Островная Япония, несколько тысяч лет изолированно развивавшая свою цивилизацию, и сегодня воспринимается остальным миром почти как другая планета. Слишком много необычного в общественном устройстве этой страны. Интересующиеся жизнью японцев после ознакомления с их основными традициями копают глубже и обнаруживают еще один удивительный пласт – местные субкультуры. Одна из наиболее известных из них называется босодзоку. Речь идет о лихих байкерах, которые, как и везде в мире, тесно связаны с криминалом.
Как появились босодзоку
Япония к середине 1950-х годов начала оправляться от поражения во и последствий падения двух американских атомных бомб. Одним из главных драйверов быстрого роста экономики стала автомобильная промышленность. В эти годы среди японской молодежи начали выделяться группы любителей машин и мотоциклов. Развлекались они, как это и полагается, кастомизацией транспортных средств и нелегальными ночными гонками по городским улицам.
Из этой среды и появились первые босодзоку, которых тогда называли иначе – каминаридзоку (с японского – «кланы грома»). При зарождении субкультуры использовалась красивая и близкая сердцу любого японца легенда о . Участники байкерских банд поддерживали слухи о том, что первыми членами их сообщества были бывшие летчики-смертники Императорского флота Японии, которые из-за окончания войны не успели расстаться со своими жизнями во славу верховного правителя страны. Теперь они занимались поиском острых ощущений в мирной жизни.
Слово «босодзоку» появилось случайно в 1972 году. Именно тогда группировки мотохулиганов стали по-настоящему заметными в стране. Они все чаще совершали налеты, и в одной из газет при описании очередного происшествия редактор использовал новый термин, составленный из двух слов: «гонки» («босо») и «клан, семья» («дзоку»).
1 of 4
Расцвет и закат
Движение босодзоку зародилось на востоке Японии. Изначально в него входили только мотоциклисты, но затем начали присоединяться и автомобилисты. В конце 1970-х годов в сообщество входило больше 20 000 человек, разбитых по всей стране на несколько десятков кланов. Босодзоку не боялись преступить закон, но в большинстве случаев их правонарушения заключались в проведении нелегальных гонок. Однако отдельные кланы были связаны с якудза и выполняли для нее разнообразные поручения.
Босодзоку наращивали численность, вооружались, совершали все больше преступлений и устраивали масштабные стычки между собой, которые часто заканчивались крупными беспорядками. В конце 1980-х годов власти Японии открыто признали субкультуру опасной для обычных граждан и начали активно бороться с ней. Подавление босодзоку было по-японски методичным и продуманным. Оно включало в себя следующие меры:
- создание для членов банд специальных исправительных учреждений;
- изменения дорожных правил, бьющие в самое сердце субкультуры – по ее транспорту;
- ужесточение процедур приобретения транспортных средств и получения прав лицами, не достигшими совершеннолетия.
Босодзоку отсекли от молодого пополнения, часть из них посадили, остальные просто состарились. Сегодня бывшие члены банд превратились в байкеров предпенсионного возраста, которые либо бросили увлечение своей молодости, либо объединились в «ветеранские» байкерские клубы, действующие только в рамках закона.
В Японии и сейчас можно встретить молодых людей, одежда и транспорт которых соответствуют стилю босодзоку. Однако не стоит обманывается – это лишь косплееры.
Философия и стилистика
В Японии господствует идея скромной простоты во всем, и босодзоку, как и любой молодежный протест, старается ее опровергнуть. Последователи этой субкультуры стремились быть яркими и эффектными, а из любого проводимого мероприятия (обычно это были гонки) делали красочное представление.
Считавшие себя наследниками самураев, босодзоку любили одеваться в военную форму. Больше всего ценилась, конечно же, униформа летчиков с длинными плащами и тяжелыми ботинками. Сюда же примешивались элементы, позаимствованные из постапокалиптических фильмов и у американских байкеров.
