Задача увеличения срока эксплуатации автомобильных аккумуляторов стоит перед производителями этих устройств с самого момента их появления. К настоящему моменту технологии производства аккумуляторных батарей шагнули далеко вперед, разработаны действенные методики восстановления этих устройств.
Обычно автомобильные аккумуляторы выходят из строя через два-три года использования. Но при правильной эксплуатации они могут прослужить гораздо дольше. Если же аккумулятор стал плохо заряжаться и держать заряд, в некоторых случаях его можно восстановить. И сегодня мы постараемся ответить на вопрос о том, как восстановить аккумулятор автомобиля.
Сразу отметим, что восстановить работоспособность аккумулятора можно не во всех случаях. Ниже приведены основные неисправности этого устройства с указанием на возможность или невозможность починки аккумуляторной батареи.
Чтобы лучше усвоить информацию, изложенную ниже, предлагаем читателю ознакомиться с устройством автомобильной АКБ. Оно наглядно изображено на этой схеме:
Основные причины неисправности АКБ
Наиболее часто встречающейся неисправностью автомобильных аккумуляторов является сульфатация пластин. При этом емкость АКБ заметно падает, и в результате устройству не хватает мощности, чтобы крутить стартер.
Определить сульфатацию пластин можно по следующим признакам:
- Снижение емкости;
- Кипение электролита;
- Перегрев пластин;
- Повышенное напряжение на электродах.
Следующая распространенная причина неисправной работы АКБ – разрушение и осыпание угольных пластин. Определить эту неисправность можно по темному цвету электролита. Восстановление аккумулятора автомобиля в этом случае возможно, хотя и не всегда.
Третья часто встречающаяся неисправность связана с замыканием свинцовых пластин в одной из секций АКБ. Выявить эту поломку достаточно легко. При зарядке неисправная секция будет чрезмерно греться, а электролит – выкипать. Восстановить аккумуляторную батарею в этом случае можно, хотя это и несколько сложнее, чем в первом случае. Решение проблемы – замена свинцовых пластин в секции, что довольно накладно, хотя и дешевле покупки новой АКБ.
Четвертая причина неисправной работы аккумулятора связана с неправильной эксплуатацией и хранением АКБ. Известно, что не полностью заряженная аккумуляторная батарея при минусовой температуре может замерзнуть. В результате замерзания могут быть повреждены свинцовые пластины, а также корпус устройства. Это может привести к возникновению коротких замыканий в корпусе устройства и закипанию электролита. В этом случае, к сожалению, восстановить аккумулятор не получится.
Как восстановить автомобильный аккумулятор?
Итак, выяснив причины, можно перейти к рассмотрению способов восстановления аккумулятора. Как говорилось выше, самой сложной неисправностью является осыпание и замыкание пластин. Просто заряжать аккумулятор при такой проблеме совершенно бессмысленно. Более того, это может даже ухудшить ситуацию. Действовать нужно по следующему алгоритму.
Сначала АКБ промывается дистиллированной водой. Промывку следует продолжать до тех пор, пока из устройства перестанет вытекать мутная вода. Закончив с промывкой, необходимо осмотреть пластины. Если они осыпались, то, скорее всего, дальнейшие работы без замены пластин будут бессмысленны.
Если же пластины повреждены не сильно, то после устранения осыпавшихся частичек, можно избавиться от короткого замыкания.
Следующий шаг – десульфатация пластин, предполагающая удаление со свинцовых пластин солевых отложений. Для выполнения этой операции применяется десульфатизирующая присадка к электролиту. Восстановление автомобильного аккумулятора в этом случае выполняется следующим образом:
Растворяем в свежем электролите плотностью 1,28 г/куб.см десульфатизирующую присадку в количестве, указанном в инструкции по применению конкретного средства. Обычно процесс полного растворения присадки в электролите занимает двое суток. По истечении этого времени АКБ наполняется электролитом. После заливки следует удостовериться, что плотность электролита составляет 1,28 г/куб.см.
Выкрутив все пробки, подключаем . Для восстановления емкости АКБ, выполняем несколько циклов полного заряда-разряда. Зарядка батареи выполняется током небольшой силы (примерно десятая часть от номинальной силы тока). В процессе зарядки следим за тем, чтобы аккумулятор не грелся, а электролит не кипел.
Когда напряжение на клеммах АКБ составит 13,8-14,4 В, еще в два раза снижаем зарядный ток. Через два часа измеряем плотность электролита. Если она осталась на номинальном уровне, значит, устройство успешно заряжено, и зарядку можно прекращать.
Если плотность электролита не соответствует номинальной, ее следует откорректировать. С этой целью в АКБ доливается дистиллированная вода либо электролит повышенной плотности. После этого выполняется разрядка батареи. Для этого к АКБ подключается потребитель электричества (например, лампочка). Когда напряжение на клеммах снизится до 10,2 В, процесс разрядки прекращается и запускается новый цикл зарядки аккумулятора.
Важно:
Определить емкость аккумулятора можно, вычислив время разрядки аккумулятора. Для этого необходимо умножить показатель тока заряда на время. Если емкость АКБ ниже номинальной, циклы зарядки-разрядки следует проводить до тех пор, пока не произойдет полное восстановление аккумулятора автомобиля.
