Отказ рулевого управления на ходу способен добавить седых волос даже самому опытному водителю. Произойти это может по разным причинам, однако правило тут действует всегда одно: ремонтировать надо немедленно. Сегодня речь пойдёт о ремонте насоса гидроусилителя руля. Поговорим о том, как и почему этот узел выходит из строя, и как с этим разобраться своими руками.
Устройство и основные причины неполадок
Стрелками показаны основные элементы системы
Главная задача гидроусилителя руля (ГУРа) - облегчить управление автомобилем. Кроме того, ГУР компенсирует удары при движении по неровной дороге и, что самое важное, при проколе переднего колеса ГУР снижает вероятность ДТП. Основной элемент ГУРа - насос, который, как и любой другой агрегат, может выйти из строя по следующим причинам:
- Уровень жидкости ГУР понижен из-за утечки в трубопроводе или в бачке.
- В систему ГУР попали посторонние примеси.
- Жидкость ГУР длительное время не менялась и полностью выработала свой ресурс.
- На стенках трубопроводов со временем возникли наслоения, затрудняющие циркуляцию жидкости, что ведёт к быстрому перегреву насоса.
- В системе трубопроводов появилась одна или несколько воздушных пробок.
Диагностика неисправностей ГУРа
Выявить неполадки с насосом достаточно просто. Вот основные признаки, на которые необходимо обратить внимание:
- Водителю требуется значительно больше усилий для того, чтобы повернуть руль при движении на небольшой скорости. Ещё больше усилий требуется, если автомобиль стоит и двигатель работает на холостых оборотах. Но после разгона эти проблемы исчезают.
- При повороте руля появляется характерный скрип, который хорошо слышен даже в кабине.
- Подшипник ГУР на холостых оборотах начинает издавать тонкий свист, который может пропадать при наборе скорости.
- При выезде со стоянки на асфальте видны пятна жидкости ГУР, а на самом насосе и трубопроводах видны характерные потёки.
В каких случаях придётся разбирать насос
Вот основные проблемы, при устранении которых без разборки насоса обойтись не удастся:
- Подшипник насоса ГУРа вышел из строя, при этом остальная система не пострадала.
- Нарушена герметичность сальников насоса и они нуждаются в замене.
- Износилась прокладка под задним кожухом насоса.
Необходимые инструменты для ремонта своими руками
- Комплект рожковых ключей.
- Комплект торцовых головок с воротком.
- Съёмник для стопорных колец.
- Отвёртка с плоским жалом.
- Комплект новых прокладок.
- Новые сальники.
- Новый подшипник насоса ГУРа.
- Шприц медицинский (больших размеров).
- Пустая ёмкость для слива жидкости из бачка ГУРа.
- Ветошь.
Как отремонтировать гидроусилитель руля
- С помощью рожковых ключей ослабляются болты крепления насоса. Затем откручивается натяжитель ремня ГРМ, после чего ремень снимается.
- Жидкость из бачка ГУР выкачивается шприцем и сливается в заранее подготовленную ёмкость. Когда бачок опустеет, руль несколько раз поворачивается влево и вправо. В результате остатки жидкости выдавливаются в бачок и выкачиваются шприцем.
Жидкость выкачивается с помощью медицинского шприца
- Хомут, с помощью которого шланг системы крепится к расширительному бачку, ослабляется с помощью плоской отвёртки, после чего шланг снимается вручную.
Шланг снимается вручную после ослабления хомута
- Далее отсоединяется шланг высокого давления. Он удерживается болтом, который откручивается рожковым ключом на 10. Шланг снимается.
- Далее откручиваются скобы крепления насоса, он снимается и тщательно очищается от грязи и потёков масла. Делается это с помощью ветоши.
Предварительно сняты шланги и крепёж
- Чтобы снять стопорное кольцо подшипника, используется съёмник.
- После снятия кольца откручиваются болты, удерживающие заднюю крышку насоса. После извлечения 4 болтов крышка аккуратно поддевается плоской отвёрткой и снимается. Открывается доступ к ротору насоса.
Снять крышку легко, поддев отвёрткой
- Ротор снимается, из него извлекаются лопасти. Они укладываются на лист бумаги, каждой лопасти присваивается номер. Таким образом исключается путаница при обратной сборке.
- Открывается доступ к валу насоса. Он выбивается вместе с подшипником с помощью рукоятки отвёртки.
Для его снятия лучше воспользоваться специальным съёмником
- Все изношенные сальники и прокладка под задней крышкой также заменяются, после чего производится обратная сборка насоса и он устанавливается на штатное место.
