Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1-генератор; 2-выключатель (замок) зажигания; 3- прерыватель; 4-распределитель; 5-свеча зажигания; 6-катушка зажигания; 7-аккумуляторная батарея
2 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателя-распределителя и катушки зажигания Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора распределителя. При ТО-2 проверяют состояние поверхности катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения и сухой тряпкой очищают их от пыли, грязи и масла. Проверяют состояние свечей зажигания. Очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электродами или заменяют свечи.
3 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Снимают с двигателя прерыватель-распределитель и протирают сухой тряпкой внутреннюю и наружную поверхности крышки, ротор и корпус. Проверяют, нет ли в крышке и роторе трещин и обуглившейся поверхности изоляционного материала, а также состояние угольного контакта в центральном вводе крышки и подавительного резистора в роторе распределителя. Проверяют состояние контактов прерывателя, регулируют зазор между ними и зачищают рабочую поверхность от окиси металла.
4 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Протирают рабочую поверхность контактов прерывателя замшей, смоченной очищенным бензином или спиртом, а затем просушивают контакты.Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора. Смазывают ось рычажка одной каплей масла. Снимают ротор, а затем фильц и закапывают 4…5 капель на втулку кулачка. Потом пропитывают фильц-щетку двумя каплями масла. Проверяют состояние других узлов и деталей.
5 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации прерыватель-распределитель разбирают и тщательно проверяют состояние подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и скользящих подшипников его, кулачка, контактов прерывателя, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Устраняют выявленные неисправности. Проверяют на стенде и при необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, а также исправность ротора, крышки распределителя и конденсатора.
6 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Если в системе зажигания двигателя нет искры, необходимо проверить исправность первичной и вторичной цепей, а также исправность конденсатора. Для определения неисправности в первичной цепи следует взять контрольную лампу и присоединить один ее провод к корпусу автомобиля, а другой последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к включателю стартера, к входной и выходной клеммам замка и катушки зажигания и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Отсутствие в цепи контакта будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выводной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на корпус автомобиля). Рычажок подвижного контакта с неисправной изоляцией следует заменить.
7 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) следует снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала поставить контакты прерывателя на полное смыкание и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. Затем надо включить зажигание и, удерживая конец провода на расстоянии 3... 4 мм от корпуса автомобиля, размыкая контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о неисправности в цепи высокого напряжения или пробое обмоток конденсатора. Для окончательного выявления причин необходимо заменить конденсатор и снова проверить цепи: если искры нет - заменить катушку зажигания.
8 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Слишком раннее зажигание: Смесь воспламеняется преждевременно и давление газов,действующее навстречу поршню,движущемуся к ВМТ,увеличивается настолько,что мощность двигателя уменьшается, сильно увеличивается износ деталей кривошипно-шатунного механизма
9 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ При слишком позднем зажигании: Смесь не будет успевать сгорать к началу рабочего хода и горение смеси будет продолжаться при начавшемся рабочем ходе. Давление газов на поршень снижается,падает мощность двигателя,увеличивается расход топлива,двигатель и выпускной коллектор будут перегреваться,выстрелы из глушителя
10 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А. Если она превышает заданную (0,35...0,45 мм), следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты. Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А. Если она превышает заданную, следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.
11 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Момент зажигания на автомобиле можно проверить стробоскопом - прибором, позволяющим видеть движущийся объект неподвижным, или 12-вольтовой лампой. При использовании стробоскопа необходимо один его зажим соединить с клеммой Б катушки зажигания, подсоединить клеммы питания и надеть на провод первого цилиндра датчик импульсов, затем установить на двигателе обороты холостого хода и направить мигающий поток света стробоскопа на метку шкива коленчатого вала (для двигателей «Москвич», ГАЗ, ВАЗ-2105) или на маховик через специальный люк в картере сцепления. При этом метка на шкиве - вторая по ходу вращения шкива (для двигателей «Москвич» и ГАЗ) должна совпадать с меткой на блоке (средней для двигателя ВАЗ-2105). Для двигателя ВАЗ-2108 метка 3 на маховике не должна доходить до средней метки шкалы 2 на 0...2 деления по ходу вращения маховика.
12 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для установки момента зажигания с помощью контрольной лампы необходимо: вывернуть свечу первого цилиндра (считая от радиатора) и заглушить отверстие бумажной пробкой, затем повернуть рукояткой коленчатый вал до выталкивания пробки. Это означает, что в первом цилиндре происходит такт сжатия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания; ,
13 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ снять крышку распределителя, повернуть ротор в положение, при котором его контактная пластина будет совпадать с боковой клеммой крышки первого цилиндра (пластина ротора направлена на клемму низкого напряжения корпуса), и в таком положении установить распределитель в гнездо блока; слегка поворачивая ротор, ввести валик в зацепление с приводом, завернуть вручную гайку крепления распределителя к двигателю и установить октан-корректор на нулевое деление; присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого напряжения распределителя, а другим - на корпус автомобиля. включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против направления вращения ротора до момента размыкания контактов. В момент размыкания контактов загорается контрольная лампа
14 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Момент размыкания контактов можно также определить по искре (для этого провод высокого напряжения, отсоединенный от центральной клеммы распределителя, следует удерживать на расстоянии 3...4 мм от корпуса двигателя, поворачивая корпус распределителя. В момент размыкания контактов между проводом и корпусом двигателя появляется искра); выключить зажигание, затянуть ключом гайку крепления распределителя к двигателю; закрыть крышку распределителя, начиная с клеммы первого цилиндра, присоединить провода высокого напряжения к свечам в направлении вращения ротора по порядку работы цилиндров двигателя. если перепутать провода, соединив их со свечами без учета порядка работы цилиндров, двигатель работать не будет.
15 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Практическую проверку правильности установки момента зажигания можно провести и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо пустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на высшей передаче по ровной дороге, резко увеличить скорость. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые непродолжительные металлические стуки; отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а непрекращающиеся стуки - на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором.
16 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1-датчик-распределитель зажигания; 2-свеча зажигания; 3-катушка зажигания; 4-коммутатор; 5-выключатель (замок) зажигания
17 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ отличается от контактной системы отсутствием прерывателя. В бесконтактной системе прерыватель заменен специальным устройством (бесконтактным электронным датчиком), посылающим импульсы тока низкого напряжения и распределяющим ток высокого напряжения в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Его называют коммутатором. Именно он руководит моментами прекращения подачи тока в первичную обмотку катушки зажигания.