Восстановив емкость аккумулятора, следует добавить в электролит немного десульфатирующего средства и закрутить пробки. Аккумуляторная батарея, восстановленная описанным способом, должна прослужить еще несколько лет.
Второй способ восстановления АКБ
Читатель может счесть описанный способ достаточно долгим и трудозатратным. Так и есть, но усилия окупятся долгим сроком эксплуатации восстановленного аккумулятора. Между тем, существует еще один метод восстановления АКБ. Итак, как восстановить аккумулятор автомобиля быстро?
По этому методу АКБ автомобиля можно восстановить всего за один час. Сущность метода состоит в следующем:
Аккумуляторная батарея заряжается до максимального значения. После этого сливается старый электролит, аккумулятор тщательно промывается дистиллированной водой и наполняется специальным раствором. Этот раствор содержит 5% аммиака и 2% трилона Б. В течение 40-60 минут происходит процесс десульфатации свинцовых пластин.
В некоторых случаях десульфатацию требуется выполнить несколько раз, что сделает восстановление автомобильного аккумулятора более долгим процессом. Когда десульфатация завершена, раствор сливают, тщательно промывают АКБ дистиллированной водой и наполняют электролитом. Завершается восстановление зарядкой аккумулятора током номинальной силы.
Правильная эксплуатация АКБ
А чтобы не приходилось задаваться вопросом о том, как восстановить автомобильный аккумулятор, стоит взять на вооружение несколько полезных советов об уходе за этим устройством.
- С периодичностью один раз в два-три месяца проверяйте уровень и плотность электролита;
- В суровые морозы стоит поднять плотность электролита до 1,40 г/куб.см.
- Заряжать аккумулятор необходимо током в десять раз меньшим его емкости. Например, если емкость АКБ составляет 60 А/ч, зарядка должна выполняться током силой 5 ампер;
- При температуре воздуха ниже –25’ C не стоит оставлять автомобиль на ночь на открытой стоянке. При такой температуре электролит в АКБ может замерзнуть, что приведет к выходу аккумулятора из строя.
При соблюдении этих простых советов, вам удастся значительно продлить срок эксплуатации АКБ и не придется задаваться вопросом о том, как восстановить аккумулятор автомобиля.
Если у вас аккумулятор не держит заряд, перестал крутить стартер — не спешите его выбрасывать, в большинстве случаев его можно восстановить и он будет служить еще несколько сезонов. А если аккумулятор импортный, то он может пережить еще и новый, из дешевых конечно.Возможно, из-за неправильной эксплуатации и хранения с ним что-то произошло, разберем основные неисправности аккумуляторов и способы их ремонта.
Наиболее распространенной причиной неисправности старых аккумуляторов — засульфатированность пластин. При этом емкость аккумулятора значительно падает, иногда почти до нуля и естественно силы аккумулятора не хватает, для того чтобы крутить стартер.
Некоторые автолюбители сразу же обвиняют в этом стартер, но для стартера нужен хороший пусковой ток, 100 и более ампер. И если его нет, то уж извините — стартер здесь не причем. Если у вас нет прибора для проверки аккумулятора под нагрузкой — возьмите у соседа заранее исправный аккумулятор и попробуйте завестись от него.
Вторая причина — разрушение угольных пластин, осыпание пластин. Такой аккумулятор восстановить в некоторых случаях можно, но не всегда. Признаком неисправности есть — темный, почти черный электролит при зарядке.
Третья — замыкание пластин в какой-то секции. Обнаружить эту неисправность тоже не проблема, секция греется и электролит в секции, как правило, выкипает. Восстановление аккумулятора с такой неисправностью сложнее, иногда приходится менять пластины в этой секции, но все же дешевле, чем купить новый.
Следующая неисправность относится к разряду неправильной эксплуатации и хранении аккумулятора. Известно, что разряженный, или наполовину разряженный аккумулятор на сильном морозе может замерзнуть. И беда в том, что при замерзании происходит повреждение как самих пластин, так и корпуса аккумулятора.
В результате — многочисленные замыкания между пластинами, а при зарядке электролит очень быстро закипает. Такой аккумулятор восстановить уже невозможно. Поэтому, заботливые авто-владельцы зимой снимают аккумулятор и хранят где-то в теплом помещении.
Теперь, что касается восстановления аккумулятора. Начнем с более серьезных неисправностей — осыпание и замыкание пластин. Заряжать такой аккумулятор не стоит, это ничего не даст, а скорее наоборот. Сначала надо сделать промывку дистиллированной водой, до тех пор, пока оттуда не вымоется вся грязь. Не бойтесь аккумулятор переворачивать. Если мусора очень много, пластины сильно осыпались — скорее всего он безнадежен. Часто, устранив осыпавшиеся частички, короткое замыкание пропадает.
Итак, сама технология восстановления кислотного, свинцового аккумулятора:
1. Берем свежий электролит (плотностью 1,28 г/куб.см.) растворяем в нем десульфатизирующую присадку (присадке надо, чтобы раствориться, 2 суток). Все нюансы по присадке, сколько чего надо, исходя из объема аккумулятора — читайте в инструкции.
