Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.
Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.
Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?
Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.
Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.
Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.
Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?
Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.
Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте
Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:
1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);
2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.
Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления
На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:
«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».
Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.
Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:
- во-первых, слева от нас;
- во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
- в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;
то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .
Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!
Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.
Не секрет, что ПДД предусматривают установку и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).
И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.
При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути .
Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».
Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.
При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.
Как выходит, все максимально просто и наглядно!
Вместо заключения
Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).
Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!
P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!
Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:
Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.
Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления.
Дорожное движение заключается в том, что водителю постоянно приходится совершать различные манёвры и чаще всего ему приходится совершать повороты. Казалось бы, в этом нет ничего сложного, поворачивай да продолжай движение. Однако существуют специальные правила, регламентирующие подобные манёвры водителя. И они при различных ситуациях не сходятся. Даже при повороте налево. Поэтому стоит остановиться на каждой возможной ситуации, когда водителю необходимо свернуть налево.
Прежде всего водителю нужно понимать, что такое регулируемый перекрёсток. С этим всё просто — это пересечение дорог, где регулирование движения происходит с помощью светофора или регулировщика.
Прежде чем совершить поворот налево на таком перекрёстке нужно, в первую очередь, дождаться разрешающего сигнала светофора или регулировщика и только потом начать манёвр. При этом нужно знать, что водителю следует пропустить вперёд себя автомобили, которые движутся ему навстречу и которые поворачивают направо. Для этого водитель имеет право остановиться на середине перекрёстка и стоять на месте пока не дойдёт его очередь начать движение.
На не регулируемом перекрёстке
Говоря о нерегулируемом перекрёстке мы говорим о пересечении дорог, где нет ни светофора, ни регулировщика. Как правило на таких перекрёстках можно увидеть знаки “Главная дорога”, “Уступи дорогу” и уже от этого отталкиваться.
Если водитель автомобиля сворачивает с главной дороги, которая уходит дальше прямо, он должен уступить дорогу только транспортному средству, которое едет навстречу. Если же автолюбитель едет по главной дороге и при этом поворачивает налево по направлению главной дороге, он никому не должен уступать, так как соблюдается приоритет знака.
Также очень часто можно встретить знак “Уступи дорогу” и при повороте налево придётся уступать дорогу всем участникам дорожного движения.
Существуют также и комбинация знаков “Главная дорога” и “Уступи дорогу”. Так, например, если водитель собирается повернуть налево и при этом выехать на главную дорогу, ему придётся пропустить автомобили со всех направлений. Это обусловлено тем, что некоторые автомобили уже едут по главной дороге, а автомобиль справа является помехой.
Почти аналогичная ситуация возникает при повороте налево в случае не выезда на главную дорогу. Здесь придётся пропустить только автомобили, движущиеся по главной дороге.
Нередко можно встретить равнозначные пересечения дорог, где не установлено никаких знаков, способных помочь водителю понять свою очередность начала движения. Но в этом нет никаких особых трудностей. Всё что нужно запомнить при повороте налево на равнозначных дорогах — нужно пропускать автомобили справа и движущиеся навстречу.
При повороте налево на многополосной дороге нужно чётко уяснить, что поворот осуществляется с крайней левой полосы на любую полосу, предназначенную для дальнейшего движения.
Необходимость пересечения трамвайных путей при повороте налево чаще всего пугает водителей, особенно тех, кто впервые сталкивается с такой ситуаций и забыл, как правильно совершить манёвр.
На самом деле выполнение поворота налево в такой ситуации дело довольно элементарное и больших знаний не требует. Достаточно обратиться к законодательству и увидеть, что пересечение путей при повороте налево должно выполняться с предварительного выезда на попутные пути и пересечение путей противоположного направления. Трамвай в любом случае придётся пропустить, если он движется по одному из путей.
Наличие знаков и разметки, указывающих разрешённые направления движения, ещё сильнее упрощают водителю жизнь. Всего лишь нужно чётко следовать изображению на знаке, которое разрешает поворот. Например, если водитель собирается выполнить поворот налево и при этом пересечь трамвайные пути и видит знак, указывающий направление движения прямо и налево, то ему не нужно выезжать на попутные трамвайные пути. Он должен совершить поворот со своей полосы и сразу пересечь пути.
При повороте налево через пешеходный переход водитель должен быть максимально внимательным, так как на переходе могут оказаться люди, которых обязательно следует пропустить и продолжить движение.
