Правильно проходить поворот на перекрестке должен уметь каждый автомобилист, но не каждый делает это с учетом ПДД, действующих в 2018 году. Правила проезда перекрестков зависят от конкретных условий и ситуации, но эти маневры всегда выполняются с учетом определенного регламента. Нарушение правил дорожного движения влечет за собой штрафы, в некоторых случаях достаточно серьезные.
Автомобили пересекают перекрестки в разных направлениях, да и сами перекрестки друг от друга сильно отличаются. Некоторые регулируются светофорами, а другие являются нерегулируемыми. Также иногда вы можете видеть на них регулировщиков, указаниям которых нужно следовать при проезде перекрестков.
Траектория поворота или разворота, а также порядок выполнения маневра зависит от многих факторов. Например, поток автомобилей иногда организуют сами водители, руководствуясь установленными дорожными знаками и разметкой. Такое происходит в следующих случаях:
- светофор отсутствует;
- он не работает;
- на светофоре моргает желтый сигнал, то есть он отключен;
- светофор не виден из-за деревьев или других предметов.
Знаки и запреты, действующие при проезде перекрестков
На некоторых перекрестках водителям запрещается проезд налево согласно ПДД 2018 года. Запретом к выполнению подобного маневра могут выступать следующие обстоятельства:
- Основной знак, запрещающий проезд перекрестка налево, имеет номер 3.18.2. при наличии подобного знака поворачивать налево запрещается. Поворот направо и разворот на перекрестке в данном случае разрешается.
- Езда по многополосной дороге регламентирована висящими над полосами знаками. Они имеют вид стрелок на синем фоне, а в ПДД вы найдете их под номерами от 4.11 до 12.14. Стрелки указывают на правила маневрирования, а иногда запрещают повороты налево или развороты. Действуют все эти знаки до ближайшего перекрестка.
- Выезжая на одностороннюю дорогу, поворачивать налево нельзя после знака 5.7, который указывает на возможность поворачивать направо. В данном случае левый поворот приведет к нарушению ПДД, а именно выезд на встречку.
- При наличии выделенной полосы для общественного транспорта слева, ПДД запрещают выполнять левый поворот на таком перекрестке. Разворот тоже запрещен.
- Иногда на дорогах встречаются знаки 6.3.1 и 6.3.2, обозначающие зоны для поворотов или разворотов.
Теперь более подробно рассмотрим, как с учетом ПДД на 2018 год нужно выполнять повороты налево, направо или развороты на перекрестках.
Правый поворот на перекрестке
Самым простым маневром на перекрестке из всех далее рассмотренных является поворот направо. Его легко контролировать, так как водителю хорошо видно все происходящее перед машиной и справа, от него, но все равно нужно соблюдать осторожность и быть внимательным.
Готовимся к повороту
Перед тем, как выполнять поворот направо на перекрестке с учетом ПДД, перестройтесь в крайний правый ряд, но этого иногда оказывается недостаточно. Некоторые дороги имеют такую ширину, что на одной полосе легко размещается две машины. Двухколесным транспортным средствам требуется еще меньше места, поэтому все несколько неоднозначно.
Таким образом, вам нужно лишь прижаться правее как можно ближе к краю проезжей части или тротуару, чтобы справа вас никто не смог обогнать. В любом случае будьте осторожны, если справа есть широкая обочина. Некоторые автомобилисты обгоняют поток транспортных средств, двигаясь по обочине. Это запрещено согласно пункту 9.9 из ПДД, но некоторые нарушители им пренебрегают.
Когда на перекрестке есть знак 5.15.1 или 5.15.2, регламентирующие движение по полосам, необходимо действовать согласно этим знакам. Иногда на больших перекрестках правила дорожного движения не запрещают поворот направо не с одной крайней, а сразу с двух правых полос.
Существуют маленькие и большие перекрестки в городе, а углы у них тоже отличаются. Чаще всего они скруглены, поэтому с учетом формы угла тротуара, газона или обочины при повороте направо ваша трак теория может быть плавной или ломаной. Посмотрите на рисунок, чтобы понять, о чем мы вам говорим.
Совершение поворота
Траектория поворота направо должна быть такой, чтобы вы правым задним колесом не наскочили на бордюрный камень. По ПДД радиус дуги должен быть примерно одинаковым до выхода из поворота. Следовательно, на входе в поворот вы поворачиваете руль на определенный угол и едете по заданной дуге до конца поворота, а затем выворачиваете рулевое колесо обратно.
Выходим из поворота
Подъезжая к точке завершения поворота возвращаем руль в первоначальное прямое положение и продолжаем движение прямо. Вы должны выходить также на крайнюю правую полосу (это регламентировано пунктом 8.6 из ПДД РФ).
Если дорогу переходят пешеходы, вы по пункту 13.1 из ПДД обязаны уступить им дорогу. Не объезжайте их, чтобы не создать аварийную ситуацию, ведь сзади за вами или впереди вам навстречу слева могут двигаться другие транспортные средства. Пытаясь объехать пешеходов, другие участники дорожного движения могут вас неправильно понять, и ваш непредсказуемый маневр приведет к ДТП.
Как выполнить левый поворот?
Проезд перекрестков по ПДД 2018 с поворотом налево более сложен, по сравнению с вышеописанным правым поворотом, но его водителям приходится совершать не менее часто. Рассмотрим несколько дорожных ситуаций, при которых автомобилистам приходится выполнять левый поворот. Проще всего выполнять левый поворот по сигналу светофора. Вы просто дожидаетесь зеленого цвета, разрешающего маневр, и выполняете его.