2. Заливаем в аккумулятор электролит, проверяем плотность ареометром, она должна быть номинальной 1,28 г/куб.см.
3. Выкручиваем пробки и подключаем зарядное устройство. Теперь нам надо сделать несколько циклов зарядка-разрядка, чтобы восстановить емкость аккумулятора. Заряжать будем маленьким током, примерно 1/10 часть от максимального. Сам аккумулятор не должен при этом греться и закипать.
При достижении напряжения на клеммах аккумулятора 13,8-14,4 В, ток заряда еще уменьшаем в 2 раза и замеряем плотность электролита. Если через 2 часа плотность не поменялась — можно считать его заряженным, и отключаем зарядку.
4. Теперь делаем корректировку электролита. Доводим плотность до 1,28 г/куб.см., т.е. номинальной, доливая дистиллированную воду или электролит повышенной плотности (1,40 г/куб.см.).
5. Следующий шаг — разрядка. Подключаем нагрузку (резистор или лампочку), и ограничиваем ток примерно до 1А, и 0,5А для 6 вольтового аккумулятора, ждем пока напряжение на клеммах не упадет до 10,2В, для 6-вольтового аккумулятора — 5,1В. Засекаем время с момента подключения нагрузки. Это важный параметр для измерения емкости аккумулятора. Ток разряда умноженный на время разряда — получаем емкость нашего аккумулятора. Если она ниже номинальной, то повторяем цикл заряда-разряда, пока емкость аккумулятора не приблизится к номинальной.
6. Все, процесс восстановления аккумулятора закончен, добавляем в электролит еще немного десульфатирующей присадки и закручиваем пробки. Такой аккумулятор способен прослужить еще не один год.
Есть еще один способ восстановления автомобильных аккумуляторов, более быстрый, в течении 1 часа. Он состоит в следующем:
Аккумуляторную батарею, на сколько можно, заряжают, затем сливают старый электролит и 2-3 раза промывают дистиллированной водой. Затем заливают специальный раствор, содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Ждем, время десульфатации составляет 40-60 минут, при этом видно как происходит реакция.
В некоторых случаях процедуру десульфатации надо повторить. По завершении ее — сливаем раствор и промываем 2-3 раза дистиллированной водой. Далее заливаем электролит, заряжаем батарею номинальным током…
И напоследок несколько советов по правильному уходу за аккумуляторной батареей.
Чтобы батарея долго служила — регулярно проверяйте, раз в несколько месяцев, уровень электролита и его плотность. Электролит выкипает, как правило, от перезаряда, или летом в жару, тогда надо доливать дистиллированную воду.
Зимой, в морозы, если есть необходимость ездить, подымите плотность электролита до 1,40 г/куб.см., но не более!
Заряжайте свой аккумулятор номинальным током — 0,1 от его емкости в ампер-часах, т.е. если его емкость 55А/ч, то заряжайте его током 5,5 ампер.
Не оставляйте аккумулятор на зиму в не отапливаемом гараже. Он может замерзнуть и прийти в негодность. Морозы в -20-25 градусов не каждый аккумулятор может выдержать, особенно если он разряжен.
На автомобильном аккумуляторе лежит важная задача по запуску работы всего устройства. Он также необходим для подпитки бортовой сети машины в случае, если двигатель неактивен. Аккумуляторная батарея (АКБ) может лишиться своих рабочих качеств при неполадках, связанных с электросистемой автомобиля, либо запуском мотора. Решить проблему можно двумя путями: приобрести новое устройство или восстановить то, что уже имеется.
Процедура восстановления может быть применена не только к автомобильным, но и иным аккумуляторам. Фото: i.ytimg.com
Выгодно ли восстанавливать
Сама по себе она достаточно проста, да и правильно восстановленная старая батарея может прослужить дольше, чем недорогая «обновка». Кроме того, самостоятельное определение источника проблемы позволит избежать столкновения с подобными поломками в дальнейшем.
Устройство АКБ
По своей сути автомобильная АКБ – это конструкция из металлических пластин с разноимёнными зарядами. Для их создания используется свинец, никелевые или кадмиевые сплавы. В центральную часть батареи помещают серную кислоту, необходимую для образования гальванической пары. Вся конструкция помещена в пластиковый корпус. Когда на клеммы устройства подаётся ток, в аккумуляторе скапливается энергия.
После получения определённого заряда, АКБ может обеспечивать подачу заряда с уровнем напряжения в 12 В. Фото: yakiru.ru
Запуск автомобильного стартера требует определённого расхода энергии, поэтому в результате устройство разряжается. При исправном генераторе все потери восполняются, пока работает мотор. Если это не совпадает с действительностью, то аккумулятор вскоре перестаёт справляться с поставленными задачами.
Причины поломки
Прежде, чем браться за починку, нужно обязательно выявить и устранить источник проблемы (это же поможет определить, можно ли восстановить аккумулятор).
К числу подобных причин можно отнести:
- Сульфатацию свинцовых пластин. Происходит по причине частых и продолжительных недозарядов, либо является следствием длительного хранения в разряженном состоянии. Характеризуется быстрым сокращением ёмкости АКБ, недостаточным уровнем мощности. Отмечается перегрев всего внутреннего содержимого батареи и слишком высокий уровень напряжения на выводах.