Следует сразу сказать, что повороты или развороты на строго запрещены и влекут за собой административную ответственность. Любые манёвры нужно совершать до перехода либо после него, чтобы не возникло никаких нарушений ПДД.
При повороте налево и въезде на дорогу с односторонним движением водитель должен занять крайнею левую полосу перед самим манёвром. После осуществления поворота он может занять любую полосу на дороге с односторонним движением.
При ситуации, когда нужно повернуть налево и выехать с дороги с односторонним движением, автовладелец также должен занять крайнюю левую полосу и осуществить поворот.
Существует достаточное количество знаков, запрещающих данный поворот автолюбителю. Нужно знать, что не все подобные дорожные знаки прямо указывают на запрет, они также могут указывать на другие правила, которые автоматически запрещают поворот налево.
К знакам, которые указывают на запрет поворота налево посредством других правил, относятся знаки, которые предписывают разрешённое направления движения. Это белые стрелочки на синем фоне. Если на таком знаке нет стрелки, указывающей направление движения налево, то соответственно и поворачивать налево нельзя.
Подобная ситуация и со знаком, указывающим одностороннее движение. Если такой знак указывает направо, то поворот налево запрещён, так как будет осуществлён выезд на встречную полосу одностороннего движения.
Ещё одним знаком, запрещающим левый поворот, является знак, который указывает направление движения маршрутных транспортных средств. В данном случае запрет действует, если движение таких ТС осуществляется налево.
Знаком, указывающим конкретный и явный запрет на поворот налево является знак “Поворот налево запрещён”. ”Поворот налево запрещён”- знак вполне простой и узнать его легко. На нём изображена чёрная стрелка, указывающая поворот налево, перечёркнутая красной линией.
Если поворот налево запрещён специальным знаком, то он запрещает только поворот налево, но не запрещает разворот. Разворот разрешён также, если разрешён левый поворот в том случае, если нет запрещающих знаков или разметки.
Как правило большинство нарушений, связанных с поворотом налево, совершают неопытные водители. Это связано, прежде всего, с недостаточным опытом вождения и соответственно неумением применять правила дорожного движения на практике. Поэтому неопытным автолюбителям следует:
- Больше времени уделять вождению. Лучше начинать вождение в местах с небольшими потоками транспортных средств, так как это поможет без излишних нервов научиться применять правила в реальности.
- Больше времени уделить изучению теоретической базы. Без основных знаний ПДД (или знание небольшого их количества) невозможно применение их на практике.
- Научиться определять, где регулируемый перекрёсток, а где нет. Это поможет применять те правила, которые относятся к конкретному пересечению дорог.
Как правильно осуществлять поворот налево на перекрестке – этот вопрос имеет множество ответов, в зависимости от ситуации. Для начала нужно запомнить, что всегда включается левый указатель поворота.
Пересечение потоков машин осуществляется по-разному, поэтому перекрестки тоже бывают разной степени сложности. Они регулируются, если все едут согласно установленным светофорам или по сигналу прегулировщика.
Соответственно, если:
- не видно светофора
- светофор неисправен
- на нем включен постоянный желтый сигнал
- никто не указывает машинам, куда ехать – перекресток нерегулируемый.
Здесь проезд перекрестка с поворотом налево осуществляется по правилам для перекрестков, где поток авто организовывается самими водителями — они передвигаются, согласовывая свои действия с размещенными знаками и другими автовладельцами.
Важно знать, кому и когда нужно уступать – основная часть правил состоит из этого. Каждое правило следует разобрать пошагово. Зная, как правильно поворачивать налево на перекрестке со светофором, можно избежать многих дорогостоящих неприятностей.
При повороте, развороте по зеленому свету на перекрестке со светофором водитель уступает:
- машинам, которые проезжают навстречу или поворачивают направо (ПДД 13.4).
- начиная ехать по указателю, который включается вместе с желтым и красным светом, уступать нужно всем машинам, которые едут с других полос (так же поступают трамваи); если дополнительная секция выключена, то движение может осуществляться только по основному сигналу.
- если разрешено движение всех ТС, трамвай получает приоритет – ему обязаны уступить (ПДД 6.); рельсовому транспорту дают преимущество – сначала пропускается трамвай, затем можно ехать через трамвайные пути
- при включенном зеленом следует двигаться после того, как все машины, еще находящиеся на перекрестке, окажутся за его пределами, и перейдут дорогу все пешеходы (ПДД 13.8) – это требование, которое необходимо для общей безопасности.
