтры не становятся источником неприятных запахов даже при сильном загрязнении.
Почему важна замена?
Для своевременной замены салонного фильтра есть несколько оснований. Прежде всего – забота о здоровье водителя и пассажиров. Со временем бактерии накапливаются на поверхности фильтра. Рост числа бактерий может способствовать развитию бронхо-легочных заболеваний, оказывая негативное влияние на общее здоровье человека, особенно он опасен для людей, подверженных различным аллергическим реакциям.
Другая причина – безопасность вождения автомобиля. Ведь идет снижение эффективности системы вентиляции, работы кондиционера и отопительной системы при «забивании» микропор фильтровального материла, а это – сопровождается заметным запотеванием стекол в автомобиле и повышенной утомляемостью водителя. Запотевшие стекла и повышенная утомляемость водителя могут стать причиной ДТП . Надеемся, что все эти причины – вполне серьезный аргумент для своевременной смены салонного фильтра.
С какой же периодичностью необходимо менять фильтр?
Салонный фильтр желательно менять раз в полгода. Например, в начале весеннего сезона, так как летом будет активно работать кондиционер, и нужно исключить попадание бактерий, скопившихся за зиму на фильтре, в салон. Осенью фильтр также желательно поменять, так как фильтр за лето забивается пылью, мелкой листвой и т.д., а это сильно снижает эффективность работы печки – теплый воздух поступает в салон не в полной мере.
Некоторые водители любят рассуждать на тему: «А я вообще выкинул салонный фильтр – и теперь никаких запотеваний стекол!» Специалисты не рекомендуют прислушиваться к таким советам.
Помните: салонный фильтр является очень важной деталью системы охлаждения. Если у вашего автомобиля есть комплектация с кондиционером, но по каким-то причинам вы эксплуатируете машину без салонного фильтра – это может привести к печальным последствиям!
Так как испаритель в системе кондиционирования всегда находится во влажном состоянии, а поток воздуха идет на него из общего воздуховода, то в скором времени он покрывается слоем мокрой пыли и плесени. Это приводит к нарушению режима работы кондиционера и его скорому выходу из строя. Поэтому меняйте салонный фильтр обязательно и своевременно.
30.08.2016
На первый взгляд такое изделие, как салонный фильтр, кажется малозначимым элементом автомобиля. Это так только применительно к функционированию авто. Если рассуждать с позиции здоровья людей в салоне, то от наличия и чистоты салонного фильтра зависит многое. Объяснить это легко. Главная задача устройства - очистка воздушного потока, который поступает с улицы в салон автомобиля от разных примесей - пыли, пыльцы, запахов и даже бактерий. В чем же особенности устройства? Можно ли чистить или мыть салонный фильтр? Какие бывают виды, и в чем особенности этих устройств? Рассмотрим все подробнее.
Для чего устанавливается салонный фильтр?
Как упоминалось, главной задачей фильтрующего элемента является очистка воздуха, поступающего с улицы в салон машины. В основе большей части изделий лежит активированный уголь, вбирающий в себя вредные вещества по принципу противогаза. Минус в том, что ресурс фильтра не вечен и устройство время от времени требует замены. Если этого не сделать, что элемент начинает задерживать только механические примеси, а в остальном будет бесполезен.
Мало кто знает, но у салонного фильтра есть еще одна интересная опция - защита испарителя кондиционера от различных загрязнений (это устройство расположено возле отопителя). Вот почему от качества работы фильтрующего элемента во многом зависит не только здоровье, но и ресурс упомянутого узла.
Насколько оправданы затраты на покупку качественного устройства? Недавние эксперименты Мосэкомониторинга показали, что в течение почти полугода уровень загрязнений в воздухе столицы превышает допустимую норму. При этом наиболее опасными для организма является азот, оксид серы, углеводороды и прочие элементы. Все они негативным образом сказываются на здоровье.
Даже в периоды, когда общая экологическая ситуация в городе благоприятна, уровень загрязнения на дорогах превышает норму в 6-7 раз. При отсутствии фильтра весь поток загрязненного воздуха оказывается в салоне машины. Нахождение в таких условиях приводит к ухудшению иммунитета, появлению многих хронических заболеваний, развитию стресса и многим другим проблемам. Сложно представить, насколько высок уровень загрязнения в неблагоприятные периоды. По этой причине каждый водитель получает убойную дозу угарных газов, способных привести к обмороку. По статистике участниками ДТП все чаще становятся люди, остро реагирующие на загрязнения.