18 слайд
Описание слайда:
19 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ В микропроцессорной системе зажигания полностью исключены механические приспособления. Такая система состоит из модуля зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Устройство управления системой впрыска представляет собой автономный микропроцессорный блок управления зажиганием или блок управления двигателем с подсистемой управления зажиганием. Это устройство, пользуясь обратной связью, автоматически рассчитывает момент зажигания. При этом учитываются частота вращения коленчатого вала двигателя и его положение, положение распределительного вала, нагрузка двигателя, определяемая по положению дроссельной заслонки, а также температура охлаждающей жидкости и данные датчика детонации. Регулировка опережения зажигания реализована программно в блоке управления.
20 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Электронный блок управления выполняет в микропроцессорной системе зажигания функции головного мозга. Его работа состоит в сборе информации от датчиков. Для определения необходимого момента зажигания считывается информация с датчика положения коленчатого вала, датчика положения распределительного вала, датчика детонации, датчика угла открытия дроссельной заслонки. На основании полученной информации рассчитываются оптимальный момент зажигании, время зарядки катушки и через коммутатор выдаются команды управления первичной цепью катушки.
21 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Датчики положения коленчатого и распределительного валов дают информацию о текущих оборотах двигателя, а также текущем положении распределительного вала.
22 слайд
Описание слайда:
23 слайд
Описание слайда:
24 слайд
Описание слайда:
Датчик детонации Датчик детонации пьезоэлектрического типа установлен на блоке двигателя под впускным трубопроводом четвертого цилиндра. Датчик воспринимает вибрации стенки блока, вызванные ударными волнами, образующимися при детонационном сгорании в цилиндра, и выдает на соединительные контакты переменное напряжение, соответствующее уровню детонации двигателя. Блок управления отфильтровывает сигналы, появляющиеся в результате случайных механических воздействий. При выходе из строя датчика или неисправности в его цепи электронный блок управления перейдет в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания.
25 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Датчик положения дроссельной заслонки определяет нагрузку на двигатель.
26 слайд
Описание слайда:
27 слайд
Описание слайда:
28 слайд
Описание слайда:
29 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ датчик Холла можно проверить с помощью вольтметра, подключенного по схеме: подключаем батарею, резистор 2...3 кОм и при вращении вала датчика снимают показания вольтметра. Верхний уровень импульса должен быть не более чем на 3 В меньше напряжения питания, а нижний - не превышать 0,4 В.
30 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ПРОВЕРКА ДАТЧИКА ХОЛЛА С ПОМОЩЬЮ ВОЛЬТМЕТОРА 1.–ДАТЧИК-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ 2. – РЕЗИСТОР 2 Ком 3. – ВОЛЬТМЕТР 4. – РАЗЪЁМ ДАТЧИКА-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ
31 слайд
Описание слайда:
32 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Проверка и ремонт магнитоэлектрического датчика генераторного типа. Прежде всего необходимо выполнить внешний осмотр: снять крышку и ротор распределителя и осмотреть датчик, обращая внимание на крепление деталей и отсутствие люфтов. Проверить работоспособность датчика можно с помощью тестера в режиме вольтметра переменного тока. Для проверки подключаем тестер между выводом датчика и корпусом (при отсоединенном от вывода датчика проводе низкого напряжения). Включаем стартер, при этом вольтметр должен показывать напряжение не менее 2 В. Ремонт датчика заключается в замене изношенных или неисправных деталей с обязательной последующей регулировкой датчика и системы зажигания в целом. Для замены узлов магнитоэлектрического датчика необходимо снять и разобрать датчик-распределитель.
33 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Осматривают снятые узлы и детали, проверяют сопротивление обмотки статора датчика (оно должно быть в пределах 280...470 Ом), люфты ротора на валике (не более 0,2 мм) и подшипника опоры статора (люфт не допускается), радиального люфта валика (не более 0,2 мм), а также отсутствие износа шипа муфты валика и заклинивания грузиков на осях. После замены изношенных или неисправных узлов или деталей собирают датчик-распределитель в последовательности, обратной разборке, и смазывают все трущиеся соединения смазкой «Циатим-201» или № 158. На фильц наносят 1 ...2 капли моторного масла. Продольный люфт валика и ротора при сборке регулируют в пределах 0,05...0,2 мм с помощью регулировочных шайб. После установки на двигатель проверяют и при необходимости регулируют момент зажигания.
34 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Протирают снаружи и изнутри крышку распределителя. Заменяют крышку с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки. Если контактный уголек имеет сколы, трещины, сильно изношен или пружина уголька сломана, вынимают его с пружиной из крышки и заменяют.
35 слайд
Описание слайда:
Бегунок с трещинами, следами обгорания, значительным износом или коррозией наружного контакта 1 заменяют. Бегунок должен плотно устанавливаться на валик. Это обеспечивается пластинчатой пружиной 2. Бегунок с ослабленной или сломанной пружиной надо заменить. Омметром измеряют сопротивление резистора 3, оно должно быть равно 1 кОм. В противном случае заменяют бегунок.
36 слайд
Описание слайда:
Снимают муфту привода распределителя и регулировочные шайбы. Заменяют муфту с сильно изношенными шипами
37 слайд
Описание слайда:
Устройство центробежного регулятора угла опережения зажигания Центробежный регулятор опережения зажигания находится в корпусе прерывателя-распределителя. Он состоит из двух плоских металлических грузиков, каждый из которых одним из своих концов закреплен на опорной пластине, жестко соединенной с приводным валиком. Шипы грузиков входят в прорези подвижной пластины, на которой закреплена втулка кулачков прерывателя. Пластина с втулкой имеют возможность проворачиваться на небольшой угол относительно приводного валика прерывателя-распределителя. 1 2 3 4 5 1 - кулачокпрерывателя;2 –втулка кулачков; З-подвижная пластина;4- грузики; 5- шипы грузиков;6-опорнаяпластина; 7 – приводной валик;8-стяжная пружина
38 слайд
Описание слайда:
Системы зажигания При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя, увеличивается и частота вращения валика прерывателя-распределителя. Грузики, подчиняясь центробежной силе, расходятся в стороны, и сдвигают втулку кулачков прерывателя "в отрыв" от приводного валика. То есть набегающий кулачок поворачивается на некоторый угол по ходу вращения навстречу молоточку контактов. Контакты размыкаются раньше, угол опережения зажигания увеличивается При уменьшении числа оборотов коленвала (и скорости вращения приводного валика), центробежная сила уменьшается и, под воздействием пружин, грузики возвращаются на место - угол опережения зажигания уменьшается.