Левый поворот с второстепенной дороги
Согласно ПДД, левый поворот с второстепенной дороги, предполагает наличие перед перекрестком знака Уступи дорогу. Следовательно, водитель должен сначала пропустить всех участников движения, движущихся по главной, а только после этого совершить маневр.
Двигаясь по своей полосе и увидев впереди знак уступить дорогу, водителю нужно продумать маневр на несколько шагов вперед. При отсутствии помех можно повернуть без остановки, немного замедлив скорость. В случае наличия помех сначала подождите освобождения полос и приступайте к маневру.
Когда перед перекрестком стоит знак СТОП, вам обязательно нужно будет остановиться перед маневром – это требование ПДД. При наличии стоп-линии нужно остановиться перед ней, а без нее остановка совершается перед пересечением полос, то есть у самого перекрестка.
Приближаясь к перекрестку, следите за траекторией. Не «берите радиус», смещаясь сначала правее перед выполнением маневра, а затем выполняя левый поворот. Это достаточно распространенная ошибка новичков, которая приводит к аварийным ситуациям.
Левый поворот с дополнительной секцией светофора
Если на светофоре есть дополнительная секция, это упрощает маневр на перекрестке. Данная секция разрешает или запрещает левый поворот водителю согласно ПДД. Главное помните, что основной сигнал приоритетный, то есть если вспомогательная стрелка горит вместе с главным зеленым, она выступает в роли знака главной дороги. Если же вспомогательная стрелка горит вместе с основным красным, оценивайте ее в качестве знака Уступи дорогу. Встречные машины, совершающие правый поворот или движущиеся прямо, будут иметь преимущество и вам нужно будет их пропускать.
Равнозначный перекресток и левый поворот
При проезде равнозначного перекрестка с левым поворотом водителю нужно пропускать встречные автомобили, которые движутся справа. Когда вы собираетесь выполнить левый поворот, а по параллельной полосе едет автомобиль, не торопитесь выезжать в центр, так как при ожидании его проезда может возникнуть другая помеха. В связи с этим опытные автомобилисты советуют начинающим на таких перекрестках стоять у линии пересечения полос, пропуская встречный транспорт.
На равнозначных перекрестках могут встретиться 4 автомобиля сразу, которые едут с разных сторон. Всем им, возможно, нужно сделать поворот налево. Разумеется, такая ситуация является редкостью, но лучше знать правила проезда по ПДД. В данном случае водители должны между собой разобраться, кто проедет первым, а остальные будут действовать по помехе справа.
Правила разворота на перекрестках
С проездом перекрестков с выполнением поворота налево и направо мы разобрались, а теперь перейдем к разворотам. Данный маневр еще более сложен, а некоторые автомобилисты и вовсе не знают, как правильно его совершать, и это доставляет им и окружающим проблем. Допустим, вы желаете развернуться, а слева от вас тянется сплошная линия. В данном случае вам нужно будет доехать до ближайшего перекрестка и развернуться на нем.
Перекресток с широким разделителем
Отметим, что все перекрестки разные, но на всех действует одно общее правило: поворот совершается так, чтобы при выезде с пересечения дорог машина не выехала на встречную полосу. Рассмотрим на примере нескольких конкретных перекрестков. В первом случае пересекаются две проезжие части, поэтому на них разворот необходимо выполнять по большему радиусу, то есть, чтобы при выезде с первого пересечения вы не выехали на встречную полосу. Если на перекрестке имеется разделительная полоса, выполняйте маневр по следующей траектории (правильная отмечена галочкой, а неправильная крестиком).
Разворот на обычном перекрестке
Если перекресток обычный без разделительных полос, но имеет обычные полосы разметки, вам необходимо выполнять разворот таким образом, чтобы на выезде с него вы тоже не попали на встречку. Смотрите на схеме траекторию движения – правильную и неправильную:
Учтите, что перед выполнением поворота направо, налево или разворота вам необходимо заранее перестроиться на нужную полосу. Поворот направо – в крайнюю правую, а разворот или левый поворот – в левую полосу. Все элементарно, поэтому разберется даже новичок, не закончивший автошколу.
Итак, разворачиваться необходимо с левой полосы или с трамвайных путей при наличии знака, регламентирующего движение по полосам. Если у вас крупногабаритное транспортное средство или вы по иным причинам не можете развернуться на перекрестке по ПДД, можно немного сместиться на соседнюю полосу.
Разворот на перекрестке с «зебрами»
И напоследок рассмотрим ситуацию с проездом перекрестка и выполнением разворота на нем, если имеются пешеходные переходы. В данном случае вам нельзя выполнять маневр, пересекая «зебру» вдоль. Следовательно, необходимо разворачиваться по большему радиусу, как показано на следующей схеме:
Независимо от типа перекрестка, дорожных знаков, наличия или отсутствия светофора, не забывайте о человеческом факторе. Разумеется, все обязаны соблюдать ПДД, действующие в 2018 году и учитывать все вносимые поправки, однако другие участники дорожного движения могут допустить ошибку или нарушить правила, в результате чего возникнет аварийная ситуация. Во избежание мелкого или серьезного ДТП, будьте внимательны и оглядывайтесь по сторонам, оценивая окружающую обстановку.
Происходит из-за того, что водители не умеют грамотно маневрировать на своих автомобилях. Они не разбираются в правилах движения при повороте налево, развороте или выполнении других сложных действий. Поэтому предварительно каждый автовладелец должен тщательно изучить ПДД, чтобы не нарушить их пункты.