Наибольшее внимание большинство босодзоку уделяло доработке своего транспорта. В субкультуре есть несколько основных направлений тюнинга, причем сильно отличающихся друг от друга. Одни члены банд максимально занижали подвеску на своих автомобилях, другие ставили на них нарочито большие выхлопные трубы и спойлеры, третьи обвешивали деталями, характерными для гоночных болидов. Главной задачей было добиться максимальной непохожести на всех остальных.
Следы в России
В нашей стране об этой почти исчезнувшей японской субкультуре известно немногим. Однако и на российских дорогах иногда с удивлением можно увидеть какую-нибудь старую японскую «праворульку» с выставленным на передний бампер масляным радиатором и болтающимися шлангами, а также с задранными вверх удлиненными выхлопными трубами. Под недоуменные взгляды владелец такой машины едет до встречи с ближайшим патрулем ГИБДД, который не без удовольствия выписывает штраф по «любимому» в среде поклонников автотюнинга пункту 12.5.1 КоАП РФ – за внесение изменений в конструкцию автомобиля без их регистрации.
Honda Racing Corporation и команда LCR Honda официально подтвердили, что японский мотогонщик Такааки "Така" Накагами переходит в Королевский Класс - MotoGP в 2018 году.
МОТОГОНКИ.РУ, 20 августа 2017
- Портал МОТОГОНКИ.РУ уже сообщал об этом, но все ждали официального анонса, и сегодня HRC сделала его!
Накагами появился в Мото Гран-При в 2012 году, вступив в категорию с командой Italtrans. Через 2 года он получил предложение от Honda Racing и перешел в команду IDEMITSU Honda Team Asia, имеющую прямую поддержку завода. В 2016 году Така взял первую победу, это произошло на Гран-При Нидерландов, в том сезоне он еще трижды поднимался на подиум. Столько же призовых мест - три, но пока ни одной победы Накагами оформил в 2017. По итогам 11 этапов Такааки занимает 7-ю позицию в чемпионате мира по .
Накагами станет напарником Кэла Кратчлоу, третьего подтвержденного официального пилота HRC в с прямым заводским контрактом в команде LCR Honda. Таким образом, составы обеих команд Honda на 2018 год определены на 100% (в Repsol Honda продолжат сотрудничество и Дани Педроса). Более того, Накагами так же получил прямой контракт с HRC, так что у Honda де-факто теперь две официальные ("заводские") команды в паддоке.
Состав третьей команды, которая на данный момент использует прототипы Honda RC213V - Marc VDS Racing - пока неизвестен. За Marc VDS выступают Джек Миллер, место которого в , фактически, занял Такааки Накагами, а также Тито Рабат, на данный момент слабейший из постоянных пилотов чемпионата. Судьба Рабата на 2018 год не определена, Миллер же перейдет в саттелит Ducati, команду Pramac Racing.
Honda Racing имеет план сократить присутствие заводских прототипов RC213V до четырех, но когда это произойдет - уже в 2018 году или все-таки в 2019, не уточняется. Сократив количество прототипов на старте, HRC намерена усилить поддержку своих коллективов в .
"С тех пор, как я стал ездить на минибайке, когда мне было всего 4 года, ставил перед собой целью взобраться на вершину мирового мотоспорта, - заявил Такааки Накагами. - Эта возможность, благодаря Honda, теперь у меня имеется, и я хотел бы поблагодарить за это всех моих фанатов и саппортеров. В осталось еще 7 гонок до конца сезона, включая Гран-При Японии, и я намерен сконцентрироваться на них".
Йосихиге Номура подтвердил, что Така Накагами теперь является официальным "заводским" пилотом Honda Racing в : "Накагами продолжит свое приключение в 2018 году, как официальный контрактный пилот HRC. Он является представителем молодого поколения пилотов в из Японии, из азиатского региона, и он быстро прогрессирует. Я верю, что его мечты стать лучшим среди мировых пилотов, вскоре воплотятся в реальность".
May 30th, 2015
Японские байкеры сегодня - это прошлый век. Никто уже не помнит орущих от ярости хулиганов, в глазах которых февраль, а на ресницах иний. Никто не одевается как камикадзе и не носит прически как у Элвиса Пресли. Никто не вечен.