39 слайд
Описание слайда:
Снимают ведомую пластину центробежного регулятора с экраном Грузики центробежного регулятора должны свободно поворачиваться на осях. В противном случае снимают стопорные кольца крепления грузиков. Затем снимают оба грузика с осей. Прочищают отверстия грузиков и смазывают их консистентной смазкой. Если валик сильно изношен или имеет задиры – его необходимо заменить
40 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Нарушение нормальной работы вакуумного регулятора вызывается потерей герметичности его вакуумной камеры, ослаблением пружины диафрагмы, износом или заклиниванием подшипника и ослаблением крепления винтов регулятора к распределителю. Герметичность вакуумного регулятора можно проверить с помощью шинного насоса или компрессора. Для этого снятый с распределителя регулятор опускают в емкость с водой и нагнетают в его вакуумную камеру давление не более 1 кгс/см2. Пузырьки воздуха покажут место повреждения. Если воздух выходит из-под штуцера, то его нужно подтянуть. Если пузырьки воздуха появляются в месте завальцовки частей корпуса, то стык нужно сначала уплотнить, простучав молотком, а затем для надежности покрыть эпоксидным клеем. Регулятор с поврежденной диафрагмой следует заменить.
41 слайд
Описание слайда:
42 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для небольшого увеличения натяжения пружины вакуумного регулятора со штампованной крышкой можно слегка прогнуть крышку регулятора
43 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Перед установкой муфты устанавливают бегунок наружным контактом в сторону контакта первого цилиндра в крышке распределителя
44 слайд
Описание слайда:
устанавливают муфту на вал так, чтобы шипы муфты совпали с прорезями на распредвалу при установленном в ВМТ поршне 1-го цилиндра
45 слайд
Описание слайда:
46 слайд
Описание слайда:
Для проверки сопротивления первичной обмотки катушки подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки.
47 слайд
Описание слайда:
КК КК К Б Для проверки сопротивления вторичной обмотки катушки подсоединяют омметр к высоковольтной клемме и низковольтной клемме «Б» катушки.
48 слайд
Описание слайда:
КК КК К Б Для проверки сопротивления изоляции на «массу» подсоедините омметр к корпусу катушки и поочередно к каждой из клемм. Во всех случаях омметр должен показать сопротивление не менее 50 МОм.
49 слайд
Описание слайда:
Система EFS Систему EFS (нем. Einzel Funken Spule) называют системой независимого зажигания, так как в ней (в отличие от систем синхронного зажигания) каждая катушка управляется независимо и дает искру только для одного цилиндра. В этой системе каждая свеча имеет свою индивидуальную катушку зажигания. Кроме отсутствия в системе механических движущихся частей, дополнительным преимуществом является то, что при выходе из строя катушки перестанет работать только один "ее" цилиндр, а система в целом сохранит работоспособность
50 слайд
Описание слайда:
COP система Одной из наиболее популярных разновидностей EFS-систем является так называемая COP система (Coil on Plug - "катушка на свече") - в этой системе катушка зажигания ставится прямо на свечу. Таким образом, стало возможным полностью избавиться еще от одного не вполне надежного компонента системы зажигания - от высоковольтных проводов
51 слайд
Описание слайда:
52 слайд
Описание слайда:
53 слайд
Описание слайда:
54 слайд
Описание слайда:
55 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ первичная обмотка катушки присоединена к контактам 1 и 3 разъёма. 0,5 Ом - норма. Если показаний нет, то проверяют качество подключения щупов к контактам катушки и правильность подключений (нам нужны крайние выводы разъёма катушки) , если всё равно нет показаний, то первичная обмотка в обрыве и ИКЗ неисправна.
56 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ проверяя вторичную обмотку катушки переключатель мультиметра переводят в положение 2000 кОм, щупы мультиметра необходимо подключить соблюдая полярность - красный к пружинке внутри резинового колпачка, чёрный к среднему (2) контакту разъёма.
57 слайд
Описание слайда:
Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) система Кроме систем, с индивидуальными катушками, используются и системы, где одна катушка обеспечивает высоковольтный разряд на двух свечах одновременно. При этом получается, что в одном из цилиндров, который находится в такте сжатия, катушка дает "рабочую искру", а в сопряженном с ним, который находится в такте выпуска) дает "холостую искру" (поэтому такая система часто называется системой зажигания с холостой искрой - "wasted spark").
58 слайд
Описание слайда:
59 слайд
Описание слайда:
Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) система Рабочая искра Холостая искра
60 слайд
Описание слайда:
Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) Катушки зажигания в системе DFS могут устанавливаться как отдельно от свечей и связываться с ними высоковольтными проводами (как в системе EFS), так и прямо на свечах (как в системе COP, но в этом случае высоковольтные провода все равно используются для передачи разряда на свечи смежных цилиндров - условно такую систему можно назвать "DFS-COP"
61 слайд
Описание слайда:
62 слайд
Описание слайда:
63 слайд
Описание слайда:
Отсоединяем высоковольтные провода от разъемов вторичной обмотки катушки зажигания
64 слайд
Описание слайда:
Подключаем к выводам первичной обмотки катушки омметр и измеряем ее сопротивлениеУ исправной катушки сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах 0,4–0,5 Ом.
65 слайд
Описание слайда:
Подключают к высоковольтным выводам омметр и замеряем сопротивление вторичной обмотки катушки
66 слайд
Описание слайда:
67 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1 - контактная (штекерная) гайка; 2 - изолятор; 3 - оребрение изолятора (барьеры тока); 4 - контактный стержень; 5 - корпус свечи; 6 токопроводящий стеклогерметик; 7 - уплотни-тельное кольцо; 8 - центральный электрод с медным сердечником (биметаллический); 9 - теплоотводящая шайба; 10 - тепловой конус изолятора; 11 - боковой электрод ("массы"); h - искровой зазор.