Нельзя забывать еще одну вещь. Кроме упомянутых выше вредных элементов, на дороге присутствует пыль от шин, копоть и прочие загрязнения, которые поднимаются над поверхностью и неизбежно попадаются в машину. Итог - проблемы с дыхательными системами и развитие аллергии. Применение фильтрующего элемента снижает уровень загрязнения в салоне, делает поездки в автомобиле более безопасными (даже в час пик). Люди, которые ценят свое здоровье, периодически меняют или чистят фильтрующие элементы, не затягивая с этим. На этом фоне возникает вопрос, можно ли мыть салонный фильтр, или же лучше его заменять в срок, рекомендованный производителем.
Когда менять салонный фильтр?
Многие автолюбители даже не представляют, в какие сроки должна производиться замена или очистка салонного фильтра. Здесь стоит учесть несколько моментов - условия эксплуатации и тип фильтрующего элемента. К примеру, при эксплуатации машины в условиях города фильтр забивается быстрее. Заводы-изготовители, как правило, рекомендуют производить замену через каждые 10 тысяч километров. Есть и такие устройства, которые выхаживают 25-30 тысяч километров.
Если машина больше эксплуатируется в условия города, то замена производится раньше - через 5-7 тысяч километров. При этом стоит ориентироваться на ряд дополнительных признаков, к примеру, повышение объема пыли в салоне (при закрытых окнах), по запотеванию стекол и так далее. Ответственные автолюбители не обращают внимания на километраж, а производят замену раз в год. В такой ситуации можно быть уверенным, что фильтрующий элемент справится с возложенной на него задачей.
Виды фильтров и их особенности?
Чтобы ответить на вопрос, можно ли мыть салонный фильтр, стоит учесть еще один момент - особенности е конструкции. Воздух с улицы через специальные отверстия поступает в отопительную систему машины. При этом поток может поступать самотеком или с помощью вентилятора. Классическое изделие выполнено из специальной и весьма тонкой бумаги, которая заряжена и пропитана особым раствором. Благодаря такой технологии, фильтр не только отсеивает пыль, но и устраняет неприятные запахи. Последнее свойство особенно полезно для людей-аллергиков, болезненно реагирующих на пыльцу растений и прочие микроскопические элементы.
Существует мнение, что все салонные фильтры имеют одинаковую конструкцию. Но это не так. Сегодня производителями выпускается множество типов фильтров, принцип работы которых слегка различается. Даже изготавливаются устройства из разных материалов. Всего же существует пять типов изделий:
- Обычные (барьерные) фильтры. При изготовлении таких устройств применяется искусственное или натуральное полотно (чаще всего бумага), которая задерживает мелкие фрагменты пыли и насекомых. В вопросе устранения запахов такая защита бесполезна;
- Угольный фильтр. Особенность устройства - в наличии в составе активированного угля, который играет абсорбирующую функцию. Плюс такого устройства - способность впитывать вредные газы, которыми насыщен воздух на дороге. Большая часть таких изделий обладает отличными фильтрующими свойствами (если сравнивать с прошлым типом устройств). Но здесь стоит помнить, что абсорбирующие качества активированного угля не бесконечны и рано или поздно устройство требует замены. В противном случае остается только одна функция - очистки от пыли;
- Угольный фильтр, оборудованный специальным покрытием (с антиоксидантной опцией). В отличие от прошлых изделий, такие виды фильтров имеют полифенольное покрытие, благодаря которому «отсеиваются» опасные для организма аллергены. С одной стороны устройство покрывается угольным слоем, а с другой - полифенолом. Такие изделия обходятся дороже и пользуются наибольшим спросом летом и весной, когда в воздухе присутствует больше всего аллергенов;
- Фильтры электретного типа. Главное отличие от конкурентов - наличие нескольких слоев, а именно барьерного (устраняет механические загрязнения) и электрического слоя. Благодаря наличию заряда на электрическом слое, проходящий в салон воздух очищается практически от всех примесей. По заявлению производителей степень очистки составляет 99%, если диаметр поступающих элементов находится в диапазоне 5-100 мкм. Задерживает фильтр и более мелкие частицы, имеющие диаметр от 0,3 до 1 мкм, но в этом случае эффективность снижается до 60-70%;
- Комбинирующие устройства. Особенность таких фильтрующих элементов в том, что в них сочетается несколько вариантов очистки. Также существуют фильтрующие элементы, в которых присутствует большое число слоев - механический, антисептический, электростатический и прочие.