После включения зеленого водитель движется в нужном ему направлении, сигналы светофора, расположенного на выходе с перекрестка, его не касаются. Но он должен видеть дорожную разметку – если есть стоп-линии, то на светофоры придется смотреть и двигаться по их сигналам.
Разъезд на перекрестке при повороте налево с такими линиями имеет особую организацию движения, нельзя поворачивать, не останавливаясь, нужно двигаться прерывисто, только по зеленым сигналам (ПДД 13.7). Если был зеленый, то следует переместиться на перекресток и пропустить встречный транспорт, находясь там. На стоп-линиях в такой ситуации останавливаться не нужно, поскольку есть разрешение двигаться – был зеленый.
Что касается приоритета рельсового транспорта, то он действует, если перекресток регулируется одним светофором. Если установлены раздельные светофоры для трамваев и безрельсового транспорта, то водители обоих ТС должны замечать и понимать сигналы двойного регулирования. Соответственно, если для водителя авто загорелся зеленый, то для трамвая будет красный – при таком сочетании водитель авто совершает поворот с трамвайных путей налево, не уступая.
Такова краткая инструкция стратегии водителя при маневрах на перекрестке – следует соблюдать все изначально, чтобы впоследствии следовать правилам инстинктивно.
Двигаясь через перекресток такого типа, автоводителю придется уступить:
- машинам на главной дороге (если сам он находится на второстепенной)
- трамваю (если находиться с ним на равнозначной дороге)
- всем справа, если пересекаются равнозначные дороги; рельсовый транспорт поступает так же, при этом у них приоритет
- машинам, которые едут по равнозначной дороге прямо или направо, если сам водитель поворачивает налево или планирует развернуться (так же следует поступать трамваям)
- пешим гражданам и велосипедистам, если те двигаются или пересекают проезжую часть.
Пребывание на главной дороге не означает постоянный приоритет. Если она идет налево, и имеются два знака – главной дороги и поворота, то нужно вспомнить 13.11 ПДД – уступать всем машинам, которые подъезжают справа.
Не следует рассчитывать, что все водители скрупулезно изучили правила. Поэтому при движении по главной дороге, значение имеют не только знаки и сигналы, нужно внимательно следить за маневрами соседних участников движения и поступать соответственно.
На пересечении неравнозначных дорог гражданин, который едет по второстепенной, может попытаться проскочить первым, несмотря на правила. Лучше пропустить его – не всегда рядом инспекция, которая остановит нарушителя. Всегда сначала нужно увидеть, что другой водитель уступает.
Если начинается изменение направления дороги, действуют правила, установленные для проезда перекрестков равнозначных дорог (вне зависимости от того, о какой дороге идет речь, главной или второстепенной).
Если нет обозначенной главной дороги, а разметка на покрытии дороги неразличима, водитель едет как при движении по второстепенной дороге.
Запрещено создавать препятствия для потока с поперечной дороги –при образовании затора нельзя стремиться на перекресток.
Если имеются две и более однонаправленных полосы движения, перекресток считается сложным. Полоса — это любое пространство проезжей части, достаточное для проезда авто, может обозначаться или не обозначаться разметкой.
На перекрестке с двумя и более полосами попутного направления с разрешенным поворотом налево, в случае перестроения водитель уступает приоритет тому, кто уже находится на полосе, на которую он перестраивается . Такой же принцип на перекрестках с кольцевым движением – уступить тому, кто находится на своей полосе.
На практических занятиях по вождению водители приучаются к перемещению в крайнюю правую позицию после поворота – такой маневр предусмотрен ПДД, когда нет знаков, разрешающих повороты сразу с двух полос. Этот навык поможет при повороте налево на дорогу с реверсивным движением – перестраиваться можно только убедившись, что разрешено движение и по другим полосам.
Более сложные перекрестки, например, с возможностью перестроения из двух в три полосы после поворота обычно снабжаются разметкой. Если ее нет, следует определить свою траекторию на подъезде к перекрестку и ехать, уже зная, какую полосу занимать: из правой полосы – в правую, из левой – в левую или среднюю. На таких перекрестках крайне нежелательно перестраиваться, так как при повороте нельзя увидеть движение на соседних полосах.
ПДД допускают занятие любой полосы, однако, при попытке двух авто занять одну полосу, нарушителем окажется тот, у кого помеха справа.