68 слайд
Описание слайда:
69 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Серо-коричневый цвет и легкий износ электродов. Калильное число свечей соответствует типу двигателя и общему его состоянию.
70 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Замасливание свечи вызывается износом маслоотражательных колпачков. Масло попадает в камеру сгорания через изношенные направляющие клапанов или поршневые кольца. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности работы двигателя.
71 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Мягкие коричневатого цвета отложения на одном или обоих электродах свечи. Источником их образования являются применяемые присадки к маслу и/или топливу. Чрезмерное накопление может привести к изоляции электродов и вызвать пропуски зажигания и нестабильную работу двигателя при ускорении.
72 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Скругление электродов с небольшим скоплением отложений на рабочем конце. Цвет нормальный. Приводит к затруднению запуска двигателя в холодную влажную погоду и повышению расхода топлива.
73 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Изолятор имеет белый цвет, но может быть и загрязнен вследствие пропусков зажигания или попадания в камеры сгорания посторонних частиц. Может привести к выходу двигателя из строя. Возможные причины НЕ соответствует калильное число, угол опережения зажигания, смесь слишком обеднена, закупорена система охлаждения,ненормально функционирует система смазки.
74 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ После пропусков зажигания в течение длительного промежутка времени отложения могут разрыхляться при сохранении рабочей температуры в камере сгорания. При высоких скоростях отложения хлопьями отрываются от поршня и налипают на горячий изолятор, вызывая пропуски зажигания.
75 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Изолятор имеет желтоватый цвет и полированный вид. Говорит о внезапном повышении температуры в камерах сгорания при резком ускорении. Обычные отложения при этом оплавляются, приобретая вид лакового покрытия. Приводит к пропускам зажигания при высоких скоростях движения.
76 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Механические повреждения свечи зажигания могут быть вызваны попаданием посторонних материалов в камеру сгорания или возникнуть при ударе поршня о слишком длинную свечу. Приводят к отказу функционирования цилиндра и к повреждению поршня.
77 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ: Изоляторы могут оказаться сколотыми или треснутыми. К повреждению изолятора может привести также неаккуратная техника регулировки свечного зазора. Может привести к повреждению поршней.
78 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Свечи зажигания можно проверить следующим способом: отключают разъемы форсунок на время проверки (для защиты катализатора и лямбла-зонда); извлекают свечу из двигателя и подключают к одному из высоковольтных проводов распределителя зажигания, обеспечив зазор 5...6 мм корпуса свечи с бортовой «землей» (для защиты усилителя зажигания); коротко проворачивают двигатель стартером и визуально убеждаются в высоком качестве сформированной искры (голубая и «толстая»); аналогично проверяют все остальные свечи зажигания. Практика эксплуатации показывает, что ресурс свечей составляет 15...20 тысяч километров пробега. Признаком отказа свечей являются пропуски зажигания и, как следствие, «провалы» и потеря мощности в режиме полной нагрузки.
79 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Свечи зажигания требуют регулярной очистки и регулировки зазора между электродами. При интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции следует производить приблизительно через каждые 10 тыс.км. Если же годовой пробег автомобиля не превышает 10-15 тыс.км, то очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году - перед началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов. Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы, так как ими легко повредить или поцарапать изолятор. На поцарапанном же конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, а нагар шунтирует электроды, свеча перестает работать. Подходящий инструмент для очистки свечей - щетка из тонкой стальной проволоки.
80 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Химический способ очистки свечей зажигания. 1) Обезжирить свечи промывкой в бензине. 2) Просушить. 3) Погрузить в горячий 20%-ный водный раствор ацетата аммония (другое название - уксуснокислый аммоний). 4) Выдержать в этом растворе в течение 25-30 мин при температуре не ниже 90° С (можно при слабом кипении раствора). 5) Прочистить свечи жесткой волосяной или капроновой щеткой. 6) Хорошо промыть горячей водой. 7) Просушить. Эту работу следует проводить на открытом воздухе, так как из горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты.
81 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 1 - выключатель, 2 - индукционная катушка, 3 - наконечник, 4 - испытуемая свеча, 5 - корпус, 6 - искровой разрядник, 7 - штуцер, 8 - распределительная камера, 9 - диафрагма, 10 - крышка корпуса, 11 - штифт, 12, 13, 14 - винты, 15 - фильтр, 16 - винт крепления крышки, 17 - крышка манжеты, 18 - отражательный диск, 19 - манжеты, 20 - крышка камеры, 21 -пескоструйная камера, 22 - слой песка, 23 - насадка, 24 - отверстие для обдува проверенной свечи, 25 - манометр, 26 - заглушки, 27 - смотровое окно, 28 - воздушная камера
82 слайд
Описание слайда:
ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Очистку свечи от нагара выполняют мелким кварцевым песком. Для этого свечу вставляют в отверстие сменной резиновой манжеты 19, установленной под крышкой 20 пескоструйной камеры 21. При вывинчивании винта 14 сжатый воздух под давлением проходит через слой песка 22 в насадке 23, захватывая его, ударяется о загрязненную поверхность свечи и очищает ее от нагара. В боковых стенках насадки есть отверстия, через которые песок засасывается во внутреннюю полость насадки при движении воздуха. Из пескоструйной камеры сжатый воздух выходит наружу через окна в крышке 20, песок же задерживается сеткой и матерчатым фильтром 15.
Страница 5 из 6
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших из строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения, катушки зажигания, конденсатора, электронного коммутатора, выключателя зажигания или его контактной группы, датчика-распределителя, распределителя зажигания и его элементов - крышки, ротора, контактной группы, кулачка, вакуумного регулятора).
Техническое обслуживание системы зажигания. Чтобы контактная система зажигания работала нормально, необходимо следить за чистотой всех приборов, входящих в эту систему, за креплением проводов на приборах, следить за целостностью защитных резиновых колпачков на проводах высокого напряжения и выполнять все работы по техническому обслуживанию в установленные сроки.
