Принудительное включение вентилятора охлаждения. Система охлаждения в двигателе на ваз-классике сама по себе не плоха, однако ее можно улучшить, сделав включение вентилятора принудительным. Зачем это нужно? Бывают случаи, когда на таких автомобилях очень поздно начинает свою работу вентилятор, поэтому летом система охлаждения не справляется со своей задачей.
Соответственно, двигатель начинает перегреваться, а в некоторых случаях и вовсе перестает работать. Принудительное включение нужно для того, чтобы сохранить двигатель в рабочем состоянии на долгое время.
Сам процесс не представляет из себя ничего сложного, нужно лишь установить кнопку, которая будет включать вентилятор в принудительном режиме. Для того, чтобы это сделать, понадобятся следующие материалы:
— два соединителя;
— кнопка, которая будет включать вентилятор;
— провода;
— изоляционная лента;
— острый нож.
Для начала необходимо врезаться в систему охлаждения.
Следующий шаг – заведение проводов в салон.
На следующем фото показано, как нужно вывести провода. Они вытаскиваются вместо заглушки. Если кнопка будет плоской, то это место идеально для нее подойдет.
Вот и все! Теперь в автомобиле можно будет включить вентилятор в любое время, просто нажав на кнопку!
При активной эксплуатации ноутбуков, особенно в жаркую пору года, пользователи нередко сталкиваются с их сильным нагреванием. Систематический перегрев приводит не только к подтормаживанию ОС и периодическому самовыключению ПК, но и к преждевременному выходу из строя процессора, материнки или других конструктивных элементов. Для снижения температуры лэптопа можно принудительно включить вентилятор, входящий в систему охлаждения ноутбука, с помощью программного изменения некоторых его настроек.
Способы управления работой кулера на ноутбуке
В переносных компьютерах за нормальное функционирование системы охлаждения отвечает BIOS. При этом заводскими настройками предусмотрена работа вентилятора только на 50% от его максимальной мощности . Это сделано для того, чтобы во время эксплуатации кулер не сильно жужжал и не потреблял много электроэнергии.
В практически всех материнских платах предусмотрена возможность программного управления работоспособностью системы охлаждения. Принудительно включить вентилятор на ноутбуке можно несколькими способами:
- Через BIOS.
- С помощью специального ПО.
Изменение настроек кулера может привести к появлению при его работе неприятного шума, а также к ускоренному разряжению аккумулятора. Поэтому перед тем как приступать к радикальным мерам, следует разобрать лэптоп, а затем почистить вентилятор и материнку от пыли, потому что она снижает теплоотдачу и, соответственно, приводит к повышению температуры ПК.
Принудительный запуск вентилятора через BIOS
Чтобы кулер на ноутбуке работал более эффективно, можно изменить скорость его оборотов и установить температуру ЦП, которую ему потребуется поддерживать. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
Программная оболочка вкладки Hardware Monitor в разных сборках BIOS может отличаться. Однако если знать, какие параметры нужно изменить, вы без труда переведете вентилятор в требуемый режим работы:
В интеллектуальном режиме кулер может работать со следующими параметрами:
- Silent – акцент ставится на бесшумной работе системы и экономии заряда аккумулятора;
- Standard – вентилятор будет работать наполовину своих возможностей;
- Performance и Turbo – производится максимальный разгон вентилятора (в этом случае немного снизится автономность работы ноутбука, так как кулер будет потреблять много энергии).
Принудительное включение вентилятора с помощью программы SpeedFan
Еще одним способом повышения работоспособности кулера является использование специального программного обеспечения, к которому относится бесплатная утилита SpeedFan. Чтобы разогнать вентилятор с помощью данного приложения, необходимо:
Существуют и другие программы, позволяющие принудительно запускать вентилятор ноутбука. Так, с помощью утилиты AMD OverDrive можно вносить изменения в работу кулера ПК, собранного на базе процессора от AMD. Для процессоров фирмы Intel разработано приложение Riva Tunes.
Схема включения вентилятора ВАЗ 2109 при помощи реле
Осуществить принудительное включение вентилятора ВАЗ 2109 несложно, нужно только немного поразмыслить и понять принцип работы всей системы. Необходимость в охлаждении радиатора возникает в те моменты, когда вы двигаетесь по пробкам (причем совершенно не имеет значения, зимой это происходит или летом). В жаркую погоду, конечно же, перегрев сильнее происходит.
Но при долгом движении в режиме трогания и моментальной остановки тосол в системе охлаждения попросту закипает. Сегодня рассмотрим причины, по которым не происходит включение вентилятора ВАЗ 2109 в автоматическом режиме, замену термодатчика, а также составим небольшую схему принудительного запуска обдува. Последний оказывается полезен, так как качество термовыключателей оставляет желать лучшего.
Почему не срабатывает электровентилятор?
Причин не так и много:
- Сгорела обмотка двигателя.
- Вышел из строя термовыключатель.
- Разрушение электропроводки.