![](https://i0.wp.com/ic.pics.livejournal.com/thunderbirdd/18634602/18330/18330_900.jpg)
Однако, когда-то все было совсем не так. Раньше босодзоку - японские хулиганы на колесах - наводили страх на районы, терроризировали жителей и нередко вступали в ряды якудза.
Босодзоку - расцвет.
Первые босодзоку начали появляться в Японии 50-х годов прошлого века, вместе с процветанием японского автопрома. В те годы, молодое хулиганье называли kaminari
zoku
или «шумное племя». Как и полагается членам всех банд,
kaminari
zoku
становились преступниками в основном из-за бедности. Именно нищета разжигала огонь ненависти к правительству, системе и своему месту в обществе. А в бандах, ребята чувствовали себя частью нечто большего.
Членам босодзоку, как правило, не было двадцати (возраст совершеннолетия в Японии). От обычных хулиганов, босодзоку отличались антиправительственными настроениями и неуважением к властям. Самые преданные (и вероятно отмороженные) не уходили из банд, после совершеннолетия. Как правило, чтобы потихоньку готовится к взрослой жизни и заявить о себе в преступном мире, заняв низшие места в криминальной лестнице якудзы. К тому же, после совершеннолетия, преступнику октрывались новые возможности.
Своего пика популярности босодзуку достигли в 80-х и 90-х годах, когда начали тюнинговать свои байки, шуметь на улицах, много и со вкусом нарушать закон, лихачить на дорогах, сбивать зеркала машин в пробках, превышать скорость и ездить без шлема. В общем, байкеры были той еще занозой в одном месте у Японии. Помимо перечисленного, босодзоку собирались сотнями и полностью перекрывали дорожное движение в пригородах, размахивая флагами Японской Империи и оглушая бедных жителей рыком своих мотоциклов.
Босодзуку часто устраивают драки, терроризируя людей бакенами, металлическими трубами, битами и порою даже бутылками со смесью. Также японские хулиганы на колесах любит портить машины и бить всех, кто встанет у них на пути. Очевидно, они были силой, с которой нельзя не считаться. Особенное удовольствие босодзуку доставляют издевательства над иностранцами. Вне всякого сомнения, мотохулиганы сделали все, чтобы их заметили власти.
"Joker"s", один из ивезстных босоздоку-клубов
С 1982 года, когда бандитов было 42510, число босодзуку неуклонно падает. Так в 2011 году их насчитывается примерно 9000. Понятное дело, сокращение штатов у дорожных якудза проходило под контролем правоохранительных органов японской полиции. В 2004 правительство приняло ряд законных мер, увеличивших полномочия полиции в отношении моторизированных ОПГ. С увеличением арестов и активным преследованием полицией, байкеры, понятное дело, остепенились. В результате чего грозные хулиганы измельчали как количественно, так и качественно. Замкнувшись в себе, босодзуку больше не синоним уличных беспорядков. А иные вообще отказались от мощного тюниногованного байка, символа духа свободы и дерзости босодзуку, в пользу изящного маленького скутера.
Босодзуку - мотоциклы
Босодзоку известны не только причудливым имиджем, но и своими экстравагантными мотоциклами. Мотоцикл японских байкеров - это безумный венегрет, в основе которого японский дорожный мотоцикл , приправленный элементами американского чоппера и британского
caf
é-
racer
’а . Тюнинг также включает в себя негабаритные обтекатели (оболочки над рамой), высокие задние сиденья, поднятый руль и уникальную покраску.
Стили байков варьируются в зависимости от регионов и конечно многое зависит от клуба. Некоторые банды налегают на большое количество огней или даже нескольких обтекателей. В целом, какой бы не был уникальный байк у члена босодзоку, все понимают кому принадлежит мотоцикл. Впрочем, прежде чем увидеть босодзоку, люди как правило слышат их.
Босоздоку - традиции.
Печальная известность босодзуку активно использукется деятелями культуры в аниме, фильмах и телевизионных шоу.