Видео: Как правильно выполнять левый поворот
Вывод
На регулируемом перекрестке движение более предсказуемо – зеленый загорается для водителей двух противоположных направлений одновременно, для тех, кто движется по поперечной дороге, горит красный. На перекрестках со светофорами с дополнительной секцией следует быть намного внимательнее – вариативность поведения участников движения возрастает. Абсолютное преимущество при повороте налево у водителя появляется, если он начинает движение по зеленому основному и зеленой стрелке.
Правильно проходить поворот на перекрестке должен уметь каждый автомобилист, но не каждый делает это с учетом ПДД, действующих в 2018 году. Правила проезда перекрестков зависят от конкретных условий и ситуации, но эти маневры всегда выполняются с учетом определенного регламента. Нарушение правил дорожного движения влечет за собой штрафы, в некоторых случаях достаточно серьезные.
Автомобили пересекают перекрестки в разных направлениях, да и сами перекрестки друг от друга сильно отличаются. Некоторые регулируются светофорами, а другие являются нерегулируемыми. Также иногда вы можете видеть на них регулировщиков, указаниям которых нужно следовать при проезде перекрестков.
Траектория поворота или разворота, а также порядок выполнения маневра зависит от многих факторов. Например, поток автомобилей иногда организуют сами водители, руководствуясь установленными дорожными знаками и разметкой. Такое происходит в следующих случаях:
- светофор отсутствует;
- он не работает;
- на светофоре моргает желтый сигнал, то есть он отключен;
- светофор не виден из-за деревьев или других предметов.
Знаки и запреты, действующие при проезде перекрестков
На некоторых перекрестках водителям запрещается проезд налево согласно ПДД 2018 года. Запретом к выполнению подобного маневра могут выступать следующие обстоятельства:
- Основной знак, запрещающий проезд перекрестка налево, имеет номер 3.18.2. при наличии подобного знака поворачивать налево запрещается. Поворот направо и разворот на перекрестке в данном случае разрешается.
- Езда по многополосной дороге регламентирована висящими над полосами знаками. Они имеют вид стрелок на синем фоне, а в ПДД вы найдете их под номерами от 4.11 до 12.14. Стрелки указывают на правила маневрирования, а иногда запрещают повороты налево или развороты. Действуют все эти знаки до ближайшего перекрестка.
- Выезжая на одностороннюю дорогу, поворачивать налево нельзя после знака 5.7, который указывает на возможность поворачивать направо. В данном случае левый поворот приведет к нарушению ПДД, а именно выезд на встречку.
- При наличии выделенной полосы для общественного транспорта слева, ПДД запрещают выполнять левый поворот на таком перекрестке. Разворот тоже запрещен.
- Иногда на дорогах встречаются знаки 6.3.1 и 6.3.2, обозначающие зоны для поворотов или разворотов.
Теперь более подробно рассмотрим, как с учетом ПДД на 2018 год нужно выполнять повороты налево, направо или развороты на перекрестках.
Правый поворот на перекрестке
Самым простым маневром на перекрестке из всех далее рассмотренных является поворот направо. Его легко контролировать, так как водителю хорошо видно все происходящее перед машиной и справа, от него, но все равно нужно соблюдать осторожность и быть внимательным.
Готовимся к повороту
Перед тем, как выполнять поворот направо на перекрестке с учетом ПДД, перестройтесь в крайний правый ряд, но этого иногда оказывается недостаточно. Некоторые дороги имеют такую ширину, что на одной полосе легко размещается две машины. Двухколесным транспортным средствам требуется еще меньше места, поэтому все несколько неоднозначно.
Таким образом, вам нужно лишь прижаться правее как можно ближе к краю проезжей части или тротуару, чтобы справа вас никто не смог обогнать. В любом случае будьте осторожны, если справа есть широкая обочина. Некоторые автомобилисты обгоняют поток транспортных средств, двигаясь по обочине. Это запрещено согласно пункту 9.9 из ПДД, но некоторые нарушители им пренебрегают.
Когда на перекрестке есть знак 5.15.1 или 5.15.2, регламентирующие движение по полосам, необходимо действовать согласно этим знакам. Иногда на больших перекрестках правила дорожного движения не запрещают поворот направо не с одной крайней, а сразу с двух правых полос.