Через 10 000 км пробега необходимо снять крышку распределителя, протереть ее изнутри ветошью, смоченной бензином, а если будет обнаружено замасливание, протереть диск и контакты прерывателя. Смазать ось подвижного контакта и фетровую вставку маслом для двигателя.
Через 20 000 км пробега надо залить 3-4 капли масла, применяемого для двигателя, в отверстие масленки на корпусе распределителя зажигания, предварительно повернув ее крышку до открытия заливного отверстия. Осмотреть контакты прерывателя и при обнаружении окисления, неровностей и обгорания зачистить их. Проверить и отрегулировать величину зазора между контактами прерывателя. После регулировки зазора между контактами прерывателя каждый раз следует проверять и регулировать угол опережения зажигания, который при изменении величины зазора также изменяется. Вывернуть свечи, при наличии нагара удалить его указанными выше способами и отрегулировать зазоры между электродами свечей.
Через 30 000 км пробега свечи рекомендуется заменить новыми. Во избежание срыва резьбы при завертывании свечу следует устанавливать в специальный свечной ключ, а затем вместе с ключом - в отверстие головки цилиндров и легким поворотом руки вначале несколько влево, а затем вправо без большого нажима ввертывать свечу, пока она легко не повдет по резьбе, после чего окончательно затянуть с применением воротка. Для облегчения последующего отворачивания свечей перед ввертыванием их в блок желательно натереть резьбовую часть свечей графитным порошком. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания главное вниманием необходимо уделять содержанию в чистоте и креплению всех приборов и проводников. Следует тщательно протирать чистой тканью, смоченной бензином, наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора, защищать электроды боковых клемм и токоразностную пластину ротора. Надо также протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных резиновых колпачков всех соединений.
Не допускается снимать наконечники свечей с проводов и провода высокого напряжения из крышки датчика-распределителя при горячем двигателе во избежание обрыва токопроводящей жилы, которая от нагревания становится более эластичной (мягкой).
Необходимо проверять плотность посадки проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя.
В техническое обслуживание системы зажигания входит проверка установки момента зажигания, очистка свечей зажигания от нагара и их замена, проверка целостности и изоляции высоковольтных проводов. При техническом обслуживании бесконтактной системы зажигания необходимо проверить чистоту и крепление всех приборов и проводников. Наружную и внутреннюю поверхности крышки датчика-распределителя и ротора-распределителя необходимо тщательно очистить, как и электроды боковых клемм и токоразносную пластину ротора. Также необходимо протирать корпус электронного коммутатора и катушку зажигания, проверять надежность крепления соединений в электрических цепях низкого и высокого напряжения и целостность защитных колпачков всех соединений.
Кроме того, необходимо проверять плотность посадки клемм проводов на полную глубину в наконечниках свечей и крышки датчика-распределителя. Свечи в системах зажигания необходимо заменять согласно моторесурса, установленного заводом-изготовителем, а при замене следить за соответствием марки свечей зажигания относительно двигателя.
Если цвет изолятора свечи зажигания от светло-серого до светло-коричневого, корпус чистый, электроды не изношены, то это говорит о соответствии свечи данному двигателю и его нормальной работе. Черный сухой нагар на свече означает, что она не соответствует данному двигателю либо переобогащена рабочая смесь. Выгоревшие электроды указывают на перегрев свечи, вызванный ее несоответствием данному двигателю, либо на применение низкооктанового бензина или неверную установку момента зажигания.
Отказ в работе системы зажигания может быть вызван следующими причинами:
Ток не проходит через контакты прерывания (загрязнены, окислены или пригорели); образовался бугорок и кратер на контактах; слишком большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины; не размыкаются контакты прерывателя (нарушена регулировка зазора); изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя;
Ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой;
Неисправен выключатель зажигания;
Из-за короткого замыкания пробит конденсатор;
Обрыв в первичной обмотке катушки зажигания;
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания (неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения, провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция);
Износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания;
Утечка тока через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания, либо через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки;
Обрыв или замыкание на «массу» вторичной обмотки катушки зажигания;
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки распределителя зажигания;
Зазор между электродами свечей не соответствует норме или замаслены свечи зажигания; свечи зажигания повреждены из-за трещин на изоляторе;
Неправильная установка момента зажигания.
Если двигатель не развивает полной мощности, возможными причинами неисправности могут быть: неправильная установка момента зажигания; большой износ втулки подвижного контакта прерывателя.
Порядок выполнения работы
1. Соберите схему и установите и закрепите трамблер во фланце электропривода, на передней панели стенда, заданной преподавателем системы зажигания
2. Подключите вакуумную трубку к вакуумному регулятору опережения зажигания.
3. Рассоедините высоковольтные провода по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров четырех цилиндрового двигателя внутреннего сгорания: 1-3-4-2
4. Установка и проверка момента зажигания с помощью стробоскопа
5. Для проверки и установки угла опережения зажигания, произведите подключение стробоскопа к системе зажигания стенда
Датчик искры стробоскопа подключите к высоковольтному проводу первого цилиндра согласно номера на крышке трамблера
6. Направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив двигателя, если момент зажигания установлен правильно, то на холостых оборотах видимая метка ВМТ на окне стенда должна находиться напротив метки необходимого угла опережения зажигания на шкиве двигателя.
7. Ослабить гайку крепления трамблера и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус трамблера поверните против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке
8. Затяните гайку крепления трамблера и вновь проверьте установку момента зажигания.
4. Для чего предназначена система зажигания?
5. Опишите устройство системы зажигания.
6. Опишите принцип действия системы зажигания.
З.Э.1. Диагностирование системы зажигания
В системе зажигания могут быть неисправны катушка и свечи зажигания, прерыватель-распределитель, провода. Для поэлементного диагностирования различных узлов системы зажигания применяют приборы Э-215, Э-102, Э-216, Э-206 и др. Стробоскопическими приборами Э-215 и Э-102 диагностируют угол опережения зажигания, прибором Э-216 - разность мощностей по цилиндрам, прибором Э-206 с осциллоскопом - работоспособность системы зажигания. Для комплексного диагностирования применяются мотор-тестеры и специальные стенды. Кроме специальных приборов при диагностировании системы зажигания могут использоваться контрольные лампы, вольтметры, амперметры, щупы. Диагностировать можно и по внешним признакам работы системы.