Наиболее востребованными на рынке являются классические и угольные фильтры Но в последнее время на современных иномарках все чаще встречаются более эффективные изделия, обеспечивающие несколько степеней защиты.
Признаки загрязнения салонного фильтра
Как упоминалось выше, для установленных в салоне фильтров не существует точных требований в отношении замены. По этой причине стоит ориентироваться на косвенные признаки загрязнения, среди которых:
- Снижение потока воздуха, поступающего в салон с улицы (даже при движении на большой скорости);
- Чрезмерное запотевание стекол;
- Загрязнение воздуха в салоне, появление пыли;
- Усиление неприятного запаха, который поступает с улицы.
Упомянутые выше факторы свидетельствуют об ухудшении состояния фильтра. В такой ситуации его необходимо чистить или менять. При этом уровень загрязнения можно оценить только путем визуального осмотра. Для этого потребуется снятие элемента, которое не вызывает проблем. Сделать работу может как опытный специалист, так и человек без определенных навыков. Главное - не повредить крепежные элементы.
Но, к сожалению, процесс демонтажа не всегда проходит просто. В некоторых моделях фильтр салона расположен неудобно и для его снятия приходится разобрать чуть ли не половину панели. В таком случае стоит обращаться к специалистам, которые знают особенности конкретной модели и произведут демонтаж без повреждения основных элементов.
Если же «передержать» салонный фильтр и не почистить (заменить) его вовремя, то неизбежно проявляются упомянутые выше признаки. Кроме того, возникает благоприятная среда для различных болезнетворных бактерий, плесени и так далее. Это значит, что грязный фильтрующий элемент не только не выполняет своих прямых функций, но и сам становится главным источником загрязнения. Кроме того, стоит учитывать, что промывка, очистка и прочие мероприятия не способны вернуть полную функциональность устройству. Такая методика допускается только для незначительного продления срока службы устройства.
Какой фильтр лучше ставить?
После рассмотрения разновидностей фильтрующих элементов и особенностей каждого из них возникает вопрос, какой фильтр лучше выбрать. Если задача - защитить салон только от поступления пыли, то подойдет самый обычный вариант. При этом удается сэкономить определенную сумму на покупку. Классический фильтр задерживает крупные частички пыли, насекомых, пыльцу и прочие потенциально опасные элементы.
С другой стороны, в воздухе над дорогой присутствует и ряд других опасных элементов, способных вызвать аллергические реакции или даже привести к обмороку (об этом уже упоминалось выше). Чтобы повысить эффективность очистки, предпочтение стоит отдавать угольному фильтру. Его особенность - снижение диоксида и оксида азота, поступающего в салон, в 10-15 раз. Главное - своевременно производить замену.
Если требуется более точная очистка, то предпочтение лучше отдавать более современным устройствам, с несколькими слоями защиты и очисткой поступающего воздуха даже от мельчайших элементов. Минус в этом случае только один - высокая стоимость фильтра. Но здесь стоит сразу определиться, что дороже - здоровье или деньги.
Как чистить салонный фильтр?
Теперь рассмотрим, можно ли чистить или мыть салонный фильтр. Как правило, автолюбители принимаются за очистку при появлении описанных выше признаков или когда по километражу подходит срок замены устройства. Считается, что чистка фильтра - вопрос нескольких минут. Но это не так. Если задача - сделать работу качественно, то потребуются определенные навыки, сноровка и 2-3 часа времени.
Первое, с чего стоит начать - демонтаж фильтрующего элемента. Как правило, устройство смонтировано в передней части машины, под торпедой. В некоторых моделях салонный фильтр монтируется в подкапотном пространстве (этот нюанс стоит уточнить в инструкции по эксплуатации авто). Фиксация устройства производится с помощью шурупов или специальных защелок.
Как только все крепления демонтированы, можно доставать кассету из пазов (именно в ней и закреплен фильтрующий элемент). И здесь может ожидать неприятный сюрприз. Если устройство оригинальное, то фильтр с большой вероятностью впаян в кассету. В таком случае при демонтаже стоит быть особо осторожным.