Существуют маленькие и большие перекрестки в городе, а углы у них тоже отличаются. Чаще всего они скруглены, поэтому с учетом формы угла тротуара, газона или обочины при повороте направо ваша трак теория может быть плавной или ломаной. Посмотрите на рисунок, чтобы понять, о чем мы вам говорим.
Совершение поворота
Траектория поворота направо должна быть такой, чтобы вы правым задним колесом не наскочили на бордюрный камень. По ПДД радиус дуги должен быть примерно одинаковым до выхода из поворота. Следовательно, на входе в поворот вы поворачиваете руль на определенный угол и едете по заданной дуге до конца поворота, а затем выворачиваете рулевое колесо обратно.
Выходим из поворота
Подъезжая к точке завершения поворота возвращаем руль в первоначальное прямое положение и продолжаем движение прямо. Вы должны выходить также на крайнюю правую полосу (это регламентировано пунктом 8.6 из ПДД РФ).
Если дорогу переходят пешеходы, вы по пункту 13.1 из ПДД обязаны уступить им дорогу. Не объезжайте их, чтобы не создать аварийную ситуацию, ведь сзади за вами или впереди вам навстречу слева могут двигаться другие транспортные средства. Пытаясь объехать пешеходов, другие участники дорожного движения могут вас неправильно понять, и ваш непредсказуемый маневр приведет к ДТП.
Как выполнить левый поворот?
Проезд перекрестков по ПДД 2018 с поворотом налево более сложен, по сравнению с вышеописанным правым поворотом, но его водителям приходится совершать не менее часто. Рассмотрим несколько дорожных ситуаций, при которых автомобилистам приходится выполнять левый поворот. Проще всего выполнять левый поворот по сигналу светофора. Вы просто дожидаетесь зеленого цвета, разрешающего маневр, и выполняете его.
Левый поворот с второстепенной дороги
Согласно ПДД, левый поворот с второстепенной дороги, предполагает наличие перед перекрестком знака Уступи дорогу. Следовательно, водитель должен сначала пропустить всех участников движения, движущихся по главной, а только после этого совершить маневр.
Двигаясь по своей полосе и увидев впереди знак уступить дорогу, водителю нужно продумать маневр на несколько шагов вперед. При отсутствии помех можно повернуть без остановки, немного замедлив скорость. В случае наличия помех сначала подождите освобождения полос и приступайте к маневру.
Когда перед перекрестком стоит знак СТОП, вам обязательно нужно будет остановиться перед маневром – это требование ПДД. При наличии стоп-линии нужно остановиться перед ней, а без нее остановка совершается перед пересечением полос, то есть у самого перекрестка.
Приближаясь к перекрестку, следите за траекторией. Не «берите радиус», смещаясь сначала правее перед выполнением маневра, а затем выполняя левый поворот. Это достаточно распространенная ошибка новичков, которая приводит к аварийным ситуациям.
Левый поворот с дополнительной секцией светофора
Если на светофоре есть дополнительная секция, это упрощает маневр на перекрестке. Данная секция разрешает или запрещает левый поворот водителю согласно ПДД. Главное помните, что основной сигнал приоритетный, то есть если вспомогательная стрелка горит вместе с главным зеленым, она выступает в роли знака главной дороги. Если же вспомогательная стрелка горит вместе с основным красным, оценивайте ее в качестве знака Уступи дорогу. Встречные машины, совершающие правый поворот или движущиеся прямо, будут иметь преимущество и вам нужно будет их пропускать.
Равнозначный перекресток и левый поворот
При проезде равнозначного перекрестка с левым поворотом водителю нужно пропускать встречные автомобили, которые движутся справа. Когда вы собираетесь выполнить левый поворот, а по параллельной полосе едет автомобиль, не торопитесь выезжать в центр, так как при ожидании его проезда может возникнуть другая помеха. В связи с этим опытные автомобилисты советуют начинающим на таких перекрестках стоять у линии пересечения полос, пропуская встречный транспорт.
На равнозначных перекрестках могут встретиться 4 автомобиля сразу, которые едут с разных сторон. Всем им, возможно, нужно сделать поворот налево. Разумеется, такая ситуация является редкостью, но лучше знать правила проезда по ПДД. В данном случае водители должны между собой разобраться, кто проедет первым, а остальные будут действовать по помехе справа.