Главный герой одного известного аниме GTO - Great Teather Onizuka.
Надо признать, что образ среднестатистического байкера действительно колоритный: комбинезон, куртка, с нашитым на ней кандзи , надетая на голый забинтованный торс. Завершали образ мешковатые штаны, заправляемые в высокие сапоги.
Нередко, японские байкеры носили токко-фуку - плащ, одеваемый пилотами камикадзе во время войны. Саму униформу украшали надписи, слоганы, цвета и мандзи (свастика по-нашему). Аксессуары японских мотоциклистов тоже весьма разнообразны: солнцезащитные очки, хатимаки и прически помпадур (в случае босодзоку, прическу Элвиса
действительно можно считать аксессуаром).
Женщины-босодзуку тоже стараются держать марку: высоченные каблуки, чрезмерный макияж и крашенные волосы. Вместо мешковатых штанов, мотоциклистки носят юбки ли чулки.
Босодзоку - увядание.
Как же сегодня поживают босодзоку? Ох, не спрашивайте.
Золотой век босодзоку кончился в 1982 году, после принятия первых законов, усложнивших жизнь мотохулиганов. Однако не только власти превратили движение мелких уголовников в обычную агрессивную субкультуру. Новые угрозы заставили ездить босодзоку в маленьких группах, использовать скутеры или даже велосипеды. Да и вообще, босодзоку стали ручными для полиции и менее интересными для журналистов.
Новые законы, принятые в 2004 году, позволяют полиции арестовать большие группы байкеров. А мировые кризисы, не позволяют молодежи покупать мотоциклы и модифицировать их по своему усмотрению. То же касается и одежды. Поэтому нынче босодзоку
катаются на скутерах и носят повседневную одежду. А некоторые даже носят шлемы.
Есть предположения, что агрессию байкеров уняли современенные компьютерные игры. По всей видимости современной молодежи незачем тратить деньги на моддинг мотоциклов и дорогой прикид. Ведь время, которое босодзоку проводят в тюрьме, после свежей драки, можно потратить на
GTA
V
или
Yakuza
4. Игры дают те же эмоции и сохраняют здоровье.
В наши дни, босодзоку
все сложнее отличить от обычных подростков. Улицы Японии сегодня отдыхают. Из старой школы, пожалуй, остались только члены мотоклуба "Черная тень".
"Black Shadow", старая школа.
Да и то, даже ветераны-босодзоку проводят
в парках, танцуя и тусуясь все свое свободное время. Что, прямо скажем, не очень страшно.
Все меняется, все течет и босодзоку не исключение.
В основу материала лег перевод
Технология проста - ритмичное открывание дросселя чередуемое с выжимом сцепления и мотоцикл – неплохой музыкальный инструмент. Для такого звука нужно установить на свой байк плоскодроссельный карбюратор.
КТО ТАКИЕ?
"Босодзоку" это японская субкультура. Она основана в 1972 в Японии, и изначально называлась "каминаридзоку" что на японском языке дословно означает «кланы грома» 雷族. Изначально это была группировка, в которых видели бывших преступников, и современное название появилось во время репортажа о драке байкеров, благодаря случайному слиянию японских слов "бо:со" - гонки, и "дзоку" - семья, клан. Сейчас культура босодзоку изменилась, теперь это обычные дорожные хулиганы, которые ведут свою деятельность в рамках законов Японии. По мнению исследователя Икуи Сато приверженцы босодзоку воспринимают жизнь как театральную сцену. С его слов: «Улица была их „сценой“, маршрут - „сценарием“, а „костюмами“ были „токкофуку“ »![](https://i2.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/5a6/5a6049957c67c938e51d45adce4d39f6.jpg)
Одним из главных атрибутов экипировки босодзоку были токофуку - японская военная форма Второй мировой войны. На спине обязательно должны быть надписи на кандзи (китайские иероглифы, используемые в Японии наравне с другими азбуками иероглифов - катаканой, хироганой и т.д.) с принадлежностью к той или иной банде. Самыми распространенными бандами были Specter (Призрак) и Black Emperor (Черный император). Последние были самыми агрессивными бандитами, и носили на своем токофуку нацистскую свастику. Также распространенными символами на токофуку была хиномару вида времен Японской Империи (флаг Японии - солнце с красными лучами,) и хризантема - признак крайне правых политических взглядов. В остальном босодзоку не проявляли политических принадлежностей.