Маневр, предполагающий поворот налево, считается достаточно простым, поэтому для правильного его осуществления надо знать только легкие и доступные правила.
Важно! Грамотное управление автомобилем дает возможность избежать аварии, штрафов и проблем с сотрудниками ГИБДД.
Правила выполнения левого поворота, смотрите в этом видео:
К основным правилам относится:
- непременно перед поворотом или надо занять нужную полосу, а именно крайнюю левую;
- машина должна располагаться так, чтобы никаким образом не в ;
- если маневр совершается на крупногабаритном автомобиле, то допускается немного отступить от вышеуказанных правил, но только при условии, что не создается опасности для других участников движения.
Перед поворотом налево непременно надо тщательно изучить все знаки, имеющиеся на дороге, чтобы убедиться в отсутствии знаков, запрещающих данный процесс.
К этим знакам относится:
- 3.18.2. При его наличии категорически запрещается поворачивать налево, но допускается делать разворот или поворачивать направо.
Знак поворот налево запрещен. Фото: s020.radikal.ru
- 11-12,14. Данные знаки представлены белыми стрелками, располагающимися на фоне синего цвета. Они указывают на то, в каком именно . На них должны ориентироваться водители перед совершением какого-либо маневра, так как знаки могут запрещать повороты или разворот.
- 7. Данный знак устанавливается на дороге с односторонним движением. Он указывает, что допускается только двигаться направо, поэтому если водитель повернет в другом направлении, то он попадает на встречку.
- 5.11-5.14. Знаки, указывающие на наличие полосы, специально предназначенной а. При их наличии не допускается поворачивать налево или разворачиваться.
- 3.1-2. Данные знаки выделяют отдельные зоны, на которых допускается совершать те или иные маневры.
Таким образом, изучив правила и знаки, с помощью которых допускается и запрещается поворачивать налево, можно осуществлять данный процесс быстро и безопасно.
Важно! Сложности с поворотом налево могут возникать на перекрестке или вне его, поэтому каждый водитель должен разобраться в особенностях маневрирования.
К основным нюансам правильного маневрирования относится:
- первоначально важно перестроиться на левую полосу, чтобы осуществлять маневр с нужной стороны дороги;
- включается световой сигнал, говорящий о том, что водитель машины собирается выполнить поворот в конкретном направлении;
- пропускаются первоначально все автомобили, двигающиеся по встречке, а только потом безопасно, медленно и осторожно выполняется поворот.
Наличие светофора на перекресте значительно упрощает процедуру поворота, так как позволяет без сложностей и оперативно осуществить маневр.
Когда не допускается делать поворот или разворот
Не разрешается поворачивать в ситуациях:
- имеется знак 3.18.2;
- , являющихся регулируемыми, где нет специального знака, благодаря которому можно выполнить поворот, если на крайней левой полосе имеется знак, в соответствии с которым двигаться можно только прямо.
Если требуется выполнить разворот, то автовладелец должен разбираться в том, где нельзя его осуществлять.
Траектория выполнения поворота налево.
Не допускается выполнять этот маневр в ситуациях:
- нет знаков, которые разрешают разворот на перекрестке;
- имеется специальный знак, запрещающий поворот или разворот;
- рядом с местом, где планируется выполнить маневр, располагается остановка автобусов;
- двигается машина внутри тоннеля или на мосту;
- имеется плохая видимость, поэтому такое действие может привести к возникновению аварии;
- имеется между полосами движения.
Если имеется знак, на основании которого не допускается делать разворот, но разметка разрешает этот маневр, все равно выполнение его будет расценено как серьезное правонарушение, за которое назначается строгая мера ответственности.
Важно! Знаки, которые запрещают данные маневры, не учитываются маршрутными автомобилями.
На определенных знаках может иметься желтый фон, поэтому они являются временными.
Какие вопросы обычно возникают у автовладельцев
У многих водителей появляются серьезные и сложные вопросы относительно правильного поворота. К наиболее популярным относится:
- Если можно выполнять поворот налево, можно ли автоматически делать разворот?
Да, если нет никаких препятствий для поворота, то и разворот осуществляется без нарушений ПДД. - Можно ли делать разворот, если нельзя поворачивать налево?
Данный вопрос считается сложным и вызывает массу споров.
Например, нередко устанавливается на дороге знак 3.18.2, запрещающий поворот. Он обычно используется в тех участках, где часто возникают заторы и иные проблемы с простым и быстрым движением автомобилей.
Он запрещает исключительно левый поворот, а при этом не накладывает какие-либо ограничения на другие маневры. Поэтому допускается при такой ситуации сделать разворот.
Как правильно выполнить поворот налево в условиях города? Смотрите видеоурок в этом видео:
- Можно ли делать разворот, если по краям линий трамвая имеются сплошные линии?
Допускается по выполнять разворот, если эти пути имеют один и тот же уровень с дорогой, но при наличии разметки, которую нельзя пересекать, этот маневр является запрещенным.
В любом случае, выполняя какие-либо действия на трамвайных путях, важно учитывать возможность движения машин или трамваев. - Можно ли делать разворот при наличии знака, разрешающего движение только прямо?
Если имеется на дороге знак 4.1.1, то двигаться машины могут исключительно прямо.
Если он имеется на перекрестке, то не допускается разворачиваться или поворачивать в какую-либо сторону.