Правила разворота на перекрестках
С проездом перекрестков с выполнением поворота налево и направо мы разобрались, а теперь перейдем к разворотам. Данный маневр еще более сложен, а некоторые автомобилисты и вовсе не знают, как правильно его совершать, и это доставляет им и окружающим проблем. Допустим, вы желаете развернуться, а слева от вас тянется сплошная линия. В данном случае вам нужно будет доехать до ближайшего перекрестка и развернуться на нем.
Перекресток с широким разделителем
Отметим, что все перекрестки разные, но на всех действует одно общее правило: поворот совершается так, чтобы при выезде с пересечения дорог машина не выехала на встречную полосу. Рассмотрим на примере нескольких конкретных перекрестков. В первом случае пересекаются две проезжие части, поэтому на них разворот необходимо выполнять по большему радиусу, то есть, чтобы при выезде с первого пересечения вы не выехали на встречную полосу. Если на перекрестке имеется разделительная полоса, выполняйте маневр по следующей траектории (правильная отмечена галочкой, а неправильная крестиком).
Разворот на обычном перекрестке
Если перекресток обычный без разделительных полос, но имеет обычные полосы разметки, вам необходимо выполнять разворот таким образом, чтобы на выезде с него вы тоже не попали на встречку. Смотрите на схеме траекторию движения – правильную и неправильную:
Учтите, что перед выполнением поворота направо, налево или разворота вам необходимо заранее перестроиться на нужную полосу. Поворот направо – в крайнюю правую, а разворот или левый поворот – в левую полосу. Все элементарно, поэтому разберется даже новичок, не закончивший автошколу.
Итак, разворачиваться необходимо с левой полосы или с трамвайных путей при наличии знака, регламентирующего движение по полосам. Если у вас крупногабаритное транспортное средство или вы по иным причинам не можете развернуться на перекрестке по ПДД, можно немного сместиться на соседнюю полосу.
Разворот на перекрестке с «зебрами»
И напоследок рассмотрим ситуацию с проездом перекрестка и выполнением разворота на нем, если имеются пешеходные переходы. В данном случае вам нельзя выполнять маневр, пересекая «зебру» вдоль. Следовательно, необходимо разворачиваться по большему радиусу, как показано на следующей схеме:
Независимо от типа перекрестка, дорожных знаков, наличия или отсутствия светофора, не забывайте о человеческом факторе. Разумеется, все обязаны соблюдать ПДД, действующие в 2018 году и учитывать все вносимые поправки, однако другие участники дорожного движения могут допустить ошибку или нарушить правила, в результате чего возникнет аварийная ситуация. Во избежание мелкого или серьезного ДТП, будьте внимательны и оглядывайтесь по сторонам, оценивая окружающую обстановку.
Чтобы не лишиться прав, просто развернувшись на пересечении проезжих частей, нужно чётко понимать особенности данного маневра. Правила разворота на перекрестке достаточно просты, соответствующий раздел ПДД предъявляет к автомобилистам лишь одно требование – занять заблаговременно крайнее левое положение на дороге. При этом к траектории правила никаких требований не предъявляют. Это значит, что траекторию, наиболее безопасную для разворота, определяет сам водитель.
Многие новички вообще не знают, разрешен ли разворот на перекрестке. Конечно, если нет запрещающих этот маневр знаков, то развернуться можно. Правда, не следует думать, что это не самое сложное действие можно совершать на проезжей части, не обращая внимания на детали. Так, например, на дороге с разделительной полосой направление движения следует выбирать таким образом, чтобы автомобиль даже на коротком участке не ехал по встречной полосе , то есть выбирать «дальнюю» траекторию разворота.
Особенности выполнения разворота на перекрёстке
Если на перекрёстке нет разделительной полосы, то выполнять разворот можно и по дальней, и по ближней траектории, и даже между ними. Но только в пределах перекрёстка – за линию пересечения проезжих частей выезжать нельзя! Если радиус разворота превысит границы пересечения проезжих частей, то для «ближней» и «дальней» траектории разворота будет действовать разное наказание.
Рассмотрим подробнее варианты неправильного разворота в ограниченном пространстве пересечения проезжих частей:
- Если водитель выбрал «дальнюю» траекторию разворота и не «вписался» в границы перекрёстка, то он неизбежно пересечёт сплошную линию разграничения встречных потоков. Но при этом выезда на встречную полосу он не совершит, так как двигаться будет перпендикулярно ей. За такое нарушение предусматривается только штраф до 1500 рублей.