Итак, что же делать, если вдруг вентилятор перестал включаться? Первым делом открывайте кран печки, это позволит увеличить круг циркуляции охлаждающей жидкости. Не забудьте включить обдув радиатора печки, чтобы он быстрее охлаждался.
Когда температура начнет немного падать, глушите мотор. Открываете капот и перед вами не очень приятная картина – тосол ушел, половина отсека мокрая. Необходимо произвести доливку жидкости в расширительный бачок. Если дело происходит летом, то можно залить и воду (главное – перед зимой сменить ее на тосол).
Проверьте работоспособность электродвигателя – рассоедините колодку подключения и на нее напрямую подайте питание от АКБ. Крутится пропеллер? Значит, с обмоткой все нормально, устанавливаете колодку на место. За включение вентилятора ВАЗ 2109 на более поздних модификациях отвечает только датчик-выключатель.
Чтобы проверить его, нужно снять с него два провода и соединить их. Если вращаться начал ротор, то неисправность кроется именно в датчике. Выход из сложившейся ситуации – это продолжать движение, соединив эти два провода. Изолировать их не нужно, так как управление включением вентилятора ВАЗ 2109 производится по массе (если зацепится оголенный провод за часть кузова, то ничего страшного).
И третья причина – обрыв проводов. На датчик вентилятора ВАЗ 2109 идет два провода: непосредственно от вентилятора и масса (кузов). Если ранее проблем не возникало, то пробуйте сделать надежную массу, так как по умолчанию в девятках минусовой провод от датчика вентилятора идет в сторону блока предохранителей и там теряется.
Найдите невдалеке от радиатора место, куда можно подсоединить минусовой провод питания. Вот и все неисправности, которые могут вас подстерегать. Теперь стоит поговорить о полезной кнопке принудительного запуска обдува.
Как правильно установить кнопку включения вентилятора ВАЗ 2109
Варианта два – через реле или при помощи одного лишь выключателя. Схема подключения реле проста – нужно параллельно датчику подсоединить два провода. Они оба должны идти на нормально разомкнутые выводы электромагнитного реле. Такая схема позволяет избежать наличия высокого тока в выключателе.
Два тонких провода необходимо вывести под приборной панелью и соединить с контактами кнопки (или выключателя). Таким образом, в салоне автомобиля установлен орган управления слаботочной обмоткой электромагнитного реле, а все цепи с высоким током находятся под капотом.
И теперь, если датчик вентилятора ВАЗ 2109 выйдет из строя, достаточно только нажать кнопку, чтобы остудить мотор. Для этой цели используется стандартное реле с нормальноразомкнутыми контактами. Аналогичные устанавливаются на свет, приводы электромоторов. Цена его в магазине около 50-70 рублей.
Стоимость датчика включения вентилятора порядка 100 рублей. В итоге, потратив пару сотен и полчаса времени, вы сделаете надежную систему, которая не подведет вас в сложную минуту.
Скажу от себя: после того, как в пробках закипел пару раз, по причине невключения вентилятора, пришлось установить обычный выключатель и реле. К сожалению, ничего, кроме выключателя вентилятора печки с шестерки, не нашлось, поэтому поставил его. И теперь, как только приближаюсь к затору, просто включаю вентилятор. И выключаю его после остановки. На маневренность и скорость это не влияет. Даже с учетом, что карбюраторная девятка (холостые 900-930 держит), никаких рывков или попыток заглохнуть не происходит.
Но можно, конечно, воспользоваться иной схемой – например, производить включение вентилятора ВАЗ 2109 напрямую выключателем, без использования реле. Но это чревато тем, что контакты выключателя будут постоянно подгорать, срок его службы становится намного меньше.
А можно использовать кнопки без фиксаторов, для этого необходимо включить в схему управления включением вентилятора ВАЗ 2109 один полупроводниковый диод. Вот только выключение такой системы возможно в случае, если производить разрыв цепи питания второй кнопкой.
Но это мелочи для человека, который более-менее разбирается в электрике. Вот такие полезные мелочи стоит добавить в свой автомобиль, чтобы выход из строя датчика вентилятора ВАЗ 2109 не застал вас врасплох.
Видео о вентиляторе на ВАЗ 2109:
https://youtu.be/wdpTUvxVWFU
Инструкция
На автомобилях используются электрические вентиляторы для обдува радиатора системы охлаждения. Вентилятор представляет собой крыльчатку на постоянного тока, установленном в круглой или квадратной рамке. Включение электровентилятора полностью автоматическое, зависит от температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. Данные о температуре жидкости снимаются с датчика, установленного в боковом отсеке радиатора. Датчик представляет собой простой микровыключатель, контакты которого нормально разомкнуты. Замыкаются они при достижении определенной температуры.