Для проверки цепи низкого напряжения между АКБ и катушкой зажигания к зажиму ВК-6 катушки присоединяют один контакт контрольной лампы, другой контакт соединяют с массой. Если лампа загорается, то цепь низкого напряжения исправна. Если лампа не загорается, то контакты AM и КЗ включателя зажигания соединяют между собой коротким куском провода. Загорание лампы - показатель неисправности включателя.
Для проверки исправности катушки зажигания крышку распределителя зажигания снимают и рукояткой прокручивают коленчатый вал двигателя до положения замыкания контактов прерывателя. Конец высоковольтного провода извлекают из центрального гнезда крышки распределителя и, держа на расстоянии 5 мм от «массы» двигателя, включают зажигание. При размыкании и замыкании вручную контактов прерывателя между концом провода и «массой» двигателя должна образовываться искра. Если искры нет, катушку зажигания заменяют. Если искры нет и после замены катушки, то неисправен и подлежит замене провод.
Неисправности распределителя зажигания определяют при внешнем осмотре и опробовании. Зазор между контактами измеряют щупом (величина зазора - 0,3-0,4 мм). Упругость пружины рычажка проверяют, отжимая его пальцем. Рычажок должен быстро возвращаться в исходное положение. Если при покачивании рычажка на оси рука ощущает люфт, то рычажок подлежит замене. Ощутимое поперечное колебание приводного валика распределителя в радиальном направлении при покачивании его рукой свидетельствует об износе втулок или самого валика.
На исправных свечах образуется красновато-коричневой налет, который не следует путать с нагаром, имеющим черный цвет. Нагар на свечах зажигания образуется при низком температурном режиме, богатой горючей смеси или при попадании масла в камеры сгорания. Перегрев свечей возникает после длительной работы двигателя на бедной смеси. При наличии трещин на изоляторе свечу заменяют. Зазор между электродами свечи, который должен составлять 0,8- 0,9 мм, измеряют круглым проволочным щупом. Работоспособность свечей определяют на работающем двигателе. При отключении провода исправной свечи частота вращения снижается, а при отключении провода поврежденной свечи - остается неизменной.
Работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания контролируют с помощью специальных средств диагностирования. Правильность установки зажигания проверяют на стенде для контроля тягово- экономических показателей автомобиля или при движении автомобиля по ровному участку дороги на прямой передаче: развивают скорость 25-30 км/ч для грузовых автомобилей и 40-50 км/ч - для легковых, затем резко, до отказа, нажимают на педаль управления дроссельной заслонкой. При этом должны прослушиваться и быстро исчезнуть слабые детонационные стуки. Если они сильны - зажигание раннее, если отсутствуют - позднее.
3.3.2 Техническое обслуживание системы зажигания
При ТО-1 протирают и зачищают контакты прерывателя-распределителя зажигания.
При ТО~2 проверяют состояние и очищают поверхность коммутатора, катушки зажигания, изоляторов свечей и проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла. Снимают крышку распределителя зажигания и протирают ее внутреннюю поверхность. Проверяют состояние контактов распределителя. При необходимости зачищают их и регулируют зазор между контактами. Регулируют угол опережения зажигания. Проверяют состояние электропроводов. При необходимости изолируют поврежденные места или заменяют провода высокого напряжения. Проверяют работу свечей зажигания. При необходимости очищают их от нагара и регулируют зазор между электродами.
3.3.3 Ремонт и регулировки системы зажигания
Регулировка зазора в контактах прерывателя. Перед регулировкой контакты зачищают, промывают и продувают сжатым воздухом. Затем, проворачивая коленчатый вал, ставят рычажок прерывателя в положение наибольшего размыкания контактов и щупом проверяют зазор между контактами. Если он не соответствует требуемому значению, его регулируют смещением пластины неподвижного контакта вокруг оси рычажка с помощью эксцентрика. Для этого ослабляют стопорный винт и вращением эксцентрикового винта поворачивают пластину с неподвижным контактом до установления необходимого зазора, а затем закрепляют стопорный винт.
Регулировка угла опережения зажигания. Угол опережения зажигания устанавливают на неработающем двигателе, а проверяют на стенде или в пути при разгоне до определенной скорости. Перед установкой зажигания проверяют и при необходимости регулируют зазор между контактами прерывателя. Затем вывертывают свечу первого (считая от радиатора) цилиндра и ввертывают свисток или вставляют пробку из смятой бумаги. Проворачивая коленчатый вал двигателя, устанавливают его в положение, соответствующее концу такта сжатия в первом цилиндре (выталкивание бумажной пробки или затихание свист
ка). Продолжая вращать коленчатый вал до соответствующего совпадения меток на шкиве и корпусе блока, определяют момент зажигания в первом цилиндре. Затем ослабляют гайку октан-корректора и устанавливают октан-корректор в среднее положение (т.е. на нулевое деление), затягивая гайку. Сняв крышку прерывателя-распределителя, присоединяют контрольную лампу (напряжением 12 В): одним проводом - к соединенному с рычажком прерывателя- распределителя зажиму низкого напряжения, а другим - к «массе». Ослабив крепление прерывателя-распределителя и включив зажигание, поворачивают корпус прерывателя-распределителя (по часовой стрелке - для автомобилей с правым вращением кулачка распределителя и против - для автомобилей с левым вращением) до замыкания контактов прерывателя (при этом контрольная лампа не должна гореть). Затем корпус прерывателя-распределителя поворачивают в обратную сторону до положения, соответствующего началу размыкания контактов (о чем сигнализирует загоревшаяся контрольная лампа), и в этом положении закрепляют. Крышку распределителя ставят на место и присоединяют провода высокого напряжения согласно порядку работы цилиндров двигателя.
После установки зажигания производят диагностирование оптимальности угла опережения зажигания и при необходимости проводят регулировку с помощью октан-корректора.
_______________ Основные неисправности сист емы зажигании ___________
\ |
Обрыв электрических проводов. Неисправность выключателя. Тепловое разрушение транзистора в коммутаторе
Удалить масло и бензин с контактов свечей.
Просушить свечи и очистить их на пескоструйном аппарате. Заменить провод.