Важно! Нередко причиной аварии становится то, что водитель слишком давно сдавал теоретический экзамен ПДД, поэтому забыл некоторые важные нюансы или вовсе не в курсе недавно введенных изменений, поэтому задачей каждого автовладельца является постоянное изучение всех ПДД.
Какие назначаются наказания за нарушения
Если водитель нарушает правила поворота налево или разворота, а это фиксируется сотрудниками ГИБДД, то ему назначается определенное наказание, причем оно зависит от тяжести нарушения:
- если во время разворота или поворота неправильно выбирается траектория, а также если пересекается разметка, то назначается штраф до 1,5 тыс. руб.;
Штраф за нарушение ПДД.
- если во время движения авто выезжает на встречку, то штраф увеличивается до 5 тыс. руб., а если вовсе повторяется такое нарушение, то это приводит к лишению прав гражданина на срок от 6 месяцев.
Таким образом, каждый владелец машины должна знать, как правильно выполнять поворот налево.
Как оплатить штраф без комиссии? Читайте по
Данный маневр считается достаточно простым, но для его грамотного совершения все равно требуется тщательно изучать разметку, знаки и обстановку на дороге, чтобы действие не привело к возникновению ДТП.
В данной, первой части темы, посвященной поворотам налево на перекрестке, будут рассмотрены случаи поворотов налево с крайней левой полосы в том смысле, как следует выполнять данный маневр (левый поворот) в соответствии с ПДД, и какие опасные моменты могут подстерегать водителей в этих ситуациях. Разумеется, все опасные случаи охватить невозможно, но наиболее часто встречающиеся, так сказать, базовые, рассмотрим.
Некоторые возможные конфликты между участниками движения на перекрестке, связанные с поворотом налево, были уже рассмотрены ранее, в статье . Те конфликтные ситуации, большей частью связаны либо со встречными участниками, либо с теми, кто движется в поперечном направлении.
Здесь же будет представлено взаимодействие участников, которые движется попутно, осуществляя левый поворот с крайней левой полосы.
Начнем с того, что установленные перед перекрестком знаки действуют на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные непосредственно на нем (чаще всего над проезжей частью перекрестка) не указывают другое направление. Вышеупомянутые знаки, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.
Какую полосу дороги можно занять, поворачивая налево с крайней левой полосы?
Прямых указаний, как должен выполняться левый поворот, в Правилах нет. В говорится, что поворот (как левый поворот, так и правый) должен осуществляться таким образом, чтобы, выезжая с пересечения проезжих частей, транспортное средство НЕ оказалось на встречной полосе. Совершая же правый поворот, транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Более подробно о выполнении правого поворота изложено в статье .
Таким образом, Правила разрешают повернуть налево на любую полосу той дороги, на которую совершается поворот, например, как на рисунке ниже. В качестве примера взят обычный стандартный перекресток.
Каким образом следует «строить» траекторию движения на перекрестке во время поворота налево, а также в случае разъезда со встречным, поворачивающим налево автомобилем, можно прочесть в статье . В общих случаях линия поворота должна проходить через условный центр перекрестка или около него, а когда на одной из дорог есть разделительная полоса, то поворот налево вдоль такой полосы должен проходить только за линией, проходящей через центр перекрестка, т.е. по ходу движения автомобиля.
Казалось бы, здесь нет ничего необычного, выбирай траекторию и поворачивай, но нужно понимать, что участников дорожного движения много, каждый едет в соответствии со своими планами, и желающих повернуть налево за один цикл светофора также может быть несколько.
На регулируемых перекрестках время движения через него ограничено «длиной» сигналов светофора, а ждать следующего цикла, обычно, никому не хочется. Поэтому всегда существует вероятность, что кто-то из участников захочет «успеть проехать» любой ценой. Это может выразиться либо в поспешных действиях, либо, в так сказать, разумном игнорировании чужого приоритета. Несколько вариантов, как такое происходит, рассмотрим ниже.
Вариант первый. Поворот «под прикрытием» т.е. поворачивающий следом «режет» угол поворота.
Один или несколько участников по зеленому сигналу выезжают к середине перекрестка друг за другом, эдаким «звеном» из нескольких машин, и останавливаются, пропуская встречных. Появляется момент для поворота, ожидающие его водители начинают движение друг за другом, но кое-кто из них может выехать из «звена» и движением слева «срезать» угол поворота. Когда такое происходит, то есть вероятность столкнуться с этим автомобилем на выезде с перекрестка, например в левой полосе. Поэтому, чтобы избежать столкновения, всегда нужно обращать внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.
Вариант второй. «Помеха справа».
Ситуация такого рода может произойти в следующем случае. Первый участник с левым «поворотником» выезжает не до середины перекрестка, а едва заехав на пересечение проезжих частей, останавливается. Т.е. между ним и условной серединой перекрестка остается приличное расстояние. Так делать не рекомендуется, хотя бы из солидарности к тем водителям, которые находятся сзади и также ждут поворота налево. Им, ведь, тоже нужно успеть заехать на перекресток, чтобы позже была возможность даже после включения запрещающего сигнала завершить свой маневр и выехать с перекрестка.
Но подобные поступки встречаются нередко, и они вполне могут кого-нибудь нервировать. Что происходит далее?
Ожидающий своей очереди позади того, «первого», объезжает его справа и ставит свой автомобиль впереди, т.е. теперь он на поворот первый! Такие «маневры» еще применяют в местах для разворота и на Т-перекрестках, чтобы первым стать на разворот. Если при этом не пересекается сплошная разметка, движение автомобиля обозначено включением соответствующих «поворотников» и не создается помех движению, то нарушения нет.