- Деформацию и осыпание угольных пластин. Серная кислота приобретает тёмный цвет. Устройство практически не поддаётся восстановлению.
- Замыкание между пластинами из свинца. Происходит выкипание электролита и чрезмерный нагрев отдельной части аккумулятора. Выход: замена повреждённых элементов.
- Хранение при чрезмерно низких температурах. Приводит к повреждению пластин и внешнего защитного покрытия, делая последующее восстановление невозможным.
Восстановить аккумулятор можно несколькими способами. Фото: ytapi.com
Какие есть способы восстановления АКБ
Для того чтобы реанимировать АКБ могут применяться различные методы:
- Многократная зарядка устройства от источника малого тока с эпизодическим прерыванием процесса. Перерывы необходимы для выравнивания электродных потенциалов в глубинных областях и на поверхности металлических пластин. Это способствует снижению уровня напряжения на аккумуляторе в целом, делая его способным к дальнейшему поглощению заряда.
- Выжигание причины замыкания (если речь идёт именно об этом) током большой силы (до 100 Ампер). Метод не очень безопасный и помогает только в удалении солевых отложений.
- Растворение сульфатов посредством подачи высокого напряжения (процедура дисульфатирования). Проводится с паузами (через каждые 13 минут), чтобы газовыделение, провоцируемое нарастанием напряжения, не происходило слишком интенсивно. Повышение каждый раз происходит на 0,1-0,2 В (последняя граница – 14,8 В), до тех пор пока ёмкость устройства не перестанет увеличиваться. В начале и конце процедуры потребуется добавить в кислотный раствор некоторое количество воды (для достижения оптимальной плотности).
Есть и ряд других способов, наиболее часто используемых при самостоятельной починке АКБ. О них мы расскажем ниже.
Как восстановить аккумулятор своими руками
Приступая к починке автомобильной аккумуляторной батареи, прежде всего, необходимо произвести следующие действия:
- Снять клеммы, осмотреть прибор;
- При наличии налёта на электродах из свинца (он может иметь белый, зелёный или синий цвет), снять основную его массу с помощью куска ненужной ткани, а выводы зачистить наждачкой (предпочтительнее брать мелкозернистую);
- Попробовать подключить устройство.
Если проблема была именно в плохих контактах, то после такой процедуры стартер должен функционировать нормально. Фото: i.ytimg.com
В противном случае потребуется произвести зарядку-разрядку аккумулятора. У современных моделей эти два процесса могут происходить одновременно, обеспечивая профилактику сульфатации. Более «пожилые» образцы необходимо подключить к источнику энергии с силой тока в 10 раз меньшей, чем ёмкость прибора (напряжение – 14,7-15 В). На такой зарядке он должен простоять в течение 10 часов (можно чуть больше, но не меньше).
Далее следует полная разрядка. Чтобы батарея начала расход энергии, к ней нужно подсоединить автомобильную лампочку. Когда свет погаснет, аккумулятор вновь заряжают. Цикл повторяется несколько раз, пока устройство не восстановится.
Чтобы избавиться от последствий короткого замыкания, можно прибегнуть к помощи десульфатизирующей присадки:
- Смешать присадку с серной кислотой (плотность электролита – 1,28 г/см 3)и дать настояться в течение 48-ми часов;
- Залить смесь в батарею и измерить плотность состава;
- При показаниях до 1,28 г/см 3 производится несколько циклов зарядки-разрядки аккумулятора;
- Если элементы устройства не перегреваются, то величину тока можно уменьшить в два раза;
- Ещё через пару часов замеряется плотность жидкости, если она не изменилась, то зарядку можно прекратить, а прибор – считать восстановленным.
Слишком плотный наполнитель нужно разбавлять водой, а чрезмерно разреженный – серной кислотой. Когда состав раствора скорректирован, нужно произвести повторную зарядку АКБ.
Ускоренный вариант восстановления аккумулятора
Для тех, кому время слишком дорого, подойдёт следующий вариант восстановления аккумуляторной батареи:
- Полностью зарядить АКБ;
- Наполнитель слить;
- Внутреннюю полость аккумулятора промыть при помощи дистиллированной воды;
- Влить в батарею раствор трилона Б (2%) и аммиака (5%);
- Спустя час слить смесь, снова промыть «внутренности» дистиллированной водой;
- Влить свежий раствор кислоты;
- Полностью зарядить устройство.
Не исключено, что раствор с трилоном Б и аммиаком придётся заливать дополнительно ещё 1-2 раза. Процесс считается завершённым, если при попадании смеси в устройство не происходит газовыделения.
Как восстановить даже очень старый аккумулятор – смотрите в этом видео:
Обратите внимание
Ниже приведены некоторые сведения, которые следует учитывать при ремонте аккумуляторной батареи:
- в герметизированных гелевых или AGM-аккумуляторах не должны быть открыты клапаны, это приводит к потере ёмкости;
- полная потеря ёмкости аккумулятора диагностируется при уровне напряжения меньше 10 В;
- в процессе восстановления нельзя прерываться, все процедуры и циклы необходимо проводить до конца.