![](https://i1.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/a43/a4355e72bf251ba917fcdb3bd500ecb4.jpg)
Босодзоку были настолько неуправляемыми и скандальными, что в конце концов правительству Японии, чтобы их обуздать, пришлось создать специальные исправительные учреждения. Нынешние босодзоку - взрослые байкеры, вся деятельность которых находится в рамках закона. Считается, что закат субкультуры обеспечила полиция, создавшая жёсткую систему наказаний за типичные для босодзоку нарушения. например, японская автоинспекция усложнила для несовершеннолетних получение водительских прав и покупку мотоциклов. Из-за борьбы с босодзоку, и во многом разгульного образа жизни их самих, многие подростки оказались в колониях для несовершеннолетних и через них ещё больше приблизились к криминальному миру. Страсть к театральным эффектам, хулиганским поступкам, осуждение со стороны СМИ и общества создали босодзоку устойчивую негативно-скандальную репутацию.
![](https://i2.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/806/806d7070e3510bba081cba21c97036e6.jpg)
Тюнинг
Примечательны босодзоку, помимо агрессивной езды и криминального прошлого, своим уникальным тюнингом мотоциклов и экипировки. Стиль и субкультура босодзоку подразделяется на пять разных направлений, не похожих друг на друга. Каждый стиль носит свое название, внешние отличия просто огромны, так что о каждом стиле чуть подробнее.![](https://i2.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/57c/57c9ad950b57255361f09d3475d84de8.jpg)
Сякотан (Shakotan)
Самый ранний и наиболее классический стиль босодзоку - его особенность заключается в экстремально заниженной подвеске. Дословно термин Shakotan переводится как "экстремальный клиренс", появился он благодаря выходу манги "Shakotan Boggie" в которой главные герои ездили на тюнингованном автомобиле. Впоследствии начали занижать и мотоциклы, устанавливая на них тот же тюнинг, что и на автомобили. Обязательным атрибутом для сякотан будет Tsurikawa - кольцо, которое показывает НАСКОЛЬКО занижен байк. При езде оно обязательно должно скрести по асфальту, издавая характерный звук, а если еще и искры будут - это вообще идеально. Также тюнингу придаются колеса - несоразмерно большие диски, удлинение капота и крыльев.С 1 марта 1986 года и по 6 августа 1996 года в Японии издавался популярный манга-комикс под названием "Shakotan Boogie", о двух братьях, которые ездили на экстремально низких машинах. Машиной одного из главных героев была Toyota Soarer Z10, очень популярный автомобиль среди босодзоку.