И после того, как появляется возможность закончить левый поворот и выехать с перекрестка, кто-то из этих «первых» захочет сделать это действительно первым, не исключено, что . Т.е. возможны «варианты» пересечения их путей, в т.ч. и столкновения. Юридическое преимущество будет у водителя, чей автомобиль находится справа.
Примерно такая же ситуация может сложиться, когда кто-то из участников будет поворачивать налево из средней или с правой полосы в случае, когда такой маневр запрещен. Т.е. никто не ожидал, а он взял и повернул налево с правого ряда, и таким образом, оказался «помехой справа».
Самое интересное, что преимущество в движении в сложившейся ситуации, у того нарушителя, поскольку он теперь находится справа. Если произойдет ДТП и станут искать виновного, то кроме помехи справа еще обратят внимание на характер столкновения, т.е. кто кого догнал или «притер». Чтобы неприятности не произошло, подобную ситуацию исключать из возможностей нельзя, и требуется постоянно следить за обстановкой вокруг своего автомобиля, а не только слева-сзади. Если кто-то упорно игнорирует ваш приоритет, то целесообразно пропустить того вперед и не портить себе нервы.
Это, разумеется, далеко не весь перечень спорных ситуаций, которые могут возникнуть с левым поворотом на перекрестке. Каждый случай индивидуален, а универсального «рецепта» как избежать ДТП не существует. В следующей, рассмотрен поворот налево на перекрестке, когда он разрешен Правилами и с других полос, кроме крайней левой.
Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.
Навигация по серии статей
С чем каждый день сталкивается любой водитель, вне зависимости от типа машины, стажа езды и прочего? С перекрестками. И если проезд регулируемых перекрестков не является большой проблемой ни для кого, то в иных ситуациях возможна путаница, неразбериха, и как следствие – опасная ситуация на дороге. Избежать этого можно – достаточно лишь освежить в памяти правила проезда перекрестков. С этой целью и создана данная статья – дать новые знания новичкам или помочь вспомнить их опытным водителям.
Согласно новым изменениям, с 8 ноября 2017 года на перекрестках будет находится разметка «Вафли» («Вафельницы»), которые будут определять границы перекрестка. Она предназначена для регулирования проезда перекрестков на которых образуются заторы и поможет выполнению и соблюдению ПДД, а так же взиманию штрафа для нарушителей. Штраф за выезд на перекресток или пересечение проезжих частей с затором равен 1000 рублей.
Виды перекрестков
Все существующие перекрестки разделяются на:- Регулируемый перекресток – оснащен светофорами (в том числе и с дополнительными секциями). Также к такому типу относятся перекрестки, где движением транспорта управляет регулировщик.
- Перекресток равнозначных дорог без регулирования – соответственно, здесь движение ТС не управляется с помощью светофора и регулировщика.
- Перекресток неравнозначных дорог без регулирования – аналогично тому, что выше, но дороги делятся на главную и второстепенную, они обе обозначены соответствующими знаками приоритета.
По своей «конструкции» они могут делиться на следующие виды:
- Т-образный перекресток – одна дорога примыкает слева или справа к другой. К таким перекресткам не относятся выезд с прилегающей территории жилого дома, промышленного предприятия или иного объекта. Правила проезда Т-образного перекрестка зависят от типа перекрестка: регулируемый или неругулируемый.
- Крестообразный перекресток – самый распространенный тип, когда одна дорога пересекается другой, причем на одном уровне.
- Круговой перекресток , где несколько дорог соединяются с общим «кольцом». Въезжая на него, автомобиль снижает скорость и движется против часовой стрелки и делает съезд на нужной ему дороге.
- Многосторонние перекрестки – перекрестки, не относящиеся к предыдущим типам. Обычно соединяют большое количество дорог между собой и являются местами с интенсивным движением, где следует проявлять большую осторожность.
Общие правила проезда перекрестков по ПДД
- Всегда пропускайте пешеходов и велосипедистов, пересекающих ту дорогу, на которую вы намерены совершать поворот . Это правило работает вне зависимости от того, регулируется ли перекресток или нет. Штрафы за то, что вы не пропустили пешехода, составляют на данный момент 1500 рублей.
- Запрещается выезжать на перекресток, если на проезжей части перед ним образовался затор . Нарушение этого правила приведет к тому, что вы не только присоединитесь к пробке, но и перегородите дорогу машинам, движущимся через перекресток слева или справа. В результате вместо одного затора получаются три, и резко возрастает риск аварии или конфликта на дороге.
Правила проезда нерегулируемых перекрестков
Рассмотрим основные правила проезда и возможные ситуации для нерегулируемых перекрестков всех типов.
Равнозначный перекресток и правила проезда
Правила проезда перекрестков равнозначных дорог регулируется правилом «помехи справа» — водитель всегда должен уступать транспортным средства, приближающимся с правой стороны проезжей части. Это относится и к тем автомобилям, что при совершении водителем маневра станут «помехой справа».
Рассмотрим ситуацию
: вы пересекаете равнозначный крестообразный перекресток прямо, без поворотов. На поперечной дороге есть две машины – одна слева (назовем ее условно А), одна справа (она получит обозначение В), обе планируют продолжить свое движение прямо. В соответствии с правилом «помехи справа» вы уступаете дорогу машине В, так как она справа от вас. В свою очередь, транспортное средство А должно таким же образом уступить дорогу вам.