Зачистить наконечник провода и плотно соединить с зажимами. Очистить загрязнение поверхности сухой ветошью. Заменить ротор или крышку. Заменить угольный контакт. Очистить или зачистить контакты.
Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить катушку.
Заменить провода, Заменить выключатель. Заменить транзистор
Снижение мощности и экономичности двигателя
Обрыв (ослабление) пружин грузов центробежного регулятора. Нарушение герметичности полости вакуумного регулятора. Ослабление пружины диафрагмы. Нарушение регулировки угла one- режения зажигания ____
Заменить пружины.
Затянуть штуцер трубки, заменить диафрагму. Заменить пружину. Отрегулировать угол опережения зажигания
Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя
Нагар на свечах.
Увеличение зазора между электродами свечи. Трещины в изоляторе свечи. Перегрев свечи.
Трещины и обугливание поверхности ротора или крышки. Замасливание, окисление, подгорание контактов прерывателя. Нарушение зазора между контактами прерывателя. Потеря упругости пружины рычажка подвижного контакта. Пробой конденсатора. Межвитковое замыкание первичной обмотки катушки. Тепловое разрушение стабилитрона
Удалить нагар.
Отрегулировать зазор между электродами свечи. Заменить свечу.
Заменить прокладку под корпусом свечи.
Заменить ротор или крышку.
Очистить контакты.
Отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Заменить пружину вместе с рычажком.
Заменить конденсатор. Заменить катутлку зажигания.
Заменить стабилитрон.
Способы устранения основных неисправностей системы зажигания. Замасленные контакты распределителя зажигания снимают и очищают щеточкой или замшей, смоченной в бензине, обгоревшие - надфилем толщиной не более 1 мм или межой стеклянной бумагой зернистостью 150-170. Зазор между электродами свечи зажигания регулируют подгибанием бокового электрода. Центральный электрод подгибать нельзя, так как это вызывает трещины в изоляторе и отказ свечи в работе.
Задание для закрепления изученного материала 1. При ТО-! системы зажигания выполняют следующие работы:
2. При ТО-2 системы зажигания выполняют следующие работы:
3. При диагностировании системы зажигания контролируют следующие
параметры: 1)_________________________ ; 2)________________________ __ ;
3)______________________________ ; 4)___________________________
5)______________________________ ; 6)_____________________________ .
4. Перечислите основные регулировки системы зажигания:
2)_______________ ;
5. Двигатель не запускается при следующих неисправностях системы зажигания: 1) ;
2) ; 3)_______________________ ;
4) .___________________________ ; 5)____ ;
6) ; 7)_________________________ ;
8) ; 9)_________________________ ;
Ю)___________________________ ; 11)__________________________ ;
12) ___________________________ .
6. Снижение мощности и экономичности двигателя возникает при следующих неисправностях системы зажигания:
1) ; 2)__________________________________ ;
3) ; 4)__________________________ .
7. Затрудненный пуск и перебои в работе цилиндров двигателя возникают при следующих неисправностях системы зажигания:
1) ; 2)___________________________________________________
3) ; 4)__________________________
5) ; 6)__________________________
7) ; В)__________________________
9) ; 10)_________________________
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите приборы и приспособления, используемые при диагностировании системы зажигания.
2. Опишите способ диагностирования цепи низкого напряжения.
3. Опишите диагностирование катушки зажигания.
4. Опишите диагностирование распределителя зажигания.
5. Опишите диагностирование свечей зажигания.
6. Опишите диагностирование оптимальности установки угла опережения зажигания.
7. Перечислите операции, выполняемые при ТО-1 системы зажигания.
8. Перечислите операции, выполняемые при ТО-2 системы зажигания.
9. Опишите технологию регулировки зазора между контактами прерывателя.
10.Опишите технологию регулировки зазора между электродами свечи.
11. Опишите технологию регулировки угла опережения зажигания.
12. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых двигатель не запускается.
13. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых возникает снижение мощности и экономичности двигателя.
14. Перечислите неисправности системы зажигания, при которых затруднен пуск двигателя и возникают перебои в работе цилиндров.
15. Опишите способ очистки контактов прерывателя.
ЗАТехническое обслуживание ш ремонт
контрольно-измерительных и дополнительных приборов
1. Каково назначение контрольно-измерительных и дополнительных приборов?
2. Перечислите контрольно-измерительные и дополнительные приборы.
3. Опишите общий принцип действия контрольно-измерительных приборов.
3.4.1, Диагностирование контрольно-измерительных и дополнительных приборов
Работоспособность контрольно-измерительных и дополнительных приборов проверяют при пробном включении. Механические повреждения определяют методом визуальной оценки. Нарушения контактов проводов находят с помощью тестора или контрольной лампы. Точность показаний контрольно- измерительных приборов проверяют специальными тестерами (их параллельно подключают к диагностируемому прибору).
3.4.2» Техническое обслуживание контрольно-измерительных и дополнительных приборов
При ТО-1 и ТО-2 проверяют: действие ламп щитка приборов, работоспособность указателей контрольно-измерительных приборов (неисправные лампы заменяют); надежность крепления электрических проводов (при необходимости подтягивают); работу электродвигателей дополнительных приборов и оборудования.
3.43. Ремонт контрольно-измерительных и дополнительных приборов Неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов
Неплотный контакт наконечников проводов __
Подтянуть винты или гайки крепления проводов
Неисправность электродвигателя. Обрыв токоподводящего провода
Заменить электродвигатель. Соединить или заменить провод
Способы устрашения основных неисправностей контрольно- измерительных и дополнительных приборов. Оборванные провода соединяют, по возможности пропаивают и изолируют. Окисленные клеммы зачищают, проверяют крепление проводов, ослабленные соединения подтягивают. Неисправный электродвигатель разбирают, прочищают коллектор, заменяют поврежденную проводку, смазывают шайбу самоустанавливающихся втулок. При невозможности устранить неисправность электродвигатель заменяют.
3.5. Техническое обслуживаниеи ремонт
приборов освещения и сигнализации
1. Для чего предназначены приборы освещения и сигнализации?
2. Перечислите приборы освещения и сигнализации.
3. Опишите устройство приборов освещения и сигнализации.