Работая с химическими веществами нужно всегда соблюдать технику безопасности и не оставлять реагенты в открытых ёмкостях и без присмотра.
Заключение
Большую часть неисправностей в АКБ гораздо легче предотвратить, чем после разбираться с их последствиями. Для этого нужно лишь содержать клеммы и выводы в чистоте, а также каждые полгода заряжать автомобильную аккумуляторную батарею «под завязку» от стационарного источника. Такой нехитрый уход продлевает срок жизни устройства до 5-7 лет.
Современные аккумуляторные батареи остаются одной из самых больших проблем как для производителей, так и для потребителей. И дело тут не столько в потенциальном риске возгорания, а в постепенном истощении самого источника питания. Потому не стоит удивляться тому, что при каждодневной зарядке аккумуляторы выдерживают год-два активной эксплуатации, после чего их ёмкость катастрофически падает и пользоваться любимым гаджетом становится проблематично. Полностью реанимировать усопшую батарею нельзя, но продлить период активного использования, пока вы заняты поиском замены, можно. Об этом мы сегодня и поговорим.
Приводимые ниже рекомендации рассчитаны на технически подготовленного пользователя, потому, если вы не знаете, с какой стороны подойти к паяльнику, лучше либо обратиться к услугам сервисного центра, либо сразу отправиться в магазин за новым аккумулятором.
Телефон с современной аккумуляторной батареей Li-Ion
Способ №1
Он сможет помочь в тех случаях, когда из-за длительной работы внутри начинают скапливаться газы, вследствие чего батарея вздувается и плохо держит заряд.
Необходимые инструменты и материалы: паяльник, немного эпоксидной смолы, тонкая игла, плоский тяжёлый предмет для выравнивания.
Максимально аккуратно разъединяем корпус батареи от верхнего блока с датчиком.
Отделяем электронный датчик.
Под ним должен находиться колпачок, внутри которого скрыта управляющая электроника. Осторожно прокалываем его, для чего хорошо подойдёт тонкая игла. Помните, что с повреждённой начинкой реанимировать аккумулятор уже будет невозможно.
Самый ответственный момент. Кладём аккумулятор на стол и прижимаем его прессом. Имейте в виду: чрезмерное усилие может привести аккумулятор в негодность, а его недостаток, наоборот, не приведёт к желаемому результату. Также категорически не рекомендуется использовать при ремонте тиски или аналогичные по назначению устройства.
Когда всё будет готово, капните эпоксидной смолой на отверстие и припаяйте датчик.
Инструменты и материалы для диагностики аккумулятора телефона
Способ №2
Реанимировать батарею со значительно уменьшенным ресурсом он не в состоянии, но немного продлить ей жизнь может. На многое рассчитывать не стоит, но обеспечить питания современного смартфона, пока вы будете подыскивать замену, реанимированный аккумулятор сможет.
Необходимые инструменты и материалы: любой блок питания (5–12 В, ток не менее 0,1 А), вольтметр или тестер для контроля напряжения, резистор (мощность не менее 500 мВт, сопротивление от 330 до 1000 Ом).
Если у вас нет запасного блока питания, подойдёт практически любой комплектный от активного сетевого оборудования (свитчи, роутеры, модемы). Предварительно следует убедиться в том, что параметры выдаваемого им тока соответствуют необходимым.
Освобождаем контакты блока питания и соединяем их с севшим аккумулятором: «минус» БП с «минусом» батареи, а в «плюсовую» линию добавляем резистор. Обязательно проконтролируйте правильную полярность подключения с помощью мультиметра.
Когда все будет сделано, подключите блок питания в сеть. Время процедуры – не более 2–3 минут. Если есть возможность, контролируйте процесс с помощью тестера: максимально допустимое напряжение – не более 3,3 В.
Несколько важных замечаний
Не оставляйте проблемный аккумулятор на время ремонта без присмотра. Случаи спонтанного возгорания – это не теория, а суровая реальность.
Периодически проверяйте температуру «клиента» выносной термопарой, электронным термометром или просто рукой. Если поверхность кажется вам горячей, а не просто тёплой, немедленно прекращает ремонт.
Не следует использовать чрезмерные токи зарядки. Максимум, что вы можете себе позволить, – 50 мАч. Рассчитывается этот параметр следующим образом: напряжение питания БП разделить на ёмкость резистора. К примеру, если первый параметр равен 12 В, а второй – 500 Ом, то ток зарядки будет равен 24 мАч.
Вместо резистора можно использовать стандартный 80-мм компьютерный вентилятор.
Во избежание спонтанного возгорания также рекомендуется контролировать первоначальную зарядку восстановленного аккумулятора.
Способ №3
Методика спорная и сомнительная, но, по отзывам на специализированных форумах, некоторым пользователям она помогает, потому ответственность за возможные негативные последствия лежит на вас.
Необходимые инструменты и материалы: работающий холодильник.
Батарею, которая не подаёт признаков жизни, извлеките из смартфона и положите полиэтиленовый пакет, который следует положить в морозилку на 20–30 минут.
Вытащите её из устройства, дайте прогреться до комнатной температуры, после чего заряжайте обычным образом.