Следующая ситуация : вы также пересекаете перекресток прямо, а другая машина, движущаяся по встречной полосе на противоположной стороне перекрестка, намерена совершить поворот направо от вас (налево для нее). Начиная свой маневр, она обязана притормозить и пропустить вас, так как ваш автомобиль для нее при совершении поворота будет «помехой справа». Это же правило работает и для разворотов.
Правила проезда перекрестков с круговым движением
С 8 ноября 2017 года вступают в силу новые правила проезда кругового движения, согласно изменениям, водители, находящиеся на круге имеют приоритет при проезде, а въезжающие ТС должны уступить дорогу.
У перекрестков с круговым движением если все его дороги равнозначны (не установлен знак уступить дорогу) , то уже находящиеся на кольце транспортные средства должны пропускать тех, кто только собирается въезжать, так как они являются все той же «помехой справа».
При установленном знаке 2.4 «Уступить дорогу» перед кольцом — все транспортные средства, выезжающие на дорогу с круговым движением обязаны уступить дорогу всем ТС движущимся по кольцу.
Так же перед круговым перекрестком может быть установлен информационный знак указывающий на второстепенную и главную дороги при движении по кольцу, но обязательно устанавливается знак 4.3 «Круговое движение», а знак 2.4 «Уступить дорогу» в зависимости от ситуации.
Проезд равнозначных перекрестков с трамвайными путями
Пункт правил 13.11 гласит, что трамваи имеют полное преимущество перед остальными безрельсовыми ТС, вне зависимости от направления движения. Здесь владелец автомобиля не получает никаких преимуществ по схеме «помеха справа». При этом трамваи равны друг перед другом и при одновременном пересечении перекрестка должны руководствоваться теми же правилами, что и обычные машины.
Проезд перекрестков неравнозначных дорог
Существует главная дорога, и транспортные средства, въезжающие на перекресток с нее, получают преимущество, вне зависимости от дальнейшего направления движения.
Главная дорога не всегда имеет прямое направление, иногда на перекрестке она совершает поворот. В таких случаях водители, въезжающие на перекресток со стороны главной дороги, между собой равны и при определении очереди проезда должны руководствоваться принципом «помехи справа».
По такому же принципу осуществляют маневры автомобили, движущиеся по второстепенной дороге, но с учетом необходимости сначала уступить путь тем, кто едет по главной дороге.
Главная дорога определяется наличием знаков 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 и 5.1. При их отсутствии главной будет дорога из асфальта, бетона или камня относительно грунтовой или та, к которой примыкает въезду с прилегающей территории.
Второстепенная дорога обычно обозначается знаком 2.4 «Уступите дорогу» и 3,21, также известным как «STOP» или «кирпич».
Правила проезда регулируемых перекрестков
Правила проезда перекрестков со светофором сигналами регламентируются светофора (являющихся основными) и сигналами дополнительных секций.
Движущиеся по основному зеленому сигналу светофора транспортные средства должны определять приоритет между собой в соответствии с правилом «помехи справа». Допустим, вы на крестообразном перекрестке поворачиваете налево, а встречная машина движется прямо. Когда загорится зеленый сигнал – вы должны выехать на перекресток, начиная маневр, и пропустить встречный автомобиль, и лишь потом завершать поворот.
Также полное преимущество при основном зеленом сигнале получают водители трамваев, как и для перекрестков без регулирования. Все вышесказанное касается и проезда перекрестков с регулировщиком.
Если для вас одновременно включены красный или желтый сигналы и дополнительная секция светофора – сначала пропустите все транспортные средства, для которых горит основной зеленый сигнал, и только потом двигайтесь в направлении, указанном сигналом дополнительной секции.
Видеоурок: проезд перекрестков по правилам.
Унесло не одну человеческую жизнь в авариях. Чтобы этого не происходило, необходимо время от времени их повторять и следить за внесенными изменениями. Зачастую дорожно-транспортные происшествия случаются на перекрестках. Кто-то неправильно повернул, кто-то не вовремя перешел, кто-то не пропустил - и вот в результате ДТП. Авария не доставляет никому удовольствия, поэтому проезд перекрестков нужно знать, как верующий молитву.
Перво-наперво, подъезжая к пересечению дорог, водитель определяет, регулированный перекресток это или нет. А уже исходя из этого, определяются его последующие действия.
Регулированный перекресток
Правила имеют четкую формулировку регулируемых и нерегулируемых развилок. Так, регулированный перекресток - это пересечение дорог, на котором очередность движения устанавливается посредством светофора либо регулировщика. В свою очередь, - это развилка дорог, на которой отсутствует регулировщик и светофор, либо присутствует последний с желтым мигающим сигналом. На таком пересечнии дорог очерёдность проезда определяется знаками, разметкой и ПДД.
Сейчас рассмотрим подробнее ситуации, которые сулит проезд регулируемых перекрестков.
Знаки на регулируемых перекрестках
При наличии регулировщика или светофора информация с установленных на перекрестке знаков не учитывается. Они на полосах располагаются на некотором расстоянии от пересечения дорог.
Стоит отметить, что светофор, мигающий желтым сигналом, не является средством регулирования, поэтому данный перекресток при данных обстоятельствах считается нерегулируемым. Очередность движения определяется установленными знаками. При светофоре, работающем в надлежащем режиме, обращать внимание на знаки нет необходимости.