- Если же водитель не смог правильно развернуться на «ближней» траектории, заехав за границы перекрёстка, то получается, что в результате этого маневра он выехал прямиком на встречную полосу, за что он может потерять 5000 р. в лучшем случае в виде административного штрафа, а то и лишиться прав на срок 4-6 мес. Повторное такое нарушение карается уже лишением прав на 1 год.
Вышеперечисленные правила справедливы при выполнении разворота на любом из перекрёстков, но, конечно, в каждом случае имеются нюансы.
Т-образный перекрёсток
Разворот на т-образном перекрестке может быть осуществлён практически любым легковым транспортом за исключением, наверное, самых больших джипов с большим радиусом разворота. Для выполнения данного действия последним следует поискать более безопасное место, так как движение задним ходом здесь запрещено, собственно, как и развороты в несколько приёмов.
Хотя и здесь есть особенности. Штраф за задний ход на перекрёстке составляет 500 рублей. Если по каким-то причинам приходится совершать разворот в ограниченном пространстве на пересечении проезжих частей, то иногда такой вот разворот в несколько приёмов будет неплохой альтернативой возможному лишению прав за движение по «встречке». Но всегда нужно помнить, что подобным действием на дороге вы создаёте вполне реальную аварийную ситуацию.
Выполняя разворот на нерегулируемом т-образном перекрёстке следует быть внимательным, ведь главная дорога здесь не всегда может быть прямой. Руководствуйтесь следующими правилами:
- руководствуйтесь предписаниями знака «Главная дорога», обращайте внимание на знаки «Уступи дорогу» и «Стоп»;
- при отсутствии на перекрёстке каких-либо знаков основное правило – «Помеха справа»;
- не забывайте включать указатели поворота.
Регулируемый перекрёсток
Разворот на перекрестке со светофором можно выполнить достаточно безопасно, ведь пропускать в этом случае придётся только встречный поток, а движение ТС слева и справа будет запрещено соответствующим сигналом светофора. Здесь также необходимо точно соблюдать направление движения по полосам, а также удостовериться в отсутствии перед перекрёстком знаков, разворот согласно которым запрещён.
Следует напомнить, что знак «Поворот налево запрещён» отнюдь не запрещает разворот , но обращайте внимание и на предписывающие знаки 4.1.1-4.1.6, действие которых распространяется на первое пересечение проезжих частей. Правила разворота в 2019 г. здесь те же самые – маневр нужно осуществлять только в границах перекрёстка, выезд на встречную полосу запрещается.
Видео: Уроки автошколы — правильные маневры на перекрестках
Используем прилегающую территорию для разворота
При движении в городе осуществлять такой довольно опасный маневр, как разворот на перекрёстке, часто бывает вовсе не обязательно, для этого можно использовать прилегающую территорию. Въезд на неё перекрёстком не является, однако некоторые меры предосторожности всё равно нужно соблюдать.
В частности, для разворота с использованием прилегающей территории справа, заезжать на последнюю желательно задним ходом — так при выезде на главную дорогу вы сможете спокойно и полностью оценить ситуацию и слева, и справа. Для разворота всегда рекомендуется использовать именно прилегающую территорию справа – так вам не придётся задом двигаться по главной дороге.
Также напомним, что нельзя осуществлять разворот на мосту , даже если на нём не нанесена разметка в виде сплошной линии. Однако существуют ситуации, когда без нарушения правил можно развернуться даже через двойную сплошную, а именно если установлен знак «Зона для разворота» или «Место для разворота». В этом случае разметка будет противоречить дорожным знаком, однако последние над разметкой имеют приоритет.
Словом, будьте внимательны, совершая разворот на перекрёстке – учитывайте требования дорожных знаков, разметки и чётко следуйте сигналам светофора. Но лучше, особенно если вы начинающий водитель, найдите для разворота менее опасный участок на дороге – в городе это можно сделать довольно легко.
Вас заинтересует:
2 Comments
Здравствуйте!
Вот ситуация:
Мне надо было направо, но забыл перестроиться, оказался в левом ряду.
Могу ли я развернуться на перекрёстке по кругу так, чтобы оказаться на полосе, которая ведёт туда, куда мне надо было повернуть ранее направо.
По факту получается, я разворачиваюсь, достигаю перпендикулярной полосы и поворачиваю налево, чтобы оказаться на той полосе, куда мне надо было изначально при повороте направо.