Способ №4
Безобидная, но малоэффективная методика реанимации. Но если вам кажется, что аккумулятор в смартфоне окончательно вышел из строя, то почему бы не попробовать?
Необходимые инструменты и материалы: смартфон со стандартным зарядным устройством.
Доводите аккумулятор до полного разряда (когда телефон уже не включается). В этом может помочь любая ресурсоёмкая игра или утилита AnTuTu .
Полностью заряжаете батарею до отметки 100%.
Повторить пункты 1 и 2 несколько раз.
Способ №5
Почти все профессиональные электрики посчитают приводимый ниже порядок действия святотатством, но многим пользователям старых аккумуляторов он помог.
Необходимые инструменты и материалы: бритвенное лезвие, тонкая отвёртка, клей «момент».
Извлекаем батарею из телефона.
Отклеиваем наклейку с техническими характеристиками.
Максимально срезаем верхнюю пластиковую крышку, за которой скрывается управляющая электроника.
Находим главные контакты.
На мгновение замыкаем их любым металлическим предметом.
Приклеиваем верхнюю крышку и даём ей подсохнуть.
Ещё раз напоминаем, что ни один из приведённых способов реанимации не гарантирует 100%-го результата, а вся ответственность целиком и полностью ложиться на ваши плечи. Но если аккумулятор отключился окончательно, а покупка нового откладывается на несколько дней, попробовать стоит. Но если вы редко берёте в руки паяльник и считаете себя гуманитарием, лучше обратиться за помощью к разбирающемуся в теме приятелю.
Видеоинструкция
У всех аккумуляторов есть срок годности, с многочисленными циклами заряда-разряда и множеством проработанных часов аккумулятор теряет свою емкость и держит заряд все меньше и меньше.
Со временем емкость аккумулятора настолько падает что дальнейшая его эксплуатация стает невозможна.
Вероятно у многих уже накопились аккумуляторы от бесперебойников (UPS), систем сигнализаций и аварийного освещения.
В множестве бытовой и офисной техники находятся свинцово-кислотные аккумуляторы, и в независимости от марки аккумулятора и технологии производства, будь то обычный обслуживаемый автомобильный аккумулятор, AGM, гелевий (GEL) или маленький аккумулятор от фонарика, все они имеют свинцовые пластины и кислотный электролит.
По окончание эксплуатации такие аккумуляторы выбрасывать нельзя потому как они содержат свинец, в основном их ждет судьба утилизации где свинец извлекают и перерабатывают.
Но все же, не смотря на то что такие аккумуляторы в основном "необслужываемые", можно попытаться их восстановить вернув им прежнюю емкость и использовать еще некоторое время.
В этой статье я расскажу о том как восстановить 12вольтовый аккумулятор от UPSa на 7ah , но способ подойдет для любого кислотного аккумулятора. Но хочу предупредить что данные меры не следует производить на полностью рабочем аккумуляторе, так как на исправном аккумуляторе добиться восстановления емкости можно всего лишь правильным способом зарядки.
Итак берем аккумулятор, в данном случае старый и разряженный, поддеваем отверткой пластмассовою крышку. Скорее всего она точечно приклеена к корпусу.
Подняв крышку видим шесть резиновых колпачков, их задача не обслуживание аккумулятора, а стравливания образующихся при зарядке и работе газов, но мы воспользуемся ними в наших целях.
Снимаем колпачки и в каждое отверстие, с помощью шприца, наливаем 3мл дистиллированной воды, следует заметить что другая вода не годится для этого. А дистиллированную воду можно легко найти в аптеке или на авторынке, в самом крайнем случае может подойти талая вода от снега или чистая дождевая.
После того как мы долили воду, ставим аккумулятор на зарядку и заряжать его будем с помощью лабораторного (регулируемого) блока питания.
Подбираем напряжения пока не появляются какие то значения зарядного тока. Если аккумулятор в плохом состояние то зарядного тока может не наблюдаться, поначалу, вообще.
Напряжения надо повышать, пока не появится зарядный ток хотя бы в 10-20мА. Добившись таких значений зарядного тока нужно быть внимательным, так как ток будет со временем расти и придется постоянно уменьшать напряжение.
Когда ток дойдет до 100мА дальше напряжения уменьшать не надо. А когда ток заряда дойдет до 200мА нужно отключить аккумулятор на 12 часов.
Дальше снова подключаем аккумулятор на зарядку, напряжение должно быть таким чтоб ток зарядки для нашего 7ah аккумулятора был в 600мА. Также, постоянно наблюдая, поддерживаем заданный ток на протяжении 4 часов. Но смотрим за тем чтоб напряжение зарядки, для 12вольтового аккумулятора, было не больше 15-16 вольт.
После зарядки, спустя примерно час, аккумулятор нужно разрядить до 11 вольт, сделать это можно с помощью любой 12вольтовой лампочки (например на 15ват).
После разрядки аккумулятор нужно снова зарядить с током в 600мА. Лучше всего проделать такую процедуру несколько раз, то есть несколько циклов заряд-разряд.