Как производятся работы по разборке на Шевроле Авео (видео)
Как видим, особой сложности ремонт насоса гидроусилителя не представляет. Добраться до него легко, разобрать тоже. Важный момент всего один: вынимать ротор нужно очень аккуратно, чтобы не допустить выпадения лопастей (на большинстве легковых автомобилей они ничем не закреплены). Лопасти из ротора нужно вынимать по одной, а при обратной сборке ставить их туда, где они были. Путаница категорически недопустима.
Как известно, ремонт гидроусилителя руля является задачей сложной, но проводится она и своими руками. Благо умельцев на все руки страна наша рождает постоянно, а те, в свою очередь, и придумывают различные способы, как процесс ремонта значительно облегчить. В этой статье мы рассмотрим, как проводится демонтаж этой части , ремонт и, собственно говоря, сама установка.
Ремонт ГУР проводится очень просто. Устройство демонтируется с автомобиля, а затем проводится визуальный осмотр. Причина поломки может быть заключена в насосе, шлангах или других деталях, таких как, например, вал-гайка.
ВАЖНО! При первых симптомах «тяжелого руля», появления гула в ГУР на холодную и при вывернутых колесах — проверить натяжение приводного ремня, уровень и состояние масла. В нём не должно быть блесков и перламутра, которые свидетельствуют об износе в местах трения.
Если блеска и перламутра не обнаружено, то можно воспользоваться ремонтным составом, например RVS Master Power Steering Treatment Ps2 , который позволяет восстановить линейные размеры деталей, устранить гул и вой, сделать руль легким.
Что это за зверь
Для начала рассмотрим это устройство. Гидроусилитель руля - это специальный механизм, который . Предназначен он, для того чтобы увеличивать силу воздействия на баранку различных автомобилей и другой техники.
Если бы не было гидроусилителя руля, то было бы очень тяжело . А подобная деталь это дело значительно упрощает, да к тому же, оказывая положительное действие на управление транспортным средством, значительно повышает удобство и комфорт.
Кроме того, благодаря гидроусилителю руля, удаётся значительно увеличить манёвренность, а также справляться с другими задачами, касающимися устойчивости автомобиля на дороге.
В видео рассмотрены основные неисправности гидроусилителя руля:
Гидроусилитель рулевого колеса называют коротко - ГУР. Он обеспечивает комфортное управление транспортным средством, повышает и т. п. Когда эта деталь выходит из строя, возможность продолжать движение есть, но это очень опасно. Поэтому рекомендуется сразу же приступить к ремонту ГУР.
Демонтаж ГУР
Для начала нужно этот механизм . Но перед этим делом крайне рекомендуется очистить грязь с механизма, чтобы при отсоединении шланга она не попала внутрь самого устройства, а не то это может вызвать проблемы.
Дальше нужно будет из бачка откачать жидкости столько, сколько это возможно. Залезаем под автомобиль и шестигранником откручиваем болты, крепящие рулевой вал. Проводя такую операцию, нужно заранее отметить положение эластичной муфты относительно вала ГУР. При установке это будет очень важно.
Настала очередь снятия рулевых тяг. Их нужно будет отсоединить от сошки специальным инструментом - съёмником. Дальше автомобиль и откручиваем левое колесо, а затем снимаем его.
В видео рассказано о работе гидроусилителя руля:
Берём ключ на 15, желательно торцовый, и ослабляем болты, фиксирующие гидроусилитель к лонжерону. Затем два болта из трёх снимаем. Один оставляем на месте.
При снятии шлангов нужно обязательно подставить под них ёмкость, чтобы оставшаяся жидкость стекла туда. Затем нужно будет закрыть кусками тряпки шланги и штуцеры.
Теперь нужно будет отсоединить тот самый болт, который фиксирует ГУР. Не забываем придерживать свободной рукой гидроусилитель, чтобы он не упал.
Заглянем внутрь насоса
Гидроусилитель демонтирован. Теперь нужно попробовать его отремонтировать. Как правило, частой причиной выхода из строя этого устройства ГУР, обеспечивающий заданное давление жидкости во всей системе.
Насос, естественно, нужно будет разобрать. Затем провести тщательный осмотр различных элементов насоса. Если будут замечены , то их следует обязательно очистить, используя специальную жидкость (можно протереть эти места тряпкой, смоченной ацетоном). Следует помнить, что ремонт насоса гидроусилителя руля проводится по-разному.