3.5.1. Диагностирование приборов освещения и сигнализации
Работоспособность приборов освещения и сигнализации проверяют при пробном включении. Механические повреждения устанавливают по внешним признакам. Нарушение контакта проводов определяют тестером и ли контрольной лампой, напряжение в цепях приборов освещения и сигнализации - с помощью вольтметра или специальным тестером. Признаком низкого напряжения в цепи является тусклое свечение ламп. Исправность звукового сигнала определяют по громкости, тону звучания и силе тока, показываемой амперметром на щитке приборов.
3.5.2. Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации ^При ЕО проверяют действие звукового сигнала, фар, подфарников, указателей поворотов, заднего фонаря и стоп-сигнала. При необходимости внешние поверхности рассеивателей приборов внешнего освещения и световой сигнализации очищают от загрязнений. Перегоревшие лампы заменяют^
При ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют фары, подфарники, задний фонарь и прибор звукового сигнала. Проверяют надежность крепления проводов и при необходимости подтягивают.
При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют направление светового потока фар.
3.5.3. Ремонт ш регулировки приборов освещения и сигнализации
Для проверки и регулировки света фар должны быть соблюдены определенные условия: автомобиль не нагружен, давление воздуха в шинах нормальным, помещение затемнено (возможно проведение работ в вечернее время). Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку перпендикулярно стене (или экрану) с нанесенными линиями разметки. Направление светового пучка регулируют винтами фары, которыми изменяют положение отражателя. Регулировку фар в горизонтальной плоскости осуществляют боковым винтом, а в вертикальной - верхним. При правильной регулировке световые пятна обеих фар должны иметь вид эллипсов, а их верхние края - находиться на одной высоте.
Громкость звучания звукового сигнала регулируют винтом: при повороте винта по часовой стрелке громкость увеличивается, против - уменьшается. При этом сила тока должна быть в рекомендуемых заводом-изготовителем пределах. Тон звучания настраивают стержнем, отпустив контргайку при помощи
торцового ключа: поворотом по часовой стрелке - повышают тон, против - понижают.
Неисправности приборов освещения и сигнализации. Характерные неисправности приборов освещения и сигнализации: обрыв проводов, плохой контакт, перегорание нитей ламп, механическое повреждение приборов, нарушение их регулировки. Отказ звукового сигнала может быть вызван обрывом проводов или плохим контактом в цепи, обгоранием контактов сигнала, кнопки и реле. Громкость или тон звучания может измениться при повреждений конденсатора (сопротивления) или износе обмотки.
Неисправность (признак) 1 Причины | Способ устранения | ||
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ | |||
Не загораются отдельные лампы | Перегорание нити лампы. Плохой контакт в патроне лампы, переключателях, выключателях, на соединительных панелях | Заменить лампу. Зачистить и затянуть контакты | |
Частое перегорание нитей ламп | Повышенное напряжение в системе электрооборудования. Сильная вибрация спирали ламп из- за слабого крепления лампы в патроне, оптического элемента в корпусе или фары (фонаря) в целом | Отрегулировать регулятор напряжения. Затянуть винты крепления оптических элементов и фар | |
Уменьшение силы света приборов освещения | Загрязнение отражателя и рассеива- теля оптического элемента. Плохой контакт лампы в патроне. Окисление контактных пластин в выключателях и переключателях | Очистить отражатель и рассеиватель. Восстановить нормальный контакт. Очистить контактные пластины | |
ЦЕПИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ | |||
Отсутствие напряжения в проводах | Обрыв или замыкание проводов на «массу» | Ликвидировать обрыв и замыкание. Изолировать места нарушения изоляции | |
Потеря напряжения в цепях электрооборудования | Ослабление крепления проводов Замасливание и окисление наконечников проводов | Подтянуть зажимы крепления проводов. Очистить наконечники проводов от грязи и окислов | |
Способы устранения основных неисправностей приборов освещения и сигнализации. Окисленные клеммы зачищают, проверяют контакт ламп с массой и крепление проводов. Ослабленные соединения подтягивают. Лампы, с перегоревшей нитью заменяют. При смене ламп продувают отражатель сжатым воздухом, не допуская попадания пыли внутрь оптического элемента. Загрязненный рефлектор промывают водой и просушивают, но не протирают. Разбитый или треснувший рассеиватель заменяют. Оборванные провода заменяют или соединяют, пропаивают и изолируют. При нарушении контакта подтягивают контактные винты. Обгоревшие контакты зачищают надфилем или шкуркой. Если регулировка звукового сигнала не дает положительного результата, то открывают крышку и зачищают контакты прерывателя абразивной пластинкой. При необходимости заменяют конденсатор (сопротивление) или изношенную обмотку.
Задание для закрепления изученного материала
1. При ТО-1 и ТО-2 контрольно-измерительных и дополнительных приборов выполняют следующие операции:____________________________________
2. Контрольно-измерительный прибор не включается в работу при следующих неисправностях: 1)________________________________________________ ;
3. Стрелка прибора полностью отклоняется вправо и не возвращается в нулевое положение при следующих неисправностях:
1)___ ; 2)_______________________ .
4. Признаком неплотного (ненадежного) контакта наконечников проводов в цепи контрольно-измерительного прибора является____________________ _____
5. При ЕО приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _________________
6. При ТО-1 приборов освещения и сигнализации выполняются следуй щие операции:_____________________________________________________
7. При ТО-2 приборов освещения и сигнализации выполняются следующие операции: _____________________________________________________
В. Лампы приборов освещения и сигнализации не загораются при следующих неисправностях: 1)___________________________ ; 2)__________________ .
9. Уменьшение силы света приборов освещения и световой сигнализации
возникает при следующих неисправностях: 1)_____________________ ;
2)___ ; 3)________________________ .
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите способы диагностирования контрольно-измерительных и дополнительных приборов.
2. Каким образом проверяется точность показаний контрольно-измерительных приборов.
3. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании контрольно-измерительных и дополнительных приборов.
4. Перечислите неисправности контрольно-измерительных и дополнительных приборов, их причины и способы устранения.
5. Перечислите способы диагностирования приборов освещения и сигнализации.
6. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании приборов освещения и сигнализации.
7. Опишите технологию регулировки направления светового пучка фар.
8. Опишите технологию регулировок звукового сигнала.
9. Перечислите основные неисправности приборов освещения и сигнализации, их причины и способы устранения.