Скорее всего вернуть номинальную не получится, так как сульфатация пластин уже понизила его ресурс, а к тому же имеют место быть и другие пагубные процессы. Но аккумулятор можно будет дальше использовать в штатном режиме и емкости для этого будет достаточно.
По поводу быстрого износа аккумуляторов в бесперебойниках, было замечено следующие причины. Находясь в одном корпусе с бесперебойником, аккумулятор постоянно поддается пассивному нагреву от активных элементов (силовых транзисторов) которые кстати говоря нагреваются до 60-70 градусов! Постоянный прогрев аккумулятора ведет к быстрому испарению электролита.
В дешевых, а порой и даже некоторых дорогих моделях UPSов отсутствует термокомпенсация заряда, то есть напряжение заряда выставлено на 13,8 вольта, но это допустимо для 10-15градусов, а для 25 градусов, а в корпусе порой и намного больше, напряжение заряда должно быть максимум 13,2-13,5 вольта!
Хорошим решением будет вынести аккумулятор за пределы корпуса, если хотите продлить его срок службы.
Также сказывается "постоянный маленький под заряд" бесперебойником, 13.5 вольтами и токе в 300мА. Такая подзарядка призводит к тому что когда кончается активная губчатая масса внутри аккумулятора то начинается реакция в его электродах что призводит к тому что свинец токоотводов на (+) становится коричневым (PbO2) а на (-) стает "губчатым".
Таким образом, при постоянном пере заряде, мы получаем разрушение токоотводов и "кипение" электролита с выделением водорода и кислорода, что приводит к увеличению концентрации электролита, что опять способствует разрушению электродов. Получается такой замкнутый процесс что призводит быстрому расходу ресурса аккумулятора.
Кроме того такой заряд (пере заряд) большим напряжением и током от которого электролит "кипит" - переводит свинец токоотводов в порошковый оксид свинца который со временем осыпается и может даже замыкать пластины.
При активном использование (частом заряде), рекомендуется раз в год доливать в аккумулятор дистиллированную воду.
Доливать только на полностью заряженный аккумулятор с контролем как уровня электролита так и напряжения. Некоем случае не переливать, лучше ее не долить потому как назад отбирать ее нельзя, потому что отсасывая электролит вы лишаете аккумулятор серной кислоты и в последствие концентрация меняется. Думаю понятно что серная кислота нелетучая поэтому в процессе "кипения" во время зарядки, она вся остается внутри аккумулятора - выходит только водород и кислород.
На клеммы подключаем цифровой вольтметр и шприцем на 5мл с иглой заливаем в каждую банку по 2-3мл дистиллированной воды, одновременно светя внутрь фонариком чтобы остановиться если вода перестала впитываться - после заливки 2-3мл смотрите в банку - увидите как вода быстро впитывается, а напряжение на вольтметре падает (на доли вольта). Повторяем доливку для каждой банки с паузами на впитывание по 10-20сек(примерно) до тех пор пока не увидите что "стекломаты" уже влажные - то есть вода уже не впитывается.
После доливки осматриваем нет ли перелива в каждой банке аккумулятора, вытираем весь корпус, устанавливаем на место резиновые колпачки и приклеиваем на место крышку.
Так как аккумулятор после доливки показывают примерно 50-70% зарядки, вам надо его зарядить. Но зарядку нужно осуществлять или регулируемым блоком питания или же бесперебойником или штатным устройством, но под присмотром, то есть во время зарядки необходимо пронаблюдать за состоянием аккумулятора (нужно видеть верх аккумулятора). В случае с бесперебойником, для этого придется сделать удлинители и вывести аккумулятор за пределы корпуса UPSa.
Под аккумулятор подстелем салфетки или целлофановые мешочки, заряжаем до 100% и смотрим, не протекает из какой либо банки электролит. Если вдруг такое произошло, прекращаем зарядку и убираем салфеткой подтеки. С помощью салфетки смоченной в растворе соды - очищаем корпус, все впадины и клеммы куда попал электролит, для того чтоб нейтрализовать кислоту.
Находим банку откуда произошло "выкипание" и смотрим, если в окошке видно электролит, отсасываем излишки шприцем, а потом аккуратно и плавно заправляем этот электролит обратно внутрь волокна. Часто случается что электролит после доливки не равномерно впитался и вскипел вверх.
При повторной зарядке наблюдаем за аккумулятором как описано выше и если "проблемная" банка аккумулятора снова начнет "изливаться" при зарядке, излишки электролита придется удалить из банки.
Также под осмотром следует проделать хотя бы 2-3 полных цикла разряда-заряда, если все прошло отлично и нет никаких подтеков, аккумулятор не греется (легкий нагрев при заряде не в счет), то аккумулятор можно собирать в корпус.
Ну а теперь рассмотрим особо кардинальные способы реанимации свинцово-кислотных аккумуляторов
Из аккумулятора сливается весь электролит, а внутренности промываются сначала пару раз горячей водой, а потом уже горячим раствором соды (3ч.л соды на 100мл воды) оставив в аккумуляторе раствор на 20 минут. Процесс можно повторить несколько раз, а вконце хорошенько промыв от остатков раствора соды - заливают новый электролит.
Дальше аккумулятор сутку заряжают, а спустя, в течение 10 дней, по 6 часов вдень.