Движение автомобилей
Движение на регулируемом перекрестке определяется основными и дополнительными сигналами светофора или регулировщиком, а также информационными знаками. Каждый водитель четко помнит, что исправно работающие светофоры функционируют в одном режиме. То есть если на одной дороге горит основной разрешающий зеленый сигнал, то на другой - запрещающий красный.
Регулировщик на пересечении дорог определяет движение жестами. При определенном стечении обстятельств регулируемый перекресток имеет светофор, а также на нем находится сотрудник дорожной службы. Для этого случая правила рекомендуют двигаться в соответствии с жестами регулировщика, несмотря на сигналы.
Проезд перекрестка со светофором
Проезд регулируемых перекрестков, на которых имеется рабочий светофор, определяется сугубо его сигналами. Итак, подъехав к пересечению дорог, вы обнаружили, что он регулируемый. То есть очередность движения определяется с помощью светофора. Он должен работать в режиме красный - желтый - зеленый.
На регулируемом перекрестке нет определения главной или второстепенной дороги. Двигаться по главной дороге на зеленый свет светофора невозможно.
Первым делом, подъезжая к регулируемому перекрестку, необходимо занять правильную полосу. Для информирования о направленности того или иного ряда на значительном расстоянии от пересечения устанавливается знак. Регулируемый перекресток водитель имеет право проезжать строго по определенной полосе. Знаки о направлении рядов располагаются так, чтобы была возможность перестроиться в необходимую. В случае когда отсутствует знак, то водитель транспортного средства, согласно Правилам дорожного движения, должен занять крайнюю правую (левую) позицию, в зависимости от направленности движения. Итак, существует несколько вариантов развития событий:
- Необходимость повернуть направо. Встать необходимо приблизительно в пятидесяти сантиметрах от бордюра. Таким образом, не смогут втиснуться правее вас одноколейные транспортные средства, то есть никто не сможет помешать повернуть.
- Необходимость повернуть налево. Свой автомобиль следует остановить справа от полосы, которая разделяет ваше направление и встречное. В случае если разделительная полоса не видна, к примеру, замело снегом, то остановиться необходимо правее условно разделенной на две части дороги. В случае наличия трамвайных путей разрешается занять их, если они попутного направления и, самое главное, если вы не препятствуете движению трамвая. При развороте дозволено занимать трамвайные пути.
- Необходимость двигаться прямо. При отсутствии знака, сообщающего о направлении движения на данной полосе, автомобиль следует ставить не посередине, а справа или слева. Установив своё транспортное средство в центре, вы создадите своеобразную "елочку", то есть водителю позади вас нужно, к примеру, направо, а следующему налево и так далее, что создаст заторы на дороге.
Движение прямо
Проезд регулируемого перекрестка прямо достаточно прост. Перед водителем загорается зеленый сигнал светофора, и он начинает движение, не уступая дорогу никому, согласно Правилам дорожного движения. Однако, как известно, любое правило имеет свои исключения.
Перед началом движения прямо следует уступить:
- Транспортным средствам, которые начали свой маневр и не успели закончить до запрещающего для них сигнала.
- Транспортным средствам с проблесковыми маячками и звуковыми сигналами.
- Трамваю. Из-за расположения на проезжей части в некоторых случаях понадобится подождать, пока он совершит поворот направо. Соответственно, это касается и рельсовых транспортных средств встречного направления, поворачивающих налево.
Поворот направо
При правостороннем движении поворот направо занимает первое место среди остальных по безопасности, так как он не имеет пересечений с другими транспортными направлениями (в некоторых случаях возможно лишь слияние). Однако направо повороты на регулируемых перекрестках имеют свои нюансы.
- Пешеходы. Одновременно с разрешающим водителю может загореться такой же сигнал и для пешехода. Здесь ПДД гласят, что автомобиль обязан уступить человеку. В данных обстоятельствах водитель механического транспортного средства не имеет права начинать, продолжать или возобновлять ход при условии, что это помешает пешеходу двигаться в нужном ему направлении или поменять скорость. Если автомобиль не создает помех своим движением пешеходу и он перемещается с прежней скоростью по нужной ему траектории, то ход транспорта разрешен. Если разъехаться не получается, без ущерба для пешехода, то водитель обязан пропустить человека. При необходимости остановиться управляющий транспортным средством не должен переживать, ведь согласно ПДД, он в любом случае завершит поворот, даже если загорится запрещающий сигнал, так как свой маневр он начал при разрешающем.
- Механические транспортные средства со встречного направления, выполняющие поворот налево. Согласно Правилам дорожного движения, водитель, совершающий правый поворот, имеет преимущество, поэтому начинает маневр первым.
- Радиус поворота. При совершении маневра необходимо внимательно следить за тем, чтобы при выезде с перекрестка вы не оказались на встречной полосе. Это достаточно легко исполнить, если поворот выполняется не на высокой скорости.
Поворот налево
Самый сложный и опасный для начинающих водителей - поворот налево на регулируемом перекрестке. Тем не менее, разобравшись в правилах, вы будете проезжать его с легкостью и спокойствием.
Для начала определяетесь, кого нужно пропустить. Из выше рассмотренных ситуаций при движении прямо и направо делаем вывод, что именно этим направлениям вы уступаете. Также не забывайте о пешеходах, которых в обязательном порядке вы пропускаете.