Наиболее популярными насосами, используемыми сегодня на ГУР, являются пластинчатые, или, как их ещё называют - шиберные устройства. Они пользуются большим уважением, так как заслужили доверие покупателей. Благодаря отменной гарантии того, что прослужат долго, их покупают чаще. Особенно хорош корпус этих насосов, изготовленный из прочного российского чугуна. Кроме того, среди преимуществ этих насосов и бесшумность работы, а также удивительную экономичность. При грамотной эксплуатации такой насос практически не требует ремонта, но не всегда это удаётся соблюдать, даже если водитель - автомобилист осторожный и опытный. Зато устройство легко демонтируется и, соответственно, ремонтируется.
Главными признаками неисправности такого устройства являются следующие составляющие:
- на работающем автомобиле слышен характерный звук, напоминающий гул;
- вращение руля проходит очень туго, но когда увеличиваются обороты двигателя - в некоторых случаях рулевое колесо вращать становится легче;
- в некоторых случаях обязательно наличие течи, что определяется видимыми пятнами от капель жидкости под капотом.
В видео показано, как работает насос ГУР:
Эти симптомы, конечно же, не единственные. Да и не всегда они могут свидетельствовать о явной неисправности именно насоса. Определить это можно только при квалифицированной диагностике.
В частности, квалифицированная диагностика подразумевает установку насоса на испытательный гидравлический стенд. Здесь же проверяется общая его работоспособность, производительность и давление. Если выявляются дефекты вала, подшипников или же другой рабочей детали, проводится обязательная их замена.
Если владелец автомобиля не , который неисправен, и в автосервис свозить его также не желает, то ему можно посоветовать приобрести новый насос. Цена на насосы сегодня не столь высокая. Средний насос для ГУР в магазинах стоит около 3 тыс. рублей. Особенно это касается насосов типа ZF, которые разбору не поддаются, не имея в конструкции ни крышки, ни стопорных колец. Но как говорится, плохому танцору… И такой тип насосов можно привести в нормальный режим работы.
В видео происходит ремонт насоса гидроусилителя руля:
Если же насос обычный, который можно разобрать, то покупать новый нет резона. Разберём устройство:
- отсоединяем хомут;
- снимаем возвратный шланг (при этом стараемся не пролить жидкость на приводной ремень);
- рассоединяем разъём;
- жидкости, который крепится штуцерным болтом.Будьте внимательны и не уроните датчик. В противном случае придётся заменить и его;
- снимаем штуцерный болт;
- демонтируем нагнетательную трубку;
- снимаем приводной ремень (для его демонтажа нужно использовать специальное приспособление);
- теперь нужно отвернуть болты, крепящие сам насос. Следует помнить, что фиксируют насос два болта. Один полностью выворачивается, а другой нет;
- снимаем сборку насоса.
Теперь нужно будет насос тщательно очистить от грязи и следов масла. Проводим визуальный осмотр, чтобы попытаться определить причину поломки. Если замечаем на внутренней стенке корпуса выработку в виде своеобразной ступеньки, то это она и есть. Специальной насадкой, устанавливаемой на дрель, стачиваем это образование.
В видео показано, как снять и заменить насос гидроусилителя руля:
Изношенный подшипник также может оказаться причиной поломки насоса. Этот подшипник находится в закрытом корпусе, и, если замечено, что он плохо вращается, нужно его заменить. Новый подшипник стоит недорого - около 400 рублей. Устанавливать его в корпусе очень просто. Нужно просверлить отверстия с резьбой в стенке насоса. После это вставляем новый подшипник и фиксируем его специально заточенными болтами, которые после затяжки отпиливаются.
Подшипник можно закрепить и другим способом. Для этого нужно зафиксировать его внутри насоса при помощи загнутых краёв корпуса.
Также причина неисправности насоса может быть заключена в сальнике, который тоже следует заменить на новый. При его установке нужно будет немного сточить вал на токарном станке. Хотя бывает и так, что купленный сальник идеально подходит к валу. В этом случае ничего стачивать не нужно.
В процессе сборки, если фланец не вдевается на вал, рекомендуется нагреть его. После резкого остуживания он будет сидеть на месте крепко.