Для автомобильных аккумуляторов током до 10 ампер и напряжением 14-16 вольт.
Второй способ это обратная зарядка, для этой процедуры понадобится мощный источник напряжения, для автомобильных аккумуляторов например сварочный аппарат, рекомендуемый ток - 80ампер напряжением 20 вольт.
Делают переполюсовку, то есть плюс к минусу а минус к плюсу и на протяжение пол часа "кипятят" аккумулятор с его родным электролитом, после чего электролит сливают и промывают аккумулятор горячей водой.
Дальше заливают новый электролит и соблюдая новую полярность, на протяжение сутки заряжают током 10-15 ампер.
Но самый эффективный способ делается с помощью хим. веществ.
Из полностью заряженного аккумулятора сливают электролит и после неоднократной промывки водой, заливают аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Происходит процесс десульфатации на протяжение 40 - 60 минут, на протяжение которого с небольшими брызгами выделяется газ. По прекращению такого газообразования можно судить о завершение процесса. При особо сильной сульфатации аммиачный раствор трилона Б следует залить снова, убрав перед этим отработавший.
Вконце процедуры внутренности аккумулятора тщательно промывают несколько раз дистиллированной водой и заливают новый электролит нужной плотности. Аккумулятор заряжают стандартным способом до номинальной емкости.
По поводу аммиачного раствора трилона Б, его можно разыскать в химических лабораториях и хранить в герметичных емкостях в темном месте.
А вообще если интересно то состав электролита которые выпускают фирмы Lighting, Electrol, Blitz, akkumulad, Phonix, Toniolyt и некоторые другие, это водный раствор серной кислоты (350-450гр. на литр) с прибавлением сернокислых солей магния, алюминия, натрия, аммония. В составе электролита фирмы Gruconnin кроме того содержатся калиевые квасцы и медный купорос.
После восстановления аккумулятор можно заряжать обычным для данного типа способом (например в UPSe) и не допускать разряда ниже 11вольт.
В многих бесперебойниках присутствует функция "калибровка АКБ" с помощью которой можно осуществлять циклы разряд-заряда. Подключив на выходе бесперебойника нагрузку в 50% от максимума ИБП, запускаем эту функцию и бесперебойник разряжает АКБ до 25% а потом заряжает до 100%
Ну а на совсем примитивном примере зарядка такого аккумулятора выглядит так:
На аккумулятор подается стабилизированное напряжение 14.5 вольта, через проволочный переменный резистор большой мощности или через стабилизатор тока.
Ток заряда расчсчитывается по простой формуле: емкость аккумулятора разделяем на 10, например для аккумулятора в 7ah будет - 700мА. И на стабилизаторе тока или с помощью переменного проволочного резистора необходимо выставить ток в 700мА. Ну а в процессе зарядки ток начнет падать и нужно будет уменьшать сопротивления резистора, со временем ручка резистора придет до упора в начальное положение и сопротивление резистора будет равно нулю. Ток будет дальше постепенно уменьшатся до нуля пока напряжение на аккумуляторе не станет постоянным - 14.5 вольта. Аккумулятор заряжен.
Дополнительную информацию по "правильной" зарядке аккумуляторов можно найти
светлые кристаллы на пластинах - это сульфатация
Отдельная "банка" батарея аккумулятора подвергалась постоянному недозаряду и в результате покрыта сульфатами, ее внутреннее сопротивление росло с каждым глубоким циклом, чтоб привело к тому что, во время заряда она стала "закипать" раньше всех, из-за потери емкости и выведения электролита в нерастворимые сульфаты.
Плюсовые пластины и их решетки превратились по консистенции в порошок, в следствие постоянного подзаряда бесперебойником в режиме "стенд-бай".
Свинцово кислотные аккумуляторы кроме автомобилей, мотоциклов и разнообразной бытовой техники, где только не встречаются и в фонариках и в часах и даже в самой мелкой электронике. И если вам попал в руки такой "нерабочий" свинцово-кислотный аккумулятор без опознавательных знаков и вы не знаете какое напряжение он должен выдавать в рабочем состояние. Это легко можно узнать по количеству банок в аккумуляторе. Отыщите защитную крышку на корпусе аккумулятора и снимите ее. Вы увидите колпачки для стравливание газа. по их количеству станет понятно на сколько "банок" данный аккумулятор.
1 банка - 2вольта (полностью заряженная - 2.17 вольта), то есть если колпачка 2 значит аккумулятор на 4 вольта.
Полностью разряженная банка аккумулятора должна быть не ниже 1.8 вольта, ниже разряжать нельзя!
Ну а вконце дам небольшую идею, для тех кому не хватает средств на покупку новых аккумуляторов. Найдите в вашем городе фирмы которые занимаются компьютерной техникой и УПСами (бесперебойниками для котлов, аккумуляторами для систем сигнализаций), договоритесь с ними чтоб они не выбрасывали старые аккумуляторы от бесперебойников а отдавали вам возможно по символической цене.
Практика показывает что половина AGM (гелевых) аккумуляторов можно восстановить если не до 100% то до 80-90% точно! А это еще пару лет отличной работы аккумулятора в вашем устройстве.