![](https://i2.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/3c4/3c4823fd9bbdf26dadb4525a7e84824b.jpg)
Янки-стайл (Yanky-style)
Исходя из названия, этот подвид босодзоку ориентировался на внешний стиль "алоха", а проще - на стиль гавайских рубашек и шорт. Мода зародилась с начала с 70-80х годов прошлого столетия в Осаке. Здесь можно увидеть самые "вырви-глаз" раскраски мотоциклов и экипировки. Главной цветовой гаммой будет трио рыжий-белый-желтый. Для автомобилей также обязательны накладки колесных арок. Для экипировки важным элементом будут белые брюки 70-80х годов прошлого века. В поп-культуре есть классное аниме "Крутой учитель Онидзука" в котором главный герой в прошлом был главой клана босодзоку, и продолжает разъезжать на своем байке и в обычной жизни.![](https://i2.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/5f7/5f7f646153002e963e80aeae06b8a026.jpg)
VIP-стайл
ВИП-стайл (да, да, именно ВИП, а не ви-ай-пи) это более современное представление босодзоку. По-японски также называется Bippu - нечто среднее между стилем сякотан и обычными бандитскими машинами и мотоциклами. Отличие составляет то, что для ВИП стиля используют более дорогие и современные средства передвижения, тогда как для сякотан характерно использование автомобилей и мотоциклов 70-90х годов. Как гласит легенда, стиль был создан специально для того чтобы отвести от себя подозрения полиции, потому ретро автомобили и мотоциклы поменяли на более современные. Стиль больше характерен для автомобилей. Стоит отметить, что ВИП стиль имеет еще одно ответвление, которое называется Executive Car. И если для ВИПа характерно использование дисков радиуса больше 10 дюймов и отрицательный развал, то Executive имеет менее агрессивный тюнинг: стильный обвес, дорогие колеса на 1-2 радиуса больше, чем должные, слегка заниженная подвеска.Такахиро Такетоми (Takahiro Taketomi) - один из основателей движения VIP в Японии, владельца фирмы Junction Produce, которая выпускает детали и аксессуары для тюнинга в стиле VIP
![](https://i2.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/1f2/1f2a9895b99d2d9615e36a0577825bd2.jpg)
Косья-стайл (Kyusha style)
Kyusha style переводится дословно как "классическая японская машина". После ужесточения японского законодательства этот стиль предпочитают большинство приверженцев босодзоку, чтобы отвлечь внимание от себя, не показывать приверженность к преступным группировкам. В этом стиле нет экстремально ярких красок, низкой посадки и экстремального развала. Стиль появился в середине 80-х, и основными атрибутами для него будут:- обязательно японская марка транспорта
- транспорт должен быть "олдовым"
- весь тюнинг в рамках закона
![](https://i2.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/bbd/bbdc483a218e262ce1166c2d573ae844.jpg)
Гратян (Grachan или Garuchan)
В Японии 70-80х годов была серия гоночных автомобилей Grand Championship, и название стиля "гратян" это сокращение как раз от таких автомобилей. Это самые яркие и экспрессивные машины. Тюнинг на них просто сумасшедший - порой за тюнингом трудно рассмотреть первоначальную модель. Тонны пластика, широкий кузов, низкая посадка, яркие цвета всего спектра - все это "гратян". Главной целью тюнинга в этом стиле - это сделать свой транспорт максимально похожим на гоночные машины с Grand Championship. Главным местом встречи приверженцев босодзоку была трасса Fuji Speedway, где обсуждались главные новости из мира автопрома, ну и, как говориться "себя показать и на других посмотреть", почерпнуть дополнительные идеи для обновления своего тюнинга. Как правило, четких границ между стилями нет, оттого всех их называют "машины в стиле босодзоку", но это не всегда верно - некоторые просто стилизуют свой транспорт под босодзоку, а некоторые до сих пор состоят в бандах.![](https://i0.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/091/0918f52f99cef8e6aa3bdab34a29f1e0.jpg)
Звуки босодзоку
На сегодняшний день примечательной частью босодзоку является некое подобие музыки. Японцы горазды на всевозможные выдумки, и именно они придумали подобие "версуса". Два мотоцикла сражаются в музыкальной схватке. Каким образом? В этом помогает экстремальный тюнинг мотоциклов и идеология босодзоку. Так как это в прошлом хулиганские и преступные группировки, соответственно необходимо было чтобы их слышали все - что на дороге едут босодзоку. Соответственно на мотоциклы устанавливали большие выхлопные трубы, отсутствовали глушители, и мотоциклы на дороге просто неудержимо ревели. Но в связи с ужесточением японских законов, на дороге это стало запрещено. Но как же тогда выразить себя, показать всем что ты хулиган? Очень просто. Можно просто создать свой ритм на своем мотоцикле. Технология проста - ритмичное открывание дросселя чередуемое с выжимом сцепления и мотоцикл – неплохой музыкальный инструмент. Для такого звука нужно установить на свой байк плоскодроссельный карбюратор. Наглядно это можно увидеть и услышать выше на видео.![](https://i0.wp.com/partner-moto.ru/upload/medialibrary/327/327c638c583a6a0ffb5a166c90d21c5a.jpg)