- Для классических фильтров, выполненных на бумажной основе, подойдет вариант очистки с применением сжатого воздуха или пылесоса. При этом отдельное внимание уделяется труднодоступным местам, где набивается больше всего пыли;
Салонный фильтр используется в автомобилях для очистки воздуха, поступающего в салон из окружающей атмосферы через воздуховоды вентилятора. Многие водители не придают им большого значения, считая, что от них мало пользы, так как много воздуха и так проходит в салон, минуя фильтр, при открытии окон, форточек, дверей и через щели в уплотнениях кузова. Это в определённой мере справедливо, однако, как говорят: «бережёного бог бережёт». Поэтому, если посмотреть на результаты исследования, проводимые органами контроля над экологической безопасностью, то становится ясно, какая польза от установки салонного фильтра в автомобиль.
В автомобильных «пробках» наличие салонного фильтра крайне необходимо
Зачем нужен салонный фильтр автомобилю?
Организация Мосэкомониторинг провела исследования по содержанию вредных выбросов на столичных дорогах и их влиянию на состояние водителя. По их данным установлено, что общий фон загрязнённости атмосферы города характеризуется как повышенный относительно принятой нормы 142 дня в течение года. Основу вредных компонентов, содержащихся в воздухе, представляют углеводороды, формальдегид, оксиды серы и азота, угарный газ.
Примерно так выглядят новые фильтры всех автомобилей
При этом даже в те дни, когда экологическая обстановка в городе считается благоприятной, концентрация диоксида азота NO 2 на пешеходных дорожках превышает ПДК в 1,4 раза, на самих дорогах – в 3 раза, в кабине легковых машин – в 7 раз. Ежедневное вождение автомобиля в таких условиях, особенно с многочасовыми пробками на дорогах, способствует развитию хронических заболеваний и появлению стрессов с психическими расстройствами.
В неблагоприятные в экологическом отношении дни превышение допустимых норм может достигать 15-20 кратного значения. Можно сказать, что водитель транспорта весь день в такие дни находится под действием «дозы» токсикомана. По тяжести последствий наиболее опасен угарный газ. Он может привести к внезапному обмороку. На МКАД и Садовом кольце в часы пик превышение нормы в салоне нередко достигает 25 кратной величины, а за бортом автомобиля в 40 раз выше.
Кроме токсических вредных веществ воздух над проезжей частью содержит большое количество обычной и шинной пыли, копоти, солей, которые поднимаются с поверхности дорожного покрытия и напрямую проникают в салон автомобиля. Они незаметно наносят ущерб дыхательным органам водителей и пассажиров. Нередко виновниками ДТП становятся водители, страдающие аллергической реакцией организма на пыль и грязный воздух.
Кроме того, применение фильтров значительно уменьшает концентрацию пыли и гари в салоне, что предотвращает появление , ухудшающего их прозрачность и создающего на них отражения. Тот, кто дорожит своим здоровьем, обязательно купит и установит на автомобиль салонный фильтр, однако знает ли он —
Какой должен быть фильтр и где его нужно устанавливать?
Салонный фильтр находится или под капотом или за бардачком
Наружный воздух поступает в салон через входные отверстия воздухозаборников отопительной системы автомобиля. Он может проникать самотёком или нагнетаться принудительно вентилятором. Поэтому фильтр должен устанавливаться в корпус отопительного устройства. Классический фильтрующий элемент выполняется из тонкой бумаги, заряженной электростатическим зарядом и пропитанной фенолоальдегидным раствором.