Поворот совершается одновременно со встречным потоком, двигающимся налево. То есть при маневре автомобили на перекрестке "соприкасаются" правыми сторонами. Таким образом, увеличивается пропускная способность регулируемого пересечения дорог. Но стоит отметить, что это оказывает негативное влияние на безопасность. Особенно если посреди дороги остались крупногабаритные транспортные средства, которые ограничивают обзор и не позволяют вовремя заметить приближающиеся и двигающиеся в направлении прямо автомобили. Чтобы не стать активатором дорожно-транспортного происшествия при повороте налево, необходимо помнить о правилах:
- Не начинаем двигаться сразу после разрешающего сигнала, а позволяем благополучно завершить маневр оставшимся на перекрестке автомобилям. Затем начинаем движение до центра перекрестка. После этого пропускаем автомобили с других направлений. Если транспорта нет и ваше движение не мешает пешеходам, то маневр разрешается выполнять без остановки. Чтобы проще было двигаться и определить, где следует остановиться для пропуска автомобилей, нужно провести мысленно прямую линию от верхнего левого угла пересечения дорог в нижний правый. И затем ехать согласно этой диагонали.
- Контроль встречного направления и Внимательно необходимо следить во время остановки в центре перекрестка. Иногда закончить маневр можно в "разрыве" встречного потока. Или когда сигналы светофора начнут меняться, встречка прекратит ехать, и вы завершите свое движение.
- Так же, как и с правым поворотом, по завершении маневра нужно быть внимательным и не оказаться на встречной полосе. Учитывая это правило и при наличии нескольких полос в попутном направлении, поворот позволено закончить в любом. Однако если на дороге несколько рядов, с которых разрешается повернуть налево, то целесообразно двигаться "из полосы в полосу". То есть если вы начали двигаться налево из первой левой полосы, то и закончить поворот следует в ней же. При таком движении вы не станете виновником аварии на регулируемом перекрестке.
Разворот
В целом, согласно разворота на регулируемом перекрестке схожи с поворотом налево, но небольшие отличия есть. Так, при изменении направления движения на противоположное вы на своем транспортном средстве не пересекаете путь пешеходам.
В правилах дорожного движения четко не оговорено, в какую из полос нужно завершать разворот. Поэтому, если есть выбор, то выбирайте наиболее удобную для вас. Однако четко указано, что разворот на регулируемом перекрестке осуществляется только из крайней левой полосы и никакой другой.
Перед разворотом обязательно необходимо пропустить транспортные средства, которые двигаются со встречного направления прямо или направо.
Проезд регулируемого перекрестка и трамвай
Согласно Правилам дорожного движения, проезжая регулированный перекресток, на котором одновременно горит разрешающий сигнал и для вашего автомобиля, и для трамвая, последний имеет преимущество.
Исключения:
- выезд из трамвайного ДЭПО.
- трамвай, двигающийся на дополнительный разрешающий сигнал.
Во всех остальных случаях независимо от направления движения рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилями.
Переход
Человек, совершая переход регулируемого перекрестка, обязан руководствоваться сигналами регулировщика, пешеходного светофора, а за неимением его - транспортного.
С все предельно ясно: красный - стой, зеленый - иди. Регулировщик, зная о том, что не все люди знакомы с ПДД, зачастую делает знак рукой в сторону. По этому направлению можно перейти регулируемый перекресток.
Правила не содержат четкой информации о том, как должен ориентироваться человек по транспортному светофору. Поэтому в этой ситуации все остается на усмотрение пешехода. Можно начать движение, когда для всех горит красный, или когда в нужном направлении загорелся разрешающий сигнал. В любом случае необходимо проявить чрезвычайную бдительность, так как переход на автомобильный светофор является довольно спорной ситуацией.
Как проезжать регулируемые перекрестки во время затора
Заторы на дорогах - малоприятное событие. Каждый из начинающих водителей боится стать его инициатором. Поэтому не приступайте к движению, если видите, что за перекрестком образовался затор и вы, поехав на разрешающий сигнал светофора, не успеете закончить маневр, так как, оказавшись в центре пересечения дорог, становитесь преградой для проезда остальных участников движения. Начинайте перемещение лишь после того, как увидите, что за перекрестком освободилось достаточно места для вашего автомобиля.
Сигналы регулировщика
Как упоминалось ранее, наличие регулировщика говорит о том, что перекресток является регулируемым. Поэтому ориентироваться необходимо исключительно по его сигналам.
Жесты регулировщика показывают очередность движения. Некоторые водители не понимают данных сигналов или не могут запомнить. Поэтому появились такие выражения: - делай правый поворот. Если палка смотрит влево - ты езжай как королева. Если палка смотрит вправо - ехать не имеешь права. Если мент стоит спиной, то не двигайся, и стой". Запомнить их не составит труда, и понимать регулировщика станет проще.
Помощь начинающему водителю
При движении прямо, начинающие водители иногда создают аварийную ситуации, начиная резко тормозить, завидев, что справа кто-то начинает ехать на разрешающий дополнительный сигнал светофора. Это является грубой ошибкой, ведь, находясь на перекрестке, и направляясь прямо, на основной разрешающий сигнал светофора, вы имеете преимущество.
При повороте направо, после выезда с пересечения, как уже упоминалось, следует быть осторожным в выборе полосы, так как есть возможность оказаться на встречке. Поэтому придумали такое выражение "из крайнего правого в крайний правый". Его очень просто запомнить и выполнить.
При повороте налево никогда не упускайте из вида встречное направление, особенно, когда сигналы светофора у него уже сменились на запрещающие. Потому что не редки случаи появления "доезжающих" транспортных средств.