Чтобы подключить электрический вентилятор, можно воспользоваться двумя схемами: релейной и безрелейной. Отличие этих схем видно из названия. Безрелейная состоит из датчика температуры, вентилятора, предохранителя, соединительных проводов. Плюсовой вывод электровентилятора подключается через предохранитель на плюсовую клемму аккумулятора. Минусовой вывод вентилятора подключается к любому выводу датчика температуры, полярность включения не играет роли. Второй вывод датчика нужно соединить с кузовом автомобиля. Это самая простая схема включения, не требует много времени на реализацию.
Релейная схема содержит в себе электромеханическое реле. Хороша тем, что высокий ток убирается от датчика к реле. Плюсовой вывод вентилятора подключается через предохранитель на аккумулятор, минусовой на кузов. Минусовой провод нужно разрезать и получившиеся два провода соединить с нормально разомкнутыми контактами реле. По умолчанию у нас вентилятор отключен. Один вывод катушки реле необходимо запитать от плюса аккумулятора через предохранитель, либо от замка зажигания. Второй вывод катушки следует подать на первый контакт датчика температуры, а уже от второго контакта монтировать провод, соединенный с кузовом. Заранее посмотрите, имеется ли в реле диод, включенный параллельно катушке. Если имеется, то важно соблюдать полярность питания обмотки.
Еще одна полезная для схемы включения вентилятора – это кнопка, установленная в салоне автомобиля. Датчик температуры может отказать в самый неподходящий момент, поэтому для экстренных случаев кнопка окажется полезной. Как при использовании первой схемы, так и при использовании второй, нужно соединить нормально разомкнутые контакты кнопки с датчиком температуры. Так проще, но в случае использования первой схемы окажется, что на кнопке будет большой ток, а это может вызвать подгорание контактов кнопки и расплавление корпуса. Поэтому лучше всего кнопку использовать в дуэте с электромагнитным реле.
Источники:
- Стандартные реле и варианты их применения
- Установка кнопки принудительного включения вентилятора на примере ВАЗ-2110
- Как срабатывает вентилятор охлаждения на ваз 2105 инжектор
- Не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ 2112
Вентилятор (или кулер) – один из важных компонентов системного блока компьютера, обеспечивающий охлаждение центрального процессора. Если при работающем вентиляторе системный блок все же сильно нагревается, можно изменить начальную температуру охлаждения.
Инструкция
Включите компьютер, удерживая нажатой клавишу Delete либо одну из функциональных клавиш (F2, F5 или F8). Так вы запустите меню настроек BIOS материнской платы. Именно здесь производится установка начальной температуры работы вентилятора. Для внесения соответствующих изменений перейдите в меню Advanced Configurations или Advanced Setup.
Найдите пункт изменения параметров охлаждения системы. Обычно он называется Fan Mode. Включите параметр Always On, чтобы предотвратить автоматическое отключение вентилятора. Перейдите к пункту Fan Speed и укажите начальную скорость вращения кулера. Для начала внесите небольшие изменения, после чего протестируйте работоспособность компьютера и его температурный режим после
Во время активной эксплуатации ноутбуков, многие пользователи достаточно часто сталкиваются с чрезвычайно сильным нагреванием устройства, особенно в летнее время. Систематический перегрев влияет не только на работоспособность и скорость работы, но и уменьшает срок эксплуатации комплектующих. Для того чтобы снизить температуру нужно включить вентилятор на ноутбуке на максимум, тем самым повысится эффективность охлаждения.
Способы решения
Функционирование системы охлаждения в полной мере зависит от BIOS. Стоит учесть тот факт, что по заводским настройкам система охлаждения работает не на полную мощность, а лишь на 50% для минимального потребления электроэнергии и уменьшения уровня шума. Практически все материнские платы обладают возможностью управления кулерами при помощи .
Для того чтобы принудительно включить кулер на ноутбуке можно воспользоваться одним из следующих способов:
- Через BIOS.
- При помощи ПО.
При изменении настроек может появиться дополнительный шум и увеличится потребление энергии. Именно поэтому, сначала следует разобрать и тщательно почистить лэптоп, включая от накопившейся пыли, которая может быть первоначальной причиной перегрева.
Все представленные ниже способы одинаково подходят для ноутбуков самых разных фирм (samsung, hp, asus, леново и др.)
Включение кулера через биос
Для того чтобы запустить кулер принудительно, достаточно изменить некоторые настройки в bios’e.
Итак, что нужно сделать:
Внешний вид раздела «Hardware Monitor» может иметь небольшие отличия, зависимо от версии биоса. Но настройки всегда остаются однотипными, поэтому вы без особого труда сможете вручную включить вентилятор на ноутбуке и изменить его режим работы:
Параметры работы в интеллектуальном режиме :
- Silent – режим экономии энергии и бесшумной работы.
- Standard – работает в половину мощности.
- Performance и Turbo – максимальная скорость кулера.
Программный метод
Также принудительно включить вентилятор на ноутбуке можно с помощью программы Speedfan. Не могу не отметить простой и удобный интерфейс, мультиязычность и бесплатность, так что, рекомендую.
Что необходимо сделать :