Такая технология фильтра позволяет ему не только задерживать в себе крупнозернистые примеси в атмосферном воздухе, но и притягивать более мелкие взвеси, а также нейтрализовать неприятные запахи. Его использование особенно эффективно для лиц, страдающих болезнями дыхательных органов, астматиков, аллергиков, которые болезненно реагируют на пыль, запах, растительную пыльцу и другие микроскопические частицы воздуха.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Сегодня производители выпускают большое количество фильтров, использующих разные способы очистки и выполненные из разных материалов, цены на которые колеблются в значительных пределах. В основном по способу очистки их можно разделить на 5 типов:
Видео: Салонный фильтр Toyota Corolla (Axio / Fielder) и его замена
- барьерные или обычные фильтры, которые изготавливаются из бумаги, натурального или синтетического нетканого полотна и предназначены для задерживания мелких механических примесей в воздухе. Они очищают поступающий в салон воздух только от пыли и насекомых;
- угольные фильтры на поверхности материала имеют слой активированного угля, который способен абсорбировать вредные газы, содержащиеся в воздухе, а также нейтрализовать неприятные запахи. Они отличаются более высокими фильтрующими качествами по сравнению с обычными фильтрами. Но следует помнить, что со временем абсорбирующие свойства угля истощаются, и они превращаются в обычные фильтры;
- угольные фильтры с полифенольным антиоксидантным покрытием. Такие фильтры предназначены для нейтрализации аллергенов. Одна сторона пористого материала у фильтрующего элемента покрыта слоем активированного угля, а другая сторона покрыта слоем полифенола – естественного антиоксиданта. Они более дорогие по цене и пользуются спросом в весенне-летний сезон, когда активность аллергенов повышена;
- электретные фильтры, содержащие кроме обычного барьерного слоя нетканого полотна, осуществляющего механическую фильтрацию, ещё дополнительный электрически заряженный слой тонких волокон, который притягивает мельчайшие частицы примесей в составе воздуха. Производители заявляют, что такой фильтр способен задерживать: 99% взвесей диаметром 5-100мкм, к которым относятся пыльца растений, споры грибов, шинная и цементная пыль; 65-99% веществ диаметром 0,3-1мкм, к которым относятся частицы дыма, сажи и бактерии; до 30% мельчайших частиц размером в сотые доли микрона;
- комбинированные фильтры, представляющие собой сочетание угольных фильтрующих элементов с электретными слоями и имеющие несколько уровней очистки. Существуют также многослойные фильтры, обладающие слоями механической, электростатической, антисептической и угольной очистки.
Устройство салонного фильтра
Наибольшей популярностью на российском рынке пользуются обычные и угольные салонные фильтры, обладающие минимальными ценами. Антиаллергенные фильтры пока ещё являются товаром премиум класса.
Когда нужно производить замену?
О том, что пришла пора менять салонный фильтр автомобиля, можно узнать по следующим признакам:
- появление запаха в поступающем в салон воздухе;
- появление пыли при включении вентилятора;
- недостаточная сила потока воздуха;
- повышенное запотевание стёкол.
Степень засорения фильтра можно определить только визуально. Снимать фильтр должен знающий специалист, так как неопытный водитель может легко повредить при демонтаже панели и крепёжные фиксаторы. Некоторые модели автомобилей имеют труднодоступное расположение фильтров, требующее демонтажа окружающих деталей.
Точные сроки замены салонного фильтра при их наличии в базовой комплектации автомобиля указываются в его инструкции по эксплуатации, которые определены для нормальных условий вождения. В среднем периодичность замены составляет 15000 км пробега. В условиях загазованного мегаполиса этот срок должен сокращаться вдвое. Однако наиболее рациональным способом является замена фильтра по его фактическому состоянию, но не реже 1 раза в полугодие.
Несвоевременная замена салонного фильтра приводит к накоплению грязи, которая является благоприятной средой для развития грибков, плесени и других болезнетворных бактерий, быстро распространяющихся по каналам системы кондиционирования и вентиляции. Таким образом, фильтр может превратиться из средства очистки воздуха в средство распространения болезней. Также следует иметь в виду, что стирка, промывка и обработка пылесосом не могут восстановить фильтрующие свойства отработавших материалов.
Наверняка каждому водителю хоть раз да приходилось находиться в пробке. А кто-то и вовсе простаивает там часами ежедневно, оказываясь в плену гигантского автомобильного трафика. Но редко кто задумывается, что при движении либо при нахождении в пробке в автомобиль попадает воздух из окружающей среды, который зачастую очень загрязнён. Это может быть пыль, неприятный запах выхлопных газов, пыльца и много другой гадости. Именно препятствует попаданию этого всего в автомобиль и, следовательно, в организм человека. Однако, большинство водителей к этой составляющей автомобиля относятся довольно скептически и не считают нужным производить своевременную замену. Кто-то эксплуатирует авто с грязным фильтром, кто-то изредка моет его под водой, сушит и устанавливает на место, а единицы производят замену.
Какой смысл от салонного фильтра
Экологическая организация Мосэкомониторинг провела масштабное исследование на вопрос о том, как влияет грязный воздух и выбросы выхлопных газов на состояние водителей. Доля вредных веществ на оживлённых улицах и проспектах значительно превышает допустимую норму. Основа всех вредных выбросов - оксиды серы, формальдегиды, угарный газ, азот и вредные углеводороды. Но несмотря на такое количество вредных веществ общая экологическая картина в городах считается благоприятная, ведь в спальных и густонаселённых районах обычно нет такого сумасшедшего трафика и выбросов.