Начинаем:
- со штуцера предварительно снимаем заглушки;
- ГУР поднимаем над ёмкостью и вращаем сошку, чтобы вся жидкость, находящаяся внутри, слилась;
- вал сошки демонтируем, откручивая четыре болта, которые плотно бывают посажены (их сажают на мастику, что очень мешает откручиванию);
- находим контргайку регулировочного винта и откручиваем её;
- затем нужно будет вытолкнуть вал с крышкой, а для этого следует вращать винт, вкручивая его в редуктор. Если разбор проводится не для того, чтобы устранить люфт или заменить манжету, то сошку можно и не снимать;
- снимаем пружину, а сам клапан вытряхиваем;
- теперь нужно вывернуть винты крышки, а для этого рекомендуется поворачивать вал до тех пор, пока он сам не вытолкнет её. При поворачивании вала нужно быть предельно внимательным, дабы вал полностью не вышел из шариковой гайки;
- снимаем вал вместе с поршнем редуктора и крышкой;
- теперь нужно выкрутить вал и собрать шарики, демонтировав шариковую гайку;
- откручиваем теперь сам подшипник, отпуская контргайку;
- извлекаем корпус гайки и подшипники;
- отгибаем контровку болтов, разбирая гайку.
В видео показано, как гидроусилитель может создавать люфт рулевого колеса:
Теперь нужно опять провести визуальный осмотр и найти . Скорее всего, причина люфта объясняется зазором, который увеличивается в паре вал-гайка. Но случается и так, что неприемлемый зазор обнаруживается в крышке или же в подшипниковом узле.
Что нужно сделать, чтобы устранить люфт? Ответ напрашивается сам собой. Обращаем внимание на зазоры, которые, по сути, образовались из-за слабинки. Да-да, не удивляйтесь. Именно банальное ослабление резьбовых соединений, удерживающих подшипники, и приводит к люфту.
Начнём с пары вал-крышка. Если люфт обнаруживается здесь, то нужно сначала отпустить контргайку, а затем её затянуть таким образом, чтобы люфт исчез.
Ремонт гидроусилителя руля может стать и любимым хобби, если провести операцию раз-другой. Главное - это следовать инструкции и чаще пользоваться помощью схем и чертежей. Не стоит и говорить о том, что, если делать всё правильно, проблем никаких не возникнет.
Если вас не покидает ощущение того, что рулить становится сложнее и для выполнения маневра необходимо прилагать большие усилия, то это свидетельствует о неисправности системы гидроусилителя. А значит, его нужно ремонтировать. Ремонт гидроусилителя руля – довольно сложный процесс, который требует необходимых навыков и знаний. Но, при большом желании, выполнить ремонт гидроусилителя руля своими руками вполне реалистично. В статье я расскажу, как выявить неисправности не только снаружи, но и внутри устройства. А также, как правильно его демонтировать и ремонтировать.
Ремонт любой детали или целого узла автомобиля предполагает предварительную подготовку. Такая деталь, как гидроусилитель, не является исключением, ведь рулить с неисправным механизмом сложнее. Для начала необходимо подготовить необходимый инструмент, наличие которого гарантирует правильный и быстрый ремонт и замену устройства.
Для этого нам нужно:
- Домкрат. Для работы необходимо поднять автомобиль для снятия переднего колеса. Это позволит получить доступ к ремонтируемому устройству.
- Специальный съемник для снятия рулевых тяг. Его можно приобрести в любом магазине автомобильных запасных частей.
- Торцевой ключ ”15” дюймовый. Им откручиваются болты, которые крепят гидроусилитель.
- Емкость для слития рабочей жидкости с системы.
- Чистая ветошь.
Этапы ремонта
Гидроусилитель является довольно сложным механизмом (узлом) рулевого управления, от этого увеличивается его сложность ремонта своими силами. Но, это вполне реально при соблюдении некоторых этапов, о которых я расскажу ниже.
Рассмотрим этапы выполнения комплексного ремонта гидроусилителя, которые позволят вам не только выявить причину неисправности этого устройства, но также отремонтировать его при необходимости.
Демонтаж
Процесс демонтажа состоит из некоторых пошаговых действий, которые выполняются в точной последовательности. Ее соблюдение способствует правильному и более эффективному отсоединению устройства, а в последующем рулить станет гораздо комфортнее.
Итак, рассмотрим эти этапы.
Первым делом необходимо почистить моторный отсек от грязевого налета. Очень важно не допустить попадания грязи вовнутрь рулевой системы и на другие агрегаты.
Поэтому в первую очередь нужно очистить соединительные шланги.
Далее нужно заняться откачкой жидкости из бака. При возможности нужно откачивать максимальное ее количество. Далее нужно отсоединить эластичную муфту вала руля. Для этого используется шестигранник «6». Крепление находится снизу автомобиля. При этом нужно сделать метки относительно расположения муфты к валу гидроусилителя.
Это делается для того, чтобы при монтаже установить ее правильно. После того, как она будет отсоединена, ее нужно отодвинуть, чтобы та не мешала дальнейшему монтажу. Для этого можно использовать длинную отвертку или же монтировку. Этим инструментом сдвиньте муфту на вал рулевого управления. Далее отсоединяем рулевые тяги, для этого используем специальный съемник. Теперь нам нужно снять левое переднее колесо, чтобы получить максимальный доступ к агрегату. Для этого нужно поднять автомобиль в области этого колеса с помощью домкрата.
Когда колесо будет снято, мы имеем все условия, чтобы продолжить демонтаж гидроусилителя. Итак, можно демонтировать гидроусилитель. Для этого находим крепление (как правило, он крепиться на трех болтах) под аркой со стороны левого переднего колеса, и ослабляем его. Сразу снимать все болты нет необходимости, нужно снять два.
На нужно еще слить всю рабочую жидкость с системы, поэтому гидроусилитель еще должен располагаться на своем месте. Для отвинчивания крепления используется торцевой ключ ”15” дюймов.
Под систему подставляем приготовленную емкость для слития жидкости. Шланги отсоединяются один за другим и с них сливается оставшаяся в системе жидкость.
Всю жидкость слить не получиться, поэтому для дальнейшей работы шланги нужно чем-то заблокировать чтобы не происходило самопроизвольной утечки. Для этого можно использовать специальные заглушки или же использовать народный метод – заткнуть тряпкой. После этого откручивается последний болт.
Выявление дефектов
Иногда, выявить неисправность можно при первом осмотре агрегата не снимая его с автомобиля. Такими неисправностями могут быть механические повреждения элементов или их износ. В данном случае ремонт гидроусилителя руля не представляет особых сложностей. Так как при наличии таких явных проблем их можно устранить путем быстрой замены деталей. И для этого нет необходимости выполнять демонтаж и полную разборку устройства.
Но в случае возникновения неисправность внутри механизма, ремонт не возможен без частичной или полной разборки устройства. Разборку нужно выполнять только над простеленной тряпкой или пленкой. Дело в том, что при разборке может протекать оставшееся масло, и чтобы ничего не запачкать, необходимо использовать вышеуказанные защитные средства.
Устранение неисправностей
Ремонт гидроусилителя руля напрямую связан с поиском и устранением неполадок.
Неисправности могут быть различными:
- Неисправность шлангов. Если испорчен шланг, то будет происходить утечка жидкости из системы гидроусилителя. Отремонтировать данную неисправность можно двумя путями. Первым является частичное устранение путем накладывания на место утечки дополнительного шланга. Для этого нужно иметь кусок шланга, диаметр которого немного больше и два хомута. Латка накладывается на место утечки и затягивается двумя хомутами. Второй вариант – полная замена пути прохождения жидкости. Шланг можно заменить на новый. Применение второго способа более рационально, это позволит забыть о поломке на долгое время.
- Поломка насоса. В таком случае необходимо разобрать насос, чтобы осмотреть его составляющие на наличие неисправностей. Это, конечно, сделать будет не так просто, так как некоторые из моделей являются не разборными. Но все-таки разобрать его необходимо. Необходимо выполнить осмотр следующих деталей: эллипс (осмотреть его на предмет износа), подшипник и сальники. В случае, когда эти детали имею какие-либо дефекты, их необходимо заменить.
- Удаление люфта. Очень часто причиной люфта может быть неисправность реек, отработанные детали и уплотнители. Ремонт гидроусилителя руля, связанный с удалением люфта, подразумевает полную замену изношенных деталей, особое внимание уделяется всем уплотнителям.
Ремонт гидроусилителя руля позволит каждому водителю, не только устранить неисправности, но это возможность более детально изучить некоторые устройства своего автомобиля. Поэтому ремонт полезен не только для транспортного средства, но и для вас. После проведения всех работ рулить будет также приятно и удобно, как и раньше.
Видео “Ремонт гидроусилителя руля”
На записи показан процесс ремонта гидроусилителя руля. Посмотрев запись вы узнаете, как снять и отремонтировать рейки ГУР на иномарке “Volkswagen Passat”.
Гидроусилитель руля не маловажный механизм в современных автомобилях, с его помощью управление автомобиля облегчается в десятки раз. В предыдущей статье мы уже рассматривали, как заменить ремень и что для этого надо. В этот раз рассмотрим, как заменить подшипник на ГУР. Скажу сразу, что процесс не быстрый и не легкий, поэтому если не любите сидеть долго на одном месте и ковыряться в мелочах, то лучше сразу на сервисный центр. Все же если вы решились сами заменить подшипник, то рассмотрим в деталях, как это делается. Как и любой другой подшипник, рано или поздно подшипники на гидроусилителе тоже выйдут из строя. Потому, лучше прислушиваться, когда станет гудеть.
Разбор насоса ГУР
Подготовив все, что нам понадобится, приступаем к съему самого насоса. Для начала снимем ремень гудроусилителя. Иногда для этого придется снять ремень генератора, так как они работают на одном передаточном шкиву. Сливаем жидкость из насоса, для этого некоторые используют шприц, чтоб вытянуть жидкость. Я предпочитаю поставить заглушки в патрубки (трубки) и снять насос целиком как есть, и так поставили заглушки в системе, чтоб не вытекала жидкость. Не забываем, что патрубки и трубки должны быть выше расширительного бачка гидроусилителя. Дождавшись пока стечет лишняя жидкость обратно в бачек, откручиваем все патрубки и трубки. Затем патрубки и трубки подвешиваем к капоту, они не должны свисать вниз. Откручиваем крепежные болты и полностью снимаем насос. Ну вот, наконец, он у нас в руках. Расположитесь в таком месте, чтоб вам было удобно разобрать его и не потеряли деталей.
Первым будет шкив насоса, для этого нужно застопорить сам шкив, можно застопорить с помощью большой отвертки, и откручиваем гайку в центре шкива, для этого придется приложить усилия. Зачастую резьба на гайке левая, так что не попутайте сторону, в которую откручивать. Еще небольшой нюанс, шкив мягкий и хорошо гнется, так что смотрите очень осторожно с ним. Далее откручиваем заднюю крышку, открутив 4 болта, аккуратно снимаем крышку, так как под ней прокладка, если порвать её, то будем искать новую. Во избегании проблем перед покупкой разберите насос, а только потом покупайте подшипник, так как часто они бывают разные. Лучше всего снимать вниз, перевернув насос, так чтоб не высыпалась мелочевка на пол, а мелочевки там много. И так, разобрав насос, мы добрались до вала с запрессованным подшипником. Теперь, чтоб вытянуть вал с корпуса, аккуратно стучим по валу со стороны задней крышки, и через пару ударов он сам выпадет. Параллельно посмотрите на состояние сальника, его тоже не стоит оставлять без внимания, тоже стоит заменить его, если износ виден. В руках у нас вал с подшипником, сложного нет нечего но, снять тоже его не просто. Желательно делать это с помощью трехлапого съемника. Тогда и старый подшипник снимите красиво и вал не повредите. Если нет под рукой такого съемника и старый вам не нужен больше, то аккуратным постукиванием стягиваем подшипник. Смотрите не повредите вал и не согните его, так как в плохом случае придется покупать насос целиком.
Сбор насоса
Перед тем как приступить к сборке стоит перемыть все составные части насоса, и по надобности перемазать их, так же стоит пересмотреть новый подшипник, они не всегда бывают смазанные из завода. Теперь в обратном порядке начинаем собирать. Вставляем подшипник, бесцветным или же металлическим кольцом вниз, а с другой резиновое красное на вал. Запрессовывать стоит красным кольцом в сторону низа (то есть наружу), он должен упираться во внутреннюю обойму. Не забываем про шайбу, одеваем её и ставим вал в корпус насоса. Ставим стопорное кольцо. Из насоса должно виднеться красное кольцо подшипника.
Собрав насос, переходим к шкиву. Ставим насос подшипником вниз, смотрите чтоб не было мусора, одеваем пружину и устанавливаем в корпус длинный ролик. Далее вставляем более толстый ролик. Ошибиться какую деталь, куда ставить невозможно, так как продумано заранее инженерами и вы принципиально, и физически не сможете её поставить не туда. Сверху на вал и ролики одеваем заднюю плиту. У нее по бокам характерные два отверстия под эти ролики. Перед установкой не забываем все активно смазывать, не жалейте смазки. После того, как только одели заднюю плиту приступаем к ротору насоса и одеваем его на вал. Смотрите внимательно, лопасти в роторе имеют специальную форму, с одной стороны они более круглые сверху, с другой острые, вот именно эти закругленные части и должны быть наружной частью. Вставляем лопасти по порядку в секции, строго соблюдая по форме. Немного смазываем жидкостью с бачка, что бы на сухую не запускался насос, хоть и придется, потом прокачивать. Закрываем лопасти, одев кулачек насоса на два торчащих ролика. Закрываем крышку, смазав резиновое кольцо, что бы хорошо пристало. Одеть её с ошибкой никак нельзя, там свои пазы и форма. Смотрите не сильно закручивайте болты, так как корпус зачастую алюминиевый и сорвать резьбу очень просто. Закручиваем шкив и не забываем о левой резьбе, а то будете долго закручивать его. Самый последний этап, это установка на автомобиль и подключение всех шлангов и ремня. Но и это еще не конец, перед тем как снимать ремень, сделайте себе пометку, насколько сильно он был натянут, что бы потом не гадать, сильно, или слабо вы его натянули. Собрав этот боекомплект в полную готовность, приступим к прокачке. Она так же немало важна, чем остальные процедуры, и так рассмотрим процесс прокачки.
Прокачка ГУР
После того как мы снимали насос, требуется сделать систему без воздуха, плюс к этому по любом нам нужно будет доливать жидкость в бачек. Лучше всего менять её на теплый двигатель, но так как мы меняли двигатель гидроусилителя, понятное дело, что все было остывшим. Для этого я прогреваю техническим феном бачек и все возможные каналы, по которым будем сливать жидкость. Заранее приготовленную трансмиссионную жидкость тоже лучше прогреть, так как будет лучше заливаться. После того как отсоединили шланг обратки от бачка ГУР и засунув его в пустую бутылку. Само отверстие в бачке, где была обратка, стоит временно чем-то закрыть. Процесс проходит следующим образом: наливаем трансмиссионку в бачек ГУР, прокручиваем стартер, тот в свою очередь крутит насос ГУР и он прокачивает помаленьку жижу в трубку обратки, та в свою очередь в пустую бутылку. После этого обратно соединяем шланг обратки с бачком и снова пару раз прокручиваем стартером и параллельно двигать рулем, где-то на 25% от его оборота, влево и вправо. Делается это для того, чтоб почувствовать руль. Ни в коем случае не стоит заводить двигатель, так как жидкость под давлением вылетит. Я обычно «обезглавливал» бензонасос, чтоб тот просто не мог запустить двигатель. В принципе на этом и вся прокачка, собираем все обратно и не забываем поставить «голову» бензонасосу обратно. Смотрим, чтоб в бачке трансмиссионной жидкости было до уровня максимум.
Автомеханики по жизни, любители отремонтировать вышедшую из строя деталь, стараются делать ремонт своими руками. Это развивает навыки, экономит деньги, но, иногда тратится на это много времени. Сегодня рассмотрим, можно ли отремонтировать насос гидроусилителя руля своими руками и, если да, то как это сделать самому.
Из чего состоит насос гидроусилителя руля
Насос ГУРа хоть и испытывает значительные нагрузки, но он не так часто ломается, если обеспечивать правильную эксплуатацию. Благодаря не особо сложной конструкции насоса, его вполне можно починить самому.
Устройство гидроусилителя руля:
- Бачок для жидкости.
- Золотник управления.
- Регулятор давления в системе усилителя.
- Насос.
- Силовой цилиндр.
Насос — это устройство, которое движет жидкость, в данном случае, масло по закрытой системе. Насосы в ГУР могут быть вмонтированы пластинчатые или шиберные. Эти виды насоса устойчивые, быстро не выходят из строя, обладают большим межремонтным периодом.
Привод у насоса ременный. Через ремень вращение передается от коленвала к валу насоса. Во время работы насоса, в системе достигается максимальное давление 150 бар (атмосфер) или 15 Мпа. Основой правильной работы насоса — это установленные заводом зазоры, которые должны быть в пределах от 0,05 до 0,1 мм. Если насос сильно изношен, зазоры увеличиваются, а водитель чувствует, что руль начал тяжелее крутиться.
Назначение ГУР
Современные автомобили создаются с максимальным комфортом для водителя и пассажиров. Чтобы водителю без особого труда можно было поворачивать руль (даже одним пальцем), устанавливают усилитель руля. Он может быть электрическим (ЭУР) или гидравлическим (ГУР).
Помимо облегчения вращения рулевого колеса, ЭУР и ГУР смягчает, амортизирует удары на кочках. Еще, усилитель руля держит руль прямо, даже если лопнуло колесо.
Признаки неисправностей насоса ГУР
Хотя устанавливаемые шиберные и пластинчатые насосы в конструкцию гидроусилителя руля не так часто ломаются, все же рассмотрим каковы признаки и как продлить срок службы насоса.
Продлить срок эксплуатации можно следующими действиями:
- Менять вовремя жидкость. Мало кто меняет масло в гидроусилителе, но оно устаревает и теряет свои свойства. Поэтому делать это необходимо.
- Следить за уровнем жидкости в бачке ГУР.
- Стараться не крутить руль при неработающем ДВС. Если жидкость в системе гидроусилителя не движется, то насос перегревается. Масло не движется, если крутить много раз с заглушенным двигателем.
- При замене масла, следить чтобы не попал мусор.
При соблюдении правил эксплуатации, ГУР служит долго. Периодически проверять уровень масла. При доливе жидкости, доливать только такой же марки.
При обнаружении признаков неполадок в работе системы гидроусилителя, следует не ездить быстро и дальние расстояния, пока причины не будут устранены.
Признаки проблем с ГУР:
Как отремонтировать насос ГУР своими руками
Перед тем, как начать разбирать устройство, необходимо проверить, есть ли в системе воздушная пробка, которая мешает движению жидкости. Именно из-за воздушной пробки чаще всего появляются неполадки в гидравлических системах. То есть, первым делом прокачиваем ГУР. Если после этого причины не исчезли, то приступаем к демонтажу гидрача, его разборке и ремонту деталей системы.
Последовательность ремонта:
- Делаем полную очистку от грязи. При этом следить, чтобы грязь не попал в шланги.
- Снять приводной ремень.
- Сливаем масло настолько, насколько это возможно.
- Теперь надо поставить метку на валу ГУР относительно эластичной муфты (для этого придется залезть под машину). С помощью шестигранника открутить вал руля.
- Демонтируем рулевые тяги. Чтобы это сделать, надо левую сторону автомобиля приподнять домкратом и снимаем колесо. Обычно, чтобы снять тяги, надо использовать спецсъемник. Но, в данном случае сделать это можно без съемника.
- Берем торцевой ключ на 15 и ослабляем болты крепления ГУР к лонжерону. Это проделывается со стороны арки крыла. Выкручиваем 2 болта полностью, один оставляем на месте.
- Теперь, то, что осталось в шлангах, необходимо слить. Для этого подставляем разрезанную пустую канистру или другую емкость.
- Когда жидкость из шланг вытекла, надо заткнуть их тряпками.
- Теперь надо открутить оставшийся один болт. Одной рукой выкручиваем, второй — держим устройство гидрача.
- Аккуратно, не спеша вынимаем насос.
Когда насос снят, приступаем к его разборке
Сначала осматриваем, не разбит ли корпус, есть ли коррозия металла. В процессе разборки, обычно, причина поломки выясняется. Далее, разбираем на составные части насоса.
Как разобрать насос гидроусилителя руля:
- Стопорное кольцо держит подшипник. Это кольцо надо снять с помощью съемника.
- Выкрутить болты крепления задней крышки. Крышку снимают с помощью шлицевой отвертки. Снимать надо аккуратно, чтобы лопасти не вылетели и корпуса насоса.
- Кто не запоминает расположение с первого раза, тем рекомендуется взять чистые листы формата А4, сделать на них нумерацию и разложить их. В процессе разборки, детали выкладывают на эти листы в определенном порядке. Также надо запомнить, что лопасти закругленной частью потом надо установить наружу.
- Теперь надо снять пластину и детали под ней.
- После этого приступаем к снятию вала. Его надо аккуратно выбить, для этого можно использовать латуниевый молоток или резиновый, который используют мастера-плиточники.
- Со снятого вала надо выпрессовать подшипник.
- Если проблема была в подшипники, то есть, он может подклинивать, или рассыпался, или просто туго вращается, то запрессовываем новый подшипник.
- Кроме подшипника, надо проверить все детали устройства и при необходимости заменить их.
- На этом этапе, когда вышедшие из строя детали заменены, надо собрать устройство усилителя руля.
Вывод
В конструкции автомобиля есть очень важные узлы, устройства и детали, а есть менее важные. Вот за особо важными узлами надо следить часто. При обнаружении признаков, стараться как можно быстрее устранить причину.
В этом видео показывается устройство и принцип работы насоса гидроусилителя руля Шевроле Авео
Как ремонтировать насос ГУРа самостоятельно