Однако, дороги остаются самым загрязнённым и вредным местом. Если на дороге концентрация азота превышает норму в три раза, то в салоне норма превышена в 6–7 раз. И это не предел. А это способствует появлению стрессов, агрессии, нервных расстройств и даже хронических заболеваний.
Смысл салонного фильтра — защищать от пыли и запахов с улицы
Также мелкие частицы пыли, помимо сильнейшего вредного вещества, как угарный газ, который может привести к обмороку, без особых проблем попадают в салон автомобиля и затрудняют дыхание водителя и пассажиров. Также копоть, шинная пыль, вредные соли - все поднимается с поверхности дорожного покрытия и направляется в салон, а дальше - в организм человека. Много дорожно-транспортных происшествий происходит с участием аллергиков, которые теряют самообладание из-за неконтролируемых приступов.
Именно поэтому, дабы уменьшить количество вредных веществ, которые с лёгкостью могут попасть в организм, устанавливаются новые чистые воздушные фильтры. Это не обязательное действие, но именно оно помогает избежать поражения организма.
Где установлен фильтр и какой он должен быть
Практически во всех автомобилях расположение идентично: он находится под капотом либо позади крышки бардачка. Воздух из окружающей среды поступает через воздухозаборник отопительной системы. Сила потока зависит от того, поступает этот воздух самостоятельно без дополнительного воздействия, или же нагнетается вентилятором. Именно поэтому фильтр монтируется внутрь отопительного элемента. В классическом понятии он представляет собой тонкую картонную бумагу, заряженную электростатическим зарядом и пропитанную раствором фенолоальдегида.
Подобное технологическое решение позволяет фильтрующему элементу задерживать крупные зернистые примеси в воздухе, а также не позволяет проникать в салон более мелким взвесям и нейтрализует неприятные запахи. Как выше упоминалось, именно аллергикам необходимо поддерживать в постоянной чистоте салонные фильтры. Но это также применимо и ко всем остальным людям, ведь паль, растительная пыльца, иные загрязнённые частицы воздуха никак положительно не влияют на организм.
На сегодняшний день известны несколько с различной степенью очистки и выполненные из различных материалов. Среди всех вариаций можно выделить пять основных видов:
- Обычные (барьерные) фильтры. Обычно они изготовлены из синтетического нетканого полотна или бумаги. Основная задача – задержка вредных примесей, пыли, насекомых и крупных механических частиц;
- Угольные фильтры имеют на своей поверхности слой активированного угла, который является абсорбентом для вредных газов из воздуха, а также прекрасно устраняет неприятные запахи. Если сравнивать угольные очистительные вкладыши с обычными – они имеют более высокую фильтрующую способность. Однако, при долгом использовании абсорбирующие свойства угля теряются и фильтр превращается в обычный;
- Фильтры с угольным фильтрующим элементом, имеющим полифенольное антиоксидантное покрытие. Эти вкладыши отлично нейтрализуют аллергены. Одна стороны элемента покрыта полифенолом и представлена в виде пористой поверхности. По своей стоимости они значительно превосходят обычные фильтры и активно покупаются весенне-летний период;
- Фильтры электретные, которые помимо простого барьерного нетканого полотна производят механическую фильтрацию за счёт заряженных электричеством тонких волокон, притягивающих мелкие частицы, содержащиеся в воздухе. Как заявляют производители, подобные фильтры способны задержать порядка 99 процентов частиц диаметром от пяти до тысячи микрометров. Среди таких веществ может быть и пыльца, грибные споры, пыль от цемента и шин. Помимо этого, задерживаются частицы дыма, сажи, а также различные бактерии;
- Комбинированные фильтры, сочетающие в себе угольные фильтрующие элементы с электретными слоями. Почти все модели подобных фильтров содержат несколько защитных уровней. Также есть вкладыши с несколькими слоями фильтрующих элементов. Туда входит механический, электростатический, антисептический и угольный способы очистки.
Однако, невзирая на все плюсы, большую популярность имеют угольные и обычные салонные фильтры с минимальной защитой и стоимостью.
Каким образом производится замена салонного фильтра
Признаки, по которым можно определить